Структурный метод.
Сущность структурного метода, предложенного А.И. Губинским, состоит в том, что трудовую деятельность описывают в виде структуры, состоящих из рабочих и вспомогательных операций, для каждой из которых определяются временная и надежностная характеристики.
Одним из принципов структурного метода является принцип иерархического структурирования, состоящий в том, что деятельность человека представляется:
– на оперативном уровне – в виде структуры взаимосвязей решаемых задач;
– на уровне решения одной задачи – в виде структуры взаимосвязей алгоритмов;
– на уровне алгоритма – в виде структуры взаимосвязей блоков операций;
– на уровне блока операций – в виде взаимосвязей отдельных операций;
– на уровне операции – в виде взаимосвязи ее компонентов.
А.И. Губинский и В.Г. Евграфов отмечают в то же время ряд трудностей использования структурного метода, в частности, сложность установления зависимости структуры от факторов внешней среды, отсутствие общепринятой «алгоритмической» трактовки мыслительной деятельности, не позволяющее описать ее структуру.
Общие сведения о психологии труда
Показатель работоспособности специалиста постоянно меняется. Это происходит по причине воздействия множества факторов, имеющих стабильный и эпизодический характер. Их влияние непрерывно исследуется для установления соответствующих закономерностей, представляющих особенный интерес для формирования благоприятных условий труда.
В качестве объекта исследования психологии труда выступает человек, являющийся реальным и единственным субъектом трудовой деятельности. Предмет психологии труда — это психологические компоненты, побуждающие, направляющие и регулирующие трудовую активность субъектов. Они реализуют её через исполнительские действия, личностные свойства.
Разные отрасли промышленного производства обладают собственной спецификой, а труд в промышленности имеет общие особенности. Ученые считают, что перед психологией труда должны стоять 2 основные задачи на макроуровне:
- рост производительности и увеличение эффективности трудовой деятельности;
- гуманизация трудовой деятельности, необходимая для содействия развитию личности.
Помимо базовых задач психология труда концентрируется на более частных задачах. Среди теоретических (исследовательских) задач, можно выделить исследование следующих направлений:
Особенности психических процессов (например, ощущение, восприятие, внимание, представление, память, мышление) в качестве регуляторов трудовой деятельности;
Психические свойства субъекта трудовой деятельности;
Закономерности развития личности в процессе труда;
Проблема мотивации трудовой деятельности и др.
Прикладные задачи психологии труда включают процесс разработки процедур профотбора; оптимизацию процедуры профессиональной подготовки; психологическую рационализацию труда рабочих; формирование оптимальных режимов труда и отдыха и др.
Подразделы психологии профессиональной деятельности
В психологии профессиональной деятельности выделяют такие подразделы:
-
Общая психология труда. Изучает историю развития знаний о труде, методологические основы психологии труда, характеристику профессиональной деятельности, определение и нахождение важных качеств воспитания личности в труде, а также кризисы и сложности в труде.
-
Психология инженерного направления. Изучает влияние и взаимодействия человека с техникой, а также различные психические показатели состояния человека.
-
Психология управленческого направления. Изучает взаимоотношения работников в процессе организации, а также оптимизацию этих отношений для увеличения производительности труда и формированию личности работников.
-
Профессиональная ориентация. Предполагает самоопределение сотрудников, а также включает в себя психологию карьеры, построенную на достижении самореализации.
-
Профессиональное образование. Включает в себя занятия, ориентированные на целеустремленность личности и его развитие. Предлагает поддержку работников в трудовом процессе.
Замечание 1
При этом еще существуют дополнительные подразделы психологии труда, которые образуются на основе следующих разделов: психологическая физиология труда, психологическая гигиена труда, психологические аспекты труда, профессиональная ориентация инвалидов, юридическая психология, психология маркетинга.
Связь психологии профессиональной деятельности с психологией труда
Психология профессиональной деятельности является сравнительно молодой отраслью практической психологии. Ее предмет представлен фактами, закономерностями и механизмами внутреннего мира людей в процессе профессионального развития. Методолого-теоретическая часть этого направления основана на достижениях общей, возрастной и педагогической психологии, а также психологии труда.
Профессиональная деятельность, которую исследует и психология труда, и психология профессиональной деятельности, представляет собой социально-значимую деятельность. Для ее выполнения необходимы специальные знания, умения и навыки, а также профессионально обусловленные качества личности. Профессиональная деятельность, в первую очередь, включает трудовую деятельность.
Определение 2
Труд является целесообразной продуктивной деятельностью, которая характеризуется наличием определенного результата. Среди основных характеристик труда можно выделить целенаправленность, орудийный и общественный характер, материализацию в предмете труда и изменение предмета, изменение самого трудящегося человека.
Психология труда взаимодействует с психологией профессиональной деятельности. Психология труда — это область науки, направленная на формирование путей решения определенных задач, которые появляются в ходе трудовой деятельности человека. В рамках современного изучения психологии профессиональной деятельности используют экспериментальные, наблюдательные и опросные методы.
Методы психологии труда и психологии профессиональной деятельности практически одинаковы. Они направлены на решение задач профессиональной диагностики:
- Выявление уровня профессионализма;
- Определение потенциальных возможностей человека;
- Формирование соответствия профессии запросу и ожиданиям;
- Установка соответствия работника необходимым требованиям профессии и др.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Роль профессиональной психологии в профессиональной деятельности
Существует ряд задач, которые решает профессиональная психология:
- Оценка начального уровня профессионализма лица.
- Определение соответствия индивида требованиям конкретного вида занятий.
- Установление соответствия профессии ожиданиям соискателя.
- Раскрытие возможных потенциалов личности.
- Поддержка работника в условиях использования его потенциала для результативного труда.
Изучение профессиональной деятельности проводится в двух направлениях:
- Описание. Основная цель психолога заключается в том, чтобы составить профессиограмму — систему признаков и норм, которая описывает основные характеристики среды и требования, предъявляемые конкретной квалификацией к психике индивида.
- Наблюдение. Проводится углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов — «субъект труда» и «профессиональная среда», оценка структурного взаимного соответствия этих компонентов системы «человек — профессиональная среда».
Основные задачи исследований в сфере психологии труда это:
- Исследование деятельности специалистов различного профиля: разработка методов и программ, изучение конкретных видов деятельности, анализ ошибок, построение профессиограмм.
- Разработка классификационных схем и построение классификаций специальностей.
- Наблюдение механизмов психической регуляции рабочей деятельности в нормальных и экстремальных условиях.
- Изучение работоспособности труженика в различных видах и условиях труда и обоснование рекомендаций по повышению или поддержанию на требуемом уровне.
- Обзор особенностей функциональных, психических, состояний субъекта деятельности: разработка методов оценки и коррекции, разбор причинно-следственных отношений характера состояний и особенностей субъекта.
- Рассмотрение закономерностей взаимосвязи особенностей личности и характеристик занятия.
- Определение видов мотивации профессиональной деятельности, способствующих успешной реализации и удовлетворенности трудом.
- Обоснование системы профессионального психологического отбора специалистов: методы, показатели, критерии, организация.
- Разбор инженерно-психологических закономерностей взаимодействия индивида с техникой, обоснование психологических требований к конструкции средств участия, экспертиза.
- Введение эргономических рекомендаций по проектированию, созданию, испытанию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов.
- Уточнение процессов формирования и становления личности профессионала.
Объектами изучения научно-практической дисциплины выступают:
- Индивидуальный субъект, как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения.
- Коллективный субъект, как группа людей, бригада, экипаж, смена.
- Система «человек — техника», «человек — человек», «человек — природа», человек — знаковая система», «человек — Бог».
Комбинации систем-основ создают более сложные категории, отражающие реалии взаимодействия человека с миром: «человек — техника — природа», «человек — техника — человек», «человек — техника — знаковая система», «человек — художественный образ — Бог».
Пример
- Тракторист, вспахивающий землю, задействован в системе отношений «человек — техника — природа».
- Представитель менеджмента организации осуществляет руководство персоналом, пользуется оргтехникой и находится в системе «человек — техника — человек».
- Продавец книжного магазина взаимодействует с объектом деятельности книгами, с техническими средствами в виде кассы, компьютера и с покупателями, относится к системам «человек — знаковая система — человек», «человек — художественный образ — человек», «человек — техника — человек».
Предметы изучения сферы:
- Психологические закономерности трудового процесса.
- Особенности личности субъекта деятельности во взаимосвязи со средствами, орудиями, содержанием, условиями и организацией трудовой инициативы.
- Система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональное занятие.
Особенности применения методов в психологии профессиональной деятельности
Определение
Методы психологии — это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверной информации. Информация затем используется для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций.
В психологии профессиональной деятельности методы применяются в соответствии с задачами профессиональной диагностики. Условно их подразделяют на две группы:
- Экспериментальные.
- Неэкспериментальные.
Экспериментальные разделяются на:
- Лабораторный эксперимент — проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к кадровой деятельности субъекта.
- Естественный эксперимент — проводится в привычных для субъекта условиях труда — там, где обычно проходят его рабочий день и профессиональное занятие. Принцип естественности сохраняется и в искусственно созданной ситуации, в условиях которой возможно проследить функции сотрудника.
Неэкспериментальные подразумевают наблюдение, когда психолог получает необходимую информацию о проявлениях трудового поведения в различных ситуациях, коммуникативных процессах, условиях труда.
Определение
Экспериментом называется метод целенаправленного и планомерного изучения психики в специально создаваемых условиях.
Организация эксперимента требует соблюдения следующих условий:
- Предварительная постановка цели и выбора объекта исследования.
- Подготовка плана.
- Наличие общей инструкции и протокола фиксации хода обследования.
- Подготовка материала, оборудования для исследования.
- Количественная и качественная обработка результатов предусмотренными методами: формулы расчета, количество таблиц, график.
Преимущества эксперимента:
- Позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта по мере варьирования проведения.
- Дает возможность для исследователя не выжидать, пока у испытуемого возникнет интересующее его явление, а активно вызывать его путем создания условий.
- Предусматривает вариант повтора, уточнения и проверки первоначальных данных.
- Допускает быстрый сбор большого объема фактического материала.
- Содержит четкие критерии фиксации и обработки данных, что влияет на объективность в отличие от метода наблюдения.
- Облегчает способ фиксации данных за счет отделения изучаемого явления от других.
- Упрощает анализ протокола эксперимента, строящийся в соответствии с заданной методикой, последовательностью, и выраженный в числовых показателях.
Недостатки эксперимента:
- Не изучает естественность в психологических процессах.
- Не создает целостного представления о психике испытуемого.
- Требует длительной и тщательной подготовки, в отличие от наблюдения.
- Зависит от умения экспериментатора выбирать цель, материал, точно использовать инструкцию, следить за временем и последовательностью.
Наблюдение отвечает определенным требованиям:
- Формулирование цели и выделенной единицы мониторинга.
- Наличие системы, в которой ведется наблюдение.
- Выбор объекта исследования.
- Поддержка естественных условий жизни, в которых испытуемый не подозревает, что он рассматривается в качестве объекта.
- Независимость наблюдателя, гарантирующая объективность исследования.
- Последовательный и систематический характер.
- Надежные способы фиксации наблюдаемых данных.
Роль профессиональной психологии в профессиональной деятельности
Существует ряд задач, которые решает профессиональная психология:
- Оценка начального уровня профессионализма лица.
- Определение соответствия индивида требованиям конкретного вида занятий.
- Установление соответствия профессии ожиданиям соискателя.
- Раскрытие возможных потенциалов личности.
- Поддержка работника в условиях использования его потенциала для результативного труда.
Изучение профессиональной деятельности проводится в двух направлениях:
Основные задачи исследований в сфере психологии труда это:
- Исследование деятельности специалистов различного профиля: разработка методов и программ, изучение конкретных видов деятельности, анализ ошибок, построение профессиограмм.
- Разработка классификационных схем и построение классификаций специальностей.
- Наблюдение механизмов психической регуляции рабочей деятельности в нормальных и экстремальных условиях.
- Изучение работоспособности труженика в различных видах и условиях труда и обоснование рекомендаций по повышению или поддержанию на требуемом уровне.
- Обзор особенностей функциональных, психических, состояний субъекта деятельности: разработка методов оценки и коррекции, разбор причинно-следственных отношений характера состояний и особенностей субъекта.
- Рассмотрение закономерностей взаимосвязи особенностей личности и характеристик занятия.
- Определение видов мотивации профессиональной деятельности, способствующих успешной реализации и удовлетворенности трудом.
- Обоснование системы профессионального психологического отбора специалистов: методы, показатели, критерии, организация.
- Разбор инженерно-психологических закономерностей взаимодействия индивида с техникой, обоснование психологических требований к конструкции средств участия, экспертиза.
- Введение эргономических рекомендаций по проектированию, созданию, испытанию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов.
- Уточнение процессов формирования и становления личности профессионала.
Объектами изучения научно-практической дисциплины выступают:
Предметы изучения сферы:
- Психологические закономерности трудового процесса.
- Особенности личности субъекта деятельности во взаимосвязи со средствами, орудиями, содержанием, условиями и организацией трудовой инициативы.
- Система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональное занятие.
Проблемы психологии профессиональной деятельности
Проблемы созревания профессионалов и профессионализма личности рассматриваются в рамках конкретного социально-экономического и социокультурного контекста.
Примечание
Новые информационные технологии, автоматизация, компьютеризация влекут за собой изменение традиционных представлений о профессионалах и профессионализме, что должна учитывать наука.
Развитие общества возможно, если его основу будут составлять профессионалы. В последнее время появилось и понятие о профессиональной некомпетентности, непрофессионализме. Отсюда вытекает ряд психологических проблем профессионализации личности: