Общая и частная дидактика
На сегодняшний день дидактику подразделяют на частную и общую.
Частная дидактика (предметная методика) – направлена на разработку теории преподавания отдельных учебных дисциплин.
Разработанные частной дидактикой теории и методики исследуют образовательный процесс каждой конкретной дисциплины и предмета. Это обусловлено тем, что процесс преподавания учебных предметов имеет свои особенности, закономерности протекания, формы и методы организации. Каждая учебная дисциплина имеет свою индивидуальную методику преподавания. Исходя из этого, частные дидактики иначе называют конкретными методиками преподавания.
Таким образом, частная дидактика занимается изучением и исследованием закономерностей, действующих в рамках конкретного предмета, анализирует его течение, содержание и конечный результат, определяет методы, средства и приемы, используемые для достижения поставленной цели и задач.
Общая дидактика направлена на решение вопросов, связанных с установлением целей обучения, а также методов и средств, используемых на всех этапах обучения.
Замечание 3
Общая дидактика является теоретической основной частных дидактик. Однако в свою очередь она базируется на результатах исследований частных дидактик.
Таким образом, в отличие от частной дидактики, общая дидактика охватывает весь учебный процесс на всех его этапах и уровнях. Она исследует процесс преподавания учебных предметов и процесс обучения вместе со всеми факторами и условиями, в рамках которых он организуется и реализуется. Помимо этого под исследование попадает и конечный результат обучения.
Предмет и задачи дидактики
Дидактика является самостоятельным разделом педагогики, занимающимся исследованием общей теории обучения и образования.
Замечание 2
Сущность дидактики заключается в том, что она рассматривает и изучает процесс обучения без отрыва от воспитания и развития учащегося.
Предметом дидактики выступает процесс обучения, который понимается как единый процесс учения и преподавания.
Объектом дидактики являются реальные процессы обучения, во всех аспектах их проявления, а также обучение и образование различных категорий учащихся в разных видах и типах образовательных учреждений.
Основными задачами дидактики выступают:
- Определение содержания и объема процесса образования, на всех этапах и уровнях обучения.
- Исследование, анализ и описание процесса обучения.
- Организация разработки теоретических моделей обучения и реализация их практической проверки.
- Исследование и разработка эффективного образовательного процесса, опирающегося на последние достижения в области науки и техники.
Прослеживается взаимодействие и взаимосвязь дидактики с другими науками, например, с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и т. д. Методологическую основу дидактики составляет философская теория познания. Изучение законов функционирования и развития общества, социальных отношений сближает дидактику с социологий.
Чем занимается дидактика
Итак, дидактика исследует процесс обучения, а значит, и всё, что в него входит: цели и содержание обучения, его методы и организационные формы, процесс усвоения содержания учащимися и так далее. Эта наука рассматривает обучение в единстве двух его аспектов:
- преподавания (деятельности учителя),
- учения (познавательной деятельности ученика).
Как отмечает Ирина Осмоловская, кроме научно-теоретического аспекта, дидактика включает также конструктивно-техническую часть. То есть разрабатывает предписания и рекомендации, как на практике построить процесс обучения, чтобы достичь образовательных целей.
Андрей Хуторской в пособии «Дидактика. Учебник для вузов» так формулирует задачи дидактики:
- искать ответы на вопросы «зачем учить?», «чему учить?» и «как учить?»;
- описывать и объяснять процесс и условия обучения;
- исследовать сущность, закономерности и принципы обучения в их связи с воспитанием и образованием учащихся;
- определять педагогические основы содержания образования;
- разрабатывать новые обучающие системы, образовательные технологии, формы, методы и приёмы обучения;
- создавать системы диагностики, контроля и оценки образовательных результатов;
- прогнозировать результаты обучения.
Основные цели
Цель дидактики состоит в решении перечня теоретических задач:
- Определение целей и задач теории — без них процесс обучения не может функционировать в полную силу.
- Анализ обучающего процесса и раскрытие его закономерностей.
- Аргументация принципов и правил обучения на базе закономерностей.
- Выделение содержимого обучения — отбор материла для усвоения и практических заданий для закрепления знаний.
- Уточнение основных суждений об организационных формах обучения.
- Пояснение учителям методов и способов обучения, как при помощи различных подходов добиться одного — качества в обучении.
- Характеристика материальных условий для выполнения задач обучения.
Дидактика и частные методики обучения
Длительное время дидактика была единственным разделом педагогики, изучающим теорию и методы обучения. В дальнейшем исследователи выявили, что дидактика не может охватить все предметы в целом, в силу их специфики. Обучение физике отличается от обучения литературе. Вследствие этого стали образовываться отдельные педагогические дисциплины, которые получили название частных методик или частных дидактик.
Таким образом, сфера изучения дидактики — обоснование общих теоретических направлений обучения. Сфера изучения частных методик — организация обучения по определенным предметам, на основе идей и теорий дидактики.
Ключевые понятия дидактики
Так как дидактика — отрасль педагогики, она оперирует множеством терминов из этой области, а также из смежных сфер — философии и психологии.
Разберём, как дидактика соотносится с некоторыми другими понятиями.
Одно из таких — методика учебного предмета, или частная дидактика. Если общая дидактика рассматривает единые закономерности процесса обучения, то частные дидактики, как правило, посвящены обучению конкретным предметам — математике, литературе, химии и так далее. Методика каждого учебного предмета отражает специфику соответствующей науки и учитывает принципы успешного обучения в данной области.
Вот как определяют соотношение между дидактикой и методикой Михаил Данилов и Борис Есипов:
«Дидактика, являющаяся частью педагогики, теснейшим образом связана с методиками по отдельным учебным предметам. Дидактику, вскрывающую общие закономерности обучения, можно разрабатывать плодотворно, только опираясь на данные частных методик; иначе общее будет оторвано от конкретного, предстанет в убогом, схематическом виде и не будет достаточно ясным и обоснованным. Но дидактика как теория образования и обучения детей должна являться общей основой для методик по всем учебным предметам. Единство всех методик и связь каждой из них с дидактикой и педагогикой в целом необходимы и обязательны при единстве методологического подхода к рассмотрению процесса обучения».
Кроме методики, ключевыми для дидактики понятиями можно назвать методы, содержание, средства и формы организации обучения.
- Содержание образования — как указывают Краевский и Хуторской в «Основах обучения», под этим термином в современной педагогике понимают социальный опыт, который присваивается учеником в процессе обучения и становится частью его личного опыта. Содержание образования складывается из четырёх составляющих: знаний, умения действовать по образцу, творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.
- Средства обучения — это носители информации и инструменты деятельности, которые используются в процессе обучения. Например, компьютер и классная доска, печатный и электронный учебник, гербарий и карта могут служить средствами обучения.
- Форма организации обучения — этот термин означает вид занятия: урок, лекция, семинар, экзамен, экскурсия и так далее. Они сочетаются разными способами и составляют системы форм обучения — например, классно-урочную или лекционно-семинарскую.
Категории дидактики
Основными и важными категории дидактики являются:
- обучение.
Обучение — это специально организованный и целенаправленный процесс взаимодействия обучаемых и педагога, результатом которого является усвоение обучающихся определенной конкретной системы знаний, деятельности и способов мышления, а также отношения к окружающему миру и к самому себе.
закономерность обучения.
Закономерность обучения — совокупность общих, объективных необходимых и важных связей между компонентами процесса обучения и дидактическими явлениями, которое характеризует их функционирование и развитие.
преподавание
Преподавание — это управление учебной деятельности обучающихся, а также помощь им в усвоении знаний и в овладевании отношением к окружающему миру и к себе, а также овладевание основными способами мышления.
принципы обучения
Принципы обучения — это главные или руководящие положения, которые определяют требования к содержанию, а также осуществлению учебного процесса.
учебная деятельность (или как ее многие называют — учение)
Это познавательная целенаправленная деятельность обучающихся, которая направлена на усвоение знаний и овладевание основными способами мышления и отношением к окружающему миру и к самому себе.
Дидактика выполняет ряд важнейших функций.
- развивающая (то есть развитие и формирование психических качеств личности и их изменение).
- воспитательная (то есть связь между отношениями и знаниями. Отношения могут быть как к себе и другим людям, так и к окружающему миру).
- обучающая (передача системы знаний, навыков и умений на всех этапах развития личности).
Типичный дидактический факт не может относиться только к деятельности учителя, к работе учащихся или к результатам учения. Этот факт позволяет:
- установить определенную закономерность, проявляющуюся во всех трех действиях;
- раскрыть важные зависимости между дидактическим поведением учителя в определенных условиях;
- раскрыть зависимости между поведением учащихся в ходе учения и изменениями, которые произошли под влиянием действий учителя и их собственной деятельности.
Это зависимости между определенными действиями, содержанием, методами и результатами обучения; и закономерности, проявляющиеся в природе.
Значение дидактики:
- дидактика не является чисто описательной и чисто умозрительной наукой, она объясняет причинно-следственные связи дидактических явлений, исследует закономерность этих явлений;
- выяснение причин дидактических явлений и проявляющихся в них зависимостей создает подходящие условия для выполнения утилитарных функций;
- нормы деятельности учителя и учащегося, определенные из объективно установленных причинно-следственных зависимостей, имеют значительно большую ценность, чем нормы, устанавливаемые субъективно, умозрительно или на основе неконтролируемого опыта.
История развития дидактики
Первым понятие дидактики упомянул немецкий педагог Вольфганг Ратке еще в XVII веке. Но как самостоятельную дисциплину её всё же выделил Ян Амос Коменский, чешский гуманист тоже XVII века, который и считается основоположником педагогики.
Разумеется, как наука педагогическая деятельность тогда еще не рассматривалась. Простыми словами Коменский говорил, что дидактика – это «искусство всех учить всему», и старался применить в своей деятельности существовавшие на тот момент прогрессивные идеи эпохи Просвещения в сочетании с принципами религиозного воспитания подрастающего поколения.
Самая известная работа Коменского – «Великая дидактика» (год публикации 1657). Здесь ученый подчеркивал, что процесс обучения должен непременно перекликаться с «подражанием природе», то есть, в нем нужно учитывать такие стадии развития индивидуума, как детство, отрочество, юность и возмужалость.
Для вас подарок! В свободном доступе до
06.08
Скачайте ТОП-10
нейросетей, которые помогут облегчить вашу работу
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне
Перейти
Скачать
файл
Еще один труд, серьезно затронувший педагогику и дидактику, написал Жан-Жак-Руссо. Это «Эмиль, или О воспитании». Главная мысль, которую постарался донести здесь Руссо, состоит в том, что дети – это совершенные творенья. В школе их нельзя заставлять зубрить и жестко ограничивать свободу. Наоборот, следует обеспечить условия для естественного темпа развития, и тогда всё, что заложено в ребенке природой, раскроется максимально полно. Руссо был категорически против физических наказаний. И еще считал, что девочкам науки не нужны (Коменский, кстати говоря, так не думал).
Гуманист из Швейцарии Иоганн Генрих Песталоцци выделился в педагогике в конце XVIII — начале XIX века. Его воспитательные и образовательные позиции описаны в книге «Как Гертруда учит своих детей». Среди разработок Песталоцци – основы и методики начального обучения ребенка родному языку, письму, счету. Педагог придерживался мысли, что для детей ценнее получать знания не по книгам, а через чувственное восприятие и осмысление.
Немецкий педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт (XIX век) выступал за то, что образовательные методики должны базироваться на данных о процессах познания. Впрочем, позиции педагога позже поддавались критике, потому что во главу угла он ставил обуздание «дикой резвости» детей и воспитание в них послушности, а гармоничное развитие личности при этом уходило на задний план.
История развития дидактики
Еще один значимый труд по дидактике развивающего обучения «Руководство к образованию немецких учителей» написал педагог Адольф Дистерверг (тоже XIX век). Здесь он подвел под общую систему выведенные еще Коменским принципы и правила обучения (наглядность, прочность, доступность и т.д.), которые и сегодня сохраняют свою актуальность.
Первым, кто в России стал рассматривать педагогику и дидактику как образовательную науку, был Константин Ушинский
Он подчеркивал, насколько важно для человека именно всестороннее развитие, и выработал систематический подход к обучению, объединяющий мышление, внимание, мотивацию, усвоение и закрепление. Особенно важным он считал момент научного обоснования дидактических принципов и методик, плюс объединение их с достижениями психологии, философии и прочих наук о человеке
Очень многие известные российские педагоги уделяли большое внимание дидактике как науке, создавали всевозможные концепции и модели обучения, однако в целом вариантов педагогических подходов сложилось не так уж много. И все они – в рамках принципов диалектического материализма и марксистско-ленинских взглядов на образование.. В 80-90 годах XX века наука постепенно приняла теорию относительности и равнозначность тех или иных подходов к исследованию и формированию образовательного процесса
У педагогов появилась тенденция уделять внимание системам ценностей личности, творческому развитию, активному использованию инноваций
В 80-90 годах XX века наука постепенно приняла теорию относительности и равнозначность тех или иных подходов к исследованию и формированию образовательного процесса
У педагогов появилась тенденция уделять внимание системам ценностей личности, творческому развитию, активному использованию инноваций
С тех пор суть принципов обучения сохранилась, однако педагогика и дидактика существенно изменились. Научных исследований становилось всё больше, и это позволило смотреть на знания не как на цель, а как на инструмент для решения тех или иных задач. На первое место теперь выходит активное обучение, рассмотрение ученика как ключевой фигуры в образовательном процессе.
Характеристика дидактики как раздела педагогики
Впервые введено понятие «дидактика» было немецким педагогом В. Ратке. В последующем трактовкой и изучением дидактики, как универсального средства обучения, занимался Я.А. Коменский, написавший труд «Великая дидактика». Далее вопросы дидактики рассматривает и изучает немецкий педагог Гербарт, им в неё была введена теория воспитательного обучения.
На сегодняшний день значение дидактики, как части педагогики, очень велико, так как она занимается изучением актуальных проблем теории обучения.
Замечание 1
Основной целью дидактики является выявление закономерностей процесса обучения, для их последующего эффективного использования в достижении задач образования.
Предметом дидактики является сущность процесса обучения, который представлен в качестве двух взаимосвязанных между собой видов деятельности: педагогической учителя и учебно-познавательной учащихся.
Необходимо отметить, что исходя из предмета дидактики на первый план «выходит» следующая система взаимоотношений: «педагог-учащийся, учащийся — учебный материал, учащийся – другие ученики». Данные взаимоотношения многообразны и оказывают значительное влияние на сущность и характер процесса обучения.
Объектом дидактики являются реальные педагогические процессы, во всем их многообразии, со всеми аспектами и закономерностями, а также обучение и образование различных категорий учащихся в разных видах и типах образовательных учреждений.
Основные задачи дидактики:
- Исследование и познание закономерностей эффективного обучения.
- Осуществление анализа, описание и повышение успешности методов и средств обучения.
- Организация подбора наиболее эффективных средств, приемов и форм обучения, исходя из возраста и индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Что такое дидактика
Педагогическая наука изучает воспитание и обучение в едином комплексе, как деятельность, ориентированную на социальную личность и приобщающую поколение к существованию в общественной среде. Для подробного исследования каждой из частей, педагогические дисциплины делят на теорию и методику воспитания и теорию обучения.
Дисциплину, которая занимается исследованием теоретического уровня обучения, называют дидактикой.
Дидактика (от греческого didakitos — «поучающий», didasko — «изучающий») — раздел педагогики, который раскрывает теоретические фундаментальные образовательные и обучающие основы. Он обнаруживает закономерности, принципы обучения, сущность образования, методику преподавания и контроля учебного процесса, характеристики всех образовательных дисциплин для всех возрастов.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Объект дидактики — процесс обучения.
Предмет — исследование закономерностей учебного процесса, взаимоотношения между учебным материалом, учеником и учителем.
Дидактика выполняет две функции, которые взаимосвязаны между собой:
- Теоретическая (прогностическая и диагностическая) — описание сути учебного процесса, его закономерностей.
- Практическая (инструментальная) — конструирование плана педагогической деятельности, на который ориентируется педагог-практик соответственно целям образования.
История развития
Ввел термин «дидактика» немецкий педагог Вольфган Ратке, обозначая им искусство обучения.
Среди задач дидактики Ритке выделял:
- чему учить и как учить;
- где, когда и кого учить;
- с какой целью учить;
- как обучать эффективно.
Современные исследователи добавляют следующие задачи:
- общенаучное представление, пояснение обучающего процесса и способов его реализации;
- модернизация процесса обучения, разработка и внедрение инновационных обучающих технологий.
В начале XIX века И. Ф. Гербарт перевел дидактику в статус теории обучения, которое воспитывает. Его считают основоположником классической дидактики. Педагог выделил четыре ступени в структуре процесса обучения:
- изложение;
- понимание;
- обобщение;
- применение.
В начале XX века в такой системе увидели недостатки: передача готовых знаний не способствовала развитию мышления ребенка.
Появились новые подходы.
Педоцентристская дидактика связана с именем английского педагога Д. Дьюи. Цель обучения он определил в развитии умственных способностей учеников. Процесс обучения следовало формировать, основываясь на потребностях, интересах и способностях ребенка. Однако частое применение такой методики приводит к потере систематичности, не дает глубоко освоить материал.
Современная дидактическая концепция заслуга таких педагогов, как П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, Дж. Брунер.
Разделы дидактической науки
Дидактика как наука включает в себя семь следующих разделов:
- Раздел с информацией о содержании образования и обучения. Имеются в виду программы и планы.
- В этом разделе процесс обучения рассматривается в рамках педагогики и психологии сточки зрения тех или иных дидактических систем.
- Здесь описываются законы, принципы и закономерности, действующие в образовательном процессе.
- Раздел, посвященный методам и средствам обучения.
- Тут говорится о формах организации и осуществления процесса обучения.
- Раздел номер шесть – о том, с помощью каких методов осуществляется управление результатами обучения.
- Завершающий раздел самый молодой в дидактике. Он посвящен технологиям и системам обучения, рассматривает традиционные и самые новые методики, применяемые в образовательном процессе.
Основные понятия дидактики
Дидактика – это составляющая педагогики, поэтому много терминологии взято именно отсюда, и еще из смежных отраслей, а именно — из психологии и философии. Далее – о том, как дидактика перекликается с иными понятиями.
- Частная дидактика в форме методики конкретного учебного предмета. То есть дидактика, нацеленная на обучение, например, математике, геометрии, химии, литературе и проч. Для каждого отдельного предмета учитывается его специфика и принадлежность к той или иной научной отрасли, подбираются максимально эффективные принципы получения знаний в ней.
- Методы обучения. Это конкретные действия педагога, направленные на достижение образовательных целей. К методам относят лекции, лабораторные работы, совместное участие в проектах, изучение кейсов и т.п.
- Содержание образования. Это социальный опыт, усвоенный учеником и ставший уже его личным опытом. Имеет четыре составляющие: знания, способность действовать по образцу, творчество, выстраивание эмоционального взаимодействия.
- Средства для осуществления процесса обучения. Это носители информации и используемый инструментарий. В частности, доска в классе, компьютер, учебники (в печатном или электронном виде), карты, гербарии и т.п.
- Формы организации обучающего процесса. Это варианты проведения занятий: уроки, семинары, лекции, экскурсии, экзамены и т.п. Их можно комбинировать, объединять в системные формы, такие как лекционно-семинарская, классно-урочная и проч.
История становления дидактики
Впервые мысли о необходимости организации целенаправленного процесса обучения высказывались такими философами и учеными как Сократ, Демокрит, Аристотель и Платон. В своих трудах, они рассматривали процесс обучения подрастающего поколения, не как стихийное и случайное мероприятие, а как целенаправленный, систематически проводимый и управляемый педагогом процесс. С течением времени процесс обучения приобрел именно такие черты, были поставлены четкие рамки и требования к его организации и реализации. Однако, несмотря на это, процесс обучения до сих пор является предметом исследования среди ученых-педагогов. Выявляются проблемы, которые необходимо решать и предотвращать. В этой связи возникает такая отрасль педагогики как дидактика.
Впервые термин «дидактика» был введен в оборот немецким педагогом В. Ратке в курсе лекций. Позднее вопросами дидактики занимался Я.А. Коменский, написавший свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором впервые была разработана и описана теория обучения, как система научных знаний.
Дальнейший вклад в развитии дидактики осуществлен посредством психологических и педагогических исследовательских работ таких ученых как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, П.Я. Гальперин.
На сегодняшний день выделяют следующие этапы становления и развития дидактики:
- I этап – традиционная дидактика (XVII – XIX века). Основной упор ставится на преподавание, как основной источник передачи знаний подрастающему поколению.
- II этап – современная дидактика (конец XIX — первая половина XX веков). На данном этапе акцент смещается на такой вид деятельности как «преподавание-учение», элементами которого являются личностный подход, учение – основной источник знаний, психология управления.
- III этап — постсовременный (вторая половина XX века). Акцент сохраняется по-прежнему на деятельности «преподавание-учение», но происходит изменение его содержания. Основными элементами выступают: оценка знаний учащихся и оценка основного источника знаний. Основой данного этапа является педагогика сотрудничества, ориентированная на требования общества к личностному развитию человека.
В настоящее время современная дидактика охватывает всю систему обучения, по всем направлениям (предметам) и по всем видам учебной деятельности.
На современном этапе своего существования и развития, современная дидактическая система ориентирована на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и образования.
Замечание 1
Отличие современной дидактики в том, что целью обучения является общее развитие индивида, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый учителем, при этом учитываются интересы и потребности обучаемых.
Главные принципы дидактики
Что вообще понимают под дидактическими принципами? Это основные требования, выдвигаемые к организации и осуществлению обучения. Они могут быть непостоянными и видоизменяться вместе с тем, как меняются образовательные запросы общества, государства и личности, а также и условия обучения. Итак, главные принципы дидактики:
Научность. В основе содержания образования должны быть исключительно научные факты и актуальная информация.
Доступность. Говорит о том, что содержание обучения и используемые в нем методики формируются с учетом возраста, уровня образования и познавательного потенциала учеников.
Систематичность и последовательность. Подразумевает структурированный подход к построению обучения, деление программы на темы, разделы, модули, подлежащие последовательному изучению.
Неразрывность теории и практики. Суть здесь в том, что до учащихся нужно донести, где и каким образом они могут применить полученные теоретические знания на практике, для решения конкретных проблем.
Сознательность и активность. Задача преподавателя – донести до учащихся понимание образовательных целей и задач, подталкивать к активному познанию, развивать творческие способности и самостоятельность.
Наглядность. Сюда входят все способы чувственного восприятия информации. То есть, посредством зрения, слуха, обоняния, вкусовых рецепторов и осязания.
Прочность
Принцип прочности говорит о том, что важно добиться крепкого усвоения знаний. Как именно? Теория требует повторения и закрепления, а навыки и умения – практического применения.
Главные принципы дидактики
Обратите внимание, что все принципы тесно между собой переплетаются и подкрепляют друг друга. То есть, без систематичности обучение не будет доступным, а прочность достигается благодаря взаимодействию теории с практикой
Задачи дидактики
Их следует рассматривать в ракурсе синхроники и диахроники. Исторически задачи для дидактики сложились следующие:
- Выявить содержание образования для следующих поколений.
- Подобрать максимально эффективные пути для передачи ценных знаний, умений и навыков.
- Найти в данном процессе закономерности.
Задачи дидактики
Это были феноменообразующие задачи дидактики, но существуют еще и другие:
- Конкретно и обоснованно сформулировать принципы организации процесса обучения, наметить направления и методы проявления самостоятельности в получении знаний, развития активности и инициативности.
- Определить критерии формирования содержания образования (учитывая, что учебники и программы чрезмерно перегружены сложными для восприятия и второстепенными по значимости материалами).
- Исследовать структуру и функции задействованных в обучении форм и методик.
- Выявить связи между предметами и внутри них, чтобы максимально актуализировать и систематизировать основные, фундаментальные знания.
- Сбалансировать в образовательном процессе социальные и личностные цели.
- Создать новые обучающие технологии.
Узнай, какие ИТ — профессии входят в ТОП-30 с доходом от 210 000 ₽/мес
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в
IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее
будущее!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Александр Сагун
Исполнительный директор Geekbrains
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Получить подборку бесплатно
pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 21875
Таким образом, в XXI веке дидактика базируется на личности, самостоятельности и технологиях.