Золотой век русской культуры 19 века

Золотой век русской культуры

Писатели-прозаики золотого века

Золотой век русской прозаической литературы составили писатели-классики.

Определение 1

Классическая литература — все произведения эпохи, считающихся образцовыми и задающие канон своего жанра.

К данной эпохе относят творчество Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, А.С. Грибоедова и других. Классиком драматургии является А.Н. Островский.

Развитие русской прозы началось с творчества Пушкина и Гоголя, которые создали в своих произведениях типы героев, впоследствии встречающиеся в произведениях других авторов на протяжении всего XIX века:

  • «Маленький человек» — образ обычного человека, не выделяющегося своим социальным положением, происхождением или чертами характера, но всегда доброго и безобидного. Первым «маленьким человеком» стал Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Пушкина. Не менее известен Акакий Башмачкин, главный герой «Шинели» Гоголя;
  • «Лишний человек» — образ человека, не вписывающегося в общество. Образцом такого героя в русской литературе является Евгений Онегин из одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина. Название данного типа взято из произведения И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека».

Большое влияние на русскую литературу XIX века оказали европейский романтизм, представителем которого был, например, вдохновлявший А.С. Пушкина английский поэт Байрон, а также творчество писателей-просвещенцев (XVIII век).

Определение 2

Романтизм — литературное направление, для которого было характерно изображение идеального мира и героя, борющегося с обществом.

От российских литературных традиций XVIII века Золотой век перенял публицистичность и любовь к сатире. Писатели обличали пороки и недостатки современного им общества и всегда держали руку на пульсе. Поэтому, когда в Российской империи наступил кризис крепостничества и возникли большие противоречия между народом и властью, литература отозвалась на эти масштабные исторические изменения сменой господствующего направления. Приблизительно в середине XIX века началось становление русского реализма.

Определение 3

Реализм — литературное направление, объективно и правдиво воспроизводящее окружающую действительность.

Общественно-политическая проблематика, поразительная точность и искренность и тонкий психологизм отличали произведения Достоевского, Толстого, Тургенева, Гончарова — писателей, творивших после произошедшей в 1861 году отмены крепостного права. Последователями этих идей стали А.П. Чехов и М. Горький.

Помимо политических идей в произведениях авторов Золотого века находили отражение вечные ценности и высоконравственные идеи

Утверждалась свобода личности, заострялось внимание на моральных проблемах

В конце XIX века, когда в умах россиян начали крепнуть революционные идеи, реализм уступил первенство декадентству.

Определение 4

Декадентство — литературное направление, отличающиеся пессимистическими, упадническими взглядами, безверием.

Некоторые из самых значимых произведений Золотого века:

  • «Война и мир» Льва Николаевича Толстого;
  • «Преступление и наказание» и «Идиот» Федора Михайловича Достоевского;
  • «Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя;
  • «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова;
  • «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева;
  • «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова;
  • «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.

Представители золотого века русской литературы

Суровыми судьями аристократических кругов были А. С. Грибоедов и А. А. Бестужев – Марлинский, в своих произведениях они презирали высшие слои общества за их тщеславие, эгоизм, лицемерие и моральную распущенность. Задушевную романтику и трепетную мечтательность внес в русскую классическую литературу В. А. Жуковский. В своих стихах Жуковский старался уйти от серой обыденности, чтоб показать возвышенный мир чувств, который нас окружает.

Без сомнений, одним из ярчайших представителей Золотого века русской литературы является знаменитый поэт, отец русского литературного языка А. С. Пушкин. Произведения Александра Сергеевича свершили настоящий переворот в литературе. Поэзия Пушкина, роман «Евгений Онегин» и повесть «Пиковая дама» не только пополнили фонд Русской классики, но и отличались определенной стилистической подачей, которой неоднократно в будущем пользовались многие отечественные и мировые литераторы.

Также для литературы Золотого века были свойственны и философские концепции. Наиболее ярко они проявляются в творчестве М. Ю. Лермонтова. На протяжении всего своего творческого пути, автор восторгается декабристскими движениями, отстаивает права и свободы человека. Стихи Лермонтова были насыщенны оппозиционными призывами и критикой императорской власти. Золотой век русской классики был представлен также в драматургическом жанре. Пьесы Антона Павловича Чехова с момента их создания до сегодняшнего дня ставят во многих театрах мира. Используя тонкую сатиру, Чехов высмеивал пороки человеческой сущности, выражал презрение к порокам представителей дворянских сословий.

Начало XIX века — это переломное время в искусстве, которое ознаменовало выход русской литературы на мировую арену. Литература начала  утверждать высокие принципы свободы личности. Именно в этот период общество начало учиться читать между строк, что особенно беспокоило правительство. И несмотря на жестокие условия, в которых развивалась русская литература, она все-таки смогла занять положенное ей высокое место в фонде мирового искусства.

Первая четверть 19 века

Этот период тесно связан с приходом к власти Александра I, который, приблизив к себе Н.М. Карамзина, ускорил реформу русского языка. 

Особенности периода

Это время расцвета журналистики. Существовало большое количество журналов, самыми известными из которых считались «Русский вестник», «Вестник Европы», «Московский Меркурий», «Московский зритель», «Журнал российской словесности», «Цветник».

В литературе появляется новый тип героев. Яркими представителями можно считать Татьяну Ларину и Александра Чацкого, которые, каждый по своему, противостояли общепринятым устоям дворянской жизни.

Авторы и произведения

В этот период в литературе на равных сосуществовали несколько направлений:

  1. Авторами-сентименталистами были Н.И. Ильин, В.А. Озеров, В.М. Федоров.
  2. Традиций классицизма придерживались А.Х. Востоков, И.М. Борн, В.В. Попугаев, И.П. Пнин.
  3. Творчество Ф.Н. Глинки, Н.И. Гнедича, К.Н. Батюшкова и Д.В. Давыдова принято считать «предромантическим».
  4. В 20-30 гг. XIX века господствующим стилем стал романтизм. Целая плеяда гениальных авторов творила в этом стиле: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев и другие.  
  5. Представителями просветительского реализма называют А.Е. Измайлова, А.С. Грибоедова.

Особенности культуры России XIX века

Литература выполняла особую функцию, выступая в качестве универсальной формы общественного самосознания. Это выражалось в том, что представители русского просвещенного общества свои жизненные позиции ориентировали на высокие образы литературы.

Замечание 2

С именем А.С. Пушкина связано начало золотого века в литературе, который был основоположником русского реализма.

Произведения русских великих писателей, таких, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, И.А. Гончаров И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.А. Фет, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов входит в сокровищницу мировой литературы.

В музыке М.И. Глинка заложил основы русской классической музыки, а во второй половине XIX века достижения в музыкальной культуре связаны с коллективом русских композиторов, которую называли «Могучей кучкой». Она связана с именами А.П. Бородина, М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова. Эти композиторы в своем творчестве развили традиции классической музыки М. Глинки и раздвинули границы жанров и обогатили новыми формами симфонической, оперной, инструментальной музыки.

Начало расцвета русской живописи этого периода связано с именем К.П. Брюллова и его картиной «Последний день Помпеи», которая является примером академической школы. Реализм в живописи связан с именами художников-передвижников И.Е. Репиным, В.И. Суриковым, А.М. Васнецовым, И.И. Левитаном В.Г. Перовым, А.К. Саврасовым, И.И. Шишкиным, К.Е. Маковским, А.И. Куинджи, К.А. Савицким. Они организовывали передвижные выставки для просвещения народа.

Русские ученые в этот период сделали многие научные открытия, которые стали мировым достоянием.

Замечание 3

Эти достижения связаны с именами естествоиспытателей А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова, К.А. Тимирязева, В.В. Докучаева; математику прославили Н.И. Лобачевский и П.Л. Чебышев, а П.Л. Шиллинг, Б.С. Якоби, А.С. Попов, Н.Е. Жуковский, С.А Чаплыгин были великими изобретателями.

Это интересно: 11,«Русская правда» Ярославичей

Культурная ситуация в России XIX века

В первую очередь, следует отметить подъем российского просвещения, а также увлечение дворянской интеллигенция идеями французской революции о свободе, братстве и равенстве. Безусловно, сказался и рост городов, промышленности, и, как следствие, образование новых капиталистических предприятий.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Формирование русской классической культуры начинается лишь на рубеже $XVIII$ и $XIX$ веков, и первые русские классики – Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин – заложили две тенденции в культуре России:

  1. нацеленность на сохранение национального своеобразия;
  2. тенденция на размывание национальной специфики.

Эти два направления обусловили разделение русской интеллигенции на западников и славянофилов.

В основу славянофильства была положена «русская идея» (Н. Бердяев, Вл. Соловьев), которая для характеристики менталитета русского народа $XIX$ века имела особое значение. Понимание исторического особого пути России между Востоком и Западом стало основным для славянофильства. Но эта же идея по отношению в политике была консервативной, так как не давала человеку свободы.

В основу западничества легла идея радикально-модернистская, в основе которой лежала мысль о том, что Россия органически включена в европейскую цивилизацию. Эту идею поддерживали П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А. И. Герцен и др.

Эта бинарность пронизывала все аспекты культуры и была ведущей в русской культуре $XIX$ века.

Главная тенденция XIX века

Одно из самых популярных описаний XIX века — это переход от романтизма к реализму.

В романтизме герой как бы существует отдельно от всего мира. Для него окружающая среда — это как бы задник для его выхода, герой не встроен в среду никаким образом. Такой человек отправляется в горный пейзаж в вечернем фраке, со слугой, потому что, ну, он как бы такой посредник между ним и некомфортным миром вокруг него. Романтический герой вообще не хочет иметь никаких отношений с этой реальностью, он противопоставлен обществу, потому что оно его не понимает, ему не нравится государство, потому что это какая-то конструкция, в которую он не хочет вписываться. Его иногда устраивает какой-то эпический пейзаж за его спиной, он как-то готов на нем показаться. Все остальное ему не нравится. Когда ему не нравится, он разочарован, он снисходительно относится ко всем остальным.

Вы наверняка встречались с такими персонажами: вот Евгений Онегин — это типичный романтический герой. Печорин — еще более типичный, хотя он был написан после «Евгения Онегина», и Лермонтов подражал этому произведению, но, тем не менее, у него оказался герой еще более типичным, с таким романтическим мировоззрением — ему скучно, и он ищет, как нагенерировать себе какие-то эмоции, но в принципе ему не очень интересно жить.

Переход к реализму случается, когда герой становится частью окружающей его реальности, когда он находится внутри системы, внутри общества, когда он может вручную вспахать землю и не просто так, а с каким-то мотивом. Это уже герой Левин из «Войны и Мира», но не он ставит финальную точку в превращении русской литературы.

Разбить произведения девятнадцатого века (особенно второй половины) на писателей, выстроенных в хронологическом порядке (как это делают в школе) немного сложно

Важно смотреть на все одновременно, потому что публиковались и «взлетали» мэтры литературы иногда одновременно, иногда вдохновлялись друг другом. Более того, у них была общая площадка — это журнал «Современник»

Возникновение декабризма

Причинами возникновения декабризма стала экономическая и социально-политическая ситуация в стране. Лучшие дворянские умы того времени понимали, что крепостничество и консерватизм – это не лучший выбор для России, если она претендует роль развитого государства. Особенно это убеждение укрепилось после Отечественной войны 1812 года, когда многие дворяне побывали в заграничном военном походе и смогли сравнить жизнь в России и в других странах. Молодые люди, преимущественно дворянского сословия, которые были заинтересованы в будущем России, стали объединяться в кружки, которые впоследствии составили реальную оппозицию монархии.

  • Союз спасения (1816 г.) Это первое объединение декабристов, основателями которого стали П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, С. П. Трубецкой.

  • Союз благоденствия (1818 г.) Довольно многочисленный кружок со своими филиалами в провинциальных городах. Его основали П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, С.И. Муравьев-Апостол, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин. В 1821 году члены общества приняли решение о роспуске кружка из-за тактических разногласий.

  • Южное общество (1821 г.) Общество, образованное П.И. Пестелем на Украине.

Скульптура

В первой половине века произошел расцвет российской скульптуры, начавшийся с монументального искусства. В это время скульпторы в крупных масштабах изготавливали памятники и надгробия выдающимся людям того периода.

К выдающимся скульптором золотого века относится имя Федора Ивановича Шубина. Ему удавалось создавать с невероятной точности схожести бюстовые портреты. Из самых ярких работ можно выделить бюсты Екатерины II, Ломоносова М.В..

Представителем стиля классицизма в русской скульптуре стал Мартос Иван Петрович. Началом его творчества стали работы в мемориальном жанре. Чуть позже Мартос меняет стиль своих работ на монументальный. Его самые известные работы: — скульптурный монумент Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, который изготовлен из цинка, меди, олова и других материалов (город Москва); — скульптурный монумент Ломоносову М.В. (город Архангельск); — скульптурный монумент Ришелье (город Одесса). Ивану Петровичу удалось внести величайший вклад в единство архитектуры и скульптуры при строительстве знаменитого собора Казанского (город Санкт-Петербург).

Ближе к середине 19 века в развитии скульптуры происходят изменения в передачи образов, они теряют свою монументальность, а обретают более реальные черты. Эти очень явные изменения в развитии скульптуры ярко выражены в работах Бориса Ивановича Орловского. Его самые знаменитые работы: — памятник Кутузову М.И.; — памятник Баркалаю-де-Толли. Ближе к концу 19 века в русской скульптуре образовались такие течения, как: импрессионизм, символизм и модерн.

Достижения науки

Благодаря становлению единой системы образования, по указу Александра I, представители среднего класса получили возможность получить образование. Этот успех в области просвещения послужил мощным толчком к развитию науки. В области математики отличился Н.И. Лобачевский – создатель неевклидовой геометрии. Открытия в области физики изменили быт того времени: Б.С. Якоби изобрёл электродвигатель, П. И. Шиллинг – электротелеграф. Э. Х. Ленцем было установлено направление индукционного тока.

В области химии широко известна деятельность Д. М. Менделеева, благодаря которому был открыт Периодический закон химических элементов.

XIX век стал также и веком географических открытий российскими путешественниками. Именно в это время была открыта Антарктида экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

Благодаря открытиям Н. И. Пирогова и Н. Ф. Склифосовского в медицинской практике начал применяться наркоз, а хирургические операции проводились антисептическим методом.

Литература

Девятнадцатый век – это, конечно же, время зарождения и колоссального развития русской литературы, которая сейчас стала классической, золотой, и получила мировую известность. Русская литература очень смело и уверенно взяла на себя роль главной духовной защитницей страдающего от постоянного угнетения русского народа и была его совестью.

Так же, как и в драматургии вначале преобладали такие стили, как романтизм и сентиментализм. Романтизм предполагает поклонение культу природы. Родоначальником романтизма по праву считается Жуковский В.А., а также такие поэты и писатели, как, Батюшков К.Н., Давыдов Д.В., Дельвига А.А, Тютчев Ф.И., Вяземский П.А., Языков Н.М., Баратынский Е.А., и самая ранняя поэзия А.С. Пушкина. Сентиментализм появился в русской литературе, как вызов, протест, был ярым противником ложного классицизма. Сентиментализм является полной противоположностью романтизма. Представителями сентиментализма были Карамзин Н.М. и Дмитриев И.И.. В сентиментализме доминатом самой человеческой природы являются только чувства, разум вообще не учитывался. Главные герои произведений отличаются своей особой индивидуальностью, которые очень искренне способны сопереживать несчастьям других людей, помогать им.

Русский литературный романтизм и реализм напрямую взаимосвязаны с идейными направлениями, которые существовали ранее, еще в 18 веке, только в более активной форме, что породило множество проявлений, исходящих из этих стилей.

Чуть позже на смену романтизма и сентиментализма пришло новое направление в русской литературе, как реализм. Представителями, которого стали: Лермонтов М.Ю., Пушкин А.С., Гоголь Н.В. и другие поэты и писатели.

Ближе во второй половине века появляется в творчестве писателей произведения на темы моральной и христианской этики, поиски правды и справедливости. Яркими представителями этого направления являются: Тургенев И.С., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н., Чехов А.П..

Западники и славянофилы

В 1828–1830-гг. увидели свет «Философические письма» П. Я. Чаадаева, которые раскололи русские просвещённые умы на два враждующих движения, перед которыми стоял единый вопрос: как должна развиваться Россия. Представители одного движения, так называемого западничества, предлагали ориентироваться на европейский путь развития, а именно: заменить крепостничество наёмным трудом, установить конституционную монархию, отстранение церкви от государства.

Западникам противостояли славянофилы, которые ратовали за сохранение крестьянской общины, сохранении абсолютной монархии и за приоритет церкви при решении государственных вопросов. Славянофилы верили, что Россия должна пойти по своему собственному пути, который выражался формулой: «Православие, самодержавие, народность».

Среди известных западников можно назвать В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв.

К славянофилам причисляют: Н. М. Карамзина, А. С. Хомякова, К. С. Аксаков, В. И. Даль.

Роль истории в русской культуре

Золотой век богат переменами, которые были продиктованы предыдущей стратегией развития Российской империи. Иными словами, всё то, что было запланировано ранее, теперь приводилось в действие. Границы государства постоянно расширялись и превратили его территорию в необъятную страну.

Значительную роль в этом деле играло присоединение Средней Азии и Северного Кавказа. Размах царя не знал жалости и промедления. Не заставили себя ждать и нововведения, которые, по мнению Петра Великого, приведут империю к успеху. Но, несмотря на запал военачальника, народ воспринимал указы с опаской и нехотя шагал в новое время. Это и стало главной причиной неравномерного развития страны.

Духовные особенности русской культуры 19 века стали настоящей сенсацией и подарили мировое признание произведениям отечественных писателей. Высшую ценность в глазах зарубежных критиков приобрели результаты трудов Льва Николаевича Толстого и Фёдора Михайловича Достоевского. Их романы «Война и мир», «Дурак», «Преступление и наказание» и в наше время пользуются популярностью во всем мире. Откровенные рассказы о культуре, быте, боли, страданиях, радости и печали простого русского человека — творческий неисчерпаемый клондайк для всех, кто ищет вдохновение.

Наибольший прогресс наблюдался именно в сфере культурно исторического развития России середины 19 века. В экономической, материальной и социально-политической отраслях государству не удалось достичь ошеломляющего успеха. Но и на месте никто не стоял, достигнув некоторых результатов:

  • зарождение отечественного машиностроения;
  • прогресс в изготовлении паровых двигателей;
  • появление первого парохода (1815 год);
  • стала действовать первая железная дорога (1851 год), её путь лежал между Санкт-Петербургом и Москвой.

Благодаря своим природным ресурсам Урал стал центром развития металлургической промышленности. Стремительный прогресс в этой области позволил строить новые заводы и расширить возможности производства. Это дало толчок к запуску и развитию текстильной промышленности. Появившиеся рабочие места и доступ к новой продукции стали привлекательны для населения. Многие люди переезжали в города, чтобы быть ближе к комфорту и заработку.

Отмена крепостного права в 1861 году позволила дышать глубже, но не устранила факторы, сдерживающие скорость развития. Эта реформа не стала спасением, которого так ждал народ. Её действие оказалось ограниченным, поскольку не происходило никаких изменений в политической сфере. Люди поняли, что перемены возможны. Это стало стимулом для требования изменений в пользу улучшения жизни народа.

События XIX века привлекли внимание к стране не только своими культурными достижениями, но и тяжёлыми последствиями:

  • Отечественная война;
  • восстание декабристов;
  • период крепостничества;
  • отмена крепостного права.

Эти явления стали доказательством того, что люди, живущие в Российской империи, — настоящие патриоты. Они не стали бежать и приняли боем всех, кто хотел использовать страну в своих интересах. Однако народ умел защищать не только государство и правительство, но и своё мнение. Вместе с защитой границ люди добились улучшения положения и дали понять, что хотят создавать собственные законы на своей территории.

Писатели и читатели в XIX веке

Раньше с литературным рынком все было очень сложно, гораздо сложнее, чем сейчас. Отбросим муки творчества, пойдем сразу к издателям. Писатель мог опубликовать книжку, но это было страшно дорого, на это не соглашался издатель, потому что ему нужны были гарантии, что затраты окупятся при продаже книги. А как узнать, хороший ли это писатель, можно ли его издавать, и что ему это сулит — тоже непонятно. С другой стороны, даже если писатель издал свою книжку, есть читатель. Для читателя книги очень дорогие, и тоже непонятно, что покупать. Чтобы купить, нужно какое-то экспертное мнение по этому поводу, например, критика

Тогда еще нет магазинов, в которых есть выкладка на центральной тумбе, как сейчас, или разнообразия каких-то стикеров приклеенных, которые привлекают внимание. Поэтому в XIX веке читатель вынужден ориентироваться как-то по-другому

Поэтому появляется формат журнала, и он существует весь XIX век. Самый популярный журнал — «Современник», его основал Пушкин для этих целей. После смерти Пушкина он сколько-то еще просуществовал у его наследников в управлении, после чего его в 1846 году решил купить Некрасов, а в 1847 году начал издавать. Некрасов, которого мы в принципе знаем как поэта, всю жизнь был издателем. Он издавал «Современник», потом, когда «Современник» закрыли, он взял в аренду журнал «Отечественные записки», который тоже существовал все это время. Но есть еще, наверное, два известных журнала: с 1856 года начинает издаваться «Русский вестник», и все это время существует «Библиотека для чтения». Для читателей эти журналы были окном в мир литературы и актуальных тенденций.

Соответственно, люди читали очень медленно. Это как сериал: сегодня выпустили серию, придется неделю подождать. Только не неделю, а месяц. Или два, если вдруг что-то пошло не так с изданием журнала. Надо запомнить, что там было, дождаться следующего кусочка.

Многие, набившие руку, авторы развлекались таким форматом. Они заключали договор с издателем журнала, говорили: «У меня есть идея, вот такая». Издатель журнала отвечал: «Отлично, покупаю». Дальше они оговаривали график. Писатель начинает писать, у него нет еще конца, но уже начали показывать первые серии. А дальше он оказывается под таким прессингом: с одной стороны, надо успевать в срок, с другой, читатели ждут, с третьей стороны, критики уже начали обсуждать. Ты еще ничего не дописал, а они уже начали высказываться, все в том же журнале, рядом с тем, что ты опубликовал, а еще лучше — в соседнем. И во всем этом нужно еще как-то дописать этот текст. Вот так они все, в общем-то, и писали.

Надо понимать, насколько грамотным было население, сколько вообще людей могли прочитать эти тексты, кто их читал. В начале 1860-х годов это 60 млн человек, население Российской империи, из них 8% грамотных. Это дворяне, мещане и разночинцы. Но больше всего дворяне. То есть мы понимаем, что около 5 млн активных читателей. То есть надо держать в голове, что читатели были из одного социального среза: это в основном были дворяне, конечно, и писали для них такие же авторы. Значит, обсуждаются те проблемы, которые волнуют именно их, а они все это внимательно читают.

Хотите узнать, как выглядела жизнь дворян в XVIII веке на самом деле? Читайте статьи в просветительском проекте «Университет 8 кленов». Там мы собрали главные материалы о жизни и быте русских дворян.

Что такое Золотой век в литературе?

Иногда говорят, что Золотой век — это когда литература начинает интересоваться человеком, изучать его, думать о том, как он вообще устроен, какой у него внутренний мир, как об этом можно говорить. Есть определение, что это «жизнетворчество, отраженное в литературе», когда и реальность, и человеческие проблемы, эмоции, начинают волновать литературу очень близко, и она пишет о них, соответственно, это и является Золотым веком. У этого определения тоже есть некоторые проблемы, потому что литература почти всегда интересуется реальностью, тем, что происходит с человеком.

Есть определение Золотого века от человека, жившего внутри этого XIX столетия. И в тот период каждому новому критику казалось, что он уже закончился. Само определение Золотого века, что это вся литература, «проникнутая единым духом, стремлением и порывом», появилось в середине XIX века, когда казалось, что Золотой век был до этого, когда все, действительно, как-то думали в одном направлении.

И вот эти попытки его локализовать — они были бесконечны, поэтому сразу же хотела сказать, что не знаю, насколько продуктивно думать про XIX век русской литературы и русскую классику в термине Золотого века. Несомненно то, что это был значительный период, оставивший большое количество текстов, которые были известны не только у нас, но и за рубежом.

Говорят, что литература XIX века — это образцовые произведения, задающие канон своего жанра, что это начало развития русского литературного языка, что это какая-то острая реакция на общественно-политическую ситуацию, что это просто корпус книг, которые должен прочитать каждый образованный человек.

И есть любимая моя история, с которой все приходят, что это какая-то цепочка авторов. Вот они после школы располагаются в нашем сознании такой интересной вереницей, там и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь, и Тургенев, и Гончаров, и Достоевский, и Толстой, и Чехов. Кажется, так разворачивается эта вся экспозиция. И они выстраиваются в какую-то линию, когда каждый за другим что-то повторял.

Это все — тоже набор клише, которые существуют по этому поводу. Это не значит, что с ними что-то не так. С ними, в общем, все в порядке, и доля правды есть в каждом из них. Другое дело, что за этими обкатанными выражениями мы, в общем, уже не очень хорошо понимаем, что скрывается. То есть мы не видим никакого процесса литературного, мы не видим смысла за этим: что там за литературный язык появился, почему произошел расцвет русской литературы, где там и какая общественно-политическая ситуация, если мы просто ее не видим в текстах. То есть это все — такие обкатанные выражения, которые на самом деле затуманивают суть литературного процесса XIX века.

Период возникновения

Золотой век русской культуры — это период в истории России, который продолжался с конца XVII века до конца XVIII века. Он относится к периоду барокко, одно из наиболее блестящих проявлений которого наблюдается в России. Этот период считается кульминационным моментом в развитии русской литературы, искусства, музыки и архитектуры.

В этот период Россия прошла через значительные социальные, политические и культурные преобразования. Реформатор Петр I провел важные меры по европеизации России и повлиял на облик культуры страны. Обладавшие ранее независимостью царства и феодальные владения стремительно уничтожались, в руках государства властно консолидировались ранее раздробленные княжества. Путешествия государя по Европе вызвали у современников замечательный интеллектуальный ажиотаж и привели к притоку европейской культуры на русскую землю.

В результате этих социальных и культурных процессов многие выдающиеся художники, писатели и музыканты пытались создать мировые шедевры, что и привело к появлению русских классиков. Работы таких художников, как Иван Никитин, Сергей Левицкий, Карл Брюллов, и литературные произведения Пушкина, Гоголя, Толстого и Достоевского стали визитной карточкой Золотого века.

Золотой век стал свидетельством творческого бума и культурного расцвета в России. Он наследовал один из наиболее затяжных социальных и культурных периодов России и сам стал одним из самых ранних в России национальных движений с настроением на интеллектуальное самоотвращение и достижение мирового признания.

Вторая четверть 19 века

Литература этого периода характеризуется гуманизмом, историзмом и психологизмом. Появляются два новых типа героев, которые надолго останутся в русской литературе:

  • маленький человек — Акакий Башмачкин, Макар Девушкин;
  • «лишний человек» — Онегин, Печорин.

В 1840-е формируется натуральная школа, которая окончательно закрепила позиции реализма в русской литературе. Представителями направления стали Н.А. Некрасов, В.И. Даль, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие. 

Введение цензуры

Условия для развития русской литературы и искусства существенно изменились. Николай I, испугавшись восстания декабристов, был против проявления любого свободомыслия. В 1826 году был создан жесткий цензурный устав. Официальной идеологией признана формула — «православие, самодержавие, народность». Несогласные с существующим порядком подвергались гонению, были закрыты многие литературные журналы. 

Западники и славянофилы

В 40-х происходит раскол в общественной жизни России. Общество делится на западников (Н.В. Станкевич,  А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев) и славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, М.П. Погодин).

Западники ратовали за отмену крепостного права и видели дальнейшее развитие России аналогично западноевропейским странам. Большинство западников были дворянами-помещиками, меньше было разночинцев и выходцев из купеческого сословия.

Славянофилы видели развитие России по-другому. Они считали, что у нашей страны свой особенный культурный путь, основанный на православии, и своя религиозная миссия. Они отрицали западноевропейский путь развития, обвиняли в ереси и атеизме европейские народы. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: