Классификация и функциональное назначение станций

Что такое класс станции: описание и особенности

Примеры классов станций в РФ и за рубежом

В России классы железнодорожных станций определяются по нескольким критериям, таким как грузооборот, звено, количество путей и так далее. Самые крупные и важные станции относятся к классу I, например, станция Москва-Пассажирская. Класс II включает станции с меньшим грузооборотом, но все еще являющиеся важными транспортными узлами, такие как станция Санкт-Петербург-Пассажирская. Класс III и IV состоят из более мелких станций, чаще всего служащих для обслуживания населенных пунктов в регионе.

За рубежом классификация станций может отличаться. Например, в США существуют Amtrak Metropolitan Station и Amtrak Passenger Station, которые относятся к категории класса A, имеют большой пассажиропоток и обширные сервисные возможности. Класс B включает станции, где есть возможность приобретения билетов и прохода таможенного контроля, но сервисные возможности не так широки. Класс C включает наименее крупные станции.

В Европе классификация станций может проводиться по количеству платформ, наличию трансферов, коду национальных железных дорог, уровню обслуживания и т.д. Например, во Франции существуют станции класса G, чаще всего расположенные в крупных городах и обслуживающие международные поезда. Класс R включает региональные станции, а класс Т является наименее развитым.

В любой классификации станций каждый класс выполняет свою функцию в системе железнодорожного транспорта. Независимо от класса, каждая станция должна обеспечивать высокий уровень сервиса и безопасности для пассажиров и перевозимого груза.

Назначение участковых станций и их размещение

На железных дорогах функционирует несколько видов технических станций. Одним из таких видов являются участковые станции. Само их название появилось потому, что они ограничивают поездные участки. Между соседними участковыми станциями могут располагаться промежуточные грузовые станции, разъезды и обгонные пункты.

Работа участковых станций состоит в выполнении следующих действий:

  • смена поездных локомотивов;
  • смена локомотивных бригад;
  • обработка транзитных грузовых поездов (погрузка, выгрузка, хранение грузов и багажа);
  • обработка транзитных пассажирских поездов (посадка, высадка и обслуживание пассажиров);
  • снабжение пассажирских вагонов водой и топливом;
  • техническое обслуживание и экипировка рефрижераторных вагонов;
  • формирование отправительских маршрутов;
  • обслуживание подъездных путей и железнодорожных путей необщего пользования;
  • маневрирование, расформирование, формирование сборных и участковых поездов.

Факторами размещения участковых станций на сети железных дорог общего пользования являются вид тяги и способ тягового обслуживания поездов, а также расстояние, которое может быть преодолено грузовыми поездами в отсутствии технического обслуживания вагонов.

Ранее, когда локомотивы функционировали на основе паровозной тяги, их участки обращения ограничивались участковыми станциями, находящимися на расстоянии 100-130 километров друг от друга. Подобное расстояние было обусловлено скоростью движения локомотивов, запасом угля в их тендерах, временем непрерывной работы локомотивных бригад.

Спустя некоторое время железные дороги подверглись внедрению тепловозной тяги и электрификации. Появились тепловозы, для которых участки обращения увеличились до 500-800 километров, и электровозы, для которых участки обращения увеличились до нескольких тысяч километров. В связи с этим было утрачено первоначальное значение многих участковых станций.

На удлиненных участках обращения обслуживанием локомотивов занимаются сменные бригады. Локомотивные бригады работают на расстоянии длиной 500 километров. На участковых станциях производится смена локомотивов и (или) локомотивных бригад.

Другие факторы выбора конкретного места расположения участковой станции заключаются в следующем:

  • длина участка обращения локомотивов, обусловленная их техническими характеристиками;
  • нормы трудового законодательства, которые ограничивают время работы локомотивных бригад;
  • длина гарантийных и диспетчерских участков;
  • расстояния между экипировками подвижного состава;
  • конфигурация сети железных дорог.

В состав участковых станций входят приемоотправочные парки, где производят технический и коммерческий осмотр, а также безотцепочный ремонт вагонов грузовых поездов. Кроме того, участковые станции могут иметь локомотивное и вагонное хозяйство, экипировочные устройства, основное или оборотное локомотивное депо.

При проектировании участковых станций необходимо разработать проекты путей и устройств специального назначения, путей для стоянки вагонов с опасными грузами, выгрузки снега, стоянки пожарных и восстановительных поездов. Для пассажирской работы пути на участковых станциях разделяются на две группы:

  • группа главных путей предназначена для приема и отправления транзитных поездов,
  • группа боковых путей, расположенных непосредственно у вокзала, предназначена для работы с оборачиваемыми и конечными поездами.

Класс станции: описание и особенности

Класс станции — это классификация железнодорожных станций по их инфраструктурному, функциональному и транспортному значению

Классификация применяется для определения статуса станции, её нагрузки и важности для сети железных дорог

Класс станции определяется на основе её размеров, числа перегонов, наличия погрузочно-разгрузочных устройств и привязки к грузовым и пассажирским перевозкам. Существует 10 классов станций, каждый из которых имеет свои особенности:

Класс 1

  • Входит в сеть железных дорог высшего уровня
  • Обслуживает наиболее значимые пассажирские маршруты
  • Высокое качество обслуживания и конкурентоспособные тарифы

Класс 2

  • Обеспечивает межрегиональные и международные пассажирские перевозки
  • Оперирует большим количеством поездов и находится на пересечении важных магистралей
  • Наличие службы такси, кафе и магазинов

Класс 3

  • Имеет значимость для международных грузоперевозок
  • Обладает развитой инфраструктурой и мощными техническими возможностями
  • Высокое качество обслуживания грузов и клиентов

Также существуют классы станций 4-10, которые обслуживают региональные перевозки, грузовые маршруты, внутренние пассажирские перевозки и т.д

Важно знать, что класс станции определяет её финансовую поддержку, перспективы реконструкции и развития, а также решение вопросов по привлечению инвестиций

Как определяется класс станции

Класс станции определяется на основе нескольких критериев, которые включают в себя пассажиропоток, наличие инфраструктуры и уровень сервиса. Станции делятся на шесть классов, начиная от первого и заканчивая шестым. Класс станции имеет большое значение для рейсов, так как он определяет возможность проведения поездок из данной станции и уровень комфорта для пассажиров.

Критерии определения класса станции:

  • Пассажиропоток — количество пассажиров, отправляющихся или прибывающих в эту станцию. Она должна быть причислена к соответствующему классу станций в зависимости от количества пассажиров, использующих ее.
  • Уровень сервиса — возможность пассажиров пользоваться различными услугами, включая магазины, кафе, банкоматы и т.д.
  • Наличие требуемой инфраструктуры, включая железнодорожные пути, перроны, транспортные средства и т.д.

На основе этих критериев весь железнодорожный транспорт разбивается на шесть разных классов, каждый из которых соответствует разным требованиям и уровню комфорта для пассажиров. Чем выше класс станции, тем больше услуг и больший уровень комфорта она предоставляет для пассажиров.

Классификация железнодорожных станций
Класс станции
Описание

1-ый класс
Станции крупных городов с высоким уровнем сервиса и многочисленной транспортной инфраструктурой.

2-ой класс
Станции среднего размера с хорошо развитой инфраструктурой и необходимым уровнем сервиса.

3-ий класс
Станции небольших городов и населенных пунктов, с доступными услугами и сервисом для пассажиров.

4-ый класс
Станции с малым пассажиропотоком, без столовых и кафе, но с высоким уровнем безопасности.

5-ый класс
Станции с минимальным уровнем сервиса и небольшим пассажиропотоком, только для пригородного транспорта.

6-ой класс
Остановочные пункты для грузового транспорта, на которых возможно посадка пассажиров.

Классификация участковых станций

Классификация участковых станций производится на основе присущих им отличий друг от друга. В настоящее время критериями для классификации могут выступать характер работы, мощность и взаимное расположение основных устройств, местные условия (топографические, географические, застройка территории и др.).

Из всех факторов, который оказывают влияние на тип и конструкцию участковой станции, наибольшее значение имеют следующие:

  • род тяги (паровозная, тепловозная, электрическая, смешанная);
  • роль участковой станции в тяговом обслуживании участков обращения поездов (участковые станции с основным или оборотным ремонтным депо, пунктом оборота локомотивов, смены локомотивных бригад);
  • число путей на главной железнодорожной линии (их может быть один, две или больше);
  • наличие или отсутствие примыканий других железнодорожных линий к главной (если один путь или два, то участковая станция считается неузловой; если путей три или больше, то участковая станция считается узловой);
  • взаимное расположение основных парков (участковые станции поперечного, продольного и полупродольного типа, а также станции, где пассажирские устройства и приемоотправочные парки расположены последовательным образом);
  • размещение локомотивного хозяйства относительно основных парков;
  • длина станционной площадки;
  • объем транзитного движения и местной работы;
  • местные условия.

Еще стоит отдельно сказать, что в настоящее время электрифицированные линии могут быть оснащены разными системами тока (переменного, постоянного). Поэтому некоторые участковые станции выполняют функцию стыкования участков с разными системами тока.

Таким образом, участковые станции являются важными инфраструктурными объектами для действующей сети железных дорог. Они предназначены для обслуживания подвижного состава поездов и их персонала, который может быть занят как грузовыми, так и пассажирскими перевозками

Следовательно, управление участковыми станциями остается важной логистической задачей для железнодорожного транспорта

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: