Этапы развития киевской руси

Образование государства русь

Основные теории образования Древнерусского государства

Историки расходятся во мнении по поводу того, какая же из предпосылок образования Древнерусского государства у восточных славян имела решающее значение. По этому поводу имеется несколько теорий (мнений), успешно опровергаемых или же наоборот, поддерживаемых на протяжении многих десятилетий. Наиболее популярны следующие  теории образования (происхождения) древнерусского государства:

  1. Договорная теория. Народное вече заключило договор с князем, пригласив его на княжение. Князь ведал войском, поддерживал в стране порядок, получал существенные привилегии. Основная теория образования Древнерусского государства.
  2. Теория завоевания. Государственная власть была необходима для установления и поддержания господства сильных племен над более слабыми.
  3. Налоговая теория. Государство появилось в момент, когда князья стали систематически собирать дань с покоренных племен.
  4. Торговая теория. Государство было необходимо для защиты торговых путей и городов.
  5. Христианская теория. Общая идеология является одним из признаков государства. Согласно этой теории духовные предпосылки образования государства у восточных славян имели решающее значение и возникли только после Крещения Руси.

Наибольшее число сторонников имеется у 2 теорий образования Древнерусского государства — норманнской и антинорманнской, рассматривающих основные предпосылки образования государства у восточных славян с двух противоположных сторон.

Норманнская теория

В основу норманнской теории образования Руси легла усовершенствованная договорная теория. Согласно норманнской теории образования Древнерусского государства на княжение пригласили не просто князя из особо отличившихся представителей восточных славян, а чужака – варяга (норманна). Впервые эту теорию представили и поддержали немецкие историки Г. З. Байер, А. Л. Шлецер и Г. Ф. Миллер. На княжение прибыли три варяжских князя – Трувор, Рюрик и Синеус. Они установили собственные законы, привели свои армии для защиты русских земель и фактически способствовали тому, что у славян появилась централизованная власть. Сторонники норманнской теории образования государства Киевская Русь полагают, что без поддержки со стороны государство образоваться не могло.

Изображение Рюрика и его братьев Трувора и Синеуса  

Антинорманская теория

Противниками норманнской теории являются историки, поддерживающие славянскую и центристскую теории. Одним из представителей славянской теории является М. В. Ломоносов. Он полагал, что славяне имели более развитый уровень социального и экономического развития, чем варяги, поэтому существенного значения их призвание на княжение для образования государства не имело. Норманнская и славянская теории образования Руси противопоставляются друг другу.

Изображение М.В. Ломоносова  

Большинство современных историков придерживаются центристской теории возникновения государства. Основоположники центристской теории полагают, что первые русские княжества уже существовали до призвания Рюрика. Призванные князья заняли уже имеющиеся посты, потому политические предпосылки образования государства у восточных славян считаются менее значимыми, нежели экономические (рост городов, развитие торговли).

Все теории образования Древнерусского государства кратко можно поделить на те, которые исходят из исторической необходимости в государстве и те, которые предполагают, что образование государства является естественным процессом.

Принятие христианства

Принятие христианства на Руси — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Причины принятия христианства:

1) Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

2) Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен — единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

3) Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

4) Решение экономических вопросов жизни государства, вопросов дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

Принятие христианства имело огромное историческое значение:

— способствовало преодолению языческого изоляционизма восточных славян, объединению их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности;

— сыграло большую роль в идеологическом обосновании и укреплении власти киевских князей;

— христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов, формировала уважение к власти, ускорилось отмирание пережитков брачного права;

— повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось в просвещении, книгоиздательском деле. Принятие христианства способствовало зарождению каменного зодчества, возникновению иконописи, фресковой живописи. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы (Софийский собор в Киеве и др.) становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси;

— ускорило развитие феодального способа производства;

— оказало влияние на развитие техники, ремесел и т. д.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. Православная церковь укрепляла светскую власть, что в итоге открывало дорогу деспотии.

Что было на Руси?

На территории Восточно-европейской равнины в первых веках нашей эры уже жило местное, автохтонное (как его называют в исторической науке), население. Древнегреческие историки называют три племени: анты, склавины и венеды.

Одни историки считают, что это предки славян, другие, что эти племена были уничтожены аварами. Никто ничего не знает: ведь поскольку у этих племен не было своей письменности, приходится доверять только греческим источникам, которые сами по себе отрывочны.

Карта Древней Руси

Но местное население здесь точно жило и дальше и мы его называем — восточные славяне. Зачем же у славян стал складываться аппарат власти, если до этого времени они как-то жили без него?

Дело все в том, что урожаи на означенной территории плохие: сам-2, в среднем Поднепровье — сам-3. То есть на одно посаженное зерно вырастает 2 — 3 выросших. Скотоводство здесь будет только оседлое. Но на Руси его было немного. 

Единственный повод организовать государство — это наличие постоянной внешней угрозы со стороны кочевников (например, о печенегах детально читайте здесь), которые преимущественно нападали на южнославянские племена. Как раз здесь и возникли племенные союзы и стали распространяться далее. Поляне, радимичи, вятичи, и другие — это все и есть союзы племен.

Все эти союзы племен, согласно школьной программе, в 882 году (9 век) объединил князь Олег Вещий, когда пошел в поход от Новгорода до Киева. Он взял под контроль Путь из варяг в греки, и за одно племена, проживающие в его течении. Ну и далее пошло-поехало: в 10 веке ряд племен признали власть Киева (то есть стал платить дань) при Игоре Старом, другие — при Святославе, третьи при Владимире Святом. Разумеется, что и крещение Руси сыграло свою большую роль в процессе формирования древнерусского государства.

Для полноты картины, разумеется надо предоставить всем известные теории образования государственности на Руси: норманнскую и антинорманскую. Но я надеюсь, что вы их знаете.

Разумеется в этой схеме масса пробелов, которые невозможно закрыть только этой статьей. Например, откуда пошло название «Русь», кто такие варяги, какая из теорий (норманская или антинорманская) больше верна и можно ли поход Олега считать полноценным образованием государства? Какие историки каких мнений придерживаются на этот счет? Все эти моменты просто необходимо разобрать, если, конечно, вы хотите написать сочинение (задание 25) на максимальные баллы.

И все это я уже разобрал в видеокурсе «История. Подготовка к ЕГЭ по истории на 100 баллов». В нем абсолютно ВЕСЬ курс истории, включая Всемирную историю разобран в формате крутых и очень увлекательных видеоуроков, а кроме того дана действительно стоящая методика подготовки, благодаря которой сотни ребят сдают ЕГЭ по истории на максимальные баллы и поступают в вуз на бюджет. Так что рекомендую!

Поделиться в соц. сетях

Норманнский вопрос

Существуют две гипотезы образования Древнерусской государственности. Согласно норманнской теории, она была привнесена извне варягами в 862 году. Авторами этой теории были немецкие историки Г.Ф. Миллер, Г.З. Байер, А.Л. Шлёцер, работавшие в Российской академии наук в первой половине XVIII века. Основоположником антинорманнской теории был М. В. Ломоносов, она основывается на концепции невозможности «научения государственности» и идее формирования государства как этапа закономерного внутреннего общественного развития.

Напрямую с норманнским вопросом связана проблема этнической принадлежности варягов. Сторонники норманнской теории считают их скандинавами, антинорманнисты предполагают их западнославянское, балтское или финно-угорское происхождение.

Сейчас большинство историков придерживается концепции скандинавского происхождения варягов. Одновременно признается факт, что скандинавы, которые находились на схожем с восточными славянами уровне развития общественных отношений, не могли принести государственность. Поэтому возникновение Древнерусского государства было логичным завершением внутреннего развития общества восточных славян, а этническая принадлежность династии не играла ключевого значения.

Восточные славяне в древности. Предпосылки образования государства

После появления первых племенных союзов появились предпосылки (условия) образования государства у славян. Кратко предпосылки образования государства у восточных славян можно поделить на внешние и внутренние.

К внешним предпосылкам относят:

  1. Изменения, происходящие у соседей. К началу 9 века аналогичные процессы уже произошли или происходили на территории Франции, Испании, Италии. Византийская империя, как постоянный торговый партнер, и вовсе являлась сильным централизованным государством.
  2. Наличие сильного внешнего врага. С половцами, печенегами, варягами и другими воинствующими народами было легче бороться сильной армии под руководством князя, чем отдельным разрозненным отрядам.
  3. Переход от язычества к христианству. Единый Бог – один князь и общее государство. Многочисленность языческих богов предполагала, что и в настоящей жизни есть место нескольким равным перед другими и между собой владыками. Единобожие это отрицало. Постепенно в умах простых людей того времени сложилась убежденность в том, как нельзя поклоняться нескольким богам одновременно, так и не может быть в стране нескольких князей.

Образование Древнерусского государства, города, походы князя Олега на Византию  

К внутренним предпосылкам образования государства у славян относятся:

  1. Распад родовой общины и образование общины соседской. Связанные кровными узами родственники помогали друг другу обороняться во время набегов, сажать поле, охотиться. Лишенные такой связи соседи на подобную поддержку рассчитывать не могли, потому единственной их надеждой стала княжеская дружина и те законы, которые постепенно устанавливала княжеская власть. Именно князь был способен оградить от набегов недругов, повелеть вместе сажать поле, выделить часть добычи из той, что была получена на охоте. Неравенство в родовой общине практически незаметное, в общине соседство стало основой существования, и это также привело к необходимости формирования государства.
  2. Межплеменная борьба за власть. Небольшие племена не имели собственной армии, а значит, не могли защитить себя от недружественно настроенных соседей. Образование единого государства решило эту проблему.
  3. Более четкое разграничение занятий, развитие торговли. В больших семьях все выполняли одни и те же работы. Плотник умел сажать поле и охотиться, ткачихи нередко помогали мужьям в создании глиняной посуды, с наступлением лета и осени все семейство занималось собирательством, запасаясь грибами, орехами и ягодами на зиму. К моменту формирования государства в общине появляются люди, выполняющие исключительно одну или две функции. Так, воин больше не шел на пашню, а кузнец не занимался собирательством. Нужные им продукты и вещи они окупали или обменивали. Ремесло и сельское хозяйство разделилось. Экономические предпосылки образования государства у восточных славян некоторые историки рассматривают как первостепенные. Социальные предпосылки образования государства у восточных славян были не столь значимы как необходимость вести торговлю и обмениваться результатами труда.

Распад родовой общины, растущее неравенство, появление сословий (военного, ремесленного, крестьянского), внешняя угроза и обретение единого Бога (принятие христианства) привело к тому, что на рубеже IX-X веков на Руси формируется единое государство. Центром его становятся города Новгород и Киев.

Крещение Руси. Последствия. Значение

В 987 г. византийский император Василий II, против которого выступил ряд крупных феодалов, попросил у Владимира военной помощи для подавления мятежников. Киевский князь согласился, но потребовал выдать за него сестру императора — Анну. Это была чрезвычайно высокая цена, ведь в соответствии с существовавшими тогда правилами византийские принцессы могли выходить замуж только за равных себе или хотя бы за представителей семьи германских императоров.

Однако обстоятельства были сильнее традиции: реальная угроза Константинополю заставила Василия II пойти на уступки, в то же время, он сам потребовал, чтобы Владимир крестился и, выполняя условия русско-византийского соглашения, приступил к обращению в христианскую веру жителей Киева и других древнерусских городов.

В результате христианство как официальная государственная религия было введено на Руси в 988 г., после того как Владимир принял крещение в Корсуне (Херсонесе). Этим актом Русь окончательно определила своё место в Европе. Возрос международный авторитет государства, началось его политическое сближение с европейскими государствами, в первую очередь с Византией.

Византийским наследием на Руси стала ярко выраженная зависимость церковных институтов от светской власти. Митрополиты, а затем и патриархи, должны были следить за тем, чтобы духовенство, которое находилось в их подчинении, последовательно обосновывало необходимость абсолютизма княжеской — царской — императорской власти, заставляя массы принять идею полной покорности монарху. Византийские теологи убеждали прихожан, что земная империя является своеобразным прототипом небесной империи, а верховный правитель — исполнителем и проводником Божественной воли. Он поддерживает равновесие земных сил и спокойствие жизни своих подчинённых.

В самой Руси принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры. С утверждением идеи равенства всех перед Богом и неотвратимости Страшного суда начали происходить изменения в мировоззрении людей. Наблюдалась определённая гуманизация общественных отношений в сравнении с языческим периодом. Важным центром образования, литературы и искусства стали монастыри и храмы. Уже в годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) на Руси существовало около 70 больших монастырей, самым крупным из них был Киево-Печерский. Новая религия, стерев племенные и этнические различия, оказала значительное влияние на процесс формирования древнерусской народности, способствовала укреплению государственного единства Руси.

В то же время распространение христианства нередко сталкивалось с непониманием и агрессией местного населения, продолжавшего почитать старых языческих богов (погребения по языческим традициям проводились на Севере Руси вплоть до XVI в.). Христианизация Руси растянулась на несколько веков своеобразного двоеверия, утвердившись на окраинах намного позже, чем в Киеве и Новгороде.

Первые князья: Рюрик, Олег, Игорь

Рюрик – новгородский князь, родоначальник династии Рюриковичей. Точное происхождение его историкам неизвестно. По одной из теорий он был варяжским конунгом, а по другой предводителем славянского племени ободритов. Призвание князя Рюрика произошло в 862 году. Вскоре после этого призванные вместе с ним братья погибли или умерли (точно неизвестно) и Рюрик стал единоличным правителем. Рюрик пытался отвоевать датский престол, подчинил Новгороду кривичей, мери и мурома с городами Полоцк, Ростов и Муром.

Умирает Рюрик в 879 году, ему наследует сын Игорь. Наместником при Игоре был назначен родственник Рюрика – князь Олег. Еще при жизни Рюрика покоренные племена, в том числе и сами новгородцы, пытались восстать против единоличной княжеской власти. Олегу пришлось бороться не только с внешними, но и с внутренними врагами. В 882 году он собирает войско для похода на Смоленск (кривичи). Взяв город штурмом, он направил войско на Любеч и далее пошел с походом на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Обманом выманив князей за укрепленные стены, Олег казнил их и покорил Киев. В дальнейшем Олег покоряет древлян, северян и радимичей. При Олеге Киев становится центральным градом (городом, столицей) Руси. Это помогает укрепить границы и окончательно разгромить кочевые хазарские племена и временно обезопасить страну от набегов печенегов.

Князь продолжает политику своих предшественников на Киевском престоле и неоднократно собирает войска для похода на Византию. Военная кампания, затеянная Олегом, была столь успешна, что греки согласились выплачивать дань. В 907 году Олег заключил мир с Константинополем, подтвердив мирное соглашение в 912 году. Олега в летописях называют «вещим». После него княжеский престол занимает Игорь сын Рюрика. Он был не столь успешен во внешней политике, но смог подтвердить мир с Византией в 945 году и удержать власть над строптивыми племенами. В 945 году Игорь погибает. По легенде он пришел с дружиной в земли древлян для повторного сбора дани. Разъяренные нарушением договоренностей, древляне убили Игоря. Княжеский престол перешел к княгине Ольге и сыну Игоря Святославу.

Олег и Игорь  

Территория Древней Руси, походы Игоря  

Первые киевские князья

Рюрик умер в Новгороде в 879 году. Так как его сын – Игорь – еще был ребенком, фактическая власть перешла к дружиннику и «родичу» Олегу. О родстве Олега и Рюрика известно мало. В. Н. Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись, называет Олега шурином Рюрика.

В 882 году Олег отправился в поход на юг. Он покорил Любеч и Смоленск, захватил Киев, хитростью выманив Аскольда и Дира из города и убив их. Так Олег, объединив под своей властью два центра древнерусской государственности − Новгород и Киев, который стал столицей образовавшегося государства, получил контроль над великим торговым путем «из варяг в греки».

После захвата Киева в течение нескольких Олег распространил власть на древлян (883 год), северян (884 год) и радимичей (885 год), которые до этого платили дань каганату хазар. Контроль над подчиненными племенами осуществлялся через полюдье.

Определение 2

Полюдье − ежегодный объезд князем подвластных племен для сбора дани.

Дань в основном давалась мехами, которые высоко ценились на рынках Византии.

Для улучшения положения купцов в 907 году Олег совершил поход на Константинополь, взяв в результате с императора Льва VI огромный выкуп. Главным итогом кампании было заключение договора между Древнерусским государством и Византийской империей, предоставившего купцам из Киева право торговли в Константинополе без уплаты пошлины.

В 911 году Олег отправил посольство в Константинополь для подтверждения мира и заключения нового договора, из которого исчезают упоминания о беспошлинной торговле.

Игорь Рюрикович в русскую историю вошел под прозвищем «Старый». В начале его правления восстали племена древлян, пытавшиеся освободиться от киевской зависимости. После жестокого подавления восстания древляне были вновь обложены данью.

В 941 году в ходе неудачного похода Игоря на Константинополь флот был сожжен «греческим огнем».

Поход 944 года оказался успешнее. Византийская империя согласилась выплатить дань, как ранее Олегу, и заключила новый торговый договор, лишивший русских купцов права беспошлинной торговли. В 945 году Игорь во время полюдья был убит восставшими древлянами.

Княгиня Ольга, вдова Игоря, по преданию жестоко отомстила древлянам. Она с помощью хитрости уничтожила князя Мала и старейшин, перебила много народа, сожгла город Искоростень – племенной центр древлян, и возложила тяжелую дань.

Сын Игоря и Ольги Святослав почти все недолгое правление провел в походах, не занимаясь внутренними делами, которые фактически продолжала вести его мать.

В 965 году Святослав осуществил поход на Хазарский каганат и взял город Саркел. На его месте возник русский форпост − Белая Вежа. Затем он опустошил владения хазар на Северном Кавказе. Вероятно, с этим походом связано распространение власти князя над Таманским полуостровом, где в дальнейшем появилось Тмутараканское княжество. Поход Святослава фактически положил конец могуществу Хазарского каганата.

В 966 году Святослав подчинил племена вятичей, плативших дань хазарам.

В 967 году Святослав принял предложение Византии о совместных действиях против Дунайских Булгар. Втягивая Святослава в коалицию Византия пыталась сокрушить дунайского соперника и одновременно ослабить Русь, усилившуюся благодаря падению Хазарского каганата. Святослав быстро сломил булгарское сопротивление, но не успел укрепиться в новых владениях. В 968 году к Киеву подступили печенеги − тюркоязычные кочевники, ранее зависимые от Хазарского каганата. Святослав поспешил на помощь своей столице. Дальнейшее устроение дел внутри государства задержало князя. Только в 969 году он вернулся в Переяславец на Дунае, который собирался сделать новой столицей.

Стремление князя закрепиться на Дунайских берегах вызвало осложнение в отношениях с Византийской империей. В 970 году разразилась война с Византией. Несмотря на первые успехи Святослава, его войско оказалось разбито при Аркадиополе.

Кампанию 971 года возглавил император Иоанн Цимисхий − талантливый и опытный полководец. Он сумел перенести войну в Дунайскую Булгарию и осадить Святослава в Доростоле. Крепость оборонялась несколько месяцев. Безвыходность положения Святослава и огромные потери армии Византии заставили стороны приступить к мирным переговорам. По условиям мира, Святослав оставлял дунайские владения, переходившие под власть Византии, но сохранил армию.

В 972 году по пути в Киев Святослав попал в печенежскую засаду на Днепровских порогах и погиб в схватке.

Возрастание княжеской власти

В середине IX веке роль князя на Руси постепенно возросла. Предводитель местной племенной дружины властвовал над ней и своими соплеменниками лишь во время ведения боевых действий. В остальное время он ничем не отличался от других, обладал равными с ними правами и статусом. В период формирования государства положение вещей меняется. Князь перестает быть исключительно военным предводителем, структура княжеской власти усложняется. На князя возлагаются:

  • судебные обязанности (князю доверяют вершить суд и в мирное время, его слово становится окончательным при разборе бытовых, военных и иных споров);
  • дипломатические обязанности (для ведения переговоров ранее выбирались лучшие представители племени, теперь договариваться с соседями по поводу торговли, заключения мира или объявления войны мог лишь князь);
  • обязанности по созданию и внедрению новых законов;
  • обязанности по сбору и распределению дани.

Сильная княжеская власть обеспечивала закон и порядок в государстве. Князь полностью содержал дружину. Соответственно, только он мог контролировать ее действия и направлять на защиту рубежей государства. Дружинники постоянно находятся при князе, поддерживают его, защищают. Являясь наиболее преданными его сторонниками, дружинники способствовали развитию и усилению княжеской власти на Руси, от которой напрямую зависело их положение в обществе.

Образование государства

Согласно летописным данным «Повести временных лет», в 862 году варяги, обложившие данью ильменских словен и чудь, были изгнаны. Затем среди ильменских словен началась междоусобная борьба. Не разрешив конфликт самостоятельно, племена решили призвать правителя, не связанного с каким-либо родом. Легендарное призвание Рюрика и его братьев на княжение в 862 году (однако братья считаются вымышленными персонажами) считается началом истории Российского государства.

Тем же годом летописец датирует создание еще одного центра государственности − Киевского княжества. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир покинули князя и овладели Киевом − племенным центром полян, плативших дань хазарам. В наше время считается, что Аскольд и Дир не имели отношения к правителю Новгорода, являясь представителями местной знати.

Замечание 1

Таким образом, во второй половине VIII века на территории расселения восточных славян возникли два центра государственности.

Антироманская теория

Она заключается в том, что славяне, у которых уже были предпосылки для становления государства, призвали варягов, чтобы те ими правили – это должно было предотвратить междоусобицу, начавшуюся после того, как славянские земли избавились от гнета тех же варягов, но при этом их продолжали ущемлять хазары. По свидетельству “Повести временных лет”, славянские земли разделили между собой братья Синеус, Трувор и Рюрик. С тех пор 862 год считается годом основания Руси. Это основная теория, которая излагается в учебнике за 6 класс.

Рис. 1. Князь Рюрик.

Ее противники утверждают, что достоверных свидетельств о том, что славяне призывали варягов, нет, а “Повесть временных лет” писалась с учетом интересов тогдашних правителей государства и не может рассматриваться в качестве достоверного источника.

Предварительные замечания

Эту тему я обычно начинаю объяснять с признаков государства. Какие есть его признаки? Обычно будущие выпускники начинают теряться и не понимать, о чем это я вообще говорю? Многие говорят, что президент и конституция. Но ведь очевидно, что в древности, да даже и в средневековье не было конституций и президентов, а государства были. Кстати, про то, что это такое у меня есть дельная статья тут. Поэтому раз и навсегда запомните.

Признаки государства:

  • Наличие аппарата власти — системы органов управления, без которой ни одно оно не может вообще существовать.
  • Наличие суверенитета — независимости от внутренних и внешних сил.
  • Наличие населения, которое подчиняется аппарату власти.
  • Наличие вооруженных сил, которые защищают суверенитет государства.
  • Монопольное право на сбор налогов.
  • Монопольное право на насилие.

Главным признаком является аппарат власти, который подчиняет людей на определенной территории, издает законы, регулирует общественные отношения. Как он образовался и вообще почему? Жили же как-то люди в ледниковый период без государств.

Да если даже посчитать: Homo Sapiens живет на Земле 25 000 лет. А государства существуют всего 6 000 лет (первое с точки зрения исторической науки возникло в Египте в конце 5 тысячелетия до н. э.). Зачем же они возникли?

Сторонники теории заговора скажут, что это происки сил тьмы. Но на самом деле появление государства было следствием неолитической революции, когда люди научились выращивать зерно и скот. Потому что именно производящее хозяйство может стать источником содержания аппарата власти.

Ну, смотрите, есть Ваше племя добывает в месяц 100 кореньев и немного, 20 килограмм, мяса на 10 человек. Этого вам только-только хватает, чтобы кормиться самим. А вот содержать вождя с дружиной — людьми, которые будут вас защищать от внешних врагов — уже не получится. Поэтому-то древнее неолита и не было государств.

Сейчас, конечно, понабегут сюда всякие сектанты и будут говорить про находки Атлантиды, гипербореев и о прочей недоказуемой ерунде. Но историческая наука неумолима, этой даме подавай доказательства, лучше археологические, чтобы радиоуглеродный анализ можно было сделать!

Таким образом, этапы образования государства таковы:

  • Переход от присваивающего хозяйства (охоты, рыбная ловля, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство);
  • Переход от родовой общины к соседской;
  • Переход от родовой общинной собственности к частной;
  • Наличие какой-то внешней угрозы, которая консолидирует общество в государство.

На это все с предварительными замечаниями.

Период расцвета

В результате междоусобной войны между сыновьями Святослава Ярополком, Олегом и Владимиром, к власти приходит младший, Владимир (980-1015 гг.). Его княжение считается периодом расцвета Киевской Руси.

Владимир продолжает объединение племен, совершая походы на вятичей, радимичей, ятвягов, хорватов. При нем растет Киев, возводятся укрепления, защищающие от кочевников. При этом развиваются и отдельные города-центры союзов племен, что приводит к отделению их от Киева. Владимир пытался предотвратить этот распад, организовав языческое капище с единым пантеоном богов. Однако это не помогло, и тогда он обращается к альтернативному способу объединения – христианской религии. Владимир крестился сам, а в 988 г. начал крещение Руси. Принятие христианства оказало большое влияние на развитие культуры – на Русь пришли новые виды изобразительного искусства, начала развиваться письменность. Также, это укрепляло положение страны на международной арене – Русь становилась наследницей Византии.

После правления Владимира 12 его сыновей начали междоусобную войну за киевский престол. В этой войне одержал победу Ярослав (княжение в Киеве в 1035-1054 гг.), который потом получит прозвище «Мудрый». В 1019 г. он стал княжить в Новгороде, с 1035 г. – в Киеве.

Ярослав продолжает предпринимать действия по возведению укреплений от набегов кочевников.

При нем активно развивается зодчество: в 1030-1050-х гг. в Киеве возводится Софийский собор, монастырь святых Георгия и Ирины, Золотые ворота. Софийский собор стал главным храмом Киеве. Это был большой пятинефный храм, построенный мастерами из Византии по крестово-купольной системе, покрытый внутри фресками и мозаиками. Благодаря распространению христианства, на Руси развивается образовательная деятельность. Центрами учености становятся монастыри, крупнейшим из которых был Киево-Печерский. В нем пребывали самые значимые фигуры русской культуры того времени: Антоний, Феодосии, Никон, Нестор, Иларион. Последний написал произведение «Слово о законе и благодати», являющееся одним из древнейших памятников древнерусской литературы.

Успешной была и внешняя политика князя. Ярослав широко пользовался практикой династических браков.

  • сам Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа;
  • его сестра Мария-Доброгнева вышла замуж за польского князя Казимира;
  • сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира Гертруду;
  • дочь Ярослава Анна вышла замуж за французского короля Генриха I;
  • дочь Ярослава Анастасия была выдана замуж за сына венгерского герцога Ласло, а Елизавета за норвежского принца Гаральда, а после его смерти – за датского короля Свена;
  • сын Ярослава Всеволод женился на Марии, дочери византийского императора Мономаха.

Благодаря этому развивались контакты Руси с европейскими странами, а вот с Византией в 1043 г. разразился военный конфликт, который закончился поражением Руси и заключением договора.

Замечание 1

Кроме того, Ярослав известен созданием древнейшего русского свода законов «Русской Правды». Этот документ содержит 43 статьи по уголовному, частному и процессуальному праву. Обычай кровной мести в нем еще сохранялся, но в ряде случаев была заменен денежной выплатой – вирой.

Основные итоги

Киевская Русь — раннефеодальное государство с монархической формой правления. В течение IX-XIII вв. власть пережила сложную трансформацию. На этапе становления государства сложилась дружинная форма государственности: на базе княжеской дружины образовался примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Центральной фигурой этой формы государственности является великий князь, который больше проявляет себя как военачальник, а не как государственный деятель. На этапе подъема Киевской Руси формируется централизованная монархия: вся полнота власти все больше сосредоточивается в руках великого князя, на решение князя влияет лишь часть старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии — бояре, которые составили совещательный орган — боярский совет.

Ведущее место в экономической жизни Киевского государства занимало сельское хозяйство. В лесостепной зоне в практику вводится паровая система земледелия с двупольным и трехпольным севооборотами. В лесной зоне распространялись подсечная и переложная системы.

Развивалось ремесло. Оно было распространено как в городах, так и в сельском хозяйстве. В XI-XII вв. начали появляться артели, корпорации ремесленников. Это обусловило развитие торговли. Крупнейшими торговыми путями в это время были: «греческий», связывавший Русь с балтийскими и черноморскими рынками; «соляной» и «железный», ведущие в Европу и на Кавказ. Торговля способствовала оживлению денежного обращения, начали чеканить собственные деньги — сребреники и золотники.

Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

— завершение формирования территории государства, перенос внимания княжеской власти с проблемы завоевания земель на их освоение и удержание под контролем;

— слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;

— замена родоплеменного деления древнерусского общества территориальным;

— активная реформаторская деятельность великих князей;

— внедрение и распространение государственной консолидирующей идеологии — христианства;

— появление писаного кодифицированного права;

— использование дипломатических методов решения международных проблем;

— рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: