Религиозное мировоззрение
Этот тип мировоззрения вырастает из мифологического и включает в себя многие его компоненты. Оно строится на религиозных представлениях, которые имеют свои особенности в различных формах религии. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам, иудаизм. Им присуще своё характерное миропонимание. Это плод исторического и культурного развития.
Характеристика религиозного типа:
- чувственно-образная форма освоения действительности
- вера в сверхъестественные силы
- догматизм
- формирование строгих нормативных, моральных установок
- подкрепление веры мистическим опытом
- авторитарность духовного сословия
- представлено в виде притч и сказаний
Замечание 1
Отличительная особенность этого типа в том, что мировые силы (духи, боги) персонифицируются и окончательно превращаются в надмировые и внемировые силы.
Для религии характерен догматизм, формирующийся на системе моральных норм, с объединением людей в единую организацию (религиозная община, церковь и т.д.). Основными понятиями для этого типа мировоззрения выступают: понятия о добре и зле, смысле жизни, нравственности. Ответы на эти вопросы представлены в виде священных текстов, писаний, как регуляторов миропорядка.
Мифологическое мировоззрение
Мифологическое сознание — духовное основание первобытной культуры.
Для данного типа мировоззрения характерно:
- первообщинное общество
- антропоморфизм (одухотворение природы)
- формирование и закрепление систем ценностей
- устная трансляция накопленных знаний
- определение формы поведение индивида и всего общества
- вера в сверхъестественное
Мифы охватывали все формы жизнедеятельности людей. Они являются основными «тексами» культуры.
Установлению единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир способствовала их устная передача.
Вера в «свои» мифы объединяла сообщество, консалидировала его членов и одновременно позволяла отличить его членов от «чужаков», веривших в иные мифы.
В мифах отрабатывались, сохранялись и культивировались практические сведения, навыки хозяйственной и кульутрной деятельности.
В процессе передачи этих знаний от поколения к поколению, которые копились в течение многих веков, формировался общеплеменной опыт. Он закреплялся в социальной памяти и генерировался в первоначальный уровень знаний и способов мышления.
С этого начинался путь к развитию философии и науки.
В мифологических рассказах о божествах, присутствующих в мире, зарождалось религиозное мировоззрение.
Научное мировоззрение
Систематизация и связи
Философия культуры
В научном мировоззрении внешний мир представляется независящим от человека. И называется объективной реальностью.
Энциклопедия даёт такую формулировку:
Научное мировоззрение можно вывести из одних только слов Альберта Эйнштейна:
Как это представить? Человек как бы лежит в стеклянном гробу, а происходящее за стеклами гроба от человека ну совершенно не зависит.
Что даёт нам наука? Наука даёт нам знания о том, что происходит за стёклами гроба. А если ещё человеческое тело представить за стёклами гроба, то наука нам даёт знания о том, что происходит в человеческом теле. И это объективные знания.
Те люди, у которых объективные знания являются альфой и омегой, обладают научным мировоззрением. И даже те люди, кто не слишком образован, которые изъясняется только наукообразно, уже вследствие того, что они держат нос на науку, обладают научным мировоззрением.
Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, который был атеистом и сам обладал научным мировоззрением, утверждал:
А до него Гёте в трагедии «Фауст» написал:
«Эти слова произносит Мефистофель, обращаясь к ученику. Тот пришел поступать в университет и, говоря с Мефистофелем, принимает его за известного ученого Фауста. Сам ученый, не желая никого видеть, позволил Мефистофелю заменить себя, для чего тот надел профессорскую мантию и университетскую шапочку Фауста».
Продолжение диалога тоже интересно:
Эта фраза на латинском языке из мифа о грехопадении, выделил:
«1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, гл.3).
Во времена Гете, и даже во времена Фрейда (умер в 1939) научное мировоззрение ещё было привилегией образованных людей. Но со второй половины 20 века научное мировоззрение стало «проедать» целые народы. И те народы, которое оно «проело», устремились к вымиранию. В семьях рождаются в среднем по два ребенка, что мало для воспроизводства народа. И оказалось, что слова Фрейда о «подчинении смерти» имеют еще такое значение.
Наука не только разъясняет то, что происходит за стёклами гроба, но дает нам знания о добре и зле. Теоретические! К примеру, электрический ток нам полезен, это добро, но может убить человека, это зло. И даёт еще тысячи таких знаний, что нам добро, а что зло.
Вот сегодняшний коронавирус нам зло. Но представим, человек пережил эпидемию коронавируса. Выходит он радостный из своего дома, а на его голову падает кирпич. И нет человека. А ведь знал, что ежели кирпич упадёт на голову, то убьет. Теоретически знал.
И выходит, вся твоя жизнь, вот именно твоя жизнь, бесценная, — дело случая. В свете научного мировоззрения.
Владимир К, 11 Апрель, 2020 — 10:04
Научное мировоззрение
В $XIX$ веке начинается складываться целостное научное мировоззрение.
Это качественно иная форма организации знаний, включающая в себя синтез различных научных теорий.
Благодаря интенсивному познанию окружающего мира в сознании человека:
- аккумулируются и закрепляются знания, умения, навыки.
- происходит постоянное формирование знаний, идей и концепций.
- накопление ранних представлений становятся частными случаями новых теорий.
- возникает Научная картина мира.
- складывается представление об окружающем мире, основывающееся на всём множестве доказанных фактов.
- ставится акцент на логику, рациональность и доказательность.
Благодаря научному мировоззрению коренным образом меняется стиль мышления всей европейской и мировой культуры.
Уникальность и новизна установленного им стиля содержалась в:
предельной широте мышления, его универсальности.
узаконивании права разума на познание и развитие науки,
утверждении права человека на свободу слова, вероисповедания, на равенство людей перед законом против произвола властей
обосновании многих гуманистических ценностей.
Гегель подытожил это философское мировоззрение. Его система – высшая точка всей философии, которая сформировалась в логическую конструкцию, воплощающую в себе деятельность мирового разума.
Философия выделяется как особый тип общественного сознания.
Определение 2
Философия — это система фундаментальных идей в составе мировоззрения человека.
Философствование зародилось в древней Греции с удивления и постановки вопросов о мире. Формируется качественно иной тип мышления, отличного от обыденного. Это особое отношение к миру.
Для этого типа мировоззрения характерно:
- абстрактно-понятийная форма освоения действительности
- различение природного и социального мира
- накопление естественнонаучных знаний (труды в области математики, медицины, астрономии, физике)