Наука как социальная сила
До сер. 19 века достижения науки в практической деятельности использовались эпизодически и не вели к рациональному использованию всех появляющихся возможностей.
В современном мире, в условиях научно-технической революции, наука выступает как социальная сила, оказывающая непосредственное влияние на процессы социального развития.
Методы науки широко используются при разработке программ и планов экономического и социального развития. Такие программы обозначают цели деятельности организаций, предприятий и учреждений. При этом участие самих ученых как носителей специфических знаний принципиально необходимо.
Программы и планы развития носят комплексный характер, поэтому их создание и дальнейшее внедрение предусматривает взаимодействие естественных, общественных и технических наук.
Наука в качестве социальной силы помогает в решении глобальных проблем человечества. Однако, развитие научно-технического прогресса ведет к истощению природных ресурсов, растет загрязнение воды, воздуха, почвы. Наука выступает фактором радикальных изменений, происходящих в местах обитания человека.
Ученые первые обратили внимание на симптомы надвигающегося кризиса, начали привлекать к проблеме внимание государственных и политических деятелей, общественности, хозяйственных руководителей. Только наука может определить параметры и масштабы экологических опасностей
Наука выполняет прогностическую функцию, которая позволяет человеку прогнозировать последствия изменений окружающего мира, осуществляемые в соответствии с потребностями и желаниями людей. Различные научные модели способны показать тенденции развития общества, дать соответствующие рекомендации по их определению.
Основные функции науки в социальной сфере
Социальная функция. Наука в общественной жизни выполняет множество различных и значимых функций. В данной функции, включены все возможности науки принимать участие в решении повседневных проблем. Создание наиболее лучших и благоприятных условий для общественной жизни и развития культурной составляющей.
Однозначно, можно отметить, что социальная сфера, взаимосвязана со всем, что происходит в жизни человека и всего общества.
Основные функции:
Мировоззренческая функция. Выполняет роль для продвижения научной картины всего мира и подробное исследование отношения человечества ко всему миру. При помощи науки создается картина мира, в которой собраны все значения об обществе, природных явлениях и, непосредственно, о самом человеке. Характеризуя картину мира, можно сказать, что она тесно взаимосвязана с философией и религией человека, его постоянным переосмыслением и переоценкой.
Познавательная функция. Связана с познавательными качествами, которые свойственны всему живому на земле. Процесс познания мира, его природных явлений, изученных и неизученных. Данный метод применяется человека на протяжении всей его жизни. Общество постоянно пытается что-то изучить, познать, сделать новое научное открытие.
Экономическая функция. Данная функция является основной и производительной силой в науке. Выступает, как главный фактор развития культурной жизни в обществе. Через экономику происходит процесс преобразования разных сфер жизни человека
Чем больше уделяется внимание экономике, тем более развитым будет государство и общество в целом
Техническая или технологическая функция, иначе еще звучит как производственная. Служит, для внедрения и функционирования новых методов и способов для улучшения форм организации и управления предприятия в целом. При ее помощи, происходит модернизация и развитие производственных процессов.
Образовательная функция. Образовательная функция, выполняет роль основного фактора, который служит для повышения уровня образованности в обществе. Основные научные достижения влияют и оказывают воздействие на процесс воспитания и образования в обществе. Это основополагающая при составлении учебной литературы, программ и методов обучения.
Главную роль в этой функции, стоит отдать педагогике. Которая в свою очередь имеет влияние через политическую, культурную, научную деятельность. Частично осуществляется через деятельность и разработки ученых и средств массовой информации.
Культурная функция. Культура — это основоположник развития человека и общества в целом, его познаний и основной деятельности. Ей главные идеи и рекомендации очень активно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс. Она прежде всего служит для формирования человека, как субъекта, для осуществления деятельности и познания. Индивид (личность человека) получает уже готовые средства и способы познания окружающего мира. Приобщается к ним благодаря постепенному процессу социализации. Из истории можно вспомнить, что общество любой эпохи всегда имело общий язык, согласно народности, совместные традиции и манеру поведения, при помощи которых проявлялась действительность их существования. Научные познания широко применялись в быту, тем самым составляя основу создания и формирования мировоззрения людей.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Нужна помощь
Образовательная и культурная функции науки
Образовательная и культурная функции науки заключаются в том, что наука – это фактор культурного развития и образования людей. Достижения науки оказывают значительное влияние на весь процесс обучения и воспитания, на содержание учебников, программ, на формы и методы, технологию обучения.
Замечание 2
Ведущая роль в реализации образовательной функции принадлежит педагогической науке. Данная функция осуществляется через политику, культурную деятельность, систему образования, просветительскую деятельность ученых, средства массовой информации и т.д.
Как культурный феномен, наука имеет культурную направленность, занимает важное место в сфере духовного производства. Культурная функция предполагает развитие человека в качестве субъекта познания и деятельности
Индивидуальное познание возможно только в социальных, окультуренных формах, существующих в данной культуре. Личность приобретает готовые способы и средства познания, приобщается к ним в процессе социализации
Культурная функция предполагает развитие человека в качестве субъекта познания и деятельности. Индивидуальное познание возможно только в социальных, окультуренных формах, существующих в данной культуре. Личность приобретает готовые способы и средства познания, приобщается к ним в процессе социализации.
Человеческое общество любой исторической эпохи всегда обладало общими языковыми средствами, специальными понятиями, инструментарием и процедурами, помогающими воспринять действительность.
Научное знание проникает в быт человека, является основой формирования мировоззрения и сознания, неотъемлемым компонентом социальной среды, в которой наблюдается формирование и становление личности.
Культурное наполнение науки включает и ценностные и этические аспекты. Для этоса науки открываются новые возможности:
- проблема социальной и интеллектуальной ответственности;
- вопросы нравственного и морального выбора;
- проблемы нравственного климата в коллективе и научном сообществе;
- личностные аспекты принятия решений.
Социальная функция
Социальная функция науки помогает использовать имеющиеся знания для пользы общества
Благодаря имеющимся сведениям учёные разрабатываю программы экономического развития, привлекают внимание людей к важным проблемам современности. Например, в последние десятилетия особого внимания удостоился процесс глобального потепления
Рис. 3. Таблица «Функции науки».
В обществознании функции науки, перечисленные выше, считаются основными. Помимо них, выделяется ряд дополнительных:
- управленческая (регулирование социальных процессов);
- традиционная (сохранение и передача научных достижений);
- практическая (наука способна оказать влияние на все области общественной жизни).
Что мы узнали?
Наука — совокупность сведений об окружающем мире и человеке, накопленных в результате наблюдений, экспериментов, опытов. Она выполняет ряд важных функций: познавательную, культурно-мировоззренческую, прогностическую, производственную, социальную.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Основные функции науки
Функции науки делятся на категории в зависимости от сферы и способа применения научных знаний и задач, которые они решают.
Познавательная
Познавательная функция науки является ее основным предназначением. Ее главнейшие признаки:
- Познание окружающего мира, его законов и явлений, закономерностей.
- Теоретическое постижение мира.
- Рациональное объяснение наблюдаемых явлений и процессов.
- Производство нового научного знания на основе познавательно-прогностической деятельности.
Мировоззренческая
Мировоззренческая функция тесно связана с предыдущей. Главной целью являются:
- Разработка специфического научного мировоззрения и основанной на научных знаниях целостной картины мира.
- Изучение отношения человека к миру с точки зрения рационализма.
- Доказательство научного представления о мире.
Здесь ученые наряду с философами вырабатывают мировоззренческие постулаты и ценностные ориентиры для человека.
Производственная
Производственная функция находится на стыке науки и производства. Она помогает внедрить инновационные разработки, новые технологические процессы взамен устаревших, новые формы организации производства. Наука превращается в своего рода производительную силу, которая разрабатывает и внедряет новые идеи.
Культурная
Проявление культурной функции науки заключается большей частью в продвижении и популяризации идей образования и саморазвития. Научные достижения положительно влияют на структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, формы и методы обучения. Мало того, наука и сама по себе является культурным феноменом общества. Эта функция реализуется через просветительную деятельность ученых, современную систему образования, публицистику и средства массовой информации.
Культурная функция науки раскрывает себя как процесс формирования личностных качеств человека. Научное знание в современной жизни является одной из основ формирования мировоззрения общества, оно стало неотъемлемой частью социальной среды, служащей становлению и развитию личности.
Общественная
Наука оказывает огромное влияние на общественную жизнь, на развитие экономики и социальное управление обществом. Общественную (или социальную) функцию науки можно раскрыть через ее участие в процессах социального развития общества, в формировании социальных институтов, оказывающих влияние на поведение людей через устанавливаемые ими правила.
Примеры таких социальных институтов:
- семья;
- школа;
- религия;
- различные общественные организации;
- государство.
Дополнительные функции науки и их характерные особенности
Управленческо-регулятивная. В ходе проведенных исследований создаются и разрабатываются основные методы и идеи по управлению главных социальных процессов. Штат ученых, менеджеров, экономистов и политологов, осуществляют свою деятельность таким образом, чтобы предоставлять самую нужную и продуктивную информацию по управлению для сотрудников. Их задача также состоит в совершенствовании самой структуры любого производства, нормализация отношении в коллективе, повышении эффективности в процессе управленческих решений.
Традиционная. Ее основная задача состоит в сохранении всего, что было создано и разработано ранее. Все нормы, стандарты, идеалы и ценности должны иметь преемственность из поколения в поколение. В первую очередь это касается научного и исследовательского производства. Для, того чтобы достичь успеха, нужно помнить, что без прошлого будущее невозможно.
Практически-действенная функция. Данная функция тесно взаимосвязана со всеми функциями науки и непосредственно, через них проходит свою интеграцию. Представляет понятие науки, как социальную и преобразующую силу, способную многое изменить и преобразовать в лучшую сторону.
Строение и основная функция, которую несет наука в социальной сфере
Науку всегда, во все времена было принято рассматривать и характеризовать, как высоко специализированную направленную деятельность, по созданию объективных и адекватных знаний о мире. А также непосредственно и самого человека.
На данный момент можно, однозначно сказать, что наука в современном мире и непосредственно в обществе, играет важную роль. А также во всех сферах и отраслях современного социума. Развитие науки, зависит от того, как именно развивается само общество. Важную роль играет и темпы развития современного государства. Главным достижение науки, считается все что окружает человека. Все, что окружает человека — является научным достижением. На современном этапе, науке поставлена цель решать важные проблемы, при этом создавая новые отрасли в структуре исследований. В настоящее время развитие стран с положительной динамикой зависит от научной сферы, которой они располагают.
Страны, которые серьезно рассматривают вопрос о научных исследованиях, успешно осваивают современные технологии, затрачивают большие финансовые и информационные средства, имеют возможность в современном мире занимать ведущие позиции на всей мировой арене. Управлять современным обществом без применения науки практического не невозможно.
Наука оказывает воздействие на человека, в первую очередь через образовательную систему. А именно:
- через изучение научных открытий и исследований;
- путем развития детей, и их формирование и развитие как грамотной и образованной личности.
Систем образования, является своеобразным толчком для развития научного мировоззрения и формирования личности человека. Современная политика во многих странах направлена на эффективное применение потенциала грамотных специалистов в общественной жизни.
Рассмотрим подробно, какие функции характерны науке, в современном социальном развитии. Ответим на главный вопрос, который звучит следующим образом:
Виды науки
Впервые классификацию науки по различным видам провел Аристотель. Он поделил их на теоретические, практические и творческие. В современном мире науки принято делить на:
- естественные;
- технические;
- гуманитарные;
- общественные.
Естественные
Естественные науки — это науки о явлениях природы, ее объектах, о происходящих в ней процессах, о человеке как субъекте природы. Сюда относится математика, физика, химия, общая биология, анатомия, география, геология астрономия. Они отвечают за накопленные знания и опыт человечества. Одним из главных методов исследования в естественных науках является экспериментальная деятельность человека. Все знания проверяются либо опытным путем, либо с помощью строгих, логически выверенных доказательств.
Технические
Технические (инженерные) науки — науки, изучающие главным образом явления, имеющие отношение к развитию технического прогресса. К ним можно отнести архитектуру, информатику, механику, электротехнику, агрономию.
Они выполняют функцию практического применения естественно-научных знаний, а также отвечают за разработку технологий, создание и развитие техники. В свою очередь, результаты прикладной технической деятельности на практике доказывают или опровергают теоретические знания.
Гуманитарные
Гуманитарные науки — это науки, изучающие человека и его взаимодействие с обществом. В отличие от естественных, в них имеет значение не столько точное описание происходящих событий, сколько их ясное понимание и объяснение произошедшего. Важнейшую роль здесь играет понятие правды и присутствие нравственной оценки события.
К гуманитарным наукам относят:
- культурологию;
- политологию;
- лингвистику;
- филологию;
- психологию;
- этнографию;
- религиоведение;
- антропологию;
- литературоведение;
- искусствознание;
- отдельные разделы философии;
- частично исторические науки.
Общественные
Общественные науки — это науки, исследующие закономерности развития природы, человеческого общества, мышления человека, изучающие экономические, исторические, социальные и культурные вопросы.
Происходящие в обществе процессы имеют более сильное влияние на развитие этих наук, чем на естественные или технические.
На первом месте здесь стоит комплекс философских дисциплин (логика и диалектика), а также обществознание. К общественным наукам относятся:
- социология;
- история;
- юриспруденция;
- политология;
- педагогика;
- риторика;
- социальная география;
- экономика;
- большая часть гуманитарных наук.
Гуманитарные и общественные науки по своему содержанию тесно связаны друг с другом, имеют общие черты, поэтому их часто объединяют.