Какими свойствами обладает память человека

Свойства памяти

Объем

Объем памяти — это характеристика, которая определяет максимально возможное количество информации, одновременно сохраняемой памятью.

Точность

Точность — понятие, которое заключается в безошибочном воспроизведении полученной ранее информации (без искажений, потерь, лишних дополнений и т. д.).

Абсолютной точности добиться невозможно, потому что информация в процессе хранения в памяти претерпевает определенное воздействие и объединение с уже имеющимися данными для формирования общего резерва данных. Но чем меньше отклонений (как по форме, так и по содержанию) от исходной информации, тем выше эффективность и точность памяти.

Готовность к воспроизведению

Готовность памяти к воспроизведению — это свойство, которое определяет то, насколько легко и быстро человек может вспомнить нужную информацию. Оно зависит от особенностей и типа высшей нервной деятельности человека, силы и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Скорость запоминания

Скорость запоминания — это время, которое требуется для усвоения и закрепления в памяти определенного объема информации.

Длительность

Длительность хранения — это свойство памяти, которое определяет время с момента поступления информации в память до ее сильного искажения или полного исчезновения.

Помехоустойчивость

Помехоустойчивость — способность памяти оказывать сопротивление различным видам внешних и внутренних помех, таких как звуковой шум, посторонние раздражители, потеря информации из-за поступления нового материала и др.

Виды памяти

На основании критерия психической активности выделяют следующие виды памяти:

  1. Образная память представляет собой свойство личности запоминать образы, сформированные при помощи процессов восприятия через сенсорные системы и воспроизводимые в виде представлений. В структуре образной памяти выделяют зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильные виды запоминания;
  2. Двигательная память находит свое отражение в способности запоминать, сохранять и воспроизводить двигательные операции. Указанный вид памяти формирует основу любых двигательных актов и трудовых навыков;
  3. Эмоциональная память – запоминание чувств, эмоций;
  4. Семантическая, словесно-логическая память – запоминание мыслей, идей, концепций, выраженных в вербальной форме.

На основании критерия участия мышления в процессе запоминания информационных данных выделяют логическую и механическую память.

Определение 2

Под механической памятью понимается процесс запоминания и сохранения, основанный на многократном повторении информации без глубокого ее осмысления.

Определение 3

Логическая память основывается на использовании семантических взаимосвязей между запоминаемыми предметами, объектами, явлениями, процессами.

Проблемы и нарушения

Если начались проблемы с процессами запоминания или воспроизведения информации, нельзя относиться к этому легкомысленно. Многие не обращаются в больницу лишь потому, что не знают, какой врач лечит память. Чаще всего это невролог или невропатолог. Но с незначительными нарушениями на первичную консультацию можно прийти к психологу или психотерапевту.

Болезни памяти диагностируются посредством различных лабораторных и инструментальных исследований. Их достаточно трудно дифференцировать друг от друга, так как классификация обширна.

Дисмнезии — количественные нарушения:

  • гипермнезия — запоминание ненужных подробностей;
  • гипомнезия — частичное воспроизведение информации из прошлого;
  • анэкфория — неспособность к произвольному запоминанию;
  • скотомизация — выборочное забывание событий с целью избавиться от боли, которую они причиняют;
  • палимпсесты — выпадение из жизни на время алкогольного опьянения;
  • ретроградная амнезия — забывание событий до какого-то определённого момента;
  • антероградная — забывание событий после определённого момента;
  • конградная — выпадение из жизни на время тяжёлой болезни (комы);
  • антероретроградная — полная потеря памяти;
  • фиксационная — неспособность фиксировать и воспроизводить информацию;
  • прогрессирующая — забывание по направлению от близлежащего момента к дальнему;
  • стационарная — стойкая потеря;
  • регрессирующая — постепенное воспроизведение забытого материала;
  • ретардированная — путаница в хронологии;
  • аффектогенная — из-за нервного срыва;
  • истерическая — забывание отдельных моментов.

Парамнезии — качественные нарушения:

  • псевдореминисценция — отсутствие ощущения временной границы (прошлое воспринимается как настоящее);
  • конфабуляция — ложные воспоминания (замещающие и фантастические);
  • конфабулез — лёгкая форма конфабуляции;
  • криптомнезия — присвоение чужих воспоминаний;
  • эхомнезия — утрированное воспроизведение информации с эмоциональной подоплёкой.

Феномены ложных воспоминаний:

  • жаме вю — знакомое кажется неизвестным;
  • дежа векю — новые события кажутся уже пережитыми;
  • дежа антандю — новые звуки кажутся знакомыми;
  • жаме антандю — привычные звуки кажутся неизвестными;
  • жаме сю — невозможность вспомнить прочно зафиксированный материал.

Классификация Лурии:

  • модально-неспецифические болезни — нарушение слуховых, двигательных, зрительных анализаторов, находящихся глубоко под коркой;
  • модально-специфические — нарушения поверхностных зон анализаторов: акустического, зрительно-пространственного, слухоречевого, двигательного;
  • системно-специфические — нарушения речевых анализаторов.

К нарушениям также относятся:

  • потеря (частичная и полная, внезапная и постепенная, прогрессирующая и регрессирующая);
  • провалы (регрессирующие и прогрессирующие, стационарные и фиксационные).

Каждое из нарушений требует отдельной диагностики и курса лечения.

Психологические процессы в структуре памяти

Возможности запоминания и последующего воспроизведения информации обеспечиваются следующими психологическими операциями:

  1. Запоминание – процесс памяти, обеспечивающий закрепление нового материала. Различают произвольное и непроизвольное, смысловое и механическое, опосредованное и непосредственное запоминание;
  2. Сохранение – процесс, обеспечивающий удержание результатов запоминания на протяжении длительного времени;
  3. Воспроизведение – поэтапный процесс, включающий стадию узнавания объекта, на которой осуществляется сравнение прошлого опыта с актуальным образом; стадию припоминания – активного поиска и добывания необходимого материала из долговременной памяти; на третьей стадии осуществляется репродукция человеком эмоционально-наполненного образа, полное определение образа объекта по всем параметрам;
  4. Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости, уменьшению объемов закрепленного в памяти материала. Данный процесс предупреждает перезагрузку памяти.

Таким образом, память представляет собой психический процесс, обеспечивающий запоминание и сохранение информационных материалов, способствующий личностному развитию, накоплению экзистенциального опыта.

Нарушения

Память в психологии, свойствами которой являются также неконтролируемые события и их последствия, может подвергаться незначительным и серьёзным сбоям:

  • Забывание – удивительно распространённое событие, которое может произойти по ряду причин, включая невозможность вспомнить временной отрезок.
  • Деменция также влияет на мышление, суждения и поведение (болезнь Альцгеймера, прогрессирующий надъядерный паралич, гидроцефалия нормального давления, болезнь Крейцфельдта-Якоба).
  • Инфекции мозга (болезнь Лайма, сифилис или ВИЧ) могут породить полную амнезию.
  • Болезнь Паркинсона или Хантингтона (рассеянный склероз) приводят к разрушению связи между нейронами.

Чтобы выявить на ранней стадии вероятность психических отклонений, нужно провести диагностику.

Методики для развития зрительной памяти

«Фотоаппараты»

Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.

«Найди различия»

Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй — картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.

«Чего не хватает?»

Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.

«Что изменилось?»

Эта игра для группы детей. Одного из них ведущий просит встать и подойти к нему, а остальных — посмотреть на него в течение нескольких секунд и запомнить хорошенько. Ведущий выводит малыша за дверь и что-нибудь меняет в его внешности, не особенно заметное: надевает или снимает украшение, завязывает бантик, расчесывает волосы на другой пробор, просит расстегнуть пуговицу. После чего ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Можно сделать игру командной, присваивать каждой команде баллы за внимательность.

«Опиши соседа»

Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например, в детском саду. Ребятам дают задание — посмотреть на соседа короткое время, отвернуться и по памяти описать его. В свою очередь, сосед делает то же самое. Выигрывает тот, кто назвал больше всего подробностей.

«Таблицы Шульте»

Методика, используемая психологами для определения переключаемости внимания. Ее можно использовать для развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Детям показываются таблички с буквами, цифрами или простыми рисунками, предлагается посмотреть на табличку некоторое время, а затем воспроизвести то, что запомнили.

Виды и типы

Виды памяти отличаются по характеру и деятельности психической активности человека. Типы определяются по особенностям памяти человека.

  1. Двигательная – запоминание происходит за счет механических движений мышечно-двигательного процесса. Мышечная память легко запоминает движения в танце, игре на музыкальных инструментах, спортивные движения, вязание и т.д.
  2. Эмоциональная – напрямую зависит от эмоций и чувств. Она прочнее всех других типов. Опытом запоминаются все эмоциональные события, как хорошие, так и негативные. Это помогает человеку достигать целей на подсознательном уровне. Так как является ярко выраженным толчком к действию.
  3. Словесная – воспроизводит услышанные или произнесенные слова, прочитанное или написанное произведение.
  4. Наглядно-образная – сохраняет и воспроизводит зрительные, двигательные и слуховые образы, а также их качества, действия и обозначения.
  5. Зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая – эти виды сенсорной памяти ответственны за сохранение и воспроизведение зрительных и слуховых образов. Человек с точностью может повторить увиденное событие или услышанное. Также запоминает вкус пищи. Узнает людей, запахи парфюма и тела, музыку и т.д. При прикосновении испытывает удовольствие или отвращение.
  6. Целевая – произвольная и непроизвольная. То, что человек запоминает специально и сознательно называется – произвольной. Правила, дорогу, стихотворение и многое другое. Запоминание образов помимо его воли или случайно увиденных – непроизвольной. Мимо проходящий прохожий может показаться знакомым или мелодия, которую раньше слышал субъект. Вспомнить маршрут и его достопримечательности и т.д.
  7. Сохраненная по времени – кратковременная и долговременная.

Кратковременная – с помощью сенсорных ощущений информация поступает на короткий срок. Человек ее запоминает не более чем на 30 секунд. Это психический процесс ограничивает хранение полученных данных. Как только субъект утрачивает интерес, он сразу забывает. Остаются фрагменты актуальные для него, и они переходят в долгосрочную память.

Долговременная – еще ее называют генетической памятью. Вся информация хранится на подсознательном уровне. Именно она и определяет характер и поведение человека. Является надежной базой хранения информации, при необходимости всплывает в памяти и используется людьми.

Мнемические процессы памяти

Память — это познавательная работа, которая состоит из четырех равных по значению процессов. Сбой на каком-то из этапов ведет к разрушению всей системы. Специалисты выделяют такие мнемические действия в памяти.

Запоминание

Этот процесс отвечает за благополучное усвоение незнакомой информации путем сопоставления с уже знакомыми элементами. Эффективность фиксации зависит от целей, мотиваций и способов проведения процесса.Запоминание бывает:

  • произвольным
  • механическим
  • осмысленным
  • непроизвольным

Хранение

Этот процесс отвечает за удерживание информации в памяти. На физиологическом уровне это установка и укрепление связей в мозге при помощи подкрепления внешними раздражителями.Факторы, способствующие удержанию материала:

  • значимость предмета;
  • понимание сути;
  • применение запомнившегося;
  • частота использования материала.

Воспроизведение

Заключается в актуализации пройденного материала и проходит в три этапа:

  • Узнавание. Происходит путем сравнения прошлого образа и актуального опыта.
  • Поиск идентичности. Выискивание и извлечение из долгосрочной памяти нужного материала.
  • Установление образа. Включение полного и эмоционального насыщенного отображения объекта или действия со всеми параметрами.

Забывание

Данный процесс ведет к утрате четкости образа и уменьшению заполняемого места информацией в долгосрочной памяти, что со временем ведет к трудностям воспроизведения и к удалению полученных знаний.

Основная классификация видов памяти у человека

Мозг построен таким образом, чтобы постоянно оптимизировать свою работу, эффективно расходовать энергию. Часто можно услышать о том, что есть всего два вида памяти у человека. Ученые выделяют больше и для этого создана специальная классификация:

  • По продолжительности сохранения материала. Одна информация нужна нам для выполнения текущих задач, в то время как другая пригодится только для текущей работы. Потому по продолжительности запоминания выделяют оперативную, кратковременную и долговременную память.
  • По характеру психической активности. Мозгу нужно постоянно сохранять большой объем сведений и получает он их не только вербально. Ученые выделяют двигательную, словесно-логическую, эмоциональную и образную память.
  • По характеру целей деятельности. Запоминание может происходить произвольно и непроизвольно.

Так можно описать виды памяти у человека кратко. Каждый требуется в разных ситуациях. Одни позволяют нам получать навыки для выполнения работы, различных видов деятельности. Другие используются как защитные механизмы, которые не позволяют нам нанести вред своему здоровью или повторить одну и ту же ошибку много раз.

Далее мы более подробно ответим на вопрос о том, какие виды памяти имеются у человека и чем они отличаются.

Долговременная память

Нужна нам чтобы хранить информацию на протяжении длительного времени. Именно такая способность к запоминанию помогает взрослым помнить факты из своего прошлого.

Мозг хранит память о многих событиях в нашей жизни. Но именно из-за такого объема данных иногда возникают проблемы с оперативным вспоминанием чего-либо конкретного.

Кратковременная память

Вся информация, которая поступает к нам, изначально попадает именно в кратковременную память. Длительность ее хранения зависит от индивидуальных особенностей человека и обычно составляет от пяти до семи минут.

После того, как время первоначальной обработки прошло, мы либо забываем информацию, либо организм отправляет ее на хранение в долговременную память.

Оперативная память

Многие ошибочно говорят о том, что это наименее продолжительное по времени запоминание информации. На самом деле, оперативная память создана чтобы обслуживать определенные виды действий. Данные могут оставаться в мозге человека на протяжении нескольких дней, если того требует ситуация.

При многократном повторении, действия, зафиксированные в оперативной памяти, также переходят в долговременную.

Двигательная память

При помощи такого механизма человек может запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения. Именно так мы учимся ходить в детстве или выполнять различные действия руками.

Образная память

Направлена на то, чтобы сохранять яркие картины, запахи, вкусы и звуки, которые встречаются нам в жизни. При образном запоминании используется несколько видов памяти:

  • Зрительная.
  • Вкусовая.
  • Осязательная.
  • Слуховая.
  • Обонятельная.

Именно так человек не только формирует картину мира вокруг себя, но и может связать несколько образов. К примеру, глядя на розу мы сразу представляем ее аромат. Это результат того, что несколько форм запоминания работают в связке и создают четкий ассоциативный ряд.

Эмоциональная память

Позволяет нам запоминать наши чувства и эмоции. Это важный механизм, который служит катализатором или тормозом при повторении определенных действий. С раннего возраста человек учится повторять то, что приносит ему удовольствие и остерегаться действий с негативной эмоциональной окраской.

Словесно-логическая память

Содержит мысли человека, существующие с привязкой к нашему языку. Это позволяет разговаривать, формулировать предложения на том языке, который вы выбираете для общения с собеседником.

Как работают законы памяти?

Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.

Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.

Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.

Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.

Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.

Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.

Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.

Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.

Повторение – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.

Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше

Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.

Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.

Дополнительная информация:

  • Как улучшить память — 19 проверенных методик
  • Почему бывает плохая память и что с этим делать?
  • Как восстановить память — 17 способов
  • Как запомнить информацию быстро и надолго?
  • Какие есть упражнения для развития памяти?
  • Тренировка памяти или как научиться запоминать?
  • Что такое воспоминания и как их сохранять?
  • Как развить память и какие есть для этого техники?
  • Какие есть виды памяти человека?

Диагностика

Для диагностики психических и психологических особенностей памяти проводят тестирования:

  • А. Р. Лурия – «заучивание 10 слов». Целью эксперимента является проверка уровня развития памяти.
  • Методика «определения кратковременной памяти» по разработке Г. И. Невельского позволяет определить точность и идентичность запоминаний. В эксперименте лицам даются числа, расположенные хаотично. Их нужно с нужной скоростью воспроизвести устно или письменно.
  • Проверка «зрительной памяти» по методу И. Мельникова подразумевает вычитку рассказа. Испытуемый должен записать слова, которые он запомнил. Таким же образом проводится оценка уровня слуховой памяти.

Провести диагностику можно в Москве в Геронтологическом клиническом центре, в центре психологической диагностики и клинической психиатрической больнице. Процедура может повторяться в зависимости от точности и чистоты эксперимента. Если результаты не были получены, проводится повторное обследование. Стоимость тестирования может варьироваться от 2300 до 8900 руб.

Тренировка зрительной памяти

Так как же развить зрительную память? К счастью, это возможно сделать с помощью специальных тренирующих упражнений и игр на развитие зрительной памяти.

Например, чтобы тренировать зрительную память, можно выполнять такие задания:

Воспользуйтесь картинками «Найди отличия».

Это одно из самых популярных заданий, и в Интернете их встречается множество.

Иногда нам кажется, что это лишь детская забава, но данное упражнение помогает нам обращать внимание на детали, что впоследствии приводит к их лучшему запоминанию

Запоминайте и описывайте внешность людей.

У каждого из нас есть много знакомых. Конечно, мы их узнаем. Но описать полностью их внешность, черты лица вряд ли сможем с первого раза. Попробуйте составить фоторобот или подробно описать хотя бы одного из самых близких Вам людей. Вы увидите, что не так уж это и просто. Но и ничего невозможного тоже нет, пробуйте, а со временем будет получаться все лучше и лучше.

Рисуйте по памяти.

Постарайтесь сделать так, чтобы у Вас всегда под рукой был блокнот с карандашом. Попробуйте в свободные минутки перерисовывать ветки деревьев, карту метро, изгибы на камне… Сначала перерисовывайте, а затем рисуйте по памяти. Старайтесь соблюдать все пропорции и толщину линий. Конечно, рисовать можно все, что угодно. Рисование само по себе является упражнением для развития зрительной памяти

При этом важно не столько умение хорошо изображать, сколько стремление перенести из памяти на бумагу запомненные образы как можно точнее

Используйте спички как вспомогательный материал.

Возьмите несколько спичек (для начала хватит 5) и бросьте их на стол. Посмотрите, какую фигуру они образовали. Затем отвернитесь и постарайтесь воспроизвести ту же фигуру, используя другие спички. Сравните, насколько они похожи. Если с 5-ю спичками у Вас будет получаться достаточно хорошо, попробуйте увеличивать их количество.

Подключайте другие органы чувств.

Представляйте, как бы звучал тот или иной предмет, какого цвета была бы цифра или буква. Подключая к зрительным образам звуки или запахи, Вы дадите возможность мозгу лучше сохранить их в памяти.

Вспоминайте события прошедшего дня

Перед сном вспоминайте в виде «картинок» события прошедшего дня, «прокручивайте ленту событий», стараясь четко «видеть» все детали. Никаких специальных приготовлений для такой тренировки, как видите, не потребуется. Только привычка, если Вы на неё решитесь.

Запоминание предмета

Найдите предмет, который Вам приятен, рассматривайте его в течение 3-5 минут. Затем закройте глаза и постарайтесь представить себе этот предмет как можно ярче и чётче. Примерно уделите этому 3 минуты. Пробуйте снова и снова. Когда покажется, что получается, перейдите к следующему этапу: подготовьте лист белой бумаги, расположите его позади себя, и после изучения предмета повернитесь к нему спиной и посмотрите на белый лист, постарайтесь «увидеть» на нем четкий образ этого предмета.

Когнитивные тренажёры

Используйте онлайн-игры на развитие зрительной памяти. На нашем сайте Вы можете развивать зрительную память с помощью специальных игровых тренажеров.

Развитие, тренировки и упражнения

Если память не развивать и не тренировать она угасает или исчезает совсем, и человек теряет свою личность. Для жизни это необходимая задача. Функционирует в быту, в творчестве и любых сферах деятельности. Развивать ее надо с самого детства, а уже взрослым продолжать тренировать.

  • Для развития зрительной памяти подойдёт таблица немецкого психотерапевта Шульте. Суть метода развития такова: пять минут смотреть на таблицу, затем закрыть ее и воспроизвести содержание по памяти.
  • Для развития памяти есть еще метод «Айвазовского» – выбрать любой объемный объект, смотреть внимательно на него 5 минут, закрыть глаза и мысленно воспроизвести увиденное.
  • Учить стихи наизусть. Этот метод тренирует как зрительную, так и слуховую память.
  • Есть техника с использованием образов и ассоциаций. Так называемая «мнемоническая» (искусство запоминания). На доске или на листке, кто-то посторонний должен написать несколько разных слов. Изучив их, отвернитесь и повторите.
  • Симулировать воспроизведение помогает произношение слов наоборот.
  • Еще один способ воспроизведения игры со словами «Города» и «Слово из слов».
  • Кроссворды, ребусы, сканворды и т.д.
  • Повседневные дела. Составлять в уме список покупок. Считать в уме покупки в магазине. Пересказывать фильмы и книги. Ходить разными маршрутами и сохранять в памяти дорогу (магазины, парки и т.д.). Запоминание новых слов и терминов.

Особенности организации обучающей деятельности для дошкольников

Поскольку запоминание в раннем дошкольном возрасте носит все еще непроизвольный характер, одна из основных задач в этом периоде – научение ребенка произвольному запоминанию. Это сыграет неоценимую роль в его будущем; в частности – для обучения в школе. Ребенок сможет эффективно контролировать мыслительный процесс и запоминать предложенный ему материал в максимально короткие сроки. Кроме того, дошкольники, в отличие от детей более старшего возраста, запоминают информацию механически, не выстраивая определенных связей, структурирующих материал.


Мнемотехника для малышей – как работает

Занятия по развитию памяти необходимы ребенку, прежде всего потому, что в дошкольном периоде этот процесс формируется наиболее эффективно. Ребенок очень эффективно усваивает все, что в него вкладывает родитель и взрослым остается лишь должным образом направлять и структурировать его познавательную активность. Развитая память также является условием подготовки ребенка к школе. Не обладая способностью запоминать информацию, ребенок не будет должным образом воспринимать предлагаемый ему материал.


Определение – что такое память

Проявления

Психологи сравнивают память у разных людей с отпечатками пальцев, утверждая, что у каждого она формируется и развивается совершенно по разному. Связано это с их индивидуальными особенностями.

Ведущая психическая деятельность

В первую очередь личностные проявления памяти определяются характером ведущей психической деятельности, о котором уже было сказано выше.

Пример. В одну группу обучения вождению попали кинестетик, визуал и аудил. Тема занятия — «Как справиться с неуправляемым заносом на дороге». Чтобы усвоить (запомнить) материал, который объясняет преподаватель:

  • кинестетик должен сам сесть за руль (хотя бы в учебном тренажёре) и собственноручно повторить алгоритм действий в данной ситуации;
  • визуалу достаточно наглядного материала: плаката или видеоролика, запись материала также будет весьма кстати;
  • аудил может ничего не записывать и даже не смотреть на доску — он запоминает материал с помощью органов слуха.

Зная свой ведущий тип психической деятельности, человек может в несколько раз улучшить и ускорить процесс запоминания. Кинестетику для этого нужно всё потрогать, визуалу — увидеть, аудилу — услышать.

Качество памяти

В зависимости от степени развития психических функций, у каждого человека память будет различаться своим качеством. Всем известно, что она бывает феноменальной, прекрасной, посредственной и даже плохой.

Она считается хорошей, если характеризуется такими параметрами, как:

  • высокая скорость запоминания;
  • длительное хранение информации;
  • точное воспроизведение до мельчайших подробностей;
  • готовность воссоздания синаптических и нейронных связей для быстрого воспроизведения.

Все эти параметры могут по-разному сочетаться друг с другом, что также приводит либо к хорошему качеству памяти, либо к проблемам с ней. Например:

  • максимально удачное сочетание — высокая скорость запоминания + медленное забывание;
  • посредственный тандем — невысокая скорость запоминания + медленное забывание;
  • частично удачная комбинация — высокая скорость запоминания + быстрое забывание;
  • самая низкая продуктивность у пары — невысокая скорость запоминания + быстрое забывание.

К личностным проявлениям часто относят объём памяти. С одной стороны, она, действительно, не одинакова у разных людей. Кто-то из 20 продиктованных слов может запомнить только 5, а другие безошибочно воспроизведут все. Однако психологи утверждают, что этот параметр у всех одинаков. Просто кто-то умеет пользоваться максимумом предоставленного объёма, регулярно тренируя и развивая память. Другие же не считают нужным тратить на это время, и в результате потом жалуются на то, что она у них плохая.

Виды

В психологии выделяют различные виды памяти, причём для классификаций служат разные основания.

По характеру психической активности:

  • двигательная (моторная);
  • эмоциональная;
  • смысловая (логическая);
  • образная;
  • слуховая;
  • вкусовая;
  • зрительная (сенсорная, визуальная, фотографическая, пространственная);
  • тактильная;
  • социальная;
  • эйдетическая.

По характеру целеполагания:

  • произвольная;
  • непроизвольная.

По продолжительности сохранения информации:

  • ультракратковременная (иконическая и эхоическая);
  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долгосрочная.

По организации запоминания:

  • эпизодическая;
  • процедурная (автоматическая).

По инструментам воспроизведения информации:

  • собственная внутренняя память человека (так называемая «оперативка»), когда человек пользуется лишь данными личного хранилища, внутренними ресурсами;
  • внешняя (воспроизведение происходит с помощью фотографий, видеороликов, напоминаний, т. е. с использованием внешних ресурсов).

Подробнее о каждом виде и имеющейся в психологии классификации мы рассказывали в отдельном обзоре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: