Федерация.
Современные федерации на карте показы зелёным цветом.
Федерация – это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.
Признаки федерации:
- территория государства состоит их территорий его субъектов;
- верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
- две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
- компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией;
- субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
- высший законодательный (представительный) орган, то есть парламент, федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны);
- возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
- двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
Типы федераций:
- по национальному признаку,
- по территориальному признаку;
- по национально-территориальному признаку.
По национальному признаку — в них субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей; в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.
По территориальному признаку – в основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп; это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах.
Примеры стран: США, Швейцария, Мексика. Германия и др.
По национально-территориальному признаку (или смешанные федерации) – особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принцип
Пример: Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.
Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов, которые построены как по национальному, так и по территориальному признаку.
Федеративное государство: понятие, признаки, виды
Федерация — это добровольное объединение нескольких ранее независимых государственных образований в единое союзное государство.
Основные признаки федерации:
- территория федерации состоит из территорий субъектов;
- верховная судебная, законодательная и исполнительная власть принадлежит федеральным органам;
- разграничение полномочий между федерацией и субъектами регулируется федеральной конституцией;
- субъекты имеют право принимать собственные конституции и имеют свои высшие судебные, законодательные и исполнительные органы;
- существует единое федеральное гражданство. Может существовать и гражданство субъектов федерации;
- внешнеполитическая деятельность — прерогатива федеральных органов власти;
- при федеральном парламенте есть палата, представляющая интересы субъектов.
Классификация федеративных государств возможна по различным признакам:
1. По способу образования они разделяются на договорные и конституционные. При договорном способе самостоятельные государства объединяются в федерацию, заключив договор об объединении (США, Швейцария и др.). Конституционные федерации создаются на основе конституции страны, в которой центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (ФРГ, Бельгия и др.).
По этому признаку Россию следует относить к конституционным федерациям. С одной стороны, предметом Федеративного договора от 31 марта 1992 года, положившего начало современному федеративному устройству России, было не учреждение нового государства, а лишь разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации. Кроме того, в Конституцию РФ 1993 года были включены (инкорпорированы) основные положения Федеративного договора, и он продолжает действовать лишь в части, не противоречащей Конституции. С другой стороны, Конституция РФ допускает регулирование отношений между Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами на основе двусторонних договоров и соглашений между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.
2. В зависимости от основного фактора, определяющего характер федеративных отношений, различают федерации, построенные по национальному или территориальному признаку. Российская Федерация была образована по национально-территориальному принципу, но в настоящее время используется и территориальный принцип. Федерализм в России — не только способ децентрализации и демократизации власти, но и форма государственной организации национальных отношений, способ обеспечения права народов на самоопределение. По национальному принципу образованы республики в составе Российской Федерации, имевшие ранее статус автономий; национально-государственными образованиями являются автономная область и автономные округа. Территориальный принцип относится ко всем остальным субъектам Федерации, являющимся государственно-территориальными образованиями.
3. С позиций равенства статусов субъектов Федерации и их равноправия между собой, а также в отношениях с федеральными органами власти различают симметричные (ФРГ, Австрия и др.) и асимметричные (Индия, Швейцария и др.) федерации. Хотя в российской Конституции (ч. 1, 4 ст. 5) провозглашено равноправие субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, различие правового статуса субъектов Федерации свидетельствует о том, что Россия является асимметричной федерацией.
Современные унитарные государства
На данный момент порядка 85% всех стран мира используют унитарную форму управления – 171. Подробнее можно посмотреть в таблице:
Название | Географические особенности |
Индонезия, Кения, Эквадор, Конго, Перу | Находятся на экваторе |
Эстония, Финляндия, Албания, Швеция, Украина, Болгария, Беларусь | Расположены в Европе |
Афганистан, Северная Корея, Китай, Азербайджан, Вьетнам | Расположены в Азии |
Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Тунис, Нигер | Африканские страны |
Сальвадор, Уругвай, Никарагуа, Гайана, Белиз, Парагвай, Чили, Боливия Северная и Южная Америка Филиппины, Новая Зеландия, Мадагаскар, Папуа — Новая Гвинея, Гаити | Островные государства |
Казахстан, Армения, Казахстан, Венгрия, Монголия, Словакия | Не имеют выхода к океану и крупным морям |
Камбоджа, Вьетнам, Южная Корея | Расположены на побережье Тихого океана |
Мозамбик, Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Бангладеш | Расположены на побережье Индийского океана |
Ангола, Сенегал, Гайана, Намибия, Либерия | Расположены на побережье Атлантического океана |
Атлантического океана Никарагуа, Панама, Коста-Рика, Египет, Израиль | Расположены на побережье сразу двух океанов |
тип
Учитывая их характеристики, унитарные государства не имеют политически децентрализованных территорий; Однако может возникнуть степень административной децентрализации. По этой причине, и поскольку рассматриваемых чистых очень мало и мало, эксперты разделили их на две большие группы.
Централизованное унитарное государство
Это так называемый простой. Вся его структура, территориальная, политическая или административная, упорядочена по критерию единства..
В них есть только один центр принятия решений, обычно расположенный в его столице. У него есть центральное правительство, парламент и высший суд. В случае больших стран обычно возникает проблема удаленности власти с наиболее периферийными территориями: в конечном итоге она может оказаться в центре и нанести ущерб периферии..
Децентрализованное унитарное государство
В настоящее время это наиболее частая форма унитарных государств. В них проявляется определенная децентрализация, в основном административная. Переданные компетенции обычно не очень важны, но их достаточно для обеспечения большей гибкости в функционировании страны..
Краткий перечень унитарных государств мира
Большую часть Европы занимают страны с унитарным типом устройства – это 41 государство, из которых есть самые карликовые по размерам территории (Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино и Ватикан) + более крупные примеры (Португалия, Ирландия, Австрия. Греция, Албания, Чехия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Польша, Словакия, Дания, Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Молдавия, Нидерланды, Румыния, Сербия, Словения, Украина, Франция, Хорватия, Черногория, Эстония и пр.)
В Азии количество унитарных государств насчитывается также 41 страну – и это около 90% всех государств Азии. Исключением стали всего 6: Пакистан, Малайзия, Арабские Эмираты, Индия, Россия и Ирак – это представители федеративной формы.
В Африке и в Латинской Америке преобладают страны с централизованной формой унитарного устройства. Такие государства, как Алжир, Египет, Ливия, Мавритания, Тунис, Центральноафриканская Республика, Южно-Африканская Республика, Багамы, Боливия, Доминиканская Республика, Колумбия, Куба, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и другие.
Вывод из данного анонса: унитарная форма устройства государства считается достаточно удобной и выгодной как для государственной власти, так и для простых жителей стран. Тем более с переходом к децентрализации и другим демократическим видам.
Более детально обо всем этом, равно как и о других темах из курса обществознания, вы сможете найти в нашем видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов».
Поделиться в соц. сетях
Классификация по признаку формирования власти
Административно-территориальные единицы унитарного государства – это области, земли, вотчины и прочие единицы. Каждой структурной единицей унитарного государства управляет избираемый (или назначаемый) орган власти, который в свою очередь находится в строгом подчинении к выше стоящим органам управления. Вертикальное подчинение является главным признаком унитарного государственного правления.
По признаку демократического избрания кандидатов в органы власти или единовластного назначения их «сверху» подразделяют такие виды унитарных государств:
- Централизованное, где формирование нижестоящих ветвей власти осуществляется методом прямого назначения должностных лиц;
- Децентрализованное, когда государственные органы местного самоуправления состоят из избираемых лиц путем тайного голосования жителей данной территории.
Структурной единицей унитарного децентрализованного государства может быть одна или несколько автономных территорий. В централизованной унитарии автономия исключается однозначно.
Предпосылкой для образования автономии может стать национальный признак, то есть значит если на данной территории проживает большая этническая группа, которая радикально разнится от остальной части населения государства своим культурно-историческим укладом жизни. Автономия предполагает частичное самоуправление в сфере общественной, социально-культурной, экономической деятельности.
Но, автономные республики не могут представлять свои интересы на международной политической арене, участвовать в межгосударственных компаниях по личной инициативе, корректировать государственные правила, закрепленные в Конституции государства (например, менять государственный язык, валюту, административно-территориальное деление, границы и пр). Говоря простыми словами, при решении столь крупных вопросов государственного значения обязательно необходимо согласие/разрешение центральных органов власти.
Административно-территориальное деление государства не всегда однозначно влияет на структуру ветвей управления. Более крупная по размеру территории Великобритания имеет всего 3 ступени административного подразделения государства, а Франция – 4.
Виды автономии в унитарном государстве
Унитарная форма устройства не исключает существование автономных образований.
Определение
Автономия — это представление одной или нескольким частям страны самостоятельности в решении проблем внутреннего характера, возможности самоуправления.
Автономии подразделяют на 3 вида:
- Политические, обладающие правом законодательства по внутренним вопросам.
- Административные, не имеющие права вводить свои законы, но уполномоченные издавать собственные нормативные акты.
- Культурно-национальные, создающие свои выборные органы и организации по этническому признаку.
Пример
Примерами автономии являются Татарстан в РФ, все структурные единицы Японии, отдельные области в Италии, Испании.
Факторы образования унитарного государства
Существует несколько факторов образования унитарного государства. Возможно выделить следующие факторы:
Первый фактор — однородность населения государства. Также может наблюдаться преобладание в значительной степени одного национального и культурно-исторического типа населения. Под единством национального и культурно-исторического типа населения понимается:
- языковое единство (наблюдается близость диалектов и языков) — к примеру, как во Франции;
- единство исторических фактов (мифологической и научной стороны, то есть существуют единые теории происхождения, мифические герои, общие трагические и героические исторические периоды) — к примеру, как в государствах бывшего СССР (исключая страны Прибалтики), в Греции на основе единых мифов Древней Греции, в Италии на основе единых мифов Древнего Рима;
- единство религиозных течений или же наличие основной «государственной» религии (может наблюдаться сосуществование неантагонистических религиозных течений) — к примеру, как в Западной Европе, где преобладает католическое христианство, в Армении и Украине, где преобладает православное христианство, в государствах Ближнего Востока, где преобладает ислам;
- схожесть менталитета (то есть поведения и мировосприятия), который включает в себя как рациональные стороны, так и подсознательные, иррациональные, автоматично-традиционные. Примером можно считать Китай.
Второй фактор — сильное внешнее давление (или же угроза). Вследствие этого население осознает необходимость общности перед лицом внешнего врага. Внешний враг позволяет сплотить население, распространить общие внешние завоевательные задачи, а также мысль о национальной гордости победителей (к примеру, как в Древнем Риме и Испании в 15-16 веках). Этот фактор также можно назвать общностью перед лицом «вызова истории».
Третий фактор — удобство сильного единого унитарного государства для простоты ведения экономической деятельности, а также создания единого экономического пространства. К примеру, Новая Зеландия. Этот фактор подразумевает наличие в унитарном государстве:
- территориальной специализации (то есть принципа разделения труда);
- богатства и единства ресурсов;
- отсутствия внутренних таможенных барьеров;
- единой системы налогообложения;
- единой валюты;
- защиты от внешней экономической экспансии (протекционизм в отношении отечественной экономики);
- единого правового поля в рамках экономики;
- общие выгоды от использования ресурсов колоний.
Одним из важных факторов является еще и наличие одного из компонентов менталитета — уважения к власти. Этот фактор должен быть исторически сформированным, это должна быть устойчивая привычка уважения к руководителям государства на всех слоях, к элите всех типов, наличие навыка добровольно подчиняться, понимать собственную пользу для государства, а также общую пользу. Это качество часто связывают с уровнем политической культуры, что не всегда связано с культурным уровнем граждан. Примером можно считать Японию.
Также есть другая точка зрения, по которой факторами формирования унитарного государства являются:
- проживание в единых государственных границах этнически однородного населения, которое обладает единым языком, общим культурным наследием, а также похожими ценностями и установками;
- религиозное единство, а также общность исторического прошлого;
- выраженное внешнее давление, которое приводит к формированию единого общественного мнения населения в отношении внешнего врага;
- формирование специфической политической культуры, которая основывается на добровольном подчинении элитам для общей или индивидуальной пользы.
черты
Унитарное государство, также называемое простым государством, — это государство, в котором суверенитет, население и территория описаны в их законах как уникальные. Обычно страны, имеющие такую структуру, происходят из старых абсолютных состояний, хотя могут быть исключения.
В этих государствах территориальное, судебное и законодательное единство едины, и у внутренних администраций нет собственных полномочий..
Хотя эти территории могут существовать, называемые по-разному, их компетенция ограничена и предоставляется центральным правительством..
централизация
Унитарные системы характеризуются централизацией власти в руках центральных правительств. Таким образом, исполнительная власть полностью подчиняется этой центральной администрации, способной навязывать свои решения на всей территории страны..
В так называемых сигарах — а сейчас их очень мало — нет даже провинциальных организмов (отделов, регионов и т. Д.), Которые могли бы разделить часть этой власти. С другой стороны, децентрализованные унитарные государства могли дать некоторую административную компетенцию, но не основные.
Суверенитет в унитарных государствах уникален. Перед федералами, в которых этот суверенитет делится с государствами, которые свободно объединились для формирования страны, у унитарианцев нет такой множественной концепции.
Законодательная и судебная власть
Как и в случае с исполнительной властью, судебная и законодательная ветви также централизованы. Выданные законы действительны на всей территории страны; следовательно, нет никакой возможности, чтобы некоторые территории обнародовали другие самостоятельно.
В судебной сфере обычно существует вышестоящий суд с юрисдикцией по всей стране. Хотя в провинциях, регионах или департаментах существуют суды, национальный орган становится последней инстанцией для отправления правосудия..
Единственная Конституция
Как и остальные изданные законы, унитарные государства имеют только Конституцию, которая применима ко всей стране. Это означает, что все граждане имеют одинаковые права и обязанности, без территории нации могут принимать разные.
Суверенитет включен в эту Конституцию, заявив, что он находится во всем государстве.
Государственное устройство: понятие и формы
Территория любого государства всегда определенным образом организована, разделена на части в целях повышения эффективности управления государством и оптимизации взаимоотношений центра и регионов.
Термином «государственное устройство» обозначают организацию территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями. Государственное устройство — важнейший элемент любого государства. Его основное назначение заключается в таком устройстве территории и установлении таких связей Центра и регионов, которые оптимально обеспечивали бы осуществление государственной власти. Государственное устройство обусловлено различными факторами: размером территории, составом населения, национальными традициями, особенностями формирования государства.
Выделяют разные элементы государственного устройства:
- территориальную организацию государства;
- формы взаимоотношений государства с его составными частями;
- принципы, положенные в основу государственного устройства.
Таким образом, государственное устройство определяется как территориальная организация государства, включающая принципы и формы взаимоотношений государства с его составными частями.
Государственное устройство — это разделение территории государства на определенные части (государственные образования) посредством установления их правового статуса, взаимоотношений государства с его составными частями и между самими составными частями.
Форма государственного устройства представляет собой внешнее выражение территориальной структуры конкретного государства. Форма государственного устройства характеризует внутреннее строение государства, его деление на составные части, отражающее также характер соотношения государства и отдельных его частей.
Существуют две основные формы государственного устройства: унитарное (от лат. один) и федерация (от лат. укреплять союзом). Конфедерация, то есть союз суверенных государств, строго говоря, к форме государственного устройства не относится, этот союз государств — субъект международного публичного права.
Территориальная автономия
Территориальная, или областная автономия – это конституционно закрепленное самоуправление части территории государства.
В зависимости от объема прав, принадлежащих территориальным автономиям, выделяют:
- политическую автономию – существует особый юридический статус, закрепленный в законодательном акте, право издания нормативно-правовых актов по вопросам местного значения;
- административную автономию – органы местного управления не могут издавать местные нормативно-правовые документы; они обладают более широкими правами в управленческой сфере; могут принимать участие в разработке акта, предусматривающего определение правового статуса этой автономной формы.
Автономия – это особая форма децентрализации государственной деятельности с учетом исторических, географических, национальных особенностей определенной территории.
Политическая автономия широко распространена в государствах Африки, Азии и Европы. Например, в состав Великобритании входит политическая автономия – Северная Ирландия, обладающая собственным правительством, парламентом. В Италии существует областная политическая автономия, которая отображает исторические различия в жизненном укладе отдельных регионов (Сардиния, Сицилия), национальный состав территорий (Венеция-Фриулия-Джулия, Трентино-Альто-Адидже).
Образование автономии может быть связано с географическим положением, удаленностью от центральной части страны. Данные факторы сыграли основную роль при придании автономии Фарерским островам (1948 г.) и Гренландии (1979 г.) в составе Датского королевства, а также Аландским островам в составе Финляндии. При определении автономии Гренландии значительную роль сыграл национальный фактор, так как большинство ее населения составляют иннуиты-эскимосы.
В виде политической автономии представлен ряд автономных образований в Африке и Азии. В Южно-Африканской Республике есть автономные территории, образованные по национально-территориальному, или племенному территориальному принципу, обладающие внутренним самоуправлением (к примеру бантустан Транскей).
Цель предоставления политической автономии в некоторых случаях – снятие напряженности в межнациональных отношениях. Этот факт лежал в основе предоставления автономии курдам на севере Ирака. Как правило, возможность появления политической автономии предусматривается в конституции, находит регулирование или в отдельном общегосударственном законе (Финляндия, Дания), или в особом статуте, который разрабатывается законодательными органами автономно-территориальной единицы, принимается парламентом страны (Испания, Италия).
В каждом автономном образовании есть собственный законодательный (ландстинг в Гренландии, лигтинг на Фарерских островах, ассамблея в Каталонии и др.) и исполнительный (джунты в Италии) органы. Исполнительный орган имеет двойное подчинение: центральному правительству и местному представительному органу.
Целесообразность применения такой модели
В разных государствах присутствуют отличные друг от друга модели, ибо каждая из них составляется в соответствии с представлением власти и народа об удобстве управления. Данной схемой организации работы действительно выгодно пользоваться в большой стране, где просто физически и практически невозможно за всем уследить из единого центра.
Как правило, что-то обязательно упускают из виду. Не видя своих лидеров, народ может почувствовать, что до них, грубо говоря, никому нет дела, и никто не слышит их пожелания и претензии. В любом случае, должны присутствовать местные органы управления, которые смогут оперативно реагировать на ситуации самого разного плана.
Власть должна быть отзывчивой к просьбам людей, за которых несет ответственность. Довольно мудро назначать свыше или избирать лидеров на отдельных землях, при этом отдаленно контролируя их действия и получая отчетность из одних рук.
Что касается автономии, государство идет на этот шаг без особого удовольствия, но порой это единственный шанс найти компромисс, удовлетворить собственные интересы и стремления отдельной группы людей одновременно. Так что эта золотая середина тоже является отличным выходом из ряда ситуаций.
Страны с федеративным устройством
В современном мире страны с федеративным устройством можно найти на каждом континенте:
В Европе это:
- РФ;
- Австрийская республика;
- Босния и Герцеговина;
- Швейцарская конфедерация;
- ФРГ;
- Королевство Бельгия.
В Азии:
- Пакистан;
- Малайзия;
- ОАЭ;
- Ирак;
- Индия;
- Непал.
В Африке:
- Союз Коморы;
- Судан;
- Эфиопия;
- Нигерия;
- Сомали;
- Южный Судан.
В Америке:
- Аргентина;
- Боливарианская республика Венесуэла;
- Канада;
- США;
- Бразилия;
- Федерация Сент-Китс и Невис;
- Мексика.
В Океании и Австралии:
- Федеративные Штаты Микронезии;
- Австралийский союз.
Из приведенного списка можно выделить Эфиопию, так как это единственная страна, являющаяся примером «мягкой федерации».
Определение
Мягкая федерация — это федеративное государство, субъекты которого наделены правом сецессии.
Что это
Унитарное государство — это одна из ФГУ, особенность которой заключается в том, что каждый субъект страны не является суверенным и подчиняется центральной власти. В каждом районе, регионе, области (или любом другом субъекте) местные власти являются проводниками «воли центра». В большинстве государств именно данная форма применяется для управления обществом. Причина использования понятна – центральная власть может без особых проблем проводить все необходимые манипуляции без выдачи суверенитетов подконтрольным районам.
В Российской Федерации такая форма госустройства невозможна по одной простой причине – каждый из имеющихся субъектов обладает своими особенностями. Среди них могут быть разные культуры, климатические условия, направления экономического развития и так далее. Практически все централизованные государства в Новое время стали крупными колониальными державами. Типичные примеры – Голландия, Франция и Британская империя.
Добровольное сотрудничество
Унитарное государство конфедерация – это вид устройства власти в стране, при котором единый союз заключают несколько стран, имеющих суверенность. Целью слияния являются совместные цели и действия.
Неотъемлемой и важнейшей особенностью является именно сохранение независимости и свободы, которой обладают органы власти. Законодательные структуры работают в каждом государстве-конфедерате по-своему, никоим образом не влияя друг на друга
Соприкосновение партнеров союза происходит в тех точках, которые имеют для них всех общую важность. Как правило, это внешняя политика и оборона