Структура общения в психологии

Общение

Содержание, структура и функции общения

Социальные контакты внутри человеческой группы представлены в первую очередь деятельностью и общением.

Общение и деятельность как виды человеческой активности, различаются между собой. Результат деятельности представлен каким-либо материальным или идеальным продуктом. Результат общения выражается во взаимном влиянии индивидуумов друг на друга. При этом деятельность и общение — взаимосвязанные стороны социальной активности человека. Деятельность возникает и осуществляется в результате интенсивного общения. Общение, в свою очередь, является специфическим видом деятельности человека. В реальной жизни общение и деятельность существуют в единстве, но при этом в определенных ситуациях могут реализовываться независимо друг от друга.

Общение — это сложный процесс, который включает в себя:

  • формирование образцов и поведенческих моделей;
  • взаимодействие между людьми;
  • взаимное влияние одного человека на другого;
  • взаимообмен информацией;
  • формирование межличностных отношений;
  • взаимное переживание и стремление к взаимопониманию;
  • формирование внутреннего «Я» индивидуума.

Определение 1

В психологии понятие общение — это взаимодействие между людьми, которое заключается в обмене информацией познавательного, эмоционального и оценочного характера, в ходе которого формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, переживаниями, чувствами.

В процессе исследования общения в нем выделяют:

  • содержание;
  • цель;
  • средства;
  • структуру;
  • функции;
  • формы общения.

Виды общения

Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем. Здесь такой знаковой системой является, несомненно, язык. Язык – оптимальное средство для выражения человеческих мыслей. Также рассмотрим понятие речи. Данный термин используется в двух значениях:

  • речь как определенная деятельность индивида, которая может осуществляться как устно, так и письменно;
  • речь как результат деятельности в контексте условий и целей коммуникации.

Речь и язык кажутся схожими понятиями, поэтому необходимо их разграничить, рассмотрев их отличия:

  • Речь уникальна и неповторима, она осуществляется во пространственно-временном континууме.
  • Речь активна и более динамична.
  • Речь является малоупорядоченной, зависит от контекста ситуации.

Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др. Рассмотрим общие типы невербальной коммуникации:

  1. Кинесические:

    • выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
    • визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
  2. Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.

  3. Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
  4. Проксемические:

    • пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
    • время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

Структура общения и его виды

По своей структуре «общение» является достаточно сложным понятием, включающим в себя три взаимосвязанных стороны:

  • коммуникативная,
  • интерактивная,
  • перцептивная.

Коммуникативная сторона общения заключается в том, что люди используют общение с целью обмена информацией. В зависимости от тех требований, которые человек предъявляет к общению в данный момент, на первое место выходят различные источники информации и их содержание.

Перцептивная сторона общения представляет собой процесс взаимодействия между людьми, основанный на естественном общении и протекающий в форме понимания и восприятия собеседниками друг друга.

Интерактивная сторона общения включает в себя ряд компонентов общения, которые связаны с взаимодействием между людьми, а также непосредственной организацией их совместной деятельности.

Основным средством общения выступает язык.

Определение 2

Язык – это система знаков, которые служат в качества основного средства общения людей.

Знаком в общении выступает любой предмет, объект, действие или явление. Процесс усвоения знаков (слов) одновременно является и процессом овладения речью.

К видам общения относятся:

  • «Контакт масок» — это общение, которое по своей сущности является формальным, так как собеседники не стремятся сблизиться и понять друг друга, нет необходимости его продолжать в дальнейшем, укреплять свои взаимоотношения и т.д. При данном виде общения люди используют такие маски вежливости как: скромность, безразличие, вежливость и т.д. Общение используется с целью поддержания светского разговора, темы выбираются общие и нейтральные (о погоде, об урожае и т.д.).

  • Примитивное общение – общение, основанное на оценке другого человека, который выступает в качестве нужного или, напротив, мешающего объекта. В том случае, если человек является нужным, то с ним активно вступают в контакт, стремятся как можно больше и чаще общаться и взаимодействовать. Если же он мешает, то его отталкивают, избегают общения, зачастую не скрывая этого.

  • Формально-ролевое общение – это вид общения, который по своей структуре строго регламентирован, его содержание упорядоченно, а средства общения тщательно подобраны. В основе данного вида общения заложена не личность собеседника, а его социальная роль. Именно исходя из социальной роли собеседника, выстраивается структура общение, подбираются его средства.

  • Деловое общение – основано на учете индивидуальных особенностей личности собеседника, его интересы и характер выступают наиболее значимыми факторами.

  • Духовное общение – возникает только в том случае, если собеседники знают об личностных и духовных особенностях друг друга, способны предвидеть реакции и поведение. Общение строится на основании учета интересов и убеждений собеседников, в связи с чем, оно легкое и непринужденное. Собеседники могут легко общаться на разные темы.

  • Манипулятивное общение – собеседники или один из собеседников вступают в общение с целью извлечения определенной выгоды от общения с конкретным человеком. В рамках данного общения используются разнообразные приемы, в зависимости от личности собеседника и той цели, которая преследуется собеседниками (обман, лесть, демонстрация заботы и доброты и т.д.).

  • Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, основными темами являются нейтральные и отвлеченные темы). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций. Зачастую светское общение ведется на раутах и приемах, где люди собираются, с целью отдохнуть и не обсуждать глобальных вопросов, которые могут вызвать споры и противоречия.

Замечание 1

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Виды общения

Общение делится на определенные виды, что зависит от его содержания, целей и средств.

Рисунок 1. Виды общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По содержанию общение бывает:

  • материальное,
  • когнитивное,
  • кондиционное,
  • мотивационное,
  • деятельностное.

Материальное общение предполагает обмен продуктами деятельности, которые являются средством удовлетворения актуальных потребностей.

Суть кондиционного общения сводится к тому, что люди, оказывая друг на друга влияние, стремятся прийти в определенное физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или, наоборот, испортить его.

Мотивационное общение сводится к передаче друг другу определенных побуждений, к готовности действовать в нужном направлении.

Когнитивное и деятельностное общение связаны с разными видами учебной или познавательной деятельности, когда один субъект передает другим информацию, расширяющую кругозор и развивающую способности.

Исходя из целей, общение может быть биологическим и социальным:

  • Биологическое общение необходимо для сохранения и развития организма.
  • Социальное общение расширяет и укрепляет межличностные контакты.

От количества общающихся различают межличностное общение, личностно-групповое, межгрупповое, а по средствам оно может быть непосредственным, опосредованным, прямым и косвенным.

Непосредственное общение происходит с помощью естественных органов, а опосредованное связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения.

Личные контакты и непосредственное восприятие предполагает прямое общение, косвенное же осуществляется через посредников.

Из других видов общения можно назвать деловое, личностное, инструментальное, целевое.

Для человека очень важными видами общения являются вербальное и невербальное. Невербальное общение происходит при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Основная часть невербальных форм и средств общения являются у человека врожденными. Вербальное общение характерно только для человека.

Цели общения

Человек вступает в общение для достижения определенных целей.

Определение 3

Цель общения — это то, ради чего человек реализует данный вид активности.

Цели общения могут быть разнообразными:

  • общение как самоцель, при этом оно является средством удовлетворения потребности человека в общении;
  • деловое общение, которое служит способом организации или оптимизации определенного вида предметной деятельности;
  • в личностном общении целью общения выступает приобщение партнера по общению к ценностям и опыту приобретенными человеком.

Полной классификации целей общения не существует, так как потребности человека многообразны и человек ради их удовлетворения вступает в общение с различными целями.

Понятие

Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

Определение 1

В общем, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

Развитие общения

Эмоционально-личностное общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте. Так, уже в таком возрасте идет стремительное накопление знаний об окружающем мире посредством общения.

Общение служит некой основой для формирования личности человека. Это подтверждается культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского. В ней он описывает процесс развития человека с точки зрения усвоения культурных аспектов. Инструментом усвоения культуры является язык. А моделью поведения для ребенка является взрослый.

Определенные аспекты культуры как бы «вращиваются» в сознание ребенка. Другими словами, они проходят процесс интериоризации (термин Л.С. Выготского). Интрериоризация в самом общем смысле – переход внешнего вовнутрь, то есть это процесс усвоения чего-либо.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона по существу предполагает организацию взаимодействия людей, обмен между ними не информацией, а поступками и делами.

В психологической основе этого процесса лежат три составляющие:

принятие во внимание планов партнера и сопоставление их со своими планами;
оценка степени вложения всех участников взаимодействия;
уяснение меры вовлеченности в общее дело каждого из партнеров.

Главные признаки совместной деятельности:

  • наличие общей мотивации;
  • единая цель;
  • слаженность действий;
  • личная деятельность и ее согласование;
  • руководство индивидуальными действиями;
  • единство действий в пространстве и времени;
  • итог общей работы.

В зависимости от ситуации участники общения проявляют различные стили поведения и действия. Типичные стили взаимодействия:

  1. Ритуальный — прописанный определенной культурой, взаимодействие происходит согласно предопределенным правилам.
  2. Манипулятивный — применяется в целях обучения, влияния, навязывания мнения.
  3. Гуманистический — смысл взаимодействия состоит в изменении отношения обоих участников к объекту взаимодействия, взаимная поддержка друг друга.

Среди типов взаимодействия чаще отмечают два из них: 

  1. Кооперация — тип взаимодействия, при котором усилия каждого из участников суммируются ради достижения цели; партнеры содействуют или хотя бы не препятствуют друг другу.
  2. Конкуренция — состязание, борьба между участниками группы, которые имеют идентичную или схожую цель. Достижение цели одним участником препятствует или делает невозможным осуществление намерения другими. Конкуренция часто приводит к подозрительности, отсутствию понимания, конфликтным ситуациям.

Своеобразный вид конкуренции — продуктивная конкуренция, которая вмещает в себе элементы состязания, но не приводит к конфликту. Выделяют три её степени:

  1. Соревнование — победитель становится выше в ранге (спорт).
  2. Соперничество — триумфатор одерживает победу, начинают образовываться элементы конфликта.
  3. Конфронтация — участники становятся врагами, пытаются нанести друг другу урон, события движутся к конфликту.

Примечание

Не стоит считать конкуренцию сугубо негативным явлением, а кооперацию — позитивным. Их оценка зависит от конкретной ситуации, в которой пребывают участники взаимодействия. Внутри кооперации иногда возникают конкурентные отношения, часто внося новые веяния и препятствуя застою деятельности.

Возможные формы организации совместной деятельности:

  1. Совместно-индивидуальная деятельность — отдельные участники выполняют личную часть совместной работы независимо друг от друга.
  2. Совместно-последовательная деятельность — движение к общей цели осуществляется каждым участником последовательно.
  3. Совместно-взаимодействующая деятельность — все участники взаимодействуют одновременно.

Ключевые стратегии во взаимодействии:

  1. Сотрудничество — направлено на достижение участниками собственных целей.
  2. Компромисс — взаимные уступки партнеров ради достижения целей и некоторого равенства.
  3. Противодействие — курс на реализацию личных целей, не считаясь со стремлениями партнеров, а возможно и в ущерб им.
  4. Уступчивость — отказ от собственных интересов ради выгоды партнера.
  5. Избегание — утрата собственных целей для устранения выгоды другого.

Люди воздействуют друг на друга различными способами:

  1. Заражение — передача настроения или распространение деятельности в группе.
  2. Внушение — необоснованное целенаправленное воздействие одного человека на другого или группу людей.
  3. Убеждение — обоснованные действия, цель которых склонить человека принять определенные решения, ценности, верования и т.д..
  4. Подражание — воспроизводство человеком чужого поведения.

Знания об особенностях человеческого взаимодействия полезны как для построения межличностных отношений, так и ведения профессиональной деятельности. 

1.1 Понятие и сущность общения

Общение — процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами
общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и
преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной,
эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц (рис.1).

Рисунок 1 — Понятие и сущность общения

В общении реализуются социальные отношения людей. В ходе общения его
участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами,
результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает
разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с
которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления
житейского опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно,
например для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора,
следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного
взаимодействия. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении
навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно
совершенствоваться.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые
используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется
социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в
обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях,
мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной
литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения
обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они
всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в
духовную атмосферу жизни.

Человек как существо социальное находится в центре влияния всей
совокупности проявлений и форм общения.

Перцептивная сторона общения

Все люди имеют значимую психологическую особенность: обращать внимание на внешние характеристики других людей, знакомых и не знакомых. Происходит оценка всех внешних признаков, на основе чего, строятся умозаключения относительно внутренней наполненности конкретного человека и устанавливается определенное отношение к нему

Таким образом, проявляется социальная перцепция: восприятие внешних отличительных свойств человека, привязка их к его внутреннему миру, толкование на этом основании его поведения и прогнозирование действий.

Социальная перцепция исполняет следующие функции:

  • постижение себя;
  • познание партнера по общению;
  • организация общей деятельности на засадах взаимопонимания;
  • установление эмоциональных отношений.

Деятельные механизмы перцептивной стороны общения:

  1. Идентификация — формирование мнения о внутреннем мире партнера благодаря  условному становлению себя на его место. Человек начинает демонстрировать особенности поведения другого, перенимает ценности, вкусы, манеры, наклонности.
  2. Созвучным идентификации есть понятие эмпатии — эмоциональной реакции на трудности другого человека, способности сопереживать ему, а также восприятия его внутреннего состояния. Положение партнера не столько осмысливается, сколько ощущается.
  3. Аттракция — постижение другого человека, базируясь на стойком позитивном отношении к нему. Представления о партнере, его понимание строится через дружеские или более личные чувства к нему, установление привязанности.
  4. На взаимодействие людей влияет явление рефлексии — понимание человеком степени оценки и восприятия его партнером.
  5. Следующий механизм — каузальная атрибуция — процесс трактовки действий и эмоций другого человека на основе собственного наблюдения.

При исследовании казуальной атрибуции выявлено главные способы интерпретации в процессе межличностного восприятия:

  1. Аналитический — каждый элемент внешности сопоставляется с определённой психологической особенностью человека.
  2. Эмоциональный — приписываемые личные качества не зависят от внешности.
  3. Перцептивно-асоциативный — на индивида распространяют качества другого человека, внешне отличающегося.
  4. Социально-асоциативный — на основе восприятия личность относят к некоему социальному типу, характеристики которого потом ей приписываются.

Значительный аспект межличностного восприятия — формирование первого впечатления о человеке. Благодаря изучению явления был выделен ряд эффектов восприятия людьми друг друга.

  1. Эффект ореола. Под ним подразумевается влияние общественного мнения о человеке, репутации, созданного образа на восприятие и оценку его качеств. Схема эффекта такова: при преобладании позитивного отношения к человеку его плохие поступки оправдываются, и, наоборот, при доминировании негативного отношения положительные действия игнорируются или искажаются.
  2. Эффект первичности. Демонстрируется при встрече с незнакомым человеком, когда первое впечатление о нем становится самым значительным.
  3. Эффект новизны. Действует по отношению к уже знакомым людям, когда новые сведения о них воспринимаются как самые важные.
  4. Эффект атрибуции. Когда люди не владеют информацией о реальных мотивах поведения индивидов, то начинают присваивать им причины или даже образцы поведения. Создается благоприятная среда для атрибуций — способов такого приписывания. От характеристики совершенного поступка (исключительный он или обычный, приемлемый или непозволительный для общества) зависит степень приписывания.
  5. Эффект стереотипизации. При отсутствии подтвержденной информации на человека переносятся качества группы (социальной, этнической), к которой он относится. Также с учетом особенностей индивида его окружение тоже удостаивается подобной характеристики. При стереотипизации представления о человеке упрощаются или искажаются. Схожее по смыслу понятие — предрассудки. Они представляют собой негативное необоснованное представление об отдельных личностях или группах.
  6. Эффект проекции. Состоит в перенесении на других людей собственных психических свойств.

Структура общения в психологии: из каких сторон состоит

Общение — это процесс взаимодействия между отдельными личностями или группами людей, состоящий в обмене информацией и удовлетворяющий потребность человека в социальных контактах.

Существуют разные подходы к определению структуры общения.  Самой распространенной и общепринятой считается классификация Г.Андреевой. Согласно этому подходу в структуре общения выделяются три стороны:

  1. Коммуникативная. В основе лежит информационный обмен между людьми, главные средства коммуникативного процесса — вербальное и невербальное общение.
  2. Интерактивная. Состоит в организации взаимодействия между субъектами общения: например, партнерство или конкуренция, доминирование или подчинение.
  3. Перцептивная. Описывает процесс взаимовосприятия, изучения, оценивания партнерами друг друга, а также установления взаимопонимания между ними, по сути, формирование образа собеседника в сознании человека.

Взаимоувязанные между собой, все стороны общения целостно дополняют друг друга.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Функции общения

Общение выполняет ряд функций, в частности:

  • аффективно-коммуникативная;
  • информационно-коммуникативная;
  • регуляционно-коммуникативная.

Аффективно-коммуникативная функция основывается на восприятии и понимании другого человека и связана с регуляцией эмоционального состояния человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в процессе общения людей, в результате которого происходит сближение эмоционального состояние или его поляризация, его взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене информацией между взаимодействующими людьми. Обмен информацией в общении между людьми обладает определенной спецификой:

  • обмен информацией осуществляется между двумя индивидуумами, являющимися активными субъектами;
  • обмен информацией предполагает обязательное взаимодействие мыслей, чувств и поведения людей.

Регуляционно-коммуникативная функция общения регулирует поведение и организует совместную деятельность людей в процессе взаимодействия. В таком процессе человек может воздействовать на все составляющие деятельности партнера по общению, включая стимуляцию и коррекцию поведения.

В современном обществе роль и интенсивность общения значительно возрастают. Умение общаться означает умение разбираться в людях и на этом строить взаимоотношения с ними. Это требует знание психологии общения.

Интерактивная сторона общения

Определение 5

Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» ‒ взаимодействие) состоит в обмене действиями, то есть в формировании взаимодействия на межличностном уровне, что дает возможность общающимся воплотить для них общую деятельность.

В процессе взаимодействия для участников имеет большое значение не только информационный обмен, но и сам процесс организации общей деятельности.

В социальной психологии предпринимались множественные попытки структурировать взаимодействие – это транзактный анализ Э. Берна, который предполагал присутствие в структуре личности трех подструктур: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок»; теория Парсонса, подход польского социолога Я. Щепаньского и т. д.

Взаимодействие может быть следующих типов:

  • кооперация ‒ это такое взаимодействие, при котором его субъекты добиваются двустороннего соглашения о преследуемых целях и стараются не нарушать его, до тех пор, пока интересы являются общими;
  • конкуренция ‒ это взаимодействие, которое характеризуется достижением групповых или персональных целей и круга интересов в условиях жесткого противоборства между индивидами.

Таким образом, структуру общения можно определить путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Коммуникативный аспект общения состоит в обмене информацией между людьми, которые находятся в процессе общения. Интерактивный аспект общения состоит в организации между людьми взаимодействия, т.е. в обмене не только идеями и знаниями, но и действиями. Перцептивный аспект общения обозначает процесс познания, восприятия друг друга собеседниками в общении и установления на данном основании взаимопонимания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: