Структура памяти как мнемонического процесса
Сложная структура памяти в психологии подразделяется на 4 базовых мнемонических процесса:
- Запоминание,
- Сохранение,
- Воспроизведение,
- Забывание.
В ходе запоминания происходит удержание информации в памяти. Оно представляет собой важнейшее условие последующего воспроизведения сведений. В некоторых ситуациях проявляется потребность в применении особенной формы запоминания — заучивания.
Запоминание может быть произвольным (подчинено определенной задаче запомнить) или непроизвольным (не имеет специальной задачи, происходит «само собой»). Ученые выяснили, что для эффективности запоминания больше имеет значение непроизвольное запоминание, поскольку оказывается продуктивнее, чем произвольное. Эффективность запоминания напрямую зависит от установок.
Сохранение не является пассивным хранением материала или простым его консервированием. Это процесс динамического характера, который совершается благодаря условиям усвоения, организованным определенным образом и включающим переработку материала.
Воспроизведение представляет собой актуализацию закрепленного ранее содержания психики. Оно протекает как узнавание, собственно воспроизведение, припоминание или реминисценция. Узнавание происходит в виде воспроизведения с опорой на восприятие при условии непосредственного воздействия внешнего раздражителя, способного активизировать старые связи. Собственно воспроизведение осуществляется в виде произвольной или непроизвольной актуализации.
Для припоминания характерно частичное забывание, которое требует волевое усилие. Реминисценция — это отсроченное непроизвольное воспроизведение того, что первоначально в процессе непосредственного воспроизведения было на время забыто (не было воспроизведено).
Забывание представляет собой процесс, который приводит к потере четкости и уменьшению объема сведений, закрепленных в памяти. Человек уже не имеет возможности воспроизвести эту информацию, а в крайних случаях даже не способен узнать то, что было ему ранее известно из прошлого опыта.
Забывание как мнемоническая составляющая памяти является целесообразным процессом. Как правило, забывается та информация, которая не приобрела или полностью утратила жизненное значение для индивида.
Изучение психических процессов
Изучать психические процессы, психическую деятельность, — значит тем самым изучать формирование соответствующих образований. Безотносительно к образованию, которое формируется в процессе, нельзя, собственно, очертить и самый процесс, определить его в специфическом отличии от других психических процессов. С другой стороны, психические образования не существуют сами по себе вне соответствующего психического процесса. Всякое психическое образование (чувственный образ вещи, чувство и т.д.) — это, по существу, психический процесс в его результативном выражении.
Через свое результативное выражение, через свои продукты психическая деятельность соотносится со своим объектом, с объективной реальностью, с теми областями знания, которые ее отражают. Через свои продукты — понятия — мыслительная деятельность переходит в сферу логики, математики и т.д. Поэтому превращение продуктов мыслительной деятельности, например понятий, их усвоения, в основной предмет психологического исследования грозит привести к утрате его специфики.
Концентрация психологического исследования на продуктах мыслительной деятельности, взятых обособленно от нее, — это и есть тот «механизм», посредством которого сплошь и рядом осуществляется соскальзывание психологического исследования в чуждый ему план методически-геометрических, арифметических и тому подобных рассуждений. В психологическом исследовании психические образования — продукты психических процессов — должны быть взяты именно в качестве таковых. Изучение психической деятельности, процесса, в закономерностях его протекания всегда должно оставаться в психологическом исследовании основным и определяющим.
Психический процесс как эмоционально-волевой процесс
Всякий психический процесс есть отражение, образ вещей и явлений мира, знание о них, но, взятые в своей конкретной целостности, психические процессы имеют не только этот познавательный аспект. Вещи и люди, нас окружающие, явления действительности, события, происходящие в мире, так или иначе затрагивают потребности и интересы отражающего их субъекта. Поэтому психические процессы, взятые в их конкретной целостности, — это процессы не только познавательные, но и «аффективные», эмоционально-волевые. Они выражают не только знание о явлениях, но и отношение к ним; в них отражаются и сами явления, и их значение для отражающего их субъекта, для его жизни и деятельности.
Подлинной конкретной «единицей» психического (сознания) является целостный акт отражения объекта субъектом. Это сложное по своему составу образование; оно всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов — знания и отношения, интеллектуального и «аффективного» (в вышеуказанном смысле), из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего. Подлинно жизненной наукой психология может быть, только когда она сумеет, не исключая и аналитического изучения ощущений, чувств и т.п., психологически анализировать жизненные явления, оперируя такими нефункциональными «единицами» психического. Только таким образом можно, в частности, построить подлинно жизненное учение о мотивации, составляющее основное ядро психологии личности.
Также читайте:
Групповая сплоченность
Разрешение конфликта
Сущность эмоционального переживания (Ф. Крюгер)
Сознание как идеальное отражение (Б. Ф. Ломов)
Общеобразовательные программы и преподавание психологии
Память и представления
Замечание 2
Память — это процесс организации и сохранения прошлого опыта. Она позволяет использовать его повторно в деятельности или снова возвращает в сферу сознания
Память считается осень важной психической функций, являющейся соединяющим звеном в организации психики индивида
Память как мнемонический процесс призвана обеспечивать целостность и единство личности. Любые познавательные процессы превращаются в память, при этом любая память должна превращаться во что-то другое. Память обладает огромным значением для жизнедеятельности не только каждого отдельного человека, но и общества в целом.
Еще древнегреческая мифология содержала информацию о признании важной роли памяти в развитии человеческой культуры. Греки особо почитали богиню памяти Мнемозину, которая стала матерью девяти муз (покровительницы науки, поэзии и искусства)
Память и представления по имени этой богини были названы мнемоническими процессами. Они отличаются от восприятия, мышления и остальных психических процессов, поскольку напрямую не направлены на отражение окружающего. Память направлена на отражения второго порядка, названными представлениями.
Представление является субъективным чувственным образом предыдущих восприятий, которое хранит память. Представления, по мнению ученых, гораздо беднее и бледнее, чем образы восприятия. Это связано с тем, что восприятие в любом случае поддерживает сила воздействия на органы чувств через непосредственно воспринимаемые объекты, а представления не обладают такой поддержкой.
Построение представлений происходит через образы прошлых восприятий. По этой причине многие детали событий, которые воспринимались ранее, нередко в них сливаются или даже стираются. Помимо этого, для представлений, в отличие от восприятий, характерна особая изменчивость, непостоянство и возможность «реконструкции» в качестве преобразования механизмов воображения.
Психические процессы
В результате всякого психического процесса как деятельности мозга возникает то или иное образование — чувственный образ предмета, мысль о нем и т.д. Это образование (образ предмета), однако, не существует вне соответствующего процесса, помимо отражательной деятельности; с прекращением отражательной деятельности перестанет существовать и образ. Будучи продуктом, результатом психической деятельности, образ, фиксируясь (в слове), в свою очередь становится идеальным объектом и отправной точкой дальнейшей психической деятельности. Образ, следовательно, двояко, двусторонне включается в психическую деятельность.
Всякий эмоциональный процесс, т.е. процесс, в котором его эмоциональный эффект — изменение эмоционального состояния человека — является главным психологическим эффектом, тоже оформляется в виде некоего образования — эмоции, чувства. И эти образования, как и образы предмета, не существуют вне, помимо тех процессов, в которых они формируются. Каждое чувство, выступающее как устойчивое образование, длящееся годы, иногда проходящее через всю жизнь человека (любовь к другому человеку, к своему народу, к правде, к человечеству и т.д. ), есть сплетение чувств-процессов, закономерно возникающих при соответствующих обстоятельствах.
Так, чувство любви к другому человеку — это чувство радости от общения с ним, восхищения от того образа человеческого, который при таком общении с ним выявляется, связанной с этим нежности к нему, заботы о нем, как только ему начинает что-то угрожать, огорчения, когда он терпит неудачи или подвергается страданиям, возмущения, когда по отношению к нему совершается несправедливость, гордости, когда в трудных условиях он оказывается на высоте, — все эти чувства выражают применительно к разным обстоятельствам, их вызывающим, одно и то же отношение к человеку. Каждое из них, как и все они вместе, — процессы, закономерно вызываемые их объектами (конечно, в данном случае, как и вообще, воздействия объектов могут закономерно вызывать психические явления лишь постольку, поскольку они преломляются через сложившиеся в субъекте внутренние отношения, обусловливаясь их закономерностями).