Введение
4-й век до н.э. был временем развития греческой философии. Идеалистическая философия была представлена учениками Сократа. Самым важным из них был Платон (427-347 гг. до н.э.). В Афинах (ок. 387 г. до н.э.) Платон основал школу под названием Академия. Свою литературную карьеру Платон начал с небольших диалогов по категориям этики, а в зрелый период написал трактат «Государство». С наибольшей полнотой философия Платона представлена в диалогах «Пир», «Теэтеетет», «Феды». Среди более поздних работ Платона — диалоги, раскрывающие родство Платона с пифагорейцами, а также обширный диалог «Законы». Платон был первым древнегреческим философом, оставившим после себя серию фундаментальных философских работ.
Философские учения Платона охватывают широкий круг вопросов, касающихся бытия, мира и его истоков, души и знаний, а также математики, социального разделения труда, образования, искусства и т.д. В трудах Платона своеобразно отражены практически все элементы более ранних идеалистических философских доктрин. Следует отметить, что на протяжении всей истории философии идет постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом, «линия Демокрита» и «линия Платона».
Платон был верным учеником Сократа и поэтому полностью слил идеи Сократа со своими. Обладая отличной памятью, Платон запомнил разговоры Сократа в мельчайших подробностях и позже записал их. Записи бесед (диалогов) Сократа, в которых Сократ играет главную роль, составляют основную часть философского наследия Платона.
Биография
Мальчик, известный нам под именем Платон, родился в 427 году до нашей эры и наречен Аристоклом. Местом рождения стал город Афины, но ученые до сих пор ведут споры о годе и городе рождения философа. Его отцом стал Аристон, чьи корни восходили к царю Кодре. Мать была очень мудрой женщиной и носила имя Периктиона, она являлась родственницей философа Солона. Его родственники были видными древнегреческими политиками, и юноша мог пойти их путем, но такая деятельность «на благо общества» ему претила. Все, чем он воспользовался по праву рождения, была возможность получить хорошее образование – лучшее, доступное в то время в Афинах.
Юношеский период жизни Платона плохо изучен. Информации, чтобы понять, как прошло его становление – недостаточно. Более изучена жизнь философа с момента знакомства с Сократом. На тот момент Платону было девятнадцать лет. Будучи известным учителем и философом, Сократ вряд ли взялся бы за обучение ничем не примечательного молодого человека, похожего на сверстников, но Платон уже тогда был видной фигурой: он принимал участие в национальных Пифийских и Истмийских спортивных играх, занимался гимнастикой и силовым спортом, увлекался музыкой и поэзией. Платону принадлежит авторство эпиграмм, произведений, относящихся к героическому эпосу и драматическому жанру.
Биография философа содержит и эпизоды его участия в военных действиях. Он жил во время Пелопонесской войны и воевал при Коринфе и Танагре, практикуя философию в перерывах между сражениями.
Платон стал самым известным и любимым из учеников Сократа. Уважением к педагогу пропитано произведение «Апология», в котором Платон ярко прорисовал портрет учителя. После смерти последнего от добровольного принятия яда, Платон покинул город и уехал на остров Мегары, а затем – в Кирены. Там он стал брать уроки у Феодора, изучая основы геометрии.
Окончив обучение там, философ перебрался в Египет, чтобы учиться у жрецов математической науке и астрономии. В те времена перенимать опыт египтян было популярно среди философов – к этому прибегали Геродот, Солон, Демокрит и Пифагор. В этой стране сформировалось представление Платона о разделении людей на сословия. Платон был убежден, что человек должен попадать в ту или иную касту сообразно его способностям, а не происхождению.
Вернувшись в Афины, в возрасте сорока лет, открыл собственную школу, которая получила название Академии. Она относилась к наиболее влиятельным философским учебным заведениям не только Греции, но и всей античности, где учениками были греки и римляне.
Особенность трудов Платона в том, что он, в отличие от учителя, рассказывал мысли в форме диалогов. Преподавая, он пользовался методикой вопросов и ответов чаще, чем монологами.
Смерть настигла философа в возрасте восьмидесяти лет. Его погребли рядом с его детищем – Академией. Позже, гробница была демонтирована и сегодня никому неизвестно, где захоронены его останки.
Жизнь и творчество Платона
Платон (427-347 до н.э.) – один из самых влиятельных древнегреческих философов, основатель Академии в Афинах и учитель Аристотеля. Его вклад в развитие философии был огромным, а его мысли продолжают влиять на современную философию и науку.
Платон родился в аристократической семье в Афинах. Его отец Аристон был потомком царя Кодра, а мать Периктонея была родственницей правителя Афин Аристиды
В юности Платон был сторонником софистов, но затем его убедили важность метафизики и он стал учеником Сократа
Сократ был важным учителем для Платона, он учил его мыслить и общаться с людьми. Однако в 399 году до н.э. Сократ был осужден на смерть за “развращение молодежи” и Платон решил оставить Афины. Вероятно, этот опыт сыграл важную роль в формировании философских взглядов Платона.
После ухода из Афин Платон путешествовал по разным местам и изучал философию. В дальнейшем он основал Академию в Афинах, где преподавал и написал множество важных трудов, включая “Государство”, “Федон” и “Федр”.
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Бессмертие и переселение душ
Душа человека, считал Платон, приближена к идеальному миру, поэтому она так же вечна и совершенна, как и все идеи. Тело же полностью находится в материальном мире, поэтому оно страдает от несовершенств и умирает. Платон верил в переселение душ. По его мнению, душа, ушедшая на небо, в высший мир, находится там десять тысяч лет, после чего снова возрождается в новом теле.
Платон не был сторонником равенства. он выступал за построение политической системы, в которой только философы, такие как он, имели право принятия решений — потому что только они могут править справедливо и разумно
Но просто верить для философа недостаточно, он должен подтвердить свою теорию логическими доказательствами. И Платон это делает: во многих своих сочинениях он приводит развернутые аргументы в пользу бессмертия души.
Первое доказательство, самое главное, он называл циклическим. В чем же оно заключается? Мир состоит из противоположностей, и наличие одной противоположности подразумевает существование второй. Раз есть сон, то есть и бодрствование, раз есть смерть, то есть и бессмертие. «Если бы все, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мертвым и вновь не оживало, — разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла?» — говорит Платон.
Второе доказательство — «припоминание». Платон был уверен, что все важнейшие абстрактные понятия, такие как красота, добро и т. п., изначально есть в сознании человека, о них помнит бессмертная душа. Мы их не узнаем заново, а просто «припоминаем». Третье доказательство связано с двумя видами сущностей. Тело относится к видимым смертным субстанциям, душа — к невидимым вечным.
Место семьи в идеальном Государстве
Стоит отдельно отметить отношение к семье в таком обществе. Нормальная семья, как мы привыкли ее представлять, отсутствовала. Все внутрисемейные отношения регулировались главой Государства. Дети после рождения не остаются в семье, а отдаются в специальные учреждения, где они растут и воспитываются согласно своему сословию. В таком Государстве родители не знают своих детей, а дети — родителей.
Один из самых великий мыслителей всех времен запомнился в истории как противник чрезмерного проявления эмоций и страстей. Он был уверен, что такое поведение сбивает с истинного пути в постижении идей и содержит в себе вредное начало. Платон скончался в день своего рождения в 347 году до н.э., и его ученики считали, что это знак того, что он перешел на высший уровень божественного покоя.Для более детального представления об учении Платона посмотрите это видео.
Любовь и Красота
Платон в своих трудах акцентировал внимание на Красоте и важности ее поисков в окружающем мире и внутри себя. Созерцая и принимая физическую красоту, Душа способна обратить свой взор на красоту искусства и науки. Преодолев этот рубеж, она переходит к положительной оценке добрых нравов и обычаев, что является лучшим способом подняться к миру Высших идей по “золотой лестнице”
Пребывая во власти чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, ведь она оживляет воспоминания об идеальном мире, порождая в сердце Любовь. Платон отмечает, чем меньше в любви телесных и грубочувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возрастает возможность увидеть духовное Солнце и созерцать истину.
Преодолев этот рубеж, она переходит к положительной оценке добрых нравов и обычаев, что является лучшим способом подняться к миру Высших идей по “золотой лестнице”. Пребывая во власти чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, ведь она оживляет воспоминания об идеальном мире, порождая в сердце Любовь. Платон отмечает, чем меньше в любви телесных и грубочувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возрастает возможность увидеть духовное Солнце и созерцать истину.
Государство Платона
Мыслитель идеализировал в юности кастовый строй Древнего Египта, по сути, он являлся консерватором. Однако все свои социально-реформаторские идеи Платон поместил в вымышленное идеальное государство и называл его Атлантидой. Совершенство этого Государства основано на трех уровнях Души в его представлении, где каждая часть стремится к своей добродетели:
- Разумная — к мудрости;
- Волевая — к смелости и отваге;
- Чувственная — к воздержанию.
Когда все эти составляющие находятся в Гармонии возникает Справедливость — высшее проявление Блага. Идеальное Государство, подобно Душе, состоит из отдельных сословий, которые трудятся на общее Благо. Вот эти касты.
Мудрецы-правители
Они не в способны на безнравственные поступки, обладают высшим знанием и принимают решения по логике мира идей. Правители с малых лет получают философское образование и учатся управлять. Эгоистический интерес искореняется еще в младенчестве, и это распространяется даже на семейные отношения: имущество и жены общие с народом. Правитель контролирует все — от произведений умственного труда, чтобы распространялись только благородные высшие идеи, до личной жизни каждого члена общества.
Защитники-воины
Особое внимание уделялось воспитанию воинов, которое вмещало в себя два направления:
- Гимнастическое, где они учились подавлять свои страсти, отдавая предпочтение воле и разумному началу;
- Мусическое, где они тренировались укрощать свою ярость, трансформируя ее в ощущение гармонии с окружающим миром.
Основная задача: сохранить истинное знание в лице правителя и аристократии, и соблюдать баланс между крайними кастами.
Рис. 4. Статуя Платона в Дельфах
Каста трудящихся
Платон называл их еще производителями. Ими являются все остальные люди, они не обладают Душой и живут в мире физических потребностей. Все наработанные ими материальные блага распределялись между всеми членами общества под контролем справедливого правителя.
Философия Платона
Платон – один из выдающихся философов античности, первый мыслитель, сформировавший всестороннее философское учение, включавшее в себя и онтологию, и гносеологию, и этику. Философское мировоззрение Платона стало образцом для всех идеалистических концепций, созданных более поздними мыслителями.
Замечание 1
Платон полагал, что бытие разделено на два плана существования, два мира – мир идей и мир материй.
Мир идей – это подлинный, настоящий мир, который имеет нематериальный характер и состоит из вечных и неизменных идей – идеальных сущностей всего и вся, что существует в бытие. Каждая идея есть надвещественное, родовое определение, объединяющее в себе сущностные признаки определенного явления. Поскольку идея совершенна она не может развиваться или изменяться, равно как исчезать или рождаться. Все идеи являются частью Мировой Души, своеобразного Абсолюта, который соединяет в себе все истинные знания и воплощает высшее благо.
Мир материй – это вторичный мир, своеобразное отражение мира идей, его воплощение в веществе. Материализованные идеи не равны идеальным, они искажаются, что порождает их несовершенство, временный характер существования и разнообразие, поскольку каждый реальный объект отражает лишь часть идеи.
Человек в свою очередь является соединением материального и идеального начала. Имея несовершенное тело, он обладает нематериальной душой, которая представляет собой идею, заключенную в плоть. При этом человеческая душа состоит из трех частей:
разумной, обитающей в мозгу, отвечающей за познание мира, осознание себя и самоуправление, философствование;
отважной, обитающей в сердце, отвечающей за такие черты характера как смелость, отвага, лидерство, а также высокие чувства – любовь, преданность, патриотизм. Оборотной стороной отважной части души выступает чрезмерная гордость, агрессивность, деспотизм;
вожделеющей, обитающей в печени, которая наиболее часто оказывается во власти чувственных желаний плоти – похоти, сребролюбия, чревоугодия, жадности и т.д
Однако вожделеющая часть души, находясь под контролем разума, может проявлять себя и с благородной стороны, через чувства умеренности, гармонии, рассудительности, хозяйственности.
Идеальный мир Платона
Платон (ок. 428– 347 до н. э.) родился в аристократической семье, был учеником Сократа. После смерти учителя путешествовал. По возвращении в Афины основал собственную школу
Платон был уверен: то, что мы видим, вовсе не является реальностью. Мы можем воспринимать только низший мир, а на самом деле существует еще и высший, идеальный, и как раз он является настоящим. В идеальном мире находятся идеи, или образцы, всех вещей, существующих в мире материальном. Например, все лошади, которых можно обнаружить в нашем мире, — это лишь слепки с идеи лошади, обитающей в мире высшем.
Каким же образом идеальный слепок становится земным объектом? Идея соединяется с материей — и получается физически ощутимый объект. Но любой слепок — это лишь копия, бледное подобие. Так и весь наш физический мир — бледное подобие мира идей, яркого и настоящего.
Свою теорию Платон иллюстрировал легендой о пещере. Пещера — это земной мир, а человечество — пленники, заточенные в этой пещере. За пределами пещеры раскинулись зеленые просторы, на голубом небе сияет солнце, бродят прекрасные животные и летают птицы. Но несчастные пленники ничего этого не видят, они могут наблюдать только тени на стене пещеры и принимают эти тени за реальность.
Философ применял свою теорию об идеях не только к материальным объектам, но и к этическим принципам, таким как справедливость, добродетель, благо. Он считал, что в нашем мире можно найти лишь несовершенные копии этих понятий. В высшем мире, который Платон называл «умным местом», существует своя иерархия. На вершине всего находится идея блага, ей подчиняются другие моральные понятия, а идеи вещей и предметов расположены в самом низу этой системы.
Академия Платона
Слово «академия» — и производное от него «академический» — возникло благодаря школе, которую основал Платон. Платон собирал своих учеников в священной, окруженной стенами оливковой роще в шести стадиях к северо-западу от Афин, в местечке, которое называлось рощей Академа в честь древнегреческого героя Академа, похороненного там. Школа Платона получила название «Академия». Сначала это было неформальными собраниями богатых молодых людей, но к 380 году до н. э. Академия стала официальным местом обучения, за право поступить в которую ученикам приходилось платить. Первым выпускником Академии стал Аристотель, который стал конкурентом Платона, основав собственную школу — Лицей.
Философские идеи Платона
Философия Платона была основана на убеждении, что существует абсолютная истина, которую можно достичь через разумное мышление. Он разработал концепцию “идей”, которые являются реальными и существуют вне материального мира. Эти идеи являются основой всего сущего и являются объектом познания.
Платон также выдвинул концепцию души, которая является бессмертной и необходима для достижения высшей истины. Он считал, что разум – это наивысшее качество души, а тело является препятствием для достижения истины. Поэтому он предлагал отрешиться от материальных желаний и посвятить себя изучению философии и духовной жизни.
В “Государстве” Платон представил свою концепцию идеального общества, основанного на справедливости и равенстве. Он предложил разделить людей на три класса: правителей, стражей и народа. Правители должны быть самыми мудрыми и разумными, стражи – сильными и дисциплинированными, а народ должен следовать правилам и законам.
В “Федоне” Платон обсуждает вопрос о бессмертии души и доказывает, что она продолжает существовать после смерти тела. Он сравнивает тело с тюрьмой, а душу – с птицей, которая освобождается после смерти и возвращается в мир идей.
Учение о познании и диалектике
Платон считал, что только путем осознанного размышления, применяя философскую диалектику, можно приблизиться к более точному образу объективной реальности. Сама диалектика призвана в помощь человеку для детального анализа, классификации расфокусированных чувственных впечатлений и получения из беспорядочной массы информации одно общее понятие. Общее же понятие она помогает разбить на виды и более мелкие упорядоченные структуры.Согласно философии великого мыслителя, в двух и нескольких разных вещах или понятиях может храниться одна идея, и она реально существует, ведь никто не в состоянии познать несуществующее. Именно измерение осознаваемых идей истинно существует, а мир вещей является его блеклым призраком. Предметы скрывают свою истинную сущность под бесформенной материей, и ни одна вещь неспособна полностью воплотить в себе суть идеи.Сама же идея является истинной сутью вещей.
Рис. 3. Платон и Сократ. Средневековая фреска
Учение Платона об идеях
Согласно учению Платона, мир вещей, воспринимаемых чувствами, не является миром бытия: чувственные вещи постоянно возникают и исчезают, изменяются и движутся, в них нет ничего твердого, совершенного и истинного.
И все же вещи не полностью отделены от того, что действительно существует, но «участвуют» в этом. А именно: все, что в них действительно существует, утверждает Платон, разумные вещи обязаны своим причинам. Эти причины являются формами вещей, которые не воспринимаются чувствами, понимаются только умом, бестелесны и бесчувственны. Платон называет их видами или идеями. Виды, идеи – это формы вещей, видимые сознанию.
Каждому классу объектов в чувственном мире, например, классу лошадей, соответствует в бестелесном мире вид или идея – вид лошади, идея лошади. Этот вид уже нельзя понять с помощью органов чувств, как обычную лошадь, но его можно созерцать только умом, более того, умом, хорошо подготовленным к такому пониманию.
Многие современники Платона выступали против его учения об идеях. Например, глава школы киников Антисфен прямо высмеивал Платона. «Я вижу эту лошадь перед собой, – говорил он, – но я не вижу «идей» лошади!» Платон ответил ему: «Да, вы не видите идею лошади, но это только потому, что вы хотите и надеетесь увидеть ее обычными глазами. Я утверждаю, что это можно увидеть только «глазами разума», с помощью интуиции разума».
Платон считал, что эта идея является общей для всех объектов, которые она охватывает. В разумном мире много лошадей, но представление о лошади в разумном мире – это своего рода целостность, и как таковая – только одна. Именно эта идея делает лошадью любую разумно воспринимаемую лошадь и ничто иное. Но то, что является общим для многих предметов, считал Платон, не может быть обнаружено чувствами. По своей природе оно бестелесно, трансцендентно по отношению ко всему чуткому. Это доступно только для разума.
Что касается чувственных вещей, их виды (идеи) являются одновременно причинами и моделями, по которым эти вещи были созданы, и целями, к которым стремятся существа разумного мира, и, наконец, концепциями общей основы вещей каждого класса или категории. Только идеи, согласно Платону, составляют истинное бытие.
Учение о душе
Рассуждая о душе человека в своем учении, Платон приводит четыре доказательства в пользу того, что она бессмертна:
- Цикличность, при которой существуют противоположности. Они не могут существовать без друг друга. Поскольку наличие большего подразумевает наличие меньшего, существование смерти говорит о реальности бессмертия.
- Знания на самом деле являются воспоминаниями из прошлых жизней. Те понятия, которым людей не учат – о красоте, вере, справедливости – являются вечными, бессмертными и абсолютными, известными душе уже в момент появления на свет. А поскольку душа имеет представление о таких понятиях, она – бессмертна.
- Двойственность вещей приводит к противопоставлению бессмертности душ и смертности тел. Тело является частью природной оболочки, а душа – частью божественного в человеке. Душа развивается и познает, тело желает удовлетворять низменные чувства и инстинкты. Поскольку тело не может жить при отсутствии души, душа может быть отдельно от тела.
- Каждая вещь обладает неизменной природой, то есть белый цвет никогда не станет черным, а четное – нечетным. Поэтому смерть – это всегда процесс тления, который не присущ жизни. Поскольку тело тлеет, его сущностью является смерть. Будучи противоположностью смерти, жизнь бессмертна.
Эти идеи подробно описываются в таких произведениях античного мыслителя, как «Федр» и «Государство».
Познание и восприятие
Античный философ считается основателем объективного идеализма, а среди его последователей можно назвать великие умы человечества Джон Локк, Рене Декарт, Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр. Платоновское учение об идеях и в современное время является темой для изучения и подготовки докладов, рефератов и научных трудов. Однако оно было бы неполным без описания его взглядов касаемо человеческого восприятия. К интересным особенностям его теории познания относятся следующие моменты:
- Основа всех гениальных прозрений и открытий — припоминание, а не изобретение. Согласно философу, душа перед вселением в тело пребывает в мире идей, который впоследствии может вспоминаться ей на протяжении земной жизни. В этом и заключается суть процесса познания.
- Чувственное восприятие, данное каждому человеку от природы, демонстрирует человеку лишь часть мира, притом самую несовершенную его часть. Ключ к осознанию вечной природы всего сущего лежит в «чистом мышлении» (лишённом любых отголосков страсти или иной низменной мотивации). Мир при этом — умопостигаем и доступен для исследования человека.
- Развитие способности познавать неизбежно связана с самопознанием и изучением самого себя.
У Платона также присутствует термин «вера» — философ рассматривает это с позиции своей теории об идеях. Так, человек, который «верит» в существование чего-то, удостоверяет его существование при помощи своей души (то есть, чувствует истинность или реальность объекта, не видимого посредством чувственного восприятия). При этом следует отделять веру от предположения, основой которого является сомнение в истинности или реальности объекта.
Вся философия Платона практически пронизана этическими проблемами; от его ранних сочинений до поздних диалогов прослеживается тенденция развития идеи об абсолютной (врождённой) морали, осознание которой и является одной из важных жизненных задач человека. Главнейшим же смыслом жизни каждого является попытка возвыситься над несовершенным чувственным миром с целью уподобиться миру эйдоса. Освобождение души от всего телесного способствует трансформации человека, его уподоблению божеству.
Чувственный мир
На основе своего учения о бытии и небытии Платон построил свое учение о чувственном мире. Этот мир, по его мнению, является «серединой» между миром бестелесных видов (идей) и миром небытия, или материи, сокрушая единство идей на множество отдельных вещей, других пространством.
Согласно Платону, вещи чувственного мира не есть небытие. Им есть чем быть. Но все, что было в разумных вещах с тех пор, как они были, они обязаны не материи, а идеям, таким как их причины и их модели. С другой стороны, если бы не было материи или небытия, чувственные вещи не могли бы существовать, потому что есть много чувственных вещей, и условием существования многих является материя. Поскольку чувственные вещи являются продуктом не только идей, но и небытия, они не имеют истинного существования и в этом смысле противоположны идеям или видам.
Платон объясняет это противопоставление тем, что идеи:
- вечны,
- не возникают и не погибают,
- неизменны,
- идентичны самим себе,
- не зависят от условий пространства и времени.
Они обладают всеми знаками, которыми предшественник Платона, Элея, Парменид, определял свое существо – единое, вечное, неподвижное – истинно существующее.
Напротив, мир чувственных вещей, как его понимает Платон, близок идеям мира Гераклита: это мир вечного возникновения и разрушения, мир «бытия», а не бытия, мир движения и изменения, которые не прекращается ни на мгновение; в нем все вещи и все свойства относительны, преходящи, изменчивы, в зависимости от условий пространства и времени.