Содержание, структура и функции общения
Социальные контакты внутри человеческой группы представлены в первую очередь деятельностью и общением.
Общение и деятельность как виды человеческой активности, различаются между собой. Результат деятельности представлен каким-либо материальным или идеальным продуктом. Результат общения выражается во взаимном влиянии индивидуумов друг на друга. При этом деятельность и общение — взаимосвязанные стороны социальной активности человека. Деятельность возникает и осуществляется в результате интенсивного общения. Общение, в свою очередь, является специфическим видом деятельности человека. В реальной жизни общение и деятельность существуют в единстве, но при этом в определенных ситуациях могут реализовываться независимо друг от друга.
Общение — это сложный процесс, который включает в себя:
- формирование образцов и поведенческих моделей;
- взаимодействие между людьми;
- взаимное влияние одного человека на другого;
- взаимообмен информацией;
- формирование межличностных отношений;
- взаимное переживание и стремление к взаимопониманию;
- формирование внутреннего «Я» индивидуума.
Определение 1
В психологии понятие общение — это взаимодействие между людьми, которое заключается в обмене информацией познавательного, эмоционального и оценочного характера, в ходе которого формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, переживаниями, чувствами.
В процессе исследования общения в нем выделяют:
- содержание;
- цель;
- средства;
- структуру;
- функции;
- формы общения.
Виды общения
Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем. Здесь такой знаковой системой является, несомненно, язык. Язык – оптимальное средство для выражения человеческих мыслей. Также рассмотрим понятие речи. Данный термин используется в двух значениях:
- речь как определенная деятельность индивида, которая может осуществляться как устно, так и письменно;
- речь как результат деятельности в контексте условий и целей коммуникации.
Речь и язык кажутся схожими понятиями, поэтому необходимо их разграничить, рассмотрев их отличия:
- Речь уникальна и неповторима, она осуществляется во пространственно-временном континууме.
- Речь активна и более динамична.
- Речь является малоупорядоченной, зависит от контекста ситуации.
Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др. Рассмотрим общие типы невербальной коммуникации:
-
Кинесические:
- выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
- визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
-
Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
- Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
-
Проксемические:
- пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
- время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).
Структура общения и его виды
По своей структуре «общение» является достаточно сложным понятием, включающим в себя три взаимосвязанных стороны:
- коммуникативная,
- интерактивная,
- перцептивная.
Коммуникативная сторона общения заключается в том, что люди используют общение с целью обмена информацией. В зависимости от тех требований, которые человек предъявляет к общению в данный момент, на первое место выходят различные источники информации и их содержание.
Перцептивная сторона общения представляет собой процесс взаимодействия между людьми, основанный на естественном общении и протекающий в форме понимания и восприятия собеседниками друг друга.
Интерактивная сторона общения включает в себя ряд компонентов общения, которые связаны с взаимодействием между людьми, а также непосредственной организацией их совместной деятельности.
Основным средством общения выступает язык.
Определение 2
Язык – это система знаков, которые служат в качества основного средства общения людей.
Знаком в общении выступает любой предмет, объект, действие или явление. Процесс усвоения знаков (слов) одновременно является и процессом овладения речью.
К видам общения относятся:
-
«Контакт масок» — это общение, которое по своей сущности является формальным, так как собеседники не стремятся сблизиться и понять друг друга, нет необходимости его продолжать в дальнейшем, укреплять свои взаимоотношения и т.д. При данном виде общения люди используют такие маски вежливости как: скромность, безразличие, вежливость и т.д. Общение используется с целью поддержания светского разговора, темы выбираются общие и нейтральные (о погоде, об урожае и т.д.).
-
Примитивное общение – общение, основанное на оценке другого человека, который выступает в качестве нужного или, напротив, мешающего объекта. В том случае, если человек является нужным, то с ним активно вступают в контакт, стремятся как можно больше и чаще общаться и взаимодействовать. Если же он мешает, то его отталкивают, избегают общения, зачастую не скрывая этого.
-
Формально-ролевое общение – это вид общения, который по своей структуре строго регламентирован, его содержание упорядоченно, а средства общения тщательно подобраны. В основе данного вида общения заложена не личность собеседника, а его социальная роль. Именно исходя из социальной роли собеседника, выстраивается структура общение, подбираются его средства.
-
Деловое общение – основано на учете индивидуальных особенностей личности собеседника, его интересы и характер выступают наиболее значимыми факторами.
-
Духовное общение – возникает только в том случае, если собеседники знают об личностных и духовных особенностях друг друга, способны предвидеть реакции и поведение. Общение строится на основании учета интересов и убеждений собеседников, в связи с чем, оно легкое и непринужденное. Собеседники могут легко общаться на разные темы.
-
Манипулятивное общение – собеседники или один из собеседников вступают в общение с целью извлечения определенной выгоды от общения с конкретным человеком. В рамках данного общения используются разнообразные приемы, в зависимости от личности собеседника и той цели, которая преследуется собеседниками (обман, лесть, демонстрация заботы и доброты и т.д.).
-
Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, основными темами являются нейтральные и отвлеченные темы). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций. Зачастую светское общение ведется на раутах и приемах, где люди собираются, с целью отдохнуть и не обсуждать глобальных вопросов, которые могут вызвать споры и противоречия.
Замечание 1
Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.
Виды общения
Общение делится на определенные виды, что зависит от его содержания, целей и средств.
Рисунок 1. Виды общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По содержанию общение бывает:
- материальное,
- когнитивное,
- кондиционное,
- мотивационное,
- деятельностное.
Материальное общение предполагает обмен продуктами деятельности, которые являются средством удовлетворения актуальных потребностей.
Суть кондиционного общения сводится к тому, что люди, оказывая друг на друга влияние, стремятся прийти в определенное физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или, наоборот, испортить его.
Мотивационное общение сводится к передаче друг другу определенных побуждений, к готовности действовать в нужном направлении.
Когнитивное и деятельностное общение связаны с разными видами учебной или познавательной деятельности, когда один субъект передает другим информацию, расширяющую кругозор и развивающую способности.
Исходя из целей, общение может быть биологическим и социальным:
- Биологическое общение необходимо для сохранения и развития организма.
- Социальное общение расширяет и укрепляет межличностные контакты.
От количества общающихся различают межличностное общение, личностно-групповое, межгрупповое, а по средствам оно может быть непосредственным, опосредованным, прямым и косвенным.
Непосредственное общение происходит с помощью естественных органов, а опосредованное связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения.
Личные контакты и непосредственное восприятие предполагает прямое общение, косвенное же осуществляется через посредников.
Из других видов общения можно назвать деловое, личностное, инструментальное, целевое.
Для человека очень важными видами общения являются вербальное и невербальное. Невербальное общение происходит при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.
Основная часть невербальных форм и средств общения являются у человека врожденными. Вербальное общение характерно только для человека.
Цели общения
Человек вступает в общение для достижения определенных целей.
Определение 3
Цель общения — это то, ради чего человек реализует данный вид активности.
Цели общения могут быть разнообразными:
- общение как самоцель, при этом оно является средством удовлетворения потребности человека в общении;
- деловое общение, которое служит способом организации или оптимизации определенного вида предметной деятельности;
- в личностном общении целью общения выступает приобщение партнера по общению к ценностям и опыту приобретенными человеком.
Полной классификации целей общения не существует, так как потребности человека многообразны и человек ради их удовлетворения вступает в общение с различными целями.
Понятие
Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.
Определение 1
В общем, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.
Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».
Развитие общения
Эмоционально-личностное общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте. Так, уже в таком возрасте идет стремительное накопление знаний об окружающем мире посредством общения.
Общение служит некой основой для формирования личности человека. Это подтверждается культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского. В ней он описывает процесс развития человека с точки зрения усвоения культурных аспектов. Инструментом усвоения культуры является язык. А моделью поведения для ребенка является взрослый.
Определенные аспекты культуры как бы «вращиваются» в сознание ребенка. Другими словами, они проходят процесс интериоризации (термин Л.С. Выготского). Интрериоризация в самом общем смысле – переход внешнего вовнутрь, то есть это процесс усвоения чего-либо.
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона по существу предполагает организацию взаимодействия людей, обмен между ними не информацией, а поступками и делами.
В психологической основе этого процесса лежат три составляющие:
принятие во внимание планов партнера и сопоставление их со своими планами;
оценка степени вложения всех участников взаимодействия;
уяснение меры вовлеченности в общее дело каждого из партнеров.
Главные признаки совместной деятельности:
- наличие общей мотивации;
- единая цель;
- слаженность действий;
- личная деятельность и ее согласование;
- руководство индивидуальными действиями;
- единство действий в пространстве и времени;
- итог общей работы.
В зависимости от ситуации участники общения проявляют различные стили поведения и действия. Типичные стили взаимодействия:
- Ритуальный — прописанный определенной культурой, взаимодействие происходит согласно предопределенным правилам.
- Манипулятивный — применяется в целях обучения, влияния, навязывания мнения.
- Гуманистический — смысл взаимодействия состоит в изменении отношения обоих участников к объекту взаимодействия, взаимная поддержка друг друга.
Среди типов взаимодействия чаще отмечают два из них:
- Кооперация — тип взаимодействия, при котором усилия каждого из участников суммируются ради достижения цели; партнеры содействуют или хотя бы не препятствуют друг другу.
- Конкуренция — состязание, борьба между участниками группы, которые имеют идентичную или схожую цель. Достижение цели одним участником препятствует или делает невозможным осуществление намерения другими. Конкуренция часто приводит к подозрительности, отсутствию понимания, конфликтным ситуациям.
Своеобразный вид конкуренции — продуктивная конкуренция, которая вмещает в себе элементы состязания, но не приводит к конфликту. Выделяют три её степени:
- Соревнование — победитель становится выше в ранге (спорт).
- Соперничество — триумфатор одерживает победу, начинают образовываться элементы конфликта.
- Конфронтация — участники становятся врагами, пытаются нанести друг другу урон, события движутся к конфликту.
Примечание
Не стоит считать конкуренцию сугубо негативным явлением, а кооперацию — позитивным. Их оценка зависит от конкретной ситуации, в которой пребывают участники взаимодействия. Внутри кооперации иногда возникают конкурентные отношения, часто внося новые веяния и препятствуя застою деятельности.
Возможные формы организации совместной деятельности:
- Совместно-индивидуальная деятельность — отдельные участники выполняют личную часть совместной работы независимо друг от друга.
- Совместно-последовательная деятельность — движение к общей цели осуществляется каждым участником последовательно.
- Совместно-взаимодействующая деятельность — все участники взаимодействуют одновременно.
Ключевые стратегии во взаимодействии:
- Сотрудничество — направлено на достижение участниками собственных целей.
- Компромисс — взаимные уступки партнеров ради достижения целей и некоторого равенства.
- Противодействие — курс на реализацию личных целей, не считаясь со стремлениями партнеров, а возможно и в ущерб им.
- Уступчивость — отказ от собственных интересов ради выгоды партнера.
- Избегание — утрата собственных целей для устранения выгоды другого.
Люди воздействуют друг на друга различными способами:
- Заражение — передача настроения или распространение деятельности в группе.
- Внушение — необоснованное целенаправленное воздействие одного человека на другого или группу людей.
- Убеждение — обоснованные действия, цель которых склонить человека принять определенные решения, ценности, верования и т.д..
- Подражание — воспроизводство человеком чужого поведения.
Знания об особенностях человеческого взаимодействия полезны как для построения межличностных отношений, так и ведения профессиональной деятельности.
1.1 Понятие и сущность общения
Общение — процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами
общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и
преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной,
эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц (рис.1).
Рисунок 1 — Понятие и сущность общения
В общении реализуются социальные отношения людей. В ходе общения его
участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами,
результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает
разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с
которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления
житейского опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно,
например для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора,
следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного
взаимодействия. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении
навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно
совершенствоваться.
Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые
используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется
социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в
обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях,
мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной
литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения
обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они
всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в
духовную атмосферу жизни.
Человек как существо социальное находится в центре влияния всей
совокупности проявлений и форм общения.
Перцептивная сторона общения
Все люди имеют значимую психологическую особенность: обращать внимание на внешние характеристики других людей, знакомых и не знакомых. Происходит оценка всех внешних признаков, на основе чего, строятся умозаключения относительно внутренней наполненности конкретного человека и устанавливается определенное отношение к нему
Таким образом, проявляется социальная перцепция: восприятие внешних отличительных свойств человека, привязка их к его внутреннему миру, толкование на этом основании его поведения и прогнозирование действий.
Социальная перцепция исполняет следующие функции:
- постижение себя;
- познание партнера по общению;
- организация общей деятельности на засадах взаимопонимания;
- установление эмоциональных отношений.
Деятельные механизмы перцептивной стороны общения:
- Идентификация — формирование мнения о внутреннем мире партнера благодаря условному становлению себя на его место. Человек начинает демонстрировать особенности поведения другого, перенимает ценности, вкусы, манеры, наклонности.
- Созвучным идентификации есть понятие эмпатии — эмоциональной реакции на трудности другого человека, способности сопереживать ему, а также восприятия его внутреннего состояния. Положение партнера не столько осмысливается, сколько ощущается.
- Аттракция — постижение другого человека, базируясь на стойком позитивном отношении к нему. Представления о партнере, его понимание строится через дружеские или более личные чувства к нему, установление привязанности.
- На взаимодействие людей влияет явление рефлексии — понимание человеком степени оценки и восприятия его партнером.
- Следующий механизм — каузальная атрибуция — процесс трактовки действий и эмоций другого человека на основе собственного наблюдения.
При исследовании казуальной атрибуции выявлено главные способы интерпретации в процессе межличностного восприятия:
- Аналитический — каждый элемент внешности сопоставляется с определённой психологической особенностью человека.
- Эмоциональный — приписываемые личные качества не зависят от внешности.
- Перцептивно-асоциативный — на индивида распространяют качества другого человека, внешне отличающегося.
- Социально-асоциативный — на основе восприятия личность относят к некоему социальному типу, характеристики которого потом ей приписываются.
Значительный аспект межличностного восприятия — формирование первого впечатления о человеке. Благодаря изучению явления был выделен ряд эффектов восприятия людьми друг друга.
- Эффект ореола. Под ним подразумевается влияние общественного мнения о человеке, репутации, созданного образа на восприятие и оценку его качеств. Схема эффекта такова: при преобладании позитивного отношения к человеку его плохие поступки оправдываются, и, наоборот, при доминировании негативного отношения положительные действия игнорируются или искажаются.
- Эффект первичности. Демонстрируется при встрече с незнакомым человеком, когда первое впечатление о нем становится самым значительным.
- Эффект новизны. Действует по отношению к уже знакомым людям, когда новые сведения о них воспринимаются как самые важные.
- Эффект атрибуции. Когда люди не владеют информацией о реальных мотивах поведения индивидов, то начинают присваивать им причины или даже образцы поведения. Создается благоприятная среда для атрибуций — способов такого приписывания. От характеристики совершенного поступка (исключительный он или обычный, приемлемый или непозволительный для общества) зависит степень приписывания.
- Эффект стереотипизации. При отсутствии подтвержденной информации на человека переносятся качества группы (социальной, этнической), к которой он относится. Также с учетом особенностей индивида его окружение тоже удостаивается подобной характеристики. При стереотипизации представления о человеке упрощаются или искажаются. Схожее по смыслу понятие — предрассудки. Они представляют собой негативное необоснованное представление об отдельных личностях или группах.
- Эффект проекции. Состоит в перенесении на других людей собственных психических свойств.
Структура общения в психологии: из каких сторон состоит
Общение — это процесс взаимодействия между отдельными личностями или группами людей, состоящий в обмене информацией и удовлетворяющий потребность человека в социальных контактах.
Существуют разные подходы к определению структуры общения. Самой распространенной и общепринятой считается классификация Г.Андреевой. Согласно этому подходу в структуре общения выделяются три стороны:
- Коммуникативная. В основе лежит информационный обмен между людьми, главные средства коммуникативного процесса — вербальное и невербальное общение.
- Интерактивная. Состоит в организации взаимодействия между субъектами общения: например, партнерство или конкуренция, доминирование или подчинение.
- Перцептивная. Описывает процесс взаимовосприятия, изучения, оценивания партнерами друг друга, а также установления взаимопонимания между ними, по сути, формирование образа собеседника в сознании человека.
Взаимоувязанные между собой, все стороны общения целостно дополняют друг друга.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Функции общения
Общение выполняет ряд функций, в частности:
- аффективно-коммуникативная;
- информационно-коммуникативная;
- регуляционно-коммуникативная.
Аффективно-коммуникативная функция основывается на восприятии и понимании другого человека и связана с регуляцией эмоционального состояния человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в процессе общения людей, в результате которого происходит сближение эмоционального состояние или его поляризация, его взаимное усиление или ослабление.
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене информацией между взаимодействующими людьми. Обмен информацией в общении между людьми обладает определенной спецификой:
- обмен информацией осуществляется между двумя индивидуумами, являющимися активными субъектами;
- обмен информацией предполагает обязательное взаимодействие мыслей, чувств и поведения людей.
Регуляционно-коммуникативная функция общения регулирует поведение и организует совместную деятельность людей в процессе взаимодействия. В таком процессе человек может воздействовать на все составляющие деятельности партнера по общению, включая стимуляцию и коррекцию поведения.
В современном обществе роль и интенсивность общения значительно возрастают. Умение общаться означает умение разбираться в людях и на этом строить взаимоотношения с ними. Это требует знание психологии общения.
Интерактивная сторона общения
Определение 5
Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» ‒ взаимодействие) состоит в обмене действиями, то есть в формировании взаимодействия на межличностном уровне, что дает возможность общающимся воплотить для них общую деятельность.
В процессе взаимодействия для участников имеет большое значение не только информационный обмен, но и сам процесс организации общей деятельности.
В социальной психологии предпринимались множественные попытки структурировать взаимодействие – это транзактный анализ Э. Берна, который предполагал присутствие в структуре личности трех подструктур: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок»; теория Парсонса, подход польского социолога Я. Щепаньского и т. д.
Взаимодействие может быть следующих типов:
- кооперация ‒ это такое взаимодействие, при котором его субъекты добиваются двустороннего соглашения о преследуемых целях и стараются не нарушать его, до тех пор, пока интересы являются общими;
- конкуренция ‒ это взаимодействие, которое характеризуется достижением групповых или персональных целей и круга интересов в условиях жесткого противоборства между индивидами.
Таким образом, структуру общения можно определить путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Коммуникативный аспект общения состоит в обмене информацией между людьми, которые находятся в процессе общения. Интерактивный аспект общения состоит в организации между людьми взаимодействия, т.е. в обмене не только идеями и знаниями, но и действиями. Перцептивный аспект общения обозначает процесс познания, восприятия друг друга собеседниками в общении и установления на данном основании взаимопонимания.