Анализ научной картины мира
Анализ картины мира в качестве особого элемента научного знания следует начать с предварительного определения смыслов исходных терминов, таких как «мир» и «картина мира». Следует выделить категорию «мир» в ее философском значении, то есть когда говорят о мире в целом, и из тех представлений о мире, которые формируются и используются в конкретных науках, когда речь идет о «мире физики», «мир биологии», «мире астрономии», то есть о реальности, которая составляет предмет исследования соответствующей конкретной научной дисциплины.
Картина мира, как и любой когнитивный образ, упрощает и схематизирует реальность. Мир как неимоверно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно больше, чем взгляды на нее, которые формировались на определенном этапе социальной и исторической практики. За счет упрощений и схематизации картина мира выделяется из бесконечного разнообразия реального мира как раз те его существенные звенья, которые соответствуют восприятию науки на том или ином этапе её исторического развития.
При описании картины мира данные связи фиксируются в виде системы научных принципов, на которых основываются исследования и которые позволяют строить конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты.
В свою очередь, практическая область применения этих моментов содержит потенциально возможные спектры технологических явлений, которыми является деятельность человека, опирающаяся на теоретические знания. Этот аспект картины мира, а именно отношение к самому миру, требует особого внимания. Необходимо учитывать, что в ходе человеческой деятельности реализуются линии развития, которые возможны и не противоречат законам природы, но в то же время маловероятны для неё. Подавляющее большинство объектов и процессов, порождаемых человеческой деятельностью, относятся к области искусственных и не возникающих в природе без прямого воздействия человека.
Научная картина мира, являясь в некотором смысле упрощением, включает в себя больше информации по сравнению с фактически существующими миром природных процессов. Она открывает широкие возможности для актуализации маловероятных для самой природы (хотя и не противоречащих ее законам) направлений эволюции.
Дальнейшие рассмотрение понятия «научная картина мира» предполагает уточнение основных значений, в которых употребляется термин «картина мира». В современной философской и специальной научной литературе он используется, например, для обозначения неких структур мировоззрения, которые находятся в основе культуры определенной исторической эпохи. В этом смысле такие термины, как «образ мира», «модель мира», используются в качестве видения мира, характеризующее целостность мировоззрения.
Однако в данном случае очень важно иметь в виду, что мировоззренческий образ мира — это не только постижение мира и знание о нем – в то же время эта система ценностей определяет характер мироощущения, опыт человека о мире и оценивает те или иные его события и явления и, соответственно, активное отношение человека ко всем происходящим событиям
Понятие картины мира
Определение 1
Картина мира – это философская категория, дающая представление об устройстве, внутреннем строении и развитии всего мира и бытия, в том числе и человека.
В связи с этим естественнонаучный взгляд на строение мира представляет собой только фрагмент основополагающей мировоззренческой картины мира.
В истории человеческой культуры отмечаются постоянные изменения в картине мира. На ранних этапах развития философии, когда она еще была напрямую зависима от религии и религиозно-мифологических представлений, доминирующей была религиозно-философская картина мира. В современном мире, особенно в настоящее время, в эпоху бурного научно-технического прогресса, это стало научно-философской картиной мира.
Картина мира характеризуется следующими чертами – она:
- способна целиком определить специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;
- является основой, фундаментом для мировосприятия, базируясь на котором человек действует в мире;
- имеет исторически обусловленный характер, в связи с чем в ней протекают постоянные изменения составляющих ее субъектов.
Субъект или носитель картины мира – отдельный человек или социальные или профессиональные группы, а также этнонациональные или религиозные общности.
Замечание 1
Картина мира – это сложно структурированная целостность, которая состоит из трех основных компонентов: мировоззрения, мировосприятия и мироощущения.
Мировосприятие – это совокупность наглядных культурных образов, места человека в мире, взаимоотношений с окружающей действительностью и другим людьми и пр.
Мировоззрение – это концептуальная часть, которую представляют общие категории пространства, времени, движения и пр. Основными крупными элементами является каркас картины мира, который является набором исходных принципов или представлений, включая фундаментальные допущения о мире или тех его частях, которые затрагивают ситуацию.
Мироощущение является особым складом мышления, системой своих категорий или особым соотношением понятий.
Религиозная картина мира
Религиозная картина мира предполагает, что все существующее в мире создано Богом – всесильным, всемогущим, обладающим абсолютной властью. Бог сотворил человека по образу и подобию своему.
Религиозная картина мира ставит человека в центр мироздания, однако предполагается, что есть силы выше человека – это ангелы и демоны. Существование всех объектов подчиняется законам, нарушение которых означает неповиновение воле Бога, и несет тяжелые последствия. Понимание того, чем является Бог, выше человеческого разума, и от человека требуется лишь беспрекословная вера. Религиозная картина мира определяет, что всему есть начало и конец, в том числе и миру. Началом мира является тот момент, когда его создал Бог. И однажды настанет конец света, когда существующему миру придет конец. Смысл существования человека в религиозной картине мира сводится к тому, чтобы беспрекословно принять и исполнять Божью волю.
В каждой религии картина мира имеет свои особенности, это позволяет выделить христианскую, мусульманскую, буддийскую и др. картины мира.
Достоинства и функциональность научной картины мира
Достоинством научной картины мира, благодаря которому она вытеснит все предыдущие картины, является ее «единство — единство по отношению ко всем исследователям, всем национальностям, всем культурам». Следовательно, он носит объективный характер, и поэтому его цель «не в полном приспособлении наших мыслей к нашим ощущениям, а в полном освобождении физической картины мира от индивидуальности творческого разума».
У любого человека картина мира слишком индивидуальна, поскольку основана на его собственном опыте, личных впечатлениях и ощущениях. Наука стремится найти объективные законы природы, не зависящие от отдельного субъекта. Следовательно, в науке необходимо абстрагироваться от личных чувств и идей и построить систему знаний о природе, с которой мог бы согласиться каждый исследователь. Понятно, что не всякая система знаний является картиной природы. Для этого необходимо, во-первых, чтобы эта система отражала самые фундаментальные свойства и законы природы; во-вторых, все такие свойства следует рассматривать в рамках единой целостной картины, поскольку ни один отдельный фундаментальный закон естествознания еще не составляет картину природы; в-третьих, естественно-научная картина мира должна быть такой общетеоретической моделью окружающей природы, которая допускает дополнения, исправления и уточнения в связи с развитием научных представлений о мире; в-четвертых, научная картина мира должна постоянно соотноситься и проверяться как с самой природой, так и с изменениями фундаментальных знаний о ней.
В процессе эволюции и прогресса научного знания старые концепции заменяются новыми, менее общие теории — более общими и фундаментальными. И это со временем неизбежно приводит к изменению научных картин мира, но при этом продолжает действовать принцип преемственности, общий для развития всех научных знаний. Старая картина мира не отбрасывается полностью, но продолжает сохранять свой смысл, лишь уточняются границы ее применимости. Электромагнитная картина мира не отвергала механистическую картину мира, но уточняла сферу ее применения. Точно так же квантовая релятивистская картина не отбрасывала электромагнитную картину, но указывала на пределы ее применимости.
По мере развития науки и практики в научную картину мира будут вноситься изменения, исправления и улучшения, но эта картина никогда не приобретет характера абсолютной истины.
Философская картина мира
В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, т.к. ему присущ разум, благодаря которому он способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.
Пространство в философской картине мира выступает как способ упорядочения внешних восприятий, время – как способ упорядочения внутренних переживаний. Философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.
Основная проблема философской картины мира:
соотношение мира и человека.
Подробнее
Первоначальное отношение человека к миру было исполнено благоговения перед его величием. Мир представлялся всеобъемлющим животворящим началом, которое никому не дано познать и изменить. Задача человека виделась в том, чтобы уловить тайные ритмы мироздания и поступать в согласии с ними. Идея абсолютного господства мира над человеком превалировала в мифологическом сознании, а также в древнеиндийской и древнекитайской философии.
Первые европейские философы представляли мир как упорядоченное, организованное целое. Мировоззрение древнегреческих философов досократовского периода было всецело космоцентристским. Устройство мироздания, структура космоса – основной предмет их размышлений. Человек же, по их представлениям, – это «маленький космос» (микрокосм), капелька, в которой отражается «большой» космос (макрокосм).
Начиная с Сократа, философы видели свою задачу уже не столько в познании мира вне человека, сколько в постижении самого внутреннего мира человека, мира его чувств и мыслей. Сократ произвел «антропоцентристский переворот» в античной философии. После него внешний мир стал рассматриваться не обособленно от человека, а в соотношении с ним. Философская картина мира становится образом человека в мире. Так, по Аристотелю, особое положение человека в мире определяется центральным положением Земли в структуре мироздания. После Аристотеля космос стал отождествляться с миром вообще.
В средневековую эпоху складывается миропонимание, согласно которому и мир и человек являются творениями всемогущего бога. Возникает религиозная картина мира, в которой Земля и небо противопоставлены как природное и божественное, а человек оказался как бы между ними: с одной стороны, он венец божественного творения, с другой – царь природы. В теоцентристской философии человек выступает как существо исключительно духовное, его отношение к миру рассматривается через призму его отношения к Богу. Господство теоцентризма в философии было, по существу, безраздельным.
Н. Коперник, «сдвинув» Землю с центра мироздания, пробил первую брешь в религиозной картине мира. Наивной религиозной вере развивающаяся наука противопоставила проверенное опытом знание о природе, в том числе и о строении человеческого тела. В эпоху Возрождения философия обращается к осмыслению целостной телесно-духовной природы человека, его способности к преобразованию предметной среды, его творческой индивидуальности. Теоцентризм постепенно отступает перед антропологической ориентацией философии.
Философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру, входят в третий блок оснований науки.
Научная картина мира и мировоззрение
Научная картина мира отражает бытие индивида в обществе. Этот путь содержит жизненные позиции, идеалы, убеждения, принципы деятельности и познания. Картина мира или в данном случае корректнее говорить о мировоззрении есть неотъемлемая составляющая сознания человека. Это не просто один из многих элементов. Мировоззрение — это сложная система, в которой взаимодействуют знания, убеждения, стремления, мысли и тому подобное. Таким образом, формируется целостное понимание самих людей и окружающего их мира.
Термин «мировоззрение» часто используется для того, чтобы подчеркнуть личную и историческую точку зрения. В этом смысле термин может иметь негативную коннотацию для философа, потому что философия вообще претендует на универсальную значимость, так как она имеет четкую связь с рациональной мыслью. Однако можно выделить целый класс философских мировоззрений, коренящихся в рациональности и, таким образом, нацеленности на своего рода универсальную значимость.
Мировоззрение, в том числе и научное, является интегральным. Сочетание его компонентов играет в нем решающую роль. Различные элементы сплавов в различных пропорциях дают разные результаты. В какой-то степени это характерно и для мировоззрения. Она включает в себя и выполняет важные задачи обобщения профессиональных, жизненно-практических, повседневных знаний. Научный компонент также является неотъемлемым компонентом.
Следует отметить, что непросветленное сознание и наивность не могут иметь достаточных средств для последовательного, ясного, рационального обоснования и объяснения своих взглядов, в связи с этим ссылаясь на фантастические мифологические измышления, что было характерно на ранней стадии развития человеческой цивилизации.
Научная картина мира считается сложной формой сознания, объединяющей различные аспекты человеческого опыта. Она накапливает опыт понимания смысловой основы человеческой жизни. Новые поколения, заботясь об интеллектуальном наследии своих предков, современников, сохраняют и преумножают знания.
Религиозная картина мира
Религиозная картина мира предполагает, что все существующее в мире создано Богом – всесильным, всемогущим, обладающим абсолютной властью. Бог сотворил человека по образу и подобию своему.
Религиозная картина мира ставит человека в центр мироздания, однако предполагается, что есть силы выше человека – это ангелы и демоны. Существование всех объектов подчиняется законам, нарушение которых означает неповиновение воле Бога, и несет тяжелые последствия. Понимание того, чем является Бог, выше человеческого разума, и от человека требуется лишь беспрекословная вера. Религиозная картина мира определяет, что всему есть начало и конец, в том числе и миру. Началом мира является тот момент, когда его создал Бог. И однажды настанет конец света, когда существующему миру придет конец. Смысл существования человека в религиозной картине мира сводится к тому, чтобы беспрекословно принять и исполнять Божью волю.
В каждой религии картина мира имеет свои особенности, это позволяет выделить христианскую, мусульманскую, буддийскую и др. картины мира.
Жизнь[]
Основная статья: Жизнь
Понятие живого
Согласно определению академика РАН Э.Галимова, жизнь есть материализованное в организмах явление возрастающего и наследуемого упорядочения, присущее при определённых условиях эволюции соединений углерода. Для всех живых организмов характерны обособленность от среды, способность к самовоспроизведению, функционирование посредством обмена веществом и энергией с окружающей средой, способность к изменчивости и адаптации, способность воспринимать сигналы и способность на них реагировать.
Устройство живых организмов, гены и ДНК
Основная статья: Геном
Живые организмы состоят из органических веществ, воды и минеральных соединений. Фенотипические признаки организмов в основном определяются набором их генов, в которых записана большая часть наследственной информации. Количество генов может варьировать от нескольких генов у простейших вирусов до десятков тысяч у высших организмов (около 30 тыс. у человека).
Носителем генетической информации является ДНК — сложная органическая молекула, имеющая форму двойной спирали. Информация на ней «записана» в виде последовательности нуклеотидов, полимером которых она является. В генетическом коде используется лишь 4 «буквы»-нуклеотида; код един для всех земных организмов. Существуют очень немногочисленные исключения из этого правила, которые являются модификациями единого кода (например, метилирование отдельных нуклеотидов).
Генетическая информация реализуется при экспрессии генов в процессах транскрипции и трансляции. Передача генетической информации от родительской клетки дочерним происходит в результате репликации (копирования ДНК комплексом ферментов).
Помимо генов в ДНК имеются некодирующие участки. Некоторые из них выполняют регуляторную функцию (энхансеры, сайленсеры); функция других пока неизвестна.
Генетика достигла впечатляющих успехов. Учёные умеют внедрять гены одних организмов в геномы других, клонировать живые существа, «включать» и «выключать» определённые гены и многое другое. Это привносит проблемы морального плана.
Эволюция живых организмов
Принципы эволюции
Основная статья: Теория эволюции
Согласно теории эволюции, развитие жизни на Земле, в том числе усложнение живых организмов происходит в результате непредсказуемых мутаций и последующего естественного отбора наиболее удачных из них (о механизмах эволюции см. книгу «Эволюция жизни»).
Развитие таких сложных приспособлений, как глаз в результате «случайных» изменений может показаться невероятным. Однако анализ примитивных биологических видов и палеонтологических данных показывает, что эволюция даже самых сложных органов происходила через цепочку небольших изменений, каждое из которых по отдельности не представляет ничего необычного. Компьютерное моделирование развития глаза позволило сделать вывод, что его эволюция могла бы осуществляться даже быстрее, чем это происходило в реальности (см. статью об эволюции глаза).
В целом, эволюция, изменение систем — есть фундаментальное свойство природы, воспроизводимое в лабораторных условиях. Это не противоречит закону возрастания энтропии, так как справедливо для незамкнутых систем (если через систему пропускать энергию, то энтропия в ней может уменьшаться). Процессы самопроизвольного усложнения изучает наука синергетика. Один из примеров эволюции неживых систем — формирование десятков атомов на основе лишь трёх частиц и образование миллиардов сложнейших химических веществ на основе атомов.
История жизни на Земле
Зарождение жизни на Земле представляет пока не до конца решённую проблему.
Существует только две теории о зарождении жизни: самозарождение жизни — жизни предшествовала химическая эволюция и занесение жизни из космоса.
Согласно палеонтологическим данным, первые прокариоты (бактерии) появились около 4 млрд лет назад. Первые эукариоты (клетки с ядром) образовались примерно 2 млрд лет назад в результате, согласно одной из наиболее распространённых теорий, симбиоза прокариот. Первые многоклеточные организмы появились около 1 млрд лет назад в результате симбиоза эукариот. Около 600 млн лет назад появились многие знакомые нам животные (например, рыбы, членистоногие и др.). 400 млн лет назад жизнь вышла на сушу. 300 млн лет назад появились деревья (с твёрдыми волокнами) и пресмыкающиеся, 200 млн лет назад — динозавры и яйцекладущие млекопитающие, 65 млн лет назад вымерли динозавры и появились плацентарные млекопитающие, около 100 тыс. лет назад появился современный человек (см. Геохронологическая шкала и сайт «История развития жизни»).
Основная статья: Уровни организации живого
Доказательство гипотезы де Бройля, сущность явления
Эта гипотеза была экспериментально подтверждена в 1927 г. американскими физиками К. Дэвиссоном и Л. Гермером , первыми открывшими явление дифракции электронов на кристалле никеля. Как мы уже знаем, явление дифракции свидетельствует о типичной волновой природе явления. Впоследствии такая же дифракционная картина была обнаружена для протонов, нейтронов и других элементарных частиц, когда они проходят через дифракционную решетку.
Таким образом, было обнаружено, что оба фотона, т.е. кванты света, и материальные частицы, такие как электрон, протон, нейтрон и другие, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами. Это принципиально новое явление, впоследствии названное дуализмом волны и частицы, совершенно не укладывалось в рамки классической физики. Действительно, раньше считалось, что объекты его изучения могут иметь корпускулярные или волновые свойства. В отличие от этого, микрообъекты квантовой природы обладают одновременно корпускулярными и волновыми свойствами. Например, в одних экспериментальных условиях электрон проявляет типично корпускулярные свойства, а в других — волновые, так что его можно назвать и частицей, и волной. Тот факт, что поток электронов представляет собой поток мельчайших частиц материи, был известен и раньше, но тот факт, что этот поток проявляет волновые свойства, формируя типичные явления интерференции и дифракции, такие как волны света, звука или жидкости, был полным сюрприз для физиков.
Для лучшего понимания всех дальнейших вопросов мы проведем такой мысленный эксперимент. Предположим, у нас есть устройство, которое выдает поток электронов, например электронная пушка. Мы помещаем перед ним тонкую металлическую пластину с двумя отверстиями для штифтов, через которые могут летать электроны. Прохождение электронов через эти отверстия регистрируется специальным устройством, например счетчиком Гейгера или электронным умножителем, подключенным к динамику.
Это неравенство указывает на наличие интерференции при прохождении электронов через обе дырки. Интересно отметить, что если электроны, проходящие за экраном, подвергаются воздействию света, интерференция исчезнет. Следовательно, фотоны, составляющие свет, влияют на характер движения электронов и изменяют его. Здесь мы имеем дело с совершенно новым явлением, заключающимся в том, что любая попытка наблюдать микрообъекты сопровождается изменением характера их движения. Поэтому любое наблюдение микрообъектов с помощью приборов и средств измерений исследователя в мире мельчайших частиц материи сопровождается изменением их состояния. Конечно, ученые в области классической физики знали о влиянии средств наблюдения на наблюдаемые объекты. Но в классических теориях это никак не учитывалось. В квантовой физике этим влиянием больше нельзя было пренебрегать. Именно это обстоятельство обычно вызывает возражение у тех, кто не видит разницы между микро- и макрообъектами. В макромире, в котором мы живем, мы не замечаем влияния приборов наблюдения и измерения на макроскопические тела, которые мы изучаем, поскольку на практике такое влияние чрезвычайно мало, и поэтому им можно пренебречь. В этом мире и устройства, и инструменты, и сами исследуемые тела характеризуются одним и тем же порядком величины. Совершенно иная ситуация в микромире, где макроустройство не может не воздействовать на микротела.
Еще одно принципиальное различие между микрообъектами и макрообъектами состоит в том, что первые обладают корпускулярно-волновыми свойствами, но наличие таких взаимоисключающих, противоречивых свойств у макрообъектов полностью отвергается сторонниками классической физики. Хотя классическая физика признает раздельное существование корпускулярных свойств материи и волновых свойств поля, она отрицает существование объектов, которые одновременно обладают такими свойствами. Она приписывает корпускулярные свойства только материи, а волновые свойства — исключительно физическим полям (акустическим, гидродинамическим, оптическим или электромагнитным).
Ограниченность научной картины мира
Мы должны осознавать некоторые ограничения чисто научной картины мира. Миссия науки традиционно ориентирована на моделирование мира и попытку дать ответ на следующие вопросы:
- что это такое? (модель реальности в целом) сюда также относятся вопросы: какова природа нашего мира? какова структура и функции нашего мира?
- откуда это появилось? (модель прошлого) к вопросам этой модели можно отнести: почему мир такой, какой он есть? Какие принципы мироустройства мы можем выдвинуть? Как возникла Вселенная? Откуда все это берется? Объяснение, которое мы ищем здесь, одно из следующих: условия происхождения. Ответы на эти вопросы должны быть в состоянии объяснить, как и почему возникали те или иные явления.
- куда движется? (модель будущего): какова будет судьба жизни во Вселенной? Это о футурологии, потому что этот компонент должен дать нам возможное будущее, с более или менее вероятными развитиями событий. Но дело в том, что остаются неопределенности, то есть всегда существует вероятность нескольких исходов. Какая альтернатива должна быть у нас, чтобы развиваться и чего нам следует избегать.
Научная картина мира не может в полной мере ответить на вопросы этики, а также на философские вопросы, в которые вовлечены такие категории, как характер, ценности, то, что, по сути, не относится к практической стороне решения проблем мироздания, а скорее связано с некими внутренними составляющими.
Философская картина мира
Философская картина мира рассматривает мироздание через призму взаимоотношений человека и мира со всех сторон – отнтологической, познавательной, ценностной и деятельностной. Философские картины мира не похожи друг на друга. Философия является теоретическим способом освоения мира, и этим объясняется ее отличие от религиозной и мифологической картины мира. Теоретический способ познания мира отличается тем, что человек осуществляет познавательную деятельность через понятия, умозрительно – в словах и мыслях. Философское знание является знанием живого человека. Этим обусловливается то, что наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.
Готовые работы на аналогичную тему
В рамках философской картины мира, ввиду того, что философия включает множество школ и направлений, различают идеалистическую и материалистическую картину мира, космоцентрическую и теоцентрическу и т.д.
Формы и представления научной картины мира
Существуют различные формы картины мира. Самая древняя – религия и мифология. Эти типы были фантастическим отражением реальности, которое формировалось в сознании древнего человека.
Однако существует взгляд на мир, общество, природу и все, что окружает людей и происходит внутри каждого человека, который не принимает предрассудков и суеверий. Научная картина мира целиком основана на достижениях современных дисциплин и пронизана методом научного исследования и познания. Этот взгляд на вселенную и место человека в ней отражает явления и объекты, как они существуют в действительности, без заблуждений, лжи и вымыслов. Научная картина мира основана на достигнутом уровне знаний во всех науках.
Основой научной картины мира является объяснение фактов, их понимание во всей структуре понятий соответствующей научной дисциплины. Она раскрывает естественные и причинные связи предметов и явлений. Научная картина мира видит необходимость в конкретном случае, а в индивидуальном — в общем. Кроме того, она предусматривает предвидение, предвидение событий, а также раскрытие надвигающихся явлений и процессов.
Очень важной особенностью научной картины мира является её системность. Под этим определением мы понимаем совокупность идей, упорядоченных в соответствии с определенными теоретическими принципами
Обобщенная система человеческих знаний о феноменальности, отношение людей к основам естественного существования является научным и природным аспектом картины мира. Например:
- какова структура и движущая сила развития материи?
- как развивается природа?
Замечание 1
Каждая картина мира содержит, прежде всего, определенные знания, сведения о природе, общественной жизни, представления о Вселенной, отражает направление и природу мышления, являясь основой и духовным центром человеческой индивидуальности.
Мифологическая картина мира
В мифологической картине мира считается, что все объекты, существующие в мире, живые, они имеют душу. Существует несколько миров – мир животных, мир живых, мир мертвых и т.д. И все эти миры и сущности, населяющие их, подчиняются огромному количеству законов, нарушение которых имеет серьезные последствия. Например, чтобы брошенный камень летел точно в цель, необходимо с ним договориться; прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения.
В мифологической картине мира внутри большого мира существует огромное количество маленьких миров, каждый из которых имеет свое пространство и время. Мир представляется неким полем битвы, на котором каждое существо пытается достичь своей цели, а человеческая жизнь сводится к попытке выживания в этом жестоком мире, которое населено страшными существами и наполнено силами, неподвластными человеку.
Согласно мифологической картине мира, все существа подчиняются Року – мировому закону. Боги в мифологической картине мира не всесильны, они также подчинены Року, а сверхъестественное и естественное существует бок о бок, сливается воедино.