Типология творческих уроков
Творческим уроком сторонник эвристического обучения Андрей Хуторской называет такое занятие, которое создаёт условия для творческой деятельности учеников и активизирует этот процесс. В пособии «Современная дидактика» Хуторской выделяет пять типов творческих уроков, внутри которых существует множество разновидностей:
- Уроки когнитивного типа: урок-наблюдение, урок-эксперимент, урок исследования объекта, поисковый урок, лабораторно-практический урок, урок постановки проблем и их решения, урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез), урок конструирования теорий, урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами), интегративный урок, межпредметный урок.
- Уроки креативного типа: урок составления и решения задач, урок-диалог, урок-парадокс, урок-фантазия, урок изобретательства, урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического) творчества, урок моделирования, урок — эвристическая ситуация, урок открытий, сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и тому подобное), деловая игра, ролевая игра, урок-путешествие (реальное, виртуальное), урок-наоборот (ученик в роли учителя), урок в школе будущего, прогностический урок, урок защиты творческих работ, урок-олимпиада, урок творческого обобщения.
- Уроки оргдеятельностного типа: урок целеполагания, урок нормотворчества, урок разработки индивидуальных образовательных программ, урок защиты индивидуальных образовательных программ, уроки с групповой работой, урок-проект (с использованием метода проектов), урок-консультация (взаимоконсультация), урок самооценок (взаимооценок), урок-зачёт (самозачёт), урок-рефлексия.
- Уроки коммуникативного типа: бинарный урок (ведут два учителя), урок рецензирования, урок взаимоконтроля, урок-вернисаж, урок-выставка, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок «суд над явлением», урок-спектакль, урок «круглый стол», урок-панорама, творческий отчёт.
- Уроки ценностно-смыслового типа: урок самопознания, урок самоопределения, урок самореализации, метапредметный урок, урок символотворчества, урок «изменения» истории (собственное решение исторической ситуации), урок-концепт (построение картины мира или её части), урок философского обобщения.
Сущность и признаки урока
Урок является многогранным, многоплановым и многофакторным явлением образовательного процесса. Он предполагает взаимосвязь и взаимодействие целей, задач, методов, содержания, внешних и внутренних факторов, материального снабжения учебно-воспитательной деятельности.
Урок реализуется по конкретному плану и имеет поэтапную реализацию. Каждый урок наделен конкретными временными рамками т.е. его проведение не может быть бесконечным или свободным. Как правило, уроки проводятся по 40-45 минут с небольшими перерывами между ними. Они заранее планируются педагогом т.е. распределяются временные ресурсы на проведение каждого этапа занятия.
Урок характеризуется рядом признаков. К ним относятся:
- Наличие постоянного состава учащихся;
- Наличие плана реализации урока и годового плана обучения по конкретной дисциплине;
- Частичная структура урока т.е. урок состоит из взаимосвязанных частей;
- Обучение одной дисциплине или ее отдельной теме на одном уроке;
- Наличие расписания проведения уроков;
- Наличие руководства. Урок и деятельность на нем регламентируется педагогом в соответствии с требованиями ФГОС;
- Вариативность урочной работы. На уроке могут быть применены разнообразные методы и приемы обучения, использованы различные виды познавательной деятельности;
- Строгая и четкая организационная структура;
- Экономия ресурсов при организации обучения. На уроках работает один педагог с коллективом учащихся;
- Ориентация уроков на развитие коллективных взаимоотношений и коллективной ответственности.
Рисунок 1. Урок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правила эффективной организации урока
Чтобы урок приносил должный образовательный эффект, его организация требует соблюдения ряда правил. К ним относятся:
- Ориентация урока на осознанное восприятие материала учащимися и прочное его закрепление.
- Содержание урока должно включать теоретические знания и практические навыки, пригодные для реального применения в жизнедеятельности.
- Урок должен содержать воспитательные компоненты и ориентацию на нравственное развитие личности учащихся.
- Урок должен способствовать всестороннему гармоничному развитию учащихся.
- Развитие навыков самостоятельности на каждом уроке.
- Урок должен быть интересным и увлекательным, чтобы способствовать формированию мотивации к обучению.
Подготовка учителя к проведению урока
Проведение каждого урока – творческий труд, успех которого обусловлен тщательной подготовкой. Для этого ставятся цели урока, отбирается учебный материал, определяются методы, тип и структура урока, подготавливаются наглядные пособия и составляется конспект урока.
Подготовка к уроку включает следующие этапы:
- определить место данного урока в целостной системе уроков курса и темы, учитывая программу, перспективный и тематический план;
- обстоятельно ознакомиться с объемом и содержанием информации в учебнике, соотнести ее с обязательным минимумом и требованиями, которые выдвинуты перед школой по конкретному курсу предмета;
- выбрать тип урока, отразить его структуру, выделить главную дидактическую задачу, отобрать материал из большого объема научной информации и определить вопросы воспитания и развития учеников;
- изучить методическую литературу по теме урока и творчески переосмыслить прочитанное;
- подобрать или разработать дидактический материал, наглядные пособия, тесты, задания, литературу для внеклассного чтения;
- отобрать нужные объекты, составить инструкции по выполнению самостоятельных, лабораторных или практических работ;
- указать фамилии учеников, которые будут вызваны к доске;
- определить ход урока и времени, отводящегося на каждую его часть;
- составить план или конспект урока.
Учитель при подготовке к уроку предусматривает все возможные отклонения от намеченного плана, на основании конкретной обстановки его проведения. Например, если на предшествующем уроке какой-то материал не был полностью усвоен, и учитель вынужден его повторно объяснять, сокращается время, отведенное на другие этапы урока. Или напротив, учащимися материал усваивается быстрее, чем предполагал учитель, в связи с чем обязательно должен быть некоторый объем дополнительной информации.
По этапам учебного процесса
Педагог Сергей Иванов стал автором теории урока как отдельного научного направления педагогики. Он и составил одну из первых в отечественной дидактике типологию уроков в монографии «Типы и структура урока». Это было в 1952 году.
Типология Иванова основана на главных этапах учебного процесса, или моментах хода обучения, следующих друг за другом. Автор выделил девять типов уроков:
- вводный;
- первичного ознакомления с материалом;
- образования понятий, установления законов и правил;
- применения полученных знаний на практике;
- тренировки навыков;
- повторения и обобщения;
- контрольные;
- смешанные, или комбинированные.
По цели организации занятий
В уже упомянутой монографии «Современный урок. Вопросы теории» Мирза Махмутов указывает, что нецелесообразно разделять усвоение знаний и закрепление навыков по разным типам уроков. Поэтому он предложил классифицировать уроки не по дидактической цели, а по цели организации обучения, которая по сравнению с дидактической имеет более общий характер. По этому основанию автор выделяет следующие типы занятий:
- изучение нового материала;
- совершенствование знаний, умений и навыков;
- обобщение и систематизация;
- сочетание названных выше трёх целей;
- контроль и коррекция знания, умений и навыков.
Слайд 14Система уроков по темеКлассно-урочная система обучения в современной школе отличается
большим разнообразием типов и видов уроков. Задача учителя в этих
условиях заключается в том, чтобы продумать четкую систему логически взаимосвязанных уроков, применения которой позволило бы ему обучать детей самоорганизации, умениям и навыкам интеллектуального труда, его научной организации
Каждый урок в этой системе должен представлять своеобразную ступеньку продвижения ученика к полному усвоению учебного материала, к овладению опытом поисковой и творческой деятельности. Опытные, творчески работающие учителя в системе таких уроков обеспечивают учащихся дифференцированными заданиями в процессе коллективной учебной работы, помогают им овладевать знаниями, умениями и навыками на разных уровнях сложности, опытом самообучения и самообразования. В сложившейся практике в системе уроков четко просматриваются:
Современный урок как целостная система
Определение 1
Урок – это систематически используемый тип организации деятельности постоянного состава учителей и учеников в определенный отрезок времени, который применяется с целью решить задачи обучения, воспитания и развития учеников.
Урок представляет собой форму организации обучения группы учеников одного возраста, постоянного состава, по устоявшемуся расписанию и с единой для всех программой обучения. В уроке представлены все компоненты учебно-воспитательной деятельности:
- цель;
- средства;
- методы;
- деятельность, направленную на организацию и управление, а также все его дидактические элементы.
Сущность и назначение урока в процессе обучения в качестве целостного динамического процесса сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя с учениками, в результате которого учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развивают способности, опыт деятельности и общения, а также совершенствуется педагогическое мастерство педагога.
Таким образом, урок выступает, с одной стороны, формой обучения в целом, а с другой, в качестве формы организации обучения, предопределяемой основным перечнем требований к организационному построению урока учителем, что вытекает из закономерностей и принципов обучения.
В современной школе цель урока должна быть конкретной, содержащей указание средств по ее достижению и возможности ее перевода в конкретные дидактические задачи.
Дидактические задачи урока реализуют в реальной педагогической действительности посредством учебных задач, то есть задач для учащихся. Такими задачами отражается учебная деятельности учеников в конкретных учебных ситуациях.
Во всех известных определениях понятия «урок» содержится три основных аспекта этого термина:
- первый – это система обучения, воспитания и развития учеников посредством специально организованной формы взаимодействия учителей с учениками;
- второй – это система влияния на учеников, которая ограничена конкретным набором показателей: организационными, смысловыми и временными;
- третий – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного усвоения знаний.
Иными словами, урок – многогранен, динамичен, многоплановый и конкретизированный, специально организуемый и логически завершаемый. На каждом уроке и на каждом его этапе решаются конкретные задачи, раскрываются отдельные темы программы, определяются необходимые формы учебно-познавательной деятельности.
Слайд 20Тема урока:«Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.» Цель
урока: Объяснить учащимся как повлияла Москва
на борьбу с Золотой Ордой, объяснить решающую роль Куликовской битвы в освобождении Русских земель от Монголо-татарских завоевателей.Задачи:Обучающая : Проанализировать политическую обстановку на Руси во время нашествия монголо – татар; раскрыть значение объединения русских князей вокруг Москвы; понимать значение терминов : «маневр», «полк», « рать», «резерв», «авангард»; повести учащихся к выводу, что Куликовская Битва была величайшим событием в истории нашей страны, отметить героизм, мужество русского народа в борьбе с Золотой Ордой.Развивающая : продолжить формировать умения создавать образ исторических деятелей (Дмитрия Донского), выбирать самое главное, находить в тексте опорные слова; объяснять значение терминов « «маневр». «полк», «рать», «резерв», «авангард».
Основные задачи урока
Каждый школьный урок предполагает решение трех основных задач: дидактической, то есть общеобразовательной, воспитательной и коррекционной.
Общеобразовательная задача включает следующие шаги:
- четко определить дидактическую цель;
- наполнить урок содержанием, учитывая требования учебных программ, личностные возможности детей;
- сочетать разнообразные методы обучения;
- включать каждого ребенка в интеллектуально-познавательную деятельность в соответствии с его возможностями.
Общеобразовательную задачу определяет конкретность, решаемость и соответствие возможностям учащихся.
Воспитательная задача предполагает:
- сформировать у учеников потребность овладевать знаниями;
- воспитать у учеников сознательное отношение к учебному процессу;
- использовать воспитательные возможности урока и его учебный материал;
- формировать такие личностные качества, как усидчивость, ответственность, аккуратность, работоспособность, честность и пр.;
- обеспечивать оперативную и обратную связь, которая помогает устанавливать контроль за учебной деятельностью.
Развивающая задача урока предполагает:
комплексно воздействовать на учеников, чтобы развивать их мышление, речь, память, восприятие и внимание;
формировать и развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности;
изучать зоны актуального развития, проектировать зону ближайшего развития;
осуществлять индивидуальный и дифференцированных подход к ученикам.
На основе принципа проблемности
Ещё одна типология Мирзы Махмутова основана на идее развития познавательной самостоятельности учащегося через постановку перед ним проблемы.
На проблемных уроках учитель специально создаёт проблемные ситуации и стимулирует учащихся к поиску решения или организует деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению (это высший уровень проблемности). То есть учитель строит активный тип обучения. Более простой вариант: он сам ставит проблему и решает её, показывая учащимся логику мышления в поисковой ситуации.
Кстати, важная черта проблемного урока — то, что в нём знакомство с новым материалом естественным образом комбинируется с повторением уже изученного, и происходит это в процессе активной деятельности ученика.
Во время непроблемного урока учитель не создаёт для учеников проблемных ситуаций. Обучение в основном происходит «по образцу». Ознакомление с новым материалом и повторение изученного происходят на самостоятельных этапах занятия.