Неспецифические функции семьи
Каждая новая семейная ячейка берет свое начало из родительского дома. Именно там формируется стиль взаимодействия людей. В семьях люди учатся нормам морали, пониманию и уважению, признанию истинных авторитетов старших членов группы. Они принимают либо отрицают их ценности.Поэтому социологи определили неспецифические функции, которые тоже нуждаются во внимании:
- Эмоциональная. Заключается в оказании моральной и психологической поддержки.
- Досуговая. Включает приятное проведение времени, взаимообогащение интересов и навыков, обеспечение покоя и отдыха своим близким.
- Социальный контроль. Заключается в регулировании поступков и действий несовершеннолетних членов группы, в соответствии с правилами и нормами человеческого общения.
- Бытовая. Проведение финансовых операций с общим бюджетом.
Исследователи отмечают, что все семьи проживают преимущественно стандартный цикл, вне зависимости от типа и классификации.
Основные особенности жизненного цикла семьи
Естественно, что приведенные выше схемы — это несколько усредненные представления. Нередко некоторые стадии затягиваются дольше обычного: например, сепарация от родительской семьи — и соответственно развитие не происходит как для родителей, так и для детей. К тому же на это влияют социополитические условия: экономические кризисы, политическая обстановка в стране.
Поскольку исходной предпосылкой формирования данной концепции являлась теория эпигенетического развития Э. Эриксона, то говоря о жизненном цикле семьи нельзя не упомянуть о кризис развития семьи. Так как переход на каждую стадию нередко сопровождается семейными кризисами, поскольку структура самих отношений видоизменяется.
Самый первый кризисный этап реализуется на первой стадии формирования семьи — противоречие семейных моделей двух супругов, наличие сформировавшихся установок и ожиданий относительно роли мужа и жены, разный сексуальный опыт, различие в родительских установках и планах, неудовлетворенность профессиональным развитием, отсутствие окончательной сепарации с родительской семьей.
Сложности, характерные для второй стадии — это смешение родительских и супружеских отношений (очень часто матери очень сильно вовлекаются в детско-родительские отношения. вызывая ревность у супруга, что нередко заканчивается изменами), отсутствие представления о функциях родительства в целом, наличие ограничивающих убеждений, формируется дисбаланс профессиональной и родительской идентичности, трансформируются сексуальные отношения супругов. Как следствие — возникает неудовлетворенность.
На третьей стадии основные сложности, в основном, связаны с осознанием родителями, что такое воспитание и как его реализовывать.
На четвертой стадии основная сложность связана со стагнацией супружеских отношений, которая возникает в результате снижения эмоциональной наполненности отношений, кризисом профессионального роста. Основной путь заключается в расширении поведенческого арсенала: поиск новых форм проведения досуга, новых форм общения, видоизменения сексуальной жизни, а также может быть полезна работа с психологом.
На пятой стадии основная проблема заключается в отделении родителей от детей (сепарация), возвращение к супружеским отношениям, обретение собственной автономии, продолжение самореализации (но не в детях, а в своей деятельности). Нередко на данной стадии супруги ощущают одиночество и никчемность собственной жизни, не знают, куда себя направить.
На шестой стадии нередко происходит разочарование в партнере, неспособность вновь строить партнерские отношения, а не родительские, ощущение опустошения.
На седьмой стадии важно принять свое старение, свой новый статус пенсионера, а также новый статус прародителя. Это способствует активизации новой формы отношений с семьей детей, а также с супругом
На восьмой стадии основная трудность — это одиночество или постоянная скорбь по утрате
Здесь важно включить овдовевшего родителя в семью, развить новые формы отношений, способствовать обретению нового смысла жизни
Социальные функции семьи
Функции семьи отражают динамику семейных изменений на различных этапах развития и функционирования общества, историческую связь между семьей и обществом.
Семья, как социальный институт, выполняет следующие традиционные функции:
- Репродуктивная, или воспроизводство населения.
- Хозяйственно-экономическая. Заключается в обеспечение членов семьи питанием, одеждой, приобретение имущества и ведение домашнего хозяйства, организация быта, создание уюта, благоустройство жилища, ведение домашнего бюджета.
- Регенеративная. Подразумевает наследование фамилии, статуса, социального положения, имущества, фамильных драгоценностей.
- Социализирующая, или образовательно-воспитательная. Удовлетворение потребностей в материнстве и отцовстве, в контактах и воспитании детей, самореализации в детях.
- Рекреативная функция. Отражает организацию досуга, связана с отдыхом, заботой о здоровье, благополучии всех членов семьи.
- Социально-статусная. Воспроизводство структуры и предоставление членам семьи определенного социального статуса.
- Психотерапевтическая. Дает возможность удовлетворить потребности в уважении, симпатии, эмоциональной поддержке, признании, психологической защите.
Воспитательные модели в семье:
- детоцентризм – в воспитании ребенка участвуют все члены семьи; как правило, дети вырастают инфальтильными личностями и эгоцентриками;
- профессионализм – родители от воспитания ребенка отчуждаются, но материально их обеспечивают; дети испытывают трудности при социальном общении, не обладают опытом доверительного диалога со взрослыми;
- прагматизм – воспитание ориентировано на личность ребенка, достижение им успеха в жизни любыми средствами, на получение материальной выгоды и практичность; ребенок вырастает с утилитаристским отношением к миру.
Альтернативные семьи
В современных западных странах отмечаются процессы видоизменения брака как социально-официального института. Метаморфозы наблюдаются в общепринятых аспектах функционирования семьи и в перераспределении ролей внутри нее. Снижение интегрированности семей наблюдается также в России и в странах СНГ — традиционная ячейка общества переживает изменения в организации досуга и в социализации индивидов. Возникают так называемые альтернативные браки. Отношения и связи в них допускаются общественным мнением, но не признаются государственными институтами либо церковью.
Под семьей альтернативного типа следует принимать:
- Однополые браки. Супруги принадлежат к одной гендерной группе.
- Гостевой брак. Подразумевает раздельное проживание и отсутствие совместного быта.
- Открытый брак. Супруги признают право на независимость друг друга, что также касается и половой жизни.
- Пробный брак. Совместное проживания без официальной регистрации.
У каждого человека слово “семья” ассоциируется с домом и каждый хочет, чтобы дом был чистым и надежным. Близкие и родные люди всегда придут на помощь и приумножат радость. Решив создать семью, человек берет на себя ответственность за благополучие всех ее членов и свое собственное счастье.Для закрепления материала посмотрите предложенное ниже видео, в котором вы также найдете еще больше примеров по каждому типу семьи.
Жизненный цикл развития семьи
Семья – это малая социальная группа, важная форма организации личного быта, которая основана на браке или родственных связях, а также отношениях между родственниками, проживающими совместно и ведущими общее хозяйство. Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития.
Закон гомеостаза гласит – каждая система стремится к постоянству и стабильности, а нарушение этого закона болезненно для всех её участников. Закон развития гласит – всякая семейная система должна пройти полный жизненный цикл, переходить от стадии к стадии, обозначенные неизбежными объективными обстоятельствами.
Дисфункциональная семья – это такая семья, где действие закона гомеостаза сильнее, чем действие закона развития. Функциональная семья – это семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами, в такой семье законы семейной системы переменно находятся в балансе.
Выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи, критерием выделения которых является наличие или отсутствие детей в семье и их возраст:
- Стадия «монады». Здесь имеются ввиду холостые мужчины и незамужние женщины.
- Стадия «диады», семья молодоженов.
- Семья с маленькими детьми. Дети от рождения до подросткового возраста.
- Семья с детьми подросткового возраста.
- Выход повзрослевших детей из семьи.
- Семья на поздней стадии развития (семья после отделения детей, стадия пожилого возраста и старости).
Первая стадия. Добрачный период или стадия «монады». Основная цель – достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу. Вторая стадия. Стадия «диады» или семья молодоженов. Основная цель этой стадии – формирование новой семейной системы на основе заключения брака или ведения быта.
Стоит упомянуть и о том, что на второй стадии семейной жизни у партнеров происходит брачная адаптация. Брачная адаптация – это процесс постепенного приспособления супругов к совместной жизни на основе позитивных чувств: симпатии, любви, дружбы и уважения друг к другу. В среднем этот процесс занимает около года.
Третья стадия. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста). Основная цель этой стадии – начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в нее новых членов. Четвертая стадия. Семья с детьми подросткового возраста. Ее основа — совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий поколений.
Дети вступают в подростковый возраст, и родители теряют тот авторитет, который был у них ранее. Подросток хочет быть самостоятельным, у него происходит второе рождение личности формируются ценности, цели, основные предпочтения в музыке и искусстве, выстраиваются модели взаимоотношений, формируется характер.
Среднее поколение (родители – мама и папа) вступают в кризис середины жизни, требующий переосмысления жизненного пути и подведения итогов. Старшее поколение прародителей – переживает кризис прекращения активной производственной и социальной деятельности и перестройки образа жизни в связи с утратой физических сил и возможностей.
Пересечение кризисов может создавать дополнительную напряженность и утрату чувства безопасности и защищенности у всех членов семейной системы. Основная цель этой стадии – развитие семейной системы с учетом растущей независимости детей и включение заботы о старшем поколении (прародителях).
Пятая стадия. Выход повзрослевших детей из семьи. Основная цель этой стадии – формирование гибкой семейной системы с открытыми границами. Семья сталкивается с кризисом, который преодолевается двумя способами: деструктивным (отделение взрослых детей) или конструктивным (терпимое построение супружеских отношений).
Шестая стадия – семья после отделения детей. Основная цель этой стадии – перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семьи с учетом реалий возрастных изменений старшего поколения.
Стадии жизненного цикла семьи
Классификаций жизненного цикла семьи существует несколько, и начинаться он с разных моментов: с периода ухаживаний или с вступления в брак.
Например, этапы жизненного цикла семьи по версии Э.К. Васильевой:
- С момента формирования союза и до рождения первого ребенка.
- Появление детей и период их воспитания.
- Прекращение воспитательной функции.
- Проживание с взрослыми детьми, но еще пока не имеющими собственных семей.
- Проживание супругов уже самостоятельно или с детьми, вступившими в брак.
А по мнению социолога Антонова А.И., жизненный цикл семьи состоит из четырех периодов:
- Стадия предродительства- охватывает период от вступления в брак и зачатие первого ребенка, подготовка к материнству (отцовству).
- Стадия репродуктивного родительства- рождение детей, продолжительность фазы зависит от планов по количеству членов нового поколения.
- Стадия социализированного родительства- период воспитания детей, который может быть ограничен их совершеннолетием или моментом отделения последнего из взрослых детей.
- Стадия прародительства- начинается с появлением внуков, когда супруги приобретают новый статус – бабушка и дедушка.
Наиболее подходящей с точки зрения психологии семейных отношений является периодизация жизненного цикла М. Эриксона. В ней, как раз первый этап жизненного цикла семьи начинается не с заключения брака, а с периода ухаживаний.
- период ухаживания – включает в себя общение партнеров до официального заключения брачного союза;
- брак и его следствия (брачное поведение) – заключение брака и бездетный период;
- рождение ребенка и взаимодействие с ним – появление потомства и его воспитание;
- зрелая стадия брака – период, когда дети становятся относительно самостоятельными, но еще не покинули семейное гнездо, отношения и быт уже устоялись;
- отлучение детей от родителей – взросление нового поколение, отсоединение от родителей;
- пенсия и старость – воспитание внуков, жизнь для себя.
Жизненный цикл развития семьи может отличаться по продолжительности в зависимости от:
- времени рождения первого ребенка;
- числа детей, появившихся в браке;
- периода отсоединения детей, который может быть как ранним, так и затянувшимся из-за учебы или долгой холостяцкой жизни;
- времени рождения внуков;
- продолжительности брака.
Если рассмотреть схему стадий жизненного цикла семьи по годам, то получится примерно следующая картинка:
- Этап молодой семьи (0-5 лет) — начинается с вступления в брак и заканчивается с рождением первенца.
Задачи:
- адаптация молодоженов или притирка друг к другу;
- сексуальная адаптация;
- формирование первоначального семейного капитала;
- налаживание взаимоотношений с другими представителями социума;
- формирование общих привычек и ценностей.
Психологически, это один из самых сложных этапов, на который по статистике приходится пик разводов.
Причины разводов на данном этапе:
- эмоциональная и психическая незрелость партнеров, не готовность к браку;
- отсутствие собственного жилья, накоплений или в общем неблагоприятные бытовые условия;
- вмешательство третьих лиц во взаимоотношения членов семьи.
- Семья с несовершеннолетними детьми (длится минимум 18 лет) – начинается с рождения первого ребенка и заканчивается, когда последний ребенок покидает родительское гнездо.
Задачи:
- адаптация к новым условиям – изменение структуры и функций членов группы;
- воспитание детей;
- обретение стабильности в семейных отношениях.
Причины разводов на данном этапе:
- рождение первого ребенка – происходит переключение любви и внимания жены с мужа на ребенка;
- реализация воспитательной функции ведет к повышенным нагрузкам на обоих родителей;
- отсутствует возможность восстановления сил;
- каждый из партнеров встает перед выбором – что сохранить себя или семью.
Так как эта фаза жизненного цикла семьи по продолжительности и по структуре малой группы может существенно разниться, специалисты выделяют несколько подэтапов, в зависимости от возраста детей:
- Родители+младенец.
- Родители+ дошкольник.
- Родители+школьник до достижения 12 лет.
- Родители+ подросток до 21 года.
- Завершающий этап (минимум после 18 лет совместной жизни)— начинается, когда родители снова остаются одни, дети выросли и самостоятельно устраивают свою жизнь.
Задачи:
- адаптация к новым условиям – изменение структуры и функций группы;
- принятие супругами друг друга спустя 25 лет в новой роли, видении;
- освоение новых ролей – бабушки и дедушки;
- сохранение семейных ценностей, преемственности поколений.
Причины разводов на данном этапе:
- не способность к адаптации в новых условиях;
- не принятие партнерами друг друга в пожилом возрасте;
- ;
- проблемы со здоровьем.