Психология профессиональной деятельности

Психология профессиональной деятельности.

Структурный метод.

Сущность структурного метода, предложенного А.И. Губинским, состоит в том, что трудовую деятельность описывают в виде структуры, состоящих из рабочих и вспомогательных операций, для каждой из которых определяются временная и надежностная характеристики.

Одним из принципов структурного метода является принцип иерархического структурирования, состоящий в том, что деятельность человека представляется:

– на оперативном уровне – в виде структуры взаимосвязей решаемых задач;

– на уровне решения одной задачи – в виде структуры взаимосвязей алгоритмов;

– на уровне алгоритма – в виде структуры взаимосвязей блоков операций;

– на уровне блока операций – в виде взаимосвязей отдельных операций;

– на уровне операции – в виде взаимосвязи ее компонентов.

А.И. Губинский и В.Г. Евграфов отмечают в то же время ряд трудностей использования структурного метода, в частности, сложность установления зависимости структуры от факторов внешней среды, отсутствие общепринятой «алгоритмической» трактовки мыслительной деятельности, не позволяющее описать ее структуру.

Общие сведения о психологии труда

Показатель работоспособности специалиста постоянно меняется. Это происходит по причине воздействия множества факторов, имеющих стабильный и эпизодический характер. Их влияние непрерывно исследуется для установления соответствующих закономерностей, представляющих особенный интерес для формирования благоприятных условий труда.

В качестве объекта исследования психологии труда выступает человек, являющийся реальным и единственным субъектом трудовой деятельности. Предмет психологии труда — это психологические компоненты, побуждающие, направляющие и регулирующие трудовую активность субъектов. Они реализуют её через исполнительские действия, личностные свойства.

Разные отрасли промышленного производства обладают собственной спецификой, а труд в промышленности имеет общие особенности. Ученые считают, что перед психологией труда должны стоять 2 основные задачи на макроуровне:

  1. рост производительности и увеличение эффективности трудовой деятельности;
  2. гуманизация трудовой деятельности, необходимая для содействия развитию личности.

Помимо базовых задач психология труда концентрируется на более частных задачах. Среди теоретических (исследовательских) задач, можно выделить исследование следующих направлений:

Особенности психических процессов (например, ощущение, восприятие, внимание, представление, память, мышление) в качестве регуляторов трудовой деятельности;
Психические свойства субъекта трудовой деятельности;
Закономерности развития личности в процессе труда;
Проблема мотивации трудовой деятельности и др.

Прикладные задачи психологии труда включают процесс разработки процедур профотбора; оптимизацию процедуры профессиональной подготовки; психологическую рационализацию труда рабочих; формирование оптимальных режимов труда и отдыха и др.

Подразделы психологии профессиональной деятельности

В психологии профессиональной деятельности выделяют такие подразделы:

  • Общая психология труда. Изучает историю развития знаний о труде, методологические основы психологии труда, характеристику профессиональной деятельности, определение и нахождение важных качеств воспитания личности в труде, а также кризисы и сложности в труде.

  • Психология инженерного направления. Изучает влияние и взаимодействия человека с техникой, а также различные психические показатели состояния человека.

  • Психология управленческого направления. Изучает взаимоотношения работников в процессе организации, а также оптимизацию этих отношений для увеличения производительности труда и формированию личности работников.

  • Профессиональная ориентация. Предполагает самоопределение сотрудников, а также включает в себя психологию карьеры, построенную на достижении самореализации.

  • Профессиональное образование. Включает в себя занятия, ориентированные на целеустремленность личности и его развитие. Предлагает поддержку работников в трудовом процессе.

Замечание 1

При этом еще существуют дополнительные подразделы психологии труда, которые образуются на основе следующих разделов: психологическая физиология труда, психологическая гигиена труда, психологические аспекты труда, профессиональная ориентация инвалидов, юридическая психология, психология маркетинга.

Связь психологии профессиональной деятельности с психологией труда

Психология профессиональной деятельности является сравнительно молодой отраслью практической психологии. Ее предмет представлен фактами, закономерностями и механизмами внутреннего мира людей в процессе профессионального развития. Методолого-теоретическая часть этого направления основана на достижениях общей, возрастной и педагогической психологии, а также психологии труда.

Профессиональная деятельность, которую исследует и психология труда, и психология профессиональной деятельности, представляет собой социально-значимую деятельность. Для ее выполнения необходимы специальные знания, умения и навыки, а также профессионально обусловленные качества личности. Профессиональная деятельность, в первую очередь, включает трудовую деятельность.

Определение 2

Труд является целесообразной продуктивной деятельностью, которая характеризуется наличием определенного результата. Среди основных характеристик труда можно выделить целенаправленность, орудийный и общественный характер, материализацию в предмете труда и изменение предмета, изменение самого трудящегося человека.

Психология труда взаимодействует с психологией профессиональной деятельности. Психология труда — это область науки, направленная на формирование путей решения определенных задач, которые появляются в ходе трудовой деятельности человека. В рамках современного изучения психологии профессиональной деятельности используют экспериментальные, наблюдательные и опросные методы.

Методы психологии труда и психологии профессиональной деятельности практически одинаковы. Они направлены на решение задач профессиональной диагностики:

  • Выявление уровня профессионализма;
  • Определение потенциальных возможностей человека;
  • Формирование соответствия профессии запросу и ожиданиям;
  • Установка соответствия работника необходимым требованиям профессии и др.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Роль профессиональной психологии в профессиональной деятельности

Существует ряд задач, которые решает профессиональная психология:

  1. Оценка начального уровня профессионализма лица.
  2. Определение соответствия индивида требованиям конкретного вида занятий.
  3. Установление соответствия профессии ожиданиям соискателя.
  4. Раскрытие возможных потенциалов личности.
  5. Поддержка работника в условиях использования его потенциала для результативного труда.

Изучение профессиональной деятельности проводится в двух направлениях:

  1. Описание. Основная цель психолога заключается в том, чтобы составить профессиограмму — систему признаков и норм, которая описывает основные характеристики среды и требования, предъявляемые конкретной квалификацией к психике индивида.
  2. Наблюдение. Проводится углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов — «субъект труда» и «профессиональная среда», оценка структурного взаимного соответствия этих компонентов системы «человек — профессиональная среда».

Основные задачи исследований в сфере психологии труда это:

  1. Исследование деятельности специалистов различного профиля: разработка методов и программ, изучение конкретных видов деятельности, анализ ошибок, построение профессиограмм.
  2. Разработка классификационных схем и построение классификаций специальностей.
  3. Наблюдение механизмов психической регуляции рабочей деятельности в нормальных и экстремальных условиях.
  4. Изучение работоспособности труженика в различных видах и условиях труда и обоснование рекомендаций по повышению или поддержанию на требуемом уровне.
  5. Обзор особенностей функциональных, психических, состояний субъекта деятельности: разработка методов оценки и коррекции, разбор причинно-следственных отношений характера состояний и особенностей субъекта.
  6. Рассмотрение закономерностей взаимосвязи особенностей личности и характеристик занятия.
  7. Определение видов мотивации профессиональной деятельности, способствующих успешной реализации и удовлетворенности трудом.
  8. Обоснование системы профессионального психологического отбора специалистов: методы, показатели, критерии, организация.
  9. Разбор инженерно-психологических закономерностей взаимодействия индивида с техникой, обоснование психологических требований к конструкции средств участия, экспертиза.
  10. Введение эргономических рекомендаций по проектированию, созданию, испытанию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов.
  11. Уточнение процессов формирования и становления личности профессионала.

Объектами изучения научно-практической дисциплины выступают:

  1. Индивидуальный субъект, как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения.
  2. Коллективный субъект, как группа людей, бригада, экипаж, смена.
  3. Система «человек — техника», «человек — человек», «человек — природа», человек — знаковая система», «человек — Бог».

Комбинации систем-основ создают более сложные категории, отражающие реалии взаимодействия человека с миром: «человек — техника — природа», «человек — техника — человек», «человек — техника — знаковая система», «человек — художественный образ — Бог».

Пример

  1. Тракторист, вспахивающий землю, задействован в системе отношений «человек — техника — природа».
  2. Представитель менеджмента организации осуществляет руководство персоналом, пользуется оргтехникой и находится в системе «человек — техника — человек».
  3. Продавец книжного магазина взаимодействует с объектом деятельности книгами, с техническими средствами в виде кассы, компьютера и с покупателями, относится к системам «человек — знаковая система — человек», «человек — художественный образ — человек», «человек — техника — человек».

Предметы изучения сферы:

  1. Психологические закономерности трудового процесса.
  2. Особенности личности субъекта деятельности во взаимосвязи со средствами, орудиями, содержанием, условиями и организацией трудовой инициативы.
  3. Система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональное занятие.

Особенности применения методов в психологии профессиональной деятельности

Определение

Методы психологии — это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверной информации. Информация затем используется для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций.

В психологии профессиональной деятельности методы применяются в соответствии с задачами профессиональной диагностики. Условно их подразделяют на две группы:

  1. Экспериментальные.
  2. Неэкспериментальные.

Экспериментальные разделяются на:

  1. Лабораторный эксперимент — проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к кадровой деятельности субъекта.
  2. Естественный эксперимент — проводится в привычных для субъекта условиях труда — там, где обычно проходят его рабочий день и профессиональное занятие. Принцип естественности сохраняется и в искусственно созданной ситуации, в условиях которой возможно проследить функции сотрудника.

Неэкспериментальные подразумевают наблюдение, когда психолог получает необходимую информацию о проявлениях трудового поведения в различных ситуациях, коммуникативных процессах, условиях труда.

Определение

Экспериментом называется метод целенаправленного и планомерного изучения психики в специально создаваемых условиях.

Организация эксперимента требует соблюдения следующих условий:

  1. Предварительная постановка цели и выбора объекта исследования.
  2. Подготовка плана.
  3. Наличие общей инструкции и протокола фиксации хода обследования.
  4. Подготовка материала, оборудования для исследования.
  5. Количественная и качественная обработка результатов предусмотренными методами: формулы расчета, количество таблиц, график.

Преимущества эксперимента:

  1. Позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта по мере варьирования проведения.
  2. Дает возможность для исследователя не выжидать, пока у испытуемого возникнет интересующее его явление, а активно вызывать его путем создания условий.
  3. Предусматривает вариант повтора, уточнения и проверки первоначальных данных.
  4. Допускает быстрый сбор большого объема фактического материала.
  5. Содержит четкие критерии фиксации и обработки данных, что влияет на объективность в отличие от метода наблюдения.
  6. Облегчает способ фиксации данных за счет отделения изучаемого явления от других.
  7. Упрощает анализ протокола эксперимента, строящийся в соответствии с заданной методикой, последовательностью, и выраженный в числовых показателях.

Недостатки эксперимента:

  1. Не изучает естественность в психологических процессах.
  2. Не создает целостного представления о психике испытуемого.
  3. Требует длительной и тщательной подготовки, в отличие от наблюдения.
  4. Зависит от умения экспериментатора выбирать цель, материал, точно использовать инструкцию, следить за временем и последовательностью.

Наблюдение отвечает определенным требованиям:

  1. Формулирование цели и выделенной единицы мониторинга.
  2. Наличие системы, в которой ведется наблюдение.
  3. Выбор объекта исследования.
  4. Поддержка естественных условий жизни, в которых испытуемый не подозревает, что он рассматривается в качестве объекта.
  5. Независимость наблюдателя, гарантирующая объективность исследования.
  6. Последовательный и систематический характер.
  7. Надежные способы фиксации наблюдаемых данных.

Роль профессиональной психологии в профессиональной деятельности

Существует ряд задач, которые решает профессиональная психология:

  1. Оценка начального уровня профессионализма лица.
  2. Определение соответствия индивида требованиям конкретного вида занятий.
  3. Установление соответствия профессии ожиданиям соискателя.
  4. Раскрытие возможных потенциалов личности.
  5. Поддержка работника в условиях использования его потенциала для результативного труда.

Изучение профессиональной деятельности проводится в двух направлениях:

Основные задачи исследований в сфере психологии труда это:

  1. Исследование деятельности специалистов различного профиля: разработка методов и программ, изучение конкретных видов деятельности, анализ ошибок, построение профессиограмм.
  2. Разработка классификационных схем и построение классификаций специальностей.
  3. Наблюдение механизмов психической регуляции рабочей деятельности в нормальных и экстремальных условиях.
  4. Изучение работоспособности труженика в различных видах и условиях труда и обоснование рекомендаций по повышению или поддержанию на требуемом уровне.
  5. Обзор особенностей функциональных, психических, состояний субъекта деятельности: разработка методов оценки и коррекции, разбор причинно-следственных отношений характера состояний и особенностей субъекта.
  6. Рассмотрение закономерностей взаимосвязи особенностей личности и характеристик занятия.
  7. Определение видов мотивации профессиональной деятельности, способствующих успешной реализации и удовлетворенности трудом.
  8. Обоснование системы профессионального психологического отбора специалистов: методы, показатели, критерии, организация.
  9. Разбор инженерно-психологических закономерностей взаимодействия индивида с техникой, обоснование психологических требований к конструкции средств участия, экспертиза.
  10. Введение эргономических рекомендаций по проектированию, созданию, испытанию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов.
  11. Уточнение процессов формирования и становления личности профессионала.

Объектами изучения научно-практической дисциплины выступают:

Предметы изучения сферы:

  1. Психологические закономерности трудового процесса.
  2. Особенности личности субъекта деятельности во взаимосвязи со средствами, орудиями, содержанием, условиями и организацией трудовой инициативы.
  3. Система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональное занятие.

Проблемы психологии профессиональной деятельности

Проблемы созревания профессионалов и профессионализма личности рассматриваются в рамках конкретного социально-экономического и социокультурного контекста.

Примечание

Новые информационные технологии, автоматизация, компьютеризация влекут за собой изменение традиционных представлений о профессионалах и профессионализме, что должна учитывать наука.

Развитие общества возможно, если его основу будут составлять профессионалы. В последнее время появилось и понятие о профессиональной некомпетентности, непрофессионализме. Отсюда вытекает ряд психологических проблем профессионализации личности:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: