Особенности научного познания

2. научное познание и его специфические признаки. введение в философию

Ключевые моменты научного знания, которые отличают его от ненаучного

  • Фундаментальная задача – обнаружить объективные законы реальности и систематизировать их.
  • Цель научного познания – объективная истина
  • К объектам научного знания относятся не сами предметы, а их идеализированное подобие.
  • Логическое следование знаний друг из друга.
  • Научное знание стремиться к строгой доказательности, обоснованности и достоверности.
  • Научное знание использует научный метод исследования и предъявляет строгие нормы к методу познания.
  • Научное знание имеет возможность контролировать процесс получения знаний, с возможностью его повторения
  • Научное познание имеет однозначный описательный язык
  • Для научного познания характерна опытная проверка, верификация.
  • В научном познании нет противоречивости его элементов в системе.

Методы научного познания и их основные различия

Научный метод — это правила, приемы и принципы, которые обеспечивают познание объекта и получение о нем достоверных знаний.

Общенаучные методы исследования:

  • анализ – изучение составных частей изучаемого объекта;
  • синтез – изучение объединения ранее выделенных составных частей путем выделения их связей и отношений;
  • дедукция – переход от общего знания к частному;
  • индукция – переход от частного знания к общему;
  • аналогия – сопоставление сходных признаков объекта и выдвижение гипотезы о сходстве других их признаков;
  • моделирование – воспроизведение характеристик исследуемого объекта на специально созданной модели;
  • абстрагирование – мысленное выделение отдельных признаков конкретного предмета и одновременное отвлечение от других несущественных признаков;
  • идеализация – создание абстрактных объектов, не существующих в реальности;
  • сравнение – установление сходства и различия объектов;
  • обобщение – объединение отдельных объектов в каком-либо понятии.

За последние десятилетия во всем мире произошел технологический прорыв. Это отразилось и на научном познании: в период информационной эпохи изменились его методы, представления о приобретении, хранении и воспроизведении информации, обновились инструменты исследования.

Научное познание на современном этапе стремится создать единую целостную картину мира, объединяющую знания о неживой и живой природе, человеке и обществе. Общенаучная картина строится, опираясь на специфику современной культуры и ее воззрения.

Уровни научного познания

Эмпирический уровень

Эмпирика — это всегда фиксация фактов и связей между ними. Существуют две основные формы научного познания в этом уровне: 

Научный факт — это доказанное и задокументированное специальным образом событие. Из анализа этих событий, в дальнейшем на теоретическом уровне будут получены результаты.

Эмпирический закон — это устойчивая связь между двумя и более событиями или наблюдаемыми процессами. Например, всегда есть связь между молнией и деревом — она в него бьет.

Кроме форм для этого уровня характерны и свои методы познания: 

  • Наблюдение — это научная фиксация состояния изучаемого объекта по заранее оговоренным и подготовленным параметрам. 
  • Например, ученый наблюдает, как работают рабочие на фабрике, сколько времени они тратят на разговоры, сколько на реальную работу. Это позволит ему сделать теоретические обобщения и дать практические рекомендации по повышению эффективности труда на фабрике.
  • Эксперимент — это изучение свойств изучаемого объекта в заранее созданных и контролируемых условия, которые имитируют естественные, природные условия. 
  • Опрос — это сбор информации посредством опрашивания респондентов на ту или иную тему. Существуют разные виды опроса. Он активно применяется в экономике (например опрос потребителей по качеству товара), в социологии, в политологии и в ряде других наук.
  • Контент-анализ — этот метод по сбору информации внутри какого-либо контента. Например, если специальная компьютерная программа определит, что в тексте, объемом 1000 слов, например 100 негативных, то и весь текст оценивается как негативный, который производит такое впечатление на окружающих. Это лишь упрощение. Реальный контент-анализ — это очень сложная и действенная вещь.
  • Сравнение (компаративный метод). Он заключается в сравнении двух однородных или разнородных объектов. Например, анатомы определили, что органы свиньи и человека очень похожи друг на друга. Одно время даже ходила идея об использовании органов этого животного для применения в хирургии.

Теоретический уровень

Теория — это всегда обобщение информации об уже известных фактах. Проще говоря, любая научная теория всегда имеет под собой конкретные известные факты. 

Теоретический уровень всегда предполагает наличие проблемы. 

  • Проблема — это существующее противоречие в объективной реальности между двумя и более явлениями. Более подробно о проблеме можно почитать в этой статье. Именно наличие проблемы подталкивает ученых осуществлять научную деятельность.
  • Гипотеза — это обоснованное научное предположение. Например, астроном Батыгин и его коллеги на основании имеющихся фактов предположили, что в поясе астероидов вокруг Солнца существует еще одна, доселе неизвестная планета.
  • Теория — это высшая стадия научного познания, которая представляет собой завершенную концепцию, которая объясняет научную проблему, объясняет связи между фактами.

Существует несколько форм теории: 

  • Тенденция — это общая направленность событий. Например, мы изучили поведение молодежи после получение школьного аттестата (например, провели опрос, или провели контент-анализ) и выяснили, что 99 % ребят сразу после школы стремятся поступить в университет, поскольку он представляет собой очень эффективный в их понимании социальный лифт.
  • Закономерность — это связь между двумя и более явлениями, в которой существуют исключения из правил. Например есть такая закономерность, как ранние браки молодых людей по причине беременности. Но это лишь закономерность, которая может быть свойственна не для всех молодых людей, а только для 30 или 40 % из них.
  • Закон — это устойчивая связь между двумя и более явлениями окружающей реальности. Законов масса в самых разных науках. Например, в социологии есть закон социального расслоения, который подразумевает, что любое, даже самое простое общество подразделяет своих членов по социальным статусам, между которыми существует социальная иерархия.

К теоретическим методам познания можно отнести: дедукцию, индукцию, анализ, синтез и пр. Более подробно о методах познания вы можете узнать здесь.

Поделиться в соц. сетях

Характерные черты и особенности научного познания

Теория научного познания является одной из областей философии. Наука – это деятельность людей, направленная на получение знаний о природе, обществе, человеке.

Научное познание – сложный, систематизированный процесс воспроизводства знаний. Его цель – постичь объективную истину, используя рациональные средства и методы. Задача – найти и объяснить природные, социальные и мыслительные законы.

Научное познание ориентируется на свое воплощение на практике, имеет специальный язык, содержащий точные термины, символы, схемы. Оно должно опираться на достоверные доказательства, обосновывать результаты и выводы, но на промежуточных этапах может строить гипотезы, догадки и предположения. Научное познание использует в ходе исследования специальную аппаратуру, приборы, измерительные инструменты.

Логические критерии научного познания:

  • непротиворечивость — отсутствие взаимоисключающих утверждений;
  • полнота — знание должно быть полным и раскрывать все стороны объекта;
  • независимость — знание должно быть достоверным, адекватным, объективным.

Эмпирические критерии научного познания:

  • верификация — научное знание должно иметь подтверждение;
  • фальсификация — научное знание можно опровергнуть.

Экстралогические критерии научного познания:

  • простота — критерий направлен на выбор оптимальных и минимально необходимых средств и способов решения исследовательских задач и организации научного знания;
  • красота — теория должна быть гармонична и ясна;
  • когерентность — результаты, полученные в ходе исследования, должны быть согласованы и взаимосвязаны с уже существующими фундаментальными знаниями;
  • эвристичность — теория должна обеспечивать рост знаний, открывать что-то новое или побуждать к открытию, а не просто анализировать уже известное.

Признаки научного познания

Для научного познания характерны следующие признаки

  • Достоверность — означает, что любой научный факт должен быть доказан с использованием научных методик. Любые домыслы опускаются.
  • Рационализм — означает, что наука использует рациональное логическое и аналитическое мышление в процессе рассуждения, обобщения фактов в некую теорию. Рациональными общенаучными методами является: анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, абстрагирование, аналогия, дедукция, индукция, идеализация.
  • Проверяемость — любой научный факт может быть проверен практической деятельностью любым членом общества. Проверка немыслима без практической деятельности. Например, чтобы проверить закон тяготения, достаточно отпустить яблоко, и оно само упадет.
  • Доказуемость — наука ничего не воспринимает на веру. Утверждение, что произошло некое событие — не достаточно. Всегда требуется задокументированное, зафиксированное событие. Поэтому если вы скажете или напишите, что вас похитили инопланетяне, ученые вам не поверят, поскольку нет задокументированных фактов их появления — конкретных и разумных представителей внеземной цивилизации.
  • Научные методы познания — это специальные средства познания. 
  • Специальный научный язык — это система понятий и терминов, которые имеют строго логическую природу и весьма точно описывают окружающую реальность.
  • Независимость от качеств или состояния познающего субъекта. Любой человек может проверить любую научную истину. Если это не так, значит перед нами не научный факт.

Уровни научного познания и их признаки

Научное познание это целостная, но постоянно развивающаяся система. Ее элементы связаны между собой, но имеют и различия. Методы и уровни научного познания определяются эмпирическими и теоретическими моментами.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Эмпирический уровень познания

Эмпирический уровень познания — это непосредственное изучение объекта, направленное на получение необходимых фактов. Вслед за изучением происходит фиксирование данных, их первичный анализ и систематизация.

Формы эмпирического познания:

  • научный факт – отражение объективного факта в сознании человека;
  • эмпирический закон – постоянная связь между явлениями и процессами, обладающая объективностью, существенностью, конкретностью и всеобщностью.

Методы, применяемые на эмпирическом уровне познания:

  • наблюдение – организованное и целенаправленное восприятие объектов окружающего мира. Несмотря на то, что опирается в первую очередь на чувственное сознание, наблюдение должно приводить к объективным результатам, не зависящим от воли, стремлений и желаний субъекта;
  • эксперимент – активное воздействие на явления и процессы в ходе изучения. Эксперимент заключается в том, что субъект вмешивается в естественное протекание какого-либо процесса с целью получить определенные результаты. Результаты контролируются и фиксируются;
  • измерение – операция на получение численных значений измеряемых величин;
  • классификация – разделение изучаемых объектов на группы в соответствии с каким-либо общим важным признаком;
  • систематизация – метод, направленный на определение отношений между различными факторами и объединяющий их в одну теорию;
  • описание – языковая фиксация эмпирических данных об объекте, основанная на наблюдении;
  • сравнение – сопоставление эмпирических фактов с целью выявления общих и отличительных черт объектов.

Теоретический уровень

Теоретический уровень познания – это более глубокое изучение объекта, имеющее целью выявить и объяснить фундаментальные закономерности развития и функционирования, провести глубокий анализ.

Формы теоретического познания:

  • научный факт – исходная форма научного познания, первичное знание о том или ином объекте, подверженное проверке и описанное в научных терминах;
  • проблема – совокупность вопросов, возникающих в процессе познания и требующая ответов. Она возникает, когда новые факты противоречат уже известным и проверенным знаниям;
  • гипотеза – научное предположение, направленное на объяснение какого-либо процесса или явления. Гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и нередко противоречит уже существующей научной теории;
  • теория – наиболее подробная и разветвленная форма научного знания, которая дает целостное представление о закономерных и существенных связях какого-либо явления.

Методы теоретического научного познания:

  • единство исторического и логического (исторический метод освещает этапы развития объектов в их хронологии, логический отображает содержание исторического процесса в теоретической форме. Оба метода связаны между собой, только их совместное применение позволяет создать полную научную картину);
  • восхождение от конкретного к абстрактному (позволяет мысленно воспроизвести целостный объект);
  • формализация (сопоставление объектов, явлений, процессов, позволяющее выявить и зафиксировать их существенные и закономерные стороны и уточнить содержание познания);
  • математизация – использование особых способов измерения, которые позволяют присваивать объектам и их свойствам определенные числа. Функция математизации: облегчить работу с объектами, она позволяет действовать только с числами, следуя определенным правилам.

↑ Научное познание. Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

  • стремление к получению достоверных знаний;
  • строгая доказанность научных фактов;
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
  • проверяемость;
  • большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
  • отражение существенных свойства и объективных законов;
  • формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
  • использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Структура научного знания

  1. Субъект научного знания (сообщество ученых, группа, один человек, все человечество).
  2. Объект, предмет научного знания.
  3. Методы познания, с помощью которых объясняется специфика науки и предмета познания.
  4. Средства познания
  5. Характерный язык
  6. Развитие научного знания:
  7. Собирается достоверные факты, которые берутся в эмпирических наблюдениях
  8. Первоначально обобщаются совокупность фактов, создаются гипотезы и теории
  9. Формируется научная теория, в которую входит какая-либо система закономерностей, с описанием определенных явлений действительности.
  10. Формирование научной картины мира, объективного представления о реальности, в ней сводятся самые важные теории в конкретный исторический период.

Специфические черты научного познания

Замечание 1

В отличие от обыденного познания, научное знание дает возможность для сверхдальнего прогнозирования практики, с выходом за рамки имеющихся норм и понятий обыденного опыта. Таким образом, наука работает с особыми объектами реальности, которые не сводятся к объектам обыденного опыта.

Обыденное познание фиксирует лишь такие объекты действительности, которые преобразуются в имеющихся исторических возможностях, видах практики, наука же имеет возможность познавать такие моменты действительности, которые становятся или смогут стать предметом освоения в практическом процессе в будущем. Для науки свойственно выходить за границы предметных структур имеющихся возможностей, видов и способов освоения реальности в практическом процессе, открывая людям все новую предметную действительность.

Такая специфика предметов науки не позволяет обыденному познанию их осваивать.
Не смотря на то, что наука прибегает к использованию естественного языка, она не делает его ключевым в своей деятельности, так как обыденный язык имеет особенность описывать и предвидеть объекты, которые вплетены в конкретную практическую деятельность людей, наука стремиться выйти за границы данной деятельности. К тому же в понятиях обыденного языка имеются нечеткие и многозадачные смыслы и значения, который уточняется только в каком-либо контексте в процессе общения через конкретный опыт. Наука не может основываться на такую специфическую обыденность. Она наиболее четко фиксирует свои понятия.

К специфическим способам обоснования истины в научном познании относятся эмпирический контроль за полученным знанием, с выводимости одних знаний из других.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: