Этапы познания и их характеристика

Процесс познания человеком мира

Структура познания

Познание как процесс постижения окружающего мира состоит из нескольких элементов. Кратко познакомимся с ними.

Субъектом процесса является лицо, которое занимается получением новых сведений.
Объект — это предмет или явление, на которое направлено внимание человека в момент исследования.
Мотив — это побуждение, из-за которого лицо начинает изучать информацию, собирать сведения. Он может быть теоретическим (в том случае, если процесс познания приносит удовольствие человеку само по себе) и практическим (когда полученные знания субъект планирует использовать для улучшения социальных условий, применения в жизни).

Цель — это те знания, которые люди планируют приобрести после изучения информации.
Результат — конкретный набор сведений, которые человек получает в процессе познания.. Рис

1. Школьник читает книгу

Рис. 1. Школьник читает книгу.

Чувственное познание

Замечание 1

В истории философии чувственное (сенсуалистское, эмпирическое) и рациональное познание, традиционно противопоставлялись друг другу и являлись конкурентными теориями, хотя в действительности между ними существует теснейшая взаимосвязь и взаимообусловленность.

Вместе с тем, чувственное познание является более первичным, как в онтогенетическом, так и в филогенетическом смысле, поскольку физиологической базой для него выступает работа органов чувств и только уже после освоения субъектом языка, формируется познание рациональное.

Само по себе чувственное познание представлено тремя процессами, которые позволяют создать образ объекта окружающей реальности:

  • ощущением,
  • восприятием,
  • представлением.

Ощущение представляет собой элементарный сенсорный акт, в ходе которого субъект с помощью органов чувств отражает отдельные свойства объектов доступных для наблюдения. Ощущение существует в первую очередь на уровне высшей нервной деятельности и достаточно редко бывает представлено в сознании субъекта в непосредственном виде.

Восприятие представляет собой более сложную познавательную деятельность, в ходе которой благодаря интеграции ощущений, а также операций обобщения и категоризации формируется целостный образ объекта, находящегося в непосредственном восприятии личности. Процесс восприятия в значительно большей степени, чем ощущения, опосредуется языком и рациональным познанием. В ходе своего развития процесс восприятия включает в себя не только моторную познавательную активность, но также мыслительные операции анализа и синтеза, обобщения, обращение к памяти, которые протекают неосознанно для самого субъекта и позволяют быстро идентифицировать и категоризовать объект, вместо того, чтобы выстраивать его образ каждый раз заново.

Представление в философии предполагает возможность восстановление образа объекта, при отсутствии такового в непосредственном контакте с познающем субъектом, при этом образ восстанавливаемый по данным памяти, не только переживает значительную мыслительную переработку, но также позволяет производить над ним различные операции, позволяющие видоизменять и модифицировать его.

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Структура познания:

  1. Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

  2. Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

  3. Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

    • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
  4. Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

  5. Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Познание — это.

Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.

Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.

Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.

Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:

Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.

Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).

Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.

Этапы познания

Кроме того, изучением познания занимаются философия, история науки, социология знания, когнитивная психология и т. д. Все смежные дисциплины, кроме философии, изучают только некоторые стороны познания.

Этапы и уровни познания:

Первый этап

Процесс познания субъект проходит в 3 этапа. Первый этап предполагает чувственное познание, выражающееся в живом созерцании окружающей реальности. Источники знаний: представления, чувства, ощущения, восприятие, пополняющие чувственный опыт человека. С их помощью он связан с внешним миром.

Центральную роль на этом этапе познания играют органы чувств. Чувственное познание может приобретать различные формы, главными из которых являются представления, восприятия и ощущения. Чувственный результат познания преподносится человеку формой, наполненной содержанием.

Ощущение — это чувственное отражение некоторых конкретных свойств и характеристик предметов. Например, ощущение человеком температуры, цветовых оттенков, звука.

Восприятие — то, как на чувственном уровне отражается в реальном времени предмет или явление в целом.

Все чувственные образы выражаются с помощью представления человека. Наша память сохраняет предмет или явления, воспринятые нами ранее, на основании чего формируется образ. В качестве примера можно привести представление об ударе молнии, пасмурной погоде или метели, урагане и т. д.

Существует такое понятие, как образное мышление, которое применяет представления для формирования более сложных его форм (комбинированных или ассоциативных). Иногда познание выходит за границы чувственных представлений, используя разнообразные формы мышления.

Самым примитивным суждением (например, тюльпан красный) мы демонстрируем лишь связь своих ощущений и восприятий. Основа взаимосвязи в этом случае — понятие о конкретном растении и его цвете. Если человек не обладает простейшими понятиями, он не способен к выражению собственного чувственного опыта.

В связи с этим чувственного созерцания в чистом виде нет. Оно пронизано мышлением человека. Но и «чистого» мышления не существует, так как это имеет взаимосвязь с чувственностью, проявляющейся в наглядных образах и определенных знаках.

Чувственное созерцание реальной действительности обеспечивает человеку взаимосвязь с миром вещей, их свойствами и отношениями (непосредственное созерцание). Необходимо помнить, что оно не может существовать без предыдущего опыта и практики, которые вырабатываются языком.

Второй этап

Предполагает логическое рациональное познание, когда человеческое сознание отражает объективный окружающий мир.

Ведущую роль играет абстрактное мышление, реализуемое с использованием основных методов научного познания:

  • анализа;

  • синтеза;

  • сравнения;

  • обобщения;

  • абстрагирования;

  • дедукции;

  • индукции.

Основными формами и итогами логического познания считаются понятия, суждения, умозаключения.

Понятия характеризуют главные или общие свойства предметов и явлений и выражаются при помощи словесных форм. Например, такие понятия, как «индивид», «животное», «автомобиль», «дом».

Суждения выступают связующим звеном между понятиями, формирующим новые знания. В качестве примера можно привести описание техники: технические приборы являются искусственно созданными в процессе человеческой деятельности материальными средствами. А сознание – это свойство высокоорганизованной материи.

Умозаключения связывают все суждения между собой, формируя новые знания. К примеру, если субъект наделен сознанием, он человек.

Третий этап

Данная ступень познания (практическая) подразумевает применение полученных знаний на практике с целью осуществления какой-либо деятельности. Все знания проверяются и уточняются. Человек может их корректировать на практике.

Материальные и духовные результаты деятельности человека тесно взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Например, люди не могут построить объект без предварительного анализа и создания его в своем сознании.

Практика является единым целым духовной и материальной деятельности людей. Для процесса познания она имеет огромное значение. Практика — это:

  • основа (база) наших знаний о мире и его устройстве;

  • непосредственная цель познания, открывающая его новые этапы;

  • критерий для оценки полученных в процессе познания результатов, а также проверки их истинности или ложности.

Прогресс человеческого общества невозможен без стремления к получению знаний, без потребности в информации, которая становится все обширнее благодаря развитию науки. Человек, живший в Средневековье, имел интеллектуальный багаж в 30 раз меньше, чем современные люди.

Второй этап познания

На втором этапе происходит логическое познание. На этом этапе наше сознание отражает объективный мир. Главная роль принадлежит абстрактному мышлению человека, которое реализуются с помощью таких приемов как:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • абстрагирование;
  • дедукция;
  • индукция.

Понятия, суждения и умозаключения – основные формы и результаты логического познания.

Понятия отражают существенные свойства, общие свойства предметов и явлений через словесную форму (понятия: «индивид», «зверь», «машина»).

Суждение выступает как связующий элемент понятий. Эта связь дает новое знание (например: техника — это искусственные материальные средства человеческой деятельности; сознание — это свойство высокоорганизованной материи).

Умозаключение — это связь суждений. Она дает новое знание (например: субъет обладет сознанием, следовательно он человек).

Третий этап познания

Третий этап является практическим. На данном этапе применяются знания для того, чтобы осуществить какую-либо деятельность. Знания, которые были получены, используются в практических целях. Они проходят проверку и уточнение, при необходимости корректируются в процессе практической деятельности человека.

Результаты деятельности, ее продукты выступают итогом на этом этапе познания. Результаты деятельности или ее продукты носят духовный характер (доктрины, учения, концепции, теории), а также материальный (предметы быта, здания, сооружения).

В данном случае уместнее говорить о слиянии духовных и материальных результатов человеческой деятельности. Человек сооружает объект, который до своего создания был идеально продуман в человеческом сознании.

Для познания практика, являющаяся единством духовно-материальной деятельности человека, имеет важное значение. Этому свидетельствуют такие факторы, как то, что практика выступает:. Познание в философии – это, в первую очередь, приобретенные знания человека о мире вокруг, о законах окружающего его мира

Кроме этого, познание в философии – это житейские знания, знания человека о самом себе

Познание в философии – это, в первую очередь, приобретенные знания человека о мире вокруг, о законах окружающего его мира. Кроме этого, познание в философии – это житейские знания, знания человека о самом себе.

↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)

Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Теоретический уровень познания (рациональное познание) — это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.

Формы рационального познания: 

1) Понятие — это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.

Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие — это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.

2) Суждение — это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.

Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».

3) Умозаключение — это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.

Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод — это результат умозаключения. Например:

  • Все адвокаты — юристы (посылка).
  • Петров — адвокат (посылка).
  • Следовательно, Петров — юрист (вывод).
  • индуктивным (от частного к общему) 
  • дедуктивным (от общего к частному) 
  • получаемым по аналогии

Особенности рационального познания

Рациональный способ познания основывается на получении знаний об устройстве окружающего мира при помощи разума, который является высшей формой мыслительной деятельности. Органы чувств при этом не играют роли. Рациональное познание характерно только для человека.

Рис. 2. Научный эксперимент.

В обществознании принято выделять 3 формы такого способа исследования мира: понятие, суждение, умозаключение.

  • Понятие является исходной формой рационального познания. Говоря простым языком, это мысль, выраженная словами, отражающая существенные признаки предмета или явления. Такие признаки могут быть общими или конкретными. Например, насекомое — общая категория, бабочка — конкретная.
  • Суждение — это мысль, в которой заключается утверждение или отрицание сведений о предмете или явлении. Например, бабочка — яркая, красивая, хрупкая, имеющая крылья.
  • Сущность умозаключения состоит в обобщении информации, взятой из нескольких суждений. Можно сказать, что это вывод о предмете или явлении. Например, бабочка — это насекомое, имеющее две пары крыльев, окрашенных в разные цвета.

Рис. 3. Бабочка.

Способность разума анализировать, обобщать и систематизировать знания, устанавливать причинно-следственные связи делает рациональное познание более значимым способом исследования мира.

Что мы узнали?

Познание — это процесс исследования окружающего мира, законов его развития. В основе чувственного познания лежат сведения, полученные при помощи чувств. Его формами являются ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание — это получение сведений о мире при помощи разума. Оно также имеет три формы: понятие, суждение, умозаключение.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при  помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных  из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

 Роль рационального познания.

  • Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
  • Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.

Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.

Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

Вербальный язык —  это  речь человека, слова, языковые  средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка  лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое  же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека?  Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов,   человек, пока не увидит, не услышит, не  попробует — не поверит в истину (Эпикур,  Дж. Локк,  Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания  источника знаний.

Основные особенности интуиции:

  • непосредственность,
  • неожиданность,
  • неосознанность путей получения нового знания.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание  играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Ступени и формы познания. Диалектика чувственной и рациональной ступеней познания

Познание – высшая форма отражения объективной действительности.

Формы познания: 1) познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие); 2) познание, направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида (научный текст)

Типы познания; обыденное, художественное, научное.

Ступени: чувственная и рациональная:

Чувственная ступень: ощущение, восприятие, представление

Ощущение – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате непосредственного их воздействия на органы чувств.

Восприятие – формирование цельного образа при непосредственном воздействии его на наши органы чувств. Представление – формирование образа без непосредственного влияния его на наши органы чувств (ему должны предшествовать ощущение и восприятие)

Рациональная ступень (логическая): понятие, суждения, умозаключение.

Понятие – форма обобщения предметов и явлений, на ступени познания, связанной с применением языка. Суждение – мысль, выраженная в форме предложения, к котором ч-л утверждается или отрицается, и являющаяся объективно либо истинной , либо ложной (гипотеза, закон). Умозаключение – рассуждение в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически вытекающее из предыдущих.

Диалектика чувственной и рациональной ступеней:

1.чувственная и рациональная ступень друг без друга не существуют

2.чувственная ступень – начальная, рациональная – последующая

3.рациональная ступень окрашивает чувственную ступень.

3. Географический структурный уровень организации материи и реальность корреляционных географических систем: ландшафты, ТПК. экономические районы и т.п.

Традиционно география изучала природу, хозяйство и население. Однако хозяйство и население относятся к социальному структурному уровню.

Географический структурный уровень организации материи должен быть представлен диалектическими саморазвивающимися системами. Как найти эту систему?

1.Между материями существует связь: низшие входят в состав высших.

Пример. Организм человека – биологическая основа.

Географической картине мира предшествовал геологический структурный уровень, на котором существует 230 минералов, но только вода является тем генетическим уровнем, который Геолог.КМ с ГКМ.Способ существования ГКМ – тепловлагообмен (нижние слои тропосферы) + гидросфера.

Начало 19 в. Воейков: “Озера являются зеркалом климата”, т.е. озера – особая географическая форма отражения. Калесник: “Ни один минерал не возник и не исчезает в таких количествах как лед”.

Этот вывод подтверждают ученые:

Марков “О географическом пространстве и времени” – рассматривает покровное оледенение в северных и южных районах, делает вывод: “география – наука пространственно-временная”.

ГКМ Мересте, Ныммик:

В географии есть биогеография — в ГКМ нужно включать живое.

Социальная география — нужно включать общество

Отраслевая география — нужно включать хозяйство

Поэтому, по мнению Мересте и Ныммика, ГКМ – есть объединение общества, хозяйства и природы.

Они рассматривают не действительность, а состав географии.

Максаковский в ГКМ делает также, как Мересте и Ныммик. Он тоже опирается на состав географической науки.

Если посмотреть на ландшафт, это тоже географическая система, которая имеет свои законы развития, функционирования. Они существуют. Где их место? Мир состоит из разных систем. Поэтому не нужно замыкаться на ГКМ, описывая диалектические системы. Нужно создавать и другие ГКМ, вторичные, описывающие корреляционные системы, которые включают разные элементы диалектических систем.

Соц. вид материи

биологический

географический

геологический

физический

Географичны ли системы?

Ландшафт – все компоненты зависят от элементов ГКМ

Климат, сток, рельеф, т.е. перераспределение тепла и влаги.

Литологическая основа-кора выветривания, рельеф

Рельеф-перераспределение тепла и влаги

Почва- перераспределение тепла и влаги

Живые организмы- перераспределение тепла и влаги

Методы познания, классификация

Все методы обучения можно разделить на две основные группы: эмпирические (основанные на непосредственном наблюдении за определенными явлениями) и теоретические (основанные на анализе имеющейся информации и рациональном мышлении).

Эмпирические методы:

наблюдение — исследование объекта в природной среде, не влияя на происходящие процессы;

измерение — получение количественных характеристик наблюдаемых объектов путем сопоставления их свойства с образцовыми значениями;

эксперимент — намеренное создание специальных условий, а также дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;

сравнение — сопоставление характеристик изучаемого предмета с характеристиками других предметов.

Теоретические методы:

  • анализ — разбивка предмета по компонентам и подробное изучение;
  • синтез — воссоздание полного изображения из отдельных деталей;
  • сравнение — определение характеристик предмета с целью выявить сходство и различие между ними;
  • классификация — группировка исследуемых объектов на основе наличия одинаковых характеристик;
  • извлечение — изучение объекта под новым углом (с акцентом на определенные свойства и игнорированием других);
  • систематизация — это интеграция накопленных знаний в систему, в которой четко идентифицируются взаимосвязи и закономерности;
  • идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
  • моделирование — это проектирование модели при условии детального изучения ее свойств, что невозможно при правильном предмете.

Сравнение чувственного и рационального познания

В любом случае процедура должна проводиться по-своему.

Чувственное познание основано на работе органов, с помощью которых человек (или животное) слышит, видит, замечает запахи и т.д. Отличие чувственного познания от рационального заключается в том, что с его помощью можно получить информацию о внешних признаках и качестве.

Информация об индивидуальных характеристиках объектов поступает в виде ощущений. Например, зрение говорит, что апельсин оранжевый и круглый, а кожа позволяет почувствовать холод льда.

Более сложным элементом познания является восприятие. Оно включает в себя все чувства, связанные с конкретным предметом (обычное мороженое считается вкусным холодным белым продуктом). Более того, объекты могут существовать только в наших представлениях, а не в реальности, потому что их образ уже был запечатлен органами чувств.

Рациональное познание осуществляется разумом. Цель состоит в том, чтобы понять суть вещей, распознать закономерности. Эта познавательная деятельность присуща только человеку от рождения. 

Рациональное знание сначала формирует понятия. Оно содержит обобщения и наиболее важную информацию по изучаемой теме. Например, термин «цветок» включает в себя любое растение такого рода, независимо от его разнообразия или структурных характеристик. Рациональное знание также работает через суждения в форме утверждений или отрицаний. Суждения могут служить основой для решений.

Рациональное осознание дает лучшие результаты. На основе логики оно помогает глубже понять реальность и сформулировать важные прогнозы. В то же время анализ материала, предоставленного органами чувств, все еще продолжается. Поэтому каждая область знаний играет важную роль во всем процессе.

Чувственное познание Рациональное познание
Задействованы органы чувств Основано на работе мышления
Формы процесса: отдельные ощущения, восприятие, представление Проявляется в понятиях, суждениях, умозаключениях
Направлено на внешние признаки объектов Помогает постигнуть суть вещей
Является конкретизированным Используется обобщение
Прямой контакт с действительностью Возможен отрыв от реальности
Не «размышляет» о причинах и следствиях Опирается на логику, выявляет закономерности
Не всегда правдиво Более адекватно
Присуще человеку и животным Свойственно только человеку

Что такое познание

Люди получают информацию с помощью органов чувств. После мозг систематизирует сведения и сохраняет в человеческом сознании. Благодаря этому человечество существенно облегчает свое пребывание на планете.

Теория познания предполагает несколько этапов. Познание имеет основную цель — достижение объективной истины. Люди получают нужные знания путем усвоения приобретенных сведений об окружающем мире. Таким образом гораздо проще удается понимать основной смысл всех явлений. Благодаря приобретенным знаниям люди впоследствии преобразовывают действительность, чтобы удовлетворить свои потребности.

Таким образом, деятельность человека, направленная на познание мира, является единым целым с практическим использованием полученных знаний. Приобретение знаний и их реальное применение связаны между собой и друг без друга лишены смысла.

Есть лишь минимальное отличие познания от знания — непосредственного процесса и результата или фиксации итога для последующего практического использования.

Субъект деятельности, направленной на сбор знаний, – индивид (или группа индивидов), который занимается познанием окружающего.

Объект — изучаемые субъектами предметы или явления внешнего мира.

При более широком рассмотрении приобретения и накопления знаний объектом можно считать всю окружающую нас действительность.

↑ Понятие «познание».

Познание — 

Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности. 

По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:

Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).

Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).

Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).

Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).

Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: