Метод обучения в исследовательском образовании
Данная публикация продолжает серию статей автора, посвященных теории исследовательского обучения. В ней дается эпистемо-дидактическая характеристика метода обучения в исследовательском образовании. Основой анализа является теория и практика метода научных исследований, который был разработан и реализован автором в системе исследовательского обучения программы «Шаг в будущее». Показано принципиальное отличие метода исследовательского обучения от традиционного обучения, использующего метод проектов в качестве познавательного инструмента. Определены педагогическая, эпистемо-психологическая и онтологическая задачи метода исследовательского обучения, его психосоциальная и эпистемо-дидактическая основы. Обоснована познавательная неалгоритмизируемость обучения, опирающегося на исследовательскую деятельность, и рассмотрена проблема формирования научной методичности мышления. Показана способность исследовательского метода формировать систему обучения.
Сущность и значение исследовательского метода в учебном процессе
Исследовательский метод основывается на поэтапном логическом мышлении. Предполагается, что процесс исследования проходит в несколько стадий:
- Процесс наблюдения за объектами, процесса и явлениями и постановка проблемы.
- Предварительные вывода, возможные решения проблем на основе наблюдаемых фактов и событий.
- Проведение аналитических мероприятий и исследования, сделанных предположений и выбор одного из них, максимально подходящего для решения, поставленной учебно-воспитательной задачи.
- Заключительный этап проверки выбранной гипотезы и ее окончательное утверждение.
Такая структура исследовательского процесса свидетельствует о том, что, посредством применения исследовательского метода в обучении, происходит формирование умозаключений, сделанных от определенных фактов, которые были самостоятельно рассмотрены и исследованы учащимися.
Исследовательский метод предполагает обширную педагогическую работу, направленную на ознакомление учащихся с приемами самостоятельной работы с различными фактами, объектами окружающего мира, их изучение и обоснование. В задачу учащегося не входит простое наблюдение. Оно должно сопровождаться логическим мыслительным процессом, на основании которого будут сделаны грамотные выводы и разработаны варианты решения, поставленных вопросов и проблем по определенной учебной теме, дисциплине, направлению деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Исследовательский метод в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Применение исследовательского метода ориентировано на обдумывающее наблюдение. Дети должны научится запоминать увиденные факты и воплощать их на практике, посредством словесного описания, графической прорисовки, построении схемы или модели. На основании увиденного и зафиксированного, учащиеся делают самостоятельные выводы, что развивает их мыслительную деятельность, формирует запас простых обобщений, развивает навыки построения точного, логически обоснованного знания.
Применение исследовательского метода зависит от конкретной учебной дисциплины. Не возможно применять его по единой схеме для каждого учебного предмета. Естественно, что существуют принципы и правила применения исследовательского метода в обучении, но для каждого направления деятельности он имеет свои нюансы.
Сущность исследовательского метода заключается в постановке обучающимися проблемного вопроса, который имеет форму исследовательских заданий и требует самостоятельного разрешения на основе применения креативного мышления и творческого подхода.
Рисунок 2. Исследовательский метод в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Целевое и функциональное назначение исследовательского метода в обучении
Основным целевым назначением применения исследовательского метода является его сущностное значение т.е. развитие у учащихся навыков определения проблемных моментов и ситуаций, самостоятельной постановки задач обучения и поиска путей их достижения.
Помимо общей целей можно выделить ряд частных, на которые ориентируется использование исследовательского метода в отдельных направлениях учебно-воспитательной работы. К ним относятся следующие цели:
- Приобщение учащихся к порядку и процессу формирования нового научного знания.
- Изучение и овладение креативными разновидностями познавательной деятельности.
- Развитие навыков применения в учебном процесс различных информационных источников: учебной, нормативной, методической литературы, исторического научного опыта, данных статистики, интернет-ресурсов.
- Формирование навыков пользования компьютерной техникой и технологиями, программными продуктами.
- Формирование способности к выражению своих идей, мыслей, навыков отстаивания своей точки зрения, своих целей и установок.
Применение исследовательского метода в процессе обучения не устраняет ведущую роль педагога в его организации. Педагог занимается подготовкой исследовательского процесса, планирует и прогнозирует прохождение каждой стадии этой работы. Помимо этого, исследовательская методика требует от педагога глубокого знания предметной области изучения и регулярного повышения своей квалификации. Необходимо интересоваться научными новостями, развивать свои познания в области применения нестандартных научных методик, уметь применять рационализаторский подход в работе, находить новаторские решения педагогических задач и передавать свои знания учащимся.
Кроме того, педагог приобщает учащихся к постановке целей исследования, выработке задач, знакомит с правилами выбора оборудования, которое будет использовано в ходе исследования, правилами его использования и порядком экспериментальных действий.
Функциональное значение исследовательского метода заключается в том, что он:
- Способствует воспитанию познавательной активности учащихся;
- Развивает стремление к процессу обучения, раскрытию своих творческих задатков;
- Формирует положительное отношение к учебно-познавательной деятельности;
- Развивает у учащихся обширные и глубокие знания в различных научных направлениях и позволяет находить пути их действенного практического применения;
- Активизирует мыслительную работу и развивает интеллектуальные навыки учащихся;
- Способствует освоению учащимися методов научного познания;
- Формирует навыки самостоятельности в познавательной сфере деятельности.
Разнообразие активных способов получения знаний
В процессе обучения происходит постоянная взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся. Ее осуществление возможно при использовании определенного способа или метода получения знаний.
Педагогической науке доподлинно известно, что развитие ученика невозможно без его включения в самостоятельную деятельность, которая предполагает собой решение поставленных перед ребенком проблем. Именно эту задачу выполняют исследовательский и эвристический методы обучения, которые предполагают поисковый характер работы детей. Способность к подобной деятельности рассматривается в довольно широких пределах, подразделяясь на такие направления:
- проблемно-поисковое изложение;
- активные способы;
- проектные методы и т.д.
Еще термины по предмету «Педагогика»
Обучение «закрытое»
традиционная форма организации процесса обучения, характеризующаяся полной обусловленностью деятельности обучающихся учебным учреждением.
Цифровое образование
образовательная деятельность, в которой ключевыми факторами являются данные в цифровом формате, обработка, обмен и результаты анализа которых, позволяют достичь конкретной личности качественно новых результатов образования в конкретной жизненной ситуации.
-
Метод обучения
-
Методы обучения
-
Обучение пользованию библиотекой, исследовательский подход
-
Поисково-исследовательская (задачная) система обучения
-
Аналитические методы обучения
-
Синтетические методы обучения
-
Методы музыкального обучения
-
Активные методы обучения
-
Методы репродуктивного обучения
-
Ротация (как метод профессионального обучения)
-
Методы контроля и самоконтроля в обучении
-
Методы объяснительно-иллюстративного обучения
-
Исследовательский проект
-
Исследовательская проблема
-
Исследовательская специальность
-
Исследовательское задание
-
Исследовательский прием
-
Исследовательское поведение
-
Исследовательский реактор
-
Исследовательские испытания
Найдено научных статей по теме — 15
Метод проектов как основа организации исследовательского обучения
Гаврилова М. А.
В статье с современных позиций рассматривается метод проектов. Предлагается его определение, выделяются достоинства и недостатки с точки зрения организации исследовательского обучения.
Исследовательский метод обучения и здоровьесбережение младшего школьника
Румянцева Людмила Николаевна
В статье формирование исследовательских способностей ре бенка рассматривается как важнейший образовательный ресурс здоровьесбережения.
Исследовательский метод обучения и здоровьесбережение младшего школьника
Румянцева Людмила Николаевна
В статье исследуется деятельность ученика при открытии в себе личности как “Я-знания”. Отображается в деятельности учащегося как гипотетическое мышление. При этом учитывается не только метод и прием обучения, но и его содержание.
Опыт внедрения исследовательского метода обученияв лабораторный практикум
Кучеренко Лилия Владимировна, Слабженникова Ирина Михайловна
Статья посвящена необходимости повышения уровня способности к саморазвитию и самообразованию будущих специалистов.
Исследовательский подход в обучении младшего школьника (метод проектирования)
Сабирова Эльвира Гильфановна
В статье исследовательская деятельность (метод проектирования) ребенка рассматривается как особое направление учебной и внеклассной работы, ориентированной на развитие исследователь-ской, творческой активности детей.
Использование исследовательских методов в процессе обучения иностранному языку
Разенкова Татьяна Петровна
Концепция одаренности является ключевой концепцией Академического лицея. Для развития одаренности необходимо создавать творческое поле, в котором личность будет иметь возможность для самореализации и самоутверждения.
Исследовательский метод обучения эффективный способ развития творчества учащихся
Лукьянова Татьяна Сергеевна
Российскому обществу в настоящее время нужны высоко нравственные, хорошо образованные, предприимчивые люди с креативным типом мышления.
Использование исследовательского метода обучения в проектной деятельности учащихся
Ильина Лидия Басильевна
В данной статье автор делиться собственным многолетним опытом по использованию новых форм уроков, инновационных технологий и методов преподавания, которые применяются им уже на протяжении более двадцати лет и носят системный харак
Проблемное изложение
Метод проблемного изложения считается переходной стадией от исполнительской работы к творческой. Поначалу учащиеся еще не способны без помощи других решать проблемные задачи, поэтому учитель показывает пример решения проблемы, излагая его путь от начала до конца. И хотя учащиеся при этом не являются полноправными соучастниками процесса, а только лишь наблюдателями хода рассуждений, они получают превосходный урок разрешения познавательных трудностей.
Проблемное изложение может осуществляться в двух аспектах: когда учитель сам или при помощи технических средств демонстрирует логику поиска решения трудности или же раскрывает систему доказательств истины сообщаемых знаний, предоставляя конечное решение рассматриваемого вопроса. В обоих случаях проблемного изложения учителем дети наблюдают за логикой изложения и по необходимости задают вопросы.
Общая структура проблемного изложения выражается в следующих пунктах: постановка проблемы, план решения, сам процесс решения, доказательность его правильности, раскрытие ценности решения для последующего развития познавательной деятельности.
Метод проблемного изложения имеет цель продемонстрировать учащимся сложный путь познания, движения к истине. При этом педагог сам ставит проблему, конкретно ее формулируя перед учащимися, и непосредственно сам ее решает. Дети смотрят за ходом рассуждений, осмысливают и запоминают, получая пример научного размышления.
Активное обучение
Под таким получением знаний понимают методы, с помощью которых происходит мотивация учеников к мыслительной и практической деятельности для овладения ими учебного материала. В таком случае преподаватель также не производит изложение готовых знаний на их запоминание и дальнейшее воспроизведение. Он побуждает школьников самостоятельно добывать умения во время проводимой им практической и мыслительной деятельности.
Для активных методов обучения характерно то, что в их основе лежит мотивация к получению знаний, без которой невозможно движение вперед. Возникли подобные педагогические способы в связи с тем, что перед образовательной системой общество стало ставить новые задачи. На сегодняшний день школы должны обеспечить формирование у молодежи познавательных способностей и интересов, творческого мышления, а также навыков и умений к самостоятельному ведению труда. Появление подобных задач стало следствием бурного развития информационного потока. И если в прежние времена полученные в системе образования знания могли служить людям долго, то сейчас они требуют постоянного обновления.
Исследовательский метод активного обучения обладает различными формами. Среди них: