Основные этапы развития педагогики

Основные этапы развития педагогики

Развитие педагогической науки в Новое и Новейшее время

С XVII века наблюдается становление педагогики как самостоятельной науки, отделение ее от философии. Педагогика изучает закономерности воспитания и обучения подрастающего поколения. Определяются содержание образования, педагогические принципы, формы и методы организации педагогического процесса.

В эпоху Возрождения (ХIV—ХVI вв.) большое внимание уделялось умственному и физическому воспитанию детей при котором происходило развитие творческих способностей, эмоциональной свободы, самостоятельности, самодеятельности. Проявлением возрождения человеческого духа стали труды Т

Мора и Т. Кампанеллы. Большое значение придавалось физическому воспитанию и приобретению технических знаний, а также возможности самостоятельного и осознанного выбора будущей профессии

Проявлением возрождения человеческого духа стали труды Т. Мора и Т. Кампанеллы. Большое значение придавалось физическому воспитанию и приобретению технических знаний, а также возможности самостоятельного и осознанного выбора будущей профессии.

Новые педагогические идеи и концепции в XVII веке привнесли Я.А. Коменский и Дж. Локк. Отличительные особенности педагогики этого времени – выделение ее в самостоятельную науку. Цель образования — нравственное и физическое воспитание, формирование «дисциплины духа» и «дисциплины тела».

Я.А. Коменский создал педагогическую систему, основанную на классно-урочном обучении. Он предложил основные направления организации учебной работы. Его работы оказали огромное влияние на развитие педагогики во всем мире.

Эпоха Просвещения отличается идеями единения с природой, в основе образования лежит все прекрасное и просвещенное.

Ж.-Ж. Руссо является основоположником теории естественного воспитания. Указывал на необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания. Считал важным наличие тесной взаимосвязи обучения с природой и жизнью человека.

И. Г. Песталоцци основную цель воспитания видел в формировании нравственного облика, развитии способностей человека, постоянном совершенствовании, саморазвитии природных сил.

В XIX веке огромный вклад в развитие педагогики внесли: Ф. А. Вильгельм (говорил о необходимости учитывать возрастные особенности ребенка), Дистервег (проповедовал идею воспитания общечеловеческого масштаба, выступал против религиозного и сословного воспитания), К. Д. Ушинский (выделил основной принцип педагогики – принцип народности, в формировании человека на первое место ставил обучение родному языку и истории, важным считал принцип воспитания в труде).

Основоположниками революционно-демографических взглядов в обучении и воспитании стали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, В. А. Добролюбов, Л. Н. Толстой и Н. И. Пирогов.

В XX в. педагогические идеи и теории пополнили труды А. С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова, М. П. Щетинина, М.И. Махмутова, Д.Б. Эльконина, И.Я. Лернера, В.В. Давыдова.

Педагогическая мысль Античности и Средневековья

Второй этап характеризуется развитием педагогических идей и концепций в Античности и в Средние века. В это время происходит философско-теоретическое осмысление процесса воспитания.

Определение сущности воспитания:

  • калокагатия – гармония духа и тела (Античность, Аристотель);
  • воспитание добродетельного человека и истинного христианина (Средневековье, эпоха Возрождения);
  • всестороннее и гармоничное развитие человека (Новое время).

Много глубоких мыслей о воспитании содержалось в трудах Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

В Спарте воспитанием мальчиков занимались в специализированных заведениях. Целью педагогического и воспитательного процесса считалось подготовка и воспитание выносливых и мужественных воинов, которые позже могли стать рабовладельцами. Образование девочек проходило дома и включало обучение счету и письму.

Основная цель воспитания в Афинах выражалась в воспитании умственных способностей, нравственности, эстетических вкусов и физическом развитии. Развитие подрастающего поколения имело эмоциональную направленность, воспитание носило главным образом эстетический характер.

Среди учебных заведений и форм обучения в Афинах можно выделить:

  • школу грамматиста (обучение чтению, счету и письму);
  • школу кифариста (обучение литературе, пению, игре на музыкальных инструментах, декларации);
  • палестру (обучение пятиборью — борьба, бег, плавание, метание диска и копья; беседы на политические и нравственные темы с уважаемыми гражданами);
  • гимназии – (изучение литературы, философии, вопросов управления государством, военно-физическая подготовка).

В Древнем Риме практиковалось семейное образование. Девочек обучали танцам, музыке, рукоделию, мальчиков – владению оружием и другим мужским занятиям. Существовали частные школы, в которых обучали греческому языку, риторике, истории и литературе. В годы республиканского Рима стали открываться школы ораторов, в которых готовили юношей к высшим государственным должностям. В этих школах обучали риторике, правоведению, греческому языку, философии и математике.

Воспитание в период Средневековья (ХIV—ХVIII вв.) носило выраженный религиозный характер. Основная цель воспитания и обучения – развитие покорного, терпеливого и смиренного человека. Воспитание детей доверяли служителям церкви, которые обучали в духе религии, учили латинскому языку, нередко подвергали за непослушание тяжелым физическим наказаниям.

Детей рыцарей и феодалов обучали фехтовать, ездить верхом, владеть копьем, мечом и щитом, плавать, играть в шахматы, охотиться, слагать и петь стихи.

Замечание 1

С ростом городов и развитием ремесел начали открываться цеховые и гильдейские школы, в которых религия переставала быть основой обучения и отступала на задний план.

Экспериментальный этап становления педагогики

Этот этап является периодом донаучного развития педагогической мысли. В это время, педагогика еще не рассматривалась в качестве научного знания, а была только способом реализации практики воспитания и обучения подрастающего поколения.

В этот период происходит накопление опыта реализации воспитательной деятельности. Она становится частью жизнедеятельности ребенка, т.е. воспитание реализуется в ходе выполнения им различных трудовых операций, участии в жизненных процессах семьи и общества, выполнении бытовых обязанностей.

На данном этапе развития педагогики можно выделить несколько периодов ее формирования и приобретения ею разной функциональной роли. К ним относятся:

Первобытнообщинный строй. Воспитание в этот период основывалось на приобретении навыков жизнедеятельности: опыт охоты, земледелия, скотоводства. Жизнь людей этого периода было тесно сопряжена с природными процессами. Поэтому, она не имела научного обоснования. Воспитание было способом ознакомления ребенка с природой и ее процессами и было ориентировано на усвоение истории своего народа и получения навыков практической деятельности для дальнейшего развития своего рода.
Античная Греция. В период античности, Греция была ориентирована на непрерывные военные действия, связанные с захватом новых территорий и защитой от врагов. Поэтому, воспитание было ориентировано на подготовку воинов

Этому уделялось огромное внимание. Мальчиков обучали навыкам счета и письма и ведению военных действий, а девочки воспитывались в качестве хранительниц домашнего очага

Немного позднее, в Афинах зародилась мысль о необходимости разностороннего воспитания подрастающего поколения. Стали появляться первые школы, в которых изучалась философия, литература, основы управленческой деятельности. Но они было доступны только состоятельным сословиям.
Древний Рим. В Древнем Риме образование было реализовано в семейных условиях, т.е. на дом приглашались педагоги, которые обучали мальчиков разным наукам, а девочки обучались матерью или няней ведению домашнего хозяйства, рукоделию, музыке, танцам. Такое образование могли себе позволить только состоятельные граждане. Были открыты частные школы, грамматической ориентации. Но обучение в них, также, было платным. Поэтому крестьянам оно было недоступно.

Этап практики воспитания

Этап практики воспитания охватывает период первобытного общества и древнейшие цивилизации. Суть первобытного воспитания – воспроизведение новых поколений и передача бытовых, охотничьих и других естественных навыков. Ребенок не готовился специально к жизни в обществе, он обучался и воспитывался в процессе собственной жизнедеятельности, прямо включаясь вместе со старшими в доступную деятельность. Сущность репродуктивного воспитания: повторяй за взрослым.

Основным видом деятельности человека являлось земледелие и животноводство, следовательно, обучали детей выращивать растения, ухаживать за животными, охотиться и рыбачить. Образ жизни первобытного человека был неразрывно связан с природой, существовало множество традиций, обрядов, языческих праздников, в которые посвящались дети. Они должны были знать обычаи, историю рода и т. д. Детей учили участвовать в играх, праздниках, обрядах, они постигали устное народное творчество: предания, песни, сказки и др. Воспитание было тесно связано с бытом, и человек не способен был выделить этот предмет в отдельную науку.

Наблюдается зарождение разных форм воспитания в Древнем Востоке (Египет, Вавилония, Ассирия) и в Китае (конфуцианство).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: