Механизм государства

Презентация по обществознанию на тему: механизм государства  доклад, проект

Соотношение государственного механизма и аппарата

Определение 1

Государственный механизм — это система определенных органов и учреждений, деятельность которых направлена на управление обществом, а также на защиту прав, свобод и интересов граждан.

Замечание 1

Государственный аппарат — это часть государственного механизма, представляющая собой группу государственных органов, уполномоченных осуществлять государственную власть. Стоит отметить, что в структуру аппарата государства обычно входят различные учреждения и органы государства.

Государственный механизм часто отождествляют с государственным аппаратом. Но государственный механизм — это более широкое понятие, чем понятие аппарата государства. Существует традиционное определение государственного аппарата, в котором отмечается, что государственным аппаратом является совокупность органов, с помощью которых осуществляются государственные обязанности и функции. Вообще, аппарат государства стоит рассматривать как неотъемлемую часть государственного механизма, потому что, помимо государственных учреждений, считающихся государственными органами, сам механизм правления еще включает в себя и другие государственные учреждения, не считающиеся государственными органами. Организации, которые не считаются государственными: учреждения (школы, больницы), а также различные компании и объединения людей.

Итак, механизм государства состоит из трех типов государственных организаций:

  • органы государства;
  • институты государства;
  • государственные компании.

Поскольку аппарат государства представляет собой государственные органы, он не идентичен механизму государства. Так, аппарат государства — это основная часть и звено государственного механизма.

Наиболее распространенные характеристики государственного механизма:

  1. Государственный механизм состоит из специально вовлеченных в управление (законодательство, правоприменение) лиц.
  2. Механизма государства является сложной системой тесно связанных между собой органов и учреждений, осуществляющих свои непосредственные властные функции.
  3. Функции тех или иных звеньев механизма государства осуществляются организационно-финансовыми средствами, а в случае необходимости — с применением мер жесткой экономии.
  4. Государственный механизм призван обеспечивать и защищать интересы и законные права и свободы всех граждан, проживающих в государстве.

Стоит отметить, что сфера прав и возможностей органов государства ограничена законом, который гарантирует максимально отлаженные и легкие отношения, которые формируются между государством и отдельным человеком.

Бюрократия и бюрократизм в механизме государства

Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат). В понятие «бюрократия» часто вкладывается различный смысл. Для М. Вебера бюрократия – рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.

В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм – болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть «бюро», т.е. письменного стола, конторы, «конторовластие», а по сути дела – власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов – именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный – в групповой или личный, т.е. «государственные задачи превращаются в канцелярские», а «канцелярские задачи – в государственные». Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата – сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата – верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика – надежное лекарство против этой болезни.

показать содержание

Понятие и признаки государственного органа

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.

1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции – властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:

а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права);

б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Бюрократия и бюрократизм

Не существует единого мнения по поводу того, полезна или нет бюрократия. Ясно, однако, что без бюрократического аппарата существовать современное государство не может.

Бюрократия – это система четких и конкретных правил, обязательных для исполнения всеми чиновниками.

Принципы организации деятельности механизма государства строго регламентируются различными предписаниями и правилами. Конечно, это делает аппарат менее гибким и способным на нестандартное реагирование. Но зато ограждает государство от произвола.

Что же касается бюрократизма, то этот термин обычно употребляется в отношении проблемы, существующей сегодня также во всех странах. Бюрократизм – это засилье бумаг, различных мелких правил и инструкций, которые позволяют чиновникам незаметно подменять интересы государства своими собственными и решать личные задачи (например, собственного обогащения) за счет казны.

Обычно исследователи определяют степень бюрократизма как пропорциональный «раздутости» государственного аппарата.

Соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат»

Анализ исследований, посвященных изучению вопроса о механизме государства, позволяет сделать вывод о том, что очень часто в связке с данным понятием используется понятие «государственный аппарат», в связи существуют определенные трудности в вопросе их соотношения и верного применения.

При этом по данному вопросу в настоящее время существует множество точек зрения. Представители первого подхода говорят о нецелесообразности разграничения в сущности тождественных понятий, в связи с чем, используют термины «государственный аппарат» и «механизм государства» как синонимы.

Сторонники второй точки зрения, напротив, разделяют обозначенные термины и отмечают, что государственный аппарат – это конкретно существующая система органов, призванных осуществлять управленческую деятельность, и обладающая, в этой связи, совокупность законодательно определенных властных полномочий. В свою очередь, «механизм государства», помимо собственно государственного аппарата, включает в себя различные учреждения и организации, военизированные формирования, и т.д. Иными словами, понятие «механизм государства» оказывается шире по содержанию и полностью включает в себя «государственный аппарат» и т. д.

Сущность механизма государства

Определение 1

Механизм государства — это целостная иерархическая система органов и учреждений государственного управления, построенная с целью осуществления государственной власти, реализации задач и функций, стоящих перед государством.

Современное государство функционирует в качестве определённой системы, включающей в себя упорядоченную совокупность органов управления, коллективов, осуществляющих управление общественными отношениями от имени государства и в пределах закрепленных за ними полномочий.

Государственный механизм включает в структуру все органы государственного управления. Он выступает в качестве олицетворения государства, являясь его реальным материализованным воплощением. Государственное управление и само существование государства невозможно без наличия механизма государства: ни то, ни другое не может существовать друг без друга.

В теории государственного управления зачастую осуществляется отождествление терминов «механизм государства» и «государственный аппарат», однако многие специалисты рассматривают механизм государства в качестве более широкого понятия, включающего в себя систему органов государственного управления, формирующих государственный аппарат, и систему принудительных учреждений в виде полиции, тюрем и прочего, а также методы реализации власти.

Рассмотрение термина «механизм государства» в узком смысле позволяет отождествлять его с термином «государственный аппарат», под которым понимается вся совокупность органов государственного управления, являющихся частью механизма государства.

Государственный механизм должен отвечать требованиям целостности, предусматривающей его ориентацию на достижение единых целей и задач, единству власти, предусматривающему наличие единых органов государственного управления, а также системности организационно-материальной основы.

Функции государства

Функции государства классифицируют по различным основаниям.

Так, в зависимости от продолжительности действия различают постоянные и временные функции государства. Например, на всех этапах своего существования государство осуществляет функцию охраны правопорядка (постоянная функция). В то же время функция ликвидации последствий конкретного стихийного бедствия или техногенной катастрофы носит временный характер. Она исчезает с достижением поставленной перед государством задачи.

В зависимости от значения различают основные и второстепенные функции государства. Их соотношение, «удельный вес» в деятельности государства определяются конкретным историческим этапом его развития и дают возможность оценить сущность государства, его социальное назначение. Например, в годы войны на первое место выходит функция обороны, все другие функции государства ей подчинены.

Внутренние функции

К внутренним функциям государства относятся:

  • экономическая функция (формирование и исполнение бюджета, составление и выполнение программ экономического развития, финансирование ряда отраслей, непосредственное руководство государственным сектором экономики);
  • функция защиты прав и свобод человека и гражданина (конституционное закрепление личных, политических и социальных прав человека, деятельность государственных органов, защищающих права человека и гражданина);
  • социальная функция (обеспечение достойного уровня жизни человека, помощь гражданам государства, которые по объективным причинам не могут участвовать в создании материальных благ);
  • функция финансового контроля (выявление и учет доходов производителей материальных и духовных благ, взимание налогов, распределение налоговых средств);
  • функция охраны правопорядка (обеспечение точного и полного осуществления правовых предписаний всеми участниками правовых отношений внутри государства, привлечение к юридической ответственности правонарушителей);
  • природоохранительная, или иначе – экологическая функция (регулирование процесса использования природных ресурсов, сохранение и восстановление естественной среды обитания человека).

Для современного государства характерно особое внимание к социальной и экологической функциям, функции защиты прав и свобод человека и гражданина, а также появление новых функций. Среди них:

Среди них:

  • культурная (духовная) функция (организация образования, обеспечение сохранности культурного наследия и доступа граждан к нему);
  • информационная функция (организация и обеспечение системы получения, использования, распространения и хранения информации).

Внешние функции

К внешним функциям государства относятся:

  • функция обеспечения безопасности государства (защита страны от нападения извне, защита общенациональных интересов от деструктивных действий внутри страны);
  • функция международного сотрудничества (сотрудничество в политической, экономической, культурной и спортивной сфер; участие в поддержании мирового правопорядка; помощь населению других государств, оказавшихся в условиях стихийного, социального бедствия или техногенной катастрофы).

В современном мире, когда общественная жизнь все более интернационализируется, грань между внешними и внутренними функциями постепенно стирается. Практически каждая из функций государства имеет как внутреннюю, так и внешнюю стороны.

Механизм и основные функции государства

Признаки и принципы организации государственного аппарата

Аппарат государства представляет собой совокупность тех или иных органов государства, которые связаны между собой какими-то общими принципами осуществления конкретной деятельности.

Итак, к признакам государственного аппарата относят:

  1. Аппарат государства является иерархической системой, которая состоит из отдельных органов и учреждений государства. А целостность аппарат государства обычно гарантируется общими принципами, целями и задачами.
  2. Основными структурными элементами государственного аппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные учреждения связаны между собой на основе зависимости и координации.
  3. Для обеспечения государственных властных заказов государственный аппарат имеет прямые инструменты жесткого принуждения. Ни одна страна не может обойтись без этого.

С помощью государственного аппарата фактически осуществляется власть и реализуются государственные функции. Существует прямая связь между государственными функциями и государственным аппаратом, поскольку он был создан именно для выполнения государственных функций. Поэтому, когда меняются государственные функции, неизбежно следует смена государственного аппарата.

Структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами органов: законодательные органы — это «приоритетные» государственные органы в прямом смысле слова, которые не зависят от других основополагающих органов; исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; имеют институты государственной поддержки (административный аппарат и т.д., организационно-материальный аппарат подготовки, утверждения и исполнения актов государственного управления); правоохранительные органы обеспечивают и сохраняют стабильность, неосязаемость общественных отношений, складывающихся под влиянием государства и права, в том числе организационно-материальных обязательств (армия, полиция, спецслужбы, тюрьмы).

Принципы организации и функционирования государственного аппарата являются ключевыми положениями, поддерживающими построение и функционирование государственного аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

  • приоритет прав и свобод человека и всего населения;
  • демократия, которая выражает добровольное участие граждан в формировании деятельности государственных органов;
  • разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной) создает механизмы, которые минимизируют вмешательство со стороны властей;
  • законность, то есть обязательное уважение всех государственных органов, должностных лиц, граждан всех существующих законов и конституционных норм;
  • гласность, информированность общественности о практической деятельности отдельных государственных органов, что обеспечивает прозрачность процесса работы должностных лиц;
  • федерализм, учитывающий интересы регионов;
  • профессионализм, подразумевающий использование наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата и др.

Некоторые принципы организации и деятельности государственного аппарата не включены в действующее законодательство, но освещены в судебной науке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: