Совокупный спрос, совокупное предложение и факторы их определяющие

Совокупный спрос, совокупное предложение и факторы их определяющие

Национальный рынок

В рамках макроэкономического анализа изучается национальный рынок как органическое единство его составляющих. Его нельзя представлять как простую сумму слагаемых рынков отдельных товаров, отдельных отраслей или регионов страны. Это качественно новое образование, которое выражается в превосходстве над суммой составляющих его элементов.

Национальный рынок — это вся система социально-экономических отношений в сфере обмена, в которой происходит реализация товаров и услуг, определение характера использования национальных ресурсов, формирование информации о состоянии дел в отраслях и сферах хозяйственной жизни, приспособление общественного производства и его структуры к объему и структуре общественных потребностей в стране.

Спрос и предложение на национальном рынке

Основополагающими элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. В спросе проявляется готовность общества приобрести товары и услуги, а в предложении — производство товаров и услуг, готовых к реализации по сложившимся ценам. На уровне национального рынка речь идет о совокупном спросе и совокупном предложении. Однако цена не может быть выражением слагаемых цен всей массы разнородных и разнообразных товаров. Для ее выражения используются индексы цен, т.е. уровни цен как агрегированное выражение динамики всей совокупности цен в стране.

Совокупный спрос — это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть реализован при соответствующем уровне цен в рамках национальной экономики.

Совокупное предложение — это общее количество товаров и услуг, которое произведено в стране и предъявлено к продаже при сложившемся уровне цен.

И в том, и в другом случае под количеством спрашиваемых и предлагаемых товаров и услуг нельзя понимать их выражение в натурально-вещественной форме, так как их невозможно сложить, суммировать. Нельзя метры тканей сложить с тоннами чугуна, количеством станков, выработанными киловатт-часами энергии. Но все эти товары можно и нужно свести к общему знаменателю, каковым является их стоимостное выражение.

Совокупный спрос и совокупное предложение, уровень цен — атрибуты процесса общественного воспроизводства любой страны. Не существует ни одной экономической школы, которая пренебрегала бы данными категориями. Попытки приписать второстепенную роль им в трудовой теории стоимости свидетельствуют либо о экономическом невежестве, либо о научном шарлатанстве. Достаточно упомянуть о том, что К. Маркс называл спрос и предложение «общественными движущими силами».

Функции спроса и предложения

Коротко остановимся на функциях совокупного спроса и совокупного предложения.

1. Они служат своего рода барометром пропорционального, сбалансированного развития национальной экономики (пассивная функция), так как любой процесс в ней незамедлительно проявится на рынке в изменении соотношения между спросом и предложением.

2. Выполнив отмеченную пассивную функцию, они тут же начинают выполнять активную функцию по исправлению возникших диспропорций и через рыночные цены приводят в движение капиталы, обеспечивая их переливы из одних отраслей в другие.

3. Они представляют собой два момента процесса общественного воспроизводства — потребление и производство, хотя и не совпадают с ними.

4. В них находят свое выражение и все социально-экономические противоречия в хозяйственной жизни общества.

Факторы, которые определяют совокупное предложение и совокупный спрос

Экономическая теория определяет зависимость между объемом совокупного предложения и спроса и уровнем цен. Но развитие рыночных отношений внесло массу внешних факторов, влияющих на показатели предложения и спроса. Основными неценовыми факторами совокупного предложения являются:

  1. Текущий уровень цен на факторы производства. Он определяет перечень затрат, которые понесет производитель до момента реализации готовых товаров и услуг. Прибыль субъекта будет зависеть от его умения организовать деятельность таким образом, чтобы покрыть расходы и получить добавочную стоимость. Изменение совокупных издержек определяет изменение совокупного предложения.
  2. Производительность ресурсов. Чем выше производительность, тем больше объем предложения. Производительность может увеличиваться за счет более интенсивного использования факторов производства, либо с помощью инноваций.
  3. Налогообложение. С помощью фискальной политики государство может влиять на деловую активность. В период спада налоговые ставки снижают, что стимулирует предприятия наращивать производство. Чтобы уберечь экономику от перегрева, налоговые ставки повышаются. Это замедляет деловую активность.

Замечание 2

Государство может применять прямые меры влияния на экономику, что тоже сказывается на предложении и спросе. Такие действия оправданы в период кризисов или иных форс-мажорных ситуаций.

Факторами совокупного спроса называют процентную ставку, эффект богатства, эффект импортных закупок. Процентная ставка является мерой платы за использование кредитных средств. Если цены растут, то при сохранении объема денежной массы, начинается рост процентной ставки, что снижает объем спроса. Обратная ситуация происходит в случае падения цен. При росте цен финансовые активы обесцениваются, то есть сбережения начинают терять свою стоимость. Чтобы возместить потери, население стремится сократить расходы, тем самым уменьшая спрос. Повышение цен на внутреннем рынке заставит приобретать импортные товары, и наоборот. Таким образом, государство может регулировать соотношение импорта и экспорта, а также влиять на предложение и спрос.

Понятие совокупного спроса

Определение 1

Совокупный спрос – это общая платежеспособная потребность общества в благах, которые создаются в национальной экономике.

Он выражает реальный объем, производимых в обществе товаров и услуг, которые готовы купить потребители при действующем уровне цен. Исследование структуры внутреннего валового продукта, как показателя совокупного дохода, показало, что спрос предъявляют четыре группы субъектов:

  1. Бизнес.
  2. Население.
  3. Иностранные потребители.
  4. Государство.

Домохозяйства предъявляются спрос на потребительские услуги и товары. Производители заинтересованы в инвестициях и товарах. Государство потребляет через государственные закупки. Оно предъявляет спрос на национальную продукцию. Так же в национальной продукции могут быть заинтересованы иностранные покупатели получается, что совокупный спрос рассчитывается по следующей формуле:

AD = Xn +G + I + C, где:

  • AD – показатель совокупного спроса,
  • Xn – объем чистого экспорта,
  • G – объем государственных закупок,
  • I – частные внутренние инвестиции,
  • C – расходы домашних хозяйств.

Экономическая теория выделяет основной фактор, определяющий объем совокупного спроса. Это текущий уровень цен. Однако, рыночная экономика развивается, и часто ценовая конкуренция становится неэффективной. Именно поэтому, учены изучают поведение покупателей, психологические причины изменения потребления, и другие факторы, не имеющие ценовой природы. Закон экономической теории гласит, что цена и объем спроса находятся в обратной зависимости друг от друга. Чем ниже цена, тем выгоднее экономическим агентам приобретать товар, а значит, объем спроса увеличивается. При росте цены покупательная способность снижается, субъекты переходят к сбережению. Происходит сокращение производства, то есть предложения. Большой объем выпуска становится не выгодным, так как покупатели не предъявляют необходимого объема платежеспособного спроса. Чтобы не потерять доходы, предприятия начинают уменьшать выпуск, что ведет к стабилизации цен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: