Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы

Научное познание

Что такое рациональное познание

Познание — это вид психической деятельности, направленый на отражение объективной реальности в сознании индивида и получение нового знания об окружающем мире. В ходе его накапливается, перерабатывается и систематизируется информация о процессах и явлениях, делаются выводы об их сути.

Понятие включает в себя два основных вида:

  • рациональное;
  • чувственное.

Рациональное познание осуществляется при помощи мышления (от лат. слова «ratio» — разум, рассудок). Это способ отображения действительности, который характерен только для человека и является менее ограниченным, чем чувственный.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В чем отличие от чувственного

Чувственное познание — это метод получения информации посредством органов чувств, т.е. зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Через него человек непосредственно связывается с внешним миром. Основные формы:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

Некоторые считают, что чувства субъективны, но если бы это было так, то человек бы не смог выжить в мире, где его повсюду подстерегает опасность. Чувства дают нам объективную информацию о действительности, как считал выдающийся немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах. 

Отличия этих двух способов познания в том, что чувственное формирует понятие о внешнем виде предмета, о его свойствах, но не позволяет делать обобщения и выводы, а рациональное — это постижение общего, существенного, абстрактного. Его интересуют внутренние связи, закономерности, которые невозможно понять при помощи одних только чувств.

Можно сделать вывод, что рациональное познание — это более продвинутый этап.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:

  1. Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

  2. Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

  3. Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

  4. Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

  5. Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

  6. Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

  7. Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

  • Донаучное — прототип, предпосылки научного знания.
  • Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
  • Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с научным знанием.
  • Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
  • Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при  помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных  из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

 Роль рационального познания.

  • Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
  • Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.

Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.

Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

Вербальный язык —  это  речь человека, слова, языковые  средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка  лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое  же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека?  Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов,   человек, пока не увидит, не услышит, не  попробует — не поверит в истину (Эпикур,  Дж. Локк,  Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания  источника знаний.

Основные особенности интуиции:

  • непосредственность,
  • неожиданность,
  • неосознанность путей получения нового знания.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание  играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Уровни научного познания

Принято выделять два основных уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Это деление связано с тем, что субъект может получать знания опытным путем (эмпирическим) и путем сложных логических операций, то есть теоретически.
Эмпирический уровень познания включает в себя

— наблюдение явлений,
— накопление и отбор фактов
— установление связей между ними.

Теоретический уровень познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического материалв, его переработкой. На теоретическом уровне раскрывается

— внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений
— их взаимодействие и обусловленность.

Что такое научное знание

Научное знание — это объективный вид знания, сформированный в результате научной деятельности и отвечающий определенным критериям: однозначность, доказанность, системность, определенность, проверяемость, полезность, открытость к критике, способность к изменению, пересмотру и совершенствованию.

К областям научного знания относятся: математика, естествознание, логика, технические, социальные и гуманитарные науки. Также включает в себя знание о законах природы, общества и мышления.
Представляет собой динамичную когнитивную систему, элементы которой постоянно подвергаются пересмотру и трансформациям. Непрекращающийся процесс уточнения идет на фоне борьбы альтернативных теорий, школ и направлений. Из этого следует, что научное знание открыто для новаций, оригинальных идей и концепций, способных улучшить имеющиеся гипотезы или развенчать устаревшие теории. Плюрализм мнений позволяет на одну и ту же проблему посмотреть с разных сторон, поэтому современной наукой приветствуется многообразие теорий с условием, что они отвечают требованиям научности.
Если знание не соответствует этим критериям, оно считается ненаучным.

Рациональное познание, его свойства

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Отличия рационального и чувственного познания

Рациональное познание обладает рядом характеристик и свойств, принципиально отличающих его от познания чувственного:

  • оно имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов;
  • носит абстрактный (от лат. abstractio — отвлекаться от чего- либо) характер — это способность отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов в контексте данного рассуждения;
  • рациональное познание активно и целенаправленно. Мы не можем по собственной воле изменять данные собственных органов чувств, но в своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент. Можем выявлять свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств;
  • рациональное познание непосредственно связано с языком — все мыслительные процедуры выразимы в языке. Язык в этом смысле оказывается средством не только коммуникации между людьми, но и закрепления, передачи, объективирования знания.

В отличие от чувственного рациональное познание имеет активный характер. Это проявляется не только в указанных ранее характеристиках, но и в том, что, помимо форм — способов получения и закрепления знания, ему присущи также и некоторые познавательные операции, то есть способы преобразования имеющегося знания. Наиболее значимые операции, осуществляемые на уровне рационального познания:

  • анализ — мысленное расчленение целого на части в целях исследования их свойств;
  • синтез — мысленное воссоздание целого из частей в целях усмотрения связей между ними;
  • обобщение — выявление общего между различными предметами;
  • абстрагирование — отвлечение от несущественного, формирование абстрактного объекта;
  • определение — придание точного смысла языковому выражению;
  • классификация — систематизация видов в рамках какого- либо класса предметов в целях выявления их свойств и определения взаимосвязей между ними;
  • умозаключение — вывод нового знания из имеющегося;
  • доказательство — обоснование истинности суждения;
  • опровержение — обоснование ложности суждения и другие.

Методы познания, классификация

Все методы обучения можно разделить на две основные группы: эмпирические (основанные на непосредственном наблюдении за определенными явлениями) и теоретические (основанные на анализе имеющейся информации и рациональном мышлении).

Эмпирические методы:

наблюдение — исследование объекта в природной среде, не влияя на происходящие процессы;

измерение — получение количественных характеристик наблюдаемых объектов путем сопоставления их свойства с образцовыми значениями;

эксперимент — намеренное создание специальных условий, а также дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;

сравнение — сопоставление характеристик изучаемого предмета с характеристиками других предметов.

Теоретические методы:

  • анализ — разбивка предмета по компонентам и подробное изучение;
  • синтез — воссоздание полного изображения из отдельных деталей;
  • сравнение — определение характеристик предмета с целью выявить сходство и различие между ними;
  • классификация — группировка исследуемых объектов на основе наличия одинаковых характеристик;
  • извлечение — изучение объекта под новым углом (с акцентом на определенные свойства и игнорированием других);
  • систематизация — это интеграция накопленных знаний в систему, в которой четко идентифицируются взаимосвязи и закономерности;
  • идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
  • моделирование — это проектирование модели при условии детального изучения ее свойств, что невозможно при правильном предмете.

Сравнение чувственного и рационального познания

В любом случае процедура должна проводиться по-своему.

Чувственное познание основано на работе органов, с помощью которых человек (или животное) слышит, видит, замечает запахи и т.д. Отличие чувственного познания от рационального заключается в том, что с его помощью можно получить информацию о внешних признаках и качестве.

Информация об индивидуальных характеристиках объектов поступает в виде ощущений. Например, зрение говорит, что апельсин оранжевый и круглый, а кожа позволяет почувствовать холод льда.

Более сложным элементом познания является восприятие. Оно включает в себя все чувства, связанные с конкретным предметом (обычное мороженое считается вкусным холодным белым продуктом). Более того, объекты могут существовать только в наших представлениях, а не в реальности, потому что их образ уже был запечатлен органами чувств.

Рациональное познание осуществляется разумом. Цель состоит в том, чтобы понять суть вещей, распознать закономерности. Эта познавательная деятельность присуща только человеку от рождения. 

Рациональное знание сначала формирует понятия. Оно содержит обобщения и наиболее важную информацию по изучаемой теме. Например, термин «цветок» включает в себя любое растение такого рода, независимо от его разнообразия или структурных характеристик. Рациональное знание также работает через суждения в форме утверждений или отрицаний. Суждения могут служить основой для решений.

Рациональное осознание дает лучшие результаты. На основе логики оно помогает глубже понять реальность и сформулировать важные прогнозы. В то же время анализ материала, предоставленного органами чувств, все еще продолжается. Поэтому каждая область знаний играет важную роль во всем процессе.

Чувственное познание Рациональное познание
Задействованы органы чувств Основано на работе мышления
Формы процесса: отдельные ощущения, восприятие, представление Проявляется в понятиях, суждениях, умозаключениях
Направлено на внешние признаки объектов Помогает постигнуть суть вещей
Является конкретизированным Используется обобщение
Прямой контакт с действительностью Возможен отрыв от реальности
Не «размышляет» о причинах и следствиях Опирается на логику, выявляет закономерности
Не всегда правдиво Более адекватно
Присуще человеку и животным Свойственно только человеку

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Структура познания:

  1. Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

  2. Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

  3. Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

    • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
  4. Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

  5. Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Требования к научному знанию

Основные критерии, которым должно соответствовать научное знание:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • доказанность —  выражается в установлении истинности научного высказывания посредством других высказываний, истинность которых уже известна;
  • системность — приводит все компоненты в целостную систему, позволяя выявлять логические связи, определять их непротиворечивость и соответствие с эмпирическими данными;
  • определенность смысла и значений понятий в науке — проявляется в однозначности; для устранения разночтений могут использоваться графики, диаграммы, таблицы;
  • полезность — должна проявляться в стремлении к достижению главной цели науки — получение знаний о реальности;
  • проверяемость — является критерием объективности: любое знание должно допускать проверку для того, чтобы оно было принято в качестве научного.

Характерные черты и особенности научного познания

Теория научного познания является одной из областей философии. Наука – это деятельность людей, направленная на получение знаний о природе, обществе, человеке.

Научное познание – сложный, систематизированный процесс воспроизводства знаний. Его цель – постичь объективную истину, используя рациональные средства и методы. Задача – найти и объяснить природные, социальные и мыслительные законы.

Научное познание ориентируется на свое воплощение на практике, имеет специальный язык, содержащий точные термины, символы, схемы. Оно должно опираться на достоверные доказательства, обосновывать результаты и выводы, но на промежуточных этапах может строить гипотезы, догадки и предположения. Научное познание использует в ходе исследования специальную аппаратуру, приборы, измерительные инструменты.

Логические критерии научного познания:

  • непротиворечивость — отсутствие взаимоисключающих утверждений;
  • полнота — знание должно быть полным и раскрывать все стороны объекта;
  • независимость — знание должно быть достоверным, адекватным, объективным. 

Эмпирические критерии научного познания:

  • верификация — научное знание должно иметь подтверждение;
  • фальсификация — научное знание можно опровергнуть.

Экстралогические критерии научного познания: 

  • простота — критерий направлен на выбор оптимальных и минимально необходимых средств и способов решения исследовательских задач и организации научного знания;
  • красота — теория должна быть гармонична и ясна;
  • когерентность — результаты, полученные в ходе исследования, должны быть согласованы и взаимосвязаны с уже существующими фундаментальными знаниями;
  • эвристичность — теория должна обеспечивать рост знаний, открывать что-то новое или побуждать к открытию, а не просто анализировать уже известное. 

Виды научного знания

Одной из важнейших классификаций в общей структуре научного знания является выделение его основных видов: 

  • эмпирическое — основано на описании явлений и реальных объектов посредством наблюдения и эксперимента;
  • чувственное — осуществляется органами чувств и опирается на образы, которые возникают в сознании;
  • метатеоретическое — наиболее высокий уровень знания, который включает в себя множество высказываний, составляющих основания научных теорий — аксиом, принципов, научной картины, идеалов;
  • теоретическое — передает причины и смысл причинно-следственных связей явлений. Это совокупность различных теорий и гипотез, которые обеспечивают научное толкование реальности;
  • синтетическое — знание, которое проявляется только вместе с опытом, расширяя и добавляя информацию об исследуемом объекте;
  • аналитическое — знание, которое не привносит никакой новой информации об объекте, лишь выявляя и поясняя уже заключенное в нем содержание;
  • выводное — выводится из первичного материала, который собирает исследователь; интерпретация этого материала, как правило, сопровождается эмоционально-оценочным переживанием;
  • предпосылочное — предшествует реальной эмпирической и теоретической деятельности исследователя;
  • номотетическое — отображает законы, выявленные на основе обобщения явлений;
  • идеографическое — описывает существенные черты в индивидуальных явлениях.

Структура научного знания

В структуре научного знания выделяют три основных уровня: теоретический, эмпирический и метатеоретический.Теоретический уровень представляет явления и процессы в форме их внутренних связей, закономерностей, отраженных в научных принципах и теориях. Сущность состоит в том, чтобы рационально-эмпирическим путем описать, объяснить и структурировать процессы, умозаключения, понятия, закономерности и достичь объективной истины во всей ее целостности и определенности.
К приемам теоретического знания относится: абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному.
Структурные элементы теоретического знания:

  • проблема — компонент, содержанием которого является то, что не познано человеком, но то что предстоит познать;
  • гипотеза — предположение, сформулированное на основе фактов, истинное определение которого требует проверки, обоснования и доказательства;
  • теория — самая сложная и развитая форма, отображающая целостность закономерных связей определенной области действительности;
  • закон — научные принципы, основанные на повторяющихся закономерностях развития явлений и процессов.

Методы теоретического знания:

  • аксиоматизация — выстраивание научной теории на основе аксиом и исходных утверждений, из которых логически выводятся положения этой теории;
  • формализация — отображение знания через построение абстрактных моделей в виде знаков и формул, необходимых для объяснения или уточнения конкретного научного понятия;
  • гипотетико-дедуктивный метод — создание целостной системы, состоящей из дедуктивно связанных между собой гипотез, на основе которых можно обосновать эмпирические факты.

Эмпирическое знание формируется в процессе непосредственного взаимодействия исследователя с объектом.  Систематизированное собрание таких фактов образуют эмпирическую основу науки. Научное знание формируется при контакте с изучаемым предметом, когда исследователь собирает и обобщает собранные факты, обрабатывает полученную информацию, систематизирует данные и формулирует выводы.
Для этого уровня познания характерны частичность, фрагментарность, вероятностный характер, а цель исследования — поиск законов, закономерностей и правил, которые управляют природными процессами. Методологическую структуру составляют два подуровня: наблюдения и эксперименты, через которые происходит переход от данных к эмпирическим фактам.

Наблюдение — целенаправленный организационный процесс систематического восприятия объекта для его изучения, получения данных о нем и выявления его свойств. Фиксирование данных происходит на уровне чувственных факторов — ощущение, восприятие и представления.

Эксперимент — набор действий и наблюдений, осуществляемых для обнаружения существенных признаков предмета и проверки ложности или истинности гипотезы. От наблюдения отличается тем, что происходит в ходе непосредственного взаимодействия с объектом исследования. Одним из основных требований эксперимента является его воспроизводимость.

Метатеоретический или парадигмальный уровень заключает в себе методологию и философию науки. Термин «парадигма» впервые применил американский историк науки Т. Кун. Под этим понятием подразумевалась совокупность общепринятых идеалов и норм научного знания в определенный момент времени. При этом в различные исторические периоды функционируют различные картины мира, в соответствии с текущими представлениями, установленными закономерностями и взаимодействием.
По сравнению с теоретическим и эмпирическим уровнями имеет более общий характер. Базовыми компонентами выступают философские идеи и онтологические постулаты науки, которые отражают идеалы, нормы и цель научного исследования. Важный элемент — научная картина мира, которая складывается из совокупности представлений о действительности, полученной в процессе эмпирического и теоретического изучения различных областей реальности. Она формируется на основе созданных теорий, вырабатываемых на текущих стадиях исторического развития общества. А также оказывает активное воздействие на научный поиск, структуру и содержание будущих научных теорий.
Мататеоретический уровень выполняет функцию обоснования научного исследования, представляя область конкретно-научного знания, на которой возможен союз с философией.
При этом любая новая идея становится постулатом картины мира только когда проходит через процедуру философского обоснования.

Эмпирический уровень научного познания

Эмпирическое познание формируется при взаимодействии с объектом исследования, когда исследователь непосредственно влияет на него, находится с ним во взаимодействии, обрабатывает полученные результаты и формулирует выводы. Эмпирический уровень включает ряд стадий, каждая из которых обладает своими собственными методами:

  • взаимодействует с объектом посредством наблюдения, сравнения и эксперимента;
  • систематизирует и классифицирует полученные эмпирические данные посредством таблиц и графиков;
  • эмпирическое обобщение;
  • получение эмпирических фактов.

Из этого следует, что эмпирическое исследование преимущественно ориентируется на изучение явлений и зависимостей между ними.

Методы эмпирического исследования:

  • наблюдение – это процесс систематического и целенаправленного восприятия объекта. Цель наблюдения – выявить существенные свойства и отношения объекта. В данных наблюдения содержится первичная информация, полученная при непосредственном наблюдении за интересующим объектом. Получаемая информация может искажаться случайными воздействиями на органы чувств извне, приборы могут давать сбой, поэтому данные наблюдений еще нельзя считать достоверным знанием;
  • эксперимент – это метод обнаружения существенных свойств предмета. Эксперимент ставят сознательно, чтобы искусственно воспроизвести предмет в идеальных условиях. На базе эксперимента формируется особое знание, называемое научным фактом.

Научный факт является результатом сложной рациональной обработки, то есть осмысления, понимания, интерпретации и эмпирических объектов.

Определение 4

Эмпирические объекты – это абстракции, которые в реальность выделяют некоторый набор свойств и отношений вещей.

Реальные объекты в эмпирическом познании представляются идеальными объектами, обладающими жестко фиксированным и ограниченным набором признаков.

Также методами эмпирического исследования являются сравнение, систематизация и классификация, эмпирическое обобщение.

Формы эмпирического исследования:

  • абстрагирование – отвлечение от отдельных свойств и отношений рассматриваемого явления и одновременное выделение интересных для исследователя свойств;
  • анализ – реальное или мысленное разделение объекта на несколько составных частей, а синтез – это объединение этих частей в единое целое;
  • индукция – ход мыслей от единичного опыта или факта к общему, то есть к их обобщению и формулированию выводов;
  • дедукция – ход процесса познания от общего к единичному;
  • обобщение – установка общих свойств и признаков.

Методы научного познания и их основные различия

Научный метод — это правила, приемы и принципы, которые обеспечивают познание объекта и получение о нем достоверных знаний.

Общенаучные методы исследования:

  • анализ – изучение составных частей изучаемого объекта;
  • синтез – изучение объединения ранее выделенных составных частей путем выделения их связей и отношений;
  • дедукция – переход от общего знания к частному;
  • индукция – переход от частного знания к общему;
  • аналогия – сопоставление сходных признаков объекта и выдвижение гипотезы о сходстве других их признаков;
  • моделирование – воспроизведение характеристик исследуемого объекта на специально созданной модели;
  • абстрагирование – мысленное выделение отдельных признаков конкретного предмета и одновременное отвлечение от других несущественных признаков;
  • идеализация – создание абстрактных объектов, не существующих в реальности;
  • сравнение – установление сходства и различия объектов;
  • обобщение – объединение отдельных объектов в каком-либо понятии.

За последние десятилетия во всем мире произошел технологический прорыв. Это отразилось и на научном познании: в период информационной эпохи изменились его методы, представления о приобретении, хранении и воспроизведении информации, обновились инструменты исследования.

Научное познание на современном этапе стремится создать единую целостную картину мира, объединяющую знания о неживой и живой природе, человеке и обществе. Общенаучная картина строится, опираясь на специфику современной культуры и ее воззрения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: