Свойства вниманияосновные свойства внимания, рассеянность, внимательность

Свойства вниманияосновные свойства внимания, рассеянность, внимательность

Развитие внимания

Развитие распределения внимания

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, — _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

Муха

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет прерд собой. Если кто-то теряет нить игры, или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду»Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить, увеличив количество игровых клеток (например, до 4Х4) или количество «мух». В последнем случае команды «мухам» подаются отделльно.

Основные причины рассеянности

Сниженная сосредоточенность внимания ведет к рассеянности, что вызвано такими причинами:

Хроническая усталость.

Переутомление, недостаток сна, физические, интеллектуальные нагрузки вызывают ослабление внимания. Не секрет, что если выполнять задания на свежую голову, ошибки встречаются гораздо реже, а усталость, сонливость не позволяют сразу понять, что требуется сделать.

Отсутствие желания действовать.

Уровень мотивации также является фактором, влияющим на сосредоточенность внимания и забывчивость. Когда человек на подсознательном уровне не хочет куда-то идти, выполнять определенную работу, мозг вычеркивает из памяти информацию об обязанности, избавляя от всех проблем. Вполне может быть, что частые пропуски встреч, срыв договоренностей, сроков являются признаком отсутствия желания, а не самой рассеянности.

Сбой программы «автопилота».

Бытовые действия обычно не требуют серьезных размышлений. Люди, не задумываясь, закрывают дверь квартиры на ключ, выключают свет, кипящий чайник, собираются в школу. Если в это время появляется какой-то отвлекающий фактор, автоматическая программа не срабатывает

В результате многие теряют вещи, забывают на столе документы или не выключают утюг.

Слишком большое число задач.

Если человек должен сделать сразу много, удержать это в памяти, концентрация падает, внимание становится более рассеянным. В итоге пара дел забывается, а остальные выполняются плохо

Избыток задач отрицательным образом сказывается на эффективности любого труда.

Недостаток внимания.

С синдромом дефицита внимания сталкиваются люди вне зависимости от возраста. Побочным эффектом является невозможность долго заниматься одной задачей.

Произвольное

Сущность произвольного внимания заключается в полном всестороннем контроле той или иной ситуации либо конкретного объекта. Деятельность головного мозга в таком случае целенаправленна и часто поддерживается второй сигнальной системой.

Примечание

Именно благодаря такому свойству, у ребенка закладываются навыки поведения из устных указаний родителей.

Такой вид внимания исторически связан с ролью труда в появлении вида «человек разумный». С современной точки зрения, его главная функция — регулировать процессы, происходящие в психике человека.

Постановка задачи

Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью и осознанностью. Осуществление задуманных планов начинается с определения задач и способов их решения

При этом с помощью анализа определяются оптимальные пути и варианты достижения цели.

Постановка задачи является обязательным условием произвольного внимания. В дальнейшем, характеристика процесса подразумевает конкретную направленность действий, которая, по собственной оценке, обязательно приведет к решению задачи. Такой механизм управляемый, но эмоционально и физически строгий. Поэтому часто требует много сил и ведет к утомлению.

Ставя перед собой задачу, человек начинает действовать организованно, координирует свои умственные и физические усилия

Поэтому организованность считается второй отличительной чертой действий, которыми руководит произвольное внимание

Достижение поставленной цели требует достаточного времени. Поэтому такой вид внимания не может исчезнуть внезапно, как непроизвольный.

Направленность

Признаки, характеризующие произвольное внимание, могут привести к позитивным и негативным последствиям. Так, направленная концентрация внимания в определенном направлении ведет к уверенному достижению цели, изысканию наиболее выгодных и оперативных способов решения поставленных задач

В то же время такая форма психической деятельности требует большого волевого усилия, истощающего психический потенциал. Длительное напряженное внимание ведет к переутомлению и, в конечном итоге, недовольству выполненной работой.

По направленности умственного напряжения разделяют:

собственно осознанное внимание для получения намеченного результата;
волевое напряжение для изоляции сознания от отвлекающих факторов и концентрации внимания на основной цели;
внимание, проявляющееся в ожидании.

Направленность внимания — селективный характер познания, выделяющий из существующих факторов предпочтительные для достижения поставленной цели.

Направленность произвольного внимания может иметь непосредственный характер или выражаться в опосредованном воздействии на объект

В первом случае это внимание, направленное непосредственно на поставленную цель. Во втором — желаемый результат достигается путем опосредованного воздействия на различного рода дополнительные средства

К ним можно отнести слово, мимику, знаки (например, стрелки).

Большое значение в направленности сознания имеют эмоциональные составляющие. Под ними подразумеваются мотивирующие стимулы и желание сохранить событие в памяти.

Механизм действия

Классификация формирования сознания предполагает различные механизмы его развития. Для управляемой формы установлено, что ведущая роль отводится второй сигнальной системе, выражаемой словами или речью. Описание механизма развития произвольного внимания у детей приводят в своих работах Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев. По их мнению, способы организации внимания ребенка побуждает определить взрослый человек. Делает это он с использованием слов, жестов, привлечением внимания ребенка к факторам окружающей среды.

Основные свойства внимания

К свойствам внимания относят устойчивость, концентрацию, распределение, переключение и объем. Рассмотрим каждую характеристику подробнее.

Устойчивость

Под устойчивостью понимается длительность сосредоточенности сознания на конкретном объекте. Факторами устойчивости являются интерес к объекту, связь объекта с потребностями и интересами субъекта, содержательность и многогранность объекта, факторы окружающей среды, а также особенности личности.

Концентрация

Концентрация — интенсивность проявления внимания, то есть то, насколько человек способен сосредоточиться на объекте.

В зависимости от поставленной цели проявляется различная степень концентрации. Если требует выполнения одна задача, то концентрация более глубокая, а если требуется быстрое переключение от одного объекта на другой, то концентрация более поверхностная.

Распределение

Распределение применяется в тех случаях, когда необходимо совмещать несколько действий или быть сосредоточенным на нескольких объектах

Возможность распределять внимание зависит от того, насколько человек способен выполнять несколько действий одновременно. Для успешного совмещения нескольких видов деятельности хотя бы один из них должен быть доведен до автоматизма

Переключаемость

Это осознанный перенос внимания на другой объект, что связано с изменением цели. При высокой концентрации переключение является более трудным. Переключаемость внимания относится к тем качествам, которые легко поддаются развитию.

Объем

Предполагает количество несвязанных между собой объектов, которые могут быть восприняты одновременно без потери в восприятии, то есть точно и отчетливо. Объем внимания зависит от знакомства с объектами, а также заинтересованности в них. Среднее значение данного параметра у взрослого человека составляет от 3 до 6 объектов.

Объем внимания

Объем является еще одним свойством внимания и представляет собой количество объектов, которое человек с достаточной ясностью может охватить одновременно.

Одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы, как известно, человек не может. Подобное ограничение заставляет поступающую извне информацию дробить на части и при этом не превышать возможности обрабатывающей системы.

При обучении и тренировке объем внимания практически не меняется, а его показателем является количество ясно воспринимаемых предметов. У разных людей объем внимания различен

Это зависит от того, насколько содержание, на котором сосредотачивается внимание, связано между собой, а также от умения осмыслено связывать и структурировать материал. Объем внимания очень близко к понятию объем восприятия

Признаки проблем с сосредоточенностью внимания

Обычно люди сталкиваются с такими сложностями:

  • отсутствие возможности долго заниматься одним делом;

  • забывчивость – в памяти не удерживаются встречи, договоренности, домашние обязанности, школьник может случайно оставлять дома учебники или тетради;

  • склонность часто терять небольшие вещи, например, кошелек, ключи, очки;

  • появление ошибок в работе – даже если человек хорошо знает материал, это не мешает ему записывать не те данные, упускать важные условия, путать буквы в словах, пр.

Обычно за хронической рассеянностью скрывается не менее одной причины. Если их найти и устранить, личность обретет собранность и сосредоточенность внимания на значимых объектах.

Способы повышения сосредоточенности внимания

Взрослому человеку необходимо в течение дня быть собранным, фокусироваться на своих целях. Существует достаточно способов и упражнений на сосредоточенность внимания – все они позволяют полностью задействовать ресурсы мозга.

Чтобы повысить свой внутренний потенциал, рекомендуется регулярно выполнять следующие указания:

Планируйте дела.

Научитесь составлять планы и только потом приступать к работе. Если четко выполнять намеченные пункты, проще концентрироваться на задаче и следить за продвижением к цели, что позитивно сказывается на способности к самоконтролю.

Имея продуманный список шагов, удается оградить себя от ненужных дел и сосредоточиться на работе, тем более, что вы четко представляете желаемый результат

А с каждым новым пунктом обычно все легче концентрировать внимание.. Проснувшись, сразу установите цели на день

Среди них могут встречаться повседневные задачи, выполняемые без лишних размышлений. Так вы выработаете привычку двигаться к намеченному результату и будете в дальнейшем успешно справляться с серьезными вопросами.

Проснувшись, сразу установите цели на день. Среди них могут встречаться повседневные задачи, выполняемые без лишних размышлений. Так вы выработаете привычку двигаться к намеченному результату и будете в дальнейшем успешно справляться с серьезными вопросами.

Воспитывайте в себе умение добиваться желаемого, чтобы усилить концентрацию внимания. Вскоре вы сможете за короткий срок решать задачи, прежде казавшиеся очень трудными.

Медитация является простым, но эффективным методом обеспечения правильной работы мозга. Спокойствие, правильное положение тела с ровной осанкой, контроль дыхания позволяют расслабиться и при этом сконцентрироваться. Во время практики посторонние звуки, запахи не должны отвлекать, так как сложно заставить себя не обращать внимания на раздражители.

Чтобы добиться большей сосредоточенности внимания, взрослому хватит 20 минут медитации в день. Научившись контролировать дыхание, человек приобретает способность концентрироваться на одной задаче, отказываясь от других. А это и есть залог эффективной мозговой работы.

Правильно спите.

Не получится продуктивно трудиться, если нет возможности полноценно отдыхать

А для этого важно создать комфортные условия для сна. Замените старый неудобный матрас современным ортопедическим

Он создаст оптимальные условия, подстроившись под параметры вашего тела.

Чтобы добиться сосредоточенности внимания в повседневной деятельности, вечером важно правильно готовиться ко сну:

  • Надо отказаться от гаджетов, фильмов, компьютерных игр минимум за час до сна.

  • Не есть слишком много, так как пищеварительной системе тоже необходимо отдохнуть за ночь. Легкое чувство голода обеспечивает спокойные сны, без излишнего возбуждения нервной системы.

  • Проветривать комнату вне зависимости от погоды на улице. Для этого окно приоткрывают на 10–15 минут, ведь свежий воздух полезен для здорового сна.

  • Ложиться и вставать в одно время, чтобы организм привык полноценно отдыхать за отведенный ему на этот период.

Полезная пища позитивно сказывается на состоянии здоровья и возможностях организма. Главным топливом мозга является глюкоза, поэтому необходимо отслеживать уровень сахара в крови, чтобы избежать значительного отклонения от нормальных показателей. Хорошую работоспособность и повышение сосредоточенности внимания обеспечивают такие продукты:

  • жирная рыба, например, тунец, скумбрия, лосось, сардины;

  • какао, горький шоколад;

  • выпечка на основе муки грубого помола;

  • брокколи, цветная капуста;

  • яйца;

  • семена льна и тыквы.

Есть несколько полезных упражнений на сосредоточенность внимания, не требующих много времени.

Заставляйте мозг сосредоточиться на задаче, пока моете посуду: описывайте про себя все действия. В результате вы научитесь уходить с головой в рабочий процесс, обезопасив себя от мыслей, которые не относятся к теме.

Во время рабочих дел, чтения держите под рукой бумагу и ручку, чтобы ставить на листе отметку, как только внимание переключается с выполняемой задачи. Данный способ позволяет отслеживать степень сосредоточенности

Постепенно количество отметок будет снижаться, и вы добьетесь осознанности концентрации.

Идя по городу, смотрите на происходящее вокруг, проговаривая все в мыслях. Допустим: «Мимо пробежал рыжий лохматый пес в ошейнике, за ним идет хозяин». Или «Я прошел около машины со спущенным колесом».

Свойства внимания

Кроме видов, в науке выделяют еще свойства – какое качество внимания у человека, насколько долго или сильно он может сосредоточиться.

Концентрация

Это свойство позволяет человеку сосредоточить внимание на каком-то одном предмете, объекте

Здесь важной характеристикой этого процесса является способность не отвлекаться на все остальное, что находится вокруг

Сконцентрированный человек может со стороны выглядеть отмороженно, когда к нему обращаешься, он не отвечает. В процессе работы при высокой интенсивности концентрации люди могут забыть, что хотели кушать или сходить в туалет. Это необходимое условие успешности выполнения человеком важных дел.

Интенсивность

Качество, которое определяет эффективность работы внимания и других психических процессов одновременно. Здесь в работу впрягаются память, мышление, восприятие. Если у человека большой интерес к работе, она сложная, есть влияние отвлекающих раздражителей, то интенсивность будет больше.

Устойчивость

Другими словами, выносливость внимания

Если при концентрации важна интенсивность, то есть сила этого процесса, то здесь важно время – насколько долго сохраняется внимание на одном предмете, объекте, задании. Эта функция важна в учебной деятельности детей, работе взрослых. Она формируется по мере усложнения задач у человека

Она формируется по мере усложнения задач у человека.

Переключение

Это осознанный перенос внимания с одного объекта на другой. Здесь речь идет о скорости перемещения фокуса, переход от одной деятельности к другой

Этот переход используется для возможности охватить вниманием все важные события, объекты в короткий промежуток времени. Для человека это хороший навык, ведь тогда он будет успевать быть в центре всех событий и новшеств

Объем

Здесь оценивается, сколько объектов человек может одновременно удерживать в зоне осознанности. Объем внимания важен для многоуровневой деятельности, при многозадачности.

У взрослых людей объем достигает 6 объектов, которые одновременно находятся в фокусе внимания. У детей – не больше 2-3

Здесь важно, насколько объекты однородные (тогда их легче осознавать), как они взаимосвязаны между собой. Также немаловажны профессиональные навыки человека

Распределение

Это свойство очень похоже на объем – возможность человека выполнять несколько действий одновременно

Если в объеме можно обойтись без деятельности (смотри себе на несколько объектов и осознавай их), то в распределении речь идет о том, как внимание проявляется в деятельности

Но здесь важно, чтобы эти действия были из разных сфер: легче распределять внимание, выполняя одну умственную, а другую физическую деятельность. Второй вариант – одно действие должно быть доведено до автоматизма. Например, когда человек физически управляет машиной, а умственно смотрит, чтобы не нарушить правил дорожного движения

Например, когда человек физически управляет машиной, а умственно смотрит, чтобы не нарушить правил дорожного движения.

Примеры проявления внимания в нашей жизни

В жизни человека любое действие начинается с осознанности, а значит, с его внимания. В детстве он действует в рамках интереса, потом – с помощью силы воли, а потом (и это лучший вариант) совмещает интерес и силу воли.

В рекламе используется технология, направленная на несколько свойств и непроизвольный вид внимания. Постоянные переключения картинок стимулируют человека долгое время оставаться “во внимании”, то есть направлять осознанность к экрану. И тут главная хитрость – действие именно на непроизвольный вид, так как силу воли напрягать не надо, человек смотрит ее из-за интереса. И запоминает. И покупает.

Если не хотите попасть на крючок рекламщиков, проявите силу воли и отвлекитесь на что-то другое

Для этого нужно развивать внимание. Есть много инструментов и программ

Но есть и нарушения работы этого процесса. Признаком проблем с ним является рассеянность – она возникает по разным причинам:

  • нет навыков к сосредоточенной работе;
  • сложно переключаться к разным видам деятельности;
  • переутомление.

Современные методики по развитию концентрации, переключения внимания помогают решать эту проблему. Есть много курсов по развитию внимания. В них уже готовые рецепты для решения проблем с внимательностью.

Программа работы с дошкольниками

А. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (взрослый разбрасывает кубики на полу).

Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики, дай самый большой кубик, самы й маленький. А теперь большой красный… Маленький желтый и т.д.

В. Давай посчитает, сколько всего кубиков? (от 1 до 9)

Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (от 9 до 1)

Д. Каких кубиков больше? (4 больших каубика, 5 маленьких)

Е. Попробуй собрать и сложить кубики вместе.

А. Оценивается контактность, сила социальных запретов;

Б. Развивается восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам;

В. Навык прямого счета;

Г. Навык обратного счета;

Д. Формируем понятие числа;

Е. Мышление (пробы и ошибки — наглядно-действенное мышление; внутренне представление — наглядно-образное мышление);

Чудесные окошки

5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, прямоугольник).

А. Один волшебник построил дворец с «чудесными окошками». Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое окошко).

Б. А теперь выбери свое «окошко», которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме.

А. Восприятие цвета, формы

Б. Анализируются эмоциональные предпочтения.

Упражнение семена

А. Продавец семян разложил пакетики на три группы, но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помоги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет семена.)

Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку.) Что купили у продавца. Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

А. Способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез);

Б. развитие зрительного внимания и памяти.

Попугайчик

то-ца (ребенок повторяет);

то-ца-му (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет);

Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.)

А. упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха (хороший результат — более пяти слогов);

Б

объем слуховой памяти (словесной памяти), слуховое внимание (хорооший результат — влспроизведение пяти слов с первой попытки).

Волшебные картинки

а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я — на четыре части; 3-я на шесть частей;

б) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки)

А. в этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала сложный уровень — 6 частей, затем средний — 4 части, последний — простой — 2 части. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается апридумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.)

Б. А другие картинки не ломаются, зато они все авремя путаются. Какая картинка должна быть первой, второй…? Разложи их по порядку и придумай рассказ.

А. Целостность восприятия образа; наглядно-образное мышление, умение рассказывать по одной картинке, контекстность речи;

Б. Развитие логического мышления, умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связанность и контекстность речи.

Зайчик

А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине лорожки. Постарайся не отрывать карашдаш от листа бумаги.

А. Развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линий, равномерность)

Послепроизвольное

Пройдя фазу произвольной концентрации внимания на выбранной цели, волевое напряжение человека спадает. Несмотря на то, что в-дальнейшем он продолжает следить за происходящим, для его эмоционального фона это проходит значительно легче

Внимание становится вторично произвольным или послепроизвольным. Оно не ведет к переутомлению и дает нервной системе отдых

Примечание

Этому виду внимания Н.Ф.Дружинин дал название «высшей формы личностной активности».

Условие возникновения

Послепроизвольное внимание возникает в том случае, если, в связи со вхождением в деятельность, у человека возник к ней интерес. При этом прежнее напряжение внимания переходит в более латентную и мягкую форму

Несмотря на то, что сознание отдыхает, индивидуум продолжает заниматься интересующим делом.

Сохранение целенаправленности

Послепроизвольное внимание не возникает само по себе. Ему предшествует произвольный вариант, в результате которого в головном мозге человека развился личностный интерес

Этот процесс сопровождается значительной сосредоточенностью и умственной деятельностью, в результате чего сохраняется первичная целенаправленность.

Следует помнить, что вниманием такого уровня не получится руководить с помощью личностного управления (самоприказы). Сохраняющаяся целенаправленность не дает это сделать

Интерес, возникающий в процессе

Несмотря на однокоренное строение терминов «произвольное» и «послепроизвольное» внимание, отличие в их значении существенное. При произвольном сосредоточении сознания на предмете интересом можно управлять, получая удовольствие от процесса и результата

Если развилось послепроизвольное внимание, человек перестает ощущать напряжение, однако не утрачивает интереса к деятельности. Он начинает получать удовольствие от самого процесса, поэтому занимается им дольше и результативнее.

На таких умозаключениях основывается повышенная самоотдача людей, занимающихся любимым делом.

Функции внимания

Многие ученые сравнивают внимание с линзой, которая в ясную погоду фокусирует солнечные лучи и поджигает дерево. Внимание же фокусирует умственные силы человека, направляет их на решение самых насущный в определенный момент задач

Именно сосредоточенность на объектах дает возможность видеть глубоко, ясно, и детально, успешно решать проблемные задания. 

Кроме того, внимание выполняет и другие функции:

обеспечивает избирательность когнитивных процессов, позволяя человеку взаимодействовать только с самой насущной и наиболее ценной для него в данный момент информацией;
активизирует направленность — помогает сосредоточиться и удерживать внимание на конкретном объекте, переключаться с одного объекта на другой;
активизирует целенаправленность — позволяет выбрать и поддерживать оптимальный уровень активности, необходимый для выполнения поставленной задачи. 

Если человек распыляется, задействует собственные когнитивные и продуктивные ресурсы одновременно не решение многих задач, у него остается мало сил, а результативность работы снижается. В то же время, последовательное сосредоточение внимания сначала на одном, затем на другом объекте позволяет добиться успеха. 

Что такое внимание

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных. Оно не существует обособленно от других психических процессов, в той или иной степени проявляется в других формах сознательной деятельности человека

Оно не существует обособленно от других психических процессов, в той или иной степени проявляется в других формах сознательной деятельности человека.

Основными показателями являются сосредоточенность и направленность.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Сосредоточенность — это концентрация на выбранном объекте, явлении действительности, что приводит к более четкому и глубокому пониманию.

Направленность — случайный или преднамеренный выбор объекта, явления, который соответствует интересам, задачам субъекта.

Несмотря на то, что внимание является частью других процессов, оно имеет следующие признаки самостоятельного познавательного процесса:

  • имеет особенные свойства, которых нет у других познавательных процессов;
  • может меняться в течение времени вне зависимости от тех видов деятельности, частью которых является;
  • обладает своими анатомно-физиологическими коррелятами.

Зависимость внимания от типа темперамента

Не существует двух личностей, между которыми бы совершенно не было отличий. Это утверждение особенно верно, когда речь идет об ответе на раздражитель, о внимании. Свойства внимания, сосредоточенность связаны с темпераментом и зависят от нервной системы.

Принято выделять такие темпераменты:

  • флегматик;

  • холерик;

  • сангвиник;

  • меланхолик.

Говоря о сосредоточенности внимания и типах темперамента, стоит отметить, что флегматиков отличает высокая концентрация и устойчивость, но недостаточная способность к переключению. У сангвиников прекрасно развиты все три качества, кроме того, они наблюдательны. Именно такие люди без труда могут отличить близнецов друг от друга. Они запоминают не лицо и фигуру, а мимику, жесты, формулировки, использованные в разговоре

Холерики с трудом переключаются, лишены хорошей концентрации, устойчивости, их внимание нестабильно. У меланхоликов оно слабое, но точно фокусируется на сути задания.

Определить особенности внимания конкретного человека можно, наблюдая за ним во время разных видов деятельности. Но это лишь приблизительное заключение, а к конкретным выводам относительно концентрации, сосредоточенности внимания может прийти только специалист.

Выявить особенности распределения и переключения внимания личности позволяют такие вопросы:

  • Может ли человек одновременно выполнять два и более заданий? Если ответ положительный, насколько легко ему дается такая задача?

  • Во время общения может ли он быстро переходить на новую тему разговора?

  • Насколько быстро реагирует на мельком сделанные замечания?

  • Он замечает второстепенные детали при просмотре фильма или его занимают только действия ключевых персонажей?

Если подобный тест на сосредоточенность внимания дал больше положительных, чем отрицательных ответов, человек достаточно быстро распределяет и переключает внимание.

Устойчивость внимания

Заключается устойчивость в способности сосредотачиваться на одном объекте какое-то определенное время, поэтому она является временной характеристикой внимания. Данное свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами.

Как показали исследования, внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. По данным Н.Н

Ланге, периоды таких колебаний обычно составляют 2-3 секунды и доходят до 12 секунд максимум. Если попытаться сосредоточиться на тиканье часов – они будут, то слышны, то не слышны. Колебания при наблюдении более сложных фигур, носят иной характер. В них как фигура попеременно будет выступать то одна, то другая часть. Например, изображение усеченной пирамиды будет давать такой эффект. Усеченная пирамида показана на рисунке:

Если в течение какого-то времени смотреть на пирамиду, то поочередно она будет казаться то выпуклой, то вогнутой. Малые периоды колебания внимания не являются общей закономерностью. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете новые стороны и связи.

Когда внимание при всех условиях неустойчиво, умственная работа более или менее эффективная была бы невозможна. Устойчивость внимания зависит и от других условий – степень сложности материала и трудность знакомства с ним, понятность материала, отношение к нему субъекта, индивидуальные особенности личности

Устойчивость внимания можно проверить с помощью таблицы Бурдона. Она состоит из беспорядочного чередования отдельных букв. В каждой строке каждая буква повторяется одно и то же количество раз. Испытуемый в течение длительного времени должен вычеркивать заданные буквы. Устойчивость внимания аналогично проверяется с помощью таблиц Крепелина. Они состоят из столбиков цифр, а испытуемый в течение длительного времени должен их складывать. Число допускаемых ошибок и продуктивность работы служат показателем колебаний внимания.

Функции внимания

Выделяют следующие функции:

  • Избирательность познавательных процессов — обеспечивает своего рода фильтрацию, то есть человек взаимодействует только с той информацией, которая на данный момент имеет для него наибольшую ценность.
  • Обеспечение целенаправленности деятельности — сосредоточенность и удержание внимания на объекте, переключение с одного действия на другое обеспечивает целенаправленность деятельности человека.
  • Активизация целенаправленности — определенный уровень активности, который человек выбирает для выполнения определенной работы, а также его поддержание.

Типы внимания

По отношению к сознанию и воле

Непроизвольное

Непроизвольное внимание не связано с определенной целью, оно возникает стихийно, соответственно, в его возникновении не участвует воля. Основной функцией является ориентация субъекта в условиях окружающей среды, а также выделение тех объектов, которые могут быть значимы в данный момент времени

Факторы, которые определяют непроизвольное внимание:

  • интенсивность и качество раздражителя;
  • внезапность и повторное появление;
  • движение раздражителя;
  • новизна объекта;
  • соответствие объекта содержанию сознания субъекта.

Произвольное

Произвольное внимание регулируется волей человека и находится под его осознанным контролем, оно позволяет субъекту достигать заранее поставленной цели. Этот вид является основным в организации психических процессов

Он связан с выделением значимой информации, а также с регулированием протекания психических процессов.

Послепроизвольное

Послепроизвольное внимание может возникнуть на основе произвольного и его суть заключается в сосредоточении субъекта на определенном объекте в силу его значимости, однако усилий воли для его проявления не требуется

По характеру происхождения

Природное

Природное внимание проявляется у человека с момента рождения в качестве способности избирательно реагировать на различные стимулы как внешние, так и внутренние. Оно работает автоматически и направлено на жизненно значимые объекты

Социальное

Социально обусловленное, в свою очередь, не является врожденным, оно развивается в течение жизни человека. Этот вид направлен не на базовые потребности человека, а на такие как культура, самовыражение и так далее и требует использования усилий воли.

По типу объекта

Внешненаправленное внимание ориентированно на определение важных объектов во внешней среде.
Внутринаправленное — на определение значимых объектов в самой психике субъекта.

Эмоциональное внимание регулируется эмоциями человека и направлено внутренние переживания субъекта. Оно возникает благодаря стимулам, которые имеют личностную мотивацию, то есть чем значимей стимул, тем ярче реакция на него.

Интеллектуальное внимание — то, которое управляется мышлением человека или направлено на его мысли.

Сенсорное внимание связано с органами чувств человека и может быть тактильным, слуховым, зрительным и так далее.

Двигательное внимание обеспечивает осмысление и контроль движений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: