Конституция сша

Государство и право сша в период нового времени - история государства и права зарубежных стран (вениосов а.в., 2012)

Эволюция государственного строя США 70-е гг. ХIХ в. – начало ХХ в.

В рассматриваемый период территория США продолжает неуклонно увеличиваться. Если в 70-е годы ХIХ в. они насчитывали 38 штатов, то к 1912 г. – уже 48. Несмотря на постоянно увеличение роли центральных органов власти и управления как основной тенденции развития государственного строя США в этот период времени, страна все же не превратилась в жестко централизованное государство и продолжала оставаться по форме своего устройства классической буржуазной федерацией, субъекты которой обладали весьма значительными правами.

По форме правления США продолжали оставаться президентской республикой, однако в порядке комплектования и компетенции государственных властей произошли некоторые изменения. Так, в рассматриваемый период существенные изменения произошли в избирательной системе. Начало этому процессу положило принятие 14 и 15-й поправок к американской конституции, которые провозгласили всеобщее избирательное право для мужчин, отвечающих требованиям возрастного ценза и оседлости. В 1871 г. было введено тайное голосование на выборах представителей в федеральные органы. Вслед за Союзом такой порядок выборов стал распространяться и в большинстве штатов. Однако и в этом вопросе штаты могли проявлять самостоятельность. Это право им предоставлял п. 1 разд. 4 ст. 1 Конституции, в котором порядок выборов (время, место и способ избрания) был прямо отнесен к исключительной компетенции субъектов федерации. Пункт 1, разд. 2, ст. 1 Конституции наделял штаты правомочием устанавливать требования для желающих баллотироваться, чем они и воспользовались самым широким образом.

В 1913 г. изменился порядок комплектования и верхней палаты – Сената. Причем сделано это было посредством принятия 17-й поправки к Конституции. Согласно этой поправке федеральные сенаторы избирались не законодательными собраниями штатов (как прежде), а прямым голосованием. Это, безусловно, повысило авторитет верхней палаты американского Конгресса. Вторая половина ХIХ века ознаменовала собой значительное возвышение власти конгресса. Однако после прихода к власти в 1901 г. Т. Рузвельта происходит перераспределение властных полномочий, путем частого использования права вето. Уже сама по себе угроза применить вето стала значительной сдерживающей силой, помогавшей администрации контролировать парламент.

В исследуемом периоде появляется особая разновидность президентского вето, получившее название «карманного».

Правительство США в силу принципа разделения властей не ответственно перед Конгрессом. В рассматриваемом периоде происходит реорганизация и усовершенствование деятельности государственного аппарата

Важное место в совершенствовании деятельности госаппарата отводится подбору кадров и повышению требований к занятию определенных должностей. С этой целью в 1871 г

был принят закон, наделявший назначаемую Президентом США комиссию правом подвергать экзамену лиц, претендовавших на должность в федеральной администрации. В 1883 году принимается специальный «Акт Пендлтона», который вводил экзаменационную систему замещения должностей, создавая тем самым ранее не известный американскому праву институт «гражданской службы». Одновременно в стране интенсивно создавались так называемые «административные агентства» – независимые управления и учреждения по терминологии американского конституционного права. Только с 1900 по 1914 г. было создано 9 таких органов.

Увеличение числа государственных органов параллельно вызвало стремительный рост чиновничьего корпуса: если в середине ХIХ века в США насчитывалось всего 2,5 тыс. федеральных служащих, то к концу столетия число служащих уже превысило 200 тыс.

История создания и принятие

Только что закончилась война за независимость колонии от британской монархии. Таким образом, местное правительство хотело закрепить права на автономию. Следовательно, нужно в срочном порядке написать и принять новые законы, создать и усилить правительство.

Конституция США 1787 года

В конце 18 века Америка представляла собой 13 независимых штатов. У каждого из них были свои интересы. Федеральное правительство на тот момент не отличалось авторитетом. Существовали все предпосылки для распада на несколько мелких государств. 

Конституция США 1787 г. стала исправленной версией Договора об образовании конфедерации тринадцати штатов США 1781 г.

Самая первая Конституция Конфедерации не предусматривала множество нюансов. Она давала слишком много власти каждому штату в отдельности.

Александр Гамильтон, юрист из Нью-Йорка, стал первым, кто призвал создать централизованное управление страной. Тогда от каждого из 13 штатов в Филадельфию приехали делегаты для обсуждения будущего Америки. 

Конституционный конвент в Филадельфии

Филадельфия – это особый город для американцев со своей уникальной историей. Индепенденс-Холл считается сакральным местом, где и родилась американская государственность.

Здесь была принята сначала Декларация независимости, а потом и Конституция США в 1787 году. 

Многие материалы с конвента были засекречены. Журналисты не допускались на собрания

Зато известно, что Мэдисон и его коллеги в создании нового основного закона брали во внимание идеи философов. Получается, то они создавали совершенно инновационный документ

У них было крайне мало образцов для подражания. Исследователи уверены, что в американской Конституции четко просматриваются идеи Монтескье, Джона Локка, Жан-Жака Руссо и других деятелей эпохи Просвещения.

Принятие Конституции США

В принятии Конституции США существовали свои сложности. Каждый независимый штат должен был одобрить документ большинством голосов. Ратификация заняла 2,5 года.

Процесс завершился в штате Род-Айленд в мае 1790 года

Интересный факт: разрыв голосов между сторонниками и противниками оказался минимальным. Например, Нью-Йорк проголосовал 30 против 27, а Род-Айленд — 34 против 32 в пользу Конституции. 

Оценка и критика

Несмотря на вариативность толкования и предоставленные возможности для вынесения судебных решений, Конституция подвергается критике. Например, историк Чарльз Берд в 1913 написал книгу. Он сделал вывод о том, что документ направлен на защиту интересов богатых граждан Америки. Для составления целостного представления следует рассмотреть сильные и слабые стороны документа. 

Сильные стороны

  • Введен принцип разделения власти с ограничением привилегий президента. Ему могут объявить импичмент. Классический пример: отстранение Ричарда Никсона после Уотергейтского скандала.
  • Часть общества может функционировать без контроля со стороны государства.
  • Выделены основные человеческие права и свободы. Каждый американец имеет возможность высказать свое мнение без оглядки на вышестоящие инстанции. 
  • Гарантия единообразия правосудия для всех без учета должности, титула и статуса в обществе.
  • В Конституцию можно вносить поправки. 
  • Принцип демократии во всех сферах американской жизни. Должностные лица выбираются путем голосования среди подчиненных. 
  • Лаконичность формулировок позволяет ее прочитать любому человеку. 

Показателем свободы слова является то, что Дональда Трампа часто критиковали за его решения. Ни за одну новость или карикатуру никто не предпринял каких-либо серьезных действий. 

Слабые стороны

  • Несмотря на демократичность страны, в тексте Конституции нет слова «демократия».
  • Рабство было отменено через сто лет после принятия Конституции. Расизм в обществе существует по настоящее время.
  • В первую очередь защищаются интересы бизнесменов.
  •  Ущербная выборная система, благодаря которой вопреки мнению большинства американцев победил Трамп, а не Хилари Клинтон. Ведь по итогу за президента голосуют члены Электоральной Коллегии. 
  • В конституции не предусмотрено ограничений на хранение оружия. Этот факт часто обсуждается в американском обществе. Споры между сторонниками и противниками оружия продолжаются до сих пор.
  • Из-за пробелов в тексте изначально правом голосовать обладали только белые мужчины. 

В итоге, несмотря на недостатки, главный документ остается в силе. Правительство довольно быстро реагирует на запросы со стороны общественности. Благодаря гласности, Америка считается демократичной страной. Слабые стороны Конституции не помешали построить сильное государство и дать американцам гарантию соблюдения их прав и свобод.  

Конституция США

Предпосылки образования Конституции США 1787 года

Из войны за независимость США вышли в состоянии глубокого финансового кризиса, что еще более усугублялся политикой предпринимателей-кредиторов и неспособностью конгресса стабилизировать денежное обращение. Инфляция конца 70-х годов XVIII века сменилась дефляцией.

После того, как страна перешла на твердую валюту, ее золотой запас сосредоточился в руках предпринимателей, которые финансировали правительство. Наиболее сильно дефляция оказала влияние на должников, в своем большинстве представляющим ремесленников и фермеров. Это прослойка населения была обязана оплачивать налоги в твердой валюте и более всего нуждалась в кредитах.

Фермеры и ремесленники, которые составили основу американской армии в войне за независимость, после войны оказались в наиболее затруднительном положении. В целом ряде штатов (особенно центральных и западных) в 1786–1787 годах прошла волна восстаний. Наиболее масштабным было восстание в Массачусетсе, которым руководили ветераны войны за независимость, в частности капитан Дэниэл Шейс.

После прошедшей волны недовольства встал вопрос о создании сильного централизованного правительства. Власть имущие лица выступления фермеров использовали как весомый аргумент для пересмотра «Статей конфедерации». Для пересмотра использовали и внешние причины – конфедеративный слабый Конгресс не пользовался авторитетом среди правительств государств Западной Европы, что грозило для Соединенных Штатов изоляцией от остального мира.

Замечание 1

Внешние и внутренние причины обусловили необходимость создания сильной централизованной власти. Конфедеративный союз на данном этапе полностью себя исчерпал. Встала необходимость разработки нового документа.

Развитие федерального государственного аппарата 1789-1861 гг.

Учредители Конституции преобразовали заимствованный у европейских мыслителей принцип «разделения властей» в американскую систему, которая предусматривает «систему сдержек и противовесов».

Особенности «системы сдержек и противовесов»:

  • законодательная, исполнительная и судебная власть имею разные источники формирования;
  • органы государственной власти обладали различными сроками полномочий;
  • разработан механизм, при котором каждая из ветвей власти могла сдерживать деятельность другой ветви;
  • система обеспечивала стабильность правовых и государственных институтов, непрерывность функционирования государственной власти.

Замечание 2

Конституция 1787 года была определенным компромиссом между крупной торгово-промышленной и финансовой буржуазией Севера с одной стороны и плантаторского Юга – с другой.

4 марта 1789 года Конституция 1787 г. вступила в силу. С этого момента пошел процесс формирования федеральных органов власти. 30 апреля 1789 года на должность первого Президента США вступил Д. Вашингтон. Порядок избрания Президента в первые года действия Конституции несколько раз корректировался. Было установлено не прописанное правило, что на должность Президента страны не могло два раза подряд выдвигаться одно и тоже лицо.

В 1789 году Конгресс принял Закон судоустройстве, согласно которому было создано несколько категорий федеральных судов: районные, или дистриктные; окружные; Верховный суд. При федеральных судах учредили должность прокурора, или атторнея. Генеральный прокурор был поставлен во главе федеральной прокуратуры. Он имело право возбуждать уголовное преследование, гражданские иски от имени федерации. В судебном процессе Генеральный прокурор выступал в качестве представителя федеральной власти.

В начале XIX века Верховный суд получил право толковать Конституцию и объявлять недействительными те законы федерации и штатов, которые, по его мнению, противоречили Конституции. Верховный суд стал органом конституционного контроля. В феврале 1865 года 13-я поправка упразднила на территории всей страны рабство. Однако они не получили политических прав и не имея средств к существованию, были вынуждены оставаться работать на бывших хозяев.

Замечание 3

В декабре 1865 года из Конгресса были удалены представители мятежных штатов. В середине 1866 года 14-я поправка объявляла всех родившихся или натурализованных в США лиц гражданами страны (исключение составляли индейцы).

Судебное толкование Конституции США

Суть Конституции США не поменялась до сих пор. Текст ни разу подвергался прямым правкам. При этом само законодательство не ограничивается только лишь первоначальными статьями и поправками. Судебное толкование позволило создать очень «подвижную» правовую систему.

Конституционное законодательство постоянно подвергается тщательному анализу. Им занимается Верховный суд. В момент создания невозможно было предусмотреть все нюансы, возникающие с течением времени. Отцы-основатели оставили формулировки, которые помогли решить очень спорные вопросы.

За два столетия работы Верховного суда накопилось больше 500 томов судебных решений и толкований основного документа страны. Кроме того, в конституции США есть упоминание о боге.

Особенности Конституции 1787 года

Конституция 1787 года состояла из преамбулы и семи статей, подразделявшихся в свою очередь делились на разделы. В ряде случаев формулировки текста Конституции отличались лаконичностью и декларативностью.

Статьи Конституции основывались на принципе разделения властей и выполняли следующие функции:

  • регулировали принципы создания и деятельности законодательной, судебной и исполнительной власти;
  • определяли специфические права федеральных органов;
  • прописывали права граждан штатов;
  • излагали порядок внесения поправок к Конституции;
  • включали постановления о федеральном законодательстве и верховном праве страны;
  • определяли порядок ратификации и вступления в силу Конституции.

Конституция 1787 года стала первой в истории мира конституцией, в которой нормы конституционного права изложены письменно в виде свода основных законов. Положения Конституции выступали главенствующей государственно-правовой нормы. Определяющая роль Конституции – это то, что общие, федеральные и действующие в отдельных штатах законы должны были соответствовать федеральной Конституции.

Конституция 1787 года провозгласила принцип верховенства федерального права, предусмотрела механизм, который обеспечивал его реализацию. При возникновении любых противоречий и коллизий предпочтение всегда отдавалось федеральному праву. Конституция представляла собой документ уникальной стабильности. Для того, чтобы внести в текст каких-либо изменений, необходимо было пройти особую процедуру принятия новых положений. Поправки должны вноситься в виде дополнительных статей, обладающих одинаковой силой с основным текстом. Первоначальный текст Конституции изменили всего несколько поправок.

Практически сразу после принятия Конституции стал актуальным вопрос о ее изменении. Конституция 1787 года не содержала гарантий защиты основных гражданских прав и свобод, в ней отсутствовало конституционное признание. На данный недостаток указывали еще в процессе ратификации проекта Конституции. Было выдвинуто требование разработать Билль о правах.

Первые десять поправок были внесены по предложению Д. Мэдисона первым же составом Конгресса в июне 1789 года. К декабрю 1791 года штаты ратифицировали поправки, которые одновременно вступили в силу. В историю эти поправки вошли как Билль о правах США. Они не всегда относились к вопросам уточнения гражданских прав и свобод, не являлись однородными по назначению.

Замечание 2

Билль о правах 1791 года является национально-юридическим выражением взглядов и идей европейских просветителей на американской почве.

Конституция 1787 года и Билль о правах 1791 года предоставили путь к развитию буржуазного конституционализма, послужили образцом в качестве конституционных документов для других стран.

Филадельфийский Конвент

В 1787 году по инициативе ряда штатов был поднят вопрос о пересмотре «Статей конфедерации». В этом же году в г. Филадельфии на Конвент (штат Пенсильвания) для разработки Конституции собрались депутаты. Также на филадельфийский Конвент приехали наиболее известные представители войны за независимость: Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Д. Мэдисон, А. Гамильтон и др. Делегаты, принимающие участие в Конвенте, представляли наиболее состоятельные слои населения. Дж. Вашингтон был единогласно избран председателем конвента. Все заседания были закрытыми и проходили в ожесточенных спорах.

Окончательный вариант Конституции был подготовлен 17 сентября, а 18 сентября 1787 года был скреплен подписями большинства делегатов, после чего был опубликован в ряде газет.

По решению филадельфийского конвента для того, чтобы Конституция обрела силу, необходимо было согласие конвентов 9 штатов, выборы в которые проводились по установленному порядку. После того, как Конституция была утверждена большинством голосов конгресса, она перешла под рассмотрение конгрессов отдельных штатов.

В некоторых штатах (Род Айленд, Нью-Йорк, Виргиния, Северная и Южная Каролина) были противники сторонников новой конституции (федералистов). В результате упорной и долгой борьбы федералисты победили. Их проект выступил первой американской Конституцией, вступившей в силу 4 марта 1787 г.

История поправок к Конституции

Конституция США для года своего создания была очень прогрессивным документом. Главный документ никто не переписывал, но существенные изменения все-таки были. За 200 лет приняли 27 поправок, которые дополнили и расширили Конституцию Америки. Это вполне закономерный процесс. Каждая эпоха ставила новые цели и давала возможности для развития страны. 

Первая поправка к Конституции США

В Билле о правах очень важную роль играет первая поправка. Она гарантирует свободу вероисповедания. Правительству запрещено принимать государственную религию. Кроме того, каким-либо образом влиять на принятие определенной веры. 

Интересно, но американцы не могут перечислить все свои права, гарантированные Первой поправкой. В 2006 году проводился опрос. Правильный ответ дал только примерно 1 американец из 1000. Некоторые из неверно ответивших респондентов искренне считали, например, что эта поправка дает им право владеть автомобилем. 

История Конституции в XX веке

Законотворчество тоже не стояло на месте в 20-ом веке. К Конституции были принятые следующие поправки:

  • 16 – Конгресс получил право собирать налоги в бюджет;
  • 17 – прямые выборы сенаторов;
  • 18 установила печально известный Сухой закон;
  • 19 дала женщинам избирательное право;
  • 20 снизила срок между властью Конгресса и Президента предыдущего и последующего созывов;
  • 21 отменила Сухой закон, по сути, она аннулировала 18 поправку;
  • 22 ограничила президента двумя сроками;
  • 23 дает возможность баллотироваться в Коллегию избирателей;
  • 24 запрещает неплательщикам налогов выдвигать свою кандидатуру на выборы;
  • 25 предусматривает взаимозаменяемость президента и вице-президента в экстренных случаях;
  • 26 допускает к участию в выборах с 18 лет;
  • 27 запрещает менять размер заработной платы государственных представителей, пока не прошли их выборы. 

Действующее законодательство направлено на сохранение порядка и решение новых проблем. Одни правила устаревают, другие нужно трансформировать под современный запрос. Таким образом, поправки позволяют Конституции оставаться главным документом даже в 21 веке.

Нератифицированные поправки

Рассмотрением поправок сначала занимается специальный комитет Конгресса. Всего за время существования Конституции было предложено больше 10 000 проектов. Большинство предложений не смогли пройти даже первую инстанцию.

Создание государственного аппарата

Высший законодательный орган федерации – Конгресс, состоящий из двух палат:

  • Верхняя палата – Сенат. Законодательные органы штатов выдвигали по два своего представителя независимо от численности населения и сроком на шесть лет. Каждые два года эта палата должна была обновляться на треть.
  • Нижняя палата — Палата представителей. Избиралась сроком на два года пропорционально численности населения штатов. Кандидаты в Нижнюю палату должны проживать в штате, от которого избираются, не менее семи лет являться гражданином США, быть не моложе 25 лет.

Кандидаты в Сенаторы должны быть не моложе 30 лет, проживать в штате от которого избирался и являться гражданином США на протяжении 9 лет.

Законодательная деятельность Конгресса осуществлялась на очередных и чрезвычайных сессиях. Заседания проводятся по палатам раздельно, однако в отдельных случаях могли созываются и совместные заседания. Для принятия какого-либо законопроекта, он должен был обсужден в обеих палатах и только после этого закон поступал на подпись к Президенту.

Конгресс был наделен особыми правами и судебными функциями — право импичмента в отношении должностных лиц, в том числе и Президента страны. Президент обладал исполнительной властью и являлся единоличным главой правительства и государства. Кандидат в Президенты должен был быть не моложе 35 лет, с рождения являться гражданином страны и проживать на территории США не менее 14 лет. Избирался Президент сроком на четыре года. Прямые выборы в президенты по Конституции не предусмотрены.

Функции и обязанности Президента в соответствии с Конституцией 1787 года:

  • как глава государства обладал правом заключать международные договора, назначать консулов, послов, членов Верховного суда;
  • выполнял функции главнокомандующего армией и флотом, милиции;
  • обладал правом помилования по преступлениям, совершаемым против Соединенных Штатов, отсрочка исполнения по ним приговоров;
  • обладал правом вмешиваться в сферу законодательной власти (имел право отлагательного вето);
  • руководил бюрократическим аппаратом исполнительной власти и др.

Особую роль в политической жизни страны и в системе государственного аппарата играл Вице-президент, который избирался одновременно с президентом. Вице-президент являлся «президентом сената». В случае отстранения Президента от должности, его смерти и некоторых других причин, не позволяющих президенту выполнять свои обязанности, на Вице-президента возлагались обязанности Президента.

Конституция 1787 года регулировала судебную власть, которую осуществлял Верховный суд и более низшие по рангу суды. Конгресс имел право самостоятельно создавать и учреждать суды. Судей назначал Президент после согласия Сената, за судьями фактически закреплялся принцип несменяемости.

Структура Конституции США

Конституция США укрепила власть. Это самый лаконичный и ясно построенный из подобных документов. Семь статей и 27 поправок – это всего лишь 4400 слов. Преамбула состоит из политических прокламаций. По этой причине вступление не считается правовой частью. 

Каждый штат получил право на местное самоуправление. Но с условием признания главенства федерального правительства

Принцип разделения власти на три уровня укрепил государство с правовой точки зрения. Всем американцам гарантировали соблюдение их прав. Хотя в этой части есть свои оговорки, продиктованные временем.

Права человека в конституции США

Конституция США гарантирует права и свободу для народа от монархии. Впервые официально власть признает, что у любого человека вне зависимости от происхождения есть свои естественные права. 

С другой стороны, не нужно забывать про рабовладельцев. Большинство крупных плантаторов не собирались лишаться рабов. В тексте нет положений о социальных, политических и экономических правах человека. Следовательно, она лишала женщин права голоса, а рабов оставляла у своих хозяев. 

Ситуацию частично исправил Билль о правах.

Освобождение рабов произошло намного позже. А индейцы и женщины смогли голосовать только в 20 веке.

Билль о правах

После ратификации остались вопросы. Чтобы разрешить противоречия и не принимать новый главный документ, Джеймс Мэдисон предложил внести поправки. Первые 10 поправок стали Биллем о правах. Он закрепил основные права и свободы американцев. Также Билль обеспечил их реализацию. Документ вступил в силу 15 декабря 1791 года.

Президент

Президент – это выборная должность и представитель исполнительной власти. Установлена система противовесов. Документ провозглашал создание президентской республики. 

Ограничения:

  • Назначение президента происходит путем голосования выборщиков.
  • Срок правления – 4 года.
  • Избираться один человек может не больше 2 раз.

Конституция США дает президенту широкие полномочия. Он имеет право назначать людей на высшие государственные должности, обращаться к Конгрессу с посланиями, регламентировать принятие законов, накладывать вето и т.п. 

Законодательная власть

Первая статья посвящена Конгрессу – это законодательная власть Америки. Конгресс состоит из Палаты представителей и Сената. Конституция регламентирует процедуру выбора и список требований к конгрессменам. С 1923 года 17 поправка разрешила прямые выборы сенаторов. 

Исполнительная власть

Вторая статья предоставляет президенту исполнительную власть. Здесь указаны требования к кандидатам, порядок голосования, полномочия и вписана клятва. Кроме этого, статья вводит такое понятие, как вице-президента. Он избирается вместе с президентом. 

Судебная власть

Первая инстанция – это Верховный суд. Но он рассматривает строго определенные вопросы и занимается пересмотром уже вынесенных судебных решений нижестоящих инстанций. Несменяемость верховных судей до сих пор считается спорным вопросом. 

Нижестоящие суды учреждаются Конгрессом. Судьи также несменяемы. Кроме того, в конституции закреплено право на рассмотрение уголовных дел судом присяжных. 

Равенство штатов

Четвертая статья регламентирует отношения между федеральной и местной властью в штатах. Кроме того, в конституции запрещена дискриминация граждан соседних штатов. Местные власти обязали уважать законы своих соседей и подчиняться федерации. 

Статья гарантирует республиканскую форму правления и устанавливает создание новых штатов. Кроме того, в конституции включена обязанность федеральной власти защищать каждый штат от беспорядков и вторжения внешних врагов. 

Поправки к Конституции

Пятая статья предусматривает внесение поправок. Поправки к Конституции США принимаются непосредственно самим Конгрессом. Но у штатов также есть право требовать проведение Национального конвента.

Соотношение законодательства федерации и штатов

Шестая статья регламентирует правовое взаимодействие штатов с центральной властью. Чтобы не допустить хаоса и анархии, установлен приоритет. Законы какого-либо штата не должны противоречить Конституции, федеральным актам и международным договорам, которые Америка заключает с другими странами. 

В седьмой статье оставлены указания для принятия непосредственно самой Конституции. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: