Педагогика как наука
Свои истоки, педагогика как наука берет из философии. Впервые интерес к организованному воспитательному процессу, возник у философов Древней Греции. С этого момента начинается постепенное развитие педагогики и выделение ее в самостоятельную научную отрасль.
Замечание 1
Целью педагогики является изучение закономерностей воспитания и обучения человека, в основном в детско-юношеском возрасте.
Объектом педагогики выступают разнообразные явления действительности, обуславливающие процесс становления и развития личности индивида, в результате целенаправленного воздействия на него со стороны конкретного педагога и окружающего общества, например, одним из объектов педагогики выступает процесс образования, являющийся целенаправленным и специально организованным.
Замечание 2
Предмет педагогики – это целенаправленно и сознательно организованный педагогический процесс.
Таким образом, педагогика как наука занимается исследованием сущности, принципов, закономерностей, тенденций и перспектив развития воспитательно-образовательного процесса, разрабатывает технологию и теорию ого эффективной организации, осуществляет совершенствование содержание и создает инновационные методы, средства, формы и приемы педагогической деятельности.
Взаимосвязь педагогики с фундаментальными науками
Фундаментальными для педагогики науками являются:
- Анатомия;
- Физиология;
- Гигиена;
- Психология;
- Социология;
- Антропология;
- Педагогическая антропология.
Все эти науки занимаются изучением устройства человеческого организма и законов его функционирования, отклонений от нормального развития, условий социальной среды, необходимых для полноценного развития личности, нормального функционирования нервно-психических процессов, духовно-нравственное развитие, факторы, влияющие на гармоничное развитие личности и ее социализацию.
Знания этих наук выступают фундаментом педагогических исследований в области построения процессов обучения и воспитания.
Особую связь можно отметить между педагогикой и педагогической антропологией, которая возникла на стыке двух наук
Она несет для педагогике важное значение, поскольку снабжает ее, а также все ее отрасли, полноценной информацией об объекте воспитания и обучения
Физиология помогает педагогике в исследовании закономерностей функционирования нервных процессов, которые лежат в основе психического и физического развития ребенка. Эти знания необходимы для разработки методов и приемов, технологий педагогической деятельности, выбора воспитательных и образовательных средств.
Социология занимается исследованием областей образования и воспитания, помогает в решении разнообразных педагогических проблем в этих направлениях.
Место педагогики в системе наук о человеке
Слово «педагогика» имеет древнее происхождение. Оно появилось в Греции. В те времена педагогами называли рабов, которые отводили детей своих господ в учебные учреждения, выступая в роли их проводников и защитников. Немного позднее, когда педагогика начала оформляться в качестве научной отрасли, педагогами стали называть людей, которые осуществляли процесс воспитания и обучение подрастающего поколения. Им отводилась значимая роль в жизни ребенка: они выступали проводниками на пути к знаниям и навыкам, помогали в освоении основ мироустройства и познание законов его функционирования.
Значение педагогики, как научного знания, научной отрасли, системы знаний о воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения велико. Она занимает особое место в системе наук о человеке, поскольку исследует важные процессы становления и развития детей, усвоения ими нравственных норм и моральных принципов поведения, социального опыта.
Педагогику можно рассматривать, как науку, занимающуюся изучением, накоплением и передачей знаний о сущности социальных и природных процессов, их связей и взаимодействии, законах функционирования социальной сферы, природы, мышления, а также обширную систему знаний об устройстве социального мира и его месте в природной среде.
Кроме того, педагогика выступает еще и учебным предметом, который представляет собой педагогически приспособленное содержание фундаментальных основ отдельной науки или направления деятельности.
Учебный предмет состоит из следующих компонентов социального опыта жизнедеятельности:
- Знания;
- Способы осуществления различных видов деятельности;
- Опыт творческих направлений деятельности;
- Опыт эмоционально-ценностных взаимоотношений.
Педагогическая наука непрерывно развивается и изменяются ее ведущие концепции и теории. Кроме того, в ней могут появляться разнообразные проблемы. Учебный предмет педагогики или ее отдельной научной отрасли преобразовывает эти проблемы и сглаживает их. Содержание учебного предмета педагогической научной отрасли отражается в контексте определенной концепции. Его можно рассматривать в качестве фактора усвоения учащимися научных педагогических знаний, в силу их возрастных и индивидуальных особенностей развития.
Замечание 1
Как научное знание, педагогика занимается поиском способов и методов управления развитием человека в условиях природной и социальной среды, их совершенствованием и развитием.
Как учебный предмет, педагогика содержит совокупность теоретических и практических знаний в области обучения и воспитания, дает полноценное представление об организации педагогической деятельности, отвечающей условиям достижения целевого назначения образования.
Рисунок 1. Связь педагогики с другими науками. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Связь с биологическими и техническими науками
Связь педагогики с биологическими науками обусловлена тем, что они являются естественнонаучной базой воспитания и обучения.
В своих исследованиях педагогика опирается на фундаментальные труды таких отечественных физиологов как И.П. Павлов, И.М. Сеченов и другие.
Особое значение для решения конкретных вопросов воспитания и обучения, разработки эффективного режима отдыха и труда имеет возрастная физиология.
Определение 3
Возрастная физиология – это наука, занимающаяся изучением особенностей строения и функционирования человеческого организма, школьной гигиены и гигиенической организации учебных занятий.
Связь педагогики с медициной обусловило появления такой отрасли педагогического знания как коррекционная педагогика.
Определение 4
Коррекционная педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся изучением особенностей воспитания и обучения детей, имеющих различные отклонения в физическом или психическом развитии.
Коррекционная педагогика занимается разработкой индивидуальных коррекционных программ по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии, а также разрабатывает и внедряет инновационные методы, средства и формы организации коррекционного педагогического процесса.
Большое значение имеет связь педагогики с психологией. Данная связь обусловлена тем, что психология способствует пониманию человеческой природы, ее естественных потребностей и возможностей, учет механизмов психического развития личности. В процессе взаимосвязи педагогики и психологии произошло возникновение следующих отраслей – возрастная педагогика и педагогическая психология, занимающиеся изучением закономерностей психических процессов в рамках целенаправленного педагогического процесса, с учетом возрастных особенностей.
В настоящее время педагогика связана и с рядом технических наук. Так связь педагогики с кибернетикой способствовала появлению программированного обучения, являющегося одной из инновационных технологий современной педагогической науки.
Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогического знания — народной педагогики. Она изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников.
Связь педагогики с общественными науками
Педагогика является самостоятельной и достаточно развитой наукой, имеющей четко определенную область исследования. Однако, несмотря на всю самостоятельность, она не может существовать и развиваться обособленно от других наук.
В первую очередь педагогика тесно связана с общественными науками, такими как философия, этика, эстетика, экономика и т.д. Это взаимосвязь педагогики и общественных наук объясняется тем, что они способствуют определению цели и смысла воспитания, учету общих закономерностей человеческого мышления и бытия.
Замечание 1
Связь педагогики с философией является одной из тех связей, которые обусловлены исторически. Именно философское учение является методологической основой педагогики как науки.
Педагогика вышла из философии, которая впервые задалась вопросом осмысления целенаправленности воспитания и обучения.
Несмотря на то, что педагогика и философия являются самостоятельными науками, они имеют ряд общих проблем и вопросов:
- Проблемы целей воспитания и обучения.
- Проблемы правильного формирования общего мировоззрения у подрастающего поколения.
- Вопросы взаимосвязи личности и коллектива.
- Ряд гносеологических проблем, которые тесно связаны с разработкой теории ученического познания, являющейся одной из основных форм познания человеком окружающей действительности.
Связь педагогики с эстетикой и этикой обусловлена тем, что они способствуют решению ряда педагогических задач эстетического и нравственного воспитания, формирования картины научного мировоззрения.
Связь педагогики с социологий определяется исследованием последней основных тенденций развития определенных слоев общества, закономерностей процесса социализации, влияния оказываемого социальной средой на формирование и развитие личности человека, а также влияния на личность человека разнообразных социальных групп и институтов.
Связь педагогики с экономикой обусловлена такой областью как экономика образования. Данные, которые экономика образования представляет, необходимы для решения ряда важнейших педагогических задач, в частности, таких как:
расчет затрат на обучение с учетом экономической ситуации в стране;
мониторинг стоимости образования в различных образовательных учреждениях;
установление затрат на оборудование, наглядные пособия, учебную и методическую литературу и т.д.
Замечание 2
Таким образом, связь педагогики с общественными науками очевидна, так как они напрямую способствуют решению ряда педагогических задач.
Взаимосвязь педагогики с этикой
Педагогическая наука неразрывно связана с этическими научными знаниями. Этика и ее теории легли в основу отдельной отрасли педагогики – педагогической этики.
Определение 1
Педагогическая этика – это отдельная отрасль педагогики и этической науки, которая занимается исследованием педагогической морали, принципов нравственности в сфере педагогической работы и основ применения этических принципов реализации педагогических процессов, отдельных направлений педагогической работы и целостного педагогического процесса.
Посредством применения теорий этической науки, педагогическая этика формулирует основные принципы педагогических отношений и педагогического взаимодействия в образовательном пространстве.
Педагогическая этика устанавливает основы педагогического этикета т.е. правил построения коммуникативных отношений между педагогом и учащимися, между педагогами, между педагогом и родителями учащихся, между педагогом и руководством. Она определяет манеры поведения педагога и учащихся.
Особое внимание педагогическая этика уделяет исследования нравственного сознания педагога. Она ориентируется на поднятие уровня нравственности педагога на высокую ступень развития, вооружая его особыми знаниями и навыками, позволяющими преодолевать конфликты, продуктивно их разрешать
Педагогическая этика служит основой для проведения педагогической наукой анализа нравственного потенциала педагогического процесса и рассмотрение его, как систему нравственных взаимоотношений между его участниками.
Педагогическая этика занимается исследованием моральных категорий, которые лежат в основе педагогического процесса, а точнее, он ориентируется на их развитие у учащихся. К таким категориям относятся: добро, честь, достоинство, справедливость, милосердие, терпимость.
Связь с общественными науками
Педагогика находится в тесной взаимосвязи с общественными науками, так как они способствуют определению смысла и цели воспитания, позволяют правильно учитывать действия закономерностей человеческого мышления и бытия.
Наиболее тесная связь педагогики с философией. Так как философия, по сути, является ее фундаментальным источником. В настоящее время, несмотря на то, что философия и педагогика, самостоятельные науки, они занимаются исследованием ряда общих проблем и вопросов:
- Исследование основных проблем целей воспитания.
- Исследование проблем формирования мировоззрения.
- Исследование проблем взаимосвязи личности и коллектива.
- Исследование ряда гносеологических проблем, которые связаны с разработкой теорий познания, как основных форм познания личностью окружающей ее действительности.
Помимо философии, педагогика тесно связана с ее отраслями – этикой и эстетикой. Данные дисциплины способствуют решению ряда педагогических задач эстетической и нравственной направленности, а также способствуют формированию у детей научного мировоззрения.
Кроме указанных взаимосвязей, большое значение имеет связь педагогики с социологией. На основании данной взаимосвязи сформировалась относительно новая учебная дисциплина – педагогическая социология.
Определение 2
Педагогическая социология – это наука, появившаяся на стыке педагогики и социологии, она занимается изучением общих результатов и данных социологических исследований о характере и структуре изменений в социальной структуре современного общества, профессиональной занятости людей, роли семьи и образовательного учреждения в воспитании ребенка и т.д. в педагогической плоскости.
Теснейшим образом педагогика связана с экономикой, а в частности с ее областью – экономикой образования. Данные, которые предоставляет экономика образования, оказывают значительное влияние на решение следующих проблем:
- Определение затрат на обучение одного учащегося в соответствии с уровнем экономики страны.
- Определение средней стоимости обучения в различных видах образовательных учреждений, в соответствии со ступенью образования.
- Определение средних затрат на педагогические кадры, обеспечение образовательного учреждения материальным, техническим и методическим оснащением.
Структура педагогической науки
В структуру педагогических наук входят следующие науки.
Общая педагогика – это наука, занимающаяся исследованием основных закономерностей педагогического процесса, представляет собой основу для разработки всех отраслей педагогического знания и педагогических наук.
В структуру общей педагогики включены:
- общие закономерности педагогической науки – представлены общими закономерностями педагогического процесса, базовыми педагогическими теориями, методологией педагогического исследования и деятельности;
- теория (дидактика) обучения;
- теория воспитания;
- школоведение – включает в себя теорию управления педагогическим коллективом, школой и т.д.
История педагогики – это наука, занимающаяся изучением развития педагогических теорий, систем и идей образования.
Философия образования – это наука, занимающаяся исследованием значимости различных философских концепций в понимании сущности педагогической науки и процесса, идеологии процесса обучения, а также осуществление анализа основных подходов к постановке ведущих целей воспитания, обучения и развития и путей их эффективной реализации.
Возрастная педагогика – это наука, которая занимается изучением особенностей развития человека на различных возрастных этапах.
Возрастная педагогика включает в себя следующие научные педагогические отрасли:
- Преддшкольная педагогика – исследует процессы развития детей до момента их поступления в школу.
- Дошкольная педагогика – занимается исследованием процессов воспитания, обучения и развития детей от рождения до поступления в школу (до 6-ти – 7-ми лет).
- Школьная педагогика – занимается изучение вопросов воспитания и обучения детей школьного возраста (от 6-ти до 18-ти лет).
- Андрогогика – наука, занимающаяся рассмотрение вопросов обучения взрослых людей.
- Геронтогогика – это наука, занимающаяся исследованием вопросов обучения пожилых людей.
В настоящее время геронтогогика становится очень востребованной наукой, так как все больше людей в пожилом возрасте изъявляют желание пойти получить образование или повысить собственную квалификацию.
Профессиональная педагогика – это наука, занимающаяся исследование проблем профессионального образования.
В зависимости от основания, профессиональная педагогика подразделяется на уровни:
- Уровни, в зависимости от ступени профессионального образования – педагогика начального и среднего профессионального образования, высшей школы, педагогика труда.
- Уровни, в зависимости от отрасли подготовки специалистов – представлено отраслевой педагогикой, включающей в себя военную, спортивную, инженерную и другие педагогики.
Социальная педагогика – это наука, занимающая проблемами влияние социума на формирование и развитие личности.
К отраслям социальной педагогики относятся:
- Семейная педагогика – занимается изучением вопросов семейного воспитания.
- Педагогика трудового коллектива – исследует вопросы воспитания и развития личности в рамках трудового коллектива.
- Исправительная (пенитенциарная) педагогика – исследует вопросы воспитания и воспитательного исправления лиц, которые нарушили закон и были помещены в исправительные учреждения.
Коррекционная педагогика – это наука, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей, имеющих различные виды и типы физических и психических отклонений.
Коррекционная педагогика имеет несколько отраслей, каждая из которых занимается изучение воспитания, обучения и развития детей, имеющих конкретные отклонения в развитии (дефектология, логопедия, сурдопедагогика и т.д.).
Итак, современная педагогика имеет разветвлённую структуру, обусловленную большим объёмом накопленных знаний и разнообразием связей с различными науками, с потребностями человека и общества.
Связь педагогики с гуманитарными науками
В основе педагогики, а точнее ее методологии исследования лежат философские учения. Это объясняет тесную связь между педагогикой и философией.
Философия заложена в основу построения большинства теорий и концепций педагогики и ее отдельных отраслей. Связь этих наук можно отразить следующими положениями:
- Философия исследует сущность бытия и мироздания.
- Философия определяет место и роль человека в мировом пространстве.
- Философские убеждения закладываются в основу организации образовательного процесса: на них базируются его цели, задачи, содержание, методы организации и подведение итогов реализации.
- Сущность философского познания и ее идеология заложена в основу разработки методов осуществления образовательного и воспитательного процесса.
- Философия исследует сущностные характеристики процесса развития личности.
Помимо философии, педагогика имеет тесную связь с психологией. Эта связь, также, вполне закономерна. Ведь, психология занимается исследованием психики человека, возрастной динамики ее развития, механизмов реализации и функциональной роли психических процессов в общем развитии индивида.
Психические особенности личности лежат в основе ее развития. От них зависит выбор индивидуальной траектории реализации образования и воспитания.
Психология также, как и педагогика имеет определенные отрасли. Наиболее тесно среди них, оказываются связанными с педагогикой возрастная психология и педагогическая психология. Эти науки занимаются исследованием возрастной динамики развития психических процессов и построением законов обучения и воспитания в соответствии с ними.
Педагогика имеет тесную связь с антропологией, которая исследует закономерности функционирования и устройство человеческого организма. Они необходимы для определения условий организации учебно-воспитательной деятельности, их воздействия на те или иные стороны развития организма.
С какими науками связана педагогика
Три науки, традиционно оказывающие наибольшее влияние на педагогику – это психология, философия и антропология. По мнению К.Д. Ушинского, для того, чтобы правильно воспитывать, обучать и развивать человека, нужно вначале изучить его во всех аспектах.
Для решения конкретных педагогических задач очень важны такие направления, как возрастная и педагогическая психология, а также психология профессиональной педагогической деятельности. Эти направления образовались из связи педагогики с психологией и занимаются изучением психических процессов детей в зависимости от их возрастных особенностей. На основе результатов психодиагностики происходит построение образовательных процессов, а с помощью педагогических средств осуществляется психическое развитие личности.
Особенно долгой и прочной является связь педагогики с философией. Направление и результаты педагогического поиска во многом зависят от системы философских взглядов (прагматических, материалистических, экзистенциальных, и т.д.). Без философского обоснования не рассматриваются многие факты, явления, теории и концепции педагогики. В то же время, проверкой на жизнеспособность множества философских идей и созданием средств формирования человеческого мировоззрения занимается педагогика.
Существует множество педагогических концепций, основывающихся на философских направлениях, это: прагматизм (достижение воспитательных целей через практику), неопрагматизм (акцент на самоутверждение), неопозитивизм (осмысление комплекса явлений, вызванных технической революцией), экзистенциализм (личность есть высшая ценность, религиозный подтекст), неотомизм (основа воспитания – духовное начало) и бихевиоризм (рассмотрение поведения человека как управляемого процесса).
Антропология – это наука, систематизирующая знания о человеке, как целостном, многоликом и многомерном субъекте. Связь педагогики с антропологией заключается в использовании для педагогических целей материала, полученного при комплексном изучении человека.
Педколлектив
Тесно связана педагогика с биологией, физиологией, анатомией и медициной. Исходя из природных особенностей человека, формируются все педагогические процессы и явления.
Наиболее важными для педагогики являются знания о функционировании высшей нервной деятельности. Благодаря этой связи сформировались такие направления, как логопедия, коррекционная педагогика и специальная педагогика. Одной из самых популярных и развитых из отраслей специальной педагогики является дефектология. Ее развитие привело к образованию сурдопедагогики, тифлопедагогики и олигофренопедагогики. Кроме того, существует взаимосвязь между педагогикой и школьной гигиеной. Результатами сотрудничества этих двух наук являются санитарно-гигиенические нормы для детских образовательных учреждений.
Влияние экономических факторов на педагогические исследования породили взаимосвязь между педагогикой и экономикой. Появились отрасль знаний экономика образования, предмет которой – влияние экономических факторов в сфере образования.
Социология исследует общество, процессы, происходящие в нем, тенденции развития различных слоев населения. В связи с педагогикой она образует направление социальной педагогики, которая занимается изучением воспитания и социализации личности.
Связь педагогики с политологией породила образовательную политику. Она изучает идеологию различных классов и партий в отношении образования. Кроме того, педагогика создает средства формирования политической культуры личности.
Очень важна связь педагогики с культурологией, поскольку образование есть элемент культуры. Кроме того, педагогика сотрудничает и с другими науками: юриспруденцией, демографией, статистикой, этнологией, историей, этикой, эстетикой и прочими.
Современная педагогика не только поддерживает и укрепляет традиционные связи с гуманитарными и естественными науками, но и создает новые связи в соответствии с прогрессом. Новыми являются, например, связи педагогики с информатикой и кибернетикой, образованные вследствие развития информационных технологий.
Итоги
Итак, педагогика взаимодействует с другими науками в четырех различных формах. Первая форма – это использование основных положений, идей и концепций других наук. Такова связь педагогики с антропологией, например. Вторая – это заимствование методов поиска и исследования других наук. Примером этой формы является связь педагогики с психологией и социологией. Третья форма связи – это использование выводов, итогов и результатов исследований других наук. Например, результаты физиологических исследований функционирования нервной системы составляют один из важнейших компонентов построения образовательного процесса. И, наконец, четвертая форма – это участие педагогики в изучении человека. Эта форма взаимодействия подразумевает использование педагогических средств и явлений другими науками о человеке в своих исследованиях.