Задачи и функции процесса обучения
Основными задачами, стоящими перед процессом обучения являются:
- Осуществление стимулирования учебно-познавательной активности детей.
- Формирование у учащихся познавательных потребностей.
- Организация познавательной деятельности учащихся, направленная на овладение научными знаниями, умениями и навыками, а также овладение приемами их использование в последующей творческой деятельности и самообразовании.
- Организация деятельности по развитию творческих и познавательных способностей детей.
- Воспитание нравственно-эстетической культуры и формирование научного мировоззрения культуры у учащихся.
Решение поставленных задач обучения достигается посредством реализации следующих функций:
-
Воспитательная функция:
- усвоение учащимися системы научных знаний, умений и навыков, в соответствии с образовательными стандартами;
- обучение творческому использованию полученных знаний, умений и навыков, в повседневной практической деятельности;
- формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию, заниматься самообразованием;
- расширение кругозора учащихся, для последующего получения образования и самоопределения в жизни.
-
Развивающая функция:
развитие логического мышления, представленного процессами абстрагирования, сравнения, анализа, сопоставления и т.п.
развитие воображения;
развитие памяти: слуховой, логической, зрительной, эмоциональной и т.п.;
умственное и интеллектуальное развитие: гибкость ума, креативность, широта мышления, самостоятельность и т.п.;
развитие всех видов речи: расширение словарного запаса, точность и ясность выражения мыслей;
развитие познавательного интереса и удовлетворения познавательных потребностей;
развитие сенсорной и двигательной сфер. -
Воспитывающая функция:
- осознание учащимся значимости собственной учебной деятельности и получение новых знаний;
- формирование у детей нравственных и ценностных ориентиров во время овладения им знаний, умений и навыков;
- воспитание у каждого ребенка нравственных качеств его личности;
- формирование положительной мотивации на обучение;
- формирование опыта общения в коллективе (со сверстниками, педагогами и т.п.);
- оказание воспитательного воздействия на личность учащегося положительного личного примера педагога.
Замечание 2
Таким образом, в процессе реализации функций обучения, осуществляется решение стоящих перед ним задач и соответственно достижение основной цели процесса обучения.
Презентация на тему: » Сущность, структура и функции процесса обучения Лекция 5.» — Транскрипт:
1
Сущность, структура и функции процесса обучения Лекция 5
2
Дидактическая система Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Основные категории Учение Образование Содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения Преподавание Технология обучения Знания, умения, навыки Обучение
3
Функции дидактики Л.П. Крившенко Образовательная Развивающая Воспитывающая Практическая (нормативная, инструментальная) И.П. Подласый Другие Побудительная Организующая Теоретическая (диагностическая и прогностическая)
4
Основные категории дидактики Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний. Учение – процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения и формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные. Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
5
Принципы обучения — сознательности и активности — прочности — научности — доступности — воспитывающего обучения — связи теории с практикой систематичности и последовательности — наглядности — народности
6
Признаки обучения Двусторонний характер Совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество) Педагогическое руководство Планомерная специальная организация и управление Целостность и единство Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся Управление развитием и воспитанием учащихся
7
Движущая сила учения – борьба противоречий
8
Педагогическая технология Признаки (по В.П. Беспалько) — четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания — структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению — комплексное применение дидактических, технических, в том числе компьютерных, средств обучения и контроля — усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания — гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения
9
Традиционная (репродуктивная) технология обучения – технология ориентирована на передачу ЗУН
10
Технология развивающего обучения Развитие самоконтроля и самооценки школьников Обучение ориентировано на зону ближайшего развития Обучение на высоком уровне трудности Обучение быстрым темпом Стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.
11
Технология поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина Этапы: — актуализация соответствующей мотивации; — осознание схемы ориентировочной основы деятельности (действия); — выполнение действия по внешней форме (модели, схемы и др.); — внешне речевой с проговариванием вслух действий; — этап внутренней речи (про себя); — переход действия во внутренний план (интериоризация действия)
12
Технология проблемного обучения Организация под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Используются проблемные задания, учебные задачи
13
Технология модульного обучения Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им Содержание обучения представлено в информационных блоках Ученик самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей при помощи работы с модулем
14
Технология коллективного взаимодействия Авторы: А.Г. Ривин, В.В. Архипова, В.К. Дьяченко Технология разноуровневого обучения Данная технология предусматривает уровневую дифференциацию за счет деления потоков на подвижные и относительно однородные по составу группы Технология адаптивного обучения предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых
Развивающая функция обучения
Одновременно с образовательной и воспитательной функцией обучения, немаловажное значение имеет развивающая функция. Развивающая функция обучения – направлена на полноценное и всестороннее развитие личности учащегося
Развивающая функция обучения – направлена на полноценное и всестороннее развитие личности учащегося.
Развитие осуществляется во всех направлениях — речевое, мышление, сенсорная и двигательная сферы личности, эмоционально-волевая область и т.д.
Эффективно организованный процесс обучения автоматически влечет за собой процесс развития учащегося.
Способствуют развитию содержание процесса обучения, используемые педагогом методы, средства и формы обучения.
Несмотря на то, что правильно организованный процесс обучения всегда влечет за собой развитие, реализация данной функции будет успешнее в случае специальной направленности на развитие учащихся.
Развивающая функция подразумевает, что в процессе обучения, представляемый педагогом учебный материал постепенно усложняется, тем самым осуществляется не только усвоение новой информации, но развитие личности учащихся.
Таким образом, для того, чтобы обучение было целенаправленно развивающим необходимо постоянное осознанное усложнение содержания учебного материала.
В настоящее время существует множество технологий, успешно реализующих развивающую функцию обучения.
Замечание 1
Необходимо отметить, что помимо рассмотренных образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения, некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового.
Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимосвязаны и реализуются во всех его дидактических компонентах и на всех этапах обучения.