Гарантии и защита экологических прав граждан и их объединений

Гарантии и защита экологических прав граждан и их объединений

Законы регулирующие вопросы по защите окружающей среды

Федеральный закон от27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» считается главным правовым и комплексным актом информационного законодательства. Однако, Конвенция о доступе к информации и доступе к правосудию по вопросам об охране окружающей среды (г. Орхус, 25 июня 1998 г.) на сегодняшний день пока не вступила в действие на территории России. Этот факт объясняется неготовностью российской правоохранительной и информационной систем.

Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» создан и применяется для защиты информационных прав граждан и юридических лиц, а также для информационного обеспечения гласности.

За последние годы создана законодательная и нормативно-правовая база информационного обеспечения природоохранных отношений общественности, обеспечивающая их открытость и доступность.

Об этом говорится в ст. 38–40 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»

«Граждане имеют право на получение достоверных сведений о деятельности государственных органов, должностных лиц, их организаций, через средства массовой информации». В соответствии с федеральным законодательством запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, отражающие:

  • демографическую;
  • экологическую;
  • метеорологическую;
  • санитарно-эпидемиологическую;
  • другую информацию, которая необходима для обеспечения безопасного развития населенных пунктов, производственных объектов, безопасности гражданского населения в целом;
  • информацию об использовании бюджетных средств и других государственных ресурсов, о состоянии экономики, и других потребностях населения. Исключение составляют сведения, относящиеся к государственной тайне.

Статья 7 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» гласит: к государственной тайне не относятся сведения такие как:

  • о состоянии экологии;
  • состоянии здравоохранения;
  • о фактах нарушения прав и свобод граждан;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

В противном случае должностные лица несут разного рода ответственность: уголовную, административную или дисциплинарную за неправомерное засекречивание сведений, представляющих общественный интерес, а также если эти сведения играют основную роль в реализации прав, свобод и обязанностей граждан. В зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба и определяется мера ответственности.

Замечание 2

Любая, предусмотренная законом РФ возможность влиять на решения вопросов на любых уровнях власти от муниципального до государственного, или оказывать содействие органам власти в решении вопросов об охране окружающей среды. К сожалению, это право на данном этапе не закреплено в действующем законе. Но у граждан есть косвенное право на принятие решений значимых в области экологии.

Если в результате некомпетентной или неправомерной деятельности здоровью человека или его имуществу нанесен вред, связанный непосредственно с негативным воздействием окружающей среды, такое деяние подпадает под статью 79 Закона об окружающей среде. Эта статья гласит, что причиненный вред должен быть компенсирован в полном объеме.

К имуществу граждан относятся все вещи и предметы, которые подверглись негативному экологическому воздействию. Прежде всего это земельные участки, посевы, растительность, которые находятся в собственности граждан.

Если любой гражданин становится очевидцем того, как другой гражданин или юридическое лицо нарушают законодательство в области бережного отношения к экологии, то он может потребовать остановить противозаконную деятельность, в том числе и через суд. Данное право зафиксировано в статье 80 закона. Аналогичное основание содержится в ГК, статья 1065, указано, иск с требованием остановки деятельности может быть подан на основании нанесения вреда окружающей среде.

Если судом доказано, что причиной нанесения вреда стала производственная деятельность, а также имеется угроза нанесения нового вреда, то по решению суда ответчик помимо возмещения вреда должен приостановить или прекратить эту деятельность.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

В ФЗ №52 зафиксированы следующие экологические права граждан:

1. На благоприятные условия обитания. Их факторы не должны негативно влиять на здоровье людей настоящего и будущего поколений. К таким условиям, в числе прочего, относят окружающую природу, атмосферу на предприятии, в быту, в образовательном учреждении

Немаловажное значение для нормальной жизнедеятельности имеет обеспеченность качественными продуктами питания

2. На своевременное полное возмещение вреда, нанесенного здоровью вследствие нарушения санитарных норм, повлекшего массовую инфекционную или неинфекционную заболеваемость, отравления, профзаболевания.

3. На получение достоверных данных от предприятий и организаций о:

  • состоянии природы и здоровья населения, действующих санитарно-гигиенических требованиях, эпидемиологической обстановке;
  • реализуемых мероприятиях по сохранению благоприятной окружающей среды и их результатах;
  • качестве создаваемой продукции народного потребления, в том числе питьевой воды и пищевых товаров.

Непосредственное либо через представителей (общественные объединения) участие в разработке, обсуждении и утверждении органами госвласти и управления решений, ориентированных на поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия.

Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека

С момента, когда Россия стала членом Европейского Совета, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейском суде по правам человека. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей.

Процедура обращения в Европейский суд по правам человека

Заявитель может направить обращение лично либо через адвоката. В обращении указывается его имя, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, им должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты. Такими документами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и др.

Природопользование

В законодательстве зафиксированы положения, касающиеся использования естественных ресурсов. Экологические права граждан в сфере природопользования обеспечивают реализацию самых различных нужд: экономических, рекреационных, оздоровительных, культурных, научных, эстетических. Юридические возможности населения регламентируются отраслевыми нормативными актами: Водным, Земельным, Лесным кодексами, Законами “О животном мире”, “О недрах” и пр. Вместе с этим в нормативных актах фиксируются и обязанности граждан. В частности, используя природные ресурсы, люди должны бережно относиться к природе, не допускать причинения ей вреда, пресекать нарушения и содействовать уполномоченным органам в выявлении незаконных действий.

Экологические обязанности граждан

  1. Бережное отношение к окружающей среде;
  2. Не нарушать природоохранительное законодательство и действующие экологические нормативы;
  3. Содействовать в развитии экологической культуры и расширению знаний о природе;
  4. Участвовать в природоохранных мероприятиях.

За нарушение норм экологического законодательства наступает юридическая ответственность. Степень наказания напрямую зависит от степени общественно-опасного вреда, нанесенного окружающей среде. Различают такие виды ответственности:

  • административная ответственность (взыскания, штраф, лишение особых прав);
  • гражданско-правовая ответственность (возмещение ущерба);
  • дисциплинарная ответственность (предупреждение или выговор сотруднику, который не соблюдал эколого-правовые нормы);
  • уголовная ответственность за тяжкие нарушения в сфере природопользовании (ограничение свободы до 5 лет, лицам, достигшим 16- летнего возраста).

Источник

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

Окружающая среда – это природный и искусственный миры, которые окружает человека, и влияют на его жизнедеятельность и здоровье.

Состояние окружающей среды принято считать благоприятным, если оно не несет вред для жизни и здоровья людей и соответствует установленным стандартам экологических требований.

Одним из основных конституционных прав гражданина РФ — право на благоприятную окружающую среду. В Конституции РФ прописаны экологические права — естественные права каждого человека с момента рождения:

  • право на подлинную информацию о состоянии окружающей среды и охранительных мерах государства;
  • право на компенсацию ущерба от негативного воздействия окружающей среды, вследствие деятельности предприятий и организаций, нарушающих экологические нормы.

Способы защиты экологических прав граждан

Права граждан в области охраны окружающей природной среды:

— создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятель­ность в области охраны окружающей среды;

— направлять обращения в органы государственной вла­сти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам с целью получе­ния информации о состоянии окружающей среды;

— принимать участие в не противоречащих законодатель­ству акциях по вопросам охраны окружающей среды;

— выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

— оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

— обращаться с жалобами, заявлениями и предложения­ми по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и полу­чать своевременные и обоснованные ответы;

— предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружаю­щей среде.

Виды: несудебные и судебные способы.

К несудебным способам защиты экологических прав можно отнести активные действия граждан в формах, закрепленных в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»:

— непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

— обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;

— активное участие в митингах, демонстрациях, собраниях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

— выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке;

— оказание содействия органам государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

— обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, граждане могут обращаться в правоохранительные органы с заявлениями по фактам совершения теми или иными субъектами уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжаловать действия (бездействия) и решения органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

Что касается обращения физических лиц в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, то здесь необходимо исходить из характера нарушения того или иного права.

Нарушенные общие и особые экологические права должны восстанавливаться в судах общей юрисдикции путем вынесения решения, например:

— о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;

— об обязании уполномоченного органа власти предоставить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;

— об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;

— об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.

в свою очередь воспрепятствование со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности в осуществлении физическими лицами своих специальных экологических прав может служить основанием для обращения в арбитражный суд.

В качестве таких фактов можно выделить:

— нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;

— принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина-предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: