Принципы процесса обучения
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы добиться высоких и прочных результатов в обучении учащихся. Формирование теоретических основ дидактики, выявление сущности дидактических критериев закономерности, принципа, правила происходит в упорной борьбе взглядов.
Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Многочисленные попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:
- сознательность и активность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- долговечность;
- научность;
- доступность;
- связь теории с практикой.
Эти принципы составляют систему дидактических принципов
Специфика закономерностей обучения заключается в связи его целей, задач, содержания, организации, методов, условий с достигаемыми педагогическими результатами — прежде всего с обучением учащихся, а также вкладом в их воспитание, образование и развитие. Эти закономерности отражены в общих принципах обучения — основных рекомендательных положениях, выступающих в качестве научных норм его построения и обеспечивающих эффективность
Сущность процесса обучения
Процессы обучения и познания представляют собой две различные, хотя и взаимосвязанные формы деятельности ученика и учителя и отражают двойственную природу процесса обучения.
Научная теория процесса обучения включает разработку таких методов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение знаний, выработку умений и навыков.
Современная педагогика в определении обучения делает акцент на взаимодействии учителя и ученика
Признавая важность и значимость современных тенденций в понимании сущности процесса обучения, мы все же должны подчеркнуть ведущую и направляющую деятельность учителя, который даже при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда является организатором их познавательной деятельности. В его функции также входит планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и воспитательная работа
Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения, а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.
Существует общая и частная дидактика. Так формируются методики преподавания отдельных дисциплин.
Обучение, преподавание и учение — основные категории дидактики.
Преподавание — это способ организации учебного процесса. Это самый надежный способ получения систематического образования. В основе любого вида и типа обучения лежит система: преподавание и учение.
Преподавание — это деятельность учителя по:
- передаче информации;
- организации учебно-познавательной деятельности учеников;
- оказанию помощи ученикам, когда они испытывают трудности в обучении;
- стимулированию интереса, самостоятельности и творчества у учащихся;
- оценка учебных достижений учащихся.
Цель преподавания — обеспечить эффективное обучение каждого ученика путем передачи, контроля и оценки его собственного обучения. Эффективность преподавания также подразумевает взаимодействие с учащимися и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.
Обучение — это деятельность учащегося по:
- овладение, закрепление и применение знаний, навыков и умений;
- самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценке достижений;
Цель обучения — понимание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Цель обучения — познание, сбор и обработка информации об окружающем мире. Результаты обучения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии ученика.
Учебная деятельность включает в себя:
■ овладение и оперирование системами знаний;
освоение систем обобщенных и более конкретных действий, приемов учебной работы, способов их передачи и нахождения — умений и навыков;
Развитие мотивов обучения, мотивации и смысла;
Развитие мотивов учения и формирование мотивации и смысла учения; ■ Овладение способами управления собственной учебной деятельностью и психическими процессами.
Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень приобретенных навыков и умений, уровень развития обучающегося, уровень обучаемости и тренируемости.
Академическая успеваемость студента определяется как степень совпадения фактических и планируемых результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость отражается в системе оценок. Успешность обучения — это также эффективность управления процессом обучения, которая обеспечивает высокие результаты при минимальных затратах.
Обучаемость — это приобретенная студентом внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является объем дозированной помощи, которая необходима ученику для достижения заданного результата. Обучаемость — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме.
Противоречие как основная движущая сила процесса обучения
Общепринятым является мнение, что движение процесса обучения зависит от деятельности педагога. То есть в основе движения лежать его указания, вопросы и объяснения. Однако необходимо отметить, что вопрос движущих сил процесса обучения достаточно сложный и обусловлен множеством различных факторов, которые участвуют в таком подвижном, противоречивом и многогранном процессе.
Далеко не все то, что дает педагог в процессе обучения, усваивается учащимися и вызывает у них желание продолжать дальнейшее обучение. Отмечено, что чем больше педагог «учит» и чем меньше предоставляет учащимся самостоятельно находить и усваивать знания, размышлять, действовать, дискутировать и т.д., тем менее плодотворным и энергичным становится процесс обучения.
В том случае, если в процессе обучения вместе с объяснениями педагога есть место для осуществления активной и познавательной деятельности учащихся, то он становится эффективнее, интереснее и привлекательнее для учащихся.
Замечание 1
Таким образом, процесс обучения, является организованным и управляемым педагогом, по своему содержанию он динамичен, постоянно развивается, тем самым приобретает внутренние силы для своего дальнейшего движения.
Основными движущими силами процесса обучения являются различные, присущие только ему противоречия.
Вопрос о движущих силах обучения впервые был поставлен и проработан советским ученым-дидактом А.А. Даниловым. Именно выделил, что противоречия в обучении – это объективный и непреложный факт, который в полной мере характеризует его диалектику.
В первую очередь движущей силой обучения выступает противоречие между самим ходом обучения, поставленными учебными задачами и уровнем знаний, умений и навыков учащихся (то есть их умственным развитием).
Задача педагога состоит в том, чтобы проявить свое профессиональное мастерство и создать такие условия, при которых процесс вооружения учащихся знаниями будет последовательно усложнять учебные задачи и их выполнение. Степень и характер сложностей в процессе обучения находится в руках педагога, который и вызывает его движущую силу. В данном случае движущей силой будет являться развитие умения и нравственно-волевых сил учащихся.
Противоречие будет являться движущей силой только в том случае, если оно содержательно, имеет смысл и соразмерно познавательному потенциалу учащихся.
В том случае, если противоречие между поставленной педагогом задачей и уровнем знаний учащихся такое, что даже при усилии всего класса не удается решить задание, данное противоречие не является движущей силой обучения, а напротив, тормозит умственную деятельность учащихся.
Замечание 2
Таким образом, главным противоречием процесса обучения является противоречие, которое возникает у учащихся под руководством педагога и направлено на усвоение конкретной системы научных знаний и умений.
Педагоги-исследователи выделяют ряд наиболее часто встречающихся противоречий, на основании которых можно подобрать наиболее эффективные методы, средства, приемы и формы обучения.
К данным противоречиям относятся противоречия между:
- полученными знаниями и их последующим применением на практике;
- поставленной сложной познавательной задачей и наличием недостаточных знаний для ее решения;
- отдельными предметными знаниями и формированием цельной научной картины;
- фронтальным (коллективным) характером обучения и индивидуальными особенностями усвоения знаний учащимися;
- требуемым педагогом уровнем знаний и достигнутыми успехами учащихся;
- общим темпом усвоения учащимися учебной информацией и скоростью продвижения каждого отдельного ученика.
Замечание 3
Таким образом, в правильно организованном процессе обучения всегда должна присутствовать система противоречий, которую условно можно разделить на три вида: противоречия обучения, преподавания и учения. Все виды находятся во взаимосвязи и могут переходить один в другой.
Функции обучения
Выделяют следующие функции обучения:
- образовательная;
- воспитывающая;
- развивающая.
Суть образовательной функции заключена в передаче учащимся системы научных знаний, навыков и базового опыта в их применении на практике. Комплекс научных знаний собирается из фактов, терминов, закономерностей, теорий и представляет собой обобщенную картину мира. Полученные знания становятся частью, достоянием, ресурсом каждой личности и встраиваются в структуру индивидуального опыта.
Результат образовательной функции – действенность знаний, т.е. понимание возможности применения полученной информации и умение оперировать ею, в том числе, для приобретения новых навыков. Конкретные навыки, в отличие от знаний, формируются в процессе упражнений, меняющих условия учебного процесса и постоянно усложняющих его. Для закрепления навыков необходимо многократное повторение упражнений в одних и тех же условиях.
Воспитывающая функция заключена в формах обучения, применении того или иного педагогического инструментария и реализуется в процессе общения педагога и учеников. Собственно, организация этого процесса – одна из задач, стоящих перед учителем. Воспитывающая функция выполняется путем привития учащимся определенных взглядов, убеждений, способов взаимодействия с миром, отношения к искусству, труду, природе, себе и другим людям.
Развивающая функция закономерно вытекает из социальной природы процесса обучения. В общем-то, грамотная его организация уже есть фактор развития, но более эффективная реализация данной функции возможна при взаимодействии обучающего и обучаемого, происходящем целенаправленно для всестороннего развития индивидуума. Развивающая функция призвана рассматривать личность как целостную психическую систему, нуждающуюся в полноценном интеллектуальном, социальном, нравственном развитии.
Законы процесса обучения
Дидактика как наука имеет, как уже отмечалось в предыдущих главах, одной из своих функций познание процесса обучения. Результатом этого познания является выявление объективно существующих законов и закономерностей процесса обучения. Это положение наглядно подтверждается тем, что в дидактических работах последних лет сформулировано значительное количество педагогических законов и закономерностей. Однако говорить об их строгой системе преждевременно, так как, во-первых, некоторые из выделенных положений, на наш взгляд, не могут быть возведены в ранг законов, поскольку выражают не внутренние, а внешние, не устойчивые, а изменчивые отношения. Они отражают порой не функционирование и развитие, а лишь структуру педагогического процесса.
Закономерность — результат совокупного действия многих законов, поэтому она выражает множество связей и отношений, в то время как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Поэтому изучение закономерностей обучения — это поиск общих тенденций в развитии и функционировании педагогических систем.
Законы обучения выражают существенную и необходимую связь между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения учебных задач. Эта стратегия обычно обозначается термином подход. Подход в педагогике — это набор принципов, определяющих стратегию преподавания или обучения.
Категории общего, особенного и единичного требуют определения соотношения универсального, национального и индивидуального в отборе содержания образования, его направленности на формирование этнических эталонов, психических особенностей, индивидуальных склонностей и способностей личности, а также учета общих и специфических условий функционирования конкретной образовательной системы.
Категория меры вводит в теорию и практику обучения принцип оптимальности, или меры, в отборе содержания, методов, форм и способов педагогических воздействий.
Категории сущности и явления обусловливают необходимость выявления внутренних характеристик процесса обучения и всего комплекса его особенностей, в своей совокупности характеризующих обучение как педагогический процесс.
Единство содержания и формы в процессе обучения выражается в адекватности содержания образования видам и формам учебной деятельности, в соответствии методов обучения его техническому оснащению и т.д.
Категория необходимости требует построения образовательного процесса в соответствии с закономерностями обучения, возрастом и индивидуальным развитием
Не менее важной является категория случайности, которая связана с явлением стохастичности в обучении, согласно которому одно и то же педагогическое воздействие предполагает вариативность реакций учащихся, не всегда адекватных замыслу преподавателя
Эффективность процесса обучения, естественно, зависит от условий, в которых он протекает. К числу значимых условий обучения относятся профессионализм учителя, его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств.
Объективной является зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. Суть этой закономерности заключается в том, что результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается обучающийся
Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся
Названные закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.
Условия организации противоречия как движущей силы процесса обучения
Не каждое противоречие может быть движущей силой образовательного процесса. Противоречие становится движущей силой обучения, только если существуют следующие условия:
- понимание учащимся поставленной учебной задачи (трудности) и необходимости ее преодоления;
- целесообразность, соразмерность трудности с познавательными способностями учащегося;
- обусловленность и готовность противоречий в процессе обучения, его логика;
- устранение из поля зрения ученика на первом этапе изучения нового материала всего, что отвлекает от поиска решения познавательной задачи;
- решающим условием формирования противоречия движущей силы обучения является то, что оно приобретает внутренний характер, становится противоречием в сознании самого учащегося и признается им трудным. Противоречие становится внутренним процессом, характеризующим деятельность сознания.
Значительный вклад в понимание движущих сил и факторов обучения внесли исследования отечественных педагогов-ученых. Теоретический и практический интерес исследования движущей силы выделен ими в генетическую «ячейку» образовательного процесса, которую они считают дидактической задачей (как выражение ближайших целей, перспектив обучения).
Замечание 4
Таким образом, движущая сила процесса обучения, должна включать в себя все стороны и компоненты образовательного процесса: содержание изучаемого, предполагаемые и фактические результаты обучения, методы, инструменты и т. д.