Исполнительная власть
Исполнительная власть является одной из немногочисленных, которые обладают независимостью и значительными полномочиями в управлении в делах государственной власти. Единственной задачей, которая ставится перед данной ветвью власти, является слежение за исполнением установленных законов. Осуществляется это при помощи не только служебных полномочий, но еще и при помощи административного права. В Российской Федерации данный тип власти составляют 5 основных исполнителей федерального назначения:
- Министерства.
- Комитеты.
- Департамент.
- Главное управление.
- Федеральные агентства и службы.
Рис. 4. Структура Правительства Российской Федерации
Признаки исполнительной власти
- Является ветвью государства, которая ограничена в полномочиях, но при этом имеет право на самостоятельное существование.
- Для органов государственной политики она является проводником в реальность.
- Структура и задачи регулируются действующим законодательством.
- Объективное развитие в виде организационной власти государственного значения.
- Непрерывность действий и распорядительный характер.
- Носит статус полноценного обладателя материальных ресурсов.
- Возможность применения административного наказания по отношению к нарушителю.
- Административный контроль над деятельностью граждан.
- Обеспечение безопасности мирного населения и порядка в стране.
- Обеспечение представителей государственной власти необходимой информацией.
Законодательная власть
Законодательная власть включает в себя двухпалатное Федеральное Собрание. Оно, в свою очередь, подразумевает под собой Государственную Думу и Совет Федераций. Во главе каждого из них стоит председатель.Законодательная власть является верховной в стране только в том случае, если форма правления государством называется парламентской. В основные функции данной власти входят:
- Разработка законов.
- Их принятие.
- Представление на утверждение президенту.
Помимо этого, законодательная власть занимается разработкой различных актов правового поведения, которые позволяют контролировать не только гражданское население, но и поведение высоких чинов в целом.
Рис. 3. Структура органов исполнительной власти Российской Федерации
Общее понятие системы государственной власти
Определение 1
Система органов государственной власти представляет собой совокупность государственных органов, объединенная на основе общих функций, признаков, полномочий.
Необходимость существования данного понятия обусловлена строением государственного аппарата Российской Федерации, который выражен в качестве целостной системы, объединяющей в своем составе множество элементов и конструкций. Данные элементы и являются органами власти различных уровней, объединенных в различные самостоятельные системы. Этим элементам присуща внутренняя согласованность, единство, особые условия и правила построения и взаимоотношений между ними. Данная система характеризуется также упорядоченностью, особой связью между элементами. В итоге вся система государственных органов представляет собой единое целое, а именно — государственный аппарат.
Классификация органов государственной власти в Российской Федерации
Система органов государственной власти в Российской Федерации характеризуется сложностью и разнообразием внутреннего устройства. Это обуславливает возможность классификации указанных органов для понимания их места и роли в системе государственного управления по различным основаниям.
По уровню публичного управления, на котором функционируют органы государственной власти, выделяют:
- федеральные органы государственной власти;
- органы государственной власти субъектов Федерации.
Кроме того, относительно самостоятельная система публичного управления функционирует на уровне местных сообществ – это система местного самоуправления.
В состав федеральных органов публичного управления входят:
- высшие государственные органы: федеральное правительство, федеральный парламент и глава государства (высшее должностное лицо), а также высшие судебные органы – Конституционный и Верховный суды;
- система исполнительных органов, возглавляемых правительством, включающая федеральные министерства, агентства, службы;
- иные судебные органы – суды Российской Федерации.
В состав системы органов власти субъекта Федерации входят органы, которые учреждаются на основе федерального закона, региональных уставов и конституций и региональных законов. Здесь необходимо отметить, что распределение полномочий публичного управления между федеральным и региональным уровнями не всегда ведет к образованию единой системы. Так, в частности, законодательные органы федерального и регионального уровней функционируют отдельно друг от друга, не образуя единую систему, в то время как исполнительные органы федерального и регионального уровней представляют единую систему публичного управления.
Кроме того, необходимо отметить, что в систему органов федерального и регионального уровней входят в самостоятельные органы, полномочия которых не делятся по вертикали между Федерацией и регионами, например, Прокуратура РФ.
В соответствии с действующей Конституцией система органов государственной власти на уровне регионов определяется регионами самостоятельно и функционирует самостоятельно в рамках региональных предметов ведения. При этом, в свою очередь, на региональной территории функционируют и территориальные представительства федеральных органов, которые подчиняются федеральному центру.
По функциям публичного управления классификация органов государственной власти в Российской Федерации позволяет разделить их на:
- законодательные органы;
- исполнительные органы;
- судебные органы.
Законодательные органы выступают важнейшим институтом демократического устройства, поскольку такие органы всегда являются представительными, то есть состоят из избранных народом депутатов (иных представителей), осуществляющих свои полномочия для выражения воли народа.
Органы исполнительной власти в силу специфики своей деятельности, то есть реализации законодательных положений в конкретной сфере публичного управления, многообразны по своим функциям. Это органы, которые осуществляют управление экономикой, социальной сферой, экологией, культурой, образованием, медициной и пр.
Судебные органы – это правоприменительные органы, которые функционирует для реализации правосудия.
Важно подчеркнуть, что эффективность функционирования системы органов государственной власти, в том числе в Российской Федерации, обеспечивается законностью их учреждения, формирования и функционирования в рамках возложенных на них полномочий при недопустимости концентрации власти на одном из уровней публичного управления или у одной из ветвей публичного управления
Виды органов государственной власти
Органы государственной власти классифицируются на несколько групп (видов) и по ряду оснований.
-
По месту в системе разделения власти выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы, органы прокуратуры, избирательные, а также органы глав государства, субъектов Федерации (рис. 1). Органами законодательной власти являются представительные и законодательные учреждения, которые образуются путем выборов. Их главной задачей является осуществление правотворчества, но они могут выполнять и другие функции, например, контролировать деятельность исполнительной власти. Органами исполнительной власти являются назначаемые органы, главной задачей которых является выполнение положений Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Они осуществляют свою деятельность на основе единоначалия и коллегиальности. Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов заключается в укреплении законности и правопорядка, предупреждении преступлений и иных правонарушений, а также в защите прав и свобод человека и гражданина. Суды независимы и подчиняются только закону.
Рисунок 1. Органы государственной власти РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
-
По месту органов в иерархии власти выделяют:
- Высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);
- Центральные (министерства, ведомства);
- Территориальные (региональные и местные органы федеральной власти).
Высшими, центральными и территориальными могут быть также органы власти субъектов РФ.
-
По способу формирования состава органы власти могут быть:
- Выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации);
- Назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства);
- Смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).
-
В зависимости от объема полномочий государственные органы делятся на:
- Высшие (парламент, правительство);
- Центральные (министерства);
- Местные (государственные органы субъектов федерации).
-
В зависимости от широты компетенции приводится следующая классификация:
- Общей компетенции (Президент, Правительство);
- Специальной компетенции (министерства, службы).
-
В зависимости от числа госслужащих:
- Коллегиальные (Правительство);
- Единоличные (Президент).
-
В зависимости от пространства:
- Федеральные;
- Субъектов федерации.
-
В зависимости от продолжительности действия:
- Постоянные;
- Временные.
-
В зависимости от правовых форм деятельности:
- Правотворческие;
- Правоприменительные;
- Правоохранительные.
Судебная власть
Судебная власть в России осуществляется при помощи различных видов ответственности:
- Уголовное.
- Административное.
- Гражданское.
- Конституционное.
Рис. 5. Судебная власть Российской ФедерацииМетод наказания зависит от степени тяжести нарушения.Данный тип власти основан на действии двух основных частей:
- Конституционный суд РФ. Он является независимым и самостоятельным органом судебной власти, имеющим возможность осуществлять судопроизводство, опираясь на Конституцию.
- Верховный суд РФ. Это главный суд для разрешения всех гражданских вопросов, которые включают в себя административные нарушения, уголовные преступления, разрешение споров.
В Конституции Российской Федерации четко прописаны все права и обязательства, которые имеют отношение к данной власти. В частности это:
- Устройство судов.
- Лица, способные представлять суды.
- Финансирование правосудия.
- Вынесение окончательного вердикта после тщательного расследования и выслушивания обеих сторон.
Рис. 6. Прокуратура Российской ФедерацииВ свою очередь, судебная система состоит из трех основных частей:
- Суды общей юрисдикции. Ее целью является разбор уголовных или гражданских вопросов, которые возникли непосредственно из административных нарушений. Они решают, сколько лет тюремного заключения дать преступнику или применить по отношению к нему какое-нибудь другое наказание.
- Конституционная юстиция. Ведет контроль над всеми уставными судами, расположенными на территории РФ, но при этом не является единым целым с Федеральным судом.
- Арбитражные суды. Они включают в себя все суды республик, федеральных округов или иных субъектов России.
На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система государственных органов власти представляет собой сложную структуру. Каждая составляющая этой структуры является самостоятельной, но действует в строго ограниченных рамках. Деятельность одних органов контролируется другими, но над всеми ними стоит верховный начальник — президент.Лучше разобраться во всех тонкостях и структуре системы органов государственной власти РФ, их функциях вам поможет нижепредложенное видео.
Понятие органа государственной власти
Государственный орган — это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.
Отметим также, что в Конституции РФ и в законодательстве получили распространение два термина: орган государственной власти и государственный орган. Мы исходим из их тождества.
Для органа российского государства характерны особые черты, закрепленные Конституцией России. В Российской Федерации порядок образования и формирования государственных органов устанавливается нормативными правовыми актами. Этот признак органов государственной власти предназначен для предотвращения произвольного нагромождения органов. Органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ, которая предусматривает, что порядок образования органов должен быть определен федеральным законом. Только федеральным конституционным законом или федеральным законом учреждаются органы судебной власти. Органы исполнительной власти могут создаваться, преобразовываться и ликвидироваться указами Президента РФ. Конституциями и уставами субъектов Российской Федерации устанавливаются система их органов власти.
Орган всегда учреждается для осуществления определенных задач, выполнения функций государственной власти, реализации видов (форм) деятельности государства. Важнейшим конституционным признаком органа государственной власти является его компетенция, которая является юридическим выражением его функций.
Орган государственной власти всегда наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию — круг предметов ведения, границы которого очерчиваются предельно четко для того, чтобы орган государственной власти не превышал своей власти и не вторгался в сферу других органов государственной власти. Компетенция обычно устанавливается при создании органа, хотя впоследствии может и меняться.
Компетенция свойственна органу государственной власти как самостоятельному звену государства, она подчеркивает его самостоятельность.
Для государственных органов устанавливается строгий порядок деятельности. Составной частью этого порядка являются и принимаемые органом правовые акты, имеющие юридическую силу, и функциональное назначение. Только государственные органы имеют правомочие на правоприменительную деятельность.
Признаком каждого государственного органа является его структура, внутренняя организация, которая закрепляется в конституциях, уставах, иных нормативных правовых актах. Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе организации государственной власти, образует систему органов Российской Федерации.
Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т.е. не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции РФ
Это особенно важно для федеративного государства с большим числом субъектов и сложной системой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов
Согласно Конституции РФ, федеральную государственную власть осуществляют следующие органы: Президент России, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, суды РФ. Этот перечень соответствует определенным главам Конституции РФ, в которых достаточно конкретно определяется порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.
Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных властными полномочиями. Однако орган может быть в лице одного человека: Президент РФ, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека и другие единоличные органы.
Наряду с органами государственной власти, в Российской Федерации действуют органы местного самоуправления. Они имеют особую природу, не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем они обладают большинством названных признаков органов государственной власти: они также имеют властные полномочия, определенный порядок создания и деятельности.
Принципы построения системы государственной власти
Система построения государственных органов базируется на определенных принципах, которые раскрывают их сущность и содержание. В качестве таких принципов выступают следующие:
- принцип единства системы;
- принцип разделения властей;
- принцип демократизма.
Данные принципы нашли отражение в нормах Конституции РФ. Так, статья 11 закрепляет единство системы органов государственной власти, что непосредственно вытекает из конституционных норм.
Народ определен в качестве единственного источника власти и носителя суверенитета, при этом осуществление власти им производится непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом никакие другие субъекты не могут присваивать себе власть в РФ. Уже само по себе его существование обуславливает создание органов государственной власти.
Следующий принцип – это принцип разделения властей.
Замечание 1
Обсуждение данного принципа постоянно производится в теории, данное положение связано с его особенностью. Теория конституционного права рассматривает данный принцип в широком смысле, основывая на нем подлинную свободу человека, выставляя его в качестве показателя демократизма в государстве. Советское законодательство, как известно, отрицало его существо. В условиях существования правового государства его отрицание, конечно, невозможно.
Принцип разделения властей основывается на разделение властей на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Все органы, которые имеются в Российской Федерации, соответственно делятся на данные три ветви власти. Данные ветви власти независимы друг от друга, то есть ни один орган, относящийся к какой-либо из ветвей власти, не вправе вмешиваться в деятельность другой ветви власти.
Помимо того, данные ветви власти взаимосвязаны — выполняя те функции, которые возложены на них действующим законодательством, они оказывают влияние друг на друга. Это производится за счет распределения функций между различными структурами и организациями, что в итоге сводится к выполнению одной большой цели – обеспечения законности и правопорядка на территории Российской Федерации. При этом необходимо ограничение деятельности данных ветвей власти, недопущение произвола со стороны какой-либо ветви власти, поэтому мы говорим о существовании системы сдержек и противовесов в системе власти разделение властей.
Третий принцип – это демократизм. Он вытекает также из конституционных положений, которые обосновывают Российскую Федерацию как демократическое государство. Все органы Российской Федерации должны служить интересам человека и гражданина, а в общем ценности имеют приоритет перед иными. Данное положение вытекает уже из норм статьи 2 Конституции РФ, которая предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства, запрещает их нарушать каким бы то ни было субъектом. Все деятельность органов государственной власти и муниципальных органов подчиняется данному принципу, так как все они должны действовать в интересах общества.
Судебная власть
Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Полномочия Конституционного Суда РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ;
12.4. Местное самоуправление
Особое место в механизме управления страной занимает местное самоуправление. Можно сказать, что оно начинается там, где заканчивается функционирование органов государственной власти. В соответствии со ст.12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Следовательно, органы местного самоуправления отделены от государственной власти. Отсюда разнообразие способов формирования исполнительных и представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с действующим законодательством главы местных администраций получили статус глав местного самоуправления (как правило, они избираются гражданами городских или сельских поселений).
Представительные органы местного самоуправления (дума, собрание представителей, местный совет и т.п.) избираются, как правило, на основе мажоритарной системы по одномандатным округам.
В малочисленных населенных пунктах (до 5 тыс. чел.) осуществление местного самоуправления возможно без образования представительного органа власти, а посредством собраний, сходов и выборным главой местного самоуправления, который периодически отчитывается перед населением.
Местное самоуправление осуществляется населением. В этих целях население использует как институты непосредственной демократии — местные референдумы и выборы, так и представительные органы, должностных лиц и т.д. Здесь не может быть какого-либо шаблона, поскольку местные сообщества отличаются друг от друга размерами территории, количеством населения, характером поселений (городских или сельских) и т.п. Но любые органы местного самоуправления обособлены от органов государственной власти и не входят в их систему. Общий принцип таков: местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Этот принцип, однако, не означает, что местное самоуправление оторвано от государства и противостоит ему. Такой подход противоречил бы в первую очередь интересам самого местного самоуправления, которое немыслимо без государственной поддержки, государственных гарантий. Прежде всего, вся деятельность местного самоуправления развивается на основе и в соответствии с законами, действующими на территории государства. Это означает, что все государственные органы, должностные лица, предприятия и учреждения, граждане и их объединения обязаны соблюдать права местного самоуправления. Более того, государство своими актами может наделять местное самоуправление дополнительными полномочиями, переносить на них часть функций своих органов, передавать в муниципальную собственность новые объекты.
О разделении властей в местном самоуправлении можно говорить с очень большой натяжкой. Здесь нет судебной ветви. Но и в распределении функций между представительными и исполнительными органами нет полной аналогии с государственным уровнем, тем более что исполнительный аппарат создается только в крупных территориальных единицах.
Для органов местного самоуправления наибольшее значение имеют вопросы жизнеобеспечения, функционирования местной инфраструктуры, соблюдения населением правил общежития, совершенствования микросреды обитания. Муниципальные институты призваны решать те задачи, которые требуют координации их усилий и соответствующего финансирования. На этом уровне, как свидетельствует практика, базовая демократия в чистом виде не эффективна. Оптимально ее сочетание с низовыми представительными институтами. Важнейшие предпосылки успешного функционирования муниципальных органов – четко очерченная сфера полномочий, самостоятельный бюджет, формируемый за счет муниципальных налогов и региональных (центральных) субвенций, а также действенная система обратной связи, способная свести к минимуму склонность муниципальных властей использовать полученные полномочия в своекорыстных целях.
Исполнительная власть
Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово — премьер-министр). Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.
Полномочия Правительства РФ:
1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
2) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
3) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
4) Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;
5) Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
6) Осуществляет управление федеральной собственностью;
7) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
9) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
10) Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;
11) Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
12) Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
13) Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
14) Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.