Психологические свойства деятельности

Психологическая характеристика деятельности

Индивидуальный стиль

Многие психологи подчеркивают, что любые теории личности имеют достаточно обобщенные характеристики. Поэтому всегда нужно учитывать особенности конкретного человека.

Индивидуальный стиль включает в себя темперамент, опыт, навыки, знания. Все это у каждого индивида развито на разном уровне. Поэтому достижение одной и той же цели не может быть одинаковым.

Человек также выбирает, какие приемы использовать для реализации плана. Они могут быть выбраны некорректно, тогда индивид анализирует свою деятельность, находит ошибки и больше не допускает их.

Проявления темперамента тоже можно считать индивидуальным стилем. Несмотря на то, что строение нервной системы у всех людей одно, соотношение процессов возбуждения и торможения будут разными. Флегматик дольше включается в работу, но у него меньше риск совершить ошибку по невнимательности. Сангвинику легче справиться с несколькими делами. Человеческий организм устроен сложным образом. Многие функции у него формируются только под влиянием внешней среды.

Дети не задумываются и имитируют поведение взрослых, это влияет на формирование стиля

В школьном возрасте ребенок учится самоконтролю и рефлексии. Взрослый находится под влиянием профессиональной сферы, от нее зависит выработка индивидуального стиля деятельности.

Понятие деятельности в психологии: особенности процесса

Современной психологической наукой личность рассматривается как субъект, который способен реализоваться в различной деятельности, прежде всего это относится к труду и общению. Деятельность животных отличается от человеческой деятельности тем, что они могут воспринимать лишь внешние, явные аспекты окружающего мира и реагировать на них, а человеку, благодаря общению и возможности коллективного труда, становится понятны символические формы отношений.

Главные компоненты деятельности субъекта:

  • познавательный — восприятие окружающего мира с помощью органов чувств, запоминание определенных моментов и их осознание;
  • волевой — осуществление целенаправленной деятельности, необходимой для достижения поставленной цели;
  • эмоциональный — мотивирующие деятельность психофизические процессы.

Психологическая структура, подтверждающая в психологии понятие деятельности и характерная для любого ее вида:

  • мотив — причина, побуждающая индивида начать действовать в определенном направлении;
  • цель — результат, к которому предполагается стремиться, формируется под влиянием мотива;
  • предмет — объект, в который деятельность человека вносит свои изменения, может быть как материальным, так и идеальным (мыслительный вид);
  • средства — психофизиологические возможности и ресурсы субъекта, орудия труда;
  • условия — особенности среды и психологического состояния индивида;
  • продукт — результат осуществленной деятельности.

Советским психологом и философом, С.Л. Рубинштейном, были отмечены следующие особенности человеческой деятельности:

  • ее субъектность, позволяющая рассматривать человека как агента действия;
  • целенаправленность, сознательность;
  • может осуществляться в виде совместной деятельности нескольких субъектов;
  • всегда происходит в реальности, является предметной и содержательной;
  • в творческой и самостоятельной деятельности происходит формирование и развитие человека и его психики, а также появляется возможность их объективного исследования.

Компоненты деятельности

Действие состоит из познавательной, эмоциональной и волевой частей. Внутреннее строение познавательного компонента делится на перцептивные, мнемические и мыслительные процессы.

По мнению первооткрывателя, деятельность является структурированной и ее можно поделить на этапы. Сразу формируются цель и задача, а также выполняется план. Далее смотрят на полученный результат, исправляя ошибки. Третьим этапом является анализ работы.

В дальнейшем другие ученые несколько доработали теорию, поставив на первое место мотив. Лишь после постановки цели человек может выработать план, который сможет ему помочь достичь желаемого.

Деятельность в психологии: сущность и классификация

Большое разнообразие видов человеческой деятельности классифицируется по самым разным и несхожим основаниям. Так, деятельность может быть типологизирована в соответствии с предметом, мотивами, способами осуществления, физиологическими механизмами, эмоциональной насыщенностью и др. До настоящего времени так и не принято общепризнанной и исчерпывающей классификации.

Замечание 1

В общем виде рассматривают четыре основных вида деятельности:

  • трудовая,
  • учебная,
  • игровая,
  • общение.

Этим видам посвящается огромное число психологических исследований, при этом каждый вид еще имеет множество градаций и разновидностей.

Сущность трудовой деятельности состоит в формировании определенного результата, выпуске продукта (может быть материальным или духовным). В ее процессе происходит целенаправленное изменение или преобразование мира. Трудовое производство социально обусловлено и осознанно, а его результат является предварительно запланированным.

Психологические аспекты труда, включая условия трудовой деятельности, рассматривает отдельный раздел психологии – психология труда. Трудовая деятельность индивида также обширна и разнообразна, поэтому большая часть ее аспектов неизбежно изучается и другими разделами современной психологии (общая, педагогическая, социальная, спортивная, психология творчества).

Учебная деятельность представляет собой специально организованное усвоение умений, навыков и знаний (присвоение) активного характера. Она является одной из сторон целостного процесса обучения в качестве взаимодействия преподавателя и учеников.

Игровая деятельность в психологии специфична, поскольку в ней ребенок символически воспроизводит и моделирует реальную жизнь. Помимо этого мотивация игры заключается в самом процессе функционирования, действия, а не в ее результате.

Общение (коммуникативная деятельность) характеризуется тем, что в качестве предмета общения здесь выступает другой человек, который является субъектом или группой людей. Общение – это комплексная деятельность, которая состоит из 3 сторон:

  • Перцепции (контакта, восприятия и понимания друг друга участниками коммуникации);
  • Коммуникации (обмена сведениями между собеседниками);
  • Интеракции (взаимодействия).

Достаточно распространенная классификация деятельности представлена ее разделением в возрастной психологии на основании ведущей деятельности. Этот термин был разработан Д. Б. Эльконином, который выделил непосредственно эмоциональное общение, предметную (манинулятивную), игровую, учебную деятельность, учебно-профессиональную деятельность и др.

С точки зрения психологии важная градация деятельности представлена тем, где и с чем она осуществляется. Она может быть внешней (материальная) и внутренней (психическая, умственная). Реализация внешней деятельности происходит в материальном пространстве. Для этого характерно использование объективно существующих материальных объектов (предметов), которые человек непосредственно и непрерывно производит в окружающем мире.

Внутренняя деятельность происходит в идеальном плане психического отражения. Ее осуществление происходит посредством образов, то есть не через материальные, а через «вторичные» предметы, которые присутствуют не в объективном физическом пространстве и времени, а в идеальном, умственном плане (то есть в психике).

Психология отдельно рассматривает саму психику как процесс или деятельность, а не только результат отражения. По этой причине внутренняя деятельность по большому счету и составляет предмет психологии. Эта наука, как правило, стремится изучать и анализировать именно эту внутреннюю (психическую) деятельность.

История изучения и последователи

Выявить общие закономерности удалось А. Бернштейну, П. Анохину. Психологи изучали организацию движений, активность мозга, направленную на движения. Это послужило основой для создания теории функциональных систем, которая объясняет структуру целенаправленной деятельности.

Согласно теории, целенаправленная деятельность должна состоять из последовательных элементов. Побуждению к началу действия становится мотив — осознаваемая потребность.

Впервые описание мотива встречается в работах К. Обуховского, В. Ковалева. Они провели ряд экспериментов, которые показывали, что мотив влияет на готовность индивида совершить целенаправленное действие. Отсутствие мотива — причина отказа от действия.

Послесловие

Осознанная целенаправленная деятельность – отличие людей от животных. В ее процессе человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, обеспечивает прогресс (хотя, иногда регресс) общества, влияет на природу (сохраняет или разрушает).

Любая деятельность – это творческий выход за рамки природного, работа над самим собой и миром. Человек не только потребляет, но и создает. С помощью нее он влияет на свою жизнь.

Благодаря ей осуществляется психическое развитие личности

Однако в то же время психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) выступают компонентами и даже отдельными видами деятельности

В основе современной психологической науки фигурируют такие базовые понятия как «личность», «сознание», «деятельность», «общение». Часто понятие деятельности в психологии трактуется как своеобразная форма отношения субъекта к окружающему его миру. Причем это отношение сознательное, направленное на его освоение и преобразование в той мере, в какой представляется индивиду целесообразным. Роль сознания зависит от вида деятельности — в научной, трудовой или игровой ее психологическая составляющая различна.

Целенаправленное отношение к миру реализуется в следующих ее видах: познавательном, оценочном, духовном или материальном, репродуктивном, творческом и многих других.

Функции

Чтобы действия были направленными, приводили к назначенной цели, человек должен освоить 3 метода развития психических процессов:

  1. Игра — первичная деятельность, которая помогает ребенку развивать психические процессы. Через игру дети проходят первичную социализацию, учатся взаимодействовать с окружающими. Игра влияет на развитие мышления, подготавливая ребенка к следующему методу.
  2. Учебная — необходима для становления ребенка в коллективе, выборе, освоении профессии. Качество учебы влияет на дальнейшую жизнь ребенка, выбор рабочего места.
  3. Трудовая — необходима для реализации профессиональных навыков, самореализации. Труд важен для социализации отдельных индивидов, процесса эволюции.

Если в детстве человек не освоил сюжетную игру, он не сможет полноценно освоить учебную, лишится потребности реализоваться в труде. Таким людям сложно стать частью социума, их социальные навыки не развиваются. Игра имеет ключевое значение для дошкольника, у взрослых может применяться как терапевтический метод.

Компоненты структуры

Содержание деятельности состоит из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Первая категория также делится на перцептивные, мнемические и мыслительные.

Н.А. Леонтьев представляет деятельность в виде строгой структуры, которую можно разделить на несколько этапов. На первом – происходят постановка цели, формулирование задачи и выполнение плана. На втором – проверяется результат, и исправляются ошибки. На третьем – подводятся итоги, и делается анализ работы.

Позже другие психологии расширили представления Н.А. Леонтьева. На первое место специалисты поставили мотив, т.е. опредмеченную потребность. Дальше в структуру добавили цель, которая может представляться как итоговый результат, так и желаемый.

После постановки цели индивид вырабатывает индивидуальный план достижения. От адекватности применяемых средств зависит то, получит ли человек нужный результат. После проводятся подведение итогов и их оценивание.

Деятельность в психологии представляется как сложный процесс, который требует высокой организации психики. Она бывает нескольких типов, каждый из которых имеет свои особенности.

Знания, умения, навыки, привычки

За реализацию программы отвечают разные компоненты. От уровня их развития зависит успешность выполнения. Целенаправленная деятельность возможна только при наличии знаний – образов, ощущений и восприятий. Они перерабатываются головным мозгом в понятия и представления.

Основные умения – это то, что позволяет человеку овладевать определенными действиями. Способ реализации зависит от мышления и индивидуальных особенностей личности. В сущности, умения позволяют находить нестандартные выходы из ситуации и реагировать на изменения условий. Навыки – это автоматизированные действия. Они появляются после многократного выполнения упражнений.

Простой пример. Для того чтобы ребенок научился читать, ему нужно не только запомнить буквы, но и каждый день тренироваться, после чего он не будет задумываться над тем, как соединить слоги в слова.

Навыки бывают двигательными, поведенческими, мыслительными

Развитие автоматизированного действия идет по одной схеме. Сначала происходит общее ознакомление с приемами выполнения, потом – попытки сделать действие, далее – отработка до автоматизма.

Под привычками может пониматься такое действие, которое стало потребностью. Они появляются в процессе многократного повторения, имитирования или научения.

Что это такое

Деятельность – форма активности человека, направленная на познание, преобразование окружающего мира, себя и условий своего существования. Это то, что отличает человека от животного, подчеркивает социальное в человеческой природе.

  • Деятельность не сводится только к удовлетворению потребностей.
  • Она определяется целями и требованиями общества.
  • С действиями связано развитие личности, сознания человека (в том числе самосознания).
  • Это сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром.

В деятельности человек выступает как создатель, творец. В ее процессе развиваются:

  • интеллектуальные способности личности;
  • творческое воображение;
  • мировоззрение;
  • система идеалов и ценностей;
  • эмоционально-эстетическое отношение к миру.

Как член общества человек ценен тогда, когда ведет активную трудовую, общественную жизнь, совершает поступки и несет за них ответственность.

Предмет деятельности

Деятельность всегда опредмечена. Предмет – то, на что она направлена. Он может существовать независимо или создаваться в процессе самой деятельности.

Принципы деятельности

Деятельность опирается на принцип функциональности и принцип системности.

  • Первый предполагает опору на уже развитые психические элементы, мобилизующиеся для достижения цели.
  • Принцип системности предполагает включенность индивидуальных качеств личности, на основе которых можно выделить несколько блоков в структуре.

Структура деятельности

Можно выделить шесть блоков. Каждый из элементов взаимосвязан с другими, взаимопроникаем.

Мотивы

Тут и включаются в работу потребности. Мотив – это опредмеченная потребность. Желание удовлетворить потребность, то есть получить конкретный предмет, побуждает к активности. Деятельность невозможна без мотива.

Цели

Основной элемент. Имеет две формы проявления:

  • как представляемый человеком результат;
  • как желаемый уровень достижений.

Программа

Человек решает, что и как он должен делать, то есть это выбор методов и средств, оценка собственных ресурсов. В работу включается когнитивная, мотивационная, исполнительная сфера.

Значимые для деятельности личностные качества

Это черты характера, способности, задатки и другие индивидуальные характеристики, которые помогут добиться цели.

Компоненты деятельности

Деятельность всегда имеет внутренний план и внешнее проявление, между которыми существует неразрывная связь. От внешних операций с предметами (предметное мышление) информация, трансформируясь психикой, превращается во внутренние образы, идеалы (образное мышление). Процесс такого перехода называется интериоризацией.

Обратное действие (создание чего-то материально посредством внутренних представлений) – экстериоризация.

Действие – инструмент в достижении цели

Действие – часть деятельности, направленная на достижение промежуточного результата в  конкретных условиях. Состоит из операций – способов выполнения согласно условиям.

Интеллектуальные действия

Внутренние психические действия с образами и понятиями, основанные на внешних действиях с предметами.

  • осознает (частично или полностью) цель своих действий;
  • представляет результат;
  • воспринимает и оценивает условия, в которых приходится действовать;
  • строит пошаговый план, алгоритм операций;
  • прикладывает волевые усилия;
  • наблюдает за процессом;
  • переживает успехи и неудачи.

Виды деятельности

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:

  1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.
  2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
  3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.

Деятельность это в психологии основополагающее понятие. Под ним понимают активное взаимодействие субъекта с объектом. При этом происходит удовлетворение какой-то потребности.

У деятельности есть важная особенность: она направлена на достижение поставленной цели

Теория психологии деятельности

Н.А. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн разрабатывали теории по отдельности, но они опирались на один и тот же материал – работы Л.С. Выготского и К. Маркса, поэтому их предположения имеют много общего.

Если представить краткий тезис, то он выражается в следующем утверждении: деятельность определяет сознание – оно формируется только при активном взаимодействии со средой.

Рубинштейн дополнил этот тезис тем, что, по его мнению, психика и сознание могут формироваться только при деятельности. Н.А. Леонтьев вывел: на каждом возрастном этапе ведущим является определенный тип взаимодействия с окружающим миром. Только при прохождении каждой ступени получается полноценная личность.

В раннем возрасте значение имеет предметно-манипуляторная деятельность, так как она влияет на формирование практических навыков

Особенности взаимодействия с окружающим миром изучаются не только в психологии, но и обществознании. Помимо советских теорий, вырабатываются новые представления об особенностях деятельности. Понимание процесса позволит улучшить жизнь людей.

Методы изучения

Явление изучали отечественные, зарубежные психологи. Общепринятые теории:

  1. Теория С. Рубинштейна. Деятельность подчинена внешним условиям. Она неделима с сознанием, обладает сложной структурой. Чтобы приспособится к внешним условиям, человек должен регулировать поведение. Человек учится контролю. Параллельно развиваются связь действий, сознания.
  2. Теория А. Леонтьева. Исследователь полагал, что внутренняя деятельность — переход внешнего психического процесса во внутренний. Человек с нарушениями слуха может воспроизвести в сознании звук, хотя не слышит его. Деятельность — комплекс операций, возникший при развитии сознания.
  3. Теория Л. Выготского. Рассматривал деятельность как результат работы высших психических функций. У первобытных людей высшие психические функции формировали отношения между людьми, но трансформировались в психические явления.

Поскольку деятельность — сложный процесс, его изучение возможно только с применением практических экспериментов, компьютерных технологий. Это значимый вопрос для исследований в области психологии, социологии, философии, биологии и других наук. Результаты исследований могут изменить представление о человеке, месте людей в окружающем мире.

Понятие и суть

Первобытный человек стремился познавать, преобразовывать окружающий мир. Сначалу он контактировал с природой, животными, неодушевленными предметами. По мере развития — научился создавать, изменять предметы, преобразовывать природу.

Деятельность — спорная, малоизученная тема

Ей стали уделять активное внимание в середине 20 века. А

Леонтьев определял ее как процесс удовлетворения потребностей субъекта. Для советских психологов была важна не сама активность, а основанные на ней психические процессы.

Термин «деятельность» следует отличать от синонимов «движение», «активность». Эти термины описывают движение материи. Для описания свойств неодушевленной материи нужно использовать термин «движение».

Появление живой материи послужило причиной возникновения новой формы движения — активности. Действия, которые выполняют животные для поддержания существования, следует называть жизнедеятельностью. Активность индивида, обладающего осознанностью, можно называть полноценной деятельностью.

Некоторые психологи полагают, что способностью к осознанной деятельности обладают и высокоорганизованные животные. Приматы, помимо необходимых для выживания действий, обладают способностью к игре.

Классификация

Для нормального существования одинаково важны оба типа деятельности: физическая и интеллектуальная. Они взаимосвязаны, подчинены одному механизму, направленному на гармоничное развитие.

Физическая форма

Под физической деятельностью понимают движение, выполняемое для достижения цели. Действие происходит под влиянием мотива, связано с работой физических функций. Физической деятельности предшествует мыслительная — вначале человек формирует образ, потом предпринимает попытку его воплотить. Физическая активность необходима для удовлетворения жизненных потребностей.

Интеллектуальная форма

Интеллектуальная деятельность может реализовываться без участия физической (мышление не требует физических движений). Она участвует в удовлетворении низших, высших жизненных потребностей.

Структура и особенности

Ученые выделяют макроструктуру и внутреннюю структуру деятельности. В макроструктуре соединены компоненты, отвечающие за простые, сложные действия. Базовым элементом структуры является операция. Операция — совокупность движений, направленных на выполнение поставленной задачи. При возникновении мотивации человек составляет программу:

  • формирует цель;
  • выбирает действие;
  • совершает действие.

Эта совокупность — макроструктура.

Внутренняя структура рассматривает эти компоненты подробно. Потребность, которая возникает у индивида, продиктована несоответствием между реальным положением, необходимым результатом.

Чтобы поставить рекорд в спорте, спортсмену нужно тренироваться, развивать навыки. Он не может сразу реализовать потребность. Во время тренировки он сравнивает результат с достижениями других спортсменов.

На основании этого заключения психологи пришли к выводу, что мотив — результат сравнения и желания быть похожими на других.

Психологическая структура деятельности и ее свойства

Системность организации деятельности в психологии связана с существованием двух основных планов, которые изучаются при ее психологическом анализе, – это внешний (предметно-действенный) и внутренний (собственно психологический) план.

Замечание 2

Для каждой деятельности характерна определенная структура, в которую включены мотив, цель, предмет, средства, условия и продукт.

Мотив деятельности является причиной, которая побуждает индивида к ней и придает ей определенную направленность. Цель представляет собой образ желаемого будущего в виде предполагаемого результата деятельности. Формирование цели происходит на основе мотива.

Предмет деятельности представлен тем объектом во внешней среде, на изменение которого она направлена. Тем не менее, этот показатель может иметь не только материальную природу. Он может быть идеальным (например, мыслительная деятельность).

Средства и условия деятельности включают орудия труда, психофизиологические ресурсы человеческого организма. К ним относятся не только физические аспекты среды, но и психологическое состояние человека.

Продукт деятельности – это ее результат. Он может быть прямым (объективным результатом, созданным в процессе деятельности, изменение во внешней среде) и побочным (субъективный результат в виде изменения во внутреннем мире).

В соответствии с теорией Леонтьева иерархическая структура деятельности характеризуется тем, что ее осуществление происходит с помощью действий, которые, в свою очередь, осуществляются благодаря операциям (деятельность – это цепочка действий, а действия являются цепочками операций).

Действие является отдельным элементом деятельности. В его процессе происходит достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели. Действие считается относительно самостоятельным и завершенным актом деятельности. Оно концентрируется на достижении цели деятельности и выступает как единица анализа деятельности. В ходе упражнений меняется структура действий, они становятся более экономными и быстро выполнимыми, превращаясь впоследствии в навыки.

Операции представляют собой способы осуществления действий в соответствующих условиях. Они концентрируются на решении задач деятельности и могут быть определены через средства и условия деятельности. Как правило, операции обладают автоматизированным и неосознаваемым характером.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: