Движущие силы процесса обучения

Функции и движущие силы обучения

Принципы процесса обучения

История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы добиться высоких и прочных результатов в обучении учащихся. Формирование теоретических основ дидактики, выявление сущности дидактических критериев закономерности, принципа, правила происходит в упорной борьбе взглядов.

Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Многочисленные попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

  1. сознательность и активность;
  2. наглядность;
  3. систематичность и последовательность;
  4. долговечность;
  5. научность;
  6. доступность;
  7. связь теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических принципов

Специфика закономерностей обучения заключается в связи его целей, задач, содержания, организации, методов, условий с достигаемыми педагогическими результатами — прежде всего с обучением учащихся, а также вкладом в их воспитание, образование и развитие. Эти закономерности отражены в общих принципах обучения — основных рекомендательных положениях, выступающих в качестве научных норм его построения и обеспечивающих эффективность

Сущность процесса обучения

Процессы обучения и познания представляют собой две различные, хотя и взаимосвязанные формы деятельности ученика и учителя и отражают двойственную природу процесса обучения.

Научная теория процесса обучения включает разработку таких методов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение знаний, выработку умений и навыков.

Современная педагогика в определении обучения делает акцент на взаимодействии учителя и ученика

Признавая важность и значимость современных тенденций в понимании сущности процесса обучения, мы все же должны подчеркнуть ведущую и направляющую деятельность учителя, который даже при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда является организатором их познавательной деятельности. В его функции также входит планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и воспитательная работа

Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения, а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Существует общая и частная дидактика. Так формируются методики преподавания отдельных дисциплин.

Обучение, преподавание и учение — основные категории дидактики.

Преподавание — это способ организации учебного процесса. Это самый надежный способ получения систематического образования. В основе любого вида и типа обучения лежит система: преподавание и учение.

Преподавание — это деятельность учителя по:

  • передаче информации;
  • организации учебно-познавательной деятельности учеников;
  • оказанию помощи ученикам, когда они испытывают трудности в обучении;
  • стимулированию интереса, самостоятельности и творчества у учащихся;
  • оценка учебных достижений учащихся.

Цель преподавания — обеспечить эффективное обучение каждого ученика путем передачи, контроля и оценки его собственного обучения. Эффективность преподавания также подразумевает взаимодействие с учащимися и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Обучение — это деятельность учащегося по:

  • овладение, закрепление и применение знаний, навыков и умений;
  • самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценке достижений;

Цель обучения — понимание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Цель обучения — познание, сбор и обработка информации об окружающем мире. Результаты обучения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии ученика.

Учебная деятельность включает в себя:

■ овладение и оперирование системами знаний;

освоение систем обобщенных и более конкретных действий, приемов учебной работы, способов их передачи и нахождения — умений и навыков;

Развитие мотивов обучения, мотивации и смысла;

Развитие мотивов учения и формирование мотивации и смысла учения; ■ Овладение способами управления собственной учебной деятельностью и психическими процессами.

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень приобретенных навыков и умений, уровень развития обучающегося, уровень обучаемости и тренируемости.

Академическая успеваемость студента определяется как степень совпадения фактических и планируемых результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость отражается в системе оценок. Успешность обучения — это также эффективность управления процессом обучения, которая обеспечивает высокие результаты при минимальных затратах.

Обучаемость — это приобретенная студентом внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является объем дозированной помощи, которая необходима ученику для достижения заданного результата. Обучаемость — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме.

Противоречие как основная движущая сила процесса обучения

Общепринятым является мнение, что движение процесса обучения зависит от деятельности педагога. То есть в основе движения лежать его указания, вопросы и объяснения. Однако необходимо отметить, что вопрос движущих сил процесса обучения достаточно сложный и обусловлен множеством различных факторов, которые участвуют в таком подвижном, противоречивом и многогранном процессе.

Далеко не все то, что дает педагог в процессе обучения, усваивается учащимися и вызывает у них желание продолжать дальнейшее обучение. Отмечено, что чем больше педагог «учит» и чем меньше предоставляет учащимся самостоятельно находить и усваивать знания, размышлять, действовать, дискутировать и т.д., тем менее плодотворным и энергичным становится процесс обучения.

В том случае, если в процессе обучения вместе с объяснениями педагога есть место для осуществления активной и познавательной деятельности учащихся, то он становится эффективнее, интереснее и привлекательнее для учащихся.

Замечание 1

Таким образом, процесс обучения, является организованным и управляемым педагогом, по своему содержанию он динамичен, постоянно развивается, тем самым приобретает внутренние силы для своего дальнейшего движения.

Основными движущими силами процесса обучения являются различные, присущие только ему противоречия.

Вопрос о движущих силах обучения впервые был поставлен и проработан советским ученым-дидактом А.А. Даниловым. Именно выделил, что противоречия в обучении – это объективный и непреложный факт, который в полной мере характеризует его диалектику.

В первую очередь движущей силой обучения выступает противоречие между самим ходом обучения, поставленными учебными задачами и уровнем знаний, умений и навыков учащихся (то есть их умственным развитием).

Задача педагога состоит в том, чтобы проявить свое профессиональное мастерство и создать такие условия, при которых процесс вооружения учащихся знаниями будет последовательно усложнять учебные задачи и их выполнение. Степень и характер сложностей в процессе обучения находится в руках педагога, который и вызывает его движущую силу. В данном случае движущей силой будет являться развитие умения и нравственно-волевых сил учащихся.

Противоречие будет являться движущей силой только в том случае, если оно содержательно, имеет смысл и соразмерно познавательному потенциалу учащихся.

В том случае, если противоречие между поставленной педагогом задачей и уровнем знаний учащихся такое, что даже при усилии всего класса не удается решить задание, данное противоречие не является движущей силой обучения, а напротив, тормозит умственную деятельность учащихся.

Замечание 2

Таким образом, главным противоречием процесса обучения является противоречие, которое возникает у учащихся под руководством педагога и направлено на усвоение конкретной системы научных знаний и умений.

Педагоги-исследователи выделяют ряд наиболее часто встречающихся противоречий, на основании которых можно подобрать наиболее эффективные методы, средства, приемы и формы обучения.

К данным противоречиям относятся противоречия между:

  • полученными знаниями и их последующим применением на практике;
  • поставленной сложной познавательной задачей и наличием недостаточных знаний для ее решения;
  • отдельными предметными знаниями и формированием цельной научной картины;
  • фронтальным (коллективным) характером обучения и индивидуальными особенностями усвоения знаний учащимися;
  • требуемым педагогом уровнем знаний и достигнутыми успехами учащихся;
  • общим темпом усвоения учащимися учебной информацией и скоростью продвижения каждого отдельного ученика.

Замечание 3

Таким образом, в правильно организованном процессе обучения всегда должна присутствовать система противоречий, которую условно можно разделить на три вида: противоречия обучения, преподавания и учения. Все виды находятся во взаимосвязи и могут переходить один в другой.

Функции обучения

Выделяют следующие функции обучения:

  • образовательная;
  • воспитывающая;
  • развивающая.

Суть образовательной функции заключена в передаче учащимся системы научных знаний, навыков и базового опыта в их применении на практике. Комплекс научных знаний собирается из фактов, терминов, закономерностей, теорий и представляет собой обобщенную картину мира. Полученные знания становятся частью, достоянием, ресурсом каждой личности и встраиваются в структуру индивидуального опыта.

Результат образовательной функции – действенность знаний, т.е. понимание возможности применения полученной информации и умение оперировать ею, в том числе, для приобретения новых навыков. Конкретные навыки, в отличие от знаний, формируются в процессе упражнений, меняющих условия учебного процесса и постоянно усложняющих его. Для закрепления навыков необходимо многократное повторение упражнений в одних и тех же условиях.

Воспитывающая функция заключена в формах обучения, применении того или иного педагогического инструментария и реализуется в процессе общения педагога и учеников. Собственно, организация этого процесса – одна из задач, стоящих перед учителем. Воспитывающая функция выполняется путем привития учащимся определенных взглядов, убеждений, способов взаимодействия с миром, отношения к искусству, труду, природе, себе и другим людям.

Развивающая функция закономерно вытекает из социальной природы процесса обучения. В общем-то, грамотная его организация уже есть фактор развития, но более эффективная реализация данной функции возможна при взаимодействии обучающего и обучаемого, происходящем целенаправленно для всестороннего развития индивидуума. Развивающая функция призвана рассматривать личность как целостную психическую систему, нуждающуюся в полноценном интеллектуальном, социальном, нравственном развитии.

Законы процесса обучения

Дидактика как наука имеет, как уже отмечалось в предыдущих главах, одной из своих функций познание процесса обучения. Результатом этого познания является выявление объективно существующих законов и закономерностей процесса обучения. Это положение наглядно подтверждается тем, что в дидактических работах последних лет сформулировано значительное количество педагогических законов и закономерностей. Однако говорить об их строгой системе преждевременно, так как, во-первых, некоторые из выделенных положений, на наш взгляд, не могут быть возведены в ранг законов, поскольку выражают не внутренние, а внешние, не устойчивые, а изменчивые отношения. Они отражают порой не функционирование и развитие, а лишь структуру педагогического процесса.

Закономерность — результат совокупного действия многих законов, поэтому она выражает множество связей и отношений, в то время как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Поэтому изучение закономерностей обучения — это поиск общих тенденций в развитии и функционировании педагогических систем.

Законы обучения выражают существенную и необходимую связь между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения учебных задач. Эта стратегия обычно обозначается термином подход. Подход в педагогике — это набор принципов, определяющих стратегию преподавания или обучения.

Категории общего, особенного и единичного требуют определения соотношения универсального, национального и индивидуального в отборе содержания образования, его направленности на формирование этнических эталонов, психических особенностей, индивидуальных склонностей и способностей личности, а также учета общих и специфических условий функционирования конкретной образовательной системы.

Категория меры вводит в теорию и практику обучения принцип оптимальности, или меры, в отборе содержания, методов, форм и способов педагогических воздействий.

Категории сущности и явления обусловливают необходимость выявления внутренних характеристик процесса обучения и всего комплекса его особенностей, в своей совокупности характеризующих обучение как педагогический процесс.

Единство содержания и формы в процессе обучения выражается в адекватности содержания образования видам и формам учебной деятельности, в соответствии методов обучения его техническому оснащению и т.д.

Категория необходимости требует построения образовательного процесса в соответствии с закономерностями обучения, возрастом и индивидуальным развитием

Не менее важной является категория случайности, которая связана с явлением стохастичности в обучении, согласно которому одно и то же педагогическое воздействие предполагает вариативность реакций учащихся, не всегда адекватных замыслу преподавателя

Эффективность процесса обучения, естественно, зависит от условий, в которых он протекает. К числу значимых условий обучения относятся профессионализм учителя, его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств.

Объективной является зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. Суть этой закономерности заключается в том, что результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается обучающийся

Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся

Названные закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

Условия организации противоречия как движущей силы процесса обучения

Не каждое противоречие может быть движущей силой образовательного процесса. Противоречие становится движущей силой обучения, только если существуют следующие условия:

  • понимание учащимся поставленной учебной задачи (трудности) и необходимости ее преодоления;
  • целесообразность, соразмерность трудности с познавательными способностями учащегося;
  • обусловленность и готовность противоречий в процессе обучения, его логика;
  • устранение из поля зрения ученика на первом этапе изучения нового материала всего, что отвлекает от поиска решения познавательной задачи;
  • решающим условием формирования противоречия движущей силы обучения является то, что оно приобретает внутренний характер, становится противоречием в сознании самого учащегося и признается им трудным. Противоречие становится внутренним процессом, характеризующим деятельность сознания.

Значительный вклад в понимание движущих сил и факторов обучения внесли исследования отечественных педагогов-ученых. Теоретический и практический интерес исследования движущей силы выделен ими в генетическую «ячейку» образовательного процесса, которую они считают дидактической задачей (как выражение ближайших целей, перспектив обучения).

Замечание 4

Таким образом, движущая сила процесса обучения, должна включать в себя все стороны и компоненты образовательного процесса: содержание изучаемого, предполагаемые и фактические результаты обучения, методы, инструменты и т. д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: