Цивилизационный и формационный подход

Типология государства: понятие, формационный и цивилизационный подходы | теория государства и права вики | fandom

Значение типологии государств

Государство как социальный институт претерпевало существенные изменения. Типология государства как научное осмысление указанного феномена посредством классификации по группам исходя из различных признаков позволяет исследовать содержание, цели и задачи функционирования государства.

Государство – сложное многогранное социальное явление, которое требует осмысления с различных сторон, что также актуализирует типологию государств. При этом роль государства, его задачи и цели менялись вместе с взглядами на значение личности в обществе, общественных процессах, что также способствовало развитию теоретическому осмыслению роли и функции государства в обществе.

Значение типологии государств определяется следующими обстоятельствами:

  • типология государств позволяет осмыслить процессы развития государства поэтапно, определить положительные и негативные черты такого развития, их причины и следствия;
  • типология предполагает использование определенного набора инструментов для понимания закономерностей развития государства, а научные знания, полученные в результате типологии, могут быть использованы для реформирования текущей государственной деятельности, ее совершенствования;
  • типология позволяет выделить фазы и закономерности развития государства;
  • типология позволяет систематизировать знания о государстве, процессе его развития и специфики в конкретных исторических условиях и пр.

Цивилизационный подход к типологии государства

В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.

Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.

В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

    1. локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
    2. особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;
    3. современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Достоинства цивилизационной типологии:

    1. определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
    2. в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки цивилизационной типологии:

    • недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
    • выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство — только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

II. Цивилизационный подход[]

В рамках данного подхода предполагается, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. 

В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). 

А. Дж.Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Изначально Тойнби выделил до 200 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. 

Он обосновал теорию исторического круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Возникновение, рост, надлом и разложение происходят не в рамках мирового исторического процесса, а внутри каждой отдельной цивилизации.

Венгеров в соответствии с периодами исторического развития выделил три типа цивилизаций:

•Первый: локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

•Второй: особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

•Третий: современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

По уровню организации Венгеров выделял два типа цивилизаций:

— первичные (огромная роль государства, слияние государства с религией в политикорелигиозный комплекс)

— вторичные (нет связи государства с религией, двойственное положение правителя: ему повинуются, но он сам не может нарушать сакральные принципы и заветы).

Зарождение и развитие цивилизационного подхода

Предпосылки для формирования цивилизационного подхода в типологии государств положили работы историков и мыслителей: Ю.В. Кузьмина, Е.М Жукова, М.А. Барга, Е.Г. Плимака, Ю.М. Бородая и др. В цивилизационном подходе в качестве типологических критериев выделяют разные цивилизационные факторы: культура и дух народа, язык, религия и т.д.

Цивилизационный подход позволяет оценить историю человечества, степень развитости конкретной страны более широко и объемно, чем формационный подход, раскрыть государство со стороны таких понятий, как культура общества и его духовность. Цивилизационный подход рассматривает развитие государства через духовные начала, формирование всей социальной системы вокруг этих начал.

Основу цивилизационного подхода составляют классификационные критерии государственности, сформулированные Н. Я. Данилевским. Благодаря этим критериям была разработана теория обособленных «культурно-исторических типов», отличающихся самостоятельностью и своеобразием социального, религиозного, художественного, научного, промышленного, бытового и прочего становления.

Типологизация государства основывалась на критериях исторического развития, к числу которых относятся:

  • национальный и политический суверенитет;
  • единство языка, объединяющее этнос и племя;
  • характер взаимодействия разных культурно-юридических типов посредством завоеваний, интеграции, колонизации, заимствования достижений;
  • свободное многокультурное общество;
  • период возникновения и становления цивилизационного образования проходит всегда дольше культурного развития.

Перечисленные признаки составили основу цивилизационного подхода к типологии государств. Человечество, его развитие стало рассматриваться через призму многообразия и инвариантности «культурно-исторических типов», находящихся в едином пространственно-временном поле.

В современной юридической науке в построении типологии государств осуществляется совместное применение формационного и цивилизационного подходов без их противопоставления.

Основания и различные подходы к типологии государств

Прежде всего, необходимо отметить, что отдельные попытки типологизации государств предпринимались древнегреческими мыслителями – Платоном, Аристотелем и др. В самое общем виде подход к типологии государства указанных мыслителей сводился к делению государств исходя из отношения власти к праву и общественным интересам на:

  • государства с правильными формами правления, где власть действовала в рамках закона, осуществлялась на базе общих интересов;
  • государства с неправильными формами правления, где власть игнорировала законы и общие интересы и функционировала исключительно в собственных интересах.

Так, в частности, Платон к государствам с правильными формами правления относил – монархии (власть царя), аристократии и демократии, основанные на законе. К государствам с неправильной формой правления он относил тиранию, олигархию и демократию, не основанную на законе.

В период Средневековья осмысление и значение роли государства в обществе производилось посредством анализа функционирующих в тот период форм правления – монархий и республик.

Характеристика формационного подхода

Замечание 1

Для классификации типологий государств применяются различные подходы, в том числе, формационный и цивилизационный подходы.
Формационный подход основывается на идеях объединения государств в рамках определенной общественно-экономической формации. Главным критерием для классификации служит способ производства, определяемый господствующей формой собственности на имеющиеся средства производства.

Формационный подход наиболее характерен для марксистского учения о государстве. В данном учении были выделены пять основных формаций:

  • первобытно-общинная формация;
  • рабовладельческая формация;
  • феодальная формация;
  • капиталистическая формация;
  • социалистическая формация.

Каждая из перечисленных формаций существует в рамках определенного типа государства, основными функциями которого являются охрана и защита существующего экономического строя общества, и выражение интересов экономически господствующего класса.

В рамках марксистской теории выделяется четыре типа государства:

  1. рабовладельческий,
  2. феодальный,
  3. буржуазный
  4. социалистическое государство.

Процесс перехода от одного типа государства к другому происходит в ходе социальной революции, которая имеет в своей основе конфликт между производственными отношениями и уровнем развития производственных сил.

Характеристика цивилизационного подхода

Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что характеризуя процесс развития конкретных стран и народов, учитываются как развитие процессов производства, так и духовно-культурные факторы. К данным факторам относятся имеющиеся особенности духовной жизни человека в обществе, формы сознания, мировоззрения, исторического развития, особенности территориальной расположенности общественной формации, уникальность обычаев и традиций.

Все эти факторы образуют совокупное понятие культуры, служащее особым способом бытия народа. Все имеющиеся родственные культуры и образуют цивилизацию.

Из этого следует, что все экономические процессы и социальные факторы существующей цивилизации находятся в тесном взаимодействии и стимулируют развитие каждого из них, являясь катализатором протекающих внутри процессов формирования и развития.

Цивилизационный подход по отношению к изучению общества и специфики его существования и развития позволяет объяснить многовариантность исторического развития. Благодаря данному подходу появляется возможность ответить на вопрос почему все общества и государства развиваются по различным сценариям и выбирают разные пути движения на пути к прогрессу.

В социологической науке как таковая типология государств по цивилизационному критерию отсутствует. В основном выделяются этапы развития цивилизаций:

  • локальные цивилизации, которые существуют в отдельно взятых регионах или у отдельных народов;
  • особенные цивилизации, имеющие свои неповторимые национальные особенности, выражающиеся в традициях, культуре, религии;
  • всемирная цивилизация, которая охватывает все человечество в целом. Ее формирование продолжается и по сей день, и основано на принципе глобального, всемирного гуманизма, который включает в себя все достижения человеческой духовности, созданные им на протяжении существования всей истории мировой цивилизации.

Замечание 2

В социологической науке также выделяются первичные и вторичные цивилизации. Роль государства в этих цивилизациях отличается по их значению и месту в обществе, их социальной природе и выполняемой роли в жизнедеятельности общества.

2.2. Классификация государств по цивилизационному подходу

  • Локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.)
  • Особенные цивилизации (китайская, восточноевропейская, индийская, западноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
  • Всемирная (современная) цивилизация, охватывающая все человечество, с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

4переходные и развитые индустриальныеЯпонии действуют кодексы56

Особенности цивилизационного подхода

Замечание 1

В основе цивилизационного подхода лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с обязательным учетом культурных, духовных, религиозных, психологических, нравственных и национальных факторов общественного развития.

Цивилизация — это локальное и замкнутое состояние общества, для которого характерно единство географических, этнических и религиозных признаков.

В зависимости от этого выделяют разные цивилизации:

  • западную;
  • китайскую;
  • египетскую;
  • мексиканскую;
  • арабскую;
  • иранскую;
  • православную и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность тем государствам, которые существуют в ее рамках.

Теорию круговорота сменяющих друг друга локальных и замкнутых цивилизаций обосновал А. Тойнби. В соответствии с этой теорией возникновение, интенсивное развитие, рост, изменение, надлом и разложение происходит внутри отдельной цивилизации, а не в рамках мирового общественного процесса. Движущей силой круговорота цивилизаций является творческая элита, увлекающая за собой большинство.

При цивилизационном подходе недостаточно анализируются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны. Представители данного подхода, выделяя в качестве признаков цивилизаций значительное количество духовных факторов, дают типологию не столько государства сколько общества. Государство — это только политическая часть общества, обладающая собственной природой, для которой характерны собственные параметры, не совпадающие с критериями общества, как более объемного и широкого понятия.

I. Формационный подход[]

Формационный подход был разработан в середине второй половины 19 века Марксом и Энгельсом. До конца 80-ых годов 20 века этот подход признавался в социалистических странах в качестве единственно возможного и научного, т.к. выражал классовый подход к сущности государства.

В основу формационного подхода положено учение Маркса об общественно-экономической формации.

В своих ранних работах Маркс выделял три макро-формации:

1. архаичная;

2. экономическая;

3. коммунистическая.

Государственно организованное общество существует только в рамках экономической общественной формации.

В рамках экономической общественной формации Маркс выделял 4 способа производства:

1.азиатский;

2.античный;

3.феодальный;

4.буржуазный / капиталистический

Этим способам производства соответствуют типы государств:

1. Восточное

2. Античное

3. Феодальное

4. буржуазное / капиталистическое

Однако в более поздних работах эти идеи Маркса не получили дальнейшего развития. Они были существенным образом модифицированы. Речь стала идти об общественно-экономической формации.

В истории развития общества было выделено 5 общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинная

2) рабовладельческая, 

3) феодальная, 

4) капиталистическая (буржуазная), 

5) социалистическая. 

Четырем из них соответствуют четыре типа государства:

1)нет

2)рабовладельческое

3)феодальное

4)буржуазное / капиталистическое

5)социалистическое

Государства первых трех типов признавались эксплуататорскими. Государство же четвертого типа классики марксистского учения рассматривали в качестве идеальной организации государственной власти.

Недостатки формационного подхода:  многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).

Цивилизационный подход

Автором цивилизационного подхода считается английский историк А. Тойнби.

Цивилизационный подход предполагает изучение истории с точки зрения уникальности и неповторимости каждой эпохи. Важная роль в этой концепции отводится «человеческому измерению» истории.

Цивилизация включает в себя два элемента – формацию и человеческий фактор.

В рамках цивилизационного похода история рассматривается как динамический процесс, в котором взаимосвязаны объективный и субъективный факторы. В понятии «цивилизации» идея всемирной и национальной истории представляют собой единое целое.

Базовое понятие цивилизационного подхода – цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный).

Термин «цивилизация» имеет несколько значений:

  • синоним понятия «культура»,
  • уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (например, античная цивилизация, древнеегипетская цивилизация),
  • следующая за варварством ступень общественного развития.

В отличие от формационного, данный подход не представляет собой единой концепции. В обобщенном виде этот цивилизационный подход можно определить как концепцию, интегрирующую в понятии «цивилизации» все социальные и несоциальные компоненты исторического процесса.

Цивилизационный подход предполагает изучение истории с учетом специфики отдельных стран и регионов. Ученые выделяют несколько десятков локальных цивилизаций. Важную роль в процессе формирования цивилизаций сыграли мировые религии (христианство, ислам и др.).

В данном случае акцент делается на изучение особенностей локальных цивилизаций, подчеркивая всю вариативность форм исторического процесса.

Минусами цивилизационного подхода является отсутствие единого критерия выделения цивилизаций, а также то, что история не рассматривается как единый закономерный процесс

Внимание в основном уделяется вопросам культурного и духовного развития, а вопросы социально-экономического развития подробно не рассматриваются

Формационный и цивилизационный подход дополняют друг друга. Но в рамках какого бы подхода не изучалась история, нужно понимать, что его главная цель заключается в познании истины в развитии общества, быть объективным вне зависимости от точки зрения ученого.

В современной науке цивилизационный подход заключается, во-первых, в определении социокультурного основания цивилизации, а во-вторых, в изучении этого основания, так как именно благодаря ему развивается цивилизация.

В современной науке в основном говорят о сочетании формационного и цивилизационного подходов.

Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

2) цивилизационный подход.

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

2) класс, инструментом власти которого становится государство;

3) социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

1) рабовладельческий;

2) феодальный;

3) буржуазный;

4) социалистический.

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

Формационный подход имеет следующие достоинства:

1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

1) современных и древних;

2) западных, восточных, православных и др.

В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств.

Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: