Типы мировоззрений

Наука и мировоззрение

Религиозное мировоззрение

Этот тип мировоззрения вырастает из мифологического и включает в себя многие его компоненты. Оно строится на религиозных представлениях, которые имеют свои особенности в различных формах религии. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам, иудаизм. Им присуще своё характерное миропонимание. Это плод исторического и культурного развития.

Характеристика религиозного типа:

  • чувственно-образная форма освоения действительности
  • вера в сверхъестественные силы
  • догматизм
  • формирование строгих нормативных, моральных установок
  • подкрепление веры мистическим опытом
  • авторитарность духовного сословия
  • представлено в виде притч и сказаний

Замечание 1

Отличительная особенность этого типа в том, что мировые силы (духи, боги) персонифицируются и окончательно превращаются в надмировые и внемировые силы.

Для религии характерен догматизм, формирующийся на системе моральных норм, с объединением людей в единую организацию (религиозная община, церковь и т.д.). Основными понятиями для этого типа мировоззрения выступают: понятия о добре и зле, смысле жизни, нравственности. Ответы на эти вопросы представлены в виде священных текстов, писаний, как регуляторов миропорядка.

Мифологическое мировоззрение

Мифологическое сознание — духовное основание первобытной культуры.

Для данного типа мировоззрения характерно:

  • первообщинное общество
  • антропоморфизм (одухотворение природы)
  • формирование и закрепление систем ценностей
  • устная трансляция накопленных знаний
  • определение формы поведение индивида и всего общества
  • вера в сверхъестественное

Мифы охватывали все формы жизнедеятельности людей. Они являются основными «тексами» культуры.
Установлению единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир способствовала их устная передача.
Вера в «свои» мифы объединяла сообщество, консалидировала его членов и одновременно позволяла отличить его членов от «чужаков», веривших в иные мифы.
В мифах отрабатывались, сохранялись и культивировались практические сведения, навыки хозяйственной и кульутрной деятельности.
В процессе передачи этих знаний от поколения к поколению, которые копились в течение многих веков, формировался общеплеменной опыт. Он закреплялся в социальной памяти и генерировался в первоначальный уровень знаний и способов мышления.
С этого начинался путь к развитию философии и науки.
В мифологических рассказах о божествах, присутствующих в мире, зарождалось религиозное мировоззрение.

Научное мировоззрение

Систематизация и связи

Философия культуры

В научном мировоззрении внешний мир представляется независящим от человека. И называется объективной реальностью.

Энциклопедия даёт такую формулировку:

Научное мировоззрение можно вывести из одних только слов Альберта Эйнштейна:

Как это представить? Человек как бы лежит в стеклянном гробу, а происходящее за стеклами гроба от человека ну совершенно не зависит.

Что даёт нам наука? Наука даёт нам знания о том, что происходит за стёклами гроба. А если ещё человеческое тело представить за стёклами гроба, то наука нам даёт знания о том, что происходит в человеческом теле. И это объективные знания.

Те люди, у которых объективные знания являются альфой и омегой, обладают научным мировоззрением. И даже те люди, кто не слишком образован, которые изъясняется только наукообразно, уже вследствие того, что они держат нос на науку, обладают научным мировоззрением.

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, который был атеистом и сам обладал научным мировоззрением, утверждал:

А до него Гёте в трагедии «Фауст» написал:

«Эти слова произносит Мефистофель, обращаясь к ученику. Тот пришел поступать в университет и, говоря с Мефистофелем, принимает его за известного ученого Фауста. Сам ученый, не желая никого видеть, позволил Мефистофелю заменить себя, для чего тот надел профессорскую мантию и университетскую шапочку Фауста».

Продолжение диалога тоже интересно:

Эта фраза на латинском языке из мифа о грехопадении, выделил:

«1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, гл.3).

Во времена Гете, и даже во времена Фрейда (умер в 1939) научное мировоззрение ещё было привилегией образованных людей. Но со второй половины 20 века научное мировоззрение стало «проедать» целые народы. И те народы, которое оно «проело», устремились к вымиранию. В семьях рождаются в среднем по два ребенка, что мало для воспроизводства народа.  И оказалось, что слова Фрейда о «подчинении смерти» имеют еще такое значение. 

Наука не только разъясняет то, что происходит за стёклами гроба, но дает нам знания о добре и зле. Теоретические! К примеру, электрический ток нам полезен, это добро, но может убить человека, это зло. И даёт еще тысячи таких знаний, что нам добро, а что зло.

Вот сегодняшний коронавирус нам зло. Но представим, человек пережил эпидемию коронавируса. Выходит он радостный из своего дома, а на его голову падает кирпич. И нет человека. А ведь знал, что ежели кирпич упадёт на голову, то убьет. Теоретически знал.

И выходит, вся твоя жизнь, вот именно твоя жизнь, бесценная, — дело случая. В свете научного мировоззрения. 

Владимир К, 11 Апрель, 2020 — 10:04

Научное мировоззрение

В $XIX$ веке начинается складываться целостное научное мировоззрение.
Это качественно иная форма организации знаний, включающая в себя синтез различных научных теорий.

Благодаря интенсивному познанию окружающего мира в сознании человека:

  • аккумулируются и закрепляются знания, умения, навыки.
  • происходит постоянное формирование знаний, идей и концепций.
  • накопление ранних представлений становятся частными случаями новых теорий.
  • возникает Научная картина мира.
  • складывается представление об окружающем мире, основывающееся на всём множестве доказанных фактов.
  • ставится акцент на логику, рациональность и доказательность.

Благодаря научному мировоззрению коренным образом меняется стиль мышления всей европейской и мировой культуры.

Уникальность и новизна установленного им стиля содержалась в:
предельной широте мышления, его универсальности.
узаконивании права разума на познание и развитие науки,
утверждении права человека на свободу слова, вероисповедания, на равенство людей перед законом против произвола властей
обосновании многих гуманистических ценностей.

Гегель подытожил это философское мировоззрение. Его система – высшая точка всей философии, которая сформировалась в логическую конструкцию, воплощающую в себе деятельность мирового разума.

Философия выделяется как особый тип общественного сознания.

Определение 2

Философия — это система фундаментальных идей в составе мировоззрения человека.

Философствование зародилось в древней Греции с удивления и постановки вопросов о мире. Формируется качественно иной тип мышления, отличного от обыденного. Это особое отношение к миру.
Для этого типа мировоззрения характерно:

  • абстрактно-понятийная форма освоения действительности
  • различение природного и социального мира
  • накопление естественнонаучных знаний (труды в области математики, медицины, астрономии, физике)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: