Психологические особенности этнической стереотипизации и их проявление в правоохранительной деятельности

Феномен этнического стереотипа

Особенности этнических или национальных стереотипов

Определение 2

Этнические или национальные стереотипы – это вид социальных стереотипов, которые основаны на представлениях о менталитете, наборе личностных качеств и поведении представителей различных этнических групп.

Следует отметить, что национальные стереотипы формируются у человека еще в детском возрасте, они передаются от представителей более старшего поколения младшим.

Главной проблемой является то, что человек стремится интерпретировать поведение другого этноса со стороны своей культуры. Это приводит непониманию мимики, жестов, слов, символики другого народа.

Примерами таких стереотипов могут служить представления, что немец точен и пунктуален, француз элегантен и любвеобилен, итальянец эмоционален, русский гостеприимен, англичанин чопорен и т.д.

Также стереотипы могут формироваться о самой стране и быть связаны с явлениями природы, предметами, памятниками архитектуры, животными, блюдами национальной кухни и т. д. Например, с Россией ассоциируются снег, матрешка, Кремль, медведь, баранки, блины. С Англией – дождь, туман, Биг Бен, красные телефонные будки, футбол и т.д.

Различают:

  • гетеростереотипы,
  • автостереотипы.

Гетеростереотипы представляют собой шаблонный образ представителя другой страны или народа, автостереотипы – образ представителя своей страны или народа.

Этнические стереотипы могут быть положительными и отрицательными, т.е. описывать положительное либо отрицательное качество этноса. К примеру, к положительным стереотипам о русском народе относят гостеприимство, а к отрицательным – леность.

Несмотря на то, что национальный стереотип дает зачастую искаженную и упрощенную информацию об этносе, он играет важную роль при коммуникации с представителями других стран и народностей.

Стереотипы формируют первичный образ у человека и облегчают его адаптацию к новой культуре, если он впервые оказался в определенной стране. Некоторые специфичные особенности чужой культуры могут вызвать у субъекта культурный шок. В процессе взаимодействия с представителями другой культуры эти первичные представления могут полностью измениться. Чрезмерная фиксация на национальных стереотипах может вызвать различные сложности в коммуникации и даже привести к межличностным конфликтам.

При изучении незнакомого языка происходит выход за рамки устойчивых этнических стереотипов и знакомство со стереотипами других национальностей. Процесс усваивания чужого языка, как правило, включает в себя выявление и анализ стереотипных представлений.

Влияние национальных стереотипов можно наблюдать в деловой среде. К примеру, маркетологи зачастую проводят сбор статистики покупателей о продуктах, произведенных в других государствах. Эти мнения могут иметь в своей основе этнические стереотипы. Например, Германия является гарантом высокого качества, а Япония ассоциируется с хорошей электроникой.

Проблема этнической стереотипизации в правоохранительной деятельности

Как правило, принадлежность людей к определенной этнической группе способствует их объединению в малые социальные группы.

Большое количество мигрантов в России увеличивает нагрузку на правоохранительные органы и ведет к сокращению рабочих мест. Это является основой формирования негативного отношения у граждан страны к мигрантам.

Определенные национальные стереотипы могут стать преградой в процессе адаптации мигранта к новой культуре. Необходимость коммуникации с чужим этносом, а также культурный шок, могут вызвать у мигранта такие негативные чувства, как повышенная тревожность, раздражительность, агрессивность, беспокойства. Предварительное ознакомление с культурой и историей другой страны, а также изучение языка, способствуют изменению сложившихся стереотипов и успешной адаптации к новой среде.

Одним из видом межгрупповых конфликтов является этнический конфликт. Он представляет собой конфликт, который основан на противоречиях интересов определенных этнических групп. Такие конфликты могут иметь скрытый характер и выражаться в наличии межэтнической напряженности между представителями преобладающей национальности и этнического меньшинства. В основе возникновения этнических конфликтов может лежать исторический аспект.

Таким образом, приток мигрантов в страну может вызвать усиление сформированных национальных стереотипов и способствовать созданию новых.

Зачастую причины задержания правоохранительными органами представителей другой национальности могут базироваться на этническом аспекте. Например, отрицательные стереотипы о цыганах могут вызвать подозрения к представителям данного этноса.

В заключении стоит отметить, что этническая стереотипизация выполняет важную социальную функцию. Знание стереотипов может облегчить межнациональную коммуникацию, способствует формированию положительного образа и позволяет выбрать определенное поведение. В негативном аспекте этническая стереотипизация может проявляться в тех случаях, когда субъект имеет излишнюю предвзятость и концентрацию на устойчивых предубеждениях об определенной национальности.

Сущность понятия «национализм»

Определение 1

Национализм – это идеология, основа которой заключается в тезисе о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.

Специалисты понимают и изучают национализм с двух позиций и в двух смыслах. Во-первых – это политика, в основании которой лежит исключительность своей нации и её превосходство над остальными и, во-вторых – это определенное стремление к национальной независимости, созданию национального государства.

А.Конт-Спонвиль, например, рассматривает национализм как антидемократический процесс, подверженный ксенофобии. По его убеждению национализм является извращенной формой патриотизма, которая принимает абсурдные и нелепые очертания.

Отечественный словарь терминов и понятий дает национализму такое определение – это идеология, политика, социальная программа и практика, основу которых составляет идея национальной исключительности. Это стремление все государственные, политические, социально-экономические, духовные проблемы решать с позиции преобладания национального фактора в ущерб «чужим» нациям.

Словарь под редакцией Г.В. Осипова и Л.Н. Москвичева, рассматривает национализм в качестве чувства приверженности своей нации, а в государствах однонациональных он совпадает с чувством патриотизма.

В советской литературе было принято считать, что идеология национализма была создана с целью установления классового мира внутри нации, т.е. создана искусственно для конкурентной борьбы против других наций. На самом деле национализм возникает спонтанно и повсеместно, образуя ядро национального сознания, где национальные ценности ставятся выше других. Исследуя феномен национализма, Н.А. Исмуков, считает, что он рождается на базе национального самосознания, а вопрос о его существовании и функционировании довольно дискуссионный.

Замечание 1

Некоторые исследователи под национальным самосознанием понимают один из элементов национальной психологии.

Отечественный специалист в этой области О.Е. Хухлаев говорит о том, что национализм и патриотизм являются исключительно политизированными феноменами. Надо сказать, что эти феномены на уровне обыденного здравого смысла различаются – «патриотизм – это хорошо», а «национализм – скорее плохо».

Опорой национализма являются следующие приоритеты и установки:

  • суверенное право нации на самоопределение;
  • право нации сформировать свое государство;
  • нация выступает источником политической власти, и каждый член нации имеет право непосредственного участия в политическом процессе;
  • национальная самоидентификация, необходимость общности языка и культуры всего населения, проживающего в пределах единой административно-территориальной единицы;
  • солидарность на почве братства и любви;
  • нация является высшей ценностью, и задача государства удовлетворить потребности всей нации в целом;
  • возможность доступа к образованию каждого члена нации.

Советские и российские исследования проблемы национализма

Что касается современной России, то определить источник «русского национализма» довольно сложно, потому что высказывания исходят из разных мест и пространств.

Национализм поддержавших патриотический призыв «Единой России», объединяющий ностальгию по СССР и постсоветские реалии. Существует национализм малообеспеченной и малообразованной молодежи, который проявляет себя в актах насилия скинхедов и национализм городского среднего класса. Этот национализм появился в последнюю очередь и имеет проевропейский и демократический характер, но, в то же время, является ксенофобским, поскольку его выразителем стали национал-демократы.

В странах, вновь возникших на руинах СССР, социальные и политические потрясения интерпретировались как «пробуждение» народов, находившихся под гнетом России. Это гнет назвали «шовинистическим». Национализм в это время рассматривался в рамках бинарной схемы – национализм не русских народов, считался «здоровым», равно как и «народные фронты» горбачевской эпохи, а национализм русских определялся как самодержавный, консервативный, колониальный. Символом этого национализма стала основная организация русских националистов – антисемитская «Память».

А.С. Муканова в своем исследовании отмечает, что место и роль национализма в советские годы определялись силой, враждебной социализму и интернационализму. Национализм критиковали в соответствии с идеями К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина. Сталинское определение нации, сформулированное в 1913 г и впоследствии уточненное, стало догмой в советском обществознании на долгие годы. В хрущевское время нацию стали рассматривать в более широких рамках.

Исследование национальных проблем с конца 80-х годов отходят от традиционной советской методологии, появляется доступ к концептуальным разработкам западных ученых. В дискуссии об этнонациональном устройстве России активно включались философы, политологи, антропологи.

В российской науке и психолого-политической практике термин «национализм» использовался в негативном смысле, «буржуазному национализму» противопоставлялся «пролетарский интернационализм».

Изменившаяся методологическая парадигма дала возможность использовать не только западные типологии национализма, но и предложить свой вариант, отражающий реалии России.

Традиции изучения национализма на постсоветском пространстве и в пределах России на первый план выводят функцию политической мобилизации – для такого подхода есть как объективные, так и субъективные основания:

  • Объективные основания – специфика государственного устройства бывшего Союза, сохраняющаяся и сегодня – это двойной принцип государственно-политического устройства.
  • Среди субъективных факторов – укоренившееся в сознании народа негативное отношение к этому явлению.

Эмпирическое исследование по выявлению трансформации патриотизма в национализм в зависимости от уровня психосоциального развития личности, позволило сделать следующие выводы:

  • одним из феноменологических проявлений процесса являются этнонациональные установки личности;
  • содержание этих установок напрямую связано с результатами разрешения базисных кризисов психосоциального развития.

Сущность понятия «стереотип»

Определение 1

Стереотип – это упрощенное представление человека об определенном объекте или явлении, которое отражает привычное отношение субъекта, сформированное в результате влияния социальных условий и полученного опыта.

Стереотипы характеризуются устойчивостью. Они возникли в результате стремления сознания человека к конкретизации и упрощению. Конкретизация позволяет сформировать определенный образ с помощью ассоциации с абстрактным понятием, а упрощение помогает человеку определить основные признаки для обозначения нескольких явлений.

Базисом стереотипов являются предубеждения, которые могут передаваться от субъекта к субъекту с помощью художественной литературы, фольклора и т.д.

Этнические стереотипы и предрассудки

Этнические стереотипы и предрассудки в мире, движущемся к глобализации, являются чрезвычайно актуальными. Знание народов друг о друге, несмотря на огромный объем информации, содержит много белых пятен. Люди воспринимаются в зависимости от того, как мы их классифицируем по принадлежности, социально-экономическому классу, группе, по их демографическим характеристикам – полу, цвету кожи, возрасту и др.

В повседневной жизни человек не всегда владеет достаточной информацией о тех событиях, по которым высказывает свое мнение и дает оценку, поэтому поступает шаблонно, в соответствии со сложившимся стереотипом. Явление стереотипизации является характерной особенностью переработки личностью внешнего воздействия. Это явление связано со стремлением человека полученную информацию в своем сознании «разложить по полочкам», для чего необходимы определенные критерии.

Эти критерии сознание человека стремится упростить, чтобы расширить рамки категорий для того, чтобы можно было вместить больше явлений. Традиции и привычки закрепляются с помощью стереотипов, которые в этом плане выступают как средство защиты психического мира личности и самоутверждения. Стереотипы являются своеобразной крепостью, стоящей на страже собственных традиций. Под их прикрытием человек чувствует себя безопасно.

Понятие «стереотип» довольно часто употребляется как синоним слов «шаблон» или «стандарт». Являясь однозначным, он делит мир только на две категории – «знакомое» и «незнакомое». «Знакомое» становится синонимом «хорошего» а «незнакомое» – синонимом «плохого». Объекты выделяются стереотипами так, что слегка знакомое становится очень знакомым, а малознакомое воспринимается остро враждебным. Это говорит о том, что стереотип несет в себе оценочный элемент.

Большое количество стереотипов возникает стихийно.

Что касается этнических предрассудков, то человек их имеющий, найдет массу примеров, подтверждающих его точку зрения.

Если личный опыт противоречит стереотипу, то это воспринимается как исключение. Например, есть случаи, когда ярые антисемиты имели друзей среди евреев – логика простая — исключение из правила подтверждает само правило.

Враждебное отношение к какой-либо этнической группе и её обычаям подкрепляется, якобы, отрицательными чертами этой группы, а эти же черты, взятые безотносительно к данной группе, отрицательной оценки не вызывают.

Интересно, что объяснения враждебности не только могут меняться, но могут и противоречить друг другу, однако сама враждебность остается.

Стереотипную установку ослабляет непосредственное общение с человеком другой расы или национальности.

Предубеждения, порожденные межнациональными конфликтами, из общественной психологии выветриваются не сразу. Они, вроде бы, исчезли и забылись, но, при определенных трудностях дают о себе знать и вовлекают отсталые слои населения.

Глава 2.:Сущность и специфика этнических стереотипов

    Наше 
восприятие других людей зависит 
от того, как мы их «классифицируем».
Подобно тому как восприятие отдельных
предметов или событий со сходными чертами
позволяет нам образовывать понятия, так
и люди обычно классифицируются нами по
их принадлежности к той или иной группе,
социально-экономическому классу или
по их демографическим характеристикам
(пол, возраст, цвет кожи и т.п.).

    Стереотипы 
редко бывают плодом нашего личного 
опыта, чаще всего мы приобретаем 
их от той группы, к которой принадлежим,
особенно от людей с уже сложившимися
стереотипами (родителей , учителей, приятелей),
а также от средств массовой информации,
обычно дающих нам упрощенное представление
о тех группах людей, о которых мы не располагаем
полными и точными сведениями.

    В
повседневной жизни человек, как 
правило, лишен возможности подвергать
критическому анализу традиции, нормы,
ценностные ориентации и правила общественного
поведения. Он не всегда располагает также
достаточной информацией о событиях, по
которым ему приходится высказывать собственное
мнение и оценку. Поэтому в обыденной действительности
люди часто поступают шаблонно, в соответствии
со сложившимся стереотипом.

    2.1. Понятие стереотипа 
в психологической литературе.

    Слово
«стереотип» происходит от греческих 
слов stereos твердый и typos-отпечаток. Первоначально
оно появилось в полиграфии для обозначения
печатной формы-копии с типографского
набора. В обыденной жизни понятие «стереотип»
употребляется довольно часто как синоним
слов «шаблон» или «стандарт».

    Термин 
«социальный стереотип» был введен
в научный оборот в 1922 году американским
социологом Уолтером Липпманом . В работе
«Общественное мнение»  он описал
стереотип как характерное явление обыденного
сознания, основанное на стремлении человека
свести разнообразие мира к немногим определенным
категориям и, тем самым, облегчить себе
восприятие, понимание и оценку явлений.

    Стереотип,
по У.Липпману, возникает на основе восприятия,
не связанного с прямым опытом: — нам говорят
о мире до того, как мы его увидим. Мы представляем 
себе многие  вещи до того, как мы их
познаем на опыте. Многие стереотипы возникают
стихийно и спонтанно из-за неизбежной
потребности экономии внимания в процессе
усвоения опыта других людей и предшествующих
поколений, опыта, закрепленного в виде
привычных представлений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: