Аксиология: что это простыми словами, краткий обзор, идеи

Аксиоло́гия

Внутренняя стоимость

Традиционно философы считали, что сущность имеет внутреннюю ценность, когда она хороша сама по себе или ради нее самой . Самоценность является внешней или инструментальной ценностью по сравнению с вещами , приписываемых, которые ценны только как средство для чего — то еще. Например, такие инструменты, как автомобили и микроволновые печи, считаются внешне ценными из-за той функции, которую они выполняют, в то время как благополучие, которое они вызывают, по сути своей ценно согласно гедонизму . Одна и та же сущность может быть ценной по-разному: некоторые сущности имеют внутреннюю и внешнюю ценности одновременно. Внешние ценности могут образовывать цепочки, в которых одна сущность имеет внешнюю ценность, потому что она является средством для другой сущности, которая сама по себе является внешней ценностью. Широко распространено мнение, что эти цепочки должны где-то заканчиваться и что конечная точка может иметь только внутреннюю ценность

Различие между внутренними и внешними ценностями важно для понимания различных разногласий внутри аксиологии. Различные существенные теории ценности часто сходятся во мнении о том, что что-то, например Б. Знания ценны, хотя они расходятся во мнениях относительно того, является ли эта ценность внутренней или внешней

Знания ценны, хотя они расходятся во мнениях относительно того, является ли эта ценность внутренней или внешней.

Представленная выше традиционная концепция внутренней ценности подвергалась критике в современной философии на том основании, что она сочетает в себе различные термины, которые было бы лучше обсудить отдельно. Одно из этих различий — различие между внутренними и конечными ценностями. В более узком понимании внутренняя ценность — это значение, которое сущность имеет благодаря своим внутренним свойствам . Например, если предположить, что феноменальный аспект приятного опыта является внутренним качеством, можно сказать, что этот опыт внутренне ценен из-за этого внутреннего качества. Напротив, объект конечной ценности ценен сам по себе. Принято считать, что существует концептуальная разница между внутренними и конечными значениями. Например, можно сказать, что приятные впечатления по своей сути ценны, с одной стороны, но также в конечном итоге ценны с другой. Однако остается спорным вопрос, действительно ли существуют вещи, в которых эти типы значений могут разваливаться. Предлагаемые кандидаты в носители Окончательной неосновной ценности — это уникальные или редкие предметы (например, почтовая марка) или исторически значимые предметы (например, ручка Авраама Линкольна, которую использовал для подписания Прокламации об освобождении). Быть редким и кем-то быть использованным — это внешние свойства, которые могут быть причиной того, что их владельцы имеют окончательную ценность, т.е. ЧАС. ценны сами по себе.

Некоторые философы подняли вопрос о том, следует ли вообще рассматривать внешние ценности как ценности, а не как просто индикаторы ценностей. Одна из причин этого соображения заключается в том, что добавление или удаление внешне ценных вещей не влияет на ценность целого, если все внутренне ценные вещи остаются неизменными. Например, землетрясение Тохоку 2011 года имело отрицательную внешнюю ценность из-за всего нанесенного им ущерба. Но мир не был бы лучше, если бы он не получил таких же повреждений без землетрясения.

Развитие аксиологических идей

Античность

В древней Греции на первый план ставилась идея добра и справедливости. Философы Сократ, Платон и Аристотель выдвинули аксиологические теории, утверждая, что человек должен действовать в соответствии со своими моральными и этическими принципами.

Средние века

В христианской этике важное место занимала идея любви к ближнему как высшее достижение духовной жизни. Августин Аврелий высказал свою концепцию духовных ценностей, где Бог является основной ценностью, а вторичные ценности представлены любовью и истиной

Новое время

В философии Нового времени выдвигались аксиологические идеи, связанные с идеей человеческого освобождения. Рене Декарт высказал концепцию становления личности и осмысления своих ценностей и идеалов

Иммануил Кант признавал важность категорического императива, который устанавливает нормы поведения, основанные на высших моральных принципах

В настоящее время аксиологические идеи продолжают развиваться и применяться в различных областях — в философии, психологии, социологии, экономике, политике и т.д. Ценности и идеалы помогают людям определить свою жизненную позицию, принять взвешенные решения и действовать в соответствии с моральными и этическими принципами.

Иерархия ценностей

В аксиологии под иерархией ценностей обычно понимают их ранжирование от низших к высшим или наоборот.

Низшие ценности – усреднённые, стереотипные модели, которые наиболее распространены среди людей. Они усредняют человека и делают его более конформным. Низшие ценности скоротечны и изменчивы. Пример: материальные ценности, всё то, что делается из тщеславия, корыстных или эгоистических побуждений.

Высшие ценности не так сильно распространены, даже в некоторой степени элитарны. Они свойственны только высокоразвитым личностям; совершенствуют человека. Высшие ценности требуют наличия нонконформистского взгляда, зачастую они неудобны. Это «вечные» ценности.

Пример: искусство, самосовершенствование, такие понятия, как красота, справедливость и добродетель.

Чтобы было понятнее, разберем такой пример. Если человек работает врачом во имя любви, ввиду своих альтруистических установок, то он руководствуется высшими ценностями. Если же он работает только ради зарплаты и не думает о своих пациентах, то руководствуется низшими ценностями.

Классификация ценностей

Замечание 2

Достаточно точной, от того признанной и востребованной является классификация ценностей, которую в своё время предложил В. Тугаринов.

Его классификация состоит из трёх ступеней. На первой учёный делит ценности на положительные и отрицательные в зависимости от характера их оценок. На первой ступени располагаются ценности, которым характерны положительные эмоции они же получают положительные оценки в рамках форм общественного сознания.

На второй ступени располагаются ценности, которые вызывают отрицательные эмоции, тем самым провоцируют получение отрицательной оценки. Эти ценности автор исследования классифицирует в зависимости о т принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия. Здесь учёный выделяет индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Довольно логично и справедливо. Под индивидуальными он понимает ценности, имеющие значимость для одного конкретного человека, под групповыми – те, что важны для группы людей, а под общечеловеческими понимаются те ценности, которые значимы для всего человечества.

На третьей ступени автор разместил ценности по их содержанию. При этом классифицировал их следующим образом:

  • Ценности жизни, поскольку они предопределены биологическим существованием человек и его физиологическим бытием.
  • Ценности культуры, поскольку они обуславливаются результатами духовно-преобразовательной деятельностью человека, а также созданием им самим «второй природы» своего бытия.

Однако это не вся классификация. Жизненные ценности автор делит ещё на несколько феноменов:

  • Жизнь человека, поскольку её наличие даёт возможность выявлять иные ценности и использовать их.
  • Здоровье человека.
  • Труд как способ существования общества, который одновременно является основой формирования самого человека.
  • Смысл жизни как цель, придающая жизни высокую ценность.
  • Счастье и ответственность быть личностью.
  • Общественная жизнь как форма и способ бытия человека.
  • Мир как уровень отношений между людьми и форма ценностного бытия людей.
  • Любовь как высший уровень проявления человеческих чувств человека к человеку и к обществу, которая является основой патриотизма и героизма.
  • Дружба как высшая форма коллективных взаимоотношений людей.
  • Материнство и отцовство как высшие формы проявления ответственности людей перед своим будущим.

Касательно культурных ценностей, В. Тугаринов поделил их на три подгруппы:

  • Материальные ценности.
  • Духовные ценности.
  • Социально-политические ценности.

Под материальными ценностями подразумеваются предметы, которые удовлетворяют материальные потребности людей и обладают двумя важными свойствами:

  • Являются основой для реальной активности людей, жизнь.
  • Представляют значимость сами по себе, поскольку жизнь человека или общества не представляется возможной без них.

К духовным ценностям относятся те феномены реальной жизни, которые отвечают потребностям духовной жизни людей. Этот феномен носит полиаспектный характер в силу того, что востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества:

  • Результаты духовного творчества людей.
  • Различные виды и формы этого творчества.

К социально-политическим ценностям мыслитель причисляет всё то, что отвечает потребностям социальной и политической жизнедеятельности людей. Они представлены:

  • Различными социальными институтами.
  • Нормами общественной жизни.
  • Идеями, которые отвечают требованиям и целям людей.

Особенность социально-политических ценностей заключается в отношении к материальной, духовной жизни человека. Их отсутствие может быть воспринято людьми как насилие на телом или духом. Им свойственен двойственный характер. Они – это результат творчества человека и общества вместе с его институтами.

Важное место в данной классификации занимает ценность образования или просвещения. Оно находится в промежутке между духовными и социальными ценностями, хотя по роли в обществе – это скорее социальная ценность, а по содержанию – духовность. Для современной философии характерны и другие классификации ценностей

Но представленные выше считаются основными, а остальные, скорее дополняют и уточняют уже представленные концепции

Для современной философии характерны и другие классификации ценностей. Но представленные выше считаются основными, а остальные, скорее дополняют и уточняют уже представленные концепции.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Изменение ценностей

Аксиология – наука, но ценности каждый человек определяет для себя самостоятельно. И он тем свободнее в своём выборе, чем осознаннее

Если вы сумели определить свои основные жизненные ценности и честно обосновали себе их важность, то уже сделали самый главный шаг

Ценности могут изменяться без вашего участия: например, с возрастом вы переосмысливаете свою жизнь, и какой-то аспект теряет важность, или у вас происходит какой-то мировоззренческий перелом, смена парадигмы. «Вручную» же изменить терминальные ценности достаточно тяжело – вам придётся доказать себе, что что-то, что было вам дорого, не имеет значения или что что-то, что вам было безразлично, играет важную роль

«Вручную» же изменить терминальные ценности достаточно тяжело – вам придётся доказать себе, что что-то, что было вам дорого, не имеет значения или что что-то, что вам было безразлично, играет важную роль.

Но зато корректировкой инструментальных ценностей заняться гораздо легче. Допустим, ваша терминальная ценность – свобода. Инструментальной ценностью для неё был заработок денег (достижение финансовой свободы).

Тогда вам требуется убедить себя, что свобода зависит не столько от финансовой независимости, сколько от умения принимать решения самостоятельно. То есть вы будете удовлетворять ту же потребность (в свободе), но уже другим путём.

Конечно же, это не сработает, если вы неправильно определили терминальную ценность. Поэтому вы должны быть честны с собой и уметь себя понимать.

Живите в согласии со своими ценностями! Желаю успехов!

Применение аксиологии в разных областях

Образование

Аксиология в образовании играет важную роль в формировании мировоззрения, ценностных ориентаций и развитии личности учащихся. Она помогает рассмотреть значение и ценность различных знаний и навыков и определить, какие умения и знания являются приоритетными для формирования культурного и саморазвивающегося человека.

Аксиологический подход также позволяет рассмотреть разные методы и формы обучения, рассмотреть влияние учебного процесса на формирование ценностных установок, а также научиться реализовывать принципы уважения к индивидуальности каждого ученика.

Этика и право

Аксиологический подход применяется в этике и праве для рассмотрения и анализа актуальных ценностных проблем и дилемм. Он предоставляет возможность объективно рассуждать о принципах правопорядка и философии права в обществе и выявлять принципиальные вопросы в этой области.

Аксиологический анализ помогает лучше понимать позиции этических и философских теорий, учитывать общественные интересы и потребности при разработке правовых норм и устанавливать моральную и этическую справедливость в правовых решениях.

Культура и искусство

Аксиология в культуре и искусстве позволяет определить ценности, которые присущи разным культурам и эпохам. Это помогает определить противоречия и противопоставления в культурных системах и выявить наиболее значимые элементы в них.

Аксиологический анализ позволяет рассмотреть культурное наследие как носитель ценностей и традиций, выявить ценности, отвечающие потребностям человека и выявить потенциал культурного развития и формирования новых культурных ценностей.

Сравнение аксиологии с другими учениями

Сравнение с этикой

Аксиология и этика — два разных учения, но тесно связанных между собой. В отличие от этики, которая изучает моральные нормы и правила поведения людей, аксиология занимается исследованием ценностей и оценок в жизни человека. Этика является неотъемлемой частью аксиологии, так как ценности и оценки, изучаемые в аксиологии, влияют на нравственные нормы, изучаемые этикой.

Сравнение с гносеологией

Гносеология — учение о познании, о том, как мы получаем знания о мире. Аксиология и гносеология связаны друг с другом, так как ценности и оценки, которые изучает аксиология, могут влиять на наше восприятие мира и получение знаний о нем. В свою очередь, знания, полученные в гносеологии, также могут влиять на наши ценности и оценки в жизни.

Сравнение с онтологией

Онтология — учение о бытие и сущности вещей. В отличие от онтологии, изучающей сущность вещей и их связей, аксиология занимается исследованием ценностей и оценок, которые присваиваются вещам и явлениям в жизни. Однако, ценности и оценки, изучаемые аксиологией, могут влиять на нашу концепцию бытия и сущности вещей в мире.

Заключение

В целом, аксиология — это учение, которое занимается изучением ценностей и оценок жизни человека. Она связана с другими учениями, такими как этика, гносеология и онтология, которые изучают другие аспекты жизни человека и мира вокруг нас

Тем не менее, аксиология является важной частью общей философии, так как ценности и оценки влияют на нашу жизнь и понимание мира

Период после 1930-х гг

Пе­ри­од по­сле 1930-х гг., ко­гда А. под­вер­глась жё­ст­кой кри­ти­ке пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных на­прав­ле­ний, пре­ж­де все­го М. Хай­дег­ге­ром, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как даль­ней­шим раз­ви­ти­ем ак­сио­ло­гич. про­бле­ма­ти­ки клас­сич. пе­рио­да, так и раз­ра­бот­кой «не­клас­си­че­ских» мо­де­лей (в т. ч. в кон­тек­сте фи­ло­со­фии язы­ка) и вклю­че­ни­ем А. в ис­сле­до­ва­ния при­клад­но­го ха­рак­те­ра.

На­ту­ра­ли­стич. по­ни­ма­ние цен­но­стей раз­ви­ва­ли Р. Б. Пер­ри (цен­ность как про­из­вод­ное от ин­те­ре­са), К. Льюис (цен­ность как «дол­го­вре­мен­ное чув­ст­во удов­ле­тво­рён­но­сти»), Дж. Дьюи, раз­ли­чав­ший объ­ек­ты, «про­во­ци­рую­щие» цен­но­ст­ное от­но­ше­ние, и са­ми цен­но­сти, по­бу­ж­де­ния и же­ла­ния (в же­ла­нии, ле­жа­щем в ос­но­ве цен­но­ст­ных ус­та­но­вок, раз­ли­ча­ют­ся два уров­ня – по­бу­ж­де­ние и ин­те­рес). Все цен­но­ст­ные су­ж­де­ния, по Дьюи, но­сят опыт­ный ха­рак­тер и под­ле­жат экс­пе­рим. про­вер­ке. Эле­мен­ты би­хе­вио­риз­ма в трак­тов­ке цен­но­стей об­на­ру­жи­ва­ют­ся в ра­бо­тах А. Мас­лоу, Р. Кен­нея и др. анг­лоя­зыч­ных ав­то­ров.

Ап­ри­ор­ный ха­рак­тер цен­но­ст­ных су­ж­де­ний от­стаи­ва­ли пред­ста­ви­те­ли фе­но­ме­но­ло­гии – Р. Ин­гар­ден, Д. Гиль­де­бранд, Ф. Й. фон Рин­те­лен. Н. О. Лос­ский раз­ви­вал фи­ло­со­фию цен­но­стей на ос­но­ва­нии теи­сти­че­ско­го пер­со­на­лиз­ма: Бог как выс­шая «са­мо­цен­ность» (сов­па­де­ние бы­тия и цен­но­стей) есть ис­точ­ник все­го т­вар­но­го цен­но­ст­но­го ми­ра, уст­рем­лён­но­го к «пол­но­те бы­тия».

Пред­ста­ви­те­ли ана­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии 1930–40-х гг. (А. Ай­ер и др.) счи­та­ли ре­аль­ным толь­ко факт оцен­ки, а са­ми оце­ноч­ные по­ня­тия и су­ж­де­ния – лишь вы­ра­же­ни­ем оп­ре­де­лён­ных эмо­ций (напр., чув­ст­ва одоб­ре­ния или не­одоб­ре­ния). Во 2-й пол. 20 в. этот под­ход на­чи­на­ет пре­одо­ле­вать­ся пред­ста­ви­те­ля­ми то­го же на­прав­ле­ния – Дж. Урм­со­ном, Р. Бранд­том и Р. Хеа­ром, ис­сле­до­вав­шим в по­ле­ми­ке с Ай­е­ром ти­по­ло­гич. раз­ли­чия фак­ту­аль­ных и цен­но­ст­ных су­ж­де­ний и раз­ра­ба­ты­вав­шим кон­цеп­цию «пред­поч­те­ний» (пре­фе­рен­ций). В даль­ней­шем Хе­ар воз­вра­щает­ся к стро­го­му раз­ли­че­нию цен­но­стей-це­лей и цен­но­стей-средств, вы­де­ляя 3 клас­са су­ще­го: имею­щие цен­ность для се­бя (лю­ди, жи­вот­ные, воз­мож­ные сверхъ­ес­теств. су­ще­ст­ва), для дру­гих (напр., эс­те­ти­че­ски со­вер­шен­ные при­род­ные фе­но­ме­ны) и чис­то «ин­ст­ру­мен­таль­ную» цен­ность (уро­жай и т. п.).

Но­вым раз­де­лом «фор­маль­ной» А. ста­ло фи­лос. обос­но­ва­ние ло­ги­ки оце­нок (де­он­ти­че­ская ло­ги­ка и др.).

Про­бле­ма­ти­ка цен­но­ст­ной со­став­ляю­щей в на­уч. по­зна­нии ста­ла од­ной из основ­ных в фи­ло­со­фии нау­ки, раз­ви­вае­мой пост­по­зи­ти­виз­мом. И. Ла­ка­тос ак­цен­ти­ро­вал эв­ри­стич. роль цен­но­стей в нау­ке, Т. Кун – зна­че­ние мак­сим, норм и цен­но­стей субъ­ек­тов на­уч. твор­че­ст­ва, С. Тул­мин счи­тал про­бле­му оцен­ки цен­траль­ной для фи­ло­со­фии нау­ки и эти­ки, а Л. Лау­дан, ана­ли­зи­руя иерар­хию уров­ней на­уч. де­ба­тов, вы­де­лял сре­ди них ак­сио­ло­гич. слой на­ря­ду с фак­ту­аль­ным и ме­то­до­ло­ги­че­ским («Нау­ка и цен­но­сти», 1984).

Для но­вей­ше­го эта­па ха­рак­тер­но сме­ше­ние изы­ска­ний фун­да­мен­таль­ной и «при­клад­ной» А. Упот­реб­ле­ние су­ще­ст­ви­тель­но­го «цен­ность» и при­ла­га­тель­но­го «цен­но­ст­ный» прак­ти­че­ски во всех сфе­рах че­ло­ве­че­ско­го по­зна­ния и дея­тель­но­сти (от по­ли­ти­ки до ме­ди­ци­ны) ве­дёт к раз­мы­ва­нию и опус­то­ше­нию са­мо­го по­ня­тия. Это не­из­беж­но за­ло­же­но в пре­иму­ще­ст­вен­ном ото­жде­ст­в­ле­нии цен­но­стей с по­треб­но­стя­ми че­ло­ве­че­ской при­ро­ды (ак­сио­ло­гич. на­ту­ра­лизм), с со­ци­аль­ны­ми ин­те­ре­са­ми (ак­сио­ло­гич. со­цио­ло­гизм), с по­ве­ден­че­ски­ми при­ори­те­та­ми (ак­сио­ло­гич. праг­ма­тизм). Од­на­ко та­кое по­ни­ма­ние цен­но­стей (наи­более от­чёт­ли­во вы­ра­жен­ное в по­пу­ляр­ном сло­во­со­че­та­нии «гло­баль­ные цен­но­сти») не яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным, т. к. воз­мож­на и трак­тов­ка их как уни­каль­но­го дос­тоя­ния лич­но­сти, оп­ре­де­ляю­ще­го её внут­рен­ний мир, – в един­ст­ве пред­ме­тов её уст­рем­ле­ний (ас­пект бу­ду­ще­го), не­вер­ба­ли­зуе­мо­го пе­ре­жи­ва­ния-об­ла­да­ния (ас­пект на­стоя­ще­го) и хра­не­ния сво­их «дра­го­цен­но­стей» в тай­ни­ках серд­ца (ас­пект про­шед­ше­го).

Дополнительные термины и различия

Многие оценочные термины встречаются в повседневном языке, часто с разными значениями

Философам важно различать эти разные значения, чтобы избежать недоразумений. Такое различие существует между предикативным и атрибутивным чувством хорошего и плохого. В атрибутивном смысле объект хорош по отношению к определенному виду

Например, человек с чистым голосом может быть хорошим певцом, а нож с тупым концом — плохим. Однако остается открытым вопрос о том, является ли рассматриваемая сущность хорошей или плохой в неквалифицированном или прогнозирующем смысле. Например, человек может быть плохим убийцей, но быть плохим убийцей — неплохо с точки зрения предсказания. Аксиологию обычно интересует предсказательное чувство добра. Однако некоторые философы отрицают, что такое чувство существует, и поэтому утверждают, что любая ценность относится к виду

В атрибутивном смысле объект хорош по отношению к определенному виду. Например, человек с чистым голосом может быть хорошим певцом, а нож с тупым концом — плохим. Однако остается открытым вопрос о том, является ли рассматриваемая сущность хорошей или плохой в неквалифицированном или прогнозирующем смысле. Например, человек может быть плохим убийцей, но быть плохим убийцей — неплохо с точки зрения предсказания. Аксиологию обычно интересует предсказательное чувство добра. Однако некоторые философы отрицают, что такое чувство существует, и поэтому утверждают, что любая ценность относится к виду.

Второе важное различие — это различие между тем, что хорошо для человека, и тем, что хорошо для мира. Быть хорошим для человека или иметь пруденциальную ценность для благосостояния или благополучия ( благополучия ) этого человека. Но то, что хорошо для одного человека, может быть плохо для другого

Например, засушливое лето может быть хорошо для путешественника из-за приятных условий для прогулок, но плохо для фермера, чей урожай испорчен из-за нехватки воды. В таких случаях возникает вопрос, что хорошо для мира или что хорошо в целом. Утилитаристы могут решить эту проблему, определив благо для мира как сумму благ для каждого человека

Но то, что хорошо для одного человека, может быть плохо для другого. Например, засушливое лето может быть хорошо для путешественника из-за приятных условий для прогулок, но плохо для фермера, чей урожай испорчен из-за нехватки воды. В таких случаях возникает вопрос, что хорошо для мира или что хорошо в целом . Утилитаристы могут решить эту проблему, определив благо для мира как сумму благ для каждого человека .

Философы часто проводят различие между оценочными терминами (например, хороший или плохой) и деонтическими терминами (например, « правильно», «уместно», «должно» ). Первые принадлежат актуальной аксиологии и выражают то, что действительно или стоящее, в то время как вторые относятся к этике (и связанным с ней областям) и выражают то, что нужно делать. Философы пытались дать последовательное представление об этих двух областях, потому что они кажутся тесно связанными. Консеквенциалисты считают оценочные термины фундаментальными и определяют деонтические термины по отношению к оценочным терминам. Однако теории правильной осанки ( теории подходящего отношения ) пытаются сократить оценочные термины до деонтических. Консеквенциализм этическая теория , которая говорит , что мы должны выполнить это действие, учитывая определенный набор возможных действий, общие имеют лучшие последствия. Поэтому то, что мы должны делать, определяется в оценочных терминах: все, что приводит к последствиям, имеющим наивысшую ценность. Теории правильной осанки — это аксиологические теории, которые определяют ценность чего-либо с точки зрения отношения, которое, например, для этого должным образом означало бы, что было бы хорошо найти лекарство от рака, потому что это был бы подходящий объект желания. Эти теории основаны на деонтическом представлении о том, что некоторые из наших взглядов на мир подходят или правильны для определения того, что хорошо .

Если две ценности находятся в конфликте и обе не могут быть реализованы, не подвергая опасности одну, аксиология говорит о « ценностной антиномии ». Баланс интересов является метод закона и этики , который используется , когда несколько товаров одинаковой величины не могут быть реализованы одновременно.

Функции аксиологии

Аксиологический метод используется во многих науках, потому что система ценностей является основным стержнем любой идеологии. Она определяет рамки поведения человека, этические нормы, развитие вкуса и ощущение прекрасного. Аксиологический подход предоставляет возможность:

  • выяснить критерии, более значимые для человека;
  • отличить ценность от повседневности в понимании личности.

Исследователи выделяют три функции такой науки, как аксиология:

  1. В воспитании – мотивация в процессе принятия важных решений.
  2. В педагогике – привитие нравственных ценностей.
  3. В культуре – формирование принятых норм.

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Критика аксиологии

Недостатки аксиологии

Аксиология — это учение о ценностях. Однако она имеет несколько недостатков. Во-первых, она является субъективным и многозначным понятием, так как ценности могут отличаться у разных людей и культур. Во-вторых, аксиология не учитывает изменчивость ценностей во времени и обществе. Например, ценности, которые считались важными десятилетие назад, сегодня могут потерять свою значимость. В-третьих, аксиология не способна объяснить, почему люди придают определенный статус той или иной ценности.

Проблемы применения аксиологии

Применение аксиологии также не лишено проблем. Во-первых, она может привести к конфликтам между людьми и культурами, если они имеют различные ценности. Во-вторых, аксиология может стать предметом политических манипуляций или идеологической пропаганды. Например, государство может пропагандировать определенные ценности для поддержания своей власти. В-третьих, аксиология не может решить многие этические проблемы, так как ценности не всегда являются гарантом правильных действий или выбора верного пути в жизни.

Выводы

Таким образом, аксиология имеет некоторые недостатки и ограничения. Она может быть полезна для изучения ценностей в рамках культуры или общества, но она не должна стать единственным источником решения этических и моральных проблем. Необходимо учитывать, что каждый человек имеет свои уникальные ценности и взгляды на жизнь, и это должно быть уважаемо и принимаемо.

Определение

Ценностью принято считать положительную или негативную важность объектов и явлений существующей действительности для людей, социальной группы или социума в целом. Данный термин указывает на личностную и социально-культурную значимость

“Ценность” – это философское понятие, являющееся сферой человеческого разума

Лишь для людей характерна способность давать оценку, придавать смысл, осознанно совершать действия. Характеризуя отличие человека от других живых существ, К. Маркс заметил, что люди, в противоположность животным, руководствуются также эстетическими и этическими принципами. Поэтому термин “ценность” включает в себя как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры человека. Например, это общественные идеалы (добро, справедливость, красота), научное знание, искусства

“Ценность” – это философское понятие, являющееся сферой человеческого разума. Лишь для людей характерна способность давать оценку, придавать смысл, осознанно совершать действия. Характеризуя отличие человека от других живых существ, К. Маркс заметил, что люди, в противоположность животным, руководствуются также эстетическими и этическими принципами. Поэтому термин “ценность” включает в себя как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры человека. Например, это общественные идеалы (добро, справедливость, красота), научное знание, искусства.

В древности самыми главными ценностями человека считались добро (моральный критерий), красота (эстетика) и истина (познавательный аспект). В наши же дни люди стремятся к личному успеху, развитию и материальному благосостоянию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: