Методы познания, классификация
Все методы обучения можно разделить на две основные группы: эмпирические (основанные на непосредственном наблюдении за определенными явлениями) и теоретические (основанные на анализе имеющейся информации и рациональном мышлении).
Эмпирические методы:
наблюдение — исследование объекта в природной среде, не влияя на происходящие процессы;
измерение — получение количественных характеристик наблюдаемых объектов путем сопоставления их свойства с образцовыми значениями;
эксперимент — намеренное создание специальных условий, а также дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;
сравнение — сопоставление характеристик изучаемого предмета с характеристиками других предметов.
Теоретические методы:
- анализ — разбивка предмета по компонентам и подробное изучение;
- синтез — воссоздание полного изображения из отдельных деталей;
- сравнение — определение характеристик предмета с целью выявить сходство и различие между ними;
- классификация — группировка исследуемых объектов на основе наличия одинаковых характеристик;
- извлечение — изучение объекта под новым углом (с акцентом на определенные свойства и игнорированием других);
- систематизация — это интеграция накопленных знаний в систему, в которой четко идентифицируются взаимосвязи и закономерности;
- идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
- моделирование — это проектирование модели при условии детального изучения ее свойств, что невозможно при правильном предмете.
Сравнение чувственного и рационального познания
В любом случае процедура должна проводиться по-своему.
Чувственное познание основано на работе органов, с помощью которых человек (или животное) слышит, видит, замечает запахи и т.д. Отличие чувственного познания от рационального заключается в том, что с его помощью можно получить информацию о внешних признаках и качестве.
Информация об индивидуальных характеристиках объектов поступает в виде ощущений. Например, зрение говорит, что апельсин оранжевый и круглый, а кожа позволяет почувствовать холод льда.
Более сложным элементом познания является восприятие. Оно включает в себя все чувства, связанные с конкретным предметом (обычное мороженое считается вкусным холодным белым продуктом). Более того, объекты могут существовать только в наших представлениях, а не в реальности, потому что их образ уже был запечатлен органами чувств.
Рациональное познание осуществляется разумом. Цель состоит в том, чтобы понять суть вещей, распознать закономерности. Эта познавательная деятельность присуща только человеку от рождения.
Рациональное знание сначала формирует понятия. Оно содержит обобщения и наиболее важную информацию по изучаемой теме. Например, термин «цветок» включает в себя любое растение такого рода, независимо от его разнообразия или структурных характеристик. Рациональное знание также работает через суждения в форме утверждений или отрицаний. Суждения могут служить основой для решений.
Рациональное осознание дает лучшие результаты. На основе логики оно помогает глубже понять реальность и сформулировать важные прогнозы. В то же время анализ материала, предоставленного органами чувств, все еще продолжается. Поэтому каждая область знаний играет важную роль во всем процессе.
Чувственное познание | Рациональное познание |
Задействованы органы чувств | Основано на работе мышления |
Формы процесса: отдельные ощущения, восприятие, представление | Проявляется в понятиях, суждениях, умозаключениях |
Направлено на внешние признаки объектов | Помогает постигнуть суть вещей |
Является конкретизированным | Используется обобщение |
Прямой контакт с действительностью | Возможен отрыв от реальности |
Не «размышляет» о причинах и следствиях | Опирается на логику, выявляет закономерности |
Не всегда правдиво | Более адекватно |
Присуще человеку и животным | Свойственно только человеку |
↑ Научное познание. Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
- стремление к получению достоверных знаний;
- строгая доказанность научных фактов;
- рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
- проверяемость;
- большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
- отражение существенных свойства и объективных законов;
- формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
- использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Методы теоретического исследования
Мысленный (воображаемый) эксперимент – исследования, основанные на комплексе образов, которые в материальном смысле реализовать невозможно.
Идеализация – основан на принципе замены предмета или отдельных его свойств и признаков, или знаков.
Формализм – процесс оперирования со знаками, которые сгруппированы в обобщенные, общие модели, математические формулы, уравнения, выражения
Метод аксиомы – построение научной теории, при которой за основание берутся перечень положений, принимаемых в качестве истины, без специального требования и доказательства. Все остальные положения формулируются, при помощи доказательств, основанных на логических размышлениях. +
Метод дедукции – основан, на создании системы взаимосвязанных между собой различных гипотез. Где путем дедуктивного анализа выводятся главные утверждения, которые непосредственно сопоставляются и анализируются с опытными данными.
Математическая гипотеза – метод исследования, основанный на преобразовании определенной математической системы (системы уравнений, математических формализмов) с изученной области явлений на неизученную.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Нужна помощь
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Структура познания:
-
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
-
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
-
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
- Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
- Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
-
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
-
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Основные методы научного познания
Научное познание являет собою исторический процесс непосредственного развития и достижения конкретных истинных знаний об устройстве нашего мира. Достоверность данных – знаний – основа человеческой деятельности и практики в сфере жизнедеятельности.
Следует заметить, что научное познание выходит за рамки повседневного бытия и обыденного опыта, так как оно исследует не только те объекты, с которыми человек взаимодействует в мирской жизни, но и те, которые только еще в далеком будущем сможет человеческое естество освоить.
Для изучения и выделения таких объектов совершенно недостаточно обыденной деятельности и практики, так как необходимо особым способом познавать мир. Кроме того, рефлексия может помочь ставить такие задания познания, которые ранее никогда не продуцировала человеческая мысль.
Специфика научного познания заключается в том, что оно подчиняется некоторым строгим принципам (причинности явлений и событий, истинности или достоверности, объективности и относительности научного знания), поэтому в процессе познания используются соответствующие методы, которые обеспечивают достоверность получаемых результатов.
Опыт трансформации и развития научной деятельности и мысли показывает, что результаты нашей жизнедеятельности в данной области знания определяется посредством точности используемых методов.
Замечание 2
Разработка данных методов являет собой очень сложный и длительный процесс, который целенаправляется и регулируется предварительными представлениями об изучаемом объекте. Такие представления являются объективным основанием метода. Они переосмысливаются в правила и приёмы деятельности, используя которые, научное познание раскрывает новые свойства и параметры конструкции и поведения изучаемого предмета.
Таким образом, выделяют несколько основных методов научного познания: анализ, синтез, моделирование, эксперимент.
Эмпирический уровень научного познания
Эмпирическое познание формируется при взаимодействии с объектом исследования, когда исследователь непосредственно влияет на него, находится с ним во взаимодействии, обрабатывает полученные результаты и формулирует выводы. Эмпирический уровень включает ряд стадий, каждая из которых обладает своими собственными методами:
- взаимодействует с объектом посредством наблюдения, сравнения и эксперимента;
- систематизирует и классифицирует полученные эмпирические данные посредством таблиц и графиков;
- эмпирическое обобщение;
- получение эмпирических фактов.
Из этого следует, что эмпирическое исследование преимущественно ориентируется на изучение явлений и зависимостей между ними.
Методы эмпирического исследования:
- наблюдение – это процесс систематического и целенаправленного восприятия объекта. Цель наблюдения – выявить существенные свойства и отношения объекта. В данных наблюдения содержится первичная информация, полученная при непосредственном наблюдении за интересующим объектом. Получаемая информация может искажаться случайными воздействиями на органы чувств извне, приборы могут давать сбой, поэтому данные наблюдений еще нельзя считать достоверным знанием;
- эксперимент – это метод обнаружения существенных свойств предмета. Эксперимент ставят сознательно, чтобы искусственно воспроизвести предмет в идеальных условиях. На базе эксперимента формируется особое знание, называемое научным фактом.
Научный факт является результатом сложной рациональной обработки, то есть осмысления, понимания, интерпретации и эмпирических объектов.
Определение 4
Эмпирические объекты – это абстракции, которые в реальность выделяют некоторый набор свойств и отношений вещей.
Реальные объекты в эмпирическом познании представляются идеальными объектами, обладающими жестко фиксированным и ограниченным набором признаков.
Также методами эмпирического исследования являются сравнение, систематизация и классификация, эмпирическое обобщение.
Формы эмпирического исследования:
- абстрагирование – отвлечение от отдельных свойств и отношений рассматриваемого явления и одновременное выделение интересных для исследователя свойств;
- анализ – реальное или мысленное разделение объекта на несколько составных частей, а синтез – это объединение этих частей в единое целое;
- индукция – ход мыслей от единичного опыта или факта к общему, то есть к их обобщению и формулированию выводов;
- дедукция – ход процесса познания от общего к единичному;
- обобщение – установка общих свойств и признаков.
Типы научных теорий, выделенные на различных основаниях
Феноменологические и аналитические. Первая теория описывает исследованный паттерн с точки зрения его действительности без раскрытия его природы. Вторая теория раскрывает сущность паттерна;
Детерминистические и стохастические. Эти типы теорий выделяются по признаку достоверности. Первый тип характеризуется точностью предсказания, но неоднозначность и неопределённость явлений ограничивает его применение в науке. Второй тип основан на предсказании, базой которому служит исследование случайных законов.
Для лучшего понимания рассмотрим примеры знаменитых теорий.
Теория | Суть теории |
Феноменологическая теория Роджерса | Самоосознавая себя, и, видя свою концепцию в личностном росте, человек ищет своё место в мире. Другими словами, поведение человека зависит от его внутренних элементов, являющихся тенденцией к оценке опыта и развития. |
Аналитическая теория Юнга | Личность человека определяется как совокупность и врождённых и реализованных архетипов, а структура личности – это своеобразное соотношение свойств архетипов, установок личности экстравертированной и интравертированной, а также определённых участков сознательного и бессознательного. |
Детерминистическая теория Томаса Гоббса | Основываясь на механический детерминизм, возможно приравнять друг к другу живые существа и автоматы, так как все тела – вещи, способные двигаться, имеют ощущения и другие одинаковые способности. |
Стохастическая теория Слуцкого | Распространение колебания циклического характера в экономике происходит по схеме «импульс – распространение», надолго сохраняя эффект после ликвидации причины цикла. Случайным импульсом служит изменения в предпочтениях потребителя, в фискальной или монетарной политике. |
Выявленные наукой теории, законы и закономерности складывают общую картину мира, основанную только на естественных причинах существования того или иного явления. Научное мировоззрение конфликтует с религиозным, где принято объяснять всякие явления произвольными причинами. Характерная научной картине мира постепенность вызревания, обусловлена непрерывным получением наукой новых знаний на основе уже полученных.
Почвой для такой рациональности является одна из задач науки – изменять и совершенствовать мир.
Методы теоретического научного познания
Идеализация. Представляет собой приём, когда исследователь мысленно изменяет свойства явления, исходя из поставленных задач. В реальности этот процесс не возможен;
Моделирование. Специфика метода в том, что познание явления осуществляется через его созданную модель, которая замещает реальное явление или объект;
Формализация. Применяя специально заданную символику, исследователь воспроизводит явление в тех случаях, когда исследование с применением оригинала невозможно или затруднительно;
Мысленный эксперимент. Является суммой моделирования и идеализации. Представленная мысленно идеальная модель объекта погружается в воображаемые условия, и в уме проигрывается дальнейшее развитие эксперимента. Метод необходим как для утверждения имеющихся знаний, так и для получения новых;
Аналогия. Суть в том, что, если объект, который исследуется в данный момент по удовлетворяющим цели исследователя признакам схож с прежде изученным, то имеющиеся знания переносятся на менее изученный объект;
Дедукция. Это метод овладевания знанием путём распространения общих свойств класса на частное явление;
Индукция. Метод, обратный дедукции. Получение знания происходит посредством распространения свойств частого явления на весь класс;
Анализ. Метод нарушает целостность объекта, разбивая его на части – свойства, признаки, отношения и прочее. Анализ приводит к углубленному изучению объекта, паттерна;
Синтез. Метод, обратный анализу. Представляет собой соединение отдельных частей явления с целью объединить знания, полученные аналитическим методом;
Абстрагирование. Исследователь в рамках эксперимента выделяет важные для него свойства явления и отвлекается от несущественных, получая в результате этих действий абстракцию;
Аксиоматизация. Метод, при котором познание явления, объекта осуществляется путём логического выведения из истинного утверждения (аксиомы) нового знания и его доказательства;
Экстраполяция. Смысл метода в распространении устоявшейся тенденции и закономерности на развитие паттерна, если условия будут сохранены;
Классификация. Суть метода в систематизации знания с помощью организации объектов или явлений из разных областей в классы, основываясь на общие признаки;
Сравнение. Операция познания, где за основу берётся суждение о сходствах сущности двух однородных явлений (изученного и не изученного) или их отличиях.
Полученные теоретические знания о явлении, выраженные в высшей форме, определяются понятием научная теория, состоящим из логически связанных аксиом, обобщений и законов. Научная теория, организующая собой знания, является выражением сущности, смысла явления и его механизма, а также определяет конечную точку исследования явления. Однако она имеет свойство ограниченности, не исключая перспективу создания на своей основе новой более обобщённой теории.
Различия уровней познания
Уровни познания исследования могут иметь не только схожесть, но и определенные различия. Различия по трем основным характеристикам.
Различия по предмету. Эмпирический и теоретический уровни могут иметь отличия по предмету. Один и тот же объект можно исследовать по принципу обоих уровней. Но его видение и представление, на обоих уровнях будут значительно различаться.
В общем эмпирическое исследование, занимается изучением явлений и эмпирической зависимости между собой. На данном уровне существенные, глубокие связи не выделяются в простом виде. Они представлены, как связь между конкретными явлениями, которые отображаются в эмпирическом поле познания.
На теоретическом уровне информационные данные исследования, выделяют ярко выраженные связи, которые характеризуют основные черты и тенденции в развитии предмета.
Сущность и основание изучаемого объекта, представляется как взаимосвязь совокупности главных законов, которые сформулированы нами.
Теоретический подход необходим, для разделения совокупности главных законов, а затем для рассмотрения и изучения их каждого по отдельности. Теория оказывает непосредственное влияние, чтобы воссоздать взаимосвязь всех методов и помочь раскрыть их сущность.
Различия по средствам познания. Эмпирическое исследование первоочередно основано на взаимосвязи исследователя и изучаемого объекта. Данное взаимодействие, не является характерным при теоретическом исследовании. Изучение объекта происходит, в какой-то мере непосредственно. Эксперимент чаще всего выражается, как “мысленное воображение” или иными словами моделирование идеального типа.
Различия между двумя уровнями можно наблюдать в понятиях и определениях при изучении, а также в языках.
Термины эмпирического исследования, основаны на особых категориях абстракций. Они не относятся к объектам, которые изучаются и исследуются в реальности. Данные предметы представлены, как нечто идеальное и наделенное фиксированным и ограниченным совокупностью свойств и признаков.
Признаки, упомянуты в значении термина, обозначающие эмпирический объект, и есть основное содержание и значение термина. Реальный объект и будет являться заданным термином.
Эмпирические высказывания, проходят конкретную проверку в следующем смысле.
Например:
Показатель стрелки прибора указывает, а деление шкалы 100. Высказывание будет считаться истинным, при показателях прибора, которые являются таковыми на самом деле.
Теоретические рассуждения и высказывания, иначе говоря предложения, которые используются в теоретических терминах и доводах, не проходят проверку с помощью вышеизложенного способа.
Сравнение теоретических рассуждений и исследований с результатами проведенных наблюдений и экспериментов происходит не раздельно, а совместно — в условиях определенной теории. В простом языке теоретического метода используются определения.
Они содержат идеальные предметы и объекты.
Например:
- «абсолютно твердое тело»;
- «идеальная биологическая популяция»;
- «материальная физическая точка в пространстве»;
- «идеальное состояние газа»;
- «идеальный товар» (в экономической теоретической форме, вида товар-деньги — товар).
Эти идеально представленные теоретические объекты обладают не только реальными свойствами, полученными в ходе проведения опытов, а также характерными свойствами, которыми не может обладать ни один другой реальный объект.
Различия по характеру используемых методов. Исследуемый объект должен объективно рассматриваться, при помощи методов эмпирического познания и давать объективную оценку.
Применяемая характеристика должна быть освобождена от иных принципов и теорий. Эти исследовательские методы основаны в первую очередь на воображении, особых навыках мышления, фантазии.
При исследовании и анализе, исследователю предоставляется свобода мысли, но вполне конкретная и ограниченная.
Теоретический уровень познания
Теоретический уровень познания ориентируется на выделение сущностных связей в их чистом виде. Сущность объекта – это взаимодействие нескольких законов, которым данный объект подчиняется.
Методы теоретического исследования:
- формализация – это отображение содержательного знания в знаковом формализме. Знаковый формализм создается, чтобы точнее выражать мысли для исключения возможности неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах оказываются смещенными в плоскость оперирования со знаками и формулами. Отношения знаков заменяют собой высказывания относительно свойств и отношений предметов. Формализации отведена значительная роль при уточнении научных понятий;
- аксиоматический метод – это способ выстраивания научной теории, когда ее основой являются некоторые исходные положения, из которых все остальные положения данной теории будет выведены логически, через ряд доказательств. Чтобы вывести теорему из аксиомы, необходимо сформулировать специальные правила вывода;
- гипотетико-дедуктивный метод – один из способов теоретического исследования, заключающийся в сознании целостной системы дедуктивно-связанных друг с другом гипотез, из которых можно вывести ряд утверждений об эмпирических фактах. Это значит, что этот метод базируется на выведении, то есть дедукции, заключений из гипотез, истинное значение которых остается неизвестным. Заключение, которое получено таким путем, имеет вероятностный характер;
- идеализация – это метод построения идеализированного объекта. Такие абстракции являются сложным образованием. Они могут быть наделены не только признаками, которые можно обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и признаками, отсутствующими у реального объекта рассмотрения. Например, материальная точка определяется как тело, которое лишено размера, но сосредотачивающее в себе всю массу тела. Но в природе такие тела отсутствуют.
↑ Процесс познания
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.
Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)
Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)
Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков
Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Познание, его уровни и ступени
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Ступени чувственного познания
- Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
- Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
- Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.
Роль чувственного познания
- При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
- Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
- Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
- При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.
Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.
Ступени рационального познания
- Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
- Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.
Пример.
Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.
Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.
Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:
Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.
Роль рационального познания.
- Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
- Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.
Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.
Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.
Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.
Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.
Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).
Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)
Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.
Основные особенности интуиции:
- непосредственность,
- неожиданность,
- неосознанность путей получения нового знания.
Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Выдвижение гипотезы об уровнях научного познания
Общепринятым считается утверждение в обществе, о главной роли эмпирического познания. Оно обосновывает определенную связь со ступенью познания. Однако назвать эмпирическое познание чувственным не всегда можно.
Рассмотрим пример:
Возьмем прибор и зафиксируем значение на шкале деления значение — 744.
В каких случаях данное значение может характеризоваться как научное?
Это возможно, только при соотношении с такими определениями и понятиями, как:
- давление;
- масса тела, вещества;
- сила тяжести;
- единицами измерения (миллиметры ртутного столба и другие).
Чтобы выдвинуть и доказать какую-либо гипотезу, сформулировать закон или теорию и сравнить или сопоставить теории друг с другом, нужно использовать простые наглядные примеры. Они должны относится к чувственной ступени эмпирического познания.
Существует две ступени познания (исследования):
- низшая (характерны чувственные познания);
- высшая (преобладает рациональная форма).
Подробная структура процесса эмпирического познания
Единичные высказывания. Уточняется место и условия, а также дата и время, полученные результаты в ходе отдельного наблюдения (эксперимента) фиксируются исследователем.
Научные факты. На этой ступени эмпирического познания единичные протоколы (высказывания) обобщаются индуктивным методом. Представляя в виде таблиц и графиков, диаграмм и моделей, исследователь утверждает или отрицает наличие явлений, закономерностей, свойств относительно объекта изучения.
Эмпирические закономерности. Третий этап познания характеризуется выявлением зависимости от каких-либо факторов в количественном показателе. Результат такой зависимости обычно выражается в формулах или коэффициентах, в перспективе позволяющих упрощать расчеты и измерения.
Эмпирическая теория. Представляет собой логическую связь практически доказанных фактов и закономерностей, обобщая результаты наглядного изучения объекта или явления. Особенность эмпирической теории в том, что она не противоречит, но и не вытекает из фундаментальной. Теория феномена (эмпирическая) не затрагивает сущность и механизм явления, а лишь обобщает сухие факты. Например, вода меняет агрегатные состояния, но как происходит этот процесс, в рамках эмпирической теории не описывается.
Эмпирическое познание носит пассивный характер и сопровождается использованием ряда методик, которые в перспективе и приводят к созданию эмпирической теории. Исследующий человек не вмешивается в происходящее явление, а только фиксирует замеченные изменения.
Методы эмпирического исследования
-
Наблюдение — данный метод основан на целенаправленном, преднамеренном и постепенном восприятии изучаемого объекта и любого явления. Наблюдение, в свою очередь может подразделяться на:
- прямое, при помощи основных органов восприятия и чувств;
- косвенное, используются научные приборы и приспособления.
- Описание — для данного метода характерно фиксирование, всего исследуемого и изученного в ходе наблюдений. Фиксирование информации происходит при помощи естественного или искусственного языка.
- Измерение — получение информации в количественной характеристике, по принципу, когда измеряемая величина соотносима к другой величине, которая применяется за основу.
- Эксперимент — это метод целенаправленного оказания воздействия на исследуемый объект, в заданных условиях и под определенным контролем.
Теоретический уровень имеет немного другие характеристики. В первую очередь, это принцип построения, продвижения в разработку основных научных идей и теорий.
Для данного уровня характерно формирование основных законов и их формулировка. Построение логических следствий из законов, описание обобщения и научного предсказания.