Роль и важность средств общения для человека
Общение само по себе является одним из главных атрибутов человеческой жизнедеятельности. И важными являются все средства: как вербальное общение, так и невербальное. Каждое средство выражает свою «долю» информации, и умение считывать разные «коды» помогает оценить ситуацию в целом.
Внеречевое общение, в частности, становится необходимым тогда, когда речевое взаимопонимание невозможно. Например, если собеседники разговаривают на разных языках или кто-то из них глухонемой. Для таких целей разработаны различные языки жестов. Любопытно, что в Новой Зеландии местный язык жестов имеет статус официального языка; на этом языке англоязычное белое население общается с маори – коренным народом, представители которого далеко не всегда соглашаются учить английский язык.
Что же касается обычных ситуаций, то важность внеречевой «части» разговора показал австрийский писатель Алан Пиз; он утверждает, что только семь процентов информации мы получаем из речевого компонента общения, а остальное мы воспринимаем через невербальные сигналы. Исследователи также заметили, что в последние годы роль внеречевого общения существенно возросла
Одной из причин тому может быть осторожность: собеседник вполне может солгать, скрыть информацию, и установить его истинные намерения можно только посредством «считывания» жестов и мимики. Повышенная толерантность также не позволяет людям применять эмоционально окрашенные выражения в речи, и тогда на помощь приходят невербальные сигналы
Распознавание лжи – одно из самых важных умений. Эффект строится на том, что большинство людей не управляет своими эмоциями, поэтому они могут не соответствовать сказанным словам. Слова могут обмануть, но их жестовое «сопровождение» на такое не способно. Если, конечно, собеседник не научился владеть собой и использовать мимику и жесты, чтобы дополнительно запутать того, с кем он разговаривает.
Чтобы научиться распознавать внеречевую информацию, может потребоваться довольно длительное время. Ведь существуют не только всем известные и понятные сигналы, которые отражены даже во фразеологии («головою поник», «стоит разинув рот» и др.), но и довольно тонкие и неочевидные знаки.
Американский писатель Джулиус Фаст как-то описал любопытный случай. В одной школе училась девочка из Пуэрто-Рико, которую однажды директор застал среди компании курящих сверстниц. Все эти девушки отличались наглым и недисциплинированным поведением, кроме этой пуэрто-риканской девушки. Тем не менее директор решил её наказать, потому что уличил её, как он считал, в «подозрительном поведении»: при разговоре она старательно отводила глаза. Спас девушку местный учитель испанского, который объяснил директору, что в Пуэрто-Рико воспитанные девочки никогда не смотрят взрослым людям в глаза, что является знаком уважения.
Очевидно, что язык жестов, мимики, интонаций имеет более древнее происхождение, чем «обычный человеческий» язык. Действительно, членораздельная речь – довольно сложное явление, требующее не только развитого речевого аппарата, но и необходимого уровня абстрактного мышления. А вот невербальная коммуникация широко доступна животным. От них, по-видимому, нам и досталась большая часть внеречевых сигналов.
У животных позы, интонации голосовых выкриков, мимика выражают отношения превосходства и подчинения, выбор партнёра для спаривания, дружеское расположение или вражду и другую информацию. Часто обмен угрожающими позами и выкриками помогает избежать драки, которая может быть невыгодна обеим сторонам. Наиболее богатой системой жестов, поз и мимики обладают, конечно же, приматы, однако и у многих других животных существуют свои наборы сигналов.
Внеречевое общение даже позволяет контактировать с братьями нашими меньшими. Положение хвоста кошки или собаки может многое рассказать о настроении животного в данный момент. Пристальный взгляд для собак и кошек является зловещим сигналом, особенно если смотреть им прямо в глаза.
Особенности вербальной коммуникации
Только человек в процессе своего общения может использовать вербальные средства передачи информации. Индивид использует не просто названия предметов и явлений, а строит сложные словесные конструкции, системы. На комплексность вербального языка общения влияет социум, культурные особенности, воспитание, религия, культура.
Сегодня грамотное владение речью считается важнейшей составляющей профессиональной реализации личности. В понятие вербальной системы входят язык жестов, движения, определенные касания мимика, интонация и т.д.
В процессе персонального взаимодействия сложнее контролировать свое собственное выражение лица, позу, поэтому понять, врет ли собеседник проще, нежели в переписке (электронной почте, соцсетях). Часто можно услышать такую фразу: «Да у тебя на лице все написано». Это как раз про мельчайшие изменения мимики, которые внимательная личность может их заметить и использовать в толковании сказанного.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог
В процессе личной коммуникации (вживую, в реальности) можно заметить основные изменения в поведении человека. Например, «закрытая поза», взгляд, направленный в сторону, суетливость говорит о том, что собеседник что-то скрывает. Это легко понять по определенным характеристикам. Если вы хотите больше понимать вербальную связь, то расшифровать «сигналы» тела вам поможет психолог или специалист по физиогномике.
Вербальные средства общения
Как уже упоминалось выше, основные средства вербальной коммуникации — это слова, за которыми закреплены определенные значения. Они должны передавать информацию от одного человека другому, для этого их нужно произнести, написать или выразить жестами (например, для глухонемых).
Также к вербальным средствам общения относятся:
Интонация
Порой для понимания сути сказанного важно услышать и осознать значение интонации говорящего. С ее помощью выражаются чувства, эмоции, отношение к теме разговора
Так, высокий голос передает радость, энтузиазм и недоверие, а мягкий и приглушенный является признаком печали и усталости. Стоит отметить, что люди, умеющие точно передавать свои эмоции с помощью интонаций, способны точнее понимать оттенки речи других людей.
Темп. Обычно быстрая речь выдает взволнованность и обеспокоенность чем-либо, личную заинтересованность в разрешении проблемы, отчаянную попытку убедить собеседника. Медленная речь свидетельствует об усталости, впрочем, как и о высокомерии. Нарушения ритма, такие как прерывистость и сбивчивость, являются признаком волнения.
Громкость. Очень часто в книгах по психологии говорится о том, что громкая речь является признаком уверенности в себе. Помня об этом, многие люди пытаются произнести свою речь как можно громче. Однако это не всегда оправданно, поскольку громкость голоса сама по себе не есть эффективное средство вербального общения. Характеристика эта важна в плане выделения из общей монотонной речи наиболее значимых ее фрагментов.
Что такое вербальное общение
Вербальное общение – самый привычный для человека способ передачи и получения информации с помощью устной или письменной речи. Такая коммуникация происходит между двумя или более людьми. Для воспроизведения речи человек обладает четкой дикцией, определенным словарным запасом и знаниями о правилах общения.
Важную роль в процессе коммуникации человека посредством вербальной связи играют лексика и синтаксис. Первое подразумевает некоторую совокупность слов, принадлежащих определенному языку. Второе диктует правила формирования мысли.
Вербальное взаимодействие имеет две важные функции:
- Сигнификативную. С помощью слов человек может представить любое описание, иметь представление о любой получаемой информации. Словарный запас помогает человеку проводить анализ получаемой информации, выстраивать связи между объектами, о которых поступает информация, и распределять степень значимости (главное, второстепенное).
- Коммуникативную. Ее задача – в передаче отношения к получаемой или воспроизводимой информации. При разговоре это выражается с помощью пауз, акцентов, интонации голоса. В письме – аккуратностью написания, расставленными знаками препинания и направления текста.
Несмотря на большую степень значимости вербального общения в жизни человека, оно имеет ряд недостатков:
- невозможность сформулировать свою мысль четко и донести ее;
- сложности восприятия чужого повествования;
- превратное понимание полученной информации;
- многозначность одних и тех же слов;
- языковые сложности между носителями разных культур, религий, возрастов и т. д.
Ученые считают, что вербальные коммуникации занимают минимальное, с точки зрения важности, место в навыках взаимодействия человека. Количественный показатель полезности составляет всего 15 % по сравнению с невербальными навыками
Им наука выделила 85 % значимости.
Невербальные коммуникации представляют собой взаимодействие между индивидуумами без применения слов, языковых способов связи. Для передачи мыслей, эмоций человек в таком случае активно применяет язык тела: жесты, мимику, позу, визуальное воздействие. Невербальные коммуникации могут быть неосознанными, к ним относятся перечисленные выше способы передачи информации и специальные. Ко вторым относятся: язык для слабослышащих, глухонемых и азбука Морзе.
Язык тела помогает человеку создавать связь между собеседниками, придавать словам смысл и выражать эмоции, скрытые в тексте. Особенность такой коммуникации в честности. Человек, не знающий психологию такого общения, не способен управлять своими эмоциями и языком тела. Все невербальные знаки имеют свой характер: задумчивый, открытый, неуверенный, доброжелательный, воинственный, сомневающийся и другие.
Обладая такими знаниями, оратор может завладеть вниманием публики и настроить на свою точку зрения. Бизнесмены и менеджеры на важных переговорах, с помощью языка тела оппонента, принимают решение о его честности и правильности выполняемых действий
В разговоре поза, жесты, язык тела имеет первостепенное значение. Ученые выяснили, что при различиях словесной информации и визуальной, воспринимаемой человеком, в подсознании останется именно последняя. С помощью невербального общения собеседник может убедить в своей правоте или подвергнуть свои слова сомнению.
К элементам визуальной взаимосвязи относят:
- манера держаться (движения, действия в той или иной ситуации);
- эмоциональный подтекст (движения руками, выражение лица);
- телесный контакт (касания, рукопожатие, объятия);
- визуальный контакт (изменение зрачков, пристальность, длительность);
- движения (походка, расположение при нахождении на одном месте);
- реакции (отклик на какие-то события).
Принципы и правила
Вербальная связь – это способ взаимодействия, который предполагает использование словесных информативных форм. Главная задача общения – донести до собеседника сведения, мысли, идеи. Чтобы добиться поставленной цели, необходимо придерживаться правил:
Ясность и конкретика
Чтобы собеседники поняли друг друга, важно подбирать слова, четко формулировать фразы, отражающие основную мысль. Если человеку сложно понять смысл сказанного собеседником, он теряет интерес к разговору, отвлекается, не «улавливает» и не усваивает новые сведения.
Принцип аффилиации
В ходе разговора важно поддерживать атмосферу дружелюбия. Аффилиация отражает потребность человека в доверительных, «теплых» взаимоотношениях. Даже неприятная словесная информация, воспроизводимая человеком на фоне искреннего проявления симпатии и дружеских чувств, воспринимается мягче и менее болезненно.
Обратная связь. Внимательно слушая собеседника, реципиент продемонстрирует желание общаться и понять его. Выражая лояльность, адресат способствует налаживанию тесных, доверительных взаимоотношений.
К вербальным средствам общения относятся голос и речь. Само определение этой формы коммуникации предполагает рациональность и осмысленность. Умственная деятельность сопровождается непроизвольным потоком слов, что подтверждает непременное участие речи в мыслительных процессах.
Функции невербальной коммуникации
К вербальным средствам общения относятся различные способы словесно или письменно передать информацию. Невербальные средства коммуникации позволяют дополнить устную речь и придать ей больше эмоциональных красок. В некоторых ситуациях, невербальные средства полностью заменяют вербальный контакт. В виде примера можно привести немое кино, где актеры передавали суть происходящего с помощью языка тела. Данное искусство получило название «пантомима».
Также невербальные средства общения имеют тот же набор функций, что и вербальные. Каждый жест и движение телом позволяют передать информацию, выразить эмоции и воздействовать на собеседника. Овладеть этой техникой общения довольно сложно. Осуществляя основной упор на грамотное изложение слов и мыслей, большинство людей совершенно забывают о контроле своей жестикуляции. В некоторых ситуациях слова могут полностью не соответствовать языку тела. Когда человек говорит об уверенности, но его поза демонстрирует обратное, собеседник склонен верить именно языку тела.
Именно поэтому следует уделять большое внимание жестам в разговоре с другими людьми. Не стоит пытаться спрятать свои руки, так как подобная поза может быть расценена как попытка закрыться от собеседника
Открытые ладони, обращенные в сторону собеседника, являются признаком доверия. Во время ведения деловых переговоров следует стараться держаться как можно более собранным и стараться избегать расслабленных или закрытых поз. Для того чтобы создать комфортные условия для беседы, следует заранее рассчитать правильное расстояние для ведения разговора.
Для того чтобы овладеть обеими техниками общения, следует развивать в себе такие качества, как доброжелательность и уверенность. Постоянное саморазвитие позволяет достичь того уровня, когда язык тела и речь дополняют друг друга.
Понятие вербальной коммуникации
Средства общения, такие как речь (язык) и слова, составляют основу этого вида коммуникации. Фонетическая система языка строится на правилах лексики и синтаксиса. Первая представляет собой совокупность слов какого-либо языка. А вторая – характерные для того или иного язык средства и правила образования речевых единиц.
Как вербальное средство общения человека речь можно назвать универсальным способом коммуникации, ведь при обмене информацией смысл ее теряется гораздо меньше, чем при использовании других средств. Речевая коммуникация осуществляется по следующему плану:
Говорящий — подбирает слова для выражения своей мысли, связывает их друг с другом по правилам грамматики, произносит сформулированную фразу.
Слушающий — воспринимает взаимосвязанные слова, расшифровывает речевые единицы и понимает закодированную в ней мысль.
Вербальные средства общения должны быть понятны обоим собеседникам. Поэтому оно, как правило, осуществляется на одном национальном языке, который выработан в процессе речевой коммуникации многими поколениями людей.
Что такое вербальная коммуникация
В психологии данным термином называют метод общения между людьми, основанной на транслировании и передаче разнообразной информации с использованием речи (письменной и устной). Это самый распространенный прием общения, с его помощью индивиды могут не только передавать «послания», но и воспринимать полученные данные.
Специфика вербального вида общения заключается в том, что каждая из сторон взаимодействия должна передавать сообщения ясно, четко и доступно для понимания другой стороной.
Роль вербальной коммуникации в жизни человека велика, но чтобы правильно толковать направленную информацию и доносить до собеседника истинный смысл, мы должны уметь слушать и четко выражать собственные мысли. Ведь именно нечеткое построение фразы и формулировка ведет к искажению смысла сказанного, возникновению неловких ситуаций, ошибкам, недопониманию.
Важно! Вербальные средства коммуникации не дают 100%-ной эффективности. Это общение не является полноценным
Только 80% из осмысленного можно сформулировать через систему речи. При этом собеседник воспримет только около 65% сказанного. Если говорить кратко, то чем больше ошибок мы совершаем, тем меньше шансов, что собеседник нас поймет.
Структура вербальной коммуникации
Вербальная коммуникация является наиболее изученной формой человеческого общения. Кроме того, это наиболее универсальный способ передачи мысли. В вербальном человеческом языке можно «перевести» сообщение, созданное любой другой системой знаков.
Речная сторона общения имеет сложную многослойную структуру (от отличительной особенности фонемы до текста и интерьера) и проявляется в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолюты и т.д.). Все речевые характеристики и другие составляющие коммуникативного акта способствуют его (успешному или неудачному) осуществлению. Это социально значимый выбор. Этот процесс одновременно бесконечен и бесконечно разнообразен.
Остановимся на наиболее общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории общения, речь включается в единый коммуникативный акт и обладает следующими свойствами:
- речь является частью коммуникативной культуры и культуры в целом,
- речь способствует формированию социальной роли (социальной идентичности) коммуниканта,
- С помощью речи осуществляется взаимное социальное признание коммуникантов,
- Социальные значения создаются в речевой коммуникации.
Коммуникативная стратегия — это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в котором для достижения определенной коммуникативной цели используется ряд различных вербальных и невербальных средств.
Профессионал, работающий в определенной области публичного общения, должен обладать определенными коммуникативными навыками, т.е. он должен
- Уметь эффективно формулировать коммуникационную стратегию;
- уметь эффективно использовать различные тактические методы коммуникации;
- Уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) в качестве участника коммуникационного процесса.
Под эффективностью здесь понимают соотношение вербальных и невербальных техник с целями и задачами коммуникации, коммуникативное намерение и перспективу, системное единство элементов коммуникативной стратегии, практическую целесообразность отдельных тактических ходов.
Виды и характеристики средств вербальной коммуникации
Вербальную коммуникацию можно разделить на два уровня: устноречевую и письменноречевую коммуникацию.
Устноречевая коммуникация
Она состоит из говорения и слушания.
Говорение — вид речевой коммуникации, который осуществляется посредством голосового аппарата человека.
Существует ряд предпосылок, из-за которых осуществляется процесс говорения:
- наличие цели сообщить свои мысли;
- наличие определенных знаний;
- отношение к объекту речи, понимание его настроения, взглядов;
- наличие средств выражения своих эмоций;
- наличие средств выражения своих мыслей.
Слушание — вид речевой коммуникации, который обусловлен принятием сообщения посредством слуховой деятельности, а также последующая обработка полученной информации.
Слушание может быть:
критическим (критическое отношение к полученной информации);
эмпатическим (уделяется большее внимание эмоциональной части сообщения);
нерефлексивным (минимальное вмешательство в речь говорящего);
рефлексивным, то есть активным (мгновенное отражение полученной информации, отклик на нее).
Письменноречевая коммуникация
Она разделяется на письмо и чтение.
Письмо — вид речевой коммуникации, который заключается в отражении в письменной форме необходимой информации.
Особенностями письма являются:
- отсутствие промежуточной связи между источником и получателем информации;
- невозможность для пишущего интонировать свою речь;
- возможность более качественного подбора речевых знаков из-за отсутствия временного лимита;
- отсутствие пауз и интонаций, что усложняет восприятие информации;
- невозможность мгновенного уточнения информации;
- возможность неоднократного восприятия информации.
Чтение — восприятие рукописных или напечатанных текстов, а также последующая обработка полученной информации.
Язык жестов
Жестами принято называть социально отработанные движения, которые могут передавать эмоциональный настрой человека. Существует очень большое количество жестов, и все они классифицированы по цели передачи информации человеком и его внутреннему состоянию. Жесты бывают:
- иллюстраторы (дополняют сообщение);
- регуляторы (видно отношение человека);
- эмблемы (общепринятые символы);
- аффекторы (передача эмоций);
- оценки;
- уверенности;
- неуверенности;
- самоконтроля;
- ожидания;
- отрицания;
- расположения;
- доминирования;
- неискренности;
- ухаживания.
По тому, как человек себя ведет во время разговора, можно определить его внутреннее состояние, насколько он заинтересован в обмене информацией, а также есть ли искренность.
Общение как способ осуществлять жизнедеятельность для человека
Известные психологи определили, что человек в своей жизни осуществляет два вида контактов:
- С природой.
- С людьми.
Эти контакты и называются общением. Определений этому понятию множество. Общением называют:
- особую форму взаимодействия людей и их межличностные отношения;
- дружескую или деловую взаимосвязь человека с другим человеком;
- взаимодействие группы людей (начиная от 2 человек) для осуществления обмена информацией, познания окружающего мира, которое может носить аффективно-оценочный характер;
- процесс беседы, разговор, диалог;
- психический контакт между людьми, который проявляется с помощью чувства общности, выполнения совместных действий, обмена информацией.
Виды и функции
Основными средствами вербального общения являются слова и построенные из них фразы. Причем к вербальным средствам коммуникации относятся слова, произнесенные вслух, воспроизведенные мысленно и написанные на различных носителях – бумаге, доске, напечатанные на ткани, высеченные на камне. Паравербалика – это форма коммуникации, которая предполагает использование невербальных компонентов в совокупности со словесной информацией.
Паравербальная коммуникация нередко ассоциируется с двойственностью, противоречивостью сведений, которые можно понимать по-разному с учетом индивидуальной оценки невербальных компонентов. Паравербальный канал коммуникации включает в себя неязыковые средства, которые обязательно используются в рамках речевого сообщения. Эти средства не относятся к речевым компонентам, сопровождают речь, делая ее более выразительной и понятной.
Паравербальная коммуникация – это часть вербального вида общения, для которой свойственны фонационные признаки. Произнесенная фраза практически никогда не бывает нейтральной. Смысл текстового сообщения меняется в зависимости от тембра голоса, интонации, ритма речи, логических ударений и фразовых акцентов. Несловесные приемы включают акустические элементы, звуки, которые сопровождают, дополняют, замещают слова:
- Темп, ритм, скорость речи.
- Высота, громкость, интонация голоса.
- Наличие пауз и звуковых акцентов.
- Вздохи, покашливание, короткие, чаще состоящие из 1-2 гласных звуков восклицания.
Паравербальные средства общения – это звуковые приемы, которые усиливают эффект при передаче смыслового содержания речевого текста. Несловесные компоненты речи помогают понять, осмыслить сообщение. Вербальный тип общения предполагает передачу фактических знаний. Чтобы наполнить речевой текст эмоциями и чувствами, необходимы паравербальные средства. Психологи выделяют функции вербальной коммуникации:
- Выражение мыслей. Отождествляется с необходимостью делиться мнением, взглядами.
- Психологическое влияние. Отражает способность людей убеждать, воздействовать на слушателя при помощи слов.
- Передача знаний, сведений. Олицетворяет потребность получать и распространять знания.
Используя определенные слова, можно корректировать поведение ребенка или взрослого. Речи отводится главенствующая роль в воспитательном и образовательном процессе. Руководитель, используя эффективные словесные тезисы, стимулирует сотрудников к надлежащему выполнению рабочих обязанностей.