Принципы реализации педагогической помощи
Педагогическая помощь основывается на следующих принципах построения педагогического взаимодействия:
- Принцип добровольности взаимодействия. Ребенок и его родители должны быть заинтересованы в оказании помощи. Принуждение не принесет должного педагогического эффекта.
- Принцип опор на потенциал ребенка. Необходимо опираться на внутренние силы и потенциальные возможности отдельного учащегося и его способности к самостоятельного решению трудностей, преодолению препятствий.
- Принцип конфиденциальности. Педагогическая помощь носит закрытый характер. Эта информация охватывает узкий круг лиц и не разглашается в иных кругах.
- Принцип ухода от вредного воздействия. Главное в оказании педагогической помощи, не привести к более худшим сценариям развития. Иными словами, лучше не применять активного педагогического воздействия, не достичь каких-то глобальных итогов, но зато, не навредить ребенку.
- Принцип сотрудничества. Помощь проявляется в установлении между педагогом и учащимся диалогового взаимодействия. Он предлагает помочь и предлагает варианты решения конкретной проблемы. Но, ни в коем случае, не решает ее самостоятельно, давая право выбора учащемуся, его родителям, возможности самостоятельного действия.
- Принцип принятия стороны ребенка. Педагог принимает сторону ребенка и держит ее, помогая самостоятельно выйти из сложившейся ситуации. Каждый имеет право на ошибку.
- Принцип рефлексивного и аналитического подхода к процессу обучения и его итогам.
Сущность понятия «педагогическая поддержка»
Определение 1
Педагогическая поддержка – это особая технология образования, которая от традиционных методов обучения и воспитания отличается тем, что осуществляется в процессе диалога взрослого и ребенка и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора с последующим самостоятельным решением проблемы самим ребенком.
Рисунок 1. Педагогическая поддержка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Современная педагогика использует это понятие широко и многогранно и, во-первых, связывает его с деятельностью разных служб общества, заинтересованных в защите социальных прав ребенка и их охране, а во-вторых, данный термин трактуют как систему самых разных мероприятий, которые проводятся с целью дифференциации по интересам, склонностям и жизненным устремлениям, направленных на их выявление и поддержку.
Замечание 1
В целом под педагогической поддержкой понимают особый вид профессиональной деятельности, которая направлена на решение специфических проблем ребенка.
Некоторые авторы, например, А.В. Мудрик, О.С. Газман, Ш.А. Амонашвили, определяют эту деятельность как принцип гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей.
Педагогическая поддержка включает в себя психологическую, медицинскую, социальную помощь и позволяет ребенку ответить на важные для него вопросы, кем и каким быть.
Для педагогической поддержки основными средствами являются безусловное принятие педагогом ребенка, эмпатия, коммуникативная творческая насыщенность взаимодействия.
Педагогическую поддержку ребенка отечественная наука разрабатывает в контексте гуманистической парадигмы.
Замечание 2
Педагогическая поддержка – это сложная, высокотехнологичная и психологоёмкая система педагогического взаимодействия, способствующая восстановлению веры в себя и свои возможности, создающая оптимальные условия для личностного развития.
От личности учителя, любящего ребенка и признающего приоритетность его активности, понимающего и принимающего мир детства, зависит эффективность педагогической поддержки.
В основе методологической модели педагогической поддержки лежат идеи личностно-развивающего подхода и нравственной сущности воспитания.
Педагогическая поддержка – это культура воспитания на внутренней свободе, творчестве, демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка.
Дать ребенку возможность преодолеть препятствие, развить интеллектуальный, нравственный, волевой, эмоциональный потенциал и почувствовать себя человеком, умеющим самостоятельно принимать решение – главное правило педагогической поддержки.
Теоретическая модель педагогической поддержки содержит концептуальный, организационно-структурный, проблемно-содержательный, процессуально-событийный, координационно-управленческий блоки.
Концептуальный блок – это методология и идеология педагогической поддержки в образовательном учреждении.
Организационно-структурный блок объединяет всех людей, принимающих участие в жизни системы педагогической поддержки.
В проблемно-содержательном блоке создаются ситуации, задачи, специально сконструированные педагогами проблемы для совместного решения.
Все виды и формы совместной деятельности, все педагогические процессы объединяются в процессуально-событийном блоке.
Что касается координационно-управленческого блока, то он формируется из необходимых действий и мер, которые обеспечивают непрерывность функционирования и целенаправленность развития системы педагогической поддержки как единого целого.
Проблемы при оказании педагогической поддержки
Оказывая педагогическую поддержку ребенку, педагог может столкнуться с целым рядом проблем:
- проблема для педагога в сознании ребенка не является проблемой;
- то, в чем педагог не видит проблемы, для ребенка оказывается проблемой;
- перекладывание ответственности на ребенка;
- отсутствие единого мнения педагогов в отношении ребенка, не вписывающегося в общие требования системы;
- недостаточность полученного образования для оказания эффективной работы по педагогической поддержке;
- проблема соответствия-несоответствия ребенка задаваемым нормам;
- отсутствие взаимодействия социально-психологических служб и школы в разрешении проблем ребенка.
Активность ребенка, которая является опорой для педагога, это единственный вариант при котором и ребенок, и педагог обретают субъектные качества.
Инициатором действий педагога должен быть ребенок, поскольку он выбирает педагога в качестве доверенного себе лица и посвящает в свою проблему. В этом случае педагог становится партнером, способным действовать в общих целях.
Замечание 3
Перевести ребенка из пассивной позиции «жертвы» в активную позицию субъекта деятельности по разрешению проблемы — стратегическая задача педагогической поддержки.
Стратегия выражается в тактиках, ориентированных на свой тип проблем.
В сознании ребенка должно сформироваться представление о том, что для того, чтобы обрести независимость, надо научиться рефлексировать проблему и только тогда самостоятельно её можно разрешить.
Надо учиться действовать не спонтанно, а размышлять, почему и как эта проблема возникла, что необходимо сделать и насколько это реально, что мешает и как с этим справиться, как на людях отразится задуманное, как можно эту проблему не усугубить ещё больше и др.
Публикация «Педагогическая поддержка детей» размещена в разделах
Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т. е. в самоопределении и самореализации, «выращивание» субъектной позиции ребенка.
Задачами педагогической поддержки являются :
• выявления и собственного понимания педагогом проблемы ребенка, осознания всей ситуации его саморазвития;
• помощи ребенку в осознании им данной ситуации и коррекции собственного понимания;
• совместной с ребенком рефлексии его проблемы, побуждение его к осознанию себя как суверенного
У педагогической поддержки есть целостная стратегическая задача — помочь ребёнку стать хозяином своей жизни. Но в зависимости от конкретной решаемой задачи педподдержка рекомендует обращаться к принципиально различным способам взаимодействия с ребёнком, к нескольким тактикам — «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие».
Кредо тактики «защиты» — ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Задача педагога, использующего эту тактику — обеспечить такое пространство для взаимодействия с ребёнком где отсутствует угроза его достоинству, где нивелированы внешние обстоятельства блокирующие свободное проявление его активности. Только при условии, что ребёнок может быть свободен в своих проявлениях и не будет при этом тут же осужден и наказан или его действия не будут тут же пресечены, можно обеспечивать педагогическую поддержку ребёнка, используя другие тактики.
Кредо тактики «помощи» — ребёнок многое может сделать сам и быть при этом успешным, если будет активен в реализации своих намерений, нужно помочь ему убедиться в этом. Суметь разблокировать собственную активность ребёнка, привыкшего ориентироваться на авторитет, потерявшего веру в себя и самоуважение, страшащегося неудачи, задача не из легких, она требует терпения и мастерства педагога. Но дальнейшее взаимодействие в логике педподдержки состоится, только если ребёнок сам предпринимает активные действия для достижения своих целей.
Кредо тактики «содействия» — ребёнок всегда имеет объективную возможность выбирать и может стать субъектом выбора. Развитие способности совершать выбор, содействие ребёнку в преодолении страха перед неизвестным, раскрытие видения широкого диапазона возможностей таящегося в каждой ситуации — вот те задачи, которые ставит перед собой педагог, следуя этой тактике педподдержки.
Кредо тактики «взаимодействия» — договор — это испытание свободой и ответственностью Ребёнок может быть подготовлен к выстраиванию договорных отношений с другими людьми, он способен соблюдать договоренности,, нести ответственность за свои действия в рамках договора.
В своей работе с детьми использую наиболее приемлемые тактики педагогической поддержки развития детей : тактику помощи и тактику содействия.
Кредо тактики «содействия» : «Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!». Главным условием тактики является стабильное эмоциональное состояние ребенка, самооценка не занижена. В тактике содействия создаешь условия для того, чтобы ребенок вовлекался в процесс осмысления намерений, интересуешься мнением ребенка к отношениям к происходящему, расширяешь возможности выбора, предлагая новые варианты, не знакомые ребенку.
Психологический аспект педагогической поддержки
Составной частью педагогической поддержки и неотъемлемым её звеном является психологическая поддержка, сущность которой состоит в преобразованиях, затрагивающих личность.
Психологическая поддержка определяется уровнем осознания человеком своих проблем и мерой помощи в его личностном становлении со стороны взрослого. Психологическая поддержка ограничена мерой понимания ситуации подростком, уровнем развития его субъектности, нравственно-волевыми качествами.
Структура психолого-педагогической поддержки деятельности педагога включает:
- анализ учебно-воспитательной среды с учетом возможностей и требований, предъявляемых ребенку и уровню его развития;
- психологические критерии эффективности обучения;
- внедрение мероприятий, рассматриваемых как условие успешного развития и обучения;
- определенную систему деятельности педагога, которая дает самый большой эффект развития особых детей.
Основное направление психолого-педагогической поддержки направлено на взаимодействие взрослых и детей.
Термин «процесс» говорит о том, что существует некая растянутость во времени, а термин «психолого-педагогический» рассматривается как направленность на преобразование личности ребенка.
Полная психолого-педагогическая организация состоит из внедренных одна в другую учебной и воспитательной подсистем тесно взаимодействующих и в то же время самостоятельных процессов. Процесса обучения, что значит передача знаний, умений, навыков и процесса воспитания, что значит освоение детьми принятых в обществе норм и правил поведения.
Оба процесса протекают в пределах одной образовательной организации. Цель педагогов, осуществляющих эти процессы, направлена на достижение общей цели – подготовить личность к активной жизнедеятельности в обществе.
Воспитания не существует без элементов обучения, точно также, как и обучение всегда носит воспитательный характер.
Формы и методы достижения цели очень ярко показывают отличительные особенности этих процессов. В воспитательной работе доминируют разные виды деятельности, воздействующие на мотивационную сферу ребенка, тогда как в обучении методы и регламентированные формы работы направлены на познавательную сферу.
Психолого-педагогический процесс имеет свои принципы построения – он должен учитывать возрастные возможности и опираться на интересы, решать образовательные и воспитательные задачи в единстве, учитывать положение о ведущей деятельности, компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином процессе.
Психолого-педагогический процесс имеет три этапа организации:
- подготовительный этап, на котором определяется цель, ставятся конкретные задачи, планируется и прогнозируется результат, подбираются методы с учетом возраста и основной задачи;
- основной этап, на котором осуществляется педагогическое взаимодействие взрослого и ребенка, ведется контроль, определяются отклонения и ошибки, вводятся необходимые дополнения и изменения;
- заключительный третий этап необходим для анализа результатов.
Разновидности педагогической поддержки
Педагогическая поддержка может быть:
- Непосредственной. Она основывается на озвучивании учащимся проблемы и предложении педагогом вариантов ее разрешения т.е. педагог оказывает определенную помощь конкретному ребенку, обращаясь именно к нему, ведя с ним беседу один на один.
- Опосредованной. Такая поддержка реализуется разными приемами. Она не имеет прямого обращения педагога к конкретному учащемуся. Диагностирование помогает педагогу выявить наличие каких-то проблем у отдельных учащихся. Педагог обращается ко всему коллективу, как бы наталкивая отельных учащихся на самостоятельное разрешение своих проблем. Этот может быть приведение примеров действий и поступков героев сказок или повествование о реальных событиях, вариантах поведения в той или иной ситуации.
- Своевременной. Она предполагает оказание помощи тогда, когда она требуется учащемуся.
- Опережающей. Она связана с ознакомлением учащихся с разными жизненными ситуациями, проблемами и вариантами их решения. Таким образом, к моменту возникновения проблемы, учащиеся уже имеют представления о ней, а также о способах ее разрешения.
- Предупреждающей последствия. Такая поддержка реализуется после свершения какого-то события, чреватого усугублением проблемы. В таком случае педагогическая помощь направлена на профилактику ее развития.