Введение
В новых условиях техносферы биологическое взаимодействие все чаще заменялось процессами физико-химического взаимодействия, а значения физических и химических факторов воздействия в XX веке постоянно возрастали, часто вызывая негативные последствия для человека и природы. В обществе возникла необходимость защиты природы («охрана природы») и человека («охрана жизни») от негативного воздействия техносферы.
Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе является антропогенная деятельность, которая не смогла создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и к природе.
Среда обитания — окружение человека, в данный момент совокупность факторов (физических, химических, биологических, социальных), которые могут оказывать прямое или косвенное, немедленное или долгосрочное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Человек, действующий в этой системе, постоянно решает как минимум две основные задачи:
- Обеспечивает его потребности в пище, воде и воздухе;
- Создает и использует средства защиты от негативных воздействий со стороны окружающей среды и окружающих людей.
Негативное воздействие, связанное со средой обитания, существует столько, сколько существует мир. Источниками естественного негативного воздействия являются природные явления в биосфере: изменение климата, суровая погода, землетрясения и т.д.
Список литературы
- Алтунин А.Т. Гражданская оборона: учебник / под ред. А.Т. Алтунина. — М.: 2009.
- Артюнина Г.П., Игнаткова С.А. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни. — М.: Издательство Академический проспект, 2009 г. — 560 с.
- Арустамов Э.А., Безопасность жизнедеятельности / Э.А. Арустамов. — Москва: Акад.изд.центр, 2010.
- Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студентов / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. — М.: Альфа-М, 2009.
- Белов С.В., Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под ред. Белова С.В. 2-е изд. исправленное и дополненное / С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, Л.Л. Морозова, А.В. Ильницкая. — М.: Academia, 2009.
- Вайнер Е.Н., Введение в валеологию: метод. пособие / Е.Н. Вайнер.-Липецк, 2009.
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
- Формирование системы безопасности труда и охраны здоровья персонала организации
- Техногенная чрезвычайная ситуация. Примеры, действие людей
- Радиационно-опасные объекты, рекомендации по защите при авариях на радиационных объектах
- Алкоголизм в молодежной среде: проблемы и перспективы
- Анализ игровой зависимости в молодежной среде
- Молодежь в «обществе риска»
- Философское обоснование права
- Право и мораль: единство, различие и взаимодействие
- Философия прав человека
- Проблемы российской финансовой политики и возможные пути их решения
- Анализ эффективности финансовой политики в Российской Федерации
- Учет и анализ финансовых результатов предприятия
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
- Рефераты МГУ
- Рефераты МФТИ
- Рефераты НИЯУ МИФИ
- Рефераты НИУ ВШЭ
- Рефераты СПбГУ
- Рефераты МГИМО
- Рефераты МГТУ
- Рефераты ТПУ
- Рефераты СПбПУ
- Рефераты УрФУ
- Рефераты ТГУ
- Рефераты КФУ
- Рефераты ФУпПРФ
- Рефераты РЭУ
- Рефераты НИТУ МИСиС
- Рефераты СФУ
- Рефераты РГУ нефти и газа
- Рефераты НИУ МЭИ
- Рефераты ИТМО
- Рефераты МГМУ
- Рефераты РУДН
- Рефераты НГТУ
- Рефераты РНИМУ
- Рефераты МГЛУ
- Рефераты ЮФУ
- Рефераты ННГУ
- Рефераты МАИ
- Рефераты СПбГЭУ
- Рефераты ВАВТ
- Рефераты СНИУ
- Рефераты КГМУ
- Рефераты ДВФУ
- Рефераты МГЮА
- Рефераты СПбГУТ
- Рефераты КГАСУ
- Рефераты ПГУТИ
- Рефераты ТюмГУ
- Рефераты КемГИК
- Рефераты СПбУТУиЭ
- Рефераты ЯГСХА
- Рефераты МПГУ
- Рефераты ИГАУ
- Рефераты УГПС МЧС
- Рефераты СПбГАСУ
- Рефераты СГМУ
- Рефераты СГУ
- Рефераты СГЮА
- Рефераты ТУСУР
- Рефераты РПА
- Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
- Рефераты УрГЭУ
- Рефераты ДГТУ
- Рефераты ЧелГУ
- Рефераты ВГУ
- Рефераты ТулГУ
- Рефераты ЮЗГУ
- Рефераты НГПУ
- Рефераты ОГУ
- Рефераты ТГПУ
- Рефераты УПП
- Рефераты УдГУ
- Рефераты РГУП
- Рефераты УГНТУ
- Рефераты МГППУ
- Рефераты ГУАП
- Рефераты ВГУЭС
- Рефераты РГЭУ (РИНХ)
- Рефераты ВятГУ
Методология исследования рисков
Исследование рисков будет проводиться в три этапа. Первый этап: предварительный анализ опасности.
Риск обычно связан с неконтролируемым высвобождением энергии или утечкой токсичных веществ (мгновенные факторы). Обычно некоторые отделы компании представляют больший риск, чем другие. Поэтому в начале анализа компанию следует разбить на части, чтобы определить участки производства или их компоненты, которые являются вероятными источниками неконтролируемых утечек. Таким образом, первым шагом будет:
- Определить источники опасностей (например, возможность разлива токсичных веществ, взрывов, пожаров и т.д.);
- Определите части системы (подсистемы), которые могут вызвать эти опасные условия (химические реакторы, резервуары и хранилища, энергетические системы и т.д.).
Средствами получения представления об опасностях в системе являются технический анализ и детальное рассмотрение окружающей среды, рабочего процесса и самого оборудования
Очень важно знание уровней токсичности, правил безопасности, условий взрыва, путей реакции, коррозийных процессов, условий воспламеняемости и т.д
Определенные ограничения на анализ технических систем и окружающей среды обычно необходимы. Например, нерационально подробно изучать параметры риска, связанные с разрушением механизма или устройства в результате падения самолета, так как это редкое событие, но необходимо обеспечить защиту от таких редких событий при анализе атомных электростанций, так как это связано с большим количеством жертв. Поэтому необходим следующий шаг.
Введение ограничений в анализ риска (например, необходимо решить, должен ли он включать детальное изучение риска от саботажа, войны, человеческой ошибки, молнии, землетрясений и т.д.).
Поэтому целью первого этапа анализа рисков является определение системы и выявление в общих чертах потенциальных опасностей.
После выявления опасностей они характеризуются в зависимости от их воздействия.
Характеристика осуществляется в соответствии с категориями критичности:
- Класс 1 — пренебрежимо малое воздействие;
- 2 класс — пограничные эффекты;
- 3 класс — критические ситуации;
- 4 класс — катастрофические последствия.
Кроме того, следует описать профилактические меры (если это возможно) для устранения опасностей класса 4 (3, 2) или для снижения класса опасности. Возможные решения, которые необходимо рассмотреть, представлены в виде алгоритма, называемого деревом решений анализа опасности.
Затем могут быть приняты необходимые решения для внесения корректировок в общий проект или изменения конструкции оборудования, изменения целей и функций, а также введения аномальных действий с использованием средств безопасности и предосторожности. Качественная оценка потенциальных последствий для каждого опасного состояния в соответствии со следующими критериями:
Качественная оценка потенциальных последствий для каждого опасного состояния в соответствии со следующими критериями:
- Класс 1 — безопасно (состояние, связанное с ошибкой человека, недостатками конструкции или неадекватной конструкцией и неправильной эксплуатацией), не приводит к значительным неисправностям и не вызывает повреждения оборудования или несчастных случаев с людьми;
- Класс 2 — предел (состояние, связанное с ошибкой человека, недостатком конструкции или ее несоответствием конструкции и неправильной эксплуатацией), приводит к сбоям в работе, может быть компенсирован или поставлен под контроль без нанесения ущерба оборудованию или несчастных случаев с людьми;
- Класс 3 — критический (состояние, связанное с человеческим фактором, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной эксплуатацией), приводит к значительной неисправности, повреждению оборудования и создает опасную ситуацию, требующую немедленных действий по спасению персонала и оборудования;
- Класс 4 — катастрофический (состояние, связанное с человеческим фактором, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной эксплуатацией), приводит к последующей потере оборудования и (или) смерти или серьезным травмам персонала. Рекомендуемые защитные меры для предотвращения или ограничения выявленных опасных условий и/или потенциальных аварий должны включать требования к конструктивным особенностям, внедрению защитных устройств, изменениям конструкции, специальным процедурам и инструкциям для персонала.
Принятые превентивные меры должны быть зарегистрированы, а состав оставшихся превентивных мер должен контролироваться.
Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности
Жизнь современного человека в цивилизованном обществе сопряжена со многими опасностями. В производстве, на транспорте и в окружающей среде всегда происходят события, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье человека или даже привести к смерти. Поэтому жизнь «без опасностей» — это ложная идеализация, а понятие «безопасность» следует понимать как систему мер по защите от опасностей, способность справляться с опасностями, умение предупреждать и избегать опасных ситуаций.
В начале XX века начала формироваться российская школа безопасности (Кипричев и др.). В России появились курсы по безопасности, в это же время появился термин «техника безопасности». В 1965 году в университетах был введен предмет «Охрана труда и здоровья», также появились курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона» — предпосылки для создания единого преподавания. В 90-х годах появилась дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Основная цель — разработка общих правил, законов безопасности.
Безопасность — это ситуация, в которой кто-то или что-то не подвергается угрозе со стороны кого-то или чего-то. В то же время не исключено наличие нескольких источников опасности и их потенциальных жертв. Безопасность последних обеспечивается, когда определенные жертвы находятся вне опасности или вообще не существуют для них.
Закон Российской Федерации от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности» (в редакции Закона Российской Федерации от 25.12.1992 №4235-1) в статье 1 определяет понятие безопасности как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
Безопасность — это отсутствие неприемлемого риска, связанного с возможностью причинения вреда. В области стандартизации безопасность продукции, работ (процессов) и услуг обычно рассматривается как достижение оптимального баланса ряда факторов (включая такие нетехнические факторы, как поведение человека), позволяющего снизить риск причинения вреда здоровью человека, имуществу и окружающей среде до приемлемого уровня.
Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ФЗ № 184). Безопасность — это состояние защищенности прав граждан, природных объектов, окружающей среды и материальных ценностей от последствий аварий, казусов и катастроф на промышленных объектах (ГОСТ Р 12.3.047).
Безопасность — самая важная потребность человека наряду с потребностью в пище, воде, одежде, жилье, информации.
Это общенаучная категория, которая представляет собой ничто осязаемое, материальное и как интегральное выражение жизненности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира.
Опасность — явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые при определенных условиях могут причинить вред жизни человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы «человек-среда» и возникает при несовпадении их свойств. Остаточный риск — свойство систем, объектов быть потенциально опасными.
Признаки опасности:
- Опасность для жизни;
- Опасность для жизни — возможность нанесения ущерба здоровью;
- Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.
Источники образования опасности:
- Сами люди, их труд, их деятельность, средства труда;
- Окружающая среда;
- Явления и процессы, происходящие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
В BWH существует два термина:
- Ноксосфера («noxo» (лат.) — опасность);
- Гомосфера (сфера, в которой живут люди).
Опасность возникает на пересечении этих двух сфер.
Человек и окружающая среда
Здоровье и жизнь человека в значительной степени зависят от образа жизни и окружающей среды. Проблема воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду выходит за рамки какой-либо одной науки или области человеческой деятельности. Это предопределило необходимость появления новой области знаний — безопасности жизнедеятельности.
Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, к которым относятся практические, интеллектуальные и духовные процессы, происходящие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.
Модель процесса жизнедеятельности в самом общем виде можно представить как состоящую из двух элементов: человека и среды. Между этими элементами существует двусторонняя связь. Прямая связь человека с окружающей средой очевидна. Обратные связи обусловлены универсальным законом реактивности материального мира.
Система «человек-среда» заключается в достижении определенного эффекта в процессе деятельности и исключении нежелательных последствий от этой деятельности.
Окружающая среда может оказывать благоприятное или неблагоприятное воздействие на здоровье, благополучие и работоспособность человека. Параметры окружающей среды, создающие наилучшие условия для жизни человеческого организма, называются комфортными.
Основной целью безопасности жизнедеятельности как науки является защита человека в техносфере от вредных воздействий антропогенного и природного происхождения и достижение комфортных условий проживания.
В техносферных условиях негативное воздействие оказывают элементы техносферы (машины, сооружения и т.д.) и действия человека. Измеряя величину любого потока от минимально значимого до максимально возможного, можно пройти через ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек-среда»:
- Комфортные (оптимальные), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия для деятельности и отдыха, условия для проявления наибольшей работоспособности и, как следствие, продуктивности деятельности, гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонентов среды обитания;
- Приемлемым, если токи, действующие на человека и окружающую среду, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижают эффективность деятельности человека.
Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует, что в организме человека и окружающей среде не могут возникнуть и развиться необратимые процессы;
- Опасными, если токи превышают допустимые значения и оказывают негативное влияние на здоровье человека, вызывают заболевания в случае длительного воздействия и/или приводят к ухудшению состояния природной среды;
- Чрезвычайно опасны, когда токи с высоким уровнем за короткое время могут стать причиной травм, привести к гибели людей, вызвать нарушения в природной среде.
Из четырех характерных состояний взаимодействия человека с окружающей средой только первые два (комфортное и приемлемое) соответствуют позитивным условиям повседневной деятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) являются неприемлемыми для процессов жизнедеятельности человека, поддержания и развития природной среды. Следовательно, поддержание комфортных и/или приемлемых условий является одним из способов повышения безопасности человека.
Комфортное состояние жилого помещения с точки зрения микроклимата и освещения достигается за счет соблюдения законодательных требований. Критериями комфорта являются значения температуры воздуха в помещении, влажности и подвижности, соблюдение законодательных требований к искусственному освещению помещений и территорий.
Условия для нормального функционирования человеческого организма:
- Дыхание;
- Питьевая вода;
- Пища (питание);
- Упражнения;
- Жизненная цель.
Опасная ситуация — это ситуация, в которой существует риск получения травмы или несчастного случая.
Экстремальная ситуация — это опасная ситуация, в которой существует реальная угроза жизни, здоровью или имуществу человека.