Основные понятия, термины и определения безопасности жизнедеятельности

Основные понятия, термины и определения безопасности жизнедеятельности

Введение

В новых условиях техносферы биологическое взаимодействие все чаще заменялось процессами физико-химического взаимодействия, а значения физических и химических факторов воздействия в XX веке постоянно возрастали, часто вызывая негативные последствия для человека и природы. В обществе возникла необходимость защиты природы («охрана природы») и человека («охрана жизни») от негативного воздействия техносферы.

Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе является антропогенная деятельность, которая не смогла создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и к природе.

Среда обитания — окружение человека, в данный момент совокупность факторов (физических, химических, биологических, социальных), которые могут оказывать прямое или косвенное, немедленное или долгосрочное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Человек, действующий в этой системе, постоянно решает как минимум две основные задачи:

  1. Обеспечивает его потребности в пище, воде и воздухе;
  2. Создает и использует средства защиты от негативных воздействий со стороны окружающей среды и окружающих людей.

Негативное воздействие, связанное со средой обитания, существует столько, сколько существует мир. Источниками естественного негативного воздействия являются природные явления в биосфере: изменение климата, суровая погода, землетрясения и т.д.

Список литературы

  1. Алтунин А.Т. Гражданская оборона: учебник / под ред. А.Т. Алтунина. — М.: 2009.
  2. Артюнина Г.П., Игнаткова С.А. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни. — М.: Издательство Академический проспект, 2009 г. — 560 с.
  3. Арустамов Э.А., Безопасность жизнедеятельности / Э.А. Арустамов. — Москва: Акад.изд.центр, 2010.
  4. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студентов / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. — М.: Альфа-М, 2009.
  5. Белов С.В., Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под ред. Белова С.В. 2-е изд. исправленное и дополненное / С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, Л.Л. Морозова, А.В. Ильницкая. — М.: Academia, 2009.
  6. Вайнер Е.Н., Введение в валеологию: метод. пособие / Е.Н. Вайнер.-Липецк, 2009.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Формирование системы безопасности труда и охраны здоровья персонала организации
  • Техногенная чрезвычайная ситуация. Примеры, действие людей
  • Радиационно-опасные объекты, рекомендации по защите при авариях на радиационных объектах
  • Алкоголизм в молодежной среде: проблемы и перспективы
  • Анализ игровой зависимости в молодежной среде
  • Молодежь в «обществе риска»
  • Философское обоснование права
  • Право и мораль: единство, различие и взаимодействие
  • Философия прав человека
  • Проблемы российской финансовой политики и возможные пути их решения
  • Анализ эффективности финансовой политики в Российской Федерации
  • Учет и анализ финансовых результатов предприятия

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

  1. Рефераты МГУ
  2. Рефераты МФТИ
  3. Рефераты НИЯУ МИФИ
  4. Рефераты НИУ ВШЭ
  5. Рефераты СПбГУ
  6. Рефераты МГИМО
  7. Рефераты МГТУ
  8. Рефераты ТПУ
  9. Рефераты СПбПУ
  10. Рефераты УрФУ
  11. Рефераты ТГУ
  12. Рефераты КФУ
  13. Рефераты ФУпПРФ
  14. Рефераты РЭУ
  15. Рефераты НИТУ МИСиС
  16. Рефераты СФУ
  17. Рефераты РГУ нефти и газа
  18. Рефераты НИУ МЭИ
  19. Рефераты ИТМО
  20. Рефераты МГМУ
  21. Рефераты РУДН
  22. Рефераты НГТУ
  23. Рефераты РНИМУ
  24. Рефераты МГЛУ
  25. Рефераты ЮФУ
  26. Рефераты ННГУ
  27. Рефераты МАИ
  28. Рефераты СПбГЭУ
  29. Рефераты ВАВТ
  30. Рефераты СНИУ
  31. Рефераты КГМУ
  32. Рефераты ДВФУ
  33. Рефераты МГЮА
  34. Рефераты СПбГУТ
  35. Рефераты КГАСУ
  36. Рефераты ПГУТИ
  37. Рефераты ТюмГУ
  38. Рефераты КемГИК
  39. Рефераты СПбУТУиЭ
  40. Рефераты ЯГСХА
  41. Рефераты МПГУ
  42. Рефераты ИГАУ
  43. Рефераты УГПС МЧС
  44. Рефераты СПбГАСУ
  45. Рефераты СГМУ
  46. Рефераты СГУ
  47. Рефераты СГЮА
  48. Рефераты ТУСУР
  49. Рефераты РПА
  50. Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Рефераты УрГЭУ
  52. Рефераты ДГТУ
  53. Рефераты ЧелГУ
  54. Рефераты ВГУ
  55. Рефераты ТулГУ
  56. Рефераты ЮЗГУ
  57. Рефераты НГПУ
  58. Рефераты ОГУ
  59. Рефераты ТГПУ
  60. Рефераты УПП
  61. Рефераты УдГУ
  62. Рефераты РГУП
  63. Рефераты УГНТУ
  64. Рефераты МГППУ
  65. Рефераты ГУАП
  66. Рефераты ВГУЭС
  67. Рефераты РГЭУ (РИНХ)
  68. Рефераты ВятГУ

Методология исследования рисков

Исследование рисков будет проводиться в три этапа. Первый этап: предварительный анализ опасности.

Риск обычно связан с неконтролируемым высвобождением энергии или утечкой токсичных веществ (мгновенные факторы). Обычно некоторые отделы компании представляют больший риск, чем другие. Поэтому в начале анализа компанию следует разбить на части, чтобы определить участки производства или их компоненты, которые являются вероятными источниками неконтролируемых утечек. Таким образом, первым шагом будет:

  1. Определить источники опасностей (например, возможность разлива токсичных веществ, взрывов, пожаров и т.д.);
  2. Определите части системы (подсистемы), которые могут вызвать эти опасные условия (химические реакторы, резервуары и хранилища, энергетические системы и т.д.).

Средствами получения представления об опасностях в системе являются технический анализ и детальное рассмотрение окружающей среды, рабочего процесса и самого оборудования

Очень важно знание уровней токсичности, правил безопасности, условий взрыва, путей реакции, коррозийных процессов, условий воспламеняемости и т.д

Определенные ограничения на анализ технических систем и окружающей среды обычно необходимы. Например, нерационально подробно изучать параметры риска, связанные с разрушением механизма или устройства в результате падения самолета, так как это редкое событие, но необходимо обеспечить защиту от таких редких событий при анализе атомных электростанций, так как это связано с большим количеством жертв. Поэтому необходим следующий шаг.

Введение ограничений в анализ риска (например, необходимо решить, должен ли он включать детальное изучение риска от саботажа, войны, человеческой ошибки, молнии, землетрясений и т.д.).

Поэтому целью первого этапа анализа рисков является определение системы и выявление в общих чертах потенциальных опасностей.

После выявления опасностей они характеризуются в зависимости от их воздействия.

Характеристика осуществляется в соответствии с категориями критичности:

  1. Класс 1 — пренебрежимо малое воздействие;
  2. 2 класс — пограничные эффекты;
  3. 3 класс — критические ситуации;
  4. 4 класс — катастрофические последствия.

Кроме того, следует описать профилактические меры (если это возможно) для устранения опасностей класса 4 (3, 2) или для снижения класса опасности. Возможные решения, которые необходимо рассмотреть, представлены в виде алгоритма, называемого деревом решений анализа опасности.

Затем могут быть приняты необходимые решения для внесения корректировок в общий проект или изменения конструкции оборудования, изменения целей и функций, а также введения аномальных действий с использованием средств безопасности и предосторожности. Качественная оценка потенциальных последствий для каждого опасного состояния в соответствии со следующими критериями:

Качественная оценка потенциальных последствий для каждого опасного состояния в соответствии со следующими критериями:

  1. Класс 1 — безопасно (состояние, связанное с ошибкой человека, недостатками конструкции или неадекватной конструкцией и неправильной эксплуатацией), не приводит к значительным неисправностям и не вызывает повреждения оборудования или несчастных случаев с людьми;
  2. Класс 2 — предел (состояние, связанное с ошибкой человека, недостатком конструкции или ее несоответствием конструкции и неправильной эксплуатацией), приводит к сбоям в работе, может быть компенсирован или поставлен под контроль без нанесения ущерба оборудованию или несчастных случаев с людьми;
  3. Класс 3 — критический (состояние, связанное с человеческим фактором, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной эксплуатацией), приводит к значительной неисправности, повреждению оборудования и создает опасную ситуацию, требующую немедленных действий по спасению персонала и оборудования;
  4. Класс 4 — катастрофический (состояние, связанное с человеческим фактором, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной эксплуатацией), приводит к последующей потере оборудования и (или) смерти или серьезным травмам персонала. Рекомендуемые защитные меры для предотвращения или ограничения выявленных опасных условий и/или потенциальных аварий должны включать требования к конструктивным особенностям, внедрению защитных устройств, изменениям конструкции, специальным процедурам и инструкциям для персонала.

Принятые превентивные меры должны быть зарегистрированы, а состав оставшихся превентивных мер должен контролироваться.

Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности

Жизнь современного человека в цивилизованном обществе сопряжена со многими опасностями. В производстве, на транспорте и в окружающей среде всегда происходят события, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье человека или даже привести к смерти. Поэтому жизнь «без опасностей» — это ложная идеализация, а понятие «безопасность» следует понимать как систему мер по защите от опасностей, способность справляться с опасностями, умение предупреждать и избегать опасных ситуаций.

В начале XX века начала формироваться российская школа безопасности (Кипричев и др.). В России появились курсы по безопасности, в это же время появился термин «техника безопасности». В 1965 году в университетах был введен предмет «Охрана труда и здоровья», также появились курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона» — предпосылки для создания единого преподавания. В 90-х годах появилась дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Основная цель — разработка общих правил, законов безопасности.

Безопасность — это ситуация, в которой кто-то или что-то не подвергается угрозе со стороны кого-то или чего-то. В то же время не исключено наличие нескольких источников опасности и их потенциальных жертв. Безопасность последних обеспечивается, когда определенные жертвы находятся вне опасности или вообще не существуют для них.

Закон Российской Федерации от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности» (в редакции Закона Российской Федерации от 25.12.1992 №4235-1) в статье 1 определяет понятие безопасности как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Безопасность — это отсутствие неприемлемого риска, связанного с возможностью причинения вреда. В области стандартизации безопасность продукции, работ (процессов) и услуг обычно рассматривается как достижение оптимального баланса ряда факторов (включая такие нетехнические факторы, как поведение человека), позволяющего снизить риск причинения вреда здоровью человека, имуществу и окружающей среде до приемлемого уровня.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ФЗ № 184). Безопасность — это состояние защищенности прав граждан, природных объектов, окружающей среды и материальных ценностей от последствий аварий, казусов и катастроф на промышленных объектах (ГОСТ Р 12.3.047).

Безопасность — самая важная потребность человека наряду с потребностью в пище, воде, одежде, жилье, информации.

Это общенаучная категория, которая представляет собой ничто осязаемое, материальное и как интегральное выражение жизненности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира.

Опасность — явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые при определенных условиях могут причинить вред жизни человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы «человек-среда» и возникает при несовпадении их свойств. Остаточный риск — свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Признаки опасности:

  1. Опасность для жизни;
  2. Опасность для жизни — возможность нанесения ущерба здоровью;
  3. Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Источники образования опасности:

  1. Сами люди, их труд, их деятельность, средства труда;
  2. Окружающая среда;
  3. Явления и процессы, происходящие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

В BWH существует два термина:

  1. Ноксосфера («noxo» (лат.) — опасность);
  2. Гомосфера (сфера, в которой живут люди).

Опасность возникает на пересечении этих двух сфер.

Человек и окружающая среда

Здоровье и жизнь человека в значительной степени зависят от образа жизни и окружающей среды. Проблема воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду выходит за рамки какой-либо одной науки или области человеческой деятельности. Это предопределило необходимость появления новой области знаний — безопасности жизнедеятельности.

Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, к которым относятся практические, интеллектуальные и духовные процессы, происходящие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.

Модель процесса жизнедеятельности в самом общем виде можно представить как состоящую из двух элементов: человека и среды. Между этими элементами существует двусторонняя связь. Прямая связь человека с окружающей средой очевидна. Обратные связи обусловлены универсальным законом реактивности материального мира.

Система «человек-среда» заключается в достижении определенного эффекта в процессе деятельности и исключении нежелательных последствий от этой деятельности.

Окружающая среда может оказывать благоприятное или неблагоприятное воздействие на здоровье, благополучие и работоспособность человека. Параметры окружающей среды, создающие наилучшие условия для жизни человеческого организма, называются комфортными.

Основной целью безопасности жизнедеятельности как науки является защита человека в техносфере от вредных воздействий антропогенного и природного происхождения и достижение комфортных условий проживания.

В техносферных условиях негативное воздействие оказывают элементы техносферы (машины, сооружения и т.д.) и действия человека. Измеряя величину любого потока от минимально значимого до максимально возможного, можно пройти через ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек-среда»:

  1. Комфортные (оптимальные), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия для деятельности и отдыха, условия для проявления наибольшей работоспособности и, как следствие, продуктивности деятельности, гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонентов среды обитания;
  2. Приемлемым, если токи, действующие на человека и окружающую среду, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижают эффективность деятельности человека.

Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует, что в организме человека и окружающей среде не могут возникнуть и развиться необратимые процессы;

  1. Опасными, если токи превышают допустимые значения и оказывают негативное влияние на здоровье человека, вызывают заболевания в случае длительного воздействия и/или приводят к ухудшению состояния природной среды;
  2. Чрезвычайно опасны, когда токи с высоким уровнем за короткое время могут стать причиной травм, привести к гибели людей, вызвать нарушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека с окружающей средой только первые два (комфортное и приемлемое) соответствуют позитивным условиям повседневной деятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) являются неприемлемыми для процессов жизнедеятельности человека, поддержания и развития природной среды. Следовательно, поддержание комфортных и/или приемлемых условий является одним из способов повышения безопасности человека.

Комфортное состояние жилого помещения с точки зрения микроклимата и освещения достигается за счет соблюдения законодательных требований. Критериями комфорта являются значения температуры воздуха в помещении, влажности и подвижности, соблюдение законодательных требований к искусственному освещению помещений и территорий.

Условия для нормального функционирования человеческого организма:

  1. Дыхание;
  2. Питьевая вода;
  3. Пища (питание);
  4. Упражнения;
  5. Жизненная цель.

Опасная ситуация — это ситуация, в которой существует риск получения травмы или несчастного случая.

Экстремальная ситуация — это опасная ситуация, в которой существует реальная угроза жизни, здоровью или имуществу человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: