Структура научного знания. основные формы и методы научного познания

Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды.

Эмпирический уровень научного познания

Эмпирическое познание формируется при взаимодействии с объектом исследования, когда исследователь непосредственно влияет на него, находится с ним во взаимодействии, обрабатывает полученные результаты и формулирует выводы. Эмпирический уровень включает ряд стадий, каждая из которых обладает своими собственными методами:

  • взаимодействует с объектом посредством наблюдения, сравнения и эксперимента;
  • систематизирует и классифицирует полученные эмпирические данные посредством таблиц и графиков;
  • эмпирическое обобщение;
  • получение эмпирических фактов.

Из этого следует, что эмпирическое исследование преимущественно ориентируется на изучение явлений и зависимостей между ними.

Методы эмпирического исследования:

  • наблюдение – это процесс систематического и целенаправленного восприятия объекта. Цель наблюдения – выявить существенные свойства и отношения объекта. В данных наблюдения содержится первичная информация, полученная при непосредственном наблюдении за интересующим объектом. Получаемая информация может искажаться случайными воздействиями на органы чувств извне, приборы могут давать сбой, поэтому данные наблюдений еще нельзя считать достоверным знанием;
  • эксперимент – это метод обнаружения существенных свойств предмета. Эксперимент ставят сознательно, чтобы искусственно воспроизвести предмет в идеальных условиях. На базе эксперимента формируется особое знание, называемое научным фактом.

Научный факт является результатом сложной рациональной обработки, то есть осмысления, понимания, интерпретации и эмпирических объектов.

Определение 4

Эмпирические объекты – это абстракции, которые в реальность выделяют некоторый набор свойств и отношений вещей.

Реальные объекты в эмпирическом познании представляются идеальными объектами, обладающими жестко фиксированным и ограниченным набором признаков.

Также методами эмпирического исследования являются сравнение, систематизация и классификация, эмпирическое обобщение.

Формы эмпирического исследования:

  • абстрагирование – отвлечение от отдельных свойств и отношений рассматриваемого явления и одновременное выделение интересных для исследователя свойств;
  • анализ – реальное или мысленное разделение объекта на несколько составных частей, а синтез – это объединение этих частей в единое целое;
  • индукция – ход мыслей от единичного опыта или факта к общему, то есть к их обобщению и формулированию выводов;
  • дедукция – ход процесса познания от общего к единичному;
  • обобщение – установка общих свойств и признаков.

Современное компьютерное моделирование

Метод моделирования на компьютере предполагает следующие этапы:

  •  определение моделируемого объекта, формализация установки на моделирование;
  •  составление плана компьютерных экспериментов с моделью;
  •  проведение анализа результатов.

Различают имитационное и аналитическое моделирование. Моделирование и формализация при этом являются универсальным инструментом.

Имитационное отображает функционирование системы при последовательном выполнении ею огромного количества элементарных операций. Аналитическое моделирование описывает природу объекта с помощью систем дифференциальных управлений, имеющих решение, которое отображают идеальное состояние объекта.

Кроме математического, также различают:

  •  концептуальное моделирование (посредством символов, операций между ними и языков, формальных или естественных);
  •  физическое моделирование (объект и модель — реальные объекты или явления);
  •  структурно-функциональное (в качестве модели используются графики, схемы, таблицы).

Подготовка ученых-методистов как важнейшая задача образования

Сегодня становится очевидной роль университетов в подготовке специалистов, творчески владеющими методами эмпирического и теоретического познания. При этом, как свидетельствует опыт Стэнфорда, Гарварда, Йельского и Колумбийского университетов, им отводится ведущая роль в развитии новейших технологий. Возможно, поэтому их выпускники востребованы в наукоемких компаниях, удельный вес которых имеет постоянную тенденцию к увеличению.

Важную роль в подготовке исследователей играет:

  •  гибкость программы образования;
  •  возможность индивидуальной подготовки для наиболее талантливых студентов, способных стать подающими надежды молодыми учеными.

При этом специализация людей, развивающих человеческое познание в области IT, инженерных наук, производства, математического моделирования предполагает наличие преподавателей, обладающих актуальной квалификацией.

Теоретический уровень познания

Теоретический уровень познания ориентируется на выделение сущностных связей в их чистом виде. Сущность объекта – это взаимодействие нескольких законов, которым данный объект подчиняется.

Методы теоретического исследования:

  • формализация – это отображение содержательного знания в знаковом формализме. Знаковый формализм создается, чтобы точнее выражать мысли для исключения возможности неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах оказываются смещенными в плоскость оперирования со знаками и формулами. Отношения знаков заменяют собой высказывания относительно свойств и отношений предметов. Формализации отведена значительная роль при уточнении научных понятий;
  • аксиоматический метод – это способ выстраивания научной теории, когда ее основой являются некоторые исходные положения, из которых все остальные положения данной теории будет выведены логически, через ряд доказательств. Чтобы вывести теорему из аксиомы, необходимо сформулировать специальные правила вывода;
  • гипотетико-дедуктивный метод – один из способов теоретического исследования, заключающийся в сознании целостной системы дедуктивно-связанных друг с другом гипотез, из которых можно вывести ряд утверждений об эмпирических фактах. Это значит, что этот метод базируется на выведении, то есть дедукции, заключений из гипотез, истинное значение которых остается неизвестным. Заключение, которое получено таким путем, имеет вероятностный характер;
  • идеализация – это метод построения идеализированного объекта. Такие абстракции являются сложным образованием. Они могут быть наделены не только признаками, которые можно обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и признаками, отсутствующими у реального объекта рассмотрения. Например, материальная точка определяется как тело, которое лишено размера, но сосредотачивающее в себе всю массу тела. Но в природе такие тела отсутствуют.

Методы теоретического исследования

Мысленный (воображаемый) эксперимент – исследования, основанные на комплексе образов, которые в материальном смысле реализовать невозможно.

Идеализация – основан на принципе замены предмета или отдельных его свойств и признаков, или знаков.

Формализм – процесс оперирования со знаками, которые сгруппированы в обобщенные, общие модели, математические формулы, уравнения, выражения

Метод аксиомы – построение научной теории, при которой за основание берутся перечень положений, принимаемых в качестве истины, без специального требования и доказательства. Все остальные положения формулируются, при помощи доказательств, основанных на логических размышлениях. +

Метод дедукции – основан, на создании системы взаимосвязанных между собой различных гипотез. Где путем дедуктивного анализа выводятся главные утверждения, которые непосредственно сопоставляются и анализируются с опытными данными.

Математическая гипотеза – метод исследования, основанный на преобразовании определенной математической системы (системы уравнений, математических формализмов) с изученной области явлений на неизученную.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.

Эмпирические методы:

  • Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.

  • Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.

  • Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.

  • Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.

  • Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.

  • Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.

  • Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.

Теоретические методы:

  • Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.

  • Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.

  • Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.

  • Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.

  • Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.

Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:

  • Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.

  • Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.

  • Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

  • Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.

  • Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).

  • Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.

  • Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.

  • Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.

  • Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!

Методы теоретического уровня познания

Что касается методов теоретического уровня, то они опираются на рациональное познание и логические процедуры вывода.

К теоретическим методам относятся:

  • анализ, с помощью которого предмет мысленно или реально расчленяется на части;
  • синтез, соединяющий в единое целое стороны предмета, выделенные в ходе анализа;
  • абстрагирование, т.е. углубленное исследование какой-то определенной стороны предмета;
  • формализация – знаковое, символическое отображение знания, например, химические и математические формулы;
  • аналогия, т.е. умозаключение на основе сходства объектов в определенном отношении;
  • моделирование – создание модели изучаемого объекта;
  • идеализация – создание для объектов понятий, не существующих в действительности;
  • метод дедукции позволяет двигаться от общего к частному;
  • индукция – движение к общему утверждению от частного.

Теоретические методы нуждаются в эмпирических фактах. Так, метод индукции, например, сам по себе является теоретической логической операцией и в то же время требует проверки каждого частного факта, а это значит, что он основывается не на теоретическом, а на эмпирическом знании.

Замечание 2

Теоретические и эмпирические методы, таким образом, дополняют друг друга и существуют в единстве.

Перечисленные методы являются методами-приемами – это какие-то конкретные правила, алгоритмы действия, а существуют ещё более широкие методы-подходы, указывающие общий способ решения проблемы.

Методы-подходы тоже могут включать в себя множество различных приемов, например, структурно-функциональный, герменевтический метод и др.

В основе общих методов-подходов лежат философские методы – метафизический и диалектический.

Метафизический метод рассматривает объекты вне связи их с другими, а диалектический метод раскрывает законы развития и изменения вещей в их взаимосвязи, в единстве и внутренней противоречивости.

Возведение какого-то одного метода в абсолют как единственно правильного называется догматикой. Примером догматики является диалектический материализм в советской философии, а если нагромоздить несвязанные между собой методы, минуя критичность, то получится эклектика.

Аналогия

Метод аналогии используют для формулировки принципиально новых идей путем отыскания аналогов явлениям или предметам (при этом аналоги выступают как идеальные, так и реальные объекты, имеющие адекватное соответствие изучаемым явлениям либо предметам.)

Примером эффективного пользования аналогией могут стать общеизвестные открытия. Чарльз Дарвин, взяв за основу эволюционную концепцию борьбы за средства существования бедных с богатыми, создал эволюционную теорию. Нильс Бор, опираясь на планетарную структуру Солнечной системы, обосновал концепцию орбитального строения атома. Дж. Максвелл и Ф. Гюйгенс создали теорию волновых электромагнитных колебаний, использовав, как аналог, теорию волновых механических колебаний.

Метод аналогии приобретает актуальность при соблюдении следующих условий:

  •  как можно больше существенных признаков должны походить друг на друга;
  •  достаточно большая выборка известных признаков должна быть действительно связана с признаком неизвестным;
  •  аналогию не следует трактовать, как идентичное сходство;
  •  обязательно также нужно рассматривать принципиальные различия между предметом изучения и его аналогом.

Заметим, что наиболее часто и плодотворно данный метод используется учеными-экономистами.

Подробная структура процесса эмпирического познания

Единичные высказывания. Уточняется место и условия, а также дата и время, полученные результаты в ходе отдельного наблюдения (эксперимента) фиксируются исследователем.

Научные факты. На этой ступени эмпирического познания единичные протоколы (высказывания) обобщаются индуктивным методом. Представляя в виде таблиц и графиков, диаграмм и моделей, исследователь утверждает или отрицает наличие явлений, закономерностей, свойств относительно объекта изучения.

Эмпирические закономерности. Третий этап познания характеризуется выявлением зависимости от каких-либо факторов в количественном показателе. Результат такой зависимости обычно выражается в формулах или коэффициентах, в перспективе позволяющих упрощать расчеты и измерения.

Эмпирическая теория. Представляет собой логическую связь практически доказанных фактов и закономерностей, обобщая результаты наглядного изучения объекта или явления. Особенность эмпирической теории в том, что она не противоречит, но и не вытекает из фундаментальной. Теория феномена (эмпирическая) не затрагивает сущность и механизм явления, а лишь обобщает сухие факты. Например, вода меняет агрегатные состояния, но как происходит этот процесс, в рамках эмпирической теории не описывается.

Эмпирическое познание носит пассивный характер и сопровождается использованием ряда методик, которые в перспективе и приводят к созданию эмпирической теории. Исследующий человек не вмешивается в происходящее явление, а только фиксирует замеченные изменения.

Анализ — синтез

Анализ и синтез находят свое применение как в научно-исследовательской, так и в обычной мыслительной деятельности.

Первый представляет собой процесс мысленного (чаще всего) разбиении изучаемого объекта на его составляющие для более полного изучения каждой из них. Впрочем, за стадией анализа следует стадия синтеза, когда изученные составляющие соединяются вместе. При этом учитываются все выявленные при их анализе свойства и затем определяются их соотношения и способы связи.

Комплексное использование анализа и синтеза характерно для теоретического познания. Именно эти методы в их единстве и противоположности немецкий философ Гегель положил в основу диалектики, которая, по его словам, «является душой всякого научного познания».

Методы теоретического научного познания

Идеализация. Представляет собой приём, когда исследователь мысленно изменяет свойства явления, исходя из поставленных задач. В реальности этот процесс не возможен;

Моделирование. Специфика метода в том, что познание явления осуществляется через его созданную модель, которая замещает реальное явление или объект;

Формализация. Применяя специально заданную символику, исследователь воспроизводит явление в тех случаях, когда исследование с применением оригинала невозможно или затруднительно;

Мысленный эксперимент. Является суммой моделирования и идеализации. Представленная мысленно идеальная модель объекта погружается в воображаемые условия, и в уме проигрывается дальнейшее развитие эксперимента. Метод необходим как для утверждения имеющихся знаний, так и для получения новых;

Аналогия. Суть в том, что, если объект, который исследуется в данный момент по удовлетворяющим цели исследователя признакам схож с прежде изученным, то имеющиеся знания переносятся на менее изученный объект;

Дедукция. Это метод овладевания знанием путём распространения общих свойств класса на частное явление;

Индукция. Метод, обратный дедукции. Получение знания происходит посредством распространения свойств частого явления на весь класс;

Анализ. Метод нарушает целостность объекта, разбивая его на части – свойства, признаки, отношения и прочее. Анализ приводит к углубленному изучению объекта, паттерна;

Синтез. Метод, обратный анализу. Представляет собой соединение отдельных частей явления с целью объединить знания, полученные аналитическим методом;

Абстрагирование. Исследователь в рамках эксперимента выделяет важные для него свойства явления и отвлекается от несущественных, получая в результате этих действий абстракцию;

Аксиоматизация. Метод, при котором познание явления, объекта осуществляется путём логического выведения из истинного утверждения (аксиомы) нового знания и его доказательства;

Экстраполяция. Смысл метода в распространении устоявшейся тенденции и закономерности на развитие паттерна, если условия будут сохранены;

Классификация. Суть метода в систематизации знания с помощью организации объектов или явлений из разных областей в классы, основываясь на общие признаки;

Сравнение. Операция познания, где за основу берётся суждение о сходствах сущности двух однородных явлений (изученного и не изученного) или их отличиях.

Полученные теоретические знания о явлении, выраженные в высшей форме, определяются понятием научная теория, состоящим из логически связанных аксиом, обобщений и законов. Научная теория, организующая собой знания, является выражением сущности, смысла явления и его механизма, а также определяет конечную точку исследования явления. Однако она имеет свойство ограниченности, не исключая перспективу создания на своей основе новой более обобщённой теории.

Пример метода моделирования

В марте 1945 года под эгидой Баллистической лаборатории (ВС США) были изложены принципы работы ПК. Это было классический пример научного познания. В исследованиях участвовала группа физиков, усиленная известнейшим математиком Джоном фон Нейманом. Уроженец Венгрии, он был главным аналитиком этого исследования.

Вышеупомянутый ученый использовал, как инструмент исследования, метод моделирования.

Первоначально все устройства будущего ПК — арифметико-логическое, память, устройство управления, устройства ввода и вывода — существовали вербально, в виде аксиом, сформулированных Нейманом.

Данные эмпирических физических исследований математик облекал в форму математической модели. В дальнейшем изучению исследователем подвергалась именно она, а не ее прообраз. Получив результат, Нейман «переводил» его на язык физики. Кстати, на самих ученых-физиков мыслительный процесс, продемонстрированный венгром, произвел большое впечатление, о чем свидетельствовали их отзывы.

Заметим, что точней будет присвоить этому методу название «моделирование и формализация»

Мало создать саму модель, не менее важно формализовать внутренние связи объекта посредством языка кодирования. Ведь именно так следует интерпретировать модель для ЭВМ

Сегодня подобное компьютерное моделирование, которое производится с помощью специальных математических программ, достаточно распространено. Оно находит широкое использование в экономике физике, биологии, автомобилестроении, радиоэлектронике.

Абстрагирование

Метод абстрагирования помогает вникнуть в суть изучаемого вопроса и разрешать весьма сложные задачи. Он позволяет, отбросив все второстепенное, сосредоточиться на принципиальных деталях.

К примеру, если обратиться к кинематике, то становится очевидным использование исследователями именно этого метода. Таким образом, первоначально было выделено, как первичное, прямолинейное и равномерное движение (подобным абстрагированием удалось вычленить базовые параметры движения: время, расстояние, скорость.)

Данный метод всегда предполагает некоторое обобщение.

Кстати, обратный ему теоретический способ познания называется конкретизацией. Использовав его для изучения изменений скорости, исследователи пришли к определению ускорения.

Выдвижение гипотезы об уровнях научного познания

Общепринятым считается утверждение в обществе, о главной роли эмпирического познания. Оно обосновывает определенную связь со ступенью познания. Однако назвать эмпирическое познание чувственным не всегда можно.

Рассмотрим пример:

Возьмем прибор и зафиксируем значение на шкале деления значение — 744.

В каких случаях данное значение может характеризоваться как научное?

Это возможно, только при соотношении с такими определениями и понятиями, как:

  • давление;
  • масса тела, вещества;
  • сила тяжести;
  • единицами измерения (миллиметры ртутного столба и другие).

Чтобы выдвинуть и доказать какую-либо гипотезу, сформулировать закон или теорию и сравнить или сопоставить теории друг с другом, нужно использовать простые наглядные примеры. Они должны относится к чувственной ступени эмпирического познания.

Существует две ступени познания (исследования):

  • низшая (характерны чувственные познания);
  • высшая (преобладает рациональная форма).

Понятия метода и теории. Их общность и различия

Грамотно выбранные методы обеспечивают «момент истины» в познании: перерастание гипотезы в теорию. Актуализировавшись, общенаучные методы теоретического познания наполняются необходимым фактажем именно в выработанной теории познания, становясь ее неотъемлемой частью.

Если же искусственно вычленить такой отлично сработавший метод из уже готовой, общепризнанной теории, то мы, рассмотрев его отдельно, обнаружим, что он приобрел новые свойства.

С одной стороны, он наполняется специальными знаниями (вобрав в себя идеи текущего исследования), а с другой — приобретает общие родовые черты относительно однородных объектов изучения. Именно в этом выражается диалектическое соотношение метода и теории научного познания.

Общность их природы подвергается проверке на актуальность на протяжении всего времени их существования. Первый приобретает функцию организационного регулирования, предписывая ученому формальный порядок манипуляций для достижения целей исследования. Будучи задействованными ученым, методы теоретического уровня познания выводят объект изучения за рамки существующей предыдущей теории.

Различие же метода и теории выражено в том, что они представляют собой разные формы знания научного знания.

Если вторая выражает сущность, законы существования, условия развития, внутренние связи исследуемого объекта, то первый ориентирует исследователя, диктуя ему «дорожную карту познания»: требования, принципы предметно-преобразующей и познавательной деятельности.

Можно сказать и по-другому: теоретические методы научного познания обращены непосредственно к исследователю, соответствующим образом регулируя его мыслительный процесс, направляя процесс получения им новых знаний в наиболее рациональное русло.

Их значение в развитии науки обусловило создание ее отдельной отрасли, описывающей теоретический инструментарий исследователя, названной методологией, базирующейся на гносеологических принципах (гносеология — наука о познании).

Различия уровней познания

Уровни познания исследования могут иметь не только схожесть, но и определенные различия. Различия по трем основным характеристикам.

Различия по предмету. Эмпирический и теоретический уровни могут иметь отличия по предмету. Один и тот же объект можно исследовать по принципу обоих уровней. Но его видение и представление, на обоих уровнях будут значительно различаться.

В общем эмпирическое исследование, занимается изучением явлений и эмпирической зависимости между собой. На данном уровне существенные, глубокие связи не выделяются в простом виде. Они представлены, как связь между конкретными явлениями, которые отображаются в эмпирическом поле познания.

На теоретическом уровне информационные данные исследования, выделяют ярко выраженные связи, которые характеризуют основные черты и тенденции в развитии предмета.

Сущность и основание изучаемого объекта, представляется как взаимосвязь совокупности главных законов, которые сформулированы нами.

Теоретический подход необходим, для разделения совокупности главных законов, а затем для рассмотрения и изучения их каждого по отдельности. Теория оказывает непосредственное влияние, чтобы воссоздать взаимосвязь всех методов и помочь раскрыть их сущность.

Различия по средствам познания. Эмпирическое исследование первоочередно основано на взаимосвязи исследователя и изучаемого объекта. Данное взаимодействие, не является характерным при теоретическом исследовании. Изучение объекта происходит, в какой-то мере непосредственно. Эксперимент чаще всего выражается, как “мысленное воображение” или иными словами моделирование идеального типа.

Различия между двумя уровнями можно наблюдать в понятиях и определениях при изучении, а также в языках.

Термины эмпирического исследования, основаны на особых категориях абстракций. Они не относятся к объектам, которые изучаются и исследуются в реальности. Данные предметы представлены, как нечто идеальное и наделенное фиксированным и ограниченным совокупностью свойств и признаков.

Признаки, упомянуты в значении термина, обозначающие эмпирический объект, и есть основное содержание и значение термина. Реальный объект и будет являться заданным термином.

Эмпирические высказывания, проходят конкретную проверку в следующем смысле.

Например:

Показатель стрелки прибора указывает, а деление шкалы 100. Высказывание будет считаться истинным, при показателях прибора, которые являются таковыми на самом деле.

Теоретические рассуждения и высказывания, иначе говоря предложения, которые используются в теоретических терминах и доводах, не проходят проверку с помощью вышеизложенного способа.

Сравнение теоретических рассуждений и исследований с результатами проведенных наблюдений и экспериментов происходит не раздельно, а совместно — в условиях определенной теории. В простом языке теоретического метода используются определения.

Они содержат идеальные предметы и объекты.

Например:

  • «абсолютно твердое тело»;
  • «идеальная биологическая популяция»;
  • «материальная физическая точка в пространстве»;
  • «идеальное состояние газа»;
  • «идеальный товар» (в экономической теоретической форме, вида товар-деньги — товар).

Эти идеально представленные теоретические объекты обладают не только реальными свойствами, полученными в ходе проведения опытов, а также характерными свойствами, которыми не может обладать ни один другой реальный объект.

Различия по характеру используемых методов. Исследуемый объект должен объективно рассматриваться, при помощи методов эмпирического познания и давать объективную оценку.

Применяемая характеристика должна быть освобождена от иных принципов и теорий. Эти исследовательские методы основаны в первую очередь на воображении, особых навыках мышления, фантазии.

При исследовании и анализе, исследователю предоставляется свобода мысли, но вполне конкретная и ограниченная.

Теория как итог познания

Какая обратная связь координирует методы теоретического и эмпирического уровня познания? Обратная связь при проверке истинности теорий. На теоретической стадии, исходя из полученной чувственной информации, формулируется ключевая проблема. Для ее разрешения составляются гипотезы. Наиболее оптимальные и проработанные из них перерастают в теории.

Надежность теории проверяется ее соответствием объективным фактам (данным чувственного познания) и научным фактам (знаниям достоверным, проверенным многократно ранее на истинность.) Для такой адекватности важен подбор оптимального теоретического метода познания. Именно он должен обеспечить максимальное соответствие изучаемого фрагмента объективной реальности и аналитического представления его результатов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: