Взгляды на/Определение понятия мышления[]
С точки зрения психологии
Основная статья: Мышление (психология)
Мышле́ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.. Мышление (психология) (одна из психических функций) — процесс обработки информации головным мозгом.
Мышление (психология) (одна из психических функций) — процесс обработки информации головным мозгом.
Понятие мышления у Платона
Платон считал, что процесс мышления — это процесс припоминания, так как все знания человека — это воспоминания души, которая пребывала в мире идей перед тем, как вселиться в человеческое тело.
Понятие мышления у Декарта
Р. Декарт говорил: «Под словом мышление я понимаю все, что происходит в нас таким образом, что мы это непосредственно замечаем сами; таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить».
Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она всегда знает о том, что происходит внутри неё. Душа — это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души — желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на «нематериальные предметы», например интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом — она помещена в гипофизе.
Декарт понимал психику как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие. Это самонаблюдение похоже на так называемое «внутренне зрение», которое впоследствии получило название интроспекции, что означало видеть, вернее, понимать суть различных внутрипсихических объектов — образов, умственных действий, волевых актов и т. д.
В качестве метода познания Декарт использовал систематическое сомнение. То есть следует сомневаться во всём, независимо от того, представляется ли оно нам естественным или сверхъестественным. Однако Декарт подчёркивал, что метод сомнения стоит использовать только в том случае, если необходимо получить научную истину, так как в жизни часто для понимания сути вещей и явлений достаточно использовать правдоподобные, или вероятные, знания.
Сомнение простирается широко, но в первую очередь охватывает сферу чувств и чувственного мира, то есть Декарт утверждает, что в желании познать объективную реальность не стоит опираться на органы чувств, так как они далеко не всегда правильно её отражают.
Понятие мышления у Спинозы
Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.
Виды мышления по степени рефлексии
Их еще принято считать психологическими типами мышления, потому что тут затрагиваются психологические особенности индивидуумов, подключаемые в ходе осуществления мыслительной деятельности (ведь люди перерабатывают увиденное и услышанное очень по-разному).
Понятие аналитического вида мышления
Это поэтапный и логичный процесс осмысления информации, при котором один шаг вытекает из другого. Людям ежедневно приходится что-то анализировать (дома в семье, на работе, где-то в общественных местах и т. д.). Анализ помогает совершать верные действия и набираться ценного опыта.
Виды мышления по степени рефлексии
Интуитивное мышление
Здесь всё происходит наоборот (в сравнении с предыдущим случаем): идёт быстрая, нередко неосознанная обработка информации. Тот случай, когда говорят «понял на уровне интуиции». Решения принимаются тоже под влиянием чувств, эмоций.
Тут не включается никакая логика, не выстраиваются закономерности – человек всё делает «по наитию», «по зову души».
Реалистический вид мышления (конкретное мышление)
По сути – разновидность логического. Тут вообще все подвиды тесно взаимосвязаны и довольно похожи между собой.
Человек, мыслящий реалистично, максимально конкретно оценивает предметы и явления вокруг себя. Он не витает в облаках, все его действия логичны, он видит картину происходящего такой, какая она есть на самом деле. Это довольно критичные и требовательные люди, причем как по отношению к другим, так и к самим себе.
Аутистический тип мышления
Тут во главе угла стоят личные стремления индивидуума, которые, кстати, вообще могут быть далеки от реального положения дел. Логика таких людей не поддается пониманию, она даже иллюзорна. У них совершенно нет критичного взгляда на вещи
Им важно соответствовать ими же выдуманной реальности, поэтому они часто встречают непонимание со стороны окружающих. Только не нужно считать это заболеванием, речь всё же идет об особом складе мышления
Эгоцентрическое мышление
Да, и такое тоже существует! Оно характерно для несформировавшихся, неуверенных в себе личностей. Больше встречается у детей, хотя взрослые такими тоже бывают (как ни печально это признавать).
Для подобных личностей собственное «Я» — это центр мироздания, вокруг которого всё вертится. Именно в данном ключе и происходит восприятие окружающего. Остальные люди с их эмоциями и желаниями тут вообще ничего не значат.
Что собой представляет процесс мышления
Человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму уже накопленных им знаний. По сути можно сказать, что мышление – это сравнительный анализ тех или иных предметов и явлений.
Мышлением называют познавательный процесс, результатом которого становится обобщенное и опосредованное отображение окружающих человека явлений и событий. В результате формируются некие умозаключения, накапливаются новые знания. Простой пример: вы смотрите в окно, видите, что ветки деревьев качаются, и делаете вывод, что погода сейчас ветреная.
Что собой представляет процесс мышления
Любые виды мышления непременно имеют взаимосвязь с речью и действиями человека. Процесс познания окружающей действительности происходит путем воздействия на неё, поэтому изначальной формой существования мышления считается именно действие.
Самые разные мыслительные процессы сначала представлялись в виде практических операций и потом только трансформировались в теоретические. Язык – неотъемлемая составляющая мышления. Доказанный факт, что задача, озвученная вслух, решается в итоге качественнее, чем та, что сформулирована про себя.
Целью любых видов мышления человека является анализ свойств новых явлений и предметов, а также взаимосвязей между ними. То есть, мышление дает человеку возможность познавать окружающий мир и потом делать соответствующие умозаключения.
Что касается природы возникновения мышления, то оно формируется на основе причинно-следственных связей. Не последнюю роль для всех видов мышления имеет память, которая позволяет оперировать большими объёмами информации и в ходе мыслительного процесса генерировать новые идеи. Способность к восприятию новой информации характерна для людей, и благодаря именно причинно-следственному образу мышления.
Впрочем, и шаблонность в мыслительных процессах – тоже не редкость. Вообще существуют разные виды и законы мышления, позволяющие эффективно изучать окружающий мир.
Главное, для чего человеку необходимо мышление – воспринимать и понимать реальность со всеми её сложностями и взаимосвязями. Приемы для анализа поступающей информации существуют следующие:
- анализ окружающего;
- синтез;
- процесс сравнения;
- абстрагирование;
- классификация объектов;
- обобщение данных.
Благодаря процессу мышления, человек способен воспринимать и анализировать что-то новое.
Для вас подарок! В свободном доступе до
06.08
Скачайте ТОП-10
нейросетей, которые помогут облегчить вашу работу
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне
Перейти
Скачать
файл
В психологии и философии и сейчас еще активно изучается процесс мышления (его виды, проявления, что он вообще собой представляет), причем с самых разных точек зрения. Общая суть ясна, но многое тут еще остается недопонятым.
Общепринятая классификация мышления
В классической психологии различают мышление разного уровня, форм, результативности и т.п. Но суть всех существующих видов – помогать людям изучать окружающую действительность и решать возникающие при этом задачи.
В таблице ниже собраны основные виды мышления в психологии:
По психическим процессам | По результатам мышления | По уровню психических процессов | По характеру задач | По уровню осмысленности | По личностным особенностям |
наглядно-действенное мышление; | репродуктивное (стандартное) мышление; | аналитическое мышление; | теоретическое мышление; | критическое мышление; | женское мышление; |
конкретно-предметное мышление; | творческое (креативное) мышление. | интуитивное мышление; | практическое мышление. | произвольное мышление; | мужское мышление; |
абстрактно-логическое мышление. | реалистическое; | непроизвольное мышление; | позитивное мышление; | ||
аутистическое; | бессознательное мышление. | негативное мышление; | |||
эгоцентрическое. | стратегическое мышление; | ||||
идеалистическое мышление; | |||||
иррациональное мышление; | |||||
рациональное мышление; | |||||
профессиональное мышление. |
Изучением такой формы познания, как мышление, занимаются самые разные ученые: философы, психологи, педагоги, специалисты из сферы IT, логики, когнитивистики. Все они преследуют при этом разные цели и применяют свои методы, но сходятся в одном — выделяют три основных вида человеческого мышления (в таблице они расположены в крайнем левом столбце):
- Предметно-образный вид мышления, то есть, непосредственное восприятие.
- Наглядно-образный вид мышления, то есть, способность запоминать образы объектов и затем мысленно оперировать ими.
- Абстрактный вид мышления(словесно-логический) – это когда человек в уме обдумывает некие логические операции.
Узнай, какие ИТ — профессии входят в ТОП-30 с доходом от 210 000 ₽/мес
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в
IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее
будущее!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Александр Сагун
Исполнительный директор Geekbrains
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Получить подборку бесплатно
pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 21876
В каждом индивидууме объединены все эти виды мышления, которые развиваются на протяжении жизни в ходе обучения и накопления опыта.
Различают не только виды, но еще и формы мышления (тоже три): суждение (утверждающая либо отрицающая мысль об объекте), понятие (суждения и признаки, выраженные в обобщенной форме) и умозаключение (вывод, уже другое суждение, опирающееся на несколько прежних).
Что такое психические процессы и какими они бывают
Определение 1
Психические процессы представляют собой психические явления, которые выполняют свои определённые функции в целостной системе человеческой психики.
Возникновение этого понятия относится к концу 19 – началу 20 века, когда в науке лидирующая роль была представлена аналитическим взглядам. Сегодня современные ученые считают, что психические процессы не стоит рассматривать индивидуально, так они все взаимосвязаны между собой и не могут существовать по отдельности.
Выделяют три основные группы психических процессов:
познавательные (ощущение, восприятие, рефлексия, речь, внимание, представление, мышление, память, воображение)
эмоциональны (эмоции, чувства, аффекты, стрессы)
волевые (борьба мотивов, принятия решений, простановка цели)
Далее в статье более подробно пойдёт речь о таком познавательном психологическом процессе как мышление.
Понятие
Понятие как форма мышления позволяет познавать суть предметов и явлений, устанавливать связи между ними, определять отношения объектов по отношению друг к другу, обобщать признаки.
Оно существует в виде слов, которые могут обозначать что-то единичное (один предмет – «Марс», «Тихий океан»), общее («Здание», «Человек»), конкретное («Стол», «Ложка»), абстрактное («Милосердие», «Вечность»)
Важно понимать, что понятие отражает существенные свойства предметов, объектов, явлений
Примеры подобного: треугольник можно отличить от других геометрических фигур по наличию у него трех углов (хотя у него есть и другие признаки – длина, площадь и т. д.), а животное обладает такими признаками, по которым его можно отличить от человека или растений.
Понятие как форма мышления общего характера является результатом процесса уяснения общих свойств на основе единичных предметов. Это происходит благодаря приобретению новых знаний. Формирование понятий – это всегда движение к общему от частного. Такой процесс носит название «обобщение», и оно является предметом изучения в некоторых отделах психологии (общей, возрастной, клинической).
В основе процесса усвоения понятий лежит практический опыт – если происходит его нехватка, понятия могут принимать искаженный вид, сужаться или расширяться. Это часто происходит у детей дошкольного и в некоторой степени младшего школьного возраста. К примеру, насекомые для них не являются животными, а паук – это как раз насекомое. Нарушение усвоения понятий у взрослых – это характерный признак сниженного интеллекта (умственной отсталости).
Понятие как форма мышления не идентично восприятию и представлениям памяти: оно обладает абстрактным и обобщенным характером.
В заключении
Все мы имеем свои привычки, убеждения и мыслительные схемы, которые могут оказывать влияние на нашу жизнь и приводить к конфликтам и стрессу. Alter — это сервис, который поможет вам разобраться в своих мыслях и эмоциях, а также подобрать квалифицированного психолога для консультации. Наша цель — помочь вам стать более осознанным и уверенным в себе человеком. Обратившись к нам, вы получите профессиональную поддержку и индивидуальный подход к решению ваших проблем.
Консультация психолога онлайн: безопасно и эффективно
Нужна помощь, но вы не знаете, куда обратиться? Найти своего психотерапевта можно в Alter. Услуги подбора специалиста доступны круглосуточно, бесплатно и без регистрации. А если нужно срочно попасть на сеанс — напишите в чат поддержки. Все анонимно и конфиденциально, и никто, кроме выбранного вами специалиста, не узнает детали вашего обращения. Мы поможем найти психолога, который вас поймет.
Примеры из жизни некоторых видов мышления
Пример. Хирург говорит медсестре шить. Одно слово, но она уже знает, какой инструмент подать, как обрабатывать, даже подсказать может, если что-то увидела опасное. В таком тандеме вырабатывается профессиональное мышление – она без высшего образования, но есть опыт, знания, интуиция, логика.
Здесь включаются сразу несколько видов: помимо профессионального, словесно-логическое, практическое, аналитическое, логическое или интуитивное, произвольное.
Пример. Парень хочет познакомиться с девушкой, но прямо перед ее носом официант нечаянно пачкает его кофе. Парень опешил и ничего не смог другого сделать, как только промямлить: “Не надо было…”
Но знакомство не состоялось не по причине пятен кофе на рубашке. А по причине вступившего в бой иррационального мышления: “Она подумает, что я тюфяк”, “Она точно подумала, что со мной что-то не так…”, “Она не захочет общаться с таким, как я”. Человек с головой погрязает в логически необоснованных убеждениях, погружается в волнение и панику. В следующий раз ему сложнее будет подойти и первым заговорить.
Формы мышления в психологии, их описание
За основу разделения и классификации форм мышления психологи взяли такие понятия, как возможность и функциональность. Выделяют следующие формы мышления:
Наглядно-действенное
Основано на изучении конкретных объектов и их взаимоотношений. Восприятие объектов происходит в реальной действительности. Данный вид мышления связан с практической деятельностью человека. Направлен на решение технических задач от идеи до воплощении и получения конкретного результата. В работу включаются умственные и практические навыки. Для наглядно-действенного мышления характерны внимательность, наблюдательность, образность, способность переключения с теории на практику.
Образное
Образное или наглядно-образное мышление основано исключительно на образах и представлениях, для этого типа характерно анализирование, проведение сравнительных операций, обобщение данных. Например, человек запланировал ремонт. В его воображении уже складывается описание комнат после проведения работ: цвет стен, штор, фактура ковра, мебели, разделение на функциональные зоны.
Индуктивное
Данный вид предполагает выстраивание единого субъективного мнения на основе частных образов. К примеру, на основе рассказов и публикаций о деталях массового праздника человек создает общее представление о мероприятии.
Дедуктивное
Дедуктивное мышление подразумевает выведение деталей и конкретных суждений из общих известных сведений. Например, зная общие данные о проведении массового мероприятия, человек представляет его этапы и моменты.
Абстрактно-логическое
Имеет в основе логические понятия и их практическое применение. С помощью такого мышления ученые выявляют законы природы, политики принимают важные социальные решения, научные сотрудники выдвигают новаторские теории и проекты.
Критическое и некритическое мышление
Некритическое мышление – это когда человек слишком доверяет всему, что видит и слышит, не умеет, что называется, «читать между строк». То есть, его не интересует, насколько информация правдива, важна и для чего она вообще транслируется. На этом обычно и держится фишинг (манипуляции другими людьми).
Критическое и некритическое мышление
А вот критическое мышление – это уже умение обдумывать увиденное и услышанное. Человеком, обладающим такой способностью, тяжелее манипулировать, он не принимает на веру любую информацию, и его не сбить с толку простой риторикой. Умение мыслить критически Том Чатфилд (современный английский философ) определил как навык метапознания, благодаря которому человек может:
- быстрее обучаться, адаптироваться, совершенствовать свои навыки и знания;
- верифицировать полученную информацию, «фильтровать» увиденное и услышанное;
- ясно и последовательно излагать собственную точку зрения;
- держать под контролем эмоции;
- лучше понимать сказанное другими;
- выбирать главное в потоке информации;
- уходить от стереотипности и шаблонности;
- оценивать ситуацию с разных ракурсов.
В целом критическое мышление позволяет максимально объективно воспринимать и понимать всё происходящее вокруг. Ценными аспектами когнитивного способа познания являются следующие составляющие:
- скептицизм (в разумных пределах);
- объективный подход к потоку информации;
- понимание предвзятости;
- уход от искажений когнитивного характера;
- подключение и развитие логического вида мышления.
Существует даже 10 заповедей критического мышления, сформулированных всё тем же Томом Чатфилдом:
Обдумывайте увиденное и услышанное не спеша.
Ваши ум, энергия, внимание, сила воли не безграничны, их следует беречь.
При наличии сомнений подождите.
Не забывайте самостоятельно устанавливать ограничения.
Существуют невозвратные затраты. Хорошо подумайте, прежде чем их совершать.
Больше внимание уделяйте не результатам, а стратегиям
При планировании на перспективу это поможет снизить риски.
Помните о промежуточных, обычных результатах. Таких средних достижений гораздо больше, чем резких влетов и падений (которые, как правило, запоминаются ярче).
Стремитесь больше опровергать, чем подтверждать. Многократно подтвержденные аргументы будут иметь больший вес, если к ним добавить еще и обоснованное опровержение существующих противоречий.
Следует осознавать степень собственной выносливости, очертить круг своих ориентиров и ценностей.
Всегда знайте, что даже среди всех предложенных вариантов может не оказаться правильного.
Умение мыслить критически позволит не стать жертвой гигантских потоков информации из сети и сохранить собственную индивидуальность мышления и самовыражения.
Свойства
Мышление обладает следующими специфическими свойствами:
- Быстрота — способность решать поставленные задачи с высокой скоростью.
- Гибкость — умение приспосабливаться к меняющимся условиям, перестраиваться по ходу решения задания.
- Глубина — способность глубоко проникать в изучаемые явления, считывать не только поверхностный слой проблем, но и сущностные характеристики.
- Комплексность — использование различных типов мышления в оптимальных сочетаниях в зависимости от поставленных задач.
- Критичность — умение проверять гипотезы, критически относиться к фактам, не делать поспешных выводов. Самокритичность — способность находить ошибки в собственном мышлении, адекватно реагировать на замечания и критику.
- Оригинальность — способность самостоятельно решать проблему собственными методами, а не повторять имеющиеся алгоритмы и авторитетные мнения.
- Целенаправленность — умение фокусироваться на поставленной цели, задаче, проблеме.
- Широта охвата — интеграция информации из различных сфер.
- Экономичность — сокращение числа логических операций при решении задания, поиск оптимально короткого пути достижения цели.
- Интуитивность — способность быстро находить решение при недостатке исходных данных. Получение знаний без логического оформления путей достижения цели. Одно из наиболее спорных и малоизученных свойств мышления.
Быстрое и медленное мышление
Прежде всего, хочется начать с фундаментального понимания того, как мы мыслим, а точнее с того, какими режимами мышления обладает каждый человек. Нобелевский лауреат и когнитивный психолог Даниэль Канеман сформулировал теорию того, как мы воспринимаем окружающий мир и принимаем собственные решения при помощи двух режимов мышления – быстрого и медленного.
Быстрое, эвристическое мышление или Система I – это неосознанное принятие решений, которое происходит на основании жизненного опыта, инстинктивных и интуитивных импульсов. Такой тип мышления работает автоматично. Но такой режим принятия решений далеко не всегда приведет к правильному выбору. Обычно эвристическое мышление человека во многом зависит от эмоций, неосознанных стереотипов, предубеждений и предвзятости.
С другой стороны, каждый человек обладает медленным, рациональным мышлением или Системой II. В отличие от эвристического мышления, рациональное мышление Даниэль Канеман называет ленивым и требующим специального фокусирования и умственных усилий. И именно эта часть отвечает за наше критическое мышление. Ее главное правило – не спешить и проанализировать любую информацию, осознанно отсеять возможные когнитивные искажения и предвзятости. К самым распространенным когнитивным искажениям ученые обычно относят:
аффективную эвристику – использование упрощенной схемы принятия решений, основанное на сильной эмоциональной реакции;
эвристику доступности – оценка значимости фактора на основании того, насколько легко вы о чем-то вспомнили;
эффект новизны – это искажение, в результате которого мы переоцениваем значимость событий из-за свежего образа в нашей памяти;
эффект фокусировки – состоит в том, что из-за чрезмерного внимания к какому-либо аспекту, мы недооцениваем важность других релевантных факторов;
стереотипы – это стойкое и неосознанное представление о предмете, всегда одностороннее и упрощенное;
эффект фреймига – это подача одной и той же информации под разными углами зрения с намеренной целью вызвать позитивные или негативные эмоции.
Таким образом, любую ситуацию можно воспринять при помощи как быстрого мышления, так и медленного. Все зависит от того, насколько вы готовы «включить» свою рациональность .