Эмпирический и эмпиризм — это.
Эмпирический – это явленный нам в чувствах, приходящий извне, данный непосредственно, полученный опытным путем.
Эмпиризм — это философское направление, которое зародилось в XVI веке. Именно в этот период научное мышление начало вытеснять религиозный взгляд на устройство мира.
Основоположник эмпиризма – английский философ Фрэнсис Бэкон. По его мнению, наука должна иметь исключительно практический вектор применения, а ее главная цель – подчинение природы человеком.
Наиболее радикальные сторонники эмпиризма предлагали отвергнуть бесполезное теоретизирование и признать, что наблюдение – единственный источник истинных знаний.
Типы научных теорий, выделенные на различных основаниях
Феноменологические и аналитические. Первая теория описывает исследованный паттерн с точки зрения его действительности без раскрытия его природы. Вторая теория раскрывает сущность паттерна;
Детерминистические и стохастические. Эти типы теорий выделяются по признаку достоверности. Первый тип характеризуется точностью предсказания, но неоднозначность и неопределённость явлений ограничивает его применение в науке. Второй тип основан на предсказании, базой которому служит исследование случайных законов.
Для лучшего понимания рассмотрим примеры знаменитых теорий.
Теория | Суть теории |
Феноменологическая теория Роджерса | Самоосознавая себя, и, видя свою концепцию в личностном росте, человек ищет своё место в мире. Другими словами, поведение человека зависит от его внутренних элементов, являющихся тенденцией к оценке опыта и развития. |
Аналитическая теория Юнга | Личность человека определяется как совокупность и врождённых и реализованных архетипов, а структура личности – это своеобразное соотношение свойств архетипов, установок личности экстравертированной и интравертированной, а также определённых участков сознательного и бессознательного. |
Детерминистическая теория Томаса Гоббса | Основываясь на механический детерминизм, возможно приравнять друг к другу живые существа и автоматы, так как все тела – вещи, способные двигаться, имеют ощущения и другие одинаковые способности. |
Стохастическая теория Слуцкого | Распространение колебания циклического характера в экономике происходит по схеме «импульс – распространение», надолго сохраняя эффект после ликвидации причины цикла. Случайным импульсом служит изменения в предпочтениях потребителя, в фискальной или монетарной политике. |
Выявленные наукой теории, законы и закономерности складывают общую картину мира, основанную только на естественных причинах существования того или иного явления. Научное мировоззрение конфликтует с религиозным, где принято объяснять всякие явления произвольными причинами. Характерная научной картине мира постепенность вызревания, обусловлена непрерывным получением наукой новых знаний на основе уже полученных.
Почвой для такой рациональности является одна из задач науки – изменять и совершенствовать мир.
Методы познания, классификация
Все методы обучения можно разделить на две основные группы: эмпирические (основанные на непосредственном наблюдении за определенными явлениями) и теоретические (основанные на анализе имеющейся информации и рациональном мышлении).
Эмпирические методы:
наблюдение — исследование объекта в природной среде, не влияя на происходящие процессы;
измерение — получение количественных характеристик наблюдаемых объектов путем сопоставления их свойства с образцовыми значениями;
эксперимент — намеренное создание специальных условий, а также дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;
сравнение — сопоставление характеристик изучаемого предмета с характеристиками других предметов.
Теоретические методы:
- анализ — разбивка предмета по компонентам и подробное изучение;
- синтез — воссоздание полного изображения из отдельных деталей;
- сравнение — определение характеристик предмета с целью выявить сходство и различие между ними;
- классификация — группировка исследуемых объектов на основе наличия одинаковых характеристик;
- извлечение — изучение объекта под новым углом (с акцентом на определенные свойства и игнорированием других);
- систематизация — это интеграция накопленных знаний в систему, в которой четко идентифицируются взаимосвязи и закономерности;
- идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
- моделирование — это проектирование модели при условии детального изучения ее свойств, что невозможно при правильном предмете.
Сравнение чувственного и рационального познания
В любом случае процедура должна проводиться по-своему.
Чувственное познание основано на работе органов, с помощью которых человек (или животное) слышит, видит, замечает запахи и т.д. Отличие чувственного познания от рационального заключается в том, что с его помощью можно получить информацию о внешних признаках и качестве.
Информация об индивидуальных характеристиках объектов поступает в виде ощущений. Например, зрение говорит, что апельсин оранжевый и круглый, а кожа позволяет почувствовать холод льда.
Более сложным элементом познания является восприятие. Оно включает в себя все чувства, связанные с конкретным предметом (обычное мороженое считается вкусным холодным белым продуктом). Более того, объекты могут существовать только в наших представлениях, а не в реальности, потому что их образ уже был запечатлен органами чувств.
Рациональное познание осуществляется разумом. Цель состоит в том, чтобы понять суть вещей, распознать закономерности. Эта познавательная деятельность присуща только человеку от рождения.
Рациональное знание сначала формирует понятия. Оно содержит обобщения и наиболее важную информацию по изучаемой теме. Например, термин «цветок» включает в себя любое растение такого рода, независимо от его разнообразия или структурных характеристик. Рациональное знание также работает через суждения в форме утверждений или отрицаний. Суждения могут служить основой для решений.
Рациональное осознание дает лучшие результаты. На основе логики оно помогает глубже понять реальность и сформулировать важные прогнозы. В то же время анализ материала, предоставленного органами чувств, все еще продолжается. Поэтому каждая область знаний играет важную роль во всем процессе.
Чувственное познание | Рациональное познание |
Задействованы органы чувств | Основано на работе мышления |
Формы процесса: отдельные ощущения, восприятие, представление | Проявляется в понятиях, суждениях, умозаключениях |
Направлено на внешние признаки объектов | Помогает постигнуть суть вещей |
Является конкретизированным | Используется обобщение |
Прямой контакт с действительностью | Возможен отрыв от реальности |
Не «размышляет» о причинах и следствиях | Опирается на логику, выявляет закономерности |
Не всегда правдиво | Более адекватно |
Присуще человеку и животным | Свойственно только человеку |
Познание, его уровни и ступени
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Ступени чувственного познания
- Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
- Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
- Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.
Роль чувственного познания
- При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
- Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
- Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
- При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.
Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.
Ступени рационального познания
- Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
- Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.
Пример.
Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.
Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.
Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:
Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.
Роль рационального познания.
- Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
- Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.
Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.
Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.
Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.
Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.
Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).
Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)
Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.
Основные особенности интуиции:
- непосредственность,
- неожиданность,
- неосознанность путей получения нового знания.
Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Описание — это фиксация результатов эксперимента или наблюдения
Описание осуществляется с помощью естественного языка — такого, на котором написана эта статья — или формализованного искусственного языка. При этом используются графики, схемы, изображения, таблицы, диаграммы.
Проблема этого метода в его субъективности. Один и тот же предмет можно описать совершенно по-разному.
Возьмем обычного кота. Любитель котов будет рассказывать о нем в ярких красках, восхищаясь окрасом, характером, повадками. А вот у аллергика описание того же самого животного будет другим – настоящее исчадие ада.
Чтобы уйти от неоднозначности и неточности, используют такие приемы:
- структуры изложения материала;
- определение используемых терминов, их значений;
- установка критериев для применения тех или иных оценок;
- переход от естественного языка к формализованному виду;
- сопоставление информации из разных источников.
Описание – это метод, который тесно связан с другими способами эмпирического исследования. Нельзя говорить, что он чем-то лучше или хуже других. Все вместе – это единый цикл.
Результаты, полученные во время наблюдения или эксперимента, нуждаются в фиксации и грамотном изложении. Тогда настает время для описания.
Эмпирические методы исследования в педагогике
Эмпирические методы педагогического исследования базируются на все тех же основных составляющих:
- педагогическое наблюдение – берется определенная задача, условие, в которой надо понаблюдать за учениками и зарегистрировать результаты наблюдения;
- опросы (анкетирование, беседа, интервьюирование) – помогают получить информацию на определенную тематику, личностные особенности учеников;
- изучение работ учащихся (графических, письменных по разным дисциплинам, творческих) – дают сведения об индивидуальности ученика, его наклонности к тому или иному предмету, успешности в усвоении знаний;
- изучение школьной документации (дневников, классных журналов, личных дел) – позволяет оценить успешность педагогического процесса в целом.
Измерение — это еще один эмпирический уровень познания
Это эмпирический метод исследования, позволяющий выяснить точные количественные характеристики изучаемого объекта.
Чтобы провести измерение нам понадобятся:
- величина – что будем мерить;
- субъект – сам исследователь с линейкой в руках;
- методика – шкала и технические средства, которые будем использовать.
Измерения бывают прямые и косвенные. При прямых измерениях результат определяется непосредственно – приложили циркуль, узнали радиус. При косвенных измерениях результат получается путем вычисления нужной величины.
Чтобы узнать площадь квадрата, измерим линейкой любую его сторону и умножим это значение само на себя.
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Структура познания:
-
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
-
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
-
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
- Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
- Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
-
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
-
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Эксперимент – это эмпирическое познание наивысшей формы
Это метод исследования, при котором происходит контролируемое, целенаправленное воздействие на изучаемый предмет. Эксперимент возникает из-за нежелания ждать.
Вот ученый хочет знать, что будет, если сбросить один камень на другой с большой высоты. Ему пришлось бы провести годы в ожидании, пока нужное событие наступит. Настоящий ученый не станет терять времени. Он поднимется на возвышенность и сбросит камень вниз. Это будет экспериментом.
Эксперимент считается достоверным, если при многократном повторении он дает одинаковые результаты.
Вот мы подкинули монетку и выпал орел. Если ограничиться одним-единственным опытом, то можно сделать ошибочный вывод – монета всегда падает орлом вверх. Но проведя сотни таких экспериментов, мы придем к правильному следствию: распределение между орлом и решкой соответствует теории вероятности – 50/50.
Эксперимент – это мощный, быстрый, действенный эмпирический метод познания. Для него характерно отсутствие жалости к объекту исследования, который в процессе может быть изменен до неузнаваемости или даже уничтожен.
В этом плане наблюдение – более пассивный и гуманный способ исследования.
Эксперименты классифицируются по изучаемым объектам: химические, физические, социальные, экономические. Но также их можно разделить по целям и задачам:
- исследовательские – для формирования новых гипотез, выдвижения догадок;
- проверочные – для подтверждения или опровержения существующих гипотез и теорий;
- решающие – из двух противоречащих друг другу теорий по результатам эксперимента выбирается единственная верная.
Развитие эмпиризма: философия Нового времени
Новым временем называют период развития философии, длящийся с 17 по 20 век. В эту эпоху, известную революционными движениями в Западной Европе, зародился и развивался эмпиризм, как новый метод философского познания.
Отличительные черты философии Нового времени:
- вопрос познания природы становится первостепенным, смещая на задний план вопросы познания бытия и человека;
- главные источники познания – опыт и эксперимент;
- основа социального прогресса – наука;
- ослабевает влияние Церкви, среди епископов распространено светское отношение к миру;
- познание фокусируется на изучение системы, а не отдельных частей;
- развивается материализм, его новая форма дает старт развитию математики и механики.
Новый период в развитии общества, ставивший научное знание выше всего остального, позволил сформироваться эмпиризму – методу познания, основанному на чувственном опыте.
↑ Процесс познания
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.
Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)
Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)
Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков
Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Что такое эмпиризм
Эмпиризм базируется на положениях:
- Череда событий создает ассоциативную связь. Если произошло событие А, произойдет событие Б.
- Связь между опытом и реакцией на событие возникает в результате многократного повторения.
- Постепенно, ассоциативный ряд становится привычным и неразрывным. Отделить восприятие события от пережитого опыта становится невозможным.
- Подобные связи возникают не только в течение жизни конкретного человека. Они формируются на протяжении нескольких столетий, тысячелетий. Также предрасположенность к возникновению связей вызывает развитие животного мира. Спенсер полагал, что человек склонен обладать ассоциациями от рождения. Они формируются в процессе эволюции и постепенно усложняются.
- Помимо биологических условий, в процессе формирования опыта участвует социальная среда. Культурное поле влияет на развитие индивида, создавая условия для формирования познавательных процессов. Опыт стоит рассматривать, как психологическое явление.
Познание становится возможным благодаря воздействию опыта на психофизические процессы и образованию ассоциативных связей из отдельных элементов сознания. У законов познания высокая степень вероятности, но они не являются достоверными. Законы познания изменяются и развиваются.
Формы познания в эмпиризме
Признание различных форм анализа порождает разные походы к пониманию опыта. В философии эмпиризма выделяют две формы познания: имманентный и трансцендентный эмпиризм.
Имманентная форма эмпиризма
Цель имманентного эмпиризма: доказательство комбинаторности ощущений. Всякое знание состоит из сочетания нескольких единичных представлений. Из попыток объяснения принципа формирования сознания постепенно были сформулированы теории скептицизма и трансцендентного анализа.
Юм полагал, что реальность не существует отдельно от сознания. Он разграничивал продукты психической деятельности: идея – бледный и слабый, впечатление – сильный. Он считал границу размытой и условной, поскольку у безумных людей она не прослеживается. Источником знания могут стать только впечатления, а идеи такой способностью не обладают, они – результат познания. Постепенно Юм отказался от необходимости присутствия сознания для получения впечатлений и признал их автономными.
Милль считал, что сознание проявляется только как элементы психики: эмоции и представления. Механизм познания формировался в результате ассоциации, возникающей между отдельными элементами психики. Он признал, что существование бытия возможно и вне сознания, в виде отдельных ощущений удается сохранять свою реальность.
Трансцендентная форма эмпиризма
Трансцендентный эмпиризм – это материализм. В материализме за истинную реальность принимают частицы материи, существующие отдельно, и вступающие в различные комбинации. В момент контакта организма с окружающей средой происходит формирование сознания.
Создатели эмпиризма
Эмпиризм обязан своим развитием нескольким десяткам философов. Среди представителей эмпиризма, внесших наибольший вклад в становление и популяризацию теории, выделяют:
- Ф. Бэкона;
- Томаса Гоббса;
- Джона Локка.
Помимо развития непосредственно эмпиризма, многие философы параллельно занимались изучением других направлений философии. Поэтому эмпиризм скорее является результатом сочетания смежных философских течений, чем самостоятельным учением.
Ф. Бекон
Взгляды Бэкона на собственную теорию познания были достаточно либеральны. Он поддерживал идею взаимодействия философских учений. Опыт и теоретические размышления могут быть гармонично объединены и преобразованы. Как подтверждение теории, в одной из своих работ он описывает процесс создания меда. Пчела не просто собирает нектар, она производит мед, используя практический опыт и теоретическую цель.
Источником познания Бэкон считал опыт, который подтверждает или опровергает конкретную информацию. Чтобы определить, истинно ли знание, необходим достаточный объем опыта. С помощью опыта можно подтверждать или опровергать гипотезы. Главной целью Бэкон считал познание Вселенной. Бог создал человека разумным, и дал возможность исследовать мир. Но на пути постижения истины есть преграды – заблуждения. Задача философа – избавиться от них, научится отделять истину от навязанного впечатления.
Т. Гоббс
Он был учеником Бэкона и одним из его самых преданных последователей. Гоббс придерживался теории, согласно которой человек рождается с очищенным сознанием. Все знания он приобретает в течение жизни, накапливая практический опыт. Восприятие, основанное на органах чувств, субъективно, поэтому необходимо различать настоящее восприятие и ложное.
Настоящее восприятие появляется на основе:
- сигналов – звуков, издаваемых животными;
- меток – знаков, созданных человеком для обобщения;
- естественных знаков – звуков природных явлений;
- знаков – человеческой речи, в которой преобладает специфическая терминология.
Ложное восприятие базируется на внутренних ощущениях человека. Оно – результат снов, неверных толкований воспоминаний или сумасшествия.
Дж. Локк
В идеях Локка прослеживаются 3 основных постулата:
- у человека нет врожденных идей;
- разум новорожденного чист;
- в разуме не может появиться того, что прежде не существовало в ощущениях.
Источник познания по Локку – жизненный опыт, который формируется под воздействием окружающей среды. Опыт может быть внешним и внутренним. Внешний опыт человек получает непосредственно при контакте с окружающим миром, внутренний – результат его собственных размышлений.
Студент, прогулявший почти все лекции по философии, приходит в аудиторию, слышит рассказ профессора об эмпириках и впадает в уныние.
Напрасно – это понятие при всей его внешней сложности, на самом деле, может понять даже ребенок.