Познание и творчество

Творчество как принцип познания. реферат. философия. 2009-10-25

Логика как научная дисциплина

Логика занимается изучением общезначимых форм мысли (понятиях, суждениях, умозаключениях). Это наука о правилах образования и вывода общезначимых форм мысли, об отношениях между значениями понятий, а также о способах их формализации.

Проблемой в логике является то, что выражение в языке мысли приводит к искажению характера знания. Согласно мнению австрийского философа и логика Л. Витгенштейна, язык может преодолевать мысли. Их преодоление происходит неузнаваемо, поэтому внешняя форма одежды препятствуют адекватному суждению о форме, облаченной в нее мысли. Это утверждение является логичным, так внешняя форма одежды создается не для суждения о ней по форме тела. Скорее, наоборот.

Логика использует категориальный аппарат. В этом случае можно встретить понятие как одну из форм отражения мира на ступени познания, имеющей связь с применением языка, форма обобщения предметов и явлений.

Суждение является равносильным мысли. Мысль выражена в форме предложения. В этом предложении встречается некое утверждение или отрицание объектов. Суждение является объективно либо истинным, либо ложным.

Умозаключение можно приравнивать к рассуждению. В процессе рассуждения выводится новое суждение (называемое заключением или следствием), логически вытекающее из посылок. Новое суждение выводится из одного или нескольких суждений, называемых посылками умозаключения.

Формальная логика занимается изучением форм мысли. К формам мысли относятся суждения, понятия, умозаключения, доказательства. Они рассматриваются со стороны их логической структуры, т.е. отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания.

Общая задача формальной логики – сформулировать законы и принципы, соблюдение которых является необходимым условием достижения истинных заключений в процессе получения выводного знания. Новый этап в развитии формальной логики наступил с конца XIX – начала XX в., когда стала интенсивно развиваться математическая логика.

Аналогия – это установление отношения между двумя предметами, которое дает возможность переносить информацию, полученную при исследовании предмета (модели) на другой предмет, называемый прототипом. Доказательство – рассуждение, имеющее целью обосновать истинность (или ложность) какого-либо утверждения, которое называется тезисом. Опровержение – обоснование ложности либо неправильности выдвинутых утверждений, предположений или доказательств.

  • Позор и срам мне страшны не кончилась 6 класс кратко

      

  • Позитивизм в искусстве кратко

      

  • Полезные ископаемые дании кратко

      

  • Карен хорни страх перед женщиной кратко

      

  • Подавление венгерской революции 1849 кратко

Процесс творчества

Процесс научного творчества характеризуется тем, что в нем взаимодействуют логика и интуиция. Центральным моментом творчества выступает возникновение новых идей. Моменты озарения иногда сопровождаются отключением логики

Важной стороной творчества является такая особенность как способность замечать на первый взгляд неочевидные вещи, не проходить мимо случайностей, уметь их истолковывать

В этом примере случай благоприятствовал подготовленному уму. Люди, которые отличаются любознательностью с детства, при этом получившие соответствующую подготовку и образование, имеют больше способностей к осуществлению научных открытий.

Творчество является индивидуальным актом. Он глубоко личный, хотя и подвержен влиянию предрассудков, предвзятых мнений. Для всех ученых мира существуют одинаковые критерии оценки чего-то нового в научном мире.

Новое открытие получает такой статус, когда проходит через сравнение и сопоставление уже существующих и известных устоявшихся научных взглядов

Одним из условий научного открытия выступает способность обращать внимание на странности, на необычные, пусть кажущиеся незначительными, события

Среди ученых встречаются те, что не мало возлагают на интуицию в их творчестве. Русский химик Д. И. Менделеев долго не мог расположить химические элементы в нужном порядке, но во сне он увидел расположенные в периодической таблице элементы.

Французский биолог Л. Пастер признавался, что многие чужие научные труды и идеи послужили основой его научных взглядов. Так, например, на примере брожения винограда он разгадал механизм гниения мяса.

Шотландский инженер, изобретатель-механик Джеймс Уатт смог изобрести паровую машину, после опыта наблюдения за потоками пара и потоком воды в гидравлической турбине.

Есть общее мнение, что верим в то, что уже доказано или было использовано. По мнению многих, веру нельзя обосновать, и поэтому она неразумная вера. В основном этот взгляд правилен. Обычно знание идет в противовес вере. Последняя обычно отказывается от сомнения и доказательств. Несмотря на это, важным элементом процесса познания остается вера.

Английский философ Бертран Рассел (1872–1970) иллюстрирует эту мысль такими рассуждениями. Почти все наши обычные убеждения выводятся или могут быть выведены из других убеждений, которые могут рассматриваться в качестве их основы. Как правило, эта основа или забыта, или никогда не осознавалась. Философ рассуждает: представим себе настойчивого Сократа, который, не удовлетворяясь никаким основанием, продолжает требовать основание.

Идя от обычных повседневных взглядов, мы можем пойти назад, от пункта к пункту, пока не достигнем некоторого общего принципа. Так, в процессе познания ученый может подвергнуть сомнению все, с чем он работает. В то же время ему приходится опираться на самоочевидные истины. Степени самоочевидности важны в познании.

Согласно научному провозглашению, истина не может быть достижима, пока у человека существуют ограничения в ближайшей сфере своего непосредственного опыта. Наука устремлена к всестороннему взгляду на мир, она не описывает отдельные и изолированные факты. Поиски науки направлены на простоту и порядка в явлениях. Этот порядок проявляется в существующих регулярностях, единых формах явлений природы. Это движение планет, вращение Солнца и Луны, смене времен года, являющимся великими открытиями в истории человечества.

В умственном развитии человечества науке отведена последняя ступень. Она высшая и наиболее специфичное достижение в культуре людей. Наиболее точно к науке применимы слова древнегреческого математика, физика и инженера Архимеда: «Дайте мне точку опоры и я переверну мир».

Но не стоит считать науку как совокупность открытий. Несмотря на то, что многие древние цивилизации принесли миру множество приспособлений и материалов, у них не появилось науки как таковой. Например, Китаю принадлежит изобретение пороха, бумаги и шелка.

Однако наука там не появилась, ибо для появления науки важно, чтобы отдельные открытия сложились в относительную целостность. Это произошло в античной Греции

Интуиция и сноведения

Многие изобретения и художественные произведения приходили в сознание гениев во сне. Так, например, американскому механику и предпринимателю Элиасу Хау никак не удавалось создать работающую конструкцию швейной машины. Именно во сне он видел, что ушко игры должно быть внизу, а не вверху или в середине, как это было в его предыдущих моделях, работающих плохо.

С подобной проблемой столкнулся и немецкий химик А. Кекуле. Ученому не удавалось найти разгадку формулы молекулы бензола. Было очевидно, что в формуле не хватает атомов водорода для компенсации валентности шести атомов углерода, которые располагались по прямой линии (так изображались тогда формулы органических соединений).

Во сне А. Кекуле увидел атомы, извивающиеся как змеи. Один из таких атом схватил собственный хвост. Этот образ не покидал химика до самого пробуждения. Проснувшись, он работал всю ночь над следствиями, вытекающими из этой гипотезы». Благодаря этому сну, А. Кекуле смог изобразить формулу бензола в виде кольца. Это стало началом химии красителей и фармацевтических соединений.

Свою Нобелевскую премию австралийский физиолог О. Леви получил благодаря увиденному сну. Его открытие стало результатом двойного сна. Ученый не мог разгадать механизм, который помогал нервной системе регулировать сердечные сокращения. Однажды ночью он увидел некоторые подсказки для решения этого вопроса, проснувшись Леви сделал несколько записей и уснул вновь. На следующую ночь ему приснился тот же сон снова. На этот раз физиолог сразу же отправился в лабораторию для проведения эксперимента, не полагаясь на записи.

Бельгийский журналист и писатель Раймонд де Бекер посвятил некоторые свои работы изучению такого явления, как творческий сон. В ходе своей деятельности он описал много примеров, когда люди во сне видели ответы на волнующие их вопросы.

В ряд гениальных творческих деятелей искусства, видевших свои произведения во сне, входят такие имена как Л. Толстой, В. Моцарт, В. Ван-Гог, Э. По, К. Сен-Санс, Вольтер, Ж. де Лафонтен.

Интуиция

В научной среде, интуиция является чем-то вроде вдохновения. Истина постигается непосредственно, для этого не нужно участие сознания.

Интуиция выступает прямым переживанием действительности. Говоря словами знаменитого немецкого поэта И. Гете, интуиция является откровением, которое развивается внутри человека.

Интуиция подобна вдохновению, духовному видению, откровению. Оно заложено в бессознательном слое психики.

К интуиции обращаются, когда ум близок к своим пределам. Человек может обнаружить у себя мыслительные процессы, происходящие неосознанно. Такая интуиция становится востребованной.

Скрытая работа сознания становится продуктивной. Аналитическая работа интеллекта озаряется искрой. Эта работа показывает какими неисчерпаемым потенциалом обладают размышления. Разум вооружается тончайшими механизмами творчества, внезапного просветления.

Многие открытия совершаются совершенно непредвиденным образом. Мышление имеет связь с творческим порывом. Известным фактом из жизни немецкого физика А. Эйнштейна то, что для преодоления трудных мыслей он играл на скрипке. Таким образом он хотел достичь эмоционального подъем. Многие его современники утверждали, что его теория относительности является результатом гениальной интуиции.

Подписи к слайдам:

ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО.

Классическое наследие в области проблемы творчества обширно. В числе философов, размышлявших над природой творческого процесса, Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Дж. Бруно, Б. Спиноза, И. Кант, Ф.-В. Шеллинг.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. – там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое.

2.Характеристика творческого процесса — Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции.

Вид творчества Функция (цель) Предмет (результат) Художественное творчество Создание новых эмоций произведения (искусства) Научное творчество Создание новых знаний Теории, Открытия, изобретения Техническое творчество Создание новых средств труда Процессы, Механизмы Политическое творчество Создание новых догм общественной жизни Решения, законы, дипло-матические договоры Спортивное творчество Создание (достижение) новых результатов Сила, Скорость, Выносливость

четыре стадии творческого мышления: Подготовка – формулирование задачи; попытки её решения. Инкубация – временное отвлечение от задачи. Озарение – появление интуитивного решения. Проверка – испытание или реализация решения.

4.Заключение. Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Через творчество осуществляется связь человека с миром.

Таким образом, творчество целесообразно рассматривать как неотъемлемый элемент познания. Оно соотносится с познанием посредством восприятия и воображения. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют основу познания, но они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт творчества как необходимый компонент. Творчество может выступать не только как результат познания, но и как средство познания, как конструктивный элемент структуры познания.

Познание является творческим процессом. Познание – мыслительная рефлексия, а его основой выступают возможности творческого воображения, интуиции.

Новости

Продление срока приема работ

По просьбам педагогов и учащихся срок приема работ на весенний тур конкурсов «Познание и творчество» и «Интеллект-экспресс» продлен по 4 мая включительно. Спешите принять участие.

Весенние каникулы под знаком «ПЛЮС»

Задания на каникулы – отличный способ провести свободное время за решением любимых олимпиад. Дерзайте — мир знаний окрыт перед вами!

Весенний тур тестовых олимпиад «Интеллект-экспресс»

Дорогие ребята! Приглашаем Вас к участию в весеннем туре тестовых олимпиад «Интеллект-экспресс». Регистрация на конкурс уже идёт, пополните портфолио дипломом Международного конкурса.

Весенний тур предметных олимпиад «Познание и творчество»

Началась регистрация работ на Весенний тур конкурсов «Познание и творчество». В «Весеннем» туре представлено 40 развивающих предметных олимпиад.
Начиная с Весеннего тура 2018 года, проект «Познание и творчество» включен в состав конкурсов Международной образовательной программы «SMART PLANET» — «Умная планета». Участвуйте и побеждайте, ждем Ваши работы.

Конкурсы для детей 4-7 лет «Светлячок: яркая весна»

Стартовал прием работ весенний этап конкурсов для дошкольников «Светлячок». Регистрируйтесь, выполняйте задания и готовьтесь к школе весело и увлекательно.
Дети, педагоги и родители — лучшая команда!

Дошкольные олимпиады «Светлячок: волшебная зима»!

Как подготовить ребенка к поступлению в школу? Как проверить, справится ли он со школьными нагрузками? Как помочь своему малышу-дошкольнику поверить в себя? До 1 марта — Зимний этап заочного конкурса для дошкольников «Светлячок». Регистрируйтесь, выполняйте задания и готовьтесь к школе весело и увлекательно!

Познание и творчество

Еще больше необычных разноплановых конкурсов в Зимней эстафете «Познания и творчества»! Почему почти все собаки виляют хвостом при встрече? Какой элемент является основным элементом Вселенной? Какой стране принадлежало и как называлось научно-исследовательское судно, обнаружившее максимальную глубину в океане? Когда и где возник посёлок, названный самым холодным временем года? Эти и другие вопросы ждут вас в Зимнем туре, который продлится по 5 марта. Участвуйте и побеждайте!

Интеллект-экспресс

Какое слово не может быть проверочным для слова «благодарность»? Цветок какого растения послужил моделью для создания застежки-липучки? Как образовался уголь в природе? Узнавайте ответы на эти и другие вопросы новых конкурсов «Интеллект-Экспресс» в рамках IV тура «Интеллект-экспресс». Ждем Ваши работы.

Дошкольные олимпиады «Светлячок: волшебная зима»!

Эти познавательные и развивающие олимпиады мы создали для детей 4-7 лет и их родителей. Подготовить ребенка к поступлению в школу – непростая задача, и мы уже несколько лет помогаем родителям будущих первоклассников.
Олимпиады «Светлячок» помогут вашему малышу:
— настроиться на интересную и увлекательную учебу;
— обрести уверенность в себе;
— начать свое портфолио дипломом всероссийской олимпиады;
— общаться с вами на интересные темы, найти общий язык.
Заботьтесь о детях вместе с нами!

Вниманию участников конкурса, посвященного 140-летию Ф. Э. Дзержинского и 100-летию войск ВЧК

В Москве в печати вышел уникальный альбом: “Век на страже Отчизны”. Издание красочно оформлено и значительно по объему.
Документы и фотографии 100-летней давности представлены для публикации подразделениями ФСБ России, службой внешней разведки (СВР) РФ, ФСО России и рядом российских ведущих государственных архивов.
Наряду с виртуальной выставкой РГВА (Российского государственного военного архива): “Ф. Э. Дзержинский и войска ВЧК в годы гражданской войны в России в 1918 -1922 гг.” (http://rgvarchive.ru/dzvchk.html), материал, представленный в альбоме, дает уникальный шанс ответить на “отлично” на вопросы нашего конкурса и занять призовое место по направлению “История Отечества”.

Познание и творчество

Зимние праздники — радость и смех!
Конкурсы ПИТ — интересны для всех!
В «Новогодний» тур мы приглашаем
И вдохновения желаем.

Интеллект-экспресс

Дорогие ребята! Приглашаем Вас к участию в III туре тестовых олимпиад «Интеллект-экспресс». Регистрация на конкурс уже идёт, пополните портфолио дипломом Всероссийского конкурса.

Инкубационный сон

На протяжении целого века (с VI в. до н.э. и по VI в. н.э.) в Греции и Риме практиковался метод инкубации сна. Инкубационный сон предполагал уход человека в священное место, где просил божеств получить нужный сон.

Просьбы древних людей были разнообразны. Они желали получить божественный свет, который поможет в укладке камней, даст средство от бесплодия, поставить диагноз болезни и соответственно обеспечит лечением от нее. Чаще всего люди за этим шли в храмы Эскулапа. В этих храмах были жрецы, которые участвовали в молитвенных песнопениях.

Для того, чтобы получить ответ и помощь во сне нужно было соблюдать некоторые запреты. Нельзя было пить вино, иметь какую-либо связь с женщинами, также нельзя было употреблять в пищу продукты, которые могут препятствовать появлению сновидений. Просящий человек должен был совершить ритуальные очистительные омовения.

Исполнив все предписания, человек укладывался на окровавленные шкуры овец и быков, которые были принесены в жертву, рядом со спящим должны были ползать священные змеи храма. Если же сон было трудно растолковать, человек мог обратиться к толкователям снов.

В древнеегипетском городе Мемфисе над дверью одного из таких толкователей висела следующая табличка: «Толкую сны, Мандат выдан самим господом Богом». >

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: