Акселерация ретардация школьная зрелость кратко

Акселерация и ретардация в детском и подростковом возрасте

Возрастные анатомо-физиологические особенности различных систем и органов в предшкольном периоде (до 3 лет). Возможные заболевания, их профилактика.

  • Младенчество (от
    рождения до 1 года). Период грудного
    возраста характеризуется бурным ростом,
    развитием и совершенствованием всех
    органов и систем. Доношенный ребёнок
    рождается с массой тела, в среднем
    равной 3200-3400 г, ростом 49-51 см. Мальчики
    обычно крупнее девочек. Наиболее
    энергично ребёнок растёт в первые
    месяцы жизни, затем темпы роста несколько
    замедляются.

  • Первый
    год жизни ребёнка отличается также
    интенсивным развитием центральной
    нервной системы, формированием активных
    движений, различных навыков и умений.
    В возрасте одного месяца младенец уже
    хорошо держит голову, реагирует на
    звуки, улыбается. В 3 месяца объем
    движений увеличивается: ребёнок
    поворачивается со спины на бок, начинает
    захватывать предметы, чётко определяет
    направление звука, узнает близких. В 6
    месяцев малыш хорошо переворачивается
    со спины на живот и обратно, начинает
    ползать, произносит отдельные слоги.
    В 8-9 месяцев ребёнок самостоятельно
    садится, встаёт и передвигается у опоры,
    много лепечет. В возрасте одного года
    малыш обычно начинает ходить без опоры,
    произносит 10-12 слов, умеет пить из чашки,
    пытается самостоятельно есть ложкой.

  • Костный
    скелет приобретает большую плотность,
    нарастает мышечная масса, развивается
    подкожный жировой слой, кожа уплотняется,
    становится менее ранимой, совершенствуются
    функции дыхательной и сердечно-сосудистой
    систем.

  • После
    6 месяцев у ребёнка прорезываются первые
    зубы, к году жизни ребёнок обычно имеет
    8 зубов. По сравнению с первыми месяцами
    жизни значительно увеличивается объем
    желудка. В связи с введением в рацион
    ребёнка новых видов пищи увеличивается
    выделение пищеварительных соков,
    нарастает их активность.

  • Ранний
    возраст — период жизни ребёнка от 1 года
    до 3 лет. В этот период отмечается
    постепенное совершенствование всех
    функциональных возможностей организма
    ребёнка. Однако Малыш в этом возрасте
    легко подвержен любым воздействиям
    окружающей среды. Темпы физического
    развития ребёнка на втором и третьем
    годах жизни несколько замедляются. У
    детей раннего возраста продолжаются
    созревание и дифференцировка костной
    и мышечной тканей, усложняются и
    совершенствуются двигательные умения.
    За этот период жизни ребёнок хорошо
    овладевает ходьбой, бегом, прыжками. К
    трем годам он овладевает более сложными
    умениями: самостоятельно ест, одевается,
    начинает застёгивать пуговицы, завязывать
    шнурки с небольшой помощью взрослого.
    Особенно заметно развитие интеллектуальных
    способностей ребёнка. У него значительно
    обогащается запас представлений,
    расширяется осознанное отношение к
    окружающей действительности, быстро
    развивается речь, возникает потребность
    к общению с другими детьми.

  • К
    двум годам ребёнок имеет уже 20 зубов и
    может хорошо пережёвывать пищу. Объем
    желудка у 2-3-летних детей увеличивается
    до 350-400 мл. Увеличивается переваривающая
    способность желудочно-кишечного тракта.
    Однако восприимчивость ребёнка раннего
    возраста
    к различным нарушениям пищевого
    режима остаётся ещё высокой.

Причины возникновения

Как приводилось выше, ретардация является понятием противоположным акселерации, и проявляется замедлением физического развития, формирования психических процессов, функциональных систем.

Специалисты констатируют, что сегодня наблюдается наряду с акселерацией преобладание явлений ретардации. Отставание наблюдается у 40% шестилеток, которые функционально к учебной деятельности не созрели. Также отмечается запаздывание формирования иммунной системы.

К сожалению, по сей день биологические механизмы анализируемого явления мало изучены. Поэтому выделяются два ключевых фактора, повинных в возникновении отставания в созревании, а именно: различные органические нарушения наследственной этиологии, врождённого генеза либо приобретённые, и всевозможные причины социальной направленности.

Причиной запаздывания формирования часто являются перенесенные недуги, приводящие к преходящей задержке созревания. Такое отставание прекращается и темпы созревания увеличиваются (генетическая программа выполняется за более короткий период времени) после выздоровления.

Существенное негативное воздействие оказывает социальный детерминант. Менее влияет неблагоприятное финансовое положение, более – отрицательная эмоциональная среда, окружающая малышей в детских учреждениях либо семье. Крохи, недополучающие родительского внимания, растущих в различных воспитательных учреждениях, запаздывают в созревании в среднем на полтора года в сравнении с их ровесниками.

Также можно выделить следующие причины ретардации: неправильное питание, перенасыщенное различными красителями, добавками, ароматизаторами, неблагоприятная экологическая среда, солнечная инсоляция, радиация, большое количество гетеролокальных брачных союзов (супруги проживают далеко географически друг от друга).

Таким образом, ретардация детей, независимо от факторов, детерминирующих её возникновение, может сказываться и на скорости психического созревания и на сроках физического.

Лечение

Лечение и коррекция белково-энергетической недостаточности подразумевают оказание нутритивной поддержки, которая может быть как медикаментозной, так и немедикаментозной. Она направлена на восстановление баланса жиров, белков, углеводов и микроэлементов в организме, что в свою очередь способствует набору массы тела и восстановлению всех обменных процессов в организме.

Медикаментозное. Оно неразрывно связано с диетотерапией и некоторыми изменениями в образе жизни. Питательные вещества при медикаментозном лечении поступают с лекарственными растворами, также используются препараты, направленные на улучшение работы внутренних органов и систем организма, среди которых: ферментные препараты, витамины, антибиотики, пробиотики, препараты железа, препараты для восполнения дефицита гормонов щитовидной железы, глюкокортикоиды, иммунологические препараты, плазмозамещающие препараты, растворы аминокислот, жировые эмульсии, раствор глюкозы и другие.

Немедикаментозное. Такой способ лечения складывается из двух основных составляющих:

  • образа жизни. Необходимо соблюдать оптимальный режим сна, помещение должно регулярно проветриваться, в нем должно быть много света. Обязательно нужно проводить влажную уборку (желательно – два раза в сутки). Температура в помещении должна быть на уровне +25–26 °С;
  • диетотерапии. Врач подбирает оптимальный режим питания, в котором учитываются все потребности организма. Для более эффективного поступления питательных веществ или в случаях, когда нет возможности употреблять обычные продукты, назначают специальные питательные смеси, в том числе Nutrien. Их особенность заключается в полностью сбалансированном составе с повышенной энергетической ценностью при малом объеме употребления. Смесь можно употреблять как самостоятельно через трубочку, так и вводить через зонд.

Тяжелые стадии белково-энергетической недостаточности проще предотвратить, чем лечить. Но даже если такое произошло, переживать не стоит. Современные подходы к нутритивной поддержке помогают в короткие сроки достигнуть положительной динамики, главное – придерживаться рекомендаций врача и для диеты использовать только проверенные питательные смеси, в числе которых и Nutrien.

Признаки ретардации

Рассматриваемое явление играет основополагающую роль при определении готовности малышей к образовательному процессу, поскольку именно его психофизиологическая зрелость обуславливает дальнейшую школьную успеваемость и взаимоотношения с ровесниками.

Данное нарушение и интересует учёных, прежде всего, по причине важности решения проблемы школьной сформированности детей

Так как количество ретардированных малышей внутри определённых возрастных подгрупп порой достигает 20 %, а иногда и 40%, что необходимо принимать во внимание при поступлении отпрысков в школу

Выявление степени незрелости детей, поступающих в образовательное учреждение, поможет своевременно сформировать специальные классы для малышей, запаздывающих в созревании. Поскольку успешное обучение таких деток возможно исключительно при наличии надлежащей учебно-воспитательной деятельности.

Иногда с целью предотвращения возможных разладов здоровья ретардированных малышей целесообразно временно отсрочить зачисление их в школу.

По смыслу рассматриваемый термин частично соответствует понятию «инфантилизм». Однако ретардация подразумевает, что по прошествии времени запоздание может быть устранено, а при большинстве вариаций инфанти­лизма сохраняются определенные его проявления даже у взрослых. Также, ретардация может включать и задержку интеллектуального созревания, чего при инфантилизме не наблюдается.

Признаки анализируемого сбоя заключаются в повышенной внушаемости малышей, несамостоятельности, легкомысленности, ослабленности чувства долга.

Частичная психическая ретардация обнаруживается синдромами невропатии, несформированностью некоторых психических процессов, например, речи, внимания, психомоторики, пространственного восприятия, запаздыванием формирования умения читать, навыков счета, письма, эмоциональной неразвитостью.

Клиника тотального психического запоздания проявляется общим недоразвитием психических процессов. Примеры ретардации детей наблюдаются при ЗПР и олигофрении. При этом ЗПР встречается намного чаще, нежели олигофрения. Поскольку не является необратимой психической незрелостью, а представляет собой лишь замедление скорости созревания, обнаруживающееся чаще при начале учебной деятельности и выражающееся ограниченностью представлений, недостаточностью багажа знаний, незрелостью интеллектуальной деятельности, превалировании игровых интересов. Малыши с ЗПР в отличие от их собратьев, страдающих олигофренией, довольно сообразительны в рубежах имеющихся знаний, более производительны при использовании помощи.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Как выявить признаки ретардации на ранних этапах развития ребенка?

С психической ретардацией у ребенка могут столкнуться абсолютно любые родители. Стоит бить тревогу, если у ребенка есть следующие признаки:


Фото автора Sharefaith: Pexels

  • Задержка навыков и интеллекта;
  • Задержка речевого развития или полное отсутствие речи;
  • Отсутствие интереса к общению со взрослыми и сверстниками;
  • Привязанность к неодушевленным предметам;
  • Нарушения координации и моторики;
  • Эмоциональная незрелость;
  • Нарушения сна, аппетита;
  • Отсутствие реакции на физический дискомфорт;
  • Специфические привычки;
  • «Полевое» поведение.

При каких-либо признаках стоит обратиться к следующим специалистам: неврологу, психиатру, коррекционному психологу, дефектологу.

Этиология нарушений

Под этиологией понимают не только причины возникновения тех или иных нарушений, но и условия, которые способствуют их появлению. Так, экзогенные вредности в зависимости от наслед­ственной предрасположенности, определяющей чувствительность мозговых структур к тем или иным воздействиям, могут привести к разным по тяжести отклонениям в развитии. Совпадение во време­ни различных влияний также приводит к неодинаковым конечным результатам. Среди причин, вызывающих ухудшение психического здоровья детей, на первом месте стоит поражение центральной нервной системы различной степени тяжести, на втором — хрони­ческие соматические заболевания.

Что это

Летаргия (летаргический сон) — болезненное состояние, характеризующееся отсутствием сознания при сохранении основных жизненно важных функций (дыхание, сердцебиение). Термин летаргия происходит от древне-греческого λήθη — «забвение», и ἀργία — «бездействие». Когда мы слышим термин «летаргический сон», в нашем представлении возникает картинка, когда некий человек засыпает и его не могут разбудить длительное время, недели или даже месяцы. Все мы в детстве слышали страшилку, когда кто-то, когда-то заснул летаргическим сном и его похоронили заживо, а потом спустя время он проснулся в своей могиле. Широкое распространение получила версия, что великий писатель Н.В.Гоголь очень боялся этого состояния и опасался быть погребенным заживо. В этой статье разбираем, что же представляет собой летаргический сон с точки зрения психиатрии и существует ли он на самом деле.

История

Сам термин «летаргия» использовал еще Гиппократ и означал он «вялость, забвение и чрезмерную сонливость», которые имели неблагоприятный прогноз и не подлежали излечению в то время. В медицине термин «lethargy» буквально переводится как «слабость» и расценивается как реакция человека на переутомление, перенапряжение и недостаток сна. 

Летаргический сон не стоит путать с комой, которая является угрожающим жизни состоянием и протекает с угнетением сознания, жизненно важных функций, таких как частота сердечных сокращений, АД и дыхание и возникает, как осложнение серьезных заболеваний.

Примеры

На текущий момент, все случаи летаргического сна, описанные и получившие известность, попадали в поле зрения психиатров и имеют отношение к психиатрии.  Ниже представлены самые известные из них:

  1. Кататонический ступор. Академиком И.П.Павловым, был описан случай одного пациента, который 22 года пролежал в отделении психиатрической больницы в полусонном состоянии без движения и затем пришел в себя, стал двигаться и говорить.Скорее всего, это был приступ кататонической формы шизофрении, которая возникает в психиатрии нечасто и характеризуется подобными проявлениями кататонического ступора или, напротив, возбуждения.
  2. Истерический транс или спячка. Истории Белоснежки и спящей красавицы можно отнести к этой категории расстройств, когда патологическая сонливость возникает на фоне психотравмирующей ситуации и проходит на фоне благополучного разрешения (придет принц и разбудит и т.д.).  В общих чертах, подобные состояния расцениваются как бодрствование с угнетением психической деятельности, когда для благоприятного исхода необходим выход из психотравмирующей ситуации.
  3. Эпидемический (летаргический) энцефалит. В 1917-1927 годах в мире разразилась эпидемия «сонной болезни», которую впоследствии назвали эпидемический энцефалит. По подсчетам, отмечалось от 52 до 100 тысяч заболевших, у которых наряду с патологической сонливостью (недели и месяцы) отмечались также лихорадка, нарушения зрения, гиперкинезы  и даже делириозные включения. Интересно, что возбудитель заболевания так и не был установлен. Эпидемия самопроизвольно прекратилась в 1927 году. Сейчас встречаются редкие, единичные случаи этого заболевания и по-прежнему его причина неясна. Благодаря этой эпидемии австрийским ученым Эриксоном были открыты центры сна и бодрствования в головном мозге.
  4. Синдром Клейне-Левина (или «спящей красавицы») еще одна загадочная патология, которая относится к категории редких заболеваний. Болезнь поражает молодых людей, преимущественно мальчиков. Без видимых причин, подростки впадают в сонливое состояние, могут спать целыми днями, практически ничего не есть, пока их не разбудят и не накормят и так может продолжаться до нескольких месяцев. Затем они внезапно просыпаются,входят в обычный режим и на протяжении жизни никаких особенностей за ними больше не наблюдается. Распространенность заболевания около 1 случая на 1,5 миллиона населения, т.е это очень редкая патология.
  5. Гиперсомния и нарколепсия — это еще два термина, которые относятся к нарушениям сна, но к классическому летаргическому сну отношения не имеют.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что явление летаргического сна относится к психическим расстройствам и за каждым случаем стоит отдельное заболевание или расстройство. Но мы можем быть абсолютно спокойны, частота встречаемости его очень низкая и современная медицина никогда не перепутает спящего человека с мертвым, так что ситуация, что кого-то могут похоронить заживо, попросту невозможна.

n1.doc

  1    

I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИОбщебиологические законы физического развития детей и основные закономерности роста и развития организма.1 развитие мускулатуры 2 состояние осанки3 половое развитие4 морфо-функциональные и психологические ускорение темпов развития организмапо сравнению с предшествующим поколением возрастной периодизацией1 паспортный возрастсистемогенезом 7. 2 плодный2 пубертатный16-20 летгармоничность, надежность, гетерохронность1 морфологические, функциональныеи психологические (в)(б)(а)филиппинский тест1 биологического возрастагетерохронностисостояние осанкиразвитие костно-мышечной системыполовое развитие(в)(б)(а)гетерохронностью .П.К.Анохинпаспорным данным наличием репродуктивной системы.метод функциональных нагрузоканатомией . пренатальным3.гормоничностью (а)(с)1 состояние здоровьягиподинамией .

      1. 4 16-21

второе детство3дублирования, пластичности, избыточности1 резервного объема выдоха 2 дыхательного объема3 резервного объема вдоха1 ягодицами 2 пятками3 межлопаточной областью. плодный экскурсию грудной клеткипервый год жизни1 возраста 2 половой принадлежности3состояния здоровья2 пубертатный3 паспортный3 гетерохронности1дать общую оценку состояниюфизического развития 4 соответствие физиологических возможностей организма требованиям,предъявляемым окружающей средой4 тест Керна в модификации Ирасеканабрал более 10 балловза тест Керна-Ирасека3хронологический возрастфизиологиейонтогенезомпо уровню психического ифизического развитиякоординационным способностяммышечная сила кистиполовыми гормонами3 возрастной физиологией3.темб голоса 4. особенности волосяного покрова3 после 4-5 лет 3непрерывно в течение всего онтогенезавозраста1 без одежды 2 без обуви3натощак утром1 степенью созревания морфофункциональныхи психофизиологических качеств индивида3 в определенном возрасте2 мышечную силу1 увеличение массы теластарческого (в)(б)(а)гетерохронностипозже созревают мелкие мышцыгармоничность, надежность, гетерохронностьплодный

  1. препубертатный 4 постпубертатный

1.зрительная область коры больших полушариймелкие мышцыпоследовательный ( гетерохронный2-3 месяцасенситивными 2 замедленноеобщение со взрослымидошкольный становую силужизненную емкость легких5 экскурсию грудной клетки2 второй4 раздражимость2 способность к адаптации1 генотип1 состояние здоровьяраньше созревают крупные мышцысенсорнообогащенная средаполовые железыстановления коммуникативного поведениясоматической зрелостинаследственностьфункциональных возможностей клетоку стареющих людей4 очень низкий1 биохимический1 физическую (соматическую3 психологическую5социальную4 ускоренное развитие по сравнениюс предшествующим поколением1 пубертатноммолекулярном ассимиляция300-500 гр.4 рибосомах1 гомеостазнаследственностьобменом веществ1. жидкостный2 антитела1 дощкольном 4. нервная, эндокринная, иммуннаяоднократное воздействие закаливающих факторов3искусственным активным3 костная зрелость4 гомеостаз3 внешние половые признаки2 мышечная сила кисти4 жидкостный1 соматической зрелоститорможение развития нервнойной системы системысенситивными . социального2 после перенесенного инфекционного заболеванияв период второго детствафункциональных возможностей клетокII СЕНСОРНЫЕ ФУНКЦИИАнатомия , физиология сенсорных систем.радужной оболочке глазного яблокаглаз вкусовой зрачок улиткаадаптация2 подросткампри близорукости3 зрительногохрусталик1 среднее и внутреннее ухо3 наружной оболочки ( склеры)повышении порога слуховой чувствительности 1 близорукостьраздражению слуховых рецепторов1 высокой эластичностью хрусталика2 изменении работы сердечнососудистой системыроговицы мышечное веретено1 у новорожденных2 сетчатка4 воздухом2 сетчаткеслуховой 3 последействие4рецепторный.колбочкиулитке внутреннего уха3малыми размерами глазного яблокарецепторного, проводниковогокорковогопалочки и колбочки.височной4.коэффициент аэрациикорковыйзатылочной внутреннем ухеза сетчаткойвисочной области коры больших полушарийресничной мышцы сосудистой оболочки глазного яблока изменение кривизны хрусталика2 дальнозоркостикортиев орган2 температурный режимучебной комнатысетчатке висцеральногокортиев органчтение в транспорте2 висцерального  1    

I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Причины акселерации

Чтобы понять, что такое ретардация, необходимо выяснить причины развития противоположного ей явления, то есть установить биологические механизмы акселерации. Условно причины ускоренного роста и развития можно поделить на три основные группы:

1. Гипотезы физико-химического характера. К ним можно отнести теорию Коха, который считал, что современные дети подвергаются более сильному воздействию ультрафиолетовых лучей, являющихся стимулятором роста. Но все-таки более распространенной, подтвержденной многими исследователями, является гипотеза о влиянии отходов промышленного производства на рост детей.

2. Гипотеза влияния на рост и развитие ребенка социальных условий, в частности, улучшения питания, медицинского обслуживания и условий городской жизни. По мнению исследователей, все перечисленные факторы также могут стимулирующе воздействовать на физическое развитие.

3. Гипотеза, в соответствии с которой акселерация – это результат циклических биологических изменений гетерозиса и прочих явлений. Эффект гетерозиса можно объяснить широкой миграцией современного населения и ростом численности смешанных браков. Потомство при этом с каждым поколением становится все более развитым в физическом плане.

Правильно будет согласиться со всеми тремя гипотезами, так как многие авторы считают причиной акселерации влияние ряда факторов, при этом в разное время и в разных местах основополагающими являются различные обстоятельства.

Основные виды психического дизонтогенеза

Одной из первых научных технологий отклоняющегося разви­тия можно считать классификацию, предложенную Л.С.Выгот­ским (текст 4).

–––––––––––––-

1 Защитные механизмы личности — это специфические способы восприятия событий, своего рода «маневры», к которым прибегает человек для смягчения неприятных переживаний и удержания их вне сознания.

Текст 4. Три типа дефекта

«Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выпол­няющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств), ответный, или рабочий, аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами, железами) и центральная нервная сис тема. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на разви тие ребенка и его воспитание. Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринима ющих органов (слепота, глухота, слеп о глухота), повреждение или не достаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недо статок или повреждение центральной нервной системы (слабоумие)» (Т. 5.-С. 181-182.)

В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложен ной В.В.Лебединским, лежат представления отечественных и за рубежных ученых (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалева Л.Каннер) об основных направлениях качественно несводимым друг к другу нарушений психического развития человека:

ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или при остановка всех сторон психического развития или преимуществен но отдельных компонентов;

дисфункция созревания1связана с морфофункциональной воз растной незрелостью центральной нервной системы и взаимодей ствием незрелых структур и функций головного мозга с неблаго приятными факторами внешней среды;

поврежденное развитие- изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;

асинхрония (искаженное развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

–––––––––––––––

1 Дисфункция созревания — тип развития, занимающий промежув точное положение между собственно отклоняющимся развитием и нормальным онтогенезом. В рамках нормального типичного онтогенеза у правшей часть из них демонстрирует незрелость отдельных психических функций, что препятствует овладению сложными интегративными формами психической деятельности (пись мо, чтение, произвольная регуляция деятельности). То же самое можно отнести к атипичному психическому развитию у левшей.

общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различ­ной степени тяжести), задержанное развитие (задержка психического развития).

Классификация видов психического дизонтогенеза В.В.Лебединского.

Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию со зревания:

Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения:

– поврежденное развитие (органическая деменция),

– дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных си­стем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, раз­витие в условиях хронических соматических заболеваний).

Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых на­рушений1:

– искаженное развитие (ранний детский аутизм),

– дисгармоническое развитие (психопатии).

В последние годы все больше появляется детей с так называе­мыми сложными недостатками в развитии, у которых имеется со­четание двух и более направлений отклоняющегося развития (слепоглухие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных си­стем, имеющие одновременно первичные нарушения интеллек­туального развития по типу умственной отсталости или задержки развития и т.п.), что дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недо­статками развития». Фактически сейчас все больше можно гово­рить лишь о преобладании ведущей линии в дизонтогенезе ре­бенка.

Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с. С. 29-37.

Причины

После нововведений в медицинскую практику, относящихся к проведению измерений и сбора антропометрических данных, учёные начали регистрировать и фиксировать явления акселерации. При этом они обнаружили закономерность, связанную с увеличением скорости роста и более ранним наступлением пубертатного периода у детей. Такое явление учёные стали именовать акселерацией, поскольку в дословном переводе это слово означает ускорение.

Процесс акселерации затронул всю территорию земного шара.

Также учёные отметили и ускорение темпов биологического созревания, о чём свидетельствует, например, более раннее прорезывание зубов.

Помимо того, существует воззрение, что в дальнейшем эскалация процессов акселерации будет наблюдаться в африканских государствах. При этом сегодня в большинстве стран отмечается резкое снижение темпов созревания и скорости роста.

Акселерация роста и развития имеет следующие причины: смешанные браки, миграционные процессы, урбанизация, поменявшиеся биологические ритмы существования, изменение рациона (так в 1812 году в среднем на одного индивида приходилось 14 кг мяса в год, в 1933 – 33 кг, в 1980 году – 60 кг); изменившейся температурный режим (современное отопление поддерживает температуру неизменной), гипервитаминозы (чрезмерное потребление витаминов, что ускоряет биохимические процессы), блага цивилизации, например, электричество, телевидение вследствие своего раздражающего воздействия и поддержания возбуждения в нервной системе, стимулируют созревание и рост, наследственные факторы.

Также, помимо выше перечисленных факторов, учёными выдвинуто ряд теорий, объясняющих возможные причины, спровоцировавшие появление описываемого явления.

Теория физико-химического воздействия объясняет возникновение данного явления влиянием радиоволновой, солнечной радиации, магнитного поля, космической радиации, экологической обстановкой, обусловленной высокой концентрацией углекислоты, спровоцированной ростом производства.

Теории факторов условий бытия объясняют данное явление алиментарными и нутритивными причинами, избыточной информацией, социальными факторами.

Акселерация развития детей и подростков может быть генетически обусловленной, например, наступать вследствие циклических биологических трансформаций, смешения популяций (гетерозис).

Возможно ли лечение окислительного стресса?

Лечение оксидативного стресса сводится к сокращению вредных воздействий на человека и приему антиоксидантных комплексов. К сожалению, человек не всегда может кардинально изменить свой образ жизни (например, переехать в место с более благоприятной экологической обстановкой, питаться фермерскими продуктами, отказаться от автомобиля). Однако прием комплексов антиоксидантов доступен каждому.

Антиоксиданты – это вещества, которые «связывают», нейтрализуют свободные радикалы. Многие антиоксиданты имеют природное происхождение. Разные антиоксиданты «работают» в разных органах и тканях, поэтому желательно принимать именно комплекс, а не какой-то один из них.

Список самых мощных природных антиоксидантов для борьбы с окислительным стрессом:

Рутин отвечает за здоровье капилляров и сосудов, поддерживает их эластичность.
Коэнзим Q10 особенно активно работает в сердце, мышцах, коже, а также органах репродуктивной системы

Важно, что он восстанавливает активность других антиоксидантов.
Ликопин особенно важен для мужской репродуктивной системы. Он также восстанавливает процессы выработки энергии, которые нарушаются при окислительном стрессе.
Витамин C оберегает от свободных радикалов сосуды, клетки крови, иммунитета.
Витамин E защищает от окислительного стресса сперматозоиды и яйцеклетки, мембраны клеток.
Бета-каротин нужен для половых органов, сетчатки глаз, кожи.. Хорошо себя зарекомендовал комплекс антиоксидантов Синергин, в состав которого входят все перечисленные выше компоненты (подробнее о продукте можно узнать здесь)

Хорошо себя зарекомендовал комплекс антиоксидантов Синергин, в состав которого входят все перечисленные выше компоненты (подробнее о продукте можно узнать здесь).

НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕКЛАМОЙ. МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ УЧАСТИИЭКСПЕРТОВ.

Одаренные дети и особенности их социальной адаптации

Одаренные дети — дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность диагностируют по темпу умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей, в области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным развитием ребенка и выраженностью более специальных способностей. Становление индивидуально-психологических особенностей зависит от врожденных задатков, окружающей среды и от характера деятельности.

Особенности психического развития ярко проявляются в одаренности, успешности.
Итак, один ребенок сразу запоминает длинное стихотворение, другой — легко складывает в уме пятизначные числа, третий — высказывает мысли, достойные философа. Родители и учителя довольно часто наблюдают проявления ранних и ярких способностей, быстрый темп усвоения знаний, неистощимость в занятиях любимым делом.

Детская и школьная одаренность неоднократно становилась предметом дискуссий ученых и учителей. На одном из таких обсуждений А.В. Петровский отмечал, что одаренность детей была всегда, но на фоне научно-технических достижений, интеллектуального, художественного и физического развития блеск «вундеркиндов» как бы потускнел, но яркие проявления детской одаренности по-прежнему существуют. А.В. Петровский подчеркивал, что, как правило, такие дети легко переносят ускоренное, бурное развитие своих способностей, и, объясняется это тем, что на решение задач, стоящих перед ними они затрачивают меньше сил. И еще нельзя забывать о положительных эмоциях от успеха, чем прекрасно компенсирует энергетические затраты. И еще в чем выразилась озабоченность А.В. Петровского — поддерживая проявления ярких способностей, нельзя упускать из виду формирование личности.

Н. Лейтес, который больше исследовал одаренных интеллектуалов, отмечая, что истоки этого феномена надо искать в возможностях детства. У каждого нормального ребенка обязательно бывают периоды, когда он делает, казалось бы, необычайные успехи. Так, отмечает Н. Лейтес, что все малыши очень чутки к иностранным языкам. Для детства характерна также удивительная сила воображения. К сожалению, по мере взросления большинство одаренных детей позволяют догнать себя в развитии. Но бывает, что столь необычный жизненный старт как бы продолжается в больших успехах и достижениях. Н Лейтес подчеркивал, что надо стремиться, чтобы каждый ребенок проявил себя как можно ярче в раннем детстве. Н

Лейтес заметил одно важное обстоятельство в развитии одаренности, выделяя как бы рубеж между неодаренностью и одаренностью — потребность реализовать себя

Он обращал внимание на то, что побудительная сила такой потребности отличает истинно одаренного и талантливого, и что это важно поощрять

Л. Венгер, участвуя в дискуссии, в развитии одаренности многое связывал с возможностями формирования личности каждого ребенка, а генетическую предопределенность видел только в темпах усвоения умений, знаний.
Изучение одаренности имеет длительную историю и, тем не менее, терминология еще не вполне установилась и имеет несколько различных значений. Указывая на одаренность человека, говорят о наследственных предпосылках, о высоком уровне умственного развития и многих других особенностях.

Воспользуемся термином «одаренность» в наиболее употребительном его значении, имея в виду высокий уровень развития способностей, любых — общих и специальных. У некоторых детей и взрослых уровень способностей значительно отличается от среднего. Их называют очень способными и одаренными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: