Психические новообразования в литических и кризисных возрастах

Консультация для родителей «психические новообразования детей раннего возраста». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Новообразования в эпоху раннего детства

Эпоха раннего детства начинается с кризиса новорожденности. Этот кризис разрешается к двум месяцам жизни ребёнка, когда уходит противоречие между полной беспомощностью, зависимостью от других людей и отсутствием сформированных форм общения. К двум месяцам жизни появляется индивидуальная психическая жизнь и возникает потребность в общении, происходит, так называемый, комплекс оживления.


Giphy

Периоды внутри этой эпохи и их характеристики:

младенчество – от двух до двенадцати месяцев.

Социальная ситуация – сохранение тесной психологической связи с матерью, на фоне физического отделения от неё. Ситуация развития именуется «Пра-Мы». Ведущая деятельность этого периода заключается в установлении контакта с близкими людьми, аффективном общении и формировании доверия.

Кризисом этого периода является уход от «Мы» к периоду большей степени самостоятельности. Новообразования этого периода – адаптация организма к новым условиям существования, начало формирования индивидуальных психологических феноменов;

ранний детский возраст – от одного года до трёх лет.

Социальная ситуация – постепенный уход от «Мы» в сторону обретения автономности и самостоятельности. Ведущая деятельность – формирования речи, манипулирование различными предметами. Кризис периода возникает в силу развития потребности самостоятельности и независимости, и ограниченности средств выражения для достижения этого. Новообразования – формирование самосознания: замена местоимения «Мы» на «Я», стремление к самостоятельной деятельности.

Еще термины по предмету «Медицина»

Вторая фаза анаболическая

Она характеризуется снижением концентрации адаптивных гормонов, нормализациейсистемы свертывания крови, активизацией факторов иммунной защиты организма, повышением уровня гормонов, обеспечивающих пластические процессы: соматотропного гормона, инсулина, тестостерона и минералокортикоидов. В результате этого нормализуются периферическое кровообращение и микроциркуляция, обмен веществ, стимулируются процессы, обеспечивающие регенерацию и заживление раны. В не-осложненных случаях анаболическая фаза начинается с 4— 5-х суток и продолжается в течение 10—14 суток.

Гейнца—Эрлиха тельца

(син.: Эрлиха тельца) — округлые эозинофильные (при окраске по Романовскому—Гимзе) или темно-фиолетовые (при окраске по Маю—Грюнвальду) включения, обнаруживаемые в зрелых эритроцитах при метгемоглобинемии.

Эпигенетические изменения

функционально значимые изменения структуры ДНК, не связанные с изменением исходной последовательности ДНК, например, метилирование ДНК.

  • Новообразованиями

  • Вегетативные обрастающие новообразования

  • Плодоносные (генеративные) новообразования

  • Психическая напряженность

  • Психические процессы

  • Психический процесс

  • Психическое отражение

  • Напряженность психическая

  • Психическая выносливость

  • Психическая подготовка

  • Психическое пресыщение

  • Заражение психическое

  • Здоровье психическое

  • Психическая реабилитация

  • Психическая саморегуляция

  • Психическая травма

  • Психическое состояние

  • Реабилитация психическая

  • Импотентность психическая

  • Отражение психическое

Этапы формирования личности в дошкольном возрасте

Дошкольный период делится на 3 возрастных этапа:

  1. Ранний дошкольный возраст — от 3-х до 4-х лет.
  2. Средний — от 4-х до 5-ти.
  3. Старший — от 5-ти до 7-ми.

Для раннего дошкольного возраста характерны следующие особенности:

  1. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, основанное на манипулировании с предметами.
  2. Происходит переход к сенсорным эталонам. Дети в этом возрасте различают несколько форм предметов, 5-7 цветов. Они способны ориентироваться в знакомом пространстве.
  3. Поведение ребенка во многом остается ситуативным.
  4. Воображение носит репродуктивный характер — дети механически воспроизводят полученные в виде образов впечатления.
  5. Формируются зачатки произвольного внимания.

Специфика среднего дошкольного возраста:

Начинает формироваться наглядно-образное мышление
Дети в этом возрасте могут конструировать предметы по схеме, решать задачи с лабиринтами.
Развивается опосредованное внимание и память. Дети способны концентрироваться на решении конкретной задачи.
Усложняются игры, в деятельности появляются ролевые взаимодействия.
В общении с взрослыми доминирующими становятся познавательные мотивы
Это возраст «почемучек» — дети задают массу вопросов об окружающем мире

Важно не погасить в них этот познавательный интерес, а стимулировать их любознательность.
Усложняются отношения со сверстниками. Общение становится избирательным

В группе появляются лидеры. Возрастающая конкурентность и неустойчивость самооценки часто приводят к появлению такого феномена, как обидчивость. Чтобы снизить ее, необходимо перестать сравнивать ребенка с другими детьми. Нужно давать ему безусловную любовь и принятие, учить правильно реагировать на неудачи.

В старшем дошкольном возрасте происходят следующие процессы:

  1. Улучшается наглядно-образное мышление и формируются зачатки словесно-логического мышления. Речь становится средством постановки и решения интеллектуальных задач.
  2. Повышается степень устойчивости внимания. Если младшие дошкольники обычно способны концентрироваться на одной картинке 6-8 секунд, то теперь время концентрации увеличивается до 20 секунд.
  3. Воображение приобретает творческий характер. Ребенок уже не просто воспроизводит, но и творчески преобразует реальность. Он может развивать сюжет сказки, изменять ход игры, рисовать оригинальные изображения, проявлять креативность.
  4. Дети активно усваивают мир социального взаимодействия. В игре происходит четкое распределение ролей, соблюдается субординация. При выяснении вопросов лидерства могут возникать конфликты.
  5. Продолжает интенсивно развиваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Речь становится более логичной и связной. Старший дошкольник может составлять рассказы по картинкам, передавая не только главное, но и детали.

Примечание

Если ребенок развивается в правильном темпе, то к концу дошкольного периода он достигает такого уровня познавательного и личностного развития, который позволяет ему успешно учиться в школе. При недостаточной сформированности новообразований дошкольного возраста ребенок будет испытывать проблемы в учебе.

Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Проблематика

Наша психика устроена таким образом, что все возрастные изменения происходят поэтапно. И перескочить через один из этапов или два просто невозможно.

Например, если ребенок не до конца усвоил и освоил игровую деятельность, то в его психике не появилось основы для учебной деятельности. А следовательно, перейти к ней ребенок просто не сможет.

Позднее появление новообразований и намеренное замедленное развитие приводит к постоянному отставанию от других людей. Закрепленный ярлык «отстающего» всегда очень негативно влияет на нервное состояние и, в частности, на самооценку.

Когда такой человек попадает в коллектив (особенно детский), то, с большей вероятностью становится в позиции изгоя. Но напрочь «убивает» малейшие возможности не только претендовать на лидерские позиции, но и быть на позиции равного члена коллектива.

У таких отстающих детей в детстве, как правило, снижена мотивация к успешной учебе и самореализации. Они становятся затворниками. Также и отстающие взрослые. Такие взрослые теряют интерес к жизни и способность к самореализации. Присутствует невозможность реализовать себя в карьере, т.к. работа для них (вернее присутствие на ней) становится сущим наказанием.

Сегодня развитие человека больше не является постулатом идеалистов

Действительно, его важность можно увидеть в развитии таких концепций, как человеческий капитал, концепция, которая перерабатывает понятие производственного фактора труда, связывая его с обучением и развитием навыков работников. Как мы видим, факт решения проблемы качества труда путем рассмотрения его навыков (всех видов) может дать нам представление об актуальности постановки человеческого развития в центр любой политики в отношении населения

Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

Вы здесь

Главная » Шпаргалки » Детская психология

Психологическое новообразование

Именно в процессе развития , а не роста , возникают качественно новые психологические образования , и именно они составляют сущность каждого возрас-тного этапа . Психологическое новообразование – это : –психические и социальные изменения , возникаю-щие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка , его отношение к среде , внутрен-нюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период ; –новообразование – обобщенный результат этих изменений , всего психического развития ребенка в соответствующий период , который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста ( Выгот-ский Л . С , 1984). Каждый возрастной период характеризуется специ-фическим для него психологическим новообразова-нием , которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе . По мнению Л . С . Выготского , оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты» Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процес-сов ( например , наглядно — действенное мышление в раннем детстве ) до отдельных свойств личности ( скажем , рефлексия в подростковом возрасте ). Сенситивность развития. Сенситивный период развития – это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Разделы сайта

  • Шпаргалки
    • ГРЭ
    • Государственное управление
    • Детская психология
      • Анатомо-физиологическая основа психического развития ребенка
      • Возрастая периодизация психического развития
      • Детская психология как раздел возрастной психологии
      • Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
      • Методы детской психологии
      • Механизм психического развития ребенка. Социальная ситуация развития ребенка
      • ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
      • Показатели психического развития ребенка
      • Понятие о психическом развитии
      • Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте
      • Психическое развитие и обучение
      • Психическое развитие ребенка в раннем детстве
      • Психологическая готовность к обучению в школе
      • Психологическое новообразование
      • Психология личности и деятельности педагога
      • Развитие внимания в дошкольном возрасте
      • Развитие волевой сферы дошкольника
      • Развитие воображения у детей дошкольного возраста
      • Развитие интеллекта по Пиаже
      • Развитие личности в дошкольном возрасте
      • Развитие мышления в дошкольном возрасте
      • Развитие общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте
      • Развитие общих и специальных способностей в дошкольном возрасте
      • Развитие памяти детей в дошкольном возрасте
      • Развитие речи в дошкольном возрасте
      • Развитие чувств в дошкольном возрасте
      • Ролевая дифференциация пола у дошкольников
      • Сенсорное развитие дошкольника
      • Сигнальные системы
      • Содержание мотивов поведения дошкольников
      • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ
      • Характеристика психического развития в младенчестве
      • Элементы учебной и трудовой деятельности дошкольников
    • Психология
    • Развитие личности
    • Региональное регулирование
    • Физика
    • Философия
    • Экономика и организация труда

История открытия и исследователи

В отечественной психологии изучению новообразований уделялось большое внимание. Первым понятие «ведущая деятельность», как основной интерес ребенка, необходимый для развития, ввел Л

Выготский. Позднее его рассматривал А. Леонтьев. Д. Эльконин на основании теории возрастного развития создал собственную периодизацию. Ведущая деятельность — фактор поведения ребенка, который помогает ему переходить с одного уровня развития на другой.

Несмотря на работу, которую проделали психологи для изучения особенностей развития психики, в теории возрастной периодизации развития психики остается много сомнительных моментов.

Первая проблема относится с самой ведущей деятельности. Определить четкие критерии, которые позволили бы отделить деятельность, направленную на развитие, от других видов деятельности, нет. Нельзя сказать, что игра для ребенка значительно отличается от неигры, общение от необщения. Основным фактором отбора ведущей деятельности психологи рассматривают мотив. Но исследования показывают, что для детей одна и та же деятельность может быть продиктована разными мотивами. При этом сложно отследить, какая деятельность привносит изменения в Я-образ ребенка, а какая проходит бесследно.

Второй сложностью, вставшей на пути изучения возрастной периодизации, стала смена одного вида ведущей деятельности на другой. В. Давыдов утверждал, что последовательная смена (когда ребенок вместо игры концентрируется на учебе, а взрослый с обучения переключается на труд) происходит не всегда. Ведь элемент игры сохраняется в учебной деятельности. И даже у взрослых.

Третьей проблемой стала взаимосвязь деятельности и условий психического развития. Считается, что развитие личности ребенка стимулируется общением со сверстниками и взрослыми. Но не каждый вид общения влияет на психику благотворно. Если ребенок находится во враждебной среде, познавательные функции угнетены. Общение не только не способствует развитию, но и замедляет его.

Чтобы проверить теорию автономности процесса возрастного развития, Выготский предложил использовать новый подход в образовании. Он полагал, что уроки необходимо упразднить, предоставив детям возможность самим выбирать, что они хотят изучать. Такой подход практиковался в ряде школ, но он показал отрицательный результат. Дети, которые самостоятельно выбрали предметы для изучения, не отличались высокими интеллектуальными способностями. Наоборот, чаще они отставали от сверстников.

Выготский и его последователи убеждены, что это только первый этап исследований и его результат нельзя считать окончательным провалом теории самообучения. Необходимо больше исследований, чтобы проработать версии об отличиях развивающего свободного общения и организации взаимодействия детей в коллективе.

Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

  1. Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
  2. Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
  3. Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

Периодизация и психологический возраст

Фото автора Ali Pazani: Pexels

Периодизация психологического развития от момента рождения до возраста 17 лет, была детально разработана Д.Б. Элькониным. Именно работы этого советского психолога являются основополагающими для российской возрастной психологии.

В своей системе периодизации, Д.Б. Эльконин соединяет теорию деятельности А.Н. Леонтьева, концепцию развития личности Л.И. Божович, а также работы Л.С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста. Каждый психологический возраст, в определённый период, согласно концепции Д.Б.Эльконина, описывается:

  • социальную ситуацию развития;
  • ведущую деятельность;
  • новообразования.

Обучение как детерминанта развития основных психических и личностных новообразований

В статье показано, что основой тенденцией современной педагогической науки является ориентация на личность и ее развитие, признание приоритета развивающего образования, изучение личностных преобразований на различных этапах онтогенеза, осмысление факторов, обусловливающих личностные изменения. Автором дана оценка идей Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их влияние на парадигмальный строй педагогики и психологии, на понимание сущности процесса обучения, его целей, содержания и технологий. Рассмотрение личности как феномена субъектности позволило осмыслить позицию обучаемого в учебном процессе, формирование отношения к нему как к субъекту учения. Показано, что в трактовке сущности, принципов и технологий личностно-развивающего обучения находят свое отражение идеи гуманизации образования. Обучение характеризуется как значимая детерминанта развития основных психических и личностных новообразований.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Определение

Возрастной подход в воспитании — это учет в воспитательном процессе физиологических, психических и социальных закономерностей развития личности.

Возрастной подход решает ряд важных задач:

  1. Выявление общих закономерностей воспитания.
  2. Создание оптимальных условий для психофизического развития и социализации.
  3. Коррекция отклонений в развитии.
  4. Формирование морально-нравственных норм и ценностей.
  5. Стимулирование познавательного интереса, развитие когнитивных способностей.
  6. Становление самосознания личности.

Знание возрастных особенностей детей помогает лучше понять причины их поведения.

Пример

Взрослые часто сердятся на детей за то, что они не запоминают сказанное и не способны концентрироваться на конкретном виде деятельности

Но у ребенка только к концу дошкольного возраста в значительной мере формируется произвольное внимание и память. Осознание этих особенностей детского развития помогает родителям быть более терпеливыми

Очень важен возрастной подход в диагностике и корректировке развития детей. Если на начальном этапе заметить отставание в формировании тех или иных психических функций, то больше шансов на дальнейшее благополучное развитие ребенка.

Пример

При нарушении речевых функций ребенку назначают занятия с логопедом. При условии своевременного обращения и проведения систематической эффективной работы многие отклонения полностью устраняются.

Методы изучения

В младенчестве и раннем возрасте развитие новообразований могут отслеживать родители. Каждый ребенок перед поступлением в детский сад должен уметь:

  • самостоятельно уверенно ходить;
  • использовать столовые приборы;
  • отличать свою одежду и игрушки от вещей других детей;
  • обладать минимальным словарным запасом;
  • не бояться взрослых.

В раннем возрасте новообразование появляется и закрепляется быстро и отставание легко исправить. В дошкольном возрасте ребенок проходит обязательную диагностику, определяющую готовность к обучению. Он должен уметь различать форму, размер, цвет и назначение предмета. Знать домашних и диких животных, растения, профессии, уметь рассказать о себе. Ключевое новообразование – наличие мотивации к обучению. Наличие выявляют с помощью ряда тестов и беседы с ребенком.

Понятие и суть

В психологии под новообразованием понимают психическое и социальное изменение, которое происходит в сознании человека. Оно определяет качество жизни, темп развития, отношение к среде. Новообразование — результат качественного изменения.

У каждого возрастного периода есть свои специфические характеристики. Для него типичны свои новообразования, которые становятся ведущими для данного возраста. Личность человека подчинена ведущему изменению, от него зависит, как личность будет развиваться в. К новообразованиям относятся психические явления, отдельные свойства характера.

В подростковом возрасте свойства новообразований могут быть неверно истолкованы. Психиатр или невропатолог могут ошибочно принять их за симптомы психического заболевания

Важно не торопиться с лечением и вначале наблюдать за изменениями в поведении подростка. Вероятно, когда период перехода на новую ступень развития личности закончится, поведение подростка нормализуется

Важность появления новообразования в том, что оно меняет психологическую картину мира человека. Он как будто заново оценивает окружающий мир, пересматривает свое отношение к нему и самому себе

При этом для окружающих процесс перехода на новую ступень развития личности может стать неожиданностью и даже настоящей проблемой. Особенно, если речь идет о подростковом возрасте, в котором перестройка мировоззрения происходит бурно и часто сопровождается неадекватным поведением и асоциальными проявлениями.

Чем дальше, тем сложнее

Человек – социальное существо. Изменения в психике и сознании могут происходить всю жизнь. Определенные изменения происходят под влиянием внешней среды, но другие являются особенностями внутренних процессов. Такой переход, который появляется в силу возраста, называется психологической периодизацией.

Отечественный Советский психолог Д.Б. Эльконин проводил исследования психики, начиная с периода младенчество и заканчивая этапом подростка (старшего школьника). Он подробно описал становление личности вплоть до взрослого возраста, дал соответствующую характеристику каждой эпохе и установил структуру развития.

Каждый год своего развития человек расширяет сферы своей деятельности: какая-то становится ведущей. Он так же определяет свое отношение к новой ситуации, и готов переходить на следующую ступень. Такой переход называют термином «кризис». Он происходит спустя определенное время. Начинается в детстве и заканчивается только в старости.

Каждый новый этап будет характеризоваться специфическими критериями. Взрослея, человек проходит не только через физическую перестройку, но и психическую. Настоящее самосознание у ребенка происходит только к периоду детского дошкольного возраста. А ранний школьный возраст и, после, подростковый выделяется тем, что ребенок понимает собственное значение. Мышление и исходное поведение снова меняются.

Наука психология ставит перед собой задачу изучить закономерность, при которой возникают возрастные кризисы. И дать важные знания и план действий для родителей и тех, кто только собирается заводить детей. Изучение детской психологии никогда не будет лишним и поможет решить большинство проблем в обучении своего чада.

Нельзя точно сказать, какой из этапов системы периодизации психологического развития будет самым сложным и главным. Человек будет развиваться согласно своему возрасту. И тяжелым может оказаться и первый, и второй, и последующие. На каждом человек будет развивать различные характерные функции, менять характер, и переходить от этапа рождения к полноценной «взрослости».

Результат каждого периода будет одним и тем же: кризис, который будет вести дальше и связывать со следующим этапом. И только потом можно будет выделять какой-то обобщенный период (младший или взрослый). Приобретение новых качеств, эмоции, испытываемые впервые, мнение на действительность и собственные рамки относятся к образу, который создает человек на каждом конкретном этапе.

Потребность человека в общении начинает определяться прежде, чем слова начинают складываться в стабильную речь. И начало познания мира – это критический момент становления психики. Затем, на протяжении какого-то времени, человек будет считать себя центральным элементом, но к этапу зрелости фокус может сдвигаться, и личность четко осознает принадлежность к какой-либо группе.

Статья как раз рассматривает, какие виды психологических новообразований бывают. Как правило, такая информация полезна взрослым, которые столкнулись с первым кризисом, и готовы вести работу над собой, и следовать условиям, которые сопровождают новый этап изменения возраста. Основные личностные новообразования не будут длиться до самой старости. Психическое становление заканчивается примерно в возрасте 17 лет.

Когда последний период новообразований, ведущий к стабильному формированию психики, завершится, основой возрастной периодизации станет зрелость. Основной рост завершен. Все вопросы должны быть решены. Далее периоды уже будут зависеть только от возраста и обстоятельств внешнего мира. Физическое развитие постепенно начнет угасать.

Новые задачи будут возникать в ходе всех периодов. И главное для родителей – быть к этому готовыми. Неизвестно, как именно получится вести себя, но представлять, как примерно будет выглядеть каждый этап периодизации – нужно. Тогда будет шанс помочь ребенку в правильном формировании психологических новообразований. И они получатся «доброкачественными», а не «злокачественными».

Отечественные психологи проделали действительно колоссальную работу в области возрастной психологии. Они смогли объяснить многие вещи достаточно простыми словами. И современные психологи, педагоги, и просто родители довольно успешно пользуются этими исследованиями

Ведь понимать ребенка и осознавать, почему меняется его характер, очень важно

Поэтому ты можешь начать изучение с этой статьи, а затем перейти на более обширные работы выдающихся специалистов в сфере психологической периодизации. Тогда никакие скачки роста и психики тебе точно не будут страшны. Ты будешь самым крутым и продвинутым родителем. И, возможно, сможешь давать практические советы другим.

Характеристика основных новообразований психики

Источником психологических новообразований дошкольника является социальная среда, предпосылками — биологические особенности организма. В качестве движущей силы психического развития выступают возникающие противоречия.

Основными новообразованиями психики в дошкольном возрасте являются следующие:

Восприятие. Ребенок овладевает новыми действиями восприятия. Он обследует объекты окружающего мира, их многообразные свойства и отношения. Формируются 3 основных вида действий восприятия: идентификация, соотнесение с эталоном и моделирование. К концу дошкольного возраста восприятие развивается в такой степени, что оно способно дать достаточно полное представление о предмете или явлении.

Появление произвольного внимания

В раннем дошкольном возрасте внимание является непроизвольным. Это означает, что ребенка привлекают непосредственно интересующие его в текущий момент предметы или люди

Внимание переключается быстро и не способно долго фокусироваться на одном предмете. По мере взросления дошкольник учится управлять вниманием, сознательно направлять его на конкретный объект. Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием речи. С помощью планирующей речевой функции дошкольник способен заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Формирование произвольной памяти. В раннем возрасте память носит непроизвольный характер. Это означает, что малыши нецеленаправленно запоминают только интересные для них, эмоционально окрашенные события и явления. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольность памяти. Ребенок сознательно старается что-то запомнить, для того чтобы использовать эту информацию в дальнейшем.

Наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Это осуществляется на основе развития произвольной и опосредованной памяти. Наглядно-образное мышление предполагает оперирование образами, формирующимися на основе восприятия.

Развитие произвольного воображения. Воображение как психический процесс появляется на третьем году жизни. В дошкольном возрасте происходит переход к опосредованному, произвольному характеру воображения. Оно превращается в относительно самостоятельный вид психической деятельности. К концу дошкольного возраста на смену репродуктивному воображению приходит творческое.

Самостоятельность и воля. Происходят серьезные изменения мотивационной сферы, формируется механизм соподчинения мотивов. Дошкольники способны принять решение в ситуации выбора, в то время как в раннем возрасте дети действуют импульсивно.

Самосознание. Появляются зачатки рационального самосознания. Ребенок пытается осознать образ самого себя не только с помощью эмоций, но и интеллекта. Он фиксирует свою идентичность — половую, социальную, этическую. Наиболее явно осознание себя проявляется в формировании самооценки — способности оценивать свои достижения и неудачи. Старшие дошкольники могут не просто эмоционально оценивать свои поступки, но и рационализировать их.

Примечание

Появление самосознания специалисты считают центральным новообразованием дошкольного периода.

Новообразования в эпоху подросткового возраста

Эпоха подросткового возраста разделяется на:

младший подростковый возраст – от двенадцати до пятнадцати лет.

Социальная ситуация – отказ от взаимодействия со взрослыми, предпочтение в общении с ровесниками. Деятельность – освоение норм и правил поведения и взаимодействия с социумом. Кризис – начало формирования эго-идентичности. Новообразования – чувство взрослости, открытие своего «Я», возникновение личностной рефлексии.


Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels

Старший подростковый период – от пятнадцати до семнадцати лет.

Социальная ситуация – изменение характера учебной деятельности в сторону самообразования. Деятельность – начало наработки профессиональных навыков: развитие операционно-технической сферы. Кризис – смена стиля жизни, деятельности, круга общения в сторону взрослой жизни. Новообразование – формирование личностного мировоззрения, навыков самообразования: смена системы ценностных ориентаций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: