Шарль монтескьё, французский просветитель, правовед, философ

Монтескьё шарль луи де секонда

Содержание

Монтескье, чье настоящее имя было Шарль Луи Секондат, лорд де ла Бред и барон де Монтескье, был одной из самых важных фигур эпохи Просвещения. Работы этого французского философа и юриста до сих пор влияли на административную конфигурацию всех стран мира.

Характеристики его мысли отмечены новыми просвещенными идеями, которые пронеслись по Европе в его время. Критика, религиозная терпимость и поиск свободы были основными аспектами его творчества. Его самая известная работа была Дух закона.

В Дух закона он размышлял о моделях власти в обществах. В этой книге он пришел к выводу, что идеальной структурой для общества была бы администрация с разделением властей: исполнительной, законодательной и судебной.

Монтескье провел несколько лет в путешествиях, и его пребывание в Англии имело решающее значение для формирования его мысли. Он влюбился в английскую конституционную монархию, особенно по сравнению с абсолютистской монархией во Франции. Для него закон — важнейший элемент государства.

Учеба и молодежь

Молодой Шарль де Секондат выбрал карьеру юриста, следуя традициям своей семьи. Пройдя университет Бордо, он закончил учебу в Париже. Здесь он впервые контактирует с интеллектуальными кругами страны.

Смерть его отца (его мать умерла, когда он был очень молод) заставила его вернуться в Ла Бреде в 1714 году. Его опекуном стал его дядя, барон де Монтескье.

В том же году он вступил в парламент Бордо в качестве советника, а в следующем году женился на молодой протестантке.

В 1716 году умер его дядя. Карл унаследовал от Монтескье титул барона в дополнение к значительной сумме денег. В наследстве также была позиция Président à Mortier в парламенте он занимал эту должность до 1727 года.

Среди своей интеллектуальной работы в этот период он выделил поступление в Городскую академию изящных искусств.

Произведение «О духе законов»

Законы, созданные людьми, должны опираться на возможность свободных отношений, а отношения справедливости должны предшествовать установившему их закону. У людей есть некоторые законы, определяющие отношения правителя и управляемых – это является политическим правом. Также есть ряд законов, определяющих отношения между всеми гражданами – это гражданское право.

Как только люди соединились в обществе, они утратили осознание своей слабости. Существовавшее ранее равенство исчезло, и началась война. Каждое общество осознает свою силу – из этого и следует состояние войны между народами. Отдельные лица чувствуют свою силу – начинается война между отдельными лицами. Цель войны – победить, а цель победы – завоевать. Из этих принципов вытекает необходимость создания законов, образующих международное право.

Миром правят не божественные промыслы или фортуна, а объективные общие причины морального и физического порядка, действующие внутри любого общества, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы государственной и правовой жизни.

Людьми управляют и материальные, и идеальные факторы:

  • с одной стороны – климат, почва, рельеф;
  • с другой – нравы, обычаи, религия, законы и принципы правления.

В результате всего этого образуется общий дух народа. Необходимо избегать всего, что может внести изменения в дух нации. Законодателю необходимо сообразоваться с народным духом, так как этот дух не противоречит принципам правления, та как лучше всего люди делают то, что делают свободно, в соответствии со своим природным гением. Основной темой всей политико-правовой теории Монтескье и основной ценностью, которая в ней отстаивается, является политическая свобода.

Замечание 3

Основной целью разделения властей является избегание злоупотребления властью. По Монтескье, разделение и взаимосдерживание властей – главное условие обеспечения политической свободы в ее отношении к государственному устройству.

Известно три способа правления: республика, монархия, деспотизм. Чтобы выявить их природу, достаточно тех представлений, которые имеются о них даже у неосведомленных людей:

  1. Республиканское правление: если власть находится в руках всего народа, тогда это демократия, или у части нации – это аристократия.
  2. Монархия: сосредоточение всей власти в руках одного человека, правление которого идет через установленные неизменные законы вместе с дворянством, которым предотвращается превращение монархии в деспотию.
  3. Деспотия: один человек, игнорируя любые законы и правила вершит произвол.

Принципы форм правления:

  • республика – добродетель;
  • монархия – честь;
  • деспотия – страх.

Один из основных законов демократии – закон, в связи с которым законодательная власть сосредоточена в руках народа. Однако помимо постоянных законов требуются постановления сената, которые являются актом временного действия.

Основными законами аристократии он назвал право части народа на издание законов и слежение за тем, как они выполняются.

Основные законы монархии определяются существованием опосредованных путей, в соответствии с которыми движется власть. Главный из таких путей – власть дворянства, так как, если нет дворянства, монарх становится деспотом.

Личная жизнь

В 26-летнем возрасте молодой философ взял в жены Жанну де Лартиг, которая была протестанткой. Стоит заметить, что по законам того времени девушка должна была принять католичество, однако она отказалась менять веру. В этом браке у пары родились двое дочерей и одни сын.

Рассуждения Монтескье о свободе касались только мужской части населения. По мнению некоторых биографов, он не выпускал супругу из замка, не позволяя ей совершать прогулки даже в пределах Бордо. При этом он нередко изменял жене, а также часто прибегал к флирту.

Главным смыслом жизни для Шарля были наука и книги. В семейной жизни он далеко не всегда придерживался тех принципов, которые описывал в своих трудах. В частности, он заявлял, что «отсутствие мягкости и нежности при воспитании детей ожесточает их сердца». И все же, родных детей он воспитывал в крайней строгости, хотя и сильно любил их.

Шарль Луи Монтескье

Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu). Родился 18 января 1689 — умер 10 февраля 1755. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы.

Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 году, вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам Двора, и стал учёным в духе дворянской независимости.

Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731 годах, имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Инициация Монтескьё в лондонскую масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1730 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня — 16 мая того же года.

В течение 1734-1735 годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.

Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрихом Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической и биологической сред. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридман, Артур Пигу и т. п.

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита.

Монтескьё, а также Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Джон Локк (1632-1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии. Монтескьё сформулировал теорию Разделения власти, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.

Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

Монтескьё считал, что свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».

Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).

Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».

Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов».

Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738-1794).

Работы Монтескье:

«Персидские письма», 1721
«Книдский храм» (фр. Le Temple de Gnide), 1725
«Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734
«О Духе законов», 1748
«Опыт о вкусе», 1753.

Дух закона

Эта работа была опубликована в 1748 году и подверглась резкой критике со стороны католической церкви. Религиозное учреждение включило его в свой Индекс запрещенных книг. Это не помешало ему стать очень популярным в Европе Просвещения.

Помимо теории разделения властей, книга развивает полную теорию хорошего правительства. В социологическом плане Монтескье утверждал, что структура правительства и его законы определяются условиями жизни людей. Короче говоря, только с учетом всех социальных, культурных и экономических аспектов может быть создана стабильная политическая система.

Аспект разделения властей был взят из английской системы после прихода в эту страну конституционной монархии. Для автора эта система намного превосходит деспотизм, которым жила Франция.

Таким образом, он указал на необходимость, чтобы три традиционные власти — исполнительная, судебная и законодательная — не контролировались одними и теми же людьми. Таким образом достигается благоприятный баланс.

Монтескье также размышлял о типах правительства: республиканцы, которые могут быть демократами или аристократами; демократические монархисты с королем с ограниченными полномочиями; и деспотики.

Теории деспотизма

Монтескье дал новое определение термину «деспотизм», пытаясь придать этому слову большее значение. Это новое понимание деспотизма имело далеко идущие интеллектуальные и политические последствия.

В своем новом определении Монтескье связал деспотизм с такими понятиями, как страх, насилие, изоляция и бедность, но он также связал его с жадностью, удовольствиями, урбанизацией и перераспределением богатства.

Важность этого вклада Монтескье заключалась в том, что он сам критиковал монархии и купцов, исходя из своего определения деспотизма. Эта критика была широко встречена и вызвала серьезные изменения в европейской и мировой политике

Политическое учение Монтескьё

Замечание 2

Основные политические взгляды Шарля Монтескьё можно свести к следующему понятию: свобода может обеспечиваться только сводом законов, то есть свобода – это возможность делать все то, что разрешают законы.

Монтескье считал, что необходимо в любом государстве обеспечить законодательную, исполнительную и судебную власти. При этом исполнительная власть должна возглавляться королем.

Монтескье выявил зависимость между законами и климатом. Он установил, что различие в законах обусловлено различием в образе жизни и потребностях, порождаемых климатом, и выявил соответствие законов и принципов правления.

Принцип правления – это основополагающая страсть, приводящая в действие определенную разновидность правления. Для республики – это политическая добродетель, для монархии – честь, для деспотии – страх.

Наука

Хотя Монтескье занимал высокую государственную должность, вскоре у него пропал всякий интерес к государственным делам. Это привело к тому, что в 1726 г. он оставил политику, предпочтя ей научную деятельность.

Мужчина вел обособленный образ жизни, не стремясь посещать какие-либо светские мероприятия. В период биографии 1728-1731 гг. он часто путешествовал по европейским странам, проводя глубокие исследования в разных областях науки.

Интересен факт, что тогда же Шарль Луи де Монтескье стал членом масонской ложи «Горн». В Париже он регулярно посещал литературные салоны и клубы. Одновременно с этим, он работал над своим ключевым сочинением «О духе законов», которому посвятил более 20 лет жизни.

Данная книга представляла собой трактат по политической философии, ставший одним из главных трудов эпохи Просвещения. И хотя книга оказалась под запретом, она в кратчайшие сроки обрела известность не только во Франции, но и далеко за ее пределами.

В сочинении «О духе законов» Монтескье сформулировал идеи о потребности разделения властей и отмены рабства, которые легли в основу доктрины либерализма. В ней красной нитью проходила тема, касающаяся политической свободы: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами».

При этом Шарль Монтескье разделял принципы правления: для республики наиболее действенна политическая добродетель, для тирании – страх, а для монархии – честь

Важно отметить, что он был одним из первых, кто пропагандировал идеи о разделении властей

Политолог заявлял, что в каждом государстве власть должна делиться на – законодательную, судебную и исполнительную. При этом исполнительная власть обязана находиться в руках правителя страны. Позднее он вывел ключевые факторы политического либерализма: отделение государства от гражданского общества, разделение властей и индивидуальная свобода, основанная на естественном праве.

Идея разделения властей по принципу Монтескье, сегодня лежит в основе каждого современного демократического строя. Он также был сторонником географической школы – концепции, согласно которой общественное развитие является не следствием проявления объективных закономерностей развития общества, а результатом влияния природных сил.

Таким образом, климат, почва, животный и растительный мир, наряду с другими подобными факторами, собственно, и определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты населения.

За годы научной биографии Монтескье добился большого признания в мире. Он был членом Французской академии и Лондонского королевского общества, а также являлся иностранным членом Берлинской академии наук. Его знаменитыми трудами также считаются «Персидские письма», «Книдский храм» и «Опыт о вкусе».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: