Факторы, которые определяют совокупное предложение и совокупный спрос
Экономическая теория определяет зависимость между объемом совокупного предложения и спроса и уровнем цен. Но развитие рыночных отношений внесло массу внешних факторов, влияющих на показатели предложения и спроса. Основными неценовыми факторами совокупного предложения являются:
- Текущий уровень цен на факторы производства. Он определяет перечень затрат, которые понесет производитель до момента реализации готовых товаров и услуг. Прибыль субъекта будет зависеть от его умения организовать деятельность таким образом, чтобы покрыть расходы и получить добавочную стоимость. Изменение совокупных издержек определяет изменение совокупного предложения.
- Производительность ресурсов. Чем выше производительность, тем больше объем предложения. Производительность может увеличиваться за счет более интенсивного использования факторов производства, либо с помощью инноваций.
- Налогообложение. С помощью фискальной политики государство может влиять на деловую активность. В период спада налоговые ставки снижают, что стимулирует предприятия наращивать производство. Чтобы уберечь экономику от перегрева, налоговые ставки повышаются. Это замедляет деловую активность.
Замечание 2
Государство может применять прямые меры влияния на экономику, что тоже сказывается на предложении и спросе. Такие действия оправданы в период кризисов или иных форс-мажорных ситуаций.
Факторами совокупного спроса называют процентную ставку, эффект богатства, эффект импортных закупок. Процентная ставка является мерой платы за использование кредитных средств. Если цены растут, то при сохранении объема денежной массы, начинается рост процентной ставки, что снижает объем спроса. Обратная ситуация происходит в случае падения цен. При росте цен финансовые активы обесцениваются, то есть сбережения начинают терять свою стоимость. Чтобы возместить потери, население стремится сократить расходы, тем самым уменьшая спрос. Повышение цен на внутреннем рынке заставит приобретать импортные товары, и наоборот. Таким образом, государство может регулировать соотношение импорта и экспорта, а также влиять на предложение и спрос.
Понятие совокупного спроса
Определение 1
Совокупный спрос – это общая платежеспособная потребность общества в благах, которые создаются в национальной экономике.
Он выражает реальный объем, производимых в обществе товаров и услуг, которые готовы купить потребители при действующем уровне цен. Исследование структуры внутреннего валового продукта, как показателя совокупного дохода, показало, что спрос предъявляют четыре группы субъектов:
- Бизнес.
- Население.
- Иностранные потребители.
- Государство.
Домохозяйства предъявляются спрос на потребительские услуги и товары. Производители заинтересованы в инвестициях и товарах. Государство потребляет через государственные закупки. Оно предъявляет спрос на национальную продукцию. Так же в национальной продукции могут быть заинтересованы иностранные покупатели получается, что совокупный спрос рассчитывается по следующей формуле:
AD = Xn +G + I + C, где:
- AD – показатель совокупного спроса,
- Xn – объем чистого экспорта,
- G – объем государственных закупок,
- I – частные внутренние инвестиции,
- C – расходы домашних хозяйств.
Экономическая теория выделяет основной фактор, определяющий объем совокупного спроса. Это текущий уровень цен. Однако, рыночная экономика развивается, и часто ценовая конкуренция становится неэффективной. Именно поэтому, учены изучают поведение покупателей, психологические причины изменения потребления, и другие факторы, не имеющие ценовой природы. Закон экономической теории гласит, что цена и объем спроса находятся в обратной зависимости друг от друга. Чем ниже цена, тем выгоднее экономическим агентам приобретать товар, а значит, объем спроса увеличивается. При росте цены покупательная способность снижается, субъекты переходят к сбережению. Происходит сокращение производства, то есть предложения. Большой объем выпуска становится не выгодным, так как покупатели не предъявляют необходимого объема платежеспособного спроса. Чтобы не потерять доходы, предприятия начинают уменьшать выпуск, что ведет к стабилизации цен.