Развивающая функция
Развивающая функция в педагогическом процессе выражается в качественных изменениях психической деятельности ребенка, в формировании у него определенных качеств и умений. Эта функция реализуется при организации учебно-воспитательного процесса и определяется акцентом на знания, умения и навыки или на формирование мотивации и познания у обучаемого. Выготским была разработана теория о зонах развития. Согласно этой теории, если воспитание дает ребенку то, что он уже знает и умеет делать сам, то оно находится до зоны актуального развития ребенка и его влияние на развитие незначительно. Воспитание идет синхронно с развитием воспитанника, только если он может сделать сегодня сам то, что мы ему предлагается, пытаясь воспитывать или обучать. Это и есть зона актуального развития. Воспитание значительно ускоряет развитие. Оно оказывает развивающее воздействие, если ребенок, при выполнении предложенной воспитательной или образовательной задачи, может сказать: «… я это могу сделать сегодня, но с определенными усилиями или помощью» — это зона ближайшего развития. Ориентация на зону ближайшего развития в педагогике является наиболее эффективной.
Московский учитель-новатор Лысенкова 70—90-х годах прошлого столетия, нашла практическое решение организации учебного процесса с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка. Ее подход был назван опережающим обучением. Смысл данного подхода в следующем: она начинала включать самые сложные темы за несколько академических часов до их изучения по учебному плану в конце каждого урока по данному учебному предмету, используя несколько минут урока. Практически все ученики овладевали сложным материалом. В результате положенную программу удавалось изучить за две с половиной — три четверти. Практически не оставалось учеников, которые бы не овладели программой. В результате такого подхода изменялось отношение к учению, появлялся интерес у детей с разными возможностями: сильный получает более сложные задания, слабый — не становится отстающим, он становится успешным, справляющимся. Учебно-воспитательный процесс таким образом организуется на высоком уровне развития обучающихся с опорой на зону его ближайшего развития и на достаточно гуманной основе.
Воспитание может тормозить развитие по двум причинам:
- из-за слишком высокого уровня предъявляемых требований,
- из-за лишения ребенка возможностей проявления активности и инициативы (гиперопека).
Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Таким образом, воспитание и обучение включаются в процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним.
Воспитательная и образовательная функции
Одной из первоочередных функций педагогического процесса является образовательная функция. Данная функция реализуется в рамках учебной деятельности: учебные занятия (уроки), внеурочная и внеклассная работа, деятельность образовательных учреждений дополнительного образования.
Основной формой организации образовательной функции, являются целенаправленно организованные педагогом уроки (занятия), имеющие конкретную образовательную цель и содержание.
Внеклассная и внеурочная деятельности направлены на расширение учащимися собственного кругозора, получение необходимого жизненного опыта и опыта практической деятельности.
Функция учреждений дополнительного образования – освоение общечеловеческой культуры, овладение умения и навыками творческой деятельности.
Выполненная образовательная функция проявляется в умении учащимся применять полученные знания, оперировать ими в практической деятельности, а также использовать их для того, чтобы получать новые знания.
Замечание 1
Таким образом, образовательная функция педагогического процесса направлена на получение учащимися знаний и умений во время специально организованных учебных занятий, а так же во внеклассной работе и работе учреждений дополнительного образования.
Воспитательная функция пронизывает такие аспекты целостности педагогического процесса как:
- воспитательное и обучающее пространство;
- организация различных видов деятельности;
- профессиональные и личностные характеристики педагога;
- методы, средства, приемы и формы обучения;
- характер взаимодействия между субъектами педагогического процесса.
Воспитательная функция находится в тесной взаимосвязи с обучением, так как оно имеет закономерный воспитывающий характер. Процесс обучения направлен не просто на передачу учащимся знаний и умений, но и на формирование полноценной личности. Полноценное формирование личности не состоится, в случае если не будут усвоены нормы и правила поведения в современном обществе. Именно это и обуславливает взаимосвязь и взаимозависимость обучения и воспитания.
Воспитательная функция педагогического процесса реализуется посредством целенаправленной организации эффективного взаимодействия всех его участников.
Воспитательная функция целостности педагогического процесса проявляется в:
- воспитательном пространстве, в рамках которого осуществляется взаимодействия педагога и воспитанников;
- личностных и профессиональных характеристиках педагога;
- характере учебных планов и программ;
- методах, формах, средствах и приемов реализации педагогического процесса.
Таким образом, воспитательная функция целостного педагогического процесса имеет большое значение в формировании и становлении личности ребенка.
Факторы воспитания в процессе обучения
Замечание 2
Основным воспитывающим фактором обучения является содержание образования.
При этом учебные предметы обладают разным воспитательным потенциалом. У эстетических и гуманитарных дисциплин он значительно выше. Предметное содержание данных областей имеет больше возможностей для формирования личности. Следует отметить, что автоматического воспитания эти предметы, как и другие не несут.
Содержание обучающего материала может по-разному восприниматься учениками. Это обусловлено имеющимся уровнем воспитанности, социальной, психологической и педагогической ситуации обучения, особенностями коллектива, а также выбором времени и места обучения. Содержание предметов естественнонаучного цикла способствует формированию мировоззрения, цельной картины мира в сознании детей и выработке на основании этого взглядов на жизнь.
Замечание 3
Второй фактор воспитания в процессе обучения – это характер общения педагога и учеников, психологический климат в коллективе, взаимодействие всех участников обучения, принятый стиль руководства познавательной деятельностью учеников.
В современной педагогике наиболее эффективным стилем общения педагога признается демократический стиль, соединяющий в себе гуманное и уважительное отношение к ученикам, предоставление им определенной доли самостоятельности, привлечение их к непосредственной организации обучения.
При этом демократический стиль отводит учителю руководящую роль в процессе обучения. Для реализации воспитательной функции обучения педагогу необходимо не просто знать об объективной связи обучения и воспитания, а отбирать и анализировать учебный материал с позиции его воспитательного потенциала, строить процесс обучения и общения так, чтобы он стимулировал личностное восприятие информации обучающимися, вызывал их активное оценочное отношение к материалу, формировал их интересы и потребности. Процесс обучения для реализации воспитательной функции педагогу необходимо специально проанализировать и проработать его во всех компонентах.
Взаимосвязь между ведущими функциями процесса обучения
В процессе образовательной деятельности функциональная роль обучения сводится к выполнению им трех основных функций:
- Образовательная.
- Развивающая.
- Воспитательная.
Замечание 3
Эти функции неразрывно связаны и функционирует в единстве. Характер их единства является диалектическим.
Практическая реализация образовательной функции происходит посредством:
- Постановки задач проведения учебного занятия, включающих не только задачи обучения, но и задачи воспитания и развития личности;
- Составления содержания педагогической деятельности, включающей работу педагога и учащихся, и обеспечивающей выполнение задач учебного процесса, предполагая их неравномерную реализацию на каждом занятии;
- Выбора разнообразных технологий, методик и форм организации учебно-воспитательного процесса, вариантов их сочетаний и степени применения;
- Проведения мониторинга и оценки реализации учебного занятия и учебно-воспитательного процесса, которое сопровождается проведением проверки выполнения всех трех функций обучения.
Данные положения определяют перечень требований, предъявляемых к процессу обучения, его организации и способам проведения.
Задачи и функции процесса обучения
Основными задачами, стоящими перед процессом обучения являются:
- Осуществление стимулирования учебно-познавательной активности детей.
- Формирование у учащихся познавательных потребностей.
- Организация познавательной деятельности учащихся, направленная на овладение научными знаниями, умениями и навыками, а также овладение приемами их использование в последующей творческой деятельности и самообразовании.
- Организация деятельности по развитию творческих и познавательных способностей детей.
- Воспитание нравственно-эстетической культуры и формирование научного мировоззрения культуры у учащихся.
Решение поставленных задач обучения достигается посредством реализации следующих функций:
-
Воспитательная функция:
- усвоение учащимися системы научных знаний, умений и навыков, в соответствии с образовательными стандартами;
- обучение творческому использованию полученных знаний, умений и навыков, в повседневной практической деятельности;
- формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию, заниматься самообразованием;
- расширение кругозора учащихся, для последующего получения образования и самоопределения в жизни.
-
Развивающая функция:
развитие логического мышления, представленного процессами абстрагирования, сравнения, анализа, сопоставления и т.п.
развитие воображения;
развитие памяти: слуховой, логической, зрительной, эмоциональной и т.п.;
умственное и интеллектуальное развитие: гибкость ума, креативность, широта мышления, самостоятельность и т.п.;
развитие всех видов речи: расширение словарного запаса, точность и ясность выражения мыслей;
развитие познавательного интереса и удовлетворения познавательных потребностей;
развитие сенсорной и двигательной сфер. -
Воспитывающая функция:
- осознание учащимся значимости собственной учебной деятельности и получение новых знаний;
- формирование у детей нравственных и ценностных ориентиров во время овладения им знаний, умений и навыков;
- воспитание у каждого ребенка нравственных качеств его личности;
- формирование положительной мотивации на обучение;
- формирование опыта общения в коллективе (со сверстниками, педагогами и т.п.);
- оказание воспитательного воздействия на личность учащегося положительного личного примера педагога.
Замечание 2
Таким образом, в процессе реализации функций обучения, осуществляется решение стоящих перед ним задач и соответственно достижение основной цели процесса обучения.
Структура образования
Система образования в Российской Федерации выглядит следующим образом:
- Первое звено – дошкольное обучение, которое включает такие учреждения как детские сады, ясли-сад, центры раннего детского развития, прогимназии;
- Второе звено – общеобразовательные заведения, представленные школами, лицеями, гимназиями, дающие начальное, основное и среднее образование;
- Третье звено – среднее профобразование, представленное училищами, техникумами, лицеями, колледжами;
- Четвертое звено – высшее образование, которое включает университеты, институты и академии;
- Пятое звено – послевузовское образование, представленное аспирантурой, докторантурой, ординатурой.
Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.
Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.
Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Усвоенные, интериоризованные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании «абстрактного» знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета. К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.
Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике.
Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации, обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.
Всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.
Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, так же как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом.
Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы, в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.
Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения и общения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность.
Воспитывающий характер обучения
Замечание 1
Обучение носит воспитывающий характер. Между воспитанием и обучением существует тесная взаимосвязь, которая является объективной закономерностью.
При этом воспитание в обучении реализуется под влиянием внешних факторов, таких как семья, микросреда и других. Это превращает воспитание в более сложный процесс.
Воспитательная функция обучения заключается в том, что в процессе обучения закладываются нравственные, эстетические представления, формируется система взглядов на мир, обретается способность придерживаться определенных норм поведения в обществе и законов. Именно в процессе обучающей деятельности формируются потребности человеческой личности, мотивы социального поведения и деятельности, мировоззрение, ценности.
Развивающая функция
Замечание 2
Развивающая функция целостного педагогического процесса направлена на качественные изменения психической деятельности детей, формирование и развитие у них необходимых для полноценного существования качеств и умений.
Развивающая функция – акцентирует направление педагогического процесса на формирование у учащихся навыков самореализации и мотивации на обучение.
В основе развивающей функции целостного педагогического процесса лежит теория Л.С. Выготского о зонах развития. Данная теория гласит, что процесс воспитания и обучения идут синхронно с развитием.
Развивающее воздействие на ребенка оказывают такие ситуации, когда ребенку дают для выполнения задачу, которую он может выполнить самостоятельно, прилагая для этого некоторое усилие. Данные ситуации были названы зонами ближайшего развития, ориентация на которые являются наиболее эффективными методами развития в педагогике.
На основании зоны ближайшего развития разработано и предложно большое количество практических решений организации максимально эффективного и результативного педагогического процесса. Одним из наиболее популярных является метод, предложенный С.Н. Лысенковой – «Метод опережающего обучения». Данный метод подразумевает включение в учебный материал сложных элементов из тем, за несколько академических часов до их изучения. Это способствовало тому, что практически все ученики успешно усваивали учебный материал.
Кроме того, на развитие ребенка большое влияние оказывает личность педагога, его профессиональное мастерство. Необходимо давать ребенку задания соразмерные его возможностям и потребностям, в этом случае он будет развиваться, обучаясь и воспитываясь, а не наоборот.
Замечание 3
Таким образом, обучение и воспитания встроены в процесс развития детей, а не надстраиваются над ним.
Воспитательная функция педагога в процессе обучения
Процесс обучения характеризуется двусторонней связью между его субъектами – педагогом и учащимися. Каждый из них выполняет свою функциональную роль в процессе обучения и воспитания.
Педагогу отводится главная миссия в выборе содержания обучения, его методов и форм организации, средств и технологий воспитательного воздействия. Педагог передает знания учащимся, которые составляют основу их убеждений и идеологии, формируя ценностные ориентации личности, направленность ее деятельности, поведений и поступков в различных областях жизнедеятельности.
В задачу педагога входит перевод знаний в форме убеждений личности, посредством тщательного раскрытия их научной сущности и показа их соответствия реалиям жизни. Педагог должен показать учащимся, что знания, по своей сути, правдивы и отражают естественные жизненные процессы и явления.
Педагог осуществляет перевод научных знаний в духовный, нравственный, мировоззренческий аспект, что развить их воспитательные возможности и укрепить воспитательный потенциал. Также, педагог должен связать знания с научно-технической деятельностью, отождествляя их необходимость для развития прогресса общества, технологическим развитием производства, чтобы помочь учащимися в профессиональном становлении, выборе будущей линии поведения.
Чтобы сформировать пути выбора профессиональной карьеры, педагоги проводят ознакомление учащихся с фундаментальными основами, которые состоят из знаний о современных профессиях.
Только, посредством организации оптимального педагогического процесса и создания условий для его эффективного протекания, педагог может развить воспитательное воздействие научных знаний и придать им нравственное значение. Для этих целей, знания применяются для ознакомления ребенка с эстетическим устройством мира, усвоения системы человеческих ценностей и жизненных ориентиров. Дети изучают основные эстетические категории, знакомятся с понятием прекрасного и ужасного, трагического, драматического, комического. Педагог должен обладать развитым эстетическим чувством, чтобы умело и успешно преподнести учащимся эстетическое содержания научных знаний и всего учебно-воспитательного процесса.
Замечание 2
Педагог должен обладать навыками преподнесения различных фактов, разделов научного знания, исторических фактов и ценностей в таком виде и форме, чтобы заинтересовать учащихся, увлечь их и заставить осознать значимость и важность добытого знания. В процессе усвоения знаний, педагог помогает детям развить мыслительные процессы, а, следовательно, и все психические
Знания помогают сформировать навыки функционального мышления, которое в процессе обучения помогает детям проводить сравнительные характеристики объектов, процессов и явлений, сопоставлять их и анализировать их эффективность. В следствие чего, происходит не просто формирование системы знаний и навыков, но и происходит воспитание духовной стороны личности, формирование ее основных психических и нравственных качеств
В процессе усвоения знаний, педагог помогает детям развить мыслительные процессы, а, следовательно, и все психические. Знания помогают сформировать навыки функционального мышления, которое в процессе обучения помогает детям проводить сравнительные характеристики объектов, процессов и явлений, сопоставлять их и анализировать их эффективность. В следствие чего, происходит не просто формирование системы знаний и навыков, но и происходит воспитание духовной стороны личности, формирование ее основных психических и нравственных качеств.
Воспитательная функция
Определение 3
Воспитательная функция процесса обучения – это функция, заключающаяся в формировании у учащихся научного мировоззрения, мышления, нравственных и эстетических представлений, понимания законов природы, способности следовать общепризнанным нормам поведения в социуме, соблюдать принятые в нем законы.
Воспитательная функция процесса обучения логично вытекает из его природы, как социального процесса, направленного на удовлетворении потребности личности в формировании социального поведения и ценностных ориентаций.
В рамках образовательного процесса воспитательными возможностями в первую очередь располагает содержание учебного материала, так как все учебные дисциплины в определённой степени имеют тот или иной воспитательный материал, например, социально-экономические и гуманитарные учебные дисциплины располагают обширными возможностями в формировании личностных качеств.
Естественнонаучные дисциплины имеют потенциал в области формирования у учащихся целостной картины миры, мировоззрения, основных взглядов на жизнь.
Помимо учебного материала, воспитательное воздействие на учащихся также оказывает и характер общения между педагогом и учащимися, учащимися между собой, психологический микроклимат в ученическом коллективе. Выделяют следующие типы обучения между субъектами воспитательно-образовательного процесса: демократический, либеральный и авторитарный. Современная педагогика считает, что наиболее оптимальным, для оказания эффективного воспитательного воздействия на учащихся, является демократический стиль. Демократический стиль общения соединяет в себе гуманные и уважительные взаимоотношения между учащимися и педагогом.
Процесс обучения всегда имеет воспитательное воздействие. Однако оно не всегда осуществляется автоматически и в том направлении, в котором это необходимо. Именно поэтому реализация воспитательной функции процесса обучения требует от педагога тщательной организации учебного процесса, подбора соответствующих методов, средств и форм обучения, а также адекватного наполнения (содержания) образовательного процесса.
Воспитательная функция семьи
В статье рассматриваются вопросы внутрисемейных отношений, которые выступают в форме межличностных отношений и являются одним из социально-психологических механизмов становления личности, а также проблемные ситуации, которые наиболее характерны для современной семьи. Авторы делают вывод о том, что одной из специфик современной семьи заключается в том, что дети рано приобретают высокий статус в семье, а позже нередко имеют более высокий уровень образования. Они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
Образовательная функция
Образовательная функция реализуется в процессе обучения в первую очередь. В какой-то степени ею обладает и внеклассная работа. Деятельность учреждений дополнительного образования ориентирована на освоение достижений общечеловеческой культуры в виде знаний, умений и навыков, опыта творчества и отношений.
Основным результатом реализации образовательной функции педагогического процесса является действенность знаний, которая выражается в сознательном оперировании ими, в способности использовать старые знания для добычи новых, сформированность специальных и учебных умений и навыков.
Еще термины по предмету «Экономика труда»
Рабочая группа
двое или более людей одинаковых или различных профессий, работающих совместно и согласованно для достижения целей по выполнению производственного задания, оказанию услуг и несущих общую ответственность за результаты работы.
Сдельно-прогрессивная оплата труда
наниматель, который может быть представлен разными экономическими субъектами в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности.
Человеческий потенциал
это совокупность физиологических, интеллектуальных, психологических возможностей человека, которые он может реализовать в процессе жизнедеятельности.
-
Воспитательная функция режима
-
Воспитательные колонии
-
Колония воспитательная
-
Воспитательное общение
-
Задачи воспитательные
-
Воспитательная деятельность
-
Воспитательная работа
-
Воспитательная система
-
Воспитательное пространство
-
Воспитательный потенциал
-
Воспитательный процесс
-
Информационно-воспитательная работа
-
Воспитательный потенциал семьи
-
Работа коррекционно-воспитательная
-
Практики воспитательные родителей
-
Внеклассная воспитательная работа
-
Функция
-
Специальные учебно-воспитательные учреждения
-
Принудительные меры воспитательного воздействия
-
Бэра функция (бэровская функция)
Сущность и педагогическое значение воспитательной функции обучения
Определение 1
Воспитательная функция обучения – это ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование духовно-нравственных качеств личности, эстетических норм поведения и системы мировоззрения, а также развитие способности следовать основным моральным нормам поведения и нести ответственность за свои действия и поступки.
Процесс обучения, помимо своего основного целевого назначения – формирование системы знаний и навыков в различных направлениях деятельности, характеризуется также, воспитательной направленностью. Процесс воспитания находится в неразрывной связи с процессом обучения. При этом, воспитание относится к сложным, трудоемким направлениям педагогической деятельности, подверженным воздействию внешней среды и, испытывающий воздействие ее факторов.
В процессе обучения, происходит воспитание личностных потребностей в различных направлениях деятельности, формируются мотивы общественного поведения, деятельности и поступков, развиваются представления о ценностях и складываются ценностные ориентации, идеология, убеждения, мировоззрение.
Содержание процесса обучения представляет собой его воспитывающий фактор. Однако, каждая учебная дисциплина наделена разными воспитательными возможностями. Содержание гуманитарных дисциплин обладает более расширенными воспитательными возможностями. Это связано с тем, что литература, музыка, история, рисование способствуют привитию художественного вкуса, любви к прекрасному, почитанию искусства. Это развивает эстетические качества личности, формирует ее чувственную и эмоциональную сторону. Что касается естественно-научных дисциплин, то они помогают сформировать представления об устройстве мира, развить идеологию, гражданскую позицию и жизненные взгляды.
Замечание 1
Методы, применяемые в ходе обучения, оказывают не менее значимое воспитательное воздействие. Они позволяют сформировать навыки построения коммуникативных связей, создать комфортные условия для развития психологических аспектов личности, развития познавательной активности.