Что такое форма и содержание произведения?
Содержание произведения – это идеи и принципы, которые положены в основу произведения. Структура самого содержания зависит от вида произведения. В упрощенном виде можно привести следующие примеры:
- в научной статье содержание будет включать теории, концепции, гипотезы, факты, положенные в основу рассуждения;
- в архитектурном проекте к содержанию можно отнести изначально поставленную задачу (площадь, этажность, назначение строения), выбранный архитектором стиль (барокко, классицизм и т.д.), смысловое и символическое значение объекта (например, памятника);
- в фотографии содержанием является объект съемки, настроение, которое хотел передать фотограф и идеи, которые он хотел донести до публики.
Одни и те же идеи, одни и те же концепции, методы и способы могут составлять основу целого ряда произведений и даже произведений целой эпохи. Ярчайший пример — библейские сюжеты в произведениях эпохи Возрождения. Содержание не имеет четких границ, оно находится в «глубине» произведения. Содержание произведения зависит от субъективного восприятия читателя или зрителя. Содержание отвечает на вопрос: «Что хотел сказать автор?»
Форма произведения – это то, как автор выразил идеи, положенные в основу произведения. В отличие от содержания форма объективна. Часто выделяют внутреннюю и внешнюю форму произведения.
Внешняя форма произведения – это язык, которым написано произведение. В литературном произведении внешняя форма – это сам текст, в изобразительном – само изображение. Внешняя форма может быть скопирована без каких-либо интеллектуальных усилий, в т.ч. без участия человека, техническими средствами.
Внутренняя форма – это система образов, художественных средств, с помощью которых написано произведение. В определенном смысле внутренняя форма – это связующее звено между внешней формой и содержанием, но внутренняя форма охраняется авторским правом. Скопировать внутреннюю форму, не использовав при это внешней, без приложения интеллектуального труда невозможно.
Форма и содержание произведения могут быть проиллюстрированы на следующем примере. Перед Вами эпиграф к книге Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» на английском и русском языке.
No man is an Iland, intire of it selfe; every man is a peece of the Continent, a part of the maine; if a Clod bee washed away by the Sea, Europe is the lesse, as well as if a Promontorie were, as well as if a Mannor of thy friends or of thine owne were; any mans death diminishes me, because I am involved in Mankinde; And therefore never send to know for whom the bell tolls; It tolls for thee. John Donne |
Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе. Джон Донн |
Внешняя форма произведений совершенно различная, мы не найдем ни одного повторяющегося слова, т.к. отрывки написаны на разных языках. Однако внутренняя форма и содержание произведения одинаковы. Переводчик стремится к тому, чтобы сохранить внутреннюю форму произведения и через нее передать содержание произведения. Содержанием же будет идея, которую Джон Донн хотел донести до читателя этими словами.
Содержание литературного произведения
Определение 1
Содержание – это смысл литературного произведения, который воплощен в особой, образной форме.
Изучение содержания с разных сторон ведет от неглубоких, поверхностных суждений об избранном писателем материале к верному пониманию настроений, идей, мировосприятия автора, которые выражены в произведении.
В содержании литературного произведения различают три стороны:
- Тема (совокупность тем – тематика);
- Проблема (совокупность проблем – проблематика);
- Авторская позиция.
Тематикой называется совокупность тем (основных и побочных) литературного произведения или ряда произведений одного автора, или группы, направления, школы.
Тема – это предмет повествования, изложения, изображения; то, о чем говорит автор в произведении.
Темой литературного произведения может стать каждое явление действительности – живые лица, события, представители разных слоев общества, отношения личной и общественной жизни, переживания, мысли т.д.
Проблематика – это идейное осмысление автором социальных характеров, изображенных в произведении. Это осмысление состоит в том, что автор выделяет и усиливает стороны, свойства, отношения изображаемых характеров, которые о, опираясь на свое идейное миросозерцание, считает наиболее важными.
Авторская позиция в художественном произведении – это авторское понимание жизни, ее оценка, оценка изображенных характеров.
Существует несколько способов выражения авторской позиции:
- Прямое высказывание автора;
- Близкий к автору отдельный герой;
- Через особенности поведения персонажа, его портрет.
Кроме перечисленных способов авторская позиция может выражаться при помощи заглавия произведения, эпиграфов, образов природы и мира вещей, в драматическом произведении авторская позиция может выражаться также ремарками.
Связь формы и содержания
Содержание и форма схожи с моментами, так как стороны сущности неразрывно связаны. Содержание всегда оформлено, в то время как форма является содержательное. Далее, содержание – это явления, которые стали моментами сущности, а форма – определенные законы, которые стали все теми же моментами сущности. Содержание – это явление, которое опосредованно законом, а форма – это закон, который опосредован явлением.
Содержание и форма, как опосредующие друг друга явление и закон, внешне и внутренне. То, что подразумевается под формой, является определенным единством внешней и внутренней форм. Тоже самое и с содержанием, которое является не просто содержанием, а единством внешнего и внутреннего содержаний.
Если рассматривать поведения человека и все его деяния, то мы увидим, насколько сложны и тонки сущностные параметры человеческих поступков, насколько дифференцированы и взаимосвязаны их внешняя и внутренняя форма и содержание. Когда рассматривают, например, внешнюю и внутреннюю культуру человека, то подразумевают сложное гармоническое или дисгармоническое взаимодействие внешней и внутренней формы, внешнего и внутреннего содержания человека как субъекта культуры.
Основой крепкой связи формы и содержания служит положение касательно определяющей роли содержания. Именно оно является основной и главенствующей стороной единства содержания и формы. Развитие и изменение процесса или предмета будет затрагивать изменение и содержание, вследствие чего происходит и изменение формы. Такое же изменение формы может нести в себе изменение содержания.
Замечание 1
Именно такая взаимная пропорция связи будет основной в сопоставлении развития и трансформации формы и содержания.
Объективная основа
Как известно, в живой природе содержание и форма – это единство органа и функции – целостный процесс или предмет. Когда же мы характеризуем тепло в статике (недвижении), в его пространственных взаимосвязях, понятие «формы» будет выражаться понятием «строение», «структура». Ближайшим к данным категориям будет понятие «организация», что подразумевает метод взаимосвязи элементов содержания в его развитии и движении).
В социальных процессах мы также имеем дело с целостностью содержания и формы. Здесь всеобщий характер данных категорий будет проявляться в том, что они оба являются неотъемлемыми формами мышления во всех областях научного знания.
Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что в норму содержание будет приходить, как его объективная основа, в то время как форма будет выражать содержание в качестве его организации. Не существует бесформенное содержание, как и не существует бесформенной вещи. Форма не может существовать сама по себе. Тем не менее, множество восточных традиций подразумевают возможность существования содержания без формы. Так, например, мудрецы дзен говорят о пустоте – шуньяте. Она совершенно не имеет формы, в то время как полностью наполнена содержанием. Данная пустота являет собою «нечто», когда в постмодерне пустота являет собою «ничто».
Единство формы и содержания в художественном произведении
Художественное произведение – это внутреннее единство формы и содержания. Понятия содержания и формы неразрывно связаны друг с другом. Чем сложнее содержание произведения, тем богаче должна быть его форма. О многообразии содержания можно судить по художественной форме.
Категории «форма» и «содержание» были введены в классической немецкой эссеистике. По утверждению Гегеля, «содержанием искусства является идеал, а формой – чувственное образное воплощение». Творческая специфика искусства, согласно Гегелю, заключается в взаимопроникновении «образа» и «идеала». Ведущим пафосом учения Гегеля является подчинение всех деталей изображения определенному духовному содержанию. Из творческой концепции возникает целостность произведения. Единство произведения – это подчинение всех его деталей, частей идее, оно не внешнее, а внутреннее.
Содержание и форма литературы являются основополагающими литературоведческими понятиями, обобщающими в себе представления о внутренних и внешних сторонах литературного произведения и при этом опирающимися на философские категории содержания и формы.
Так как содержание может существовать только в форме, материи, то любое изменении формы одновременно является изменением содержания, и наоборот.
Понятия формы и содержания укоренились в теоретической поэтике. Еще Аристотель в своей работе «Поэтика» выделял «что» и «как» (предмет изображения и средства изображения).
Замечание 2
Художественная литература – это множество литературных произведений, каждое из которых является самостоятельным целым.
Единство произведения является одной из важнейших проблем в истории эстетической мысли. Еще в эпоху античности разрабатывались требования к художественным жанрам, а нормативной считалась эстетика классицизма.
В 19 веке критерий художественного единства объединял критиков самых разных направлений, однако требование согласованности частей и целого в произведении, художественного единства оставалось неизменным.
«Опыт анализа и формы» Б. А. Ларина можно считать примером образцового филологического анализа литературно-художественного произведения.
Первичность содержания перед формой
Положение о первичности содержания относительно формы имеет большое значение для науки и практической деятельности Однако форма не является чем-то равнодушным, пассивным относительно содержания стоит напомнить о роли производственных отношений в развитии общества, общественного сознания относительно базиса, совершенствования организационных форм общественной деятельности.
Гармония формы и содержания проявляется везде и во всем их невозможно разрывать, поскольку это приводит преувеличение роли формы Когда форма становится самоцелью это приводит к формализму и абстракционизма, которые и представляют собой опасность, особенно в искусстве.
Научная философия показывает, что формы существования и развития объективного мира крайне разнообразны Часто один и тот же смысл общественной жизни проявляется в различных формах Поэтому следует вести борьбу с фетишизацией устаревших форм, проявлять гибкость, вводить новые формы, которых требует жизнь, умело сочетать новые формы с теми, которые еще не исчерпали себе.
Замечание 2
Итак, содержание и форма являются неотъемлемыми сторонами вещей, процессов, явлений объективного мира При этом содержание играет определяющую, ведущую роль относительно формы Самой же форме присуща определенная самостоятельность и она влияет на развитие содержания Любой содержание может проявляться в различных формах.
Форма литературного произведения
Определение 2
Форма — это способ обнаружения содержания литературных произведений, которое всегда каким-либо образом оформлено.
Элементы содержания не могут существовать вне формы.
Литературно-художественная форма многоплановое, сложное явление. Анализ формы художественного произведения предполагает изучение трех его основных сторон:
- Предметной изобразительности
- Композиции
- Речевого строя.
Первым компонентом формы является предметная изобразительность. Предметная изобразительность – это все изображенные автором жизненные явления – события, вымышленные и происходившие в жизни реально, взаимоотношения между людьми, материальный мир, участники событий и их биографии.
Вторым компонентом формы является композиция. В процессе анализа композиции изучаются отношения между всеми сторонами формы. Именно в композиции проясняется замысел писателя, реализованный в произведении.
В речевом строе произведения проявляется специфика литературы как вида искусства. В качестве материала словесного творчества выступает язык. Он является неким аналогом звуком музыканта, красок художника, любого материала, из которого создаются произведения искусства.
Именно форма литературных произведений отличает литературу от других форм речевой деятельности – публицистической, научно статьи, информационного сообщения, реферата, доклада и т.д. О человеке, о мире, окружающем его можно говорить по-разному. Писатель говорит об этом таким образом, что даже если повторяется и перекликается с кем-либо из современников или предшественников, он все равно остается неповторимым т уникальным. Мысли, чувства, выраженные писателем в своем произведении, неотделимы от художественной формы, созданной им и присущей только ему.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что важнее — форма или содержание литературного произведения?
Ответ. Форма и содержание неразрывно связаны и одинаково важны.
Поясните единство формы и содержания на примере фрагмента стихотворения А. А. Ахматовой «Сжала руки под чёрной вуалью…»:
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Ответ. В этом фрагменте каждое слово наполнено гораздо более глубоким содержанием, чем кажется на первый взгляд. «Задыхаясь» и «крикнула» обозначают степень волнения героини. Её слова «Уйдёшь, я умру» — преувеличение, но сама героиня искренне верит в это. Герой же отстранён, что символизирует его спокойная и жуткая улыбка. Холодная реплика героя контрастирует со страстным волнением героини. Сила впечатления от прочтения этого фрагмента во многом обусловлена его краткостью. Такое содержание могло быть выражено только в этой форме.
Обозначьте основные черты эстетики творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Ответ. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина наполнены сатирой и гротеском, что позволяет ему высмеивать недостатки жизни общества в своей манере.
Поделиться ссылкой