Ключевые моменты научного знания, которые отличают его от ненаучного
- Фундаментальная задача – обнаружить объективные законы реальности и систематизировать их.
- Цель научного познания – объективная истина
- К объектам научного знания относятся не сами предметы, а их идеализированное подобие.
- Логическое следование знаний друг из друга.
- Научное знание стремиться к строгой доказательности, обоснованности и достоверности.
- Научное знание использует научный метод исследования и предъявляет строгие нормы к методу познания.
- Научное знание имеет возможность контролировать процесс получения знаний, с возможностью его повторения
- Научное познание имеет однозначный описательный язык
- Для научного познания характерна опытная проверка, верификация.
- В научном познании нет противоречивости его элементов в системе.
Методы научного познания и их основные различия
Научный метод — это правила, приемы и принципы, которые обеспечивают познание объекта и получение о нем достоверных знаний.
Общенаучные методы исследования:
- анализ – изучение составных частей изучаемого объекта;
- синтез – изучение объединения ранее выделенных составных частей путем выделения их связей и отношений;
- дедукция – переход от общего знания к частному;
- индукция – переход от частного знания к общему;
- аналогия – сопоставление сходных признаков объекта и выдвижение гипотезы о сходстве других их признаков;
- моделирование – воспроизведение характеристик исследуемого объекта на специально созданной модели;
- абстрагирование – мысленное выделение отдельных признаков конкретного предмета и одновременное отвлечение от других несущественных признаков;
- идеализация – создание абстрактных объектов, не существующих в реальности;
- сравнение – установление сходства и различия объектов;
- обобщение – объединение отдельных объектов в каком-либо понятии.
За последние десятилетия во всем мире произошел технологический прорыв. Это отразилось и на научном познании: в период информационной эпохи изменились его методы, представления о приобретении, хранении и воспроизведении информации, обновились инструменты исследования.
Научное познание на современном этапе стремится создать единую целостную картину мира, объединяющую знания о неживой и живой природе, человеке и обществе. Общенаучная картина строится, опираясь на специфику современной культуры и ее воззрения.
Уровни научного познания
Эмпирический уровень
Эмпирика — это всегда фиксация фактов и связей между ними. Существуют две основные формы научного познания в этом уровне:
Научный факт — это доказанное и задокументированное специальным образом событие. Из анализа этих событий, в дальнейшем на теоретическом уровне будут получены результаты.
Эмпирический закон — это устойчивая связь между двумя и более событиями или наблюдаемыми процессами. Например, всегда есть связь между молнией и деревом — она в него бьет.
Кроме форм для этого уровня характерны и свои методы познания:
- Наблюдение — это научная фиксация состояния изучаемого объекта по заранее оговоренным и подготовленным параметрам.
- Например, ученый наблюдает, как работают рабочие на фабрике, сколько времени они тратят на разговоры, сколько на реальную работу. Это позволит ему сделать теоретические обобщения и дать практические рекомендации по повышению эффективности труда на фабрике.
- Эксперимент — это изучение свойств изучаемого объекта в заранее созданных и контролируемых условия, которые имитируют естественные, природные условия.
- Опрос — это сбор информации посредством опрашивания респондентов на ту или иную тему. Существуют разные виды опроса. Он активно применяется в экономике (например опрос потребителей по качеству товара), в социологии, в политологии и в ряде других наук.
- Контент-анализ — этот метод по сбору информации внутри какого-либо контента. Например, если специальная компьютерная программа определит, что в тексте, объемом 1000 слов, например 100 негативных, то и весь текст оценивается как негативный, который производит такое впечатление на окружающих. Это лишь упрощение. Реальный контент-анализ — это очень сложная и действенная вещь.
- Сравнение (компаративный метод). Он заключается в сравнении двух однородных или разнородных объектов. Например, анатомы определили, что органы свиньи и человека очень похожи друг на друга. Одно время даже ходила идея об использовании органов этого животного для применения в хирургии.
Теоретический уровень
Теория — это всегда обобщение информации об уже известных фактах. Проще говоря, любая научная теория всегда имеет под собой конкретные известные факты.
Теоретический уровень всегда предполагает наличие проблемы.
- Проблема — это существующее противоречие в объективной реальности между двумя и более явлениями. Более подробно о проблеме можно почитать в этой статье. Именно наличие проблемы подталкивает ученых осуществлять научную деятельность.
- Гипотеза — это обоснованное научное предположение. Например, астроном Батыгин и его коллеги на основании имеющихся фактов предположили, что в поясе астероидов вокруг Солнца существует еще одна, доселе неизвестная планета.
- Теория — это высшая стадия научного познания, которая представляет собой завершенную концепцию, которая объясняет научную проблему, объясняет связи между фактами.
Существует несколько форм теории:
- Тенденция — это общая направленность событий. Например, мы изучили поведение молодежи после получение школьного аттестата (например, провели опрос, или провели контент-анализ) и выяснили, что 99 % ребят сразу после школы стремятся поступить в университет, поскольку он представляет собой очень эффективный в их понимании социальный лифт.
- Закономерность — это связь между двумя и более явлениями, в которой существуют исключения из правил. Например есть такая закономерность, как ранние браки молодых людей по причине беременности. Но это лишь закономерность, которая может быть свойственна не для всех молодых людей, а только для 30 или 40 % из них.
- Закон — это устойчивая связь между двумя и более явлениями окружающей реальности. Законов масса в самых разных науках. Например, в социологии есть закон социального расслоения, который подразумевает, что любое, даже самое простое общество подразделяет своих членов по социальным статусам, между которыми существует социальная иерархия.
К теоретическим методам познания можно отнести: дедукцию, индукцию, анализ, синтез и пр. Более подробно о методах познания вы можете узнать здесь.
Поделиться в соц. сетях
Характерные черты и особенности научного познания
Теория научного познания является одной из областей философии. Наука – это деятельность людей, направленная на получение знаний о природе, обществе, человеке.
Научное познание – сложный, систематизированный процесс воспроизводства знаний. Его цель – постичь объективную истину, используя рациональные средства и методы. Задача – найти и объяснить природные, социальные и мыслительные законы.
Научное познание ориентируется на свое воплощение на практике, имеет специальный язык, содержащий точные термины, символы, схемы. Оно должно опираться на достоверные доказательства, обосновывать результаты и выводы, но на промежуточных этапах может строить гипотезы, догадки и предположения. Научное познание использует в ходе исследования специальную аппаратуру, приборы, измерительные инструменты.
Логические критерии научного познания:
- непротиворечивость — отсутствие взаимоисключающих утверждений;
- полнота — знание должно быть полным и раскрывать все стороны объекта;
- независимость — знание должно быть достоверным, адекватным, объективным.
Эмпирические критерии научного познания:
- верификация — научное знание должно иметь подтверждение;
- фальсификация — научное знание можно опровергнуть.
Экстралогические критерии научного познания:
- простота — критерий направлен на выбор оптимальных и минимально необходимых средств и способов решения исследовательских задач и организации научного знания;
- красота — теория должна быть гармонична и ясна;
- когерентность — результаты, полученные в ходе исследования, должны быть согласованы и взаимосвязаны с уже существующими фундаментальными знаниями;
- эвристичность — теория должна обеспечивать рост знаний, открывать что-то новое или побуждать к открытию, а не просто анализировать уже известное.
Признаки научного познания
Для научного познания характерны следующие признаки
- Достоверность — означает, что любой научный факт должен быть доказан с использованием научных методик. Любые домыслы опускаются.
- Рационализм — означает, что наука использует рациональное логическое и аналитическое мышление в процессе рассуждения, обобщения фактов в некую теорию. Рациональными общенаучными методами является: анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, абстрагирование, аналогия, дедукция, индукция, идеализация.
- Проверяемость — любой научный факт может быть проверен практической деятельностью любым членом общества. Проверка немыслима без практической деятельности. Например, чтобы проверить закон тяготения, достаточно отпустить яблоко, и оно само упадет.
- Доказуемость — наука ничего не воспринимает на веру. Утверждение, что произошло некое событие — не достаточно. Всегда требуется задокументированное, зафиксированное событие. Поэтому если вы скажете или напишите, что вас похитили инопланетяне, ученые вам не поверят, поскольку нет задокументированных фактов их появления — конкретных и разумных представителей внеземной цивилизации.
- Научные методы познания — это специальные средства познания.
- Специальный научный язык — это система понятий и терминов, которые имеют строго логическую природу и весьма точно описывают окружающую реальность.
- Независимость от качеств или состояния познающего субъекта. Любой человек может проверить любую научную истину. Если это не так, значит перед нами не научный факт.
Уровни научного познания и их признаки
Научное познание это целостная, но постоянно развивающаяся система. Ее элементы связаны между собой, но имеют и различия. Методы и уровни научного познания определяются эмпирическими и теоретическими моментами.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Эмпирический уровень познания
Эмпирический уровень познания — это непосредственное изучение объекта, направленное на получение необходимых фактов. Вслед за изучением происходит фиксирование данных, их первичный анализ и систематизация.
Формы эмпирического познания:
- научный факт – отражение объективного факта в сознании человека;
- эмпирический закон – постоянная связь между явлениями и процессами, обладающая объективностью, существенностью, конкретностью и всеобщностью.
Методы, применяемые на эмпирическом уровне познания:
- наблюдение – организованное и целенаправленное восприятие объектов окружающего мира. Несмотря на то, что опирается в первую очередь на чувственное сознание, наблюдение должно приводить к объективным результатам, не зависящим от воли, стремлений и желаний субъекта;
- эксперимент – активное воздействие на явления и процессы в ходе изучения. Эксперимент заключается в том, что субъект вмешивается в естественное протекание какого-либо процесса с целью получить определенные результаты. Результаты контролируются и фиксируются;
- измерение – операция на получение численных значений измеряемых величин;
- классификация – разделение изучаемых объектов на группы в соответствии с каким-либо общим важным признаком;
- систематизация – метод, направленный на определение отношений между различными факторами и объединяющий их в одну теорию;
- описание – языковая фиксация эмпирических данных об объекте, основанная на наблюдении;
- сравнение – сопоставление эмпирических фактов с целью выявления общих и отличительных черт объектов.
Теоретический уровень
Теоретический уровень познания – это более глубокое изучение объекта, имеющее целью выявить и объяснить фундаментальные закономерности развития и функционирования, провести глубокий анализ.
Формы теоретического познания:
- научный факт – исходная форма научного познания, первичное знание о том или ином объекте, подверженное проверке и описанное в научных терминах;
- проблема – совокупность вопросов, возникающих в процессе познания и требующая ответов. Она возникает, когда новые факты противоречат уже известным и проверенным знаниям;
- гипотеза – научное предположение, направленное на объяснение какого-либо процесса или явления. Гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и нередко противоречит уже существующей научной теории;
- теория – наиболее подробная и разветвленная форма научного знания, которая дает целостное представление о закономерных и существенных связях какого-либо явления.
Методы теоретического научного познания:
- единство исторического и логического (исторический метод освещает этапы развития объектов в их хронологии, логический отображает содержание исторического процесса в теоретической форме. Оба метода связаны между собой, только их совместное применение позволяет создать полную научную картину);
- восхождение от конкретного к абстрактному (позволяет мысленно воспроизвести целостный объект);
- формализация (сопоставление объектов, явлений, процессов, позволяющее выявить и зафиксировать их существенные и закономерные стороны и уточнить содержание познания);
- математизация – использование особых способов измерения, которые позволяют присваивать объектам и их свойствам определенные числа. Функция математизации: облегчить работу с объектами, она позволяет действовать только с числами, следуя определенным правилам.
↑ Научное познание. Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
- стремление к получению достоверных знаний;
- строгая доказанность научных фактов;
- рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
- проверяемость;
- большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
- отражение существенных свойства и объективных законов;
- формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
- использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Структура научного знания
- Субъект научного знания (сообщество ученых, группа, один человек, все человечество).
- Объект, предмет научного знания.
- Методы познания, с помощью которых объясняется специфика науки и предмета познания.
- Средства познания
- Характерный язык
- Развитие научного знания:
- Собирается достоверные факты, которые берутся в эмпирических наблюдениях
- Первоначально обобщаются совокупность фактов, создаются гипотезы и теории
- Формируется научная теория, в которую входит какая-либо система закономерностей, с описанием определенных явлений действительности.
- Формирование научной картины мира, объективного представления о реальности, в ней сводятся самые важные теории в конкретный исторический период.
Специфические черты научного познания
Замечание 1
В отличие от обыденного познания, научное знание дает возможность для сверхдальнего прогнозирования практики, с выходом за рамки имеющихся норм и понятий обыденного опыта. Таким образом, наука работает с особыми объектами реальности, которые не сводятся к объектам обыденного опыта.
Обыденное познание фиксирует лишь такие объекты действительности, которые преобразуются в имеющихся исторических возможностях, видах практики, наука же имеет возможность познавать такие моменты действительности, которые становятся или смогут стать предметом освоения в практическом процессе в будущем. Для науки свойственно выходить за границы предметных структур имеющихся возможностей, видов и способов освоения реальности в практическом процессе, открывая людям все новую предметную действительность.
Такая специфика предметов науки не позволяет обыденному познанию их осваивать.
Не смотря на то, что наука прибегает к использованию естественного языка, она не делает его ключевым в своей деятельности, так как обыденный язык имеет особенность описывать и предвидеть объекты, которые вплетены в конкретную практическую деятельность людей, наука стремиться выйти за границы данной деятельности. К тому же в понятиях обыденного языка имеются нечеткие и многозадачные смыслы и значения, который уточняется только в каком-либо контексте в процессе общения через конкретный опыт. Наука не может основываться на такую специфическую обыденность. Она наиболее четко фиксирует свои понятия.
К специфическим способам обоснования истины в научном познании относятся эмпирический контроль за полученным знанием, с выводимости одних знаний из других.