Понятие федерации
Замечание 1
Федерация – это особая форма государственного устройства, которая играет значительную роль в современном мире. Из существующих на данный момент времени 200 суверенных государств только 22 – федерации. Федеративные государства, имеющиеся на всех континентах, являются лидерами. Федерация – это самая молодая форма государственно-территориального устройства, возникшая в ХХ веке (исключение — Швейцария и США).
На внутреннее устройство государств оказывают влияние исторические традиции, национальный состав населения и многие другие факторы. Территориально крупными государствами (Россией, США, Канадой, ФРГ, Австралией, Бразилией, Аргентиной, Мексикой, Нигерией, Индией, ЮАР), принявшими федеративную форму государственного устройства из соображений разрешения национального вопроса или неприемлемости эффективности демократической координации из одного центра, была принята конституция, распределяющая (концентрирующая) властные полномочия, что предопределило правовую базу по решению задач общественного развития.
В небольших государствах проблема централизации и децентрализации власти разрешима относительно просто, однако в крупных государствах она гораздо сложнее и принимает политический оттенок. Несмотря на то, что конституционно Россия – федеративное государство, федерализм не особо популярен в сфере практической политики в настоящее время. Существует мнение о том, что федерализм России не имеет актуального значения, что Россия должна быть унитарным централизованным государством, управляемым «сильной рукой», что преимущества федерализма нам чужды, а сам федерализм — только лишь переходная форма в направлении к созданию унитарной государственности. Вопросы развития федерализма, как формы государственного, национального устройства являются достаточно дискуссионными.
В основе государственного устройства России, по количеству субъектов, занимающей первое место в мире, изначально заложены два противоречивых принципа:
- национально-территориальный (республики, автономная область, автономные округа);
- административно-территориальный (края, области, города федерального значения).
Государственным устройством принято называть территориально-политическую организацию государственной власти, находящей выражение соотношением государства, как единого целого с его составными частями. Территориальные части федеративного государства имеют ограниченный суверенитет.
Признаки федерации
Основные признаки федерации:
- территориальные части федерации обладают статусом государственных образований и ограниченным суверенитетом;
- построение системы государственных органов на принципах деления уровней власти – на самостоятельной системе органов федерации и самостоятельной системе субъектов федерации, между собой уровни власти не соподчиняются, каждый уровень обладает собственными высшими органами власти, в том числе выборными, высшие органы государственной власти субъекта не подчиняются федеральным властям;
- два уровня системы законодательства, законы функционируют и на уровне государства в целом, и на уровне субъектов;
- разграничение полномочий государственной власти между уровнями – разделение сферы компетенции федерации и сферы компетенции ее субъектов;
- гражданство и государственный язык существуют как на уровне государства, так и на уровне субъекта;
- присутствие государственной символики как на уровне государства, так и на уровне субъекта.
Унитарное и федеративное государства являются основными формами государственного устройства. Для унитарного государства характерны централизованная система государственной власти, отсутствие разграничения предметов ведения между государством в целом и административно-территориальными единицами, дифференциация полномочий центральных и местных органов власти. В федеративном государстве территориальная организация власти проходит на нескольких уровнях, причем субъекты федерации имеют самостоятельность и полномочия в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.
Существуют смешанные формы государственного устройства, которые зачастую являются переходными либо от унитарного государства к федерации, либо от федерации к унитарному. При таких государственных устройствах на равных условиях с субъектами федерации действуют административно-территориальные единицы, которые не наделены правами субъектов федерации и не входят в состав субъектов федерации. В этих случаях или расширяются права составных частей государства, или сужаются права субъектов федерации.
Конституционно-правовой статус и основные принципы федеративного устройства Российской Федерации
Согласно Конституции РФ, наша страна провозглашена федеративным государством. Также в Конституции РФ закреплены принципы федеративного устройства Российской Федерации (рис. 1). Суть этих принципов состоит в:
- Государственной целостности;
- Равноправии самоопределении народов Российской Федерации;
- Равноправии субъектов Федерации;
- Разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
- Единстве системы государственной власти.
Рассмотрим их подробнее.
Государственная целостность. Суть этого принципа заключается в единстве территорий Российской Федерации, распространении суверенитета государства на всю территорию, а также единое правовое и экономическое пространство.
Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации заключается в закреплении таких понятий, как: «народ», «равноправие народов», «самоопределение народов». Народом является совокупность людей, которые проживают на определенной территории и являются гражданами данного государства. Равноправие народов означает равное положение всех народов и право их на участие в федеративных отношениях. Самоопределение народа означает право народа на самоуправление и самостоятельное решение государственно-правовых вопросов.
Принцип равноправия субъектов РФ означает то, что все субъекты России имеют равные права по отношению друг к другу и равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Принцип разграничения предметов ведения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами означает, что в Конституции РФ установлены предметы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Конституция РФ закрепляет предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, руководствуясь принципом разграничения отдельных вопросов:
- Ведения Российской Федерации;
- Совместного ведения Федерации и ее субъектов;
- Ведения субъектов РФ.
Российская Федерация решает наиболее значимые вопросы государственной жизни, социально-экономической, внешнеполитической, законодательной и других сфер деятельности. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов состоит в:
- Защите прав и свобод человека и гражданина;
- Обеспечении законности и правопорядка в стране;
- Общественной безопасности;
- Режиме пограничных зон;
- Владении, пользовании и распоряжении земельными ресурсами;
- Разграничении государственной собственности;
- Охране окружающей природной среды;
- Защите семьи, материнства, отцовства и детства;
- Социальной защите граждан;
- Координации международных и внешнехозяйственных связей субъектов Федерации;
- Выполнении международных договоров Российской Федерации.
Законы и нормативные акты, издаваемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, не должны противоречить федеральному законодательству. У субъектов РФ есть право решать вопросы исключительного ведения. Им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование, принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не должны идти в разрез с федеральными законами, которые были приняты по предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае возникших противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным на территории Российской Федерации, приоритет имеет федеральный закон. Однако часто федеральный закон определяет общие положения, которые детализируются органами власти субъектов Федерации. Так, например, закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет ЕГЭ как форму итоговой аттестации, но в некоторых случаях позволяет органам исполнительной власти субъектов выбирать другие формы экзаменов.
Принцип единства системы государственной власти говорит о единстве источника власти с целью ее деятельности, однотипной организации власти на федеральном и региональном уровнях, а также во взаимодействии различных органов власти.
Светское государство
Светский характер государства заключается в том, что официальным лицам государства разрешается исповедовать любую религию, но они не имеют права предоставлять какие-либо привилегии той или иной конфессии и не вправе допускать влияния этих конфессий и религиозных взглядов на принятие государственных решений.
Значение светского государства заключается в том, что государство и религиозные объединения существуют отдельно друг от друга, взаимно не вмешиваясь в дела друг друга.
Замечание 2
В России традиционно отведена сильная роль религии и Русской православной церкви в жизни российского общества. Но Конституцией РФ установлено, что никакая религия в нашей стране не является государственной или обязательной, а закон отделяет все эти объединения от государства и говорит о равенстве их перед законом.
Принцип светского характера образования находит свое нормативное закрепление в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Религиозным организациям разрешается обучать детей религии в таких учреждениях не в рамках общеобразовательной программы, учитывая просьбу родителей, согласие детей и согласовав данный вопрос со специально уполномоченным органом местного самоуправления.
Правовое государство
Правовым считается государство, подчиняющееся во всей своей деятельности праву и считающее главной своей целью обеспечение прав и свобод человека.
Правовое государство отличается высоким уровнем авторитета государственности, реальным господством права, которое обеспечивает все права человека и гражданина и верховенство закона во всех сферах жизни и деятельности.
Российская Федерация имеет социальный характер, потому что в ней общество господствует над государством.
Определение 2
Право в Российской Федерации представляет собой объективное следствие исторических процессов и закрепляет определенные рамки справедливости и свободы, обеспечивается государственным аппаратом и находит свое выражение в международных нормах, в Конституции РФ, законах и подзаконных актах.
Правовое государство подразумевает светский характер. В таком государстве не может быть обязательным ни одно вероисповедание, никто не принуждается к принятию или отказу от религии и не допускается дискриминация по признаку принадлежности к какой-либо религии.
В Российской Федерации гарантированы права и свободы личности, что является способом реализации принципов демократии, потому что только то государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может говорить о том, что в нем установлена власть народа.
Демократическое государство
Российское государство принято понимать в двух смыслах:
- в качестве определенного территориального образования, где осуществляется суверенная власть многонационального народа Российской Федерации;
- в качестве специального аппарата государственной власти, распространяющего свое влияние на территорию, определенную государственными границами.
Конституция РФ закрепила основные характеристики российского государства (рис. 1):
- демократическое;
- федеративное;
- правовое;
- социальное:
- светское;
- с республиканской формой правления.
Рисунок 1. Конституционные характеристики российского государства
Демократическую природу Российской Федерации составляют:
- народовластие – непосредственное и представительное;
- федеративное устройство на основе равенства субъектов;
- политическое и идеологическое многообразие.
Определение 1
Под народовластием понимается процесс осуществления народом своей власти в ходе принятия решений на референдумах либо в результате избрания органов законодательной власти и через органы местного самоуправления. Территория Российской Федерации представлена совокупностью территорий ее отдельных субъектов, равных перед Российской Федерацией.
К основным признакам демократического государства принято относить:
- реальную представительную демократию;
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Суть представительной демократии состоит в возможности народа осуществлять свою власть через представляющие интересы граждан выборные учреждения, которые наделяются правом принятия законов. Представительные органы имеют право решать наиболее важные вопросы жизни народа.
В нашей стране представительную демократию обеспечивают:
- выборность Государственной Думы;
- конституционно обусловленное формирование Совета Федерации, законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Демократические институты тесно взаимодействуют с политическим режимом в вопросах обеспечения прав и свобод граждан. Права и свободы могут быть полноценно реализованы только при демократическом режиме, в условиях законности и при полном прекращении произвола государственных силовых структур.
В Конституции РФ закреплены все права и свободы человека и гражданина, но чтобы они реализовывались, необходимо создать определенные условия.
Причины возникновения федераций
Этноконфессиональные факторы: федерация формируется на основе полиэтнических государств, когда субъекты совпадают с этническими территориями. Такие факторы оказали непосильное влияние на формирование федерализации таких стран, как Пакистан, Судан, Индия, Нигерия, Ирак. Федерализация не проходит в тех государствах, где:
- действуют жесткие авторитарные и военные режимы;
- слабо артикулированные интересы этнических общин;
- нет территорий компактного проживания этнических групп.
Исторические факторы: формирование федерации образовывается на основании создания новых государств, которые создаются в процессе постколониального объединения или постфеодальной интеграции. Федеративное устройство происходит в случае, когда у территории есть наличие интересов общества к интеграциям.
Природно-географические факторы: связаны с федерализацией государств, регионы которых разделены горными барьерами или морскими перегородками. В таких условиях географического выделения развивается ярко выраженная региональная идентичность.
Федеративное устройство
Россия – федеративное государство, состоящее из 89 субъектов Федерации (их перечень дан в ст. 65 Конституции РФ). Субъектами РФ являются республики в составе РФ, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Все субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти.
Республики в составе РФ рассматриваются как государства и имеют свои конституции, остальные субъекты РФ принимают свои уставы, хотя, как и республики, имеют собственное законодательство. В конституциях и уставах субъектов РФ определяется, какие создаются органы законодательной и исполнительной власти, порядок их избрания, сроки полномочий и т. д. В некоторых субъектах РФ действуют конституционные (уставные) суды.
Основные принципы рос. федерализма заложены в Конституции РФ. Это гос. единство территории России, включающее территории всех её субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними; равноправие народов и субъектов РФ; единство системы гос. власти; право народов на самоопределение и др. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Конституция РФ разграничивает компетенцию Федерации и её субъектов. Устанавливаются вопросы, находящиеся в исключительном ведении Федерации: принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов; федеративное устройство, права и свободы человека и гражданина и в целом вопросы гражданства; установление федеральной системы органов всех ветвей власти на своей территории. Конституция РФ предусматривает предметы совместного ведения Федерации и её субъектов. Все остальные вопросы за пределами исключительных предметов ведения Федерации и предметов совместного ведения составляют компетенцию субъектов РФ.
По предметам ведения Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения Федерации и её субъектов принимаются федеральные законы (в соответствии с которыми субъекты РФ принимают свои законы) и заключаются внутрифедеральные договоры о распределении полномочий внутри совместных предметов ведения.
В 2000 Указом Президента РФ в России создано 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В них назначены полномочные представители Президента РФ, главными задачами которых являются: организация работы по осуществлению органами федеральной гос. власти осн. направлений внешней и внутренней политики России; контроль за исполнением в округе решений федеральных органов гос. власти; координация деятельности этих органов с региональными органами власти; организация взаимодействия федеральных органов с партиями, общественными объединениями и др. Указом об образовании федеральных округов Президент РФ фактически делегировал осуществление части своих полномочий полномочным представителям.
История российского федерализма[]
- Подробнее см. также: История административно-территориального деления РСФСР
Советская федерация
Впервые попытка провозглашения федеративного устройства России была осуществлена Учредительным собранием в короткой резолюции, принятой 6 (19) января 1918 года:
Однако Учредительное собрание в тот же день было распущено и принятые им решения не приобрели какого-либо практического значения.
По принятой в российском конституционном праве традиции началом федеративного устройства считается «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», проект которой был написан Лениным, и принят ВЦИК 3 (16) января года. Она была одобрена, а 18 (31) января окончательно утверждена III съездом Советов.
Декларация провозгласила, что:
Декларация стала составной частью Конституции РСФСР 1918 года, закрепившей преобразование России в федерацию. Следует отметить, что федеративный строй РСФСР во многих чертах носил декларативный характер: Верховный Совет РСФСР до 1989 года оставался однопалатным (что типично для унитарных государств), полномочия национально-государственных и административно-территориальных единиц определялись по остаточному принципу и сводились преимущественно к коммунальным вопросам и т. д.
30 декабря I-й Съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, по которому РСФСР объединялась с УССР, БССР и Закавказской федерацией в новую федерацию — Советский Союз.
Как до, так и после вхождения в состав СССР границы РСФСР неоднократно менялись (преимущественно в пользу соседних союзных республик). В общей сложности территория РСФСР за время существования Советского Союза уменьшилась примерно на треть.
1990-е
- С распадом СССР прошёл парад суверенитетов, обусловивший конфликт законодательств РСФСР и республик в её составе.
- Все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая и июля 1991 года — автономные области и АССР) стали республиками.
- Поскольку все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области.
- Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию.
- Города Москва (город республиканского подчинения РСФСР) и Санкт-Петербург (прежде — город Ленинград, административно подчинённый Ленинградской области) были преобразованы в города федерального значения.
- 31 марта 1992 года регионы Российской Федерации (за исключением Татарстана, Чечни («Ичкерии»), а также Ингушетии) подписали договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти — федеративный договор, который был включён в действовавшую конституцию.
- Автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская, Хакасская преобразованы в республики.
- С принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область (вышла из состава Хабаровского края) стали равноправными субъектами Российской Федерации.
- Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую.
- Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области.
2000-е
Основная статья: Объединение регионов России
- 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года.
- 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.
- 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.
- 16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года.
- 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 марта 2008 года.
Законодательная власть
Федеральное Собрание
Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.
Порядок формирования Совета Федерации
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерациименялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.
В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.
Порядок избрания Государственной Думы
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).
С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.
Вопросы законодательства
Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.