Референдум –форма непосредственной демократии в российской федерации

1.2 референдум: понятие, сущность и виды. референдум в российской федерации - курсовая работа

1.2. Виды референдумов, предмет, формула и принципы в РФ

Виды референдумов. Существуют разные классификации референдумов.

В зависимости от содержания законопроекта:

— Конституционный, его используют, когда принимается новая конституция или нужно внести в неё определённые поправки.

— Законодательный, его используют, когда необходимо внести изменение в закон.

По времени проведения референдума:

— Дозаконодательный, его проводят до принятия соответствующего закона.

—  Послезаконодательный, его проводят уже после того как закон вступил в силу.

Также различают обязательный и факультативный референдумы:

Обязательный, на него выставляются вопросы, которые прямо указаны в Конституции, но, по другому их решить невозможно, только путём голосования на референдуме.

Факультативный , на него выносятся такие вопросы, которые не обязательно выносить на всенародное голосование.

По территории референдумы делятся: референдум РФ, референдум субъекта РФ, местный референдум.

Назначает Всероссийский референдум Президент РФ по инициативе:

1)    не менее чем 2-х млн. российских граждан;

2)    Конституционного Собрания, предлагающего принять новую Конституции РФ;

3)    Федерального органа государственной власти, если это предусмотрено международным договором РФ либо ФКЗ (5).

5. Комарова В.В./Конституционно-правовые принципы народовластия в России.// Конституционное и муниципальное право.-2005.- №9.

Референдум признается состоявшимся, только если в нём проголосовало больше 50% граждан, которые имеют право на участие в референдуме. Решение признается положительным, если за предложенные изменения также больше 50% человек (6).

Предмет референдума — это вопрос, который необходимо решить путём народного голосования. 

Формула (процедура), по которой проводится референдум, похожа на избирательную компанию, но имеет свои отличия и особенности. Она включает в себя несколько стадий:

1. Инициатива о проведении референдума и его назначение. Его может назначить глава государства (президентом), глава государства с согласия парламента, парламент государства. Также такая инициатива возможна от народной инициативы, группы депутатов парламента, правительства, региональных органов власти, субъектов федерации.

2. Формирование инфраструктуры референдума. На этой стадии составляются списки участников референдума, формируются органы, которые будут заниматься организацией и проведением референдума и образованием участков для голосования.

3. Формулировка вопроса, выносимого на референдум (7).

Предмет референдума — это вопрос, подлежащий решению на референдуме. Его формулировка в бюллетене называется формулой референдума.

4. Агитационная и разъяснительная кампания.

5. Голосование.

6. Подсчет голосов и объявление результатов голосования на референдуме (8).

6. Синцов В.Г./Референдумы в новейшей истории России/ В.Г.Синцов// Законодательство и экономика.-2005.-№11.

7. Нудненко Л.А. Законодательство о выборах и референдумах: детализация и совершенствование // Российский юридический журнал. 2012. № 1. С. 55.

8. Теория государства и права. Учебник. Н.И.Матузов; А.В. Малько. Юристъ, 2004.

Принципы проведения референдума:

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также — гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

6. Голосование на референдуме (далее — голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Конституция Российской Федерации[]

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. Однако сами уставы не должны приниматься путём референдума, так как это противоречит статье 66 Конституции РФ. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

Самые резонансные референдумы, примеры

17 марта 1991 году в СССР был проведен единственный за всю историю Союза референдум, на который был вынесен вопрос о сохранении целостности государства. Положительно на вопрос ответили 80 % опрошенных. 20% проголосовали против. Однако СССР все равно распался.

К другим резонансным случаям историки относят:

  • голосование жителей Черногории о выходе страны из Государственного союза Черногории и Сербии в 2006 году — 86,5 % ответили положительно;
  • решение вопроса о присоединении Крыма к РФ в 2014 году — по официальным данным, 96,77 % высказались «за»;
  • определение общественного мнения касательно независимости Шотландии в 2014 году — за выход из состава Соединенного Королевства проголосовали 44,7 % избирателей, вопрос был решен не в их пользу;
  • опрос жителей Нидерландов относительно ассоциации ЕС с Украиной в 2016 году — 61 % голосующих высказались против.

Широкую огласку получил референдум в Каталонии в 2017 году. Изначально глава автономного сообщества предложил провести голосование по вопросам отделения от Испании и признания независимости Каталонии. Явка составила 43,3 %, что составляет 2286217 человек. 90,18 % из них проголосовали за отделение. 7,83 % — против. Однако испанское правительство признало референдум незаконным, а его результаты недействительными.

2.1. История референдумов в СССР и РФ

Первое упоминание о всенародном референдуме встречается в Конституции СССР в 1936 году. Там говорилось о том, что Президиум Верховного совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик.

Однако, один единственный референдум в СССР состоялся 17 марта 1991 года. На нём решался вопрос «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». Наа референдуме проголосовали 75,44% граждан, которые имели право голоса. И за то, чтобы сохранить СССР проголосовали 76,4% граждан., но не смотря на это голосование в том же году в декабре месяце Союз прекратил своё существование.

В период противостояния президента и Верховного совета РФ 25 апреля 1993 года, состоялся плебисцит о доверии этим органам власти. На него были выставлены для голосования 4 вопроса:

1. «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» — «да» 58,66%.

2. «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» —«да» 53,04%.

3. За досрочные выборы президента. – «да» 49,49%.

4. За досрочные выборы народных депутатов — «да» 67,16%.

Следует отметить, что не смотря на то, что большинство голосующих дали положительные ответы, внеочередные выборы не провели, съезд народных депутатов РФ был распущен 21 сентября 1993 года указом президента.

А 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло «всенародное голосование» по проекту Конституции РФ. Но назвать его всенародным голосованием потребовалось, чтобы обойти требование закона «О референдуме РСФСР» об изменении Конституции лишь большинством от общего числа избирателей. На нём участвовало 54,79% граждан, из которых 58,42% поддержали и дали положительный ответ. Это основной закон, который действует и в настоящее время.

Других федеральных референдумов в России никогда не было. Референдумы были только на региональных уровнях. Например, перенос столицы (Республика Коми), о введении местного времени (Волгоградская область), поправки в региональную конституцию (Чечня и Тува), об объединении регионов (Красноярский край, Пермская область, Забайкальский край и в некоторых других регионах).

В 2018 году сразу даже несколько инициативных групп, включая КПРФ, пытались инициировать всероссийский референдум о повышении пенсионного возраста. Но Центризбирком отказал им из-за нарушений с документами.

Древний Рим[]

В Древнем Риме референдум (плебисцит) — постановление, принимаемое собраниями плебеев (до 417 года до н. э. по куриям, потом по трибам).

Возник в начале V века до н. э. в период сословной борьбы патрициев и плебеев. Плебисцит не утверждался сенатом, и сначала его соблюдение было обязательным только для плебеев.

Превращение плебисцита в постановление, обязательное для всего народа, связывают с законом Валерия и Горация (449 год до н. э.), с законом Публия (339 год до н. э.) или с законом Гортензия (287 год до н. э.).

С III века до н. э. понятие «плебисцит» постепенно выходит из употребления и заменяется понятием «закон».

Порядок проведения референдума в Российской Федерации

Для того, чтобы провести российский референдум, жители одного из учредительных образований Российской Федерации должны сформировать инициативную группу, так называемую региональную группу будущих инициатив. Количество участников группы должно составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в конкретном регионе. Группа проводит заседание, на котором заранее оглашается состав избирательной комиссии по определенному вопросу. В частности, группа должна утвердить вопросы, представляемые на референдум. Затем выбранные уполномоченные лица этой группы обращаются в избирательную комиссию с просьбой зарегистрировать свою группу, а затем отдает список сформированных вопросов.

Избирательная комиссия региона направляет все запросы в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) Российской Федерации, которая в течение 10 дней принимает конкретное решение.

На основании решения ЦИК региональная избирательная комиссия регистрирует инициативную группу или отказывает ей в регистрации (закон выделяет 15 дней на решение данного вопрос с даты подачи заявки). После регистрации первой региональной подгруппы в течение двух месяцев в более чем половине учредительных подразделений Российской Федерации должны быть созданы аналогичные организации граждан.

В то же время две инициативные группы по одному и тому же вопросу не могут зарегистрироваться на референдуме в одном регионе. Предпочтение отдается первому лицу, подавшему документы. Позже и иные региональные подгруппы должны обратиться в ЦИК с просьбой зарегистрировать инициативную группу референдума и сформулировать вопросы по этому вопросу. В течение 10 дней ЦИК принимает решение.

Этапы референдума включают в себя:

  1. Сбор подписей. Согласно закону, инициативная группа должна собрать определенное количество подписей избирателей в течение 45 дней. Подписанные бумаги передаются в ЦИК, которая в течение 30 дней проверяет не менее 40% быстро отобранных подписей. Количество неправильных или схожих подписей должно составлять менее 5% от проверенного числа. На основании результатов экспертизы ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах инициативной группы по проведению референдума и направляет его президенту страны для информирования об этом обеих палат парламента.

  2. Назначение референдума. Стоит отметить, что сам референдум назначается всегда президентом Российской Федерации.

  3. Возможность апелляции. Получив заявление, глава государства в течение 10 дней подает апелляцию в Конституционный суд, чтобы привести в порядок запросы инициативной группы референдума в соответствие с основным законом страны. В случае положительного решения суда президент назначает дату проведения всероссийского референдума не позднее чем через 15 дней. Если суд считает инициативу несогласованной с Конституцией, процедура ее реализации заканчивается.

  4. Подведение итогов референдума. Голосование считается действительным, если в нем участвует более половины избирателей. Результаты референдума определяются большинством голосов участников.

Референдум — что это такое, понятие

Основным смыслом референдума является участие всего общества в правотворчестве. Поэтому он выступает одним из главных символов прямой демократии.

От выборов референдум отличается:

  • более широким охватом вопросов — выборы проводятся только с целью формирования власти;
  • длительностью периода действия принятых решений — властные полномочия имеют срок, а результаты референдумов бессрочны;
  • характеристиками инициирующей стороны — выборы проводятся с подачи представителей закона, а инициатором референдума может стать любой гражданин.

Имеются отличия и от плебисцита.

Плебисцит отличается спецификой вопросов. Чаще всего они нацелены на определение судьбы какой-либо территории, решение вопросов, касающихся ее юридического, административного или территориального статуса.

1.3. Референдум – форма непосредственной демократии в РФ

Референдум является одной из прямых форм народовластия. Это голосование всенародное, а его принципы являются прямыми, равными, свободными и тайными. В референдуме участвуют граждане, которые являются совершеннолетними (18 лет), дееспособными и являются гражданами РФ, если подразумевается проведение референдума на какой-то определённой территории, то имеют прописку и постоянно проживают в этом регионе. Если референдум решила провести какая-то группа лиц, то для этой инициативы обязательна поддержка минимум двух миллионов граждан страны. Формулировка вопроса для голосования на референдуме должна быть составлена так, чтобы можно было чётко ответить на вопрос «да» или «нет». Также опрос, который выносится на голосование, должен быть полностью понятен народу, и необходима разъяснительная работа средствами массовой информации (телевидение, интернет, через издания периодической печати и прочее.)

Для проведения референдума обязателен указ президента РФ о его назначении. Поводится он исключительно в мирное время, когда не объявлено чрезвычайное положение в стране и не ведутся военные действия. Также его нельзя проводить в последний год полномочий президента РФ и когда проводится избирательная кампания одновременно на территории всей РФ. Референдум признаётся состоявшимся при условии, что в нём приняли участие и проголосовали более 50% человек. Вопрос, выставленный на референдуме, решается в положительную сторону также, сели набирается более50% тех кто проголосовал «за», из тех кто пришёл на голосование. А органы государственные и региональные органы власти, при положительном голосовании, должны выпустить соответствующие указы.

Референдум является важной формой прямого народовластия и даёт возможность для реализации волеизъявления народа и участия народа в определении государственной политики (9). 9

Саидахмедова Г.Р. Референдум как форма прямого народовластия // Молодой ученый. – 2020. — №3 — С. 274-275

9. Саидахмедова Г.Р. Референдум как форма прямого народовластия // Молодой ученый. – 2020. — №3 — С. 274-275.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: