Высшие должности
Все группы делятся по принадлежности к федеральным или региональным структурам власти. К высшей группе относятся те, которым присвоен в пределах группы классный чин действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Чин присваивает президент РФ.
Служащим в структурах госслужбы субъекта РФ в пределах группы присваивается классный чин действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Присвоение чина для этого вида осуществляется правительством РФ.
В других органах федеральной исполнительной власти чин присваивается руководителем федерального госоргана.
Эта категория включает в себя такие должности, как помощник президента Российской Федерации, заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации — пресс-секретарь президента Российской Федерации.
Как правило, служащие, занимающие их, относятся к администрации президента, Совета безопасности РФ и аналогичным структурам власти.
Чем отличаются госслужащие от бюджетников
Бюджетниками в России называют людей, которые работают в бюджетных учреждениях — тех, финансирование которых полностью или частично обеспечивается со стороны федерального или регионального бюджета. Так, наиболее часто бюджетниками являются сотрудники системы здравоохранения, образования, коммунальных служб, заведений культуры. Однако необходимо понимать, что между госслужащими и бюджетниками есть ряд важных отличий:
- Госслужащие являются именно служащими, что предполагает особое правовое регулирование их статуса. Бюджетные работники трудятся по трудовому договору, а не контракту, и являются обычными трудящимися со всеми причитающимися правами и обязанностями.
- Госслужащие получают денежное довольствие и содержание, размеры которого строго зафиксированы государственными или ведомственными нормами и имеют четкие критерии изменения. Бюджетники получают зарплату, которая зависит от финансирования и решений бухгалтерии и руководства заведения.
- Госслужащие имеют широкий спектр дополнительных социальных гарантий, но также на них возложены и дополнительные обязательства, и ответственность.
- Бюджетники получают страховую пенсию, а в отношении госслужащих предоставляется государственное пенсионное обеспечение по выслуге лет.
Запреты для служащих на гражданской государственной службе
Когда человека принимают на такую работу, у него появляются ограничения по некоторым действиям. В Законе № 79-ФЗ прописано, что:
- запрещено замещение должностей при некоторых обстоятельствах;
- запрещено заниматься предпринимательской деятельностью или иной, которая предусматривает получение коммерческой составляющей. Данный запрет не распространяется на участие в управлении ЖСК, ГСК, потребительских кооперативов, профсоюзов и прочих некоммерческих организаций;
- нельзя приобретать ценные бумаги, по которым их владелец может получить дополнительный доход;
- нельзя открывать счета в иностранных учреждениях. Если на момент поступления на службу кандидат хранит какие-то ценности в иностранных банках, придётся перевести в российские;
- нельзя получать подарки, презенты и подношения от юридических лиц, если это напрямую связано с несением службы;
- категорически запрещено разглашать сведения, которые относятся к тайне, являются конфиденциальными.
За нарушение этих ограничений, служащего привлекут к ответственности. Его снимут с должности, могут лишить классного чина или спецзвания. При отягчающих обстоятельствах, могут привлечь к уголовной ответственности.
Государственные должности и должности государственной службы
Государственные должности и должности государственной службы являются одними из основных элементов организации государственного управления. Государственные должности представляют собой определенные позиции, занимаемые лицами, которые наделены полномочиями и ответственностью по управлению и функционированию государства.
Должности государственной службы, в свою очередь, являются конкретными местами работы, которые занимаются исполнением государственных функций и реализацией полномочий, связанных с определенной сферой деятельности. Лица, занимающие должности государственной службы, обладают специальными знаниями, профессиональными навыками и должностными качествами, необходимыми для эффективного выполнения своих обязанностей.
Государственные должности могут быть различных видов, включая высшие, средние и низшие должности. Высшие должности обычно занимаются высшими должностными лицами, такими как президент, премьер-министр и министры. Средние должности могут занимать руководители подразделений и отделов, а также высшее должностное лицо в рамках отдельного региона. Низшие должности включают должности государственных служащих, осуществляющих выполнение административных и исполнительных функций.
Должности государственной службы также могут варьироваться в зависимости от сферы деятельности. Например, в государственных органах могут существовать должности, связанные с полицейской деятельностью, судебной системой, экономикой, социальной сферой и т.д. Каждая из этих должностей имеет свои специфические обязанности и требуемые навыки.
Система государственных должностей и должностей государственной службы является важной составляющей правового регулирования государственного управления. Она обеспечивает четкую иерархию и координацию деятельности государственных органов, а также возможность эффективно решать задачи, стоящие перед государством и обществом
Кто не относится к госслужащим в Российской Федерации
Учитывая, что спектр возможных профессий госслужащих крайне широк, а также учитывая существование множества сходных понятий, часто возникает различная путаница относительно того, кто все же является участником системы государственной службы и органов, а кто не является таковым с точки зрения закона. И во многом легче заранее определить, кто не относится к госслужащим в принципе в России. А это:
-
Работники региональных властей и муниципальных органов. Несмотря на то, что муниципальные служащие обладают статусом во многом тождественным госслужащим, они с точки зрения юридической системы не являются государственными служащими, так как в первую очередь они представляют не все государство в целом, а конкретные регионы.
- Трудящиеся государственных предприятий. В Российской Федерации есть множество стратегических предприятий, управление которыми через владение контрольным пакетом осуществляет Российская Федерация как государство. В то же время работники таких компаний не обладают дополнительными социальными гарантиями и не считаются госслужащими в принципе.
- Судьи. Лица, занимающиеся отправлением правосудия в Российской Федерации, не являются госслужащими. Они относятся к обособленной категории лиц, обладающими иными принципами правового регулирования. Однако, лица, которые обеспечивают обслуживание работы судебного аппарата, уже считаются государственными служащими.
- Работники бюджетных учреждений. Более подробно о том, чем госслужащие отличаются от бюджетников, и почему это не одно и то же — можно будет прочитать далее. В целом следует понимать, что работа в бюджетном учреждении не делает из человека государственного служащего.
Достаточно неоднозначным в России является статус людей, замещающих выборные должности. Так, в рамках действующего законодательства и судебной практики они могут как признаваться госслужащими в одних случаях, и не признаваться таковыми — в других.
Особенности классификации должностей государственной службы
Должности государственной службы классифицируются по категориям и группам.
В соответствии с критерием категории среди должностей государственной службы выделяют:
- должности руководителей, в состав которых входят руководители и заместители руководителей органов государственного управления, структурных подразделений этих органов, территориальных исполнительных органов федеральной власти, структурных подразделений этих органов, территориальных представительств органов государственного управления и их структурных подразделений. Данные должности могут быть замещены на определенный срок или без ограничения срока;
- должности советников или помощников, в состав которых включаются должности, обеспечивающие содействие государственным служащим в лице руководителей органов государственного управления. Срок полномочий данных служащих определяется сроком полномочий руководителей и их заместителей, по отношению к которым действуют помощники или советники;
- должности специалистов, в состав которых, включаются должности, обеспечивающие профессиональное выполнение органами государственного управления установленных функций и задач. Замещение таких должностей не предусматривает ограничения срока полномочий;
- должности обеспечивающих специалистов, в состав которых включаются должности, учреждаемые для обеспечения деятельности органов государственного управления в организационном, информационном, документационном, хозяйственном, финансово-экономическом и ином значении. Замещение данных должностей осуществляется без ограничения срока полномочий.
По группам должности государственной службы делятся на:
- высшие;
- главные;
- ведущие;
- старшие;
- младшие.
Между категориями и группами должностей государственной службы существует четкая взаимосвязь. Руководители, советники и помощники это высшие, главные и ведущие должности государственной службы.
Должности специалистов подразумевают выделение высших, главных, ведущих и старших должностей государственной службы.
Должности обеспечивающих специалистов подразумевают выделение главных, ведущих, старших и младших должностей государственной службы.
Все должности государственной службы, классифицированные по определенным критериям, входят в перечень должностей федеральной государственной службы в соответствующий реестр, форма которого утверждается указом российского Президента.
На региональном уровне государственной службы также формируются соответствующие реестры должностей государственной службы с учетом подхода к формированию реестра на федеральном уровне.
Должности государственной службы также классифицируются в соответствии с классными чинами этой службы, классными чинами юстиции или дипломатическими рангами. На уровне региональной государственной службы также осуществляется присвоение классных чинов региональной государственной службы.
Федеральным служащим, которые замещают должности в системе государственной службы, осуществляется присвоение классных чинов государственной службы. В том случае если для замещения должности государственной службы требуется юридическое образование, государственному служащему присваивается классный чин юстиции. Присвоение дипломатического ранга осуществляется в отношении государственных служащих федерального уровня, работающих в системе Министерства иностранных дел России.
Порядок присвоения классных чинов подразумевает соблюдение определенной последовательности, учитывающей профессиональный уровень, продолжительность государственной службы, замещаемую должность государственной службы.
Лицам, замещающим высшие должности федеральной государственной службы, присваиваются классные чины уровня действительного государственного советника 1, 2 и 3 класса, включая действительного государственного советника юстиции. На региональном уровне этой группе должностей соответствуют классные чины в виде действительного государственного советника субъекта России первого, второго и третьего класса.
Лицам, замещающим ведущие должности федеральной государственной службы, присваиваются классные чины уровня советника 1, 2 и 3 класса, включая советника юстиции. На региональном уровне этой группе должностей соответствуют классные чины в виде советника государственной службы субъекта России первого, второго и третьего класса и так далее.
Как проверяют, что кандидаты соответствуют требованиям
Чаще всего при приеме на должность, например обеспечивающего специалиста 1 категории, проводится конкурс, который состоит из двух этапов.
Первый этап: объявляется начало приема документов, чаще всего через сообщение в печатном виде или на официальном интернет-ресурсе соответствующего органа госвласти, которому требуется работник. Все соискатели в определенный срок предоставляют отделу кадров запрошенный перечень документов.
На втором этапе отбора конкурсная комиссия оценивает представленные кандидатуры по документам, проверяет соответствие кандидата квалификационным требованиям и определяет наиболее соответствующего кандидата путем голосования.
Тех, кто не прошел персональный конкурс по необходимым качествам, могут зачислить в кадровый резерв и вернуться к рассмотрению его кандидатуры при освобождении иной вакансии.
Виды государственных служащих
Материнский капитал
Первый вид государственных служащих — это те, кто занимается рассмотрением заявлений и выдачей материнского (семейного) капитала. Они проводят консультации по вопросам получения средств, анализируют документы и решают о выполнении условий программы.
Налоговые служащие
Второй вид государственных служащих — налоговые служащие, которые занимаются сбором и контролем уплаты налогов. Они проводят проверки предприятий, индивидуальных предпринимателей и граждан, распространяют информацию о налоговых льготах и субсидиях, а также занимаются разрешением споров и претензий в сфере налогового права.
Миграционные служащие
Третий вид государственных служащих — это миграционные служащие. Они осуществляют контроль и регистрацию иностранных граждан, участвуют в выдаче разрешений на долгосрочное проживание, решают вопросы высылки и депортации нелегальных мигрантов, а также проводят работу по защите прав иностранных граждан в Российской Федерации.
Судебные служащие
Четвертый вид государственных служащих — это судебные служащие, включая судей различных уровней. Они рассматривают гражданские, уголовные, административные и иные дела, принимают решения, контролируют исполнение судебных актов и осуществляют делопроизводство.
Каждый из видов государственных служащих имеет свои особенности работы и требования к квалификации. Вместе они обеспечивают правопорядок и эффективное функционирование государственного аппарата в целом.
Принципы государственной службы
Как любая иная система, государственная служба работает по своим принципам. К ним относятся:
- федерализм. Он основывается на соблюдении единой конституционной системы, делегирования полномочий по уровням и ветвям власти. Он обеспечивает единство и равенство функционала между уровнями;
- законность – все уровни власти действуют в рамках принятых законодательных норм;
- равенство доступа. Каждый гражданин РФ может стать государственным служащим, может прийти работать в эту систему;
- первостепенность. Права и интересы граждан нашей страны являются первостепенными, их необходимо соблюдать и защищать, они признаются в обязательном порядке всеми уровнями власти;
- взаимосвязь и взаимозависимость. Государственная и муниципальная службы должны работать вместе;
- единство правовых систем, которые стоят у истоков госслужбы. Они законодательно закрепляют единый подход к построению функционала;
- открытость и доступность. Со стороны общества ведётся контроль, который должен быть виден. То есть, гражданам необходимо предоставлять объективные сведения о том, как работают госорганы в их регионе, субъекте, стране;
- компетентность. Каждый служащий системы должен быть профессионалом в своём деле;
- невмешательство. Без веских на то оснований, государственные органы и учреждения, должностные лица, руководители предприятий и простые граждане не могут вмешиваться в деятельность госслужащих, диктовать им нормы.
Принципы деятельности госслужбы определены в федеральном законодательстве
Кого не примут на государственную службу
Есть установленный список ограничений, при наличии которого кандидат не будет принят на госслужбу. Это:
- наличие полной или частичной недееспособности, установленной судом;
- наличие непогашенной судимости и запрета на занимание определённых должностей;
- наличие определённых заболеваний, что подтверждается медицинскими документами. Полный список «запретных» диагнозов прописан в Постановлении РФ и региональных законах;
- отказ оформлять допуск к информации, которая является закрытой, к гостайне и секретным данным;
- отказ от гражданства РФ и приобретение гражданства другого государства;
- подача документов с заведомо ложными сведениями;
- наличие близкого родственника на той должности, которую кандидат собирается получить. Данное обстоятельство работает также при замещении должностей по вертикальной ветви подчинённости;
- отказ от предоставления данных о собственном имуществе или предоставление заведомо ложных сведений;
- утрата доверия со стороны нанимателя по причинам, выявленным в соответствии с Законом № 79-ФЗ;
- непрохождение срочной службы в рядах ВС РФ без уважительных на то оснований.
Принципы государственной гражданской службы
Сюда можно отнести:
- права и свободы первостепенны, защищаются законами на всех уровнях власти;
- все виды ГГС РФ должны работать вместе;
- все граждане РФ имеют одинаковый доступ, при условии, что они соответствуют требованиям, нет установленных ограничений;
- компетентность и профессионализм каждого служащего, что подтверждает документами, дипломами;
- ГГС РФ взаимодействует с общественными организациями, объединениями и людьми;
- открытость доступа. Информация о ГГС доступна вся всех желающих;
- стабильность;
- каждый госслужащий в ГГС защищён от вмешательства посторонних людей, если на то нет уважительных причин.
Существует тесная связь между гражданской и муниципальной службой, что обеспечивается едиными требованиями к кадрам, едиными ограничениями и обязанностями.
Государственные должности в разных сферах деятельности
В государственной системе существует множество различных должностей, распределенных по разным сферам деятельности. Они имеют свои особенности и требуют определенных знаний и навыков от кандидатов.
В сфере охраны правопорядка важную роль играют должности сотрудников полиции и силовых структур. Они обеспечивают порядок и безопасность, разрабатывают стратегии борьбы с преступностью, расследуют преступления и арестуют преступников.
В сфере образования значимые должности занимают педагогические работники. Учителя, директора школы, ректора вуза – они формируют знания и навыки учащихся, организуют образовательный процесс и влияют на будущее страны через подготовку умных, грамотных и талантливых людей.
В сфере экономики важную роль играют государственные должности, связанные с финансами, налогами и бюджетом. Финансисты, экономисты, налоговые инспекторы – они управляют финансами государства, контролируют денежные потоки и обеспечивают экономическую стабильность.
В сфере культуры значимые должности занимают деятели искусства, организаторы культурных мероприятий, директора музеев и театров. Они заботятся о развитии культуры и искусства, организуют выставки, концерты и спектакли, распространяют ценности и красоту через искусство.
Категории государственной службы
По действующему законодательству, должности гражданской службы подразделяются на категории:
- Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
- Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности, и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
- Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
- Обеспечивающие специалисты (ОС). Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.
Что такое гражданская служба
Законодатель определяет это как профессиональную служебную деятельность граждан России, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных и региональных госорганов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов. Такое определение содержится в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79. Другими словами, это профессиональная деятельность в органах власти различных уровней. Например, Федеральной налоговой службе или Федеральной службе судебных приставов.
Выделяют два вида гражданской госслужбы: федерального и регионального уровня. Отличаются они друг от друга принадлежностью учреждений к федеральному или региональному органу власти.
У тех, которые относятся к федеральным структурам, более широкие полномочия, круг вопросов для принятия решений носит глобальный характер или затрагивает как федеральные, так и региональные интересы. Если вопрос касается также и региональной деятельности, то по ним решения принимаются совместно со структурами, относящимися к субъектам РФ.
Региональные подразделения полномочны принимать решения, касающиеся деятельности отдельных регионов, или же действовать совместно с вышестоящими органами при решении общих вопросов.
В статье 8 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 говорится, что должности федеральной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом президента, а должности гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законодательными актами регионального уровня, которые разрабатываются на основании требований этого закона.
Однако все они, независимо от уровня, делятся следующим образом:
- категории: руководители, помощники (советники) специалисты, обеспечивающие специалисты;
- группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие;
- классные чины: действительный государственный советник, государственный советник, советник-референт, секретарь 1, 2 или 3 класса и т. д.
Классификация группы должностей государственной гражданской службы, таблица
Категории и группы должностей государственной гражданской службы также различаются между собой присвоенным классным чином. Классные чины присваиваются госслужащим в пределах группы соответственно занимаемой должности. Если гражданские служащие приняты на определенный срок, то для получения классного чина они должны сдать квалификационный экзамен. Исключением из этого правила являются руководители и помощники (советники), относящиеся к высшей и главной группам. Назначение и освобождение по ним производится напрямую президентом или правительством РФ.
В пределах ведущей старшей и младшей групп классный чин присваивается руководителем организации (представителем нанимателя), к которой относится должность.
Последовательность присвоения классных чинов и их соответствие и сохранение при переходе из одной структуры госвласти в другую на региональном уровне определяется субъектом РФ самостоятельно на основании положений, изложенных в ст 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79.
На федеральном уровне данный порядок, а также соотношение классных чинов госслужащих, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции и прокурорских работников определяется указами президента РФ.
Эти положения также устанавливаются в вышеуказанной статье.
Деление на категории должностей государственной гражданской службы, группы и чины нужно учитывать при составлении штатного расписания и планировании фонда оплаты труда, а также при разработке и внедрении служебного регламента госслужащего.
Полный перечень наименований с указанием кодов и делением на группы содержится в «Реестре должностей государственной гражданской службы», утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017).